Кутафин Конституционное право России
Единство предмета теории государства и права
обусловливается ее практическим и научно-понятийным единством. Государство и
право нерасторжимо связаны друг с другом. А потому теория государства и права
не изолированные отрасли знания, а единая наука. Но оставаясь целостной наукой,
она подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части:
теорию государства (государствоведение) и теорию
права (правоведение).
Именно отмеченные единство и дифференциация
позволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом
закреплении, а право — в его государственном обеспечении,
гарантировании, не мешая при этом углубленному и детальному анализу и
государства, и права. Иногда допускаемый искусственный отрыв теории права от
теории государства неизбежно обедняет и правоведение, и государствоведение,
затрудняет их понимание. Тем более недопустимо противопоставление государства и
права друг другу.
В последние годы в нашей периодической печати и
научной литературе под предлогом борьбы с тоталитаризмом предпринимались
попытки принизить роль и значение государства в жизни современного общества,
высказывались сомнительные идеи о «малопригоднос-ти»
самого понятия государства. Однако мировой опыт показывает, что государство
такой социально-политический институт, чье ослабление незамедлительно и
негативно влияет на правопорядок, увеличивает разряжен-ность
правового пространства.
Итак, предметом теории государства и права
выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные
закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование
в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового
регулирования.
Особое место в нашей науке должно занимать учение о
российской государственности, ее исторических, национально-культурных корнях и
традициях, о настоящем и будущем российского государства и права.
Теория государства и права как фундаментальная
наука выполняет ряд важных функций.
Онтологическая функция — первая
и отправная. Онтология — учение о бытии, в котором исследуются
основы, принципы бытия, его структура, закономерности.
Выполняя онтологическую функцию, теория государства
и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они
возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.
Гносеологическая функция. Гносеология,
или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к
реальности и т. д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические
конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.
Эвристическая функция. Эвристика — это
искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не
ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а
открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в
условиях рыночной экономики.
Методологическая функция. Будучи
фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к
отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный
уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая
государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и
выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее
категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами»,
«несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.
Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и
будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин
«политика» в переводе с греческого — «искусство
управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот
почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за
политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по
сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.
Теория государства и права призвана формировать
научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики,
обеспечивать научность государственного управления.
Идеологическая функция. Идеология —
система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми
формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп,
общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов
ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно
кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических
ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и
приводит в систему идеи о государствен праве,
создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной
политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на
общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и
непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на
правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в
целом.
Практически-организаторская функция. Теория
государства и права служит научной основой функционирования государства и
права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем
государственно-правового строительства, особенно в современный сложный
переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед
обществом.
Прогностическая функция. На основе
признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука
выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется
практикой.
Научное прогнозирование имеет большое значение для
предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в
будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают
уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.
Функции теории государства и права взаимосвязаны,
дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное
представление о назначении теории государства и права.
Значительны достижения государствоведения
и правоведения в прошлом, актуальны их проблемы сегодня, важны плодотворные
направления дальнейшего развития.
Термин «метод» введена
научный оборот древними греками. Под ним понимается способ познания,
исследования явлений природы и общественной жизни. Виднейшие ученые придавали
методам познания исключительное значение. Так, Ф.
Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученому, считая, что даже
хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без
дороги. Иначе говоря, плодотворность научного поиска, степень и глубина
познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых
исследователями. Сами по себе методы —
продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно
связаны с предметом изучения. Постоянный поиск новых исследовательских приемов,
способов, методов обеспечивает прирост научных знаний, углубление представлений
о присущих предмету закономерностях.
Теория государства и права не собрание готовых
истин, канонов или догм. Это постоянно развивающаяся, живая наука, находящаяся
в непрерывном поиске. Обновляя и развивая свои методы познания, она приближается к осуществлению своего основного
предназначения — служить научным ориентиром государственно-правовой
практике.
Таким образом, методы теории государства и права — это
приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета
и получения науч ных результатов. Учение о методах
научного познания называется методологией.
Многовековой мировой опыт государственно-правового
развития вызвал к жизни многочисленные и многообразные политико-правовые теории
и доктрины. Все они опираются на различные методы, подходы и получают далёко не
одинаковые выводы и результаты: одни теории
отвергают саму возможность познания сущности государства и права, другие
считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи
утверждают, что государство и право создаются и совершенствуются по воле людей,
и т. д.
В нашей науке многие десятилетия господствовал
монистический — марксистско-ленинский — подход к
изучению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория
государства и права признавалась единственно истинной, т. е. правильно отражающей объективную действительность.
Все другие теории и доктрины считались (в той или иной мере) ложными и
подвергались критике. Это обедняло наше учение о государстве и праве, не
позволяло в полной мере использовать мировые достижения политической и правовой
культуры.
Вместе с тем любая теория, используя свои методы
познания, несет крупицы знаний в общую копилку, позволяет глубже и полнее
понять те или иные стороны, грани изучаемых феноменов. Сегодня самым, пожалуй,
приемлемым для теории государства и права является конструктивно-критический
подход к оценке и анализу прошлых и настоящих государственно-правовых учений.
Отмеченное в полной мере относится к
марксистско-ленинской доктрине, которая в последнее время подвергалась
жесточайшей критике и даже очернительству, в том числе со стороны ее бывших
«горячих» сторонников. Затяжной системный кризис во многих странах,
называвшихся социалистическими, жизненная потребность его преодоления
обусловили резко отрицательное отношение к марксизму-ленинизму как учению и
социализму как общественно-политическому строю. Однако наука не может впадать в
крайности. Спору нет, в марксизме немало утопического и устаревшего, но есть в
нем положения и выводы, имеющие непреходящее значение. Идеи о коллективизме,
народовластии, социальной справедливости, трудовой морали неистребимы, пока
существуют человек и мир.
Сегодня в нашей стране свобода выбора методов, способов, подходов к изучению государства и права,
плюрализм учений и мнений, идеологическое многообразие. Хотя верно и то, что о
государстве и праве нельзя сказать почти ничего такого, что бы прямо или
косвенно не затрагивало интересов различных социальных групп, классов, партий и
политических течений. Но науке надлежит дистанцироваться
от групповых, классовых, националистических интересов во имя истины и правды.
Методы теории государства и права, как уже
говорилось, тесно связаны с ее предметом. Последний отвечает на вопрос, что
изучает теория, методы — как, какими способами она это делает.
В основе методов лежит предмет теории, ибо без теории метод остается
беспредметным, а наука — бессодержательной. В свою очередь лишь
теория, вооруженная адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней
задачи и функции.
Теория и методы возникают одновременно, к ним
предъявляются сходные требования: не только результаты, но и путь к ним должен
быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут и не должны
подменять друг друга.
Теория государства и права разрабатывает собственные методы исследования государственно-правовых
явлений и в то же время активно использует общие методы, выработанные
общественными и естественными науками.
На протяжении долгого времени в науке
противоборствуют идеалистический и материалистический методы познания,
метафизика и диалектика. Нашей отечественной науке присуща ориентация на материалистический подход, согласно которому глубинные, сущностные стороны государства и права
предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности.
Материалистический подход позволяет проследить связь государства и права с
реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности для упрочения
материальных основ и увеличения экономического потенциала общества.
Философской основой
теории государства и права служит диалектический метод, т. е. учение о
наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных
изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и
регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского
права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей
(единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в
государственном строительстве); закон отрицания отрицания (в российской
государственности имеются элементы прошлой и зародыши новой государственности).
Творческое применение законов диалектики, отражение
богатства жизненных процессов в таких философских категориях, как «содержание и
форма», «возможность и действительность», «случайность и необходимость»,
«историческое и логическое», «должное и сущее», «свобода и ответственность» и
т.д., помогают избежать вульгарных субъективистских и волюнтаристских
истолкований государственно-правовых явлений.
К философским законам и категориям непосредственно
примыкает метод восхождения от абстрактного к
конкретному и от конкретного к абстрактному. Так, процесс познания
формы государства может двигаться от абстракции «форма государства» к ее видам — форме
правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных
форм. При подобном подходе познание формы государства будет углубляться,
конкретизироваться, а само понятие «форма государства» начнет обогащаться
конкретными признаками и особенностями. При движении мысли от конкретного к
общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные,
административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а
затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.
Наша наука исследует государство и право не в
статике, она не рассматривает их как нечто раз и навсегда данное, неизменное.
Напротив, она исходит из того, что анализируемые явления исторические,
динамичные, изменяющиеся вместе с обществом, вбирающие в себя достижения
цивилизации, мировой политической и правовой культуры. Двигаясь по пути
социального прогресса, государство и право обогащают свое содержание гуманизмом
и демократизмом, общечеловеческими ценностями, становятся все более социально
ориентированными. Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные корни государства и права. Изложенное
обусловливает применение при познании государственно-правовых явлений исторического
метода.
На вооружении теории государства и права находится
и системный метод познания. Любая система представляет собой целостное,
упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не
присущее им самим качество. Государство и право по своей сути, по структуре —
сложные, системные явления. Основными элементами первого выступают органы
государства, второго — нормы права. В целом же государство
как важнейший политический институт входит наряду с другими политическими
институтами в политическую систему, а право — в нормативную
систему общества.
Системный метод открывает большие возможности для
изучения системообразующих структурных элементов государства
и права, прямого и обратного влияния на государство и право внутренней и
внешней среды, для предупреждения противоречий и «возмущений» в правовой и
государственной системах.
Знание и умелое использование общенаучных методов
не исключает, а, напротив, предполагает применение специальных и частных
методов познания государственно-правовых явлений.
Традиционен для юридической науки формально-юридический
метод. Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом,
анализ источников (форм права), формальной определенности права как его
важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила
юридической техники и т.п.— все это конкретные проявления формально-юридического
метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и
юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д.
Словом, формально-юридический метод вытекает из
самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и
систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и
внутреннюю формы.
В наше время, когда закономерно усиливаются
интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнительного государствоведения и правоведения, который имеет
своим объектом сходные государственно-правовые институты различных стран. С
логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном
изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства
и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно
установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение
данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политических и
правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение
и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного
опыта и механическим переносом его в наши специфические исторические,
национальные и социально-культурные условия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64
|
|