Кутафин Конституционное право России
В идеале государство должно служить человеку,
создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развивать
и проявлять свои способности и дарования, ибо человек — высшая
из всех мировых ценностей, мера всех вещей. В действительности отношения между
человеком и государством куда более сложны и весьма противоречивы. Веками между
человеком и государством складывались отношения отчуждения и вражды. Для раба и
подданного рабовладельческое и феодальное государство .выступало
как чуждая и враждебная сила. Они не имели прав и
свобод, а только несли обязанности перед государством и поэтому не могли стать
личностями. С наступлением эры капитализма отношения между
человеком-гражданином и государством круто меняются. Гражданин становится
носителем прав и свобод, которые придают ему автономный, независимый от
государства статус. На государство же возлагается обязанность защищать и
гарантировать эти права и свободы.
На развитие гражданских прав и свобод большое
влияние оказала либерально-демократическая доктрина, которая акцентировала
внимание на личностном аспекте демократии, на незыблемости неотчуждаемых прав и
свобод человека, на ограничении вмешательства
государства в личную жизнь человека, на возможности человека обратиться с
жалобой на государство и его органы в независимый суд. Правда, оснований
идеализировать отношения между гражданином и капиталистическим государством не
наблюдается. И здесь возникали антидемократические (фашистские и авторитарные) режимы, которые превращали человека в придаток
государственной машины; не всегда государство защищает человека от нищеты,
социальной и национальной дискриминации.
В Советском государстве предпринимались меры по
предоставлению трудящимся значительных социально-экономических прав, но в целом правовой статус человека был во
многом урезан и слабо защищен. Сталинский тоталитарный режим отвел человеку
роль винтика в государственной машине, сделал его полностью беззащитным перед
государством. И в послесталинский период интересы
государства ставились выше интересов личности. Слаба была судебная защита
личных прав и свобод. И все же говорить о том, что Советское государство не
заботилось о человеке, о развитии его духовных и физических сил, нельзя.
Бесплатные образование, медицинское обслуживание, занятия физической культурой
и спортом, уверенность в завтрашнем дне — все это и
многое другое было реальностью.
Конституция Российской Федерации закрепила такие
взаимоотношения человека и государства, которые в целом отвечают современному
пониманию демократии. В демократическом государстве силовые органы власти
необходимы для того, чтобы любой человек был защищен от произвола и насилия, ощущал
свое достоинство, выступал как полноправный партнер государства. Другими
словами, вся мощь государства должна обеспечивать охрану и защиту прав
личности.
В Конституции подчеркивается, что общепризнанные
принципы и нормы меавдународного права и международные
договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А
потому государственные органы, должностные лица обязаны строить свою
деятельность в соответствии с ними. Однако с принятием Конституции разрыв между
широким кругом закрепленных в ней прав и свобод человека и гражданина и
степенью их гарантированности, защищенности
личности увеличился. Этот разрыв будет ликвидирован, а права и свободы человека
станут реальными только после выхода общества из кризиса в экономике, политике,
духовной жизни.
Как объект государственно-правового воздействия
экономика представляет собой сложное и развивающееся явление. Археологи
установили, что примерно в VII—III вв. до
н.э. в жизни человечества произошел переход от присваивающего к производящему
хозяйству. Для присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, сбор плодов
дикорастущих растений) характерно то, что производителем выступает сама
природа. Продукты потребления человеком не производятся, а добываются. Правда,
для того чтобы добыть зверя или выловить рыбу, необходимы были орудия лова,
которые требовалось изготовить, произвести. Таким образом, некоторые элементы производства
свойственны и присваивающему хозяйству. Производящее хозяйство означало
качественный скачок: с появлением земледелия, скотоводства, ремесел
производителем продуктов потребления все в большей мере становится человек, а
точнее, его труд, который постепенно приобретает черты определяющего элемента
производственного процесса. Производительный труд вызвал к жизни новый тип
общественных отношений — экономические. В производящем хозяйстве
труд человека органично соединяется с действием природных сил. Природа
действует в искусственных, созданных человеком условиях. В систему действующих
природных сил «встраивается» разумная сила человека, являющаяся катализатором
их эффективности. Природный процесс становится элементом производственной
деятельности человека.
Экономика представляет собой систему отношений по
производству, распределению, обмену и потреблению
материальных благ. Цикл экономических отношений начинается с производства
материальных благ и завершается их потреблением. Отношения, связанные с распределением
и обменом произведенной продукции, носят промежуточный характер. Становление
экономических отношений породило новые институционные формы их закрепления,
стабилизации, развития. Государство и право — это
социально-политические институты, вызванные к жизни экономикой, потребностями
ее развития и регулирования.
Более тесные связи экономика имеет с правом поэтому
вначале рассмотрим воздействие права на экономику.
В первую очередь необходимо подчеркнуть, что право
есть наиболее адекватная форма экономических отношений. Последние могут
нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные
формы (традиционная, религиозно-нравственная, директивно-государственная) не
являются оптимальными, поскольку не отвечают потребностям рыночной экономики,
искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные,
анархические, противоречащие духу народа и т. п.
Таким образом, право — это не нечто внешнее для экономики.
Право — естественная форма
экономических отношений.
Экономические отношения, как и любые иные
социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в
нормативной, форме. Мы уже отмечали, что
нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает
исторический опыт), в наибольшей степени отвечает сущности экономических
отношений, их рыночной природе.
Единой юридической основой всех отношений
экономического цикла является право собственности. При этом в сфере
экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи
вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют
ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной
стоимости, воплощенного в них труда. Вещи как объекты права собственности
вторичны, они носители овеществленного труда, придающего им-стоимость. И самое
главное: обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и
т.д.) осуществляется на основе частного права между
равноправными собственниками. Вмешательство государства в данные отношения может
быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из
сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т. е. его права.
Право есть способ саморегулирования
экономики. Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное
содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей
населения, а с другой — уровнем развития техники,
производительности труда, природными условиями. Однако как, каким образом
отдельный производитель получает информацию о том, что необходимо производить?
Подобные вопросы не возникают в условиях традиционного, натурального хозяйства,
свойственного феодализму. Не нужна здесь и
регулирующая функция права. В условиях рыночной экономики ситуация иная. Цена
на рынке товаров и услуг регулируется соотношением спроса и предложения. Но для
этого все собственники должны быть свободны юридически, т.е. должны
самостоятельно решать, что производить, в каком количестве, по какой цене
продавать. Юридическая свобода — необходимое условие для выявления
экономической необходимости. Она дает возможность производителю слышать сигналы
рынка и учитывать их. Производитель сам регулирует экономические аспекты своей
деятельности и делает это по праву и благодаря праву, с помощью которого его
свобода закреплена и защищена.
Итак, право не просто воздействует на экономику,
оно
— имманентная ее часть. Более того, есть основания считать, что
становление права как регулятивной системы завершается с появлением развитой
рыночной экономики. Это произошло в Европе в XIX в. и
выразилось в формировании англосаксонской и романо-германской
правовых систем.
Воздействие государства на экономику имеет иной
характер. Если право воздействует на экономику, так сказать, изнутри, являясь
оптимальной формой экономики и единственно возможной формой рыночной экономики,
то государство обеспечивает внешние условия
ее функционирования.
Во-первых, государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне
и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.
Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его
относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и
социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее
единство и стабильность общества — также
необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики.
В-третьих, государство выступает и субъектом
экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции,
обеспечивающие целостность экономической системы страны. Например, с
незапамятных времен государство берет на себя заботу о денежном обращении,
имеет бюджет, осуществляет финансирование образования, культуры и др.
В-четвертых, с усложнением в ходе исторического
развития экономических связей государство все более активно вмешивается в
хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям,
возникающим в рыночной экономике. Так, в развитых странах Запада
государственное регулирование в сфере экономики признается полезным и
необходимым. В данном случае речь идет не просто о государственном, а о
государственно-правовом воздействии на экономику с использованием публичного
права. Направления такого воздействия многообразны: борьба с монополизмом;
контроль за качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и
здоровья потребителей; соблюдение экологических требований в процессе
производства и т. д.
Когда воздействие государства на экономику
чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному
функционированию и развитию. Крайним проявлением такого воздействия является
огосударствление экономики, при котором государство делается основным
собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя.
Порочность подобной системы состоит в следующем.
Во-первых, государство «отключает» действие
автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, т.
е. интересов потребителя и производителя. В условиях рыночной системы
предприниматель производит то, что нужно потребителю. В противном случае он
разорится. Другими словами, потребитель диктует, что и сколько необходимо
произвести. Государство-собственник забирает эту функцию себе, осуществляя
планирование производства. Мнение государственных чиновников о том, что нужно
обществу, потребителю, становится определяющим для производителя. Коллективный
разум чиновников госаппарата, .не соответствующий
коллективному желанию потребителей, порождает диспропорции в общественном
хозяйстве, т. е. производство никому не нужной
продукции и дефицит того, что необходимо.
Во-вторых, огосударствление экономики порождает
отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик.
Экономические результаты для них не имеют особого значения, ибо у рентабельных
предприятий государство забирает прибыль, а убыточным предоставляет необходимое
финансирование. Ни одно предприятие не может обанкротиться. Обанкротиться может
только государство в целом. Однако если страна богата природными ресурсами,
дойти до этой черты не так просто.
Государство — организация,
которая лишь тратит, ничего не производя. Конечно, оно выполняет полезные
функции, без осуществления которых общество не может обойтись. Затраты на них — это, так сказать, нормальная стоимость
государственных услуг. Но государство, используя свою силу, может возложить на общество
и чрезмерную дань, и тогда затраты ложатся тяжким бременем на экономику,
сдерживают ее развитие. Наиболее типичными чрезмерными затратами выступают
милитаризация экономики, содержание огромной армии, большого аппарата
чиновников и т. д. Индикаторами непомерных
государственных расходов являются прямые и косвенные налоги, грабящие население
и душащие экономику, быстрый рост инфляции и другие негативные явления.
В-третьих, чрезмерное воздействие государства на
экономику выражается в излишней административной заурегулированности
экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к
коррупции государственного аппарата, к возникновению теневой экономики.
Господствующее положение государства в экономике
дает ему и некоторые преимущества. Главное из них — возможность
очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы
(материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем:
производства вооружений, освоения целинных земель, строительства новых городов,
ведения гигантских промышленных строек, реализации
космических проектов и т.д. Но теневой стороной подобных «достижений»
становятся снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии,
бесправие отдельного человека, пренебрежительное отношение к экологии и др.
На исходе XX столетия
человечество стоит перед проблемой, как органически соединить рыночную
экономику, социальную политику и экологию. В цивилизованном обществе экономика
должна быть социальной и экологичной. Такая
трансформация экономики возможна лишь при позитивном воздействии на нее
государства и права в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются
достоинство и права человека и функционирует правовое государство.
Политика — широкое по
объему и сложное по содержанию явление и понятие. С ней так или иначе
соприкасается каждый, и, следовательно, каждый имеет то или иное представление
о том, что это за феномен.
Реальная политика может проводиться на разных
уровнях и в разных масштабах: в районе, городе, области, республике, стране в
целом. Политика может быть федеральной и региональной, местной, внутренней и
внешней, диктаторской и демократической, народной и антинародной и т.д. В плане
государственно-правового воздействия нас интересует в первую очередь политика в
масштабе страны, общегосударственная политика. Ее можно
кратко определить как стратегический курс развития страны. Выделяются
три основные вида деятельности в сфере политики: выработка стратегического
курса (политики); выбор стратегического курса;
реализация избранного стратегического курса.
В развитых государствах Запада выработкой стратегического курса занимаются партии. Затем избиратели,
голосуя за ту или иную партию, осуществляют выбор политического курса. Наконец,
партия, победившая на выборах, формирует
правительство и проводит в жизнь свою программу через механизм государственной
власти.
Изложенное позволяет определить оптимальный
вариант воздействия государства на политику. Выработка и выбор
политического курса осуществляются обществом, государство же выступает
эффективным инструментом реализации политики с помощью аппарата управления и
принуждения, через законодательную власть и правосудие. Однако это возможно
лишь в развитом гражданском обществе, где существует экономическая,
политическая и духовная свобода. Если же посмотреть на соотношение политики и
государства в историческом плане, а также в современных недемократических
государствах, которых в мире пока еще большинство, то выяснится, что до сих пор
взаимодействие политики и государства далеко не оптимально. В странах с
неразвитым гражданским обществом главное отклонение от оптимального варианта
разделения функций в политике между партиями, народом и государством состоит в
том, что государство доминирует, господствует в сфере политики, т. е. не только реализует, проводит в жизнь политический
курс, но и осуществляет выбор этого курса и разрабатывает его, тем самым
ущемляя политические права и свободы человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64
|
|