бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве бесплатно рефераты

В нашем исследовании программа психологического изучения ребёнка составлена на основе рекомендаций Семаго М..М. и Семаго Н.Я.. Психолог анализирует следующие разделы: поведение ребёнка в процессе обследования, характер деятельности, работоспособность, сформированность социально-бытовой ориентировки, уровень умственного развития, гнозис, доминантность функционирования парных органов чувств, особенности внимания и памяти, сформированность представлений о пространственных и временных отношениях, уровень развития конструктивной и графической деятельности, речи, эмоционально-личностные особенности ребёнка. Все эти показатели должны быть оценены с точки зрения соответствия их социально приемлемым нормам и формам выражения.

На основе полученных результатов психологического изучения ребёнка проводится анализ и составляется психологическое заключение. Спецификой анализа результатов психологического обследования ребенка с проблемами в развитии является выделение наиболее существенных показателей, характеризующих развитие и психологический статус ребёнка. Вопрос о курабельности выявленных нарушений психической деятельности является центральным моментом результатов психодиагностики, так как именно ответ на этот вопрос позволяет определить избирательную направленность психологической реабилитации, прогнозировать результаты, т.е. сформулировать её конкретные цели и задачи. Нами использовалась технология определения корригируемых показателей, разработанная на основе методических рекомендаций «Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы»

Практика показывает, что у детей с интеллектуальной недостаточностью менее курабельными являются интеллектуальные нарушения. Поэтому достижение положительных конечных результатов психологической реабилитации может быть возможным за счет развития эмоционально-мотивационной сферы ребёнка, его личности. Таким образом, следует учитывать, что в ряде случаев нарушения поведения, личности у детей с проблемами в развитии могут быть прямо обусловлены интеллектуальным дефектом, тогда и их курабельность будет соответственно снижаться.

 

Козлова Э.М., Гостищева А.Ф.

Ставрополь,

Ставропольский государственный университет

 

ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ НА РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА


Развивающийся ребенок постоянно взаимодействует с внешней средой на различных уровнях. Сердцевину одного из уровней составляет семья. (Голоухова Г.Н., 1998г) Семья является той социальной средой, в которой берет начало самосознание ребенка. Первые представления человека о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным во внутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность ребенка. (Соколова Е.Т., Чеснокова И.Г. 1986г.)

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
(Рогов Е.А. 1995г.)

При правильном воспитательном воздействии родителей формируется оптимальная родительская позиция. Она основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка (адекватность), уважении его индивидуальности - основах адекватной самооценки ребёнка в дальнейшем. (Голоухова Г.Н., 1998г)

Условиями формирования самооценки ребёнка в семье является совокупность множества особенностей, характеризующих семейное воспитание. Среди них: внутрисемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, в том числе родительское отношение к ребенку. ( Бороздина Л.В., 1986г, Липкина А.И., 1976г.)

Тестовые данные S.C. Samuels также свидетельствуют о наличии положительной корреляции между самооценкой младших подростков (10— 12 лет) и стилем детско-родительских отношений. Так, высокая самооценка и хорошая социальная и личная адаптированность сочетаются с наличием теплых, доверительных отношений между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией подростка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт внутрисемейных отношений: преобладание «воспитательных» рациональных воздействий над непосредственным эмоциональным отношением. (Samuels S.C. 1997)

Таким образом, многие (если не все) основные социально-значимые качества личности первоначально вырабатываются именно в семье родителей и проявляются в полной мере в собственной семье, созданной уже повзрослевшим человеком. Поэтому, тип семьи, в которой рождается ребенок, может самым серьезным образом повлиять на его ожидания, установки, набор ролей, систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми, а также на его когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие в течение всего жизненного пути. (Голоухова Г.Н., 1998г, Соколова Е.Т., 1986г.)

Благоприятным условием развития личности можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако, развитию его самостоятельности, а семейное воспитание   является той социальной средой, в которой происходит формирование базисных нравственно-психологических черт личности, выступает как один из аспектов социальной ситуации развития личности ребенка. (Голоухова Г.Н., 1998г)

В связи с этим влияние семейных отношений на формирование самосознания ребенка очень важно. Ведь общество дано ребенку, прежде всего, в виде семьи и его ближайшего окружения, вырастая из которого он все больше будет включаться в жизнь. Более того, и общественные отношения первоначально предстают перед ним в виде отношений семейных, и от того, насколько они удачны, насколько точно они их передают, зависит степень достижения главной цели воспитания – формирование социально адаптированной личности.

 

Козлова Э.М., Рудакова Е.В.

Ставрополь,

Ставропольский государственный университет

 

АГРЕССИВНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Актуальность проблемы агрессивности и агрессивного поведения обусловлена тем, что агрессивное поведение привносит дестабилизирующий фактор в жизнь общества.

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивное поведение проявляется уже в детском возрасте в виде крика, непослушания, упрямства. И дальнейшее развитие такого поведения, и в конечном счете трансформация его в агрессию зависит от отношения родителей к таким проявлениям. Если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, отвлечением внимания, попытками свести все дело к шутке, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишениям удовольствий, изоляции. Ребенок задумывается, как же ему реагировать на усиливающиеся санкции со стороны родителей, как вести себя дальше, чтобы родительская контрагрессия была по возможности минимальной. И чаще всего ребенок не находит выхода из создавшегося положения. Это может привести ко всевозможным психическим расстройствам, которые проявляются в некоторых реакциях ребенка: он теряет аппетит, перестает проситься на горшок, тревожно спит.

В некоторых случаях молодые матери рассматривают рождение ребенка как способ восполнения дефицита любви к себе самой (Черников А.В., 2001). В дальнейшем ребенка могут использовать в качестве «козла отпущения», партнера в коалиции одного супруга против другого, примирителя  в конфликтах супругов, а иногда – единственного оправдания брака. Соответственно, в таких ситуациях рождается и развивается агрессивность.

Были получены данные, что в семьях агрессивных детей выявлена большая распространенность агрессивных проявлений со стороны взрослых по сравнению с семьями неагрессивных детей (И.А.Фурманов, 2000). Более того, отношение родителей к поведению ребенка также различно. Была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Также было обнаружено, что мальчики, чьи родители применяли суровые методы воспитания, были высокоагрессивны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям. Если же рассмотреть особенности родительских наказаний, то установлено, что отцы предпочитают физические наказания, а матери - непрямые или более психологические воздействия и на сыновей, и на дочерей. В целом же данные ряда исследований свидетельствуют, что мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков и большее сопротивление (Репина, 1987)

Таким образом, основным фактором, влияющим на формирование агрессивности у детей, являются отношения родителей друг к другу и к своим детям. Рассматривая семью как систему, состоящую из элементов, объединенных информационно-эмоциональными связями и системообразующим фактором, рекомендуется проводить коррекцию агрессивности в рамках системной семейной психотерапии.

Козловская Н.В.,

Ставрополь,

Ставропольский государственный университет

ВОСПРИЯТИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ АГРЕССИВНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Проблема влияния телевидения на агрессивность современных подростков  является одной из актуальных в нашем обществе. Проведенное нами исследование с целью выявления особенностей предпочтений в выборе телевизионных передач подростками с разным уровнем и видом агрессии, в котором приняли участие 150 учеников 8 – 9 классов МОУ СОШ № 34 г. Ставрополя, показало, что у испытуемых с высоким и средним уровнем агрессивности при обращении к телепередачам  доминирует развлекательный мотив, особенно выраженный у респондентов, склонных к вербальной агрессии, в то время как у респондентов с низким уровнем агрессивности ведущим является мотив познавательный. При этом для испытуемых с низким и средним уровнем агрессивности характерно рационально-аналитическое отношение к телепередачам, а у испытуемых с высоким уровнем агрессивности при выборе передач наблюдается элемент случайности. Были установлены значимые различия в предпочтениях подростков: испытуемые с высоким и средним уровнем агрессивности предпочитают смотреть  боевики, фильмы ужасов и спортивно-развлекательные передачи, а испытуемые с низким уровнем агрессивности – комедии и научно-познавательные телепередачи. Испытуемые с высоким уровнем агрессивности склонны оценивать телепередачи, содержащие сцены насилия, как веселые, развлекательные, в то время как испытуемые с низким уровнем агрессивности воспринимают их жестокими, надуманными и агрессивными. Агрессивные респонденты, прежде всего, выбирают для просмотра передачи, оценивая их с точки зрения «непроблемности», развлекательности, легкости восприятия, динамичности, оригинальности, эмоциональной насыщенности и напряженности, в то время как неагрессивные обращают внимание на научность, познавательность, проблемность и правдивость. 


Кривобокова Е.В.,

с. Подлужное

Подлужненская санаторная школа-интернат

 

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО СТРЕССИРОВАНИЯ

 

В настоящее время социально-экономической нестабильности общества  и социального стрессирования       количество  подростков          с нарушениями и изменчивостью в поведении, общении, психическом личностном развитии имеет тенденцию возрастать.  Особенно актуальна эта проблема для детей-воспитанников детских домов и школ-интернатов (в том числе оздоровительного типа). Ведь большинство этих детей психически травмированы,  их психическое развитие замедленно, либо их поведенческая и личностная изменчивость  нестабильно. Причины этой проблемы: неблагоприятная социальная ситуация развития (низкий уровень жизни населения, частые конфликты в семье, алкоголизм родителей), специфика состояния ЦНС, наличие факторов атипичного формирования функциональных взаимодействий; окружающая среда, которая нейтрально - благосклонно относится к  асоциальному поведению и др. В таких случаях создается тяжёлая невротизирующая (психогенная) ситуация, неблагоприятно отражающаяся на процессе формирования устойчивого характера и личности подростка.

Зная причины, усугубляющие личностные и поведенческие недостатки подростка, можно наметить специальную психокоррекционную программу помощи:

Ø                изучить уровень направленности ученика, ее основное содержание (кол­лективистская, групповая, деловая, эгоистическая), ведущие ин­тересы, ценностные ориентации (что нравится делать, что нет; почему, как учится, трудится; почему стремится побеждать в игре, спорте);      взаимоотношения подростка с педагогами, родителями, коллекти­вом класса (кто пользуется авторитетом, с кем дружит, с кем конфликтует, какие межличностные отношения могут быть ис­пользованы для преодоления ведущих недостатков или отрица­тельных качеств);

Ø                индивидуальная работа с подростком по преодолению основного недостатка (система поручений и контроля за деятельностью и поведением);

Ø                определить  положительные качества, которые могут стать основой для пре­одоления недостатков; уровень  самосознания и самооценки подростка (какие свои достоинства и недостатки осознает, какие не замечает и почему);   

Ø                использовать воспитательные возможности семьи в развитии положительных качеств подростка и преодоление недостатков;

Ø                поведенческая и личностная  психокоррекция: отказ от нежелательных форм поведения и освоение новых, более приемлемых форм;  нравственное самосовершенствование, поиск жизненных ценностей; развитие самосознания через осознание своего поведения;  отработка навыков поведения в группе сверстников, тренировка способности выделять главное; создание условий для удовлетворения потребности в признании полного образа самого себя и  на получение обратной связи подростками друг о друге;   индивидуальные беседы с подростком об особенностях проявления его личностных качеств в процессе дея­тельности и общения, беседа с коллективом о значительных и незна­чительных положительных изменениях в его поведении (поощрение этих изменений способствуют сближению коллектива и  уче­ника.)   

    Лучшие качества человеческой души заложены в подростках ещё с младших лет: непосредственность, любознательность, скромность, отвага и храбрость, сочувствие и сопереживание, жажда справедливости. Помочь подростку осознать их ценности, развить и укрепить - задача психолога и педагогов.

Конечная цель - сформировать полноценную личность, способную жить, трудиться, быть полезной и счастливой в нашем обществе.

Результативность данной психокоррекции достигается через ряд форм и методов:     игры и упражнения, рисуночная АРТ-терапия, моделирование образов поведения, притчи, тесты, приемы релаксации, беседы, примеры из жизни и биографий, психодрама, аутогенная тренировка, ролевые игры, элементы театра, сказкотерапия, экстремально-приключенческие методы («Веревочный курс»), музыкотерапия, диалоги, рассказ, подвижные игры, мозговой штурм, групповая дискуссия, рефлексия, стимулирующие приёмы воспитания (доверие, просьба, побуждение, одобрение, авансирование, награда, поощрение и др.), философский стол, панорама идей, «круглый стол», конверт дружеских вопросов, «волшебный стул» и др.

Таким образом, значение и функция психокоррекции личностной и поведенческой изменчивости у подростков обусловлена тем, что  в рамках  достаточно автономного (в данном случае - образовательного оздоровительного) учреждения необходимо корректировать влияние внешней среды своими ценностями, ориентирами, правилами жизни, выработанными в совместной деятельности подростков и взрослых.

 

Кулькова Александра Александрповна

Педагог-психолог МОУ СОШ №3

Левокумского района

Ставропольского края


ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ


В 1999 году  я, закончив Ставропольский Государственный Университет, (факультет педагогики и психологии), с широко распахнутыми глазами собиралась окунуться в прекрасный мир взрослой жизни, думая, что передо мной открывается огромное количество различных перспектив. Но в этом же году, рождение ребенка разрушило (как я тогда считала) все мои огромные планы…Диагноз который поставили НАМ ровно в год, звучал даже не как приговор, а как порождение новой жизни, в которой будут теперь только слезы, страдания, любопытные взгляды людей, обсуждение моей личной жизни, в виде версий   и прочее…  ДЦП – одно из самых страшных детских заболеваний, которое меняет все в жизни не только родителя ребенка, но и бабушек, дедушек, близких и дальних родственников и даже порой и соседей. Еще   вчера человек решал маленькие проблемы, страдал и огорчался, когда они возникали, радовался и ликовал при их преодолении, с равнодушием или, наоборот, с состраданием  смотрел на чужого  маленького инвалида и думал «Это может произойти, но только не со мной». А сегодня, когда горе в виде больного ребенка пробралось в его дом и коснулось его непосредственно, все проблемы отступили на далекое расстояние перед страданием маленького, но бесконечно дорогого человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22