бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве бесплатно рефераты

Родители и педагоги должны знать возрастные закономерности формирования психики ребенка, структуру и характер возможных отклонений в процессе этого развития, приемы и методы коррекции и компенсации нарушенных функций.

Работа с ребенком, имеющим отклонение в развитии, должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Коррекционная работа подразумевает прямую и косвенную психотерапию, индивидуальное и групповое воздействие.

Коррекционное воспитание и обучение направлено на предупреждение возможных вторичных отклонений, которые могут появиться из-за своевременно не преодоленной недостаточности по подготовке детей к обучению и к жизни в обществе.

В большинстве случаев дети с отклонениями в развитии нуждаются в лечебно-оздоровительном и психолого-педагогическом воздействии. Для коррекционного эффекта большое значение имеют условия воспитания ребенка в семье и раннее начало комплексных оздоровительных и обучающих мероприятий.

В системе комплексных мер большое значение имеет правильное отношение взрослых к имеющимся у ребенка трудностям, проблемам, нарушениям. Чрезмерная опека (гиперопека), равно как и отсутствие внимания к ребенку (гипоопека), в значительной мере утяжеляют общее нервно-психическое состояние ребенка, затрудняют процесс его социальной адаптации. Безусловно, во всех случаях показано раннее коррекционное воздействие, что обеспечивает максимальную эффективность работы.

Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, ибо это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Установка родителей на изоляцию ребенка с отклонениями в развитии от коллектива сверстников, общения с ними является тормозом в развитии ребенка. Родители детей с отклонениями в развитии должны получать квалифицированную помощь специалистов, направленную на приобретение ими необходимых знаний и навыков в работе по преодолению имеющегося у ребенка нарушения.

Важной проблемой коррекционной педагогики является изучение детей, воспитывающихся вне семей, в детских домах.

Анамнез таких детей часто бывает неизвестен или фрагментарен. По имеющимся неполным данным, определяются следующие факторы, вызвавшие отклонения в развитии ребенка:

алкоголизм родителей, наличие у них психических, венерических или тяжелых соматических заболеваний, патология беременности, родов, общая соматическая ослабленность, генетические заболевания в послеродовом периоде и т.д. Из-за неблагоприятных бытовых условий, социальной и педагогической запущенности у детей отсутствует опыт межиндивидуального общения, ограничены возможности усвоения социальных ролей, которые в нормальных условиях формируются у детей подражательно.

Такие дети испытывают затруднения при прохождении некоторых или всех разделов общеобразовательной программы.

Однако, как установлено специальными исследованиями, при условии оказания специальной помощи проблемным детям, детям группы риска, детям с особыми нуждами их недостатки могут быть устранены или в достаточной степени сглажены. Решению этой проблемы способствует тщательное изучение каждого ребенка, особенностей его развития, индивидуализированная работа с ним по специально подобранным пособиям, с использованием адекватных методов и приемов воздействия. Своевременная коррекция познавательных, сенсорной, двигательной, речевой, эмоционально-волевой сфер обеспечивается лечением и проведением дополнительных занятий коррекционной направленности.

В теории и практике коррекционной педагогики особую значимость имеют проблемы интеграции детей с отклонениями в развитии в системе обучения и в обществе в целом. Для решения этих проблем необходима реорганизация медико-психолого-педагогической диагностической, профилактической, социальной работы с детьми, у которых наблюдаются проблемы в развитии.

Предстоит совершенствовать экспресс-диагностику в системе комплексного изучения детей с одновременным учетом состояния интеллектуальной, сенсорной и аффективно-волевой сфер. По каждому разделу важно разработать диагностические и прогностические показатели.

Интеграция в обучении детей с различными отклонениями в развитии является средством, обеспечивающим социальную адаптацию таких детей в дальнейшем. Под интеграцией понимается создание благоприятных условий для развития и саморазвития ребенка, выбор в соответствии с возможностями и потребностями ребенка типа учебной программы.

Необходимо наличие вариативных учебных планов, программ, пособий для воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии. Модели интегрированного обучения возможны различные: комбинированная, частичная и временная интеграция. В условиях интегрированного обучения и воспитания каждый ребенок должен получать помощь, адекватную имеющимся у него нарушениям. За продвижением такого ребенка в условиях интегрированного воспитания и обучения необходимы постоянный контроль, динамическое наблюдение.

В настоящее время в стране нет пока достаточных условий для обеспечения интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Видимо, это дело будущего. С уверенностью можно утверждать, что интегрированное обучение и воспитание является адекватной формой далеко не для всех детей с особыми нуждами, а только для части их.

Каждый этап развития проблемного ребенка и форма имеющегося у него нарушения диктуют специфику работы с ребенком, а также работы психолога с семьей.

Необходимо всестороннее взаимодействие общеобразовательного учреждения и семьи с целью укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, коррекции трудностей их поведения. Процесс взаимодействия родителей и педагогов обеспечивает наиболее благоприятные условия для полноценного развития детей.

Сотрудничество педагогов и родителей - основа успешного обучения и воспитания ребенка. Анализ, прогноз, действия - путь комплексного преодоления имеющихся у ребенка отклонений в развитии, особенностей поведения, вызванных ими затруднений.

В большинстве случаев дети с отклонениями в развитии нуждаются в лечебно-оздоровительном и психолого-педагогическом воздействии. Для коррекционного эффекта большое значение имеют условия воспитания ребенка в семье и раннее начало комплексных оздоровительных и обучающих мероприятий.

В теории и практике коррекционной педагогики особую значимость имеют проблемы интеграции детей с отклонениями в развитии в системе обучения и в обществе в целом. Для решения этих проблем необходима реорганизация медико-психолого-педагогической диагностической, профилактической, социальной работы с детьми, у которых наблюдаются проблемы в развитии.

Необходимо наличие вариативных учебных планов, программ, пособий для воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии.

В настоящее время в стране нет пока достаточных условий для обеспечения интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Видимо, это дело будущего. С уверенностью можно утверждать, что интегрированное обучение и воспитание является адекватной формой далеко не для всех детей с особыми нуждами, а только для части их.


Шумакова Н.Ю.,

Ставрополь

                                    Ставропольский государственный университет

Пьянзин А.И.,

Чебоксары,

Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева

Назаренко Т.И.,

Ставрополь

Ставропольский государственный университет


АРТПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТИНУУМЕ


Кризисная ситуация, существующая в нашей стране, является причиной усиления бездуховности, утраты нравственных ориентиров, духовных  и интеллектуальных ценностей. Все это откладывает отпечаток на наиболее ранимую часть общества – детей и подростков. Многочисленные исследования демонстрируют далеко не утешительную картину о пагубном влиянии на здоровье традиционных подходов в учебной деятельности учащихся.

М.Я. Виленский, В.А. Беляева отмечают, что единство физического и интеллектуального прослеживается на всем жизненном пути человека. Если оно оптимально, то человек достигает значительных высот в своем развитии. Если же этого не наблюдается и развитие умственных сил и способностей идет в отрыве от совершенствования физических способностей, либо физическое развитие намного опережает умственное, то, как правило, и сам человек, и общество терпят издержки в формировании всестороннего развития личности.

У современного подростка необходимо развивать эстетическое восприятие действительности,   включая его разнообразные по виду и форме движения. В этом мы видим субъективное отражение объективного мира подростком и вместе с тем орудие познания им существенной стороны реального мира, его красоты, обусловленной движением. Английский физиолог У. Карпентер утверждал, что всякое восприятие движения или представление о движении вырабатывают в нас слабый импульс к совершению данного движения. Исходя из этого, мы провели исследование эмоционального состояния, которое испытывают подростки 13-15 лет, выполняя определенные виды физических упражнений. Исследование показало, что они испытывают широкий спектр разнообразных чувств.                

Чувство радости, азарта, удовлетворения подростки  чащи всего испытывают от занятий спортивными и подвижными играми. В то время как расслабление, любовь к партнеру, вдохновение у них   в основном возникает во время занятий хореографией. У занимающихся  боевыми искусствами наиболее часто проявляется агрессивность.

Согласно тому, что физическая культура включает в себя разнообразные физические упражнения, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на ребенка, то их необходимо комбинировать. Главным связующим звеном между ними выступает новое педагогическое направление – артпедагогика,  позволяющее не отделять  духовное познания мира от физического. Изначально возникновение артпедагогики обусловлено интеграцией наук: педагогики, искусства, арттерапии для оказания комплексного реабилитационного воздействия на личность посредством восприятия искусства и художественно-творческой деятельности, через которые человек выражает свои внутри психические конфликты.  Артпедагогика, воздействуя на эмоционально – образную сферу мышления, развивает необходимые ценностные реакции человека на явления окружающей действительности создает  целостную картину мира в единстве мысли и чувства. Артпедагогика в сфере физической культуры сочетает в единое целое  физическую и духовную стороны личности учащегося,  охватывая отрасли художественно-творческой деятельности (эстетическое воспитание,  эстетическую культуру, художественное воспитание и др.),  и ориентирует на процессы, протекающие «вокруг» искусства (создание, хранение, восприятие) и процессы, обеспечивающие ее успешное функционирование в общем образовании. Она нацелена на гармоническое развитие ребенка,  активизацию его потенциальных возможностей и творческое проявление способностей в художественной деятельности; реализацию познавательно-информационных  потребностей; осуществление коррекции и профилактики имеющихся отклонений в интеллектуальной, эмоционально-волевой, моторной и личностной сферах;  создание условий для его социальной адаптации.  Артпедагогическое воздействие обусловлено эмоциональным восприятием художественной деятельности, визуально-образной реконструкцией воспринимаемого материала, личностно-сконцентрированным  опытом,  способствующем ощущению живой связи с миром. 

Основным средством развития личности было и остаётся искусство. Специфика искусства в том, что оно представляет целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, выступая в процессе исторического развития и как хранитель нравственного опыта человечества. Оно воздействует на эмоционально - отношенческую сферу мышления, тренируя его, как физкультура тренирует тело.  Искусство развивает необходимые в любых жизненных ситуациях эмоционально — ценностные реакции человека на все явления действительности. Это признавалось в разные времена и разными народами, но, к сожалению, не всегда использовались все широчайшие возможности искусства. Недооценка важности   роли интеграции средств  искусства  и физической культуры  в   деле   воспитания   подрастающего   поколения характерна и для нашей страны. В школьных программах и учебных планах задача передачи творческого и эмоционально - ценностного опыта через физическую культуру и искусство всегда решалась очень ограничено. Это и сегодня не предусмотрено  содержанием образовательных программ. На занятия физической культурой и искусством (музыка и ИЗО) в базисном учебном плане отводится 2 часа в неделю в младшем и среднем звеньях, овладение элементами хореографии вообще не предусмотрено. Но без приобщения человека к занятиям физической культурой и предметами искусства невозможно формирование  эмоционально-образной сферы мышления, творческого потенциала личности, сохранение здоровья, развитие гуманных качеств. Но ещё более расширить зону развития возможно с помощью хореографического искусства. Используя в артпедагогике хореографические упражнения мы способствуем разностороннему комплексному воздействию формирование личностных качеств ученика, расширяем его двигательную культуру, побуждаем к творчеству, давая примеры нравственного поведения, тренируя волю и тело, хореография может дать современной школе то, чего не хватает в современном процессе обучения и воспитания детей — попытаться уравновесить, гармонизировать, интеллектуальное развитие ребёнка с физическим, нравственным, духовным и эмоциональным.

Разработанная нами артпедагогическая система, построенная на основе интеграции физической культуры с предметами эстетического цикла, помогает созданию у учащихся представления о единой картине мира, целостному и эмоциональному восприятию материала, изучаемого на разных уроках.

Накопленный современный отечественный и зарубежный опыт, научный потенциал и соотнесение их с историко-педагогическим опытом создают объективные условия для разработки гуманизации образования в области физической культуры в современных усло­виях развития общеобразовательной школы,  позволяют обосновать закономерности и принципы реализации гуманистической парадигмы  организационных форм обучения, раскрыть психолого-педагогические аспекты проблемы.



Эм Е.А., Юдина С.И.

г. Ставрополь, СГУ

Научный руководитель: доц. Эм Е.А.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Ведущей тенденцией современного этапа образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы, что повышает ответственность исследователей и практических работников за решение задач воспитания и обучения этих детей в дошкольном учреждении. Успех обучения и воспитания младших школьников в известной степени зависит от качества подготовки их в период дошкольного детства. Необходимость помочь педагогам в их работе по обучению и воспитанию учащихся служит серьезным основанием для постановки вопроса о дошкольной подготовке детей с общим недоразвитием речи к обучению грамоте.

Общее недоразвитие речи является одним из наиболее распространенных речевых нарушений, встречающихся у детей. Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

На современном этапе развития специальной педагогической науки достаточно широко представлены исследования состояния речи у детей с речевой патологией и методики коррекции звукопроизношения, лексико-грамматической,    просодической    сторон    речи   (Г.А. Каше, Р.И. Лалаева,   Р.Е. Левина,  Л.Ф. Спирова,   О.А. Токарева,   Т.Б. Филичева,  Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова). Вместе с тем анализ научно-педагогической литературы показал, что проблема подготовки к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи не подвергалась всестороннему и целостному изучению, что обусловило наличие ряда противоречий: между высокими требованиями современной начальной школы к учащимся  и затруднениями, испытываемыми школьниками с речевой патологией при овладении элементарными навыками чтения и письма; а также между значительным количеством работ в области подготовки к обучению грамоте и явным недостатком методических рекомендаций по организации коррекционно-ориентированной подготовки к обучению грамоте детей с ОНР.

С целью изучения особенностей организации подготовки к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи нами было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе МДОУ ЦРР №1 «Улыбка» и МДОУ ЦРР № 39 «Радуница» г. Ставрополя. В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста с ОНР (воспитанники подготовительных логопедических групп ДОУ), их педагоги и родители.

Изучение организации коррекционно-ориентированной подготовки к овладению грамотой дошкольниками с ОНР осуществлялось в опытно-экспериментальной работе посредством совокупности различных методов исследования: наблюдения, беседы и анкетирования.

В основу методики изучения особенностей организации коррекционно-ориентированной подготовки к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи нами была положена модель системной организации учебно-воспитательного       процесса,       предложенная     Л.М.   Быковой и Е.А. Горбуновой. Данная модель позволила нам исследовать и оценить две системы организации коррекционно-ориентированной подготовки в дошкольных учреждениях (МДОУ ЦРР №1 и МДОУ ЦРР №39 г. Ставрополя) и определить уровень организации данной работы с учетом следующих критериев: философские основы чтения и письма; психофизиологические основы чтения и письма; лингвистические и психолингвистические основы чтения и письма; взаимодействие субъектов коррекционно-образовательного процесса; направления работы; программы; принципы работы; формы и методы работы; предметно-пространственная организация работы.

Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что количественные показатели уровня организации коррекционно-ориентированной подготовки к овладению грамотой дошкольниками с ОНР в МДОУ ЦРР №1 «Улыбка» и МДОУ ЦРР №39 «Радуница» незначительно отличаются и соответствуют высокому уровню организации работы.

Учитывая основной замысел модели системной организации учебно-воспитательного процесса Л.М. Быковой и Е.А. Горбуновой, мы сочли необходимым более подробно раскрыть содержание, направления, формы и методы коррекционно-ориентированной подготовки к овладению грамотой дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме показал, что у дошкольников с ОНР неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование основных предпосылок к овладению грамотой, проведение же коррекционно-ориентированной работы по подготовке к обучению грамоте позволит предупредить развитие речевых расстройств и избежать некоторых специфических трудностей в овладении чтением и письмом дошкольниками с ОНР.

Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР возможна лишь при наличии комплексной, поэтапной системы коррекционно-ориентированной работы, включающей следующие направления: развитие рече-грамматических, слухо-артикуляционных, координационно-двигательных и конструкторско-изобразительных навыков.

Рассмотрим содержание этих направлений. Цель рече-грамматического направления заключается в развитии у дошкольников с ОНР способности к грамматическому обобщению, освоении конкретных грамматических форм, а также в постижении самой логики языка, его грамматических правил и законов, в осознании явления языка в доступных ребенку формах.

Слухо-артикуляционное направление включает одновременное формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата и обучение детей грамоте.

Координационно-двигательное направление строится с учетом важной потребности ребенка в движении на основе ритмичных движений всего тела, в особенности рук, с определенными стихотворными текстами. Использование упражнений на развитие пальчиковой моторики не только стимулирует действие речевых зон, но и совершенствует психические процессы, связанные с речью (мышление, память, внимание), облегчает усвоение навыков письма. Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет чрезвычайно важную роль.

Формирование конструктивно-изобразительного умения включает работу по подготовке детей к овладению формой каждого буквенного знака и умением воспроизвести его в определенной последовательности, по алгоритму.

Подобная система работы способствует формированию необходимых предпосылок к овладению грамотой дошкольниками с ОНР: развитию неречевого и речевого слуха, словарного запаса, грамматики и связной речи, языкового анализа и синтеза, общей и мелкой моторики, слухоречевой памяти, мыслительных операций.

Исходя из выше изложенного, можно утверждать, что построенная таким образом комплексная, поэтапная система коррекционно-ориентированной подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР, органично сочетающая в себе рече-грамматическое, слухо-артикуляционное, координационно-двигательное и конструкторско-изобразительное направления подготовки позволит предотвратить специфические трудности при обучении чтению и письму детей с ОНР.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22