бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве бесплатно рефераты

Проведенные исследования дают основания полагать, что поисковая деятельность детей обладает неисчерпаемыми возможностями в плане развития творчества, формирования эвристической структуры их опыта.

В поисковой деятельности находит проявление и развивается природная любознательность детей, их активное отношение к окружающей действительности, формируется наиболее действенная часть индивидуального опыта ребенка. Поэтому, основной путь формирования творчества у детей заключается как в создании взрослыми доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих задач, так и в формировании такой общей эвристической структуры опыта ребенка и его способов деятельности, которые благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению и выделению ребенком в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач.

По результатам проведенного исследования на основании анализа взаимосвязи уровня креативности (оригинальности) и успеваемостью испытуемых по учебным дисциплинам, можно выявить общую тенденцию: чем выше уровень креативности, тем выше уровень успеваемости и наоборот, чем ниже уровень креативности, тем ниже и успеваемость, т.е. существует прямая зависимость.

Итак, теоретические и экспериментальные исследования по развитию детского творчества позволяет выделить в качестве одной из основных линий педагогической работы с детьми формирование у них общего творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане практического преобразования. Творчество – одна из наиболее содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных детских деятельностей.


Литература:

1.    Бодрова С. В., Князева О. Л., Кудрявцев В. Т. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании // Вопросы психологии, 1989г. № 1

2.    Дружинин В.П. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002.

3.    Дружинин В.Н., Хазратова  Н.В. Экспериментальное наследие формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал, 1994. № 4.

4.    Зак А.С. Развитие теоретического мышления у младших школьников – М., 1984.

Туркина М.А.,

Ставрополь,

Ставропольский государственный университет

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ


Отклоняющееся поведение личности регулируется различными институтами. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требуют хорошо организованной системы социальных воздействий. Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью.

Психологическая профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, экономическом, социально-психологическом и др. Условиями успешной профилактической работы выступают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Следует отметить, что последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью подростков.

В настоящее время существуют различные формы психопрофилактиче­ской   работы. Так, первая форма - организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по форми­рованию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Вторая форма психопрофилактической работы наиболее привычна для нас - инфор­мирование. Сущность под­хода заключается в попытке воздействия на когнитивные процес­сы личности с целью повышения ее способности к принятию кон­структивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способство­вать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-эко­номическим характеристикам. Третья форма психопрофилактической работы - актив­ное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная мо­дель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов (тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию, тренинг ассертивности,  тренинг формирования жизненных навыков). Четвертая форма - организация деятельности, альтер­нативной делинквентному поведению. Эта форма работы связана с пред­ставлениями о заместительном эффекте делинквентного поведения. Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение че­ловека достигать оптимального состояния и успешно противосто­ять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни осно­ван на экологическом мышлении и существенно зависит от уров­ня развития общества. Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Ак­тивные занятия подростков спортом, их творческое самовыраже­ние, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспе­чивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к не­гативному внешнему воздействию. Седьмая форма - минимизация негативных последствий делинквентного поведения. Данная форма работы используется в слу­чаях уже сформированного отклоняющегося поведения и на­правлена на профилактику рецидивов или их негативных послед­ствий.

В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить такие принципы психопрофилактической работы как: комплексность, адресность, позитивность информации, минимизация негативных последствий, личная заинтересованность участников, максимальная активность участников, устремленность в будущее и др.


Фанина Евгения Николаевна

Российский государственный социальный университет

г. Москва


ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ

Сложившаяся в последнее время криминогенная обстановка в подростково-молодежной среде влечет необходимость руководства жизнедеятельностью подростков взрослыми в период их тревожного, кризисного психолого-физиологического состояния. Подростки изначально стремятся выделиться из общей взрослой массы, поэтому специалистам, работающим с данной категорией детей, необходимо понимать естественную потребность молодежи к протесту. Каждое новое поколение устанавливает формы молодежной субкультуры. У подростков есть свои течения, кумиры в области искусства, моды и музыки, в области спорта, науки и техники, а так же среди политиков. Как ни странно, но критическое отношение молодых к взрослой классической культуре помогает развиваться личности: у подростков происходит собственное взросление и освоение общечеловеческой культуры, а их новые направления обогащают человечество дополнительными продуктами духовной и материальной культуры. Дети и подростки с асоциальной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного, поэтому, совершенствуя воспитательно-профилактическую работу, необходимо обратить особое внимание на организацию их досуга.

 Досуговая работа с молодежью и подростками является одним из приоритетов в деятельности органов исполнительной власти. Сложилось так, что детей дошкольного возраста традиционно воспитывает семья, а ребятами постарше занимается школа, где учебный процесс организовывается так, что учащиеся до вечера заняты в кружках и на факультативах. Однако не все подростки, в силу психологических и возрастных особенностей, желают подчиняться взрослым и оказываются вне уже сложившейся системы воспитания.

 Сложные и противоречивые процессы переходного общества привели к росту числа асоциальных проявлений в среде подрастающего поколения. По данным социологических опросов у большей части молодежи досуг не организован. Несовершеннолетние дети значительную часть свободного времени проводят в кругу сверстников во дворах и на улицах.

Организация досуга и социальное воспитание подростков является актуальным и важнейшим направлением молодежной политики, направленным на профилактику асоциального поведения. Предметом особого внимания и общественной тревоги по-прежнему остаются неорганизованные дворовые компании подростков. Среди причин роста противоправных проявлений можно выделить: низкий уровень организации воспитательной работы с подростковой частью молодежи, либо ее полное отсутствие; сокращение базы для организации занятий молодежи по интересам (клубы, секции) на бесплатной основе; недоступность для основной ее части платных форм проведения досуга.

 Немаловажным остается вопрос о создании и развитии воспитательного пространства, которое часто называют «социально-педагогическим пространством». Необходимо выяснить, в какой организации института социализации и виде деятельности максимально полно может быть удовлетворена потребность в самоутверждении подростка, то есть, какой вид деятельности является у него ведущим. А так же использование возможностей, какого социального института эффективно в профилактике и коррекции асоциального поведения подростков.

Большое влияние на восстановление важнейших видов деятельности подростков оказывает проведение профилактических мероприятий, при этом работа должна быть направлена на:

- обеспечение условий, способствующих изменению отношений подростков к учебной деятельности (овладение общеучебными навыками, развитие познавательной активности);

- создание условий для привития подросткам жизненно необходимых трудовых навыков, удовлетворять потребности в свободе выбора трудовой деятельности;

- привлечение к работе с подростками центров занятости населения, предприятий, с целью организации профессиональной ориентации и подготовки подростков к трудовой деятельности.

Создание условий для организации досуга подростков как составляющего элемента коррекционно-реабилитационной программы должна предполагать: введение в реабилитационный процесс различных форм арттерапии; обеспечение возможности для самостоятельного выбора подростками досуговой деятельности; развитие содружества, сотворчества подростков и взрослых во всех видах досуговой деятельности.

Ориентация на работу с семьей и подростками в условиях их повседневной жизни предполагает: овладение сотрудниками методикой сбора информации о подростке и его семье; индивидуальное консультирование родителей; развитие различных форм компенсации семейных связей детей и подростков, что позволяет снизить количество подростков передаваемых в интернатные учреждения.

В соответствии с вышесказанным, можно сказать, что профилактико-коррекционная работа должна носить комплексный характер, взаимодействие с подростками необходимо строить на гуманной основе, признавать его как личность. Весьма важным в этой работе является оптимистический настрой, так как должна присутствовать вера в подростка, в его способности к изменению, поэтому необходимо выявлять и стимулировать развитие положительных черт личности.

 


Фролова Е.В.

Плесецкий детский дом

Архангельская обл. г. Мирный

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАБИОИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ В ДОМАХ РЕБЕНКА

Часто болеющие дети являются наиболее многочисленной группой, подлежащей наблюдению у педиатра дома ребенка. Число их колеблется в детской популяции, составляя от 15 до 75% в зависимости от возраста и условий воспитания. Час-то болеющим принято считать ребенка, если он переносит в течение года 4 и более острых заболеваний. В том случае, если наблюдение за ребенком продолжается меньше года, его резистентность можно определить по индексу частоты респираторных инфекций (индексу резистентности).

Выраженность нарушений в раннем онтогенезе, незрелый тип иммунологического реагирования, а также полисистемный характер отклонений в состоянии здоровья позволяют рассматривать синдром частой заболеваемости как своеобразную «болезнь нарушенного развития».

В этой связи реабилитация часто болеющих детей в доме ребенка должна быть комплексной и направленной не только на коррекцию нарушений в иммунной системе, но прежде всего на устранение управляемых факторов риска и создание оптимальных условий для развития и созревания основных функциональных систем организма.

К числу последних относятся: щадящий режим дня; рациональное сбалансированное питание; дозированные физические нагрузки; индивидуальный подход к закаливающим процедурам проведению профилактических прививок; посещение бассейна, сауны; массаж, лечебная физкультура; мероприятия, облегчающие адаптацию к условиям дома ребенка; коррекция сопутствующих отклонений в состоянии здоровья; психолого-педагогические воздействия.

Решение всех этих вопросов, а также выбор средств и методов реабилитации осуществляются педиатром во время диспансерного наблюдения за часто болеющими детьми, которое проводится 2—4 раза в течение года в зависимости от возраста ребенка. 2 раза в год дети должны осматриваться оториноларингологом и стоматологом, другими специалистами — по показаниям. Всем часто болеющим детям 2 раза в год проводится исследование клинического анализа крови, анализа мочи, а также другие обследования по показаниям. Критериями снятия с диспансерного учета являются урежение числа острых заболеваний до 3 и менее в течение года, отсутствие тяжелого, осложненного течения.

Учитывая полисистемный характер отклонений в состоянии здоровья часто болеющих детей, большую частоту неврологических отклонений (77% детей), высокий удельный вес поведенческих нарушений, отмечаемый у 98% детей, замедление темпов нервно-психического развития, которое прослеживается на протяжении всего раннего и дошкольного возраста и ведет к отсутствию у 62,5% детей психологической готовности к поступлению в школу, нарушения речевого раз-вития, выявленные почти у 85% детей, можно утверждать, что дети данной группы, воспитывающиеся в доме ребенка, нуждаются в наблюдении не только педиатра, но и других специалистов. В соответствии с этим реабилитация часто болеющих детей должна быть комплексной медико-психолого-педагогической.

Вся реабилитационная работа с часто болеющими детьми в доме ребенка состоит из четырех взаимосвязанных разделов:

I. Создание оптимальных условий для созревания иммунной системы, проведение общеоздоровительных мероприятий.

II. Иммунореабилитация:

1-й этап — использование препаратов и немедикаментозных средств, обладающих неспецифическими иммуномодулирующими и иммуностимулирующими свойствами;

2-й этап — использование иммунотропных препаратов, в том числе направленного действия.

III. Коррекция сопутствующих отклонений в состоянии здоровья.

IV. Психолого-педагогическая реабилитация.

Психолого-педагогическая реабилитация включает в себя: методы психологической диагностики, направленные на своевременное выявление возможных отклонений в нервно-психическом развитии (активной, понимаемой речи, сенсорного развития, игровой, изобразительной деятельности, конструирования, навыков — в раннем возрасте, формирования логического наглядно-образного мышления, внимания, зрительной и речеслуховой памяти — в более старшем возрасте); выявление детей с отклонениями в поведении; психолого-педагогические мероприятия, обеспечивающие облегчение адаптации к интернатному учреждению; коррекционные занятия и игры, направленные на оптимизацию нервно-психического развития и поведения детей; проведение логопедических занятий.

Для диагностики нервно-психического развития используются методики, разработанные на кафедре поликлинической педиатрии РМАО Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухт (1996) для детей раннего возраста, тесты Венгера, Равена, Векслера, Керна-Ирасека и др.

При проведении медицинского наблюдения и реабилитации часто болеющих детей целесообразно придерживаться следующих принципов: прогнозирование синдрома частой заболеваемости и устранение управляемых факторов риска; адекватность используемых методов реабилитации степени выраженности морфофункциональных нарушений в организме ребенка; приоритетность в использовании щадящих немедикаментозных методов реабилитации перед медикаментозными; непрерывность и достаточная продолжительность реабилитационных воздействий.


Харечкин А.Н.

Ставропольский государственный университет

г. Ставрополь

 

ДИДАКТИКА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

История военной педагогики - это частица истории вооруженной борьбы нашего народа за свою свободу и независимость. Возникнув у древних славян, учение о военной подготовке прошло длительный путь развития и с XVIII века, т.е. с момента создания регулярной армии начало превращаться в самостоя­тельную отрасль знаний, являющуюся неотъемлемым элементом обеспечения высокой боевой готовности вооруженных сил.

Становления научно-практических основ военной подготовки осуществ­лялись в тесном единстве с происходившими в стране преобразованиями, под воздействием множества факторов социально-экономического, политического, демографического, культурного, научного и собственно военного характера. Влияние наиболее существенных из них приводило к образованию устойчивых связей, обуславливало подчиненность военно-педагогического процесса дейст­вию законов и закономерностей различных уровней и порядков; воздействие других носило временный, случайный характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22