Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве
Проведенные исследования
дают основания полагать, что поисковая деятельность детей обладает
неисчерпаемыми возможностями в плане развития творчества, формирования
эвристической структуры их опыта.
В поисковой деятельности
находит проявление и развивается природная любознательность детей, их активное
отношение к окружающей действительности, формируется наиболее действенная часть
индивидуального опыта ребенка. Поэтому, основной путь формирования творчества у
детей заключается как в создании взрослыми доступных детям проблемных ситуаций,
постановке творческих задач, так и в формировании такой общей эвристической
структуры опыта ребенка и его способов деятельности, которые благоприятствуют
самостоятельному поиску и выделению и выделению ребенком в окружающей
действительности проблемных ситуаций и проблемных задач.
По результатам
проведенного исследования на основании анализа взаимосвязи уровня креативности
(оригинальности) и успеваемостью испытуемых по учебным дисциплинам, можно
выявить общую тенденцию: чем выше уровень креативности, тем выше уровень
успеваемости и наоборот, чем ниже уровень креативности, тем ниже и
успеваемость, т.е. существует прямая зависимость.
Итак, теоретические и
экспериментальные исследования по развитию детского творчества позволяет
выделить в качестве одной из основных линий педагогической работы с детьми
формирование у них общего творческого отношения к явлениям окружающей
действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане
практического преобразования. Творчество – одна из наиболее содержательных форм
психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальную
способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных детских
деятельностей.
Литература:
1. Бодрова С. В., Князева О. Л.,
Кудрявцев В. Т. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении
и воспитании // Вопросы психологии, 1989г. № 1
2.
Дружинин
В.П. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002.
3. Дружинин В.Н., Хазратова
Н.В. Экспериментальное наследие формирующего влияния микросреды на креативность
// Психологический журнал, 1994. № 4.
4. Зак А.С. Развитие
теоретического мышления у младших школьников – М., 1984.
Туркина М.А.,
Ставрополь,
Ставропольский государственный
университет
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Отклоняющееся поведение личности регулируется различными
институтами. В силу сложного характера поведенческих нарушений их
предупреждение и преодоление требуют хорошо организованной системы социальных
воздействий. Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы
играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической
направленностью.
Психологическая профилактика отклоняющегося поведения
предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях
социальной организации: общегосударственном, правовом, экономическом,
социально-психологическом и др. Условиями успешной профилактической работы
выступают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.
Следует отметить, что последнее условие особенно важно в работе с активно
формирующейся личностью подростков.
В настоящее время существуют различные формы
психопрофилактической работы. Так, первая форма - организация социальной среды.
В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на
формирование девиаций. Объектом работы также может быть семья, социальная
группа (школа, класс) или конкретная личность. В рамках данной модели
профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную
рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость.
Вторая форма психопрофилактической работы наиболее привычна для нас - информирование.
Сущность подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные
процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных
решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от
преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по
полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам. Третья форма
психопрофилактической работы - активное социальное обучение
социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в
форме групповых тренингов (тренинг резистентности (устойчивости) к негативному
социальному влиянию, тренинг ассертивности, тренинг формирования жизненных
навыков). Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной
делинквентному поведению. Эта форма работы связана с представлениями
о заместительном эффекте делинквентного поведения. Пятая форма - организация
здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной
ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.
Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять
неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни
основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития
общества. Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные
занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах
общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные
ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость
к негативному внешнему воздействию. Седьмая форма - минимизация негативных
последствий делинквентного поведения. Данная форма работы
используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения и направлена
на профилактику рецидивов или их негативных последствий.
В соответствии со спецификой девиантного
поведения можно выделить такие принципы психопрофилактической работы как:
комплексность, адресность, позитивность информации, минимизация негативных
последствий, личная заинтересованность участников, максимальная активность
участников, устремленность в будущее и др.
Фанина Евгения Николаевна
Российский государственный социальный
университет
г. Москва
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ В
УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ
Сложившаяся в последнее время криминогенная обстановка
в подростково-молодежной среде влечет необходимость руководства жизнедеятельностью
подростков взрослыми в период их тревожного, кризисного психолого-физиологического
состояния. Подростки изначально стремятся выделиться из общей взрослой массы, поэтому
специалистам, работающим с данной категорией детей, необходимо понимать естественную
потребность молодежи к протесту. Каждое новое поколение устанавливает формы
молодежной субкультуры. У подростков есть свои течения, кумиры в области искусства,
моды и музыки, в области спорта, науки и техники, а так же среди политиков. Как
ни странно, но критическое отношение молодых к взрослой классической культуре
помогает развиваться личности: у подростков происходит собственное взросление и
освоение общечеловеческой культуры, а их новые направления обогащают
человечество дополнительными продуктами духовной и материальной культуры. Дети
и подростки с асоциальной направленностью имеют много свободного времени,
причем ничем не заполненного, поэтому, совершенствуя
воспитательно-профилактическую работу, необходимо обратить особое внимание на
организацию их досуга.
Досуговая работа с молодежью и
подростками является одним из приоритетов в деятельности органов исполнительной
власти. Сложилось так, что детей дошкольного возраста традиционно воспитывает
семья, а ребятами постарше занимается школа, где учебный процесс
организовывается так, что учащиеся до вечера заняты в кружках и на
факультативах. Однако не все подростки, в силу психологических и возрастных
особенностей, желают подчиняться взрослым и оказываются вне уже сложившейся
системы воспитания.
Сложные и противоречивые процессы переходного общества привели к росту
числа асоциальных проявлений в среде подрастающего поколения. По данным
социологических опросов у большей части молодежи досуг не организован. Несовершеннолетние
дети значительную часть свободного времени проводят в кругу сверстников во
дворах и на улицах.
Организация досуга и социальное воспитание подростков является
актуальным и важнейшим направлением молодежной политики, направленным на
профилактику асоциального поведения. Предметом особого внимания и общественной
тревоги по-прежнему остаются неорганизованные дворовые компании подростков.
Среди причин роста противоправных проявлений можно выделить: низкий уровень
организации воспитательной работы с подростковой частью молодежи, либо ее
полное отсутствие; сокращение базы для организации занятий молодежи по
интересам (клубы, секции) на бесплатной основе; недоступность для основной ее
части платных форм проведения досуга.
Немаловажным остается вопрос о создании и развитии
воспитательного пространства, которое часто называют «социально-педагогическим
пространством». Необходимо выяснить, в какой
организации института социализации и виде деятельности максимально полно может
быть удовлетворена потребность в самоутверждении подростка, то есть, какой вид
деятельности является у него ведущим. А так же использование возможностей,
какого социального института эффективно в профилактике и коррекции асоциального
поведения подростков.
Большое влияние на восстановление важнейших видов
деятельности подростков оказывает проведение профилактических мероприятий, при
этом работа должна быть направлена на:
- обеспечение условий, способствующих изменению
отношений подростков к учебной деятельности (овладение общеучебными навыками,
развитие познавательной активности);
- создание условий для привития подросткам жизненно
необходимых трудовых навыков, удовлетворять потребности в свободе выбора
трудовой деятельности;
- привлечение к работе с подростками центров занятости
населения, предприятий, с целью организации профессиональной ориентации и
подготовки подростков к трудовой деятельности.
Создание условий для организации досуга подростков как
составляющего элемента коррекционно-реабилитационной программы должна
предполагать: введение в реабилитационный процесс различных форм арттерапии;
обеспечение возможности для самостоятельного выбора подростками досуговой
деятельности; развитие содружества, сотворчества подростков и взрослых во всех
видах досуговой деятельности.
Ориентация на работу с семьей и подростками в условиях
их повседневной жизни предполагает: овладение сотрудниками методикой сбора
информации о подростке и его семье; индивидуальное консультирование родителей;
развитие различных форм компенсации семейных связей детей и подростков, что
позволяет снизить количество подростков передаваемых в интернатные учреждения.
В соответствии с вышесказанным, можно сказать, что
профилактико-коррекционная работа должна носить комплексный характер,
взаимодействие с подростками необходимо строить на гуманной основе, признавать
его как личность. Весьма важным в этой работе является оптимистический настрой,
так как должна присутствовать вера в подростка, в его способности к изменению,
поэтому необходимо выявлять и стимулировать развитие положительных черт
личности.
Фролова Е.В.
Плесецкий детский дом
Архангельская обл. г. Мирный
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
РЕАБИОИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ В ДОМАХ РЕБЕНКА
Часто
болеющие дети являются наиболее многочисленной группой, подлежащей наблюдению у педиатра дома ребенка. Число их
колеблется в детской популяции, составляя от 15 до 75% в зависимости от возраста и условий воспитания. Час-то
болеющим принято считать ребенка, если он переносит в течение года 4 и более
острых заболеваний. В том случае, если
наблюдение за ребенком продолжается меньше года, его резистентность можно
определить по индексу частоты респираторных инфекций (индексу
резистентности).
Выраженность нарушений в раннем онтогенезе,
незрелый тип иммунологического реагирования, а также полисистемный характер
отклонений в состоянии здоровья позволяют рассматривать
синдром частой заболеваемости как своеобразную «болезнь нарушенного развития».
В этой связи реабилитация часто болеющих детей
в доме ребенка должна быть комплексной и
направленной не только на коррекцию нарушений в иммунной
системе, но прежде всего на устранение управляемых
факторов риска и создание оптимальных условий для
развития и созревания основных функциональных систем организма.
К числу последних относятся: щадящий режим дня; рациональное
сбалансированное питание; дозированные
физические нагрузки; индивидуальный
подход к закаливающим процедурам проведению профилактических прививок; посещение бассейна, сауны; массаж, лечебная физкультура; мероприятия, облегчающие адаптацию к
условиям дома ребенка;
коррекция сопутствующих
отклонений в состоянии здоровья; психолого-педагогические
воздействия.
Решение всех этих вопросов, а также выбор
средств и методов реабилитации осуществляются педиатром
во время диспансерного наблюдения за часто болеющими
детьми, которое проводится 2—4 раза в течение года в
зависимости от возраста ребенка. 2 раза в год дети
должны осматриваться оториноларингологом и стоматологом,
другими специалистами — по показаниям. Всем часто
болеющим детям 2 раза в год проводится исследование клинического анализа крови,
анализа мочи, а также другие обследования по
показаниям. Критериями снятия с
диспансерного учета являются урежение числа острых заболеваний до 3 и менее в течение года, отсутствие тяжелого, осложненного течения.
Учитывая полисистемный характер отклонений в
состоянии здоровья часто болеющих детей, большую
частоту неврологических отклонений (77% детей), высокий
удельный вес поведенческих нарушений, отмечаемый у 98%
детей, замедление темпов нервно-психического развития,
которое прослеживается на протяжении всего раннего и
дошкольного возраста и ведет к отсутствию у 62,5% детей
психологической готовности к поступлению в школу, нарушения
речевого раз-вития, выявленные почти у 85% детей, можно
утверждать, что дети данной группы, воспитывающиеся в
доме ребенка, нуждаются в наблюдении не только педиатра, но
и других специалистов. В соответствии с этим реабилитация часто болеющих детей должна быть комплексной медико-психолого-педагогической.
Вся реабилитационная работа с часто
болеющими детьми в доме ребенка состоит из четырех взаимосвязанных
разделов:
I. Создание оптимальных условий для созревания иммунной
системы, проведение общеоздоровительных мероприятий.
II. Иммунореабилитация:
1-й этап — использование препаратов и
немедикаментозных средств, обладающих неспецифическими
иммуномодулирующими и иммуностимулирующими свойствами;
2-й этап — использование иммунотропных
препаратов, в том числе направленного действия.
III. Коррекция сопутствующих отклонений в состоянии здоровья.
IV. Психолого-педагогическая
реабилитация.
Психолого-педагогическая реабилитация
включает в себя:
методы психологической
диагностики, направленные на своевременное выявление возможных отклонений в нервно-психическом развитии (активной,
понимаемой речи, сенсорного
развития, игровой, изобразительной деятельности, конструирования, навыков — в раннем
возрасте, формирования логического
наглядно-образного мышления, внимания, зрительной
и речеслуховой памяти — в более старшем возрасте); выявление
детей с отклонениями в поведении; психолого-педагогические мероприятия, обеспечивающие облегчение
адаптации к интернатному учреждению; коррекционные занятия и игры, направленные на оптимизацию нервно-психического развития и
поведения детей; проведение логопедических занятий.
Для диагностики нервно-психического развития
используются методики, разработанные на кафедре
поликлинической педиатрии РМАО Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой,
Э.Л. Фрухт (1996) для детей раннего возраста, тесты Венгера, Равена, Векслера, Керна-Ирасека и др.
При проведении медицинского наблюдения и
реабилитации часто болеющих детей целесообразно
придерживаться следующих принципов:
прогнозирование синдрома частой заболеваемости и устранение
управляемых факторов риска; адекватность
используемых методов реабилитации степени выраженности морфофункциональных нарушений в организме ребенка; приоритетность в использовании
щадящих немедикаментозных
методов реабилитации перед медикаментозными; непрерывность и достаточная продолжительность реабилитационных воздействий.
Харечкин А.Н.
Ставропольский государственный
университет
г. Ставрополь
ДИДАКТИКА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ
История военной педагогики - это частица истории
вооруженной борьбы нашего народа за свою свободу и независимость.
Возникнув у древних славян, учение о военной подготовке прошло длительный путь развития и
с XVIII века, т.е. с момента создания регулярной армии начало
превращаться в самостоятельную отрасль знаний, являющуюся неотъемлемым
элементом обеспечения высокой боевой
готовности вооруженных сил.
Становления научно-практических основ военной подготовки
осуществлялись в тесном единстве с происходившими в стране
преобразованиями, под воздействием множества факторов социально-экономического, политического, демографического, культурного, научного и
собственно военного характера. Влияние наиболее существенных из них приводило к
образованию устойчивых связей, обуславливало подчиненность
военно-педагогического процесса действию
законов и закономерностей различных уровней и порядков; воздействие других
носило временный, случайный характер.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|