бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве бесплатно рефераты

На основании уровне-критериального подхода нами было выделено 5 критериев, по которым возможна оценка развития лексической стороны речи: уровень развития предметного словаря, семантических связей прилагательных и глаголов, их устойчивости, словарь признаков пред­метов, особенностей глагольной лексики на различных уровнях ее усвоения. Каждый из критериев получил балльную оценку: наименьший балл при выполнении всех заданий составил – 0 баллов, наивысший – 32 балла. В соответствии с этим были определены уровни сформированности лексической стороны речи.

Дети, отнесенные к высокому уровню (22–32 баллов) владения словарным запасом, имели значительный объем актуализируемых лексических единиц, употребляли слова, обозначающие элементы присваиваемой культуры даже относительно редко встречающиеся в употреблении; подбирали по 4-5 слов-антонимов или синонимов; ассоциативные связи лексических единиц имели широкий спектр, многомерность; подбор слов в группировках был мотивирован, каждое новое слово было связано семантическими связями с предыдущим.

Дети, отнесенные к среднему уровню (11-21 баллов) владения словарным запасом имели значительно меньший объем актуализируемых лексических единиц, употребляли слова, наиболее часто встречающиеся в общении, но затруднялись в употреблении менее частотных слов; ассоциативные связи более ограничены, в ряде случаев наблюдалась ориентация на случайные связи слов. Отмечались ошибки при подборе слов в группировках, иногда новое слово не было связано семантически с предыдущим.

Дети, отнесенные к низкому уровню (0-10 баллов) владения словарным запасом, имели очень маленький объем актуализируемых лексических единиц, с трудом вспоминали и употребляли слова, даже часто встречающиеся в общении, ассоциативные связи лексических единиц у них ограничены, немногомерны, в основном отмечалась ориентация на случайные связи слов. Подбор слов в группировках немотивирован, каждое новое слово не связано семантическими связями с предыдущим.

         Таким образом, проведённое исследование показало, что в контрольной группе 10 человек (100%) отнесены нами к высокому уровню, а в экспериментальной группе 10 человек (100%) - к среднему уровню. Подобные результаты могут быть объяснены тем, что у детей  с общим недоразвитием речи экспериментальной группы степень выраженности нарушений лексической стороны речи коррелирует со степенью тяжести проявления ОНР различного уровня.

          Экспериментально-опытная работа, проведённая нами, позволила выявить следующие особенности развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

1.Ограниченность словарного запаса, что проявляется в резком расхождении объема активного и пассивного словаря.

2.Трудности при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных).

3.Неточное употребление слов, что  выражается в вербальных парафазиях.

4.Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков.

5.Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова.

6.Многочисленные вербальные парафазии, которые обусловлены недостаточной сформированностью семантических полей, структурации одного семантического поля, выделения его ядра и периферии.

7.Самые большие трудности вызывает у детей с общим недоразвитием речи группировка глаголов.


 

Рогожина О.А.,

Ставрополь

Ставропольский государственный университет

 

ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

 

В последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства, значительно обострились. В среднем по каждому реги­ону ежегодно выявляется от 2 до 4 тысяч детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторич­ные нарушения физического, психического и социального характера (Й. Лангмейер, 3. Матейчик, 1984; B.C. Мухина, 1991; Е.А. Стребелева, 1998; И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, 1991; А.Г. Рузская, 1990).

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2001 г. достигало по официальным данным 685,1 тыс. человек. При этом ежегодный при­рост численности таких детей составляет сегодня or 3 до 4% (Е.М. Рыбинский, 2004). Несмотря на то, что в последние годы стали активнее распростра­няться такие формы воспитания данной категории детей, как опека (попе­чительство), передача в семью усыновителей (приемные или патронатные родители), по-прежнему значительная часть сирот (25-30%) находится в различных государственных интернатных учреждениях. Только в Ставро­польском крае, согласно отчету Министерства труда и социальной защи­ты населения, таких детей в домах-интернатах различного типа на начало 2004 г. насчитывалось 360 человек.

Воспитание в государственных сиротских учреждениях, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление - факторы, травмирую­щие психику ребенка, делающие затруднительной реализацию его потен­циальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго раз­рушающие его взаимоотношения с окружающим миром и влияющие на процесс социализации.

В связи с этим проблема сиротства в целом и организации воспитательно-образовательного процесса и обеспечения его оптимального пси­холого-педагогического сопровождения в частности остается достаточно актуальной не только в специальной, но и в общей психологии, а также в ряде других отраслей научного по­знания. Дети данной категории стали объектом изучения пси­хологов, педагогов, врачей.

Психолого-педагогические основы формирования и развития личнос­ти даны в трудах Б.Г. Ананьева, О.А. Ахвердовой, И.В. Боева, Н.Н.Волосковой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, И.А. Малашихиной, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.

Личностные особенности детей-сирот разносторонне изучаются многими специалистами - С.Д. Забрамной, Е.И. Казаковой, М.И. Лисиной, А.М. Прихожан, А.Г. Рузской,  П.Н. Толстых, Л.М. Шипицыной и др.

Эффективность социальных воздействий в воспитании исследуется в работах таких ученых, как М.А. Алемаскин, А.Г. Асмолов, В.Т. Ащепков, А.Б. Беляев, А.А. Бодалев, В.Г. Бочарова, Б.П. Битинас, Л.П. Буева,  А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов,  В.Я. Ядов и др.

Проблемы психолого-педагогической поддержки процессов воспитания и формирования личности ребенка, в том числе детей-сирот, раскрыты в исследованиях О.С. Газмана, А.В. Гордеевой, В.В. Морозова, Л.Я. Олиференко, Л.К. Сидоровой и др.

Социально-стрессовые, экологические и иные экзогенные факторы оказывают воздействие на структуру личности в целом, являясь наиболее негативными для самых уязвимых членов общества - детей-сирот (Боев И.В., Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Рогожина О.А.).

Изначально неполноценная индивидуально-типологическая основа человека (различные формы недоразвития клеток головного мозга, родовые и послеродовые травмы, интоксикации головного мозга, экологические неблагоприятные воздействия и пр.), вступая в сложное взаимодействие с деструктивными факторами социальной среды, детерминируют более адекватные или менее адекватные личностные реакции ребенка (Л.С. Выготский, 1960; Б.М.Теплов, 1961; В.М. Русалов, 1979; В.В. Ковалев, 1985).

Проявлениями конституционально-психотипологической предиспозиции у подростков-сирот может быть астеническая, тревожная, дистимическая или иная декомпенсация в рамках структуры психотипа (Э.Г. Абакарова, 2002); конституционально-типологическая органическая предиспозиция ВНД в виде дизонтогении (Г.Е. Сухарева. 1955; Г.Д. Смирнов, 1972; Н.В. Черепкова, 2003), расстройства поведения (В.В. Ковалев, 1955 и др.), нарушенное речевое развитие, приводящие к дезадаптации (А.И. Захаров, 1986), нарушения общения и патология личности (Ж.М.  Глозман, 2002).

В связи с этим возникает необходимость выявления признаков конституционально-типологическом органической и психотипологической предиспозиции у подростков, лишенных родительского попечения. Объективная регистрация закономерностей формирования конституционально-психотипологической изменчивости воз­можна при условии многоуровневой диагностики (психологической, феноменологической, математической), междисциплинарных исследований, отве­чающих принципам системного подхода в психологии (В.Д. Шадриков, 1982; В.Ф.Ломов. 1994, после чего возможна постановка проблемы об адекватной специализированной психологической помощи подросткам, воспитанникам детских домов.


Садовничий К.С., Золотарев С.В.

Ставрополь,

Кафедра психиатрии, психотерапии, медицинской

психологии  с курсом неврологии ФПО СтГМА,

ГУ Клиника пограничных состояний

 

РЕАКЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА ВОЗДЕЙСТВИЕ МАССИВНОЙ ПСИХОТРАВМИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ


В период оказания специализированной психолого-психиатрической помощи пострадавшим в результате террористического акта в г. Беслан в сентябре 2004 года, специалистами ГУ Клиника пограничных состояний было выявлено 12 пострадавших в возрасте от 18 до 45 лет (8 женщин 4 мужчины), 1 ребенок в возрасте 12 лет с реактивными психопатологическими расстройствами психотического уровня.

Развитие реактивного психотического состояния характеризовалось 2 основными психопатологическими вариантами.

При первом варианте (6 женщин и 1 мужчина) развитие психотического состояния характеризовалось внезапностью возникновения бредовых идей (по типу «озарения»), отличалось выраженной остротой психопатологических расстройств. В клинической картине наблюдались эпизоды измененного сознания, растерянность, на фоне бредового симптомокомплекса по типу острого чувственного бреда, были выражены проявления напряженного аффекта в виде состояния тревоги, страха, паники, больные продолжали переживать ситуацию заложничества. В структуре бредовых расстройств отмечались симптомы ложного узнавания, когда в окружающих и мед. персонале больные видели переодетых «загримированных террористов», находясь в здании больницы пациенты по прежнему считали что находятся в школе и им грозит смертельная опасность, состояния психомоторного возбуждения по типу «двигательной бури» сменялись субступорозным расстройством на фоне которого нарастали проявления депрессивного аффекта. При данном варианте реактивного психотического состояния, заболевание развертывалось в период от нескольких часов до 4-5 суток после окончания трагедии. В клинико-терапевтическом отношении данный вариант реактивного состояния отличался благоприятным прогнозом. Больным назначались сложные фармакологические композиции на основе нейролептиков, ангиопротекторов, церебропротекторов. Выход из психотического состояния носил критический характер, сопровождался продолжительным медикаментозным сном. В дальнейшем клиническую картину определяли астено-субдепрессивные расстройства, воспоминания о пережитом в остром периоде психоза носили отрывочный характер. На данном этапе психофармакотерапии в схему лечения добавлялись антидепрессанты.

При втором варианте развития реактивного психотического состояния (2 женщины 3 мужчин) параноид развивался после периода более или менее длительного этапа выраженного эмоционального напряжения, тревоги, страхов длительностью от 10 до 30 дней. По анамнестическим данным полученным от родственников у пациентов в течение нескольких недель предшествующих развитию психоза нарушался ночной сон, пациенты высказывали страхи, что террористический акт должен повториться в ближайшее время, боялись выходить на улицу, утверждали, что видели подозрительных людей или машины, боялись отпускать детей в школу, вместе с этим постепенно нарастали признаки депрессии. Бредовые расстройства в период манифестации психоза отличались большей степенью систематизации, больные обращались к сотрудникам правоохранительных органов утверждая, что знают о новом готовящемся террористическом акте, в структуру тематики бреда вовлекали соседей знакомых, утверждая, что они «пособники террористов», так же ведущими являлись бредовые идеи преследования. Наличие выраженных проявлений депрессии и параноида давали основание выставить диагноз депрессивно-параноидного синдрома. Больные с данным вариантом реактивного психоза отличались большей степенью психофармако-терапевтической резистентности. В этой связи терапия строилась на основе сочетания инфузионного введения сложных фармакологических композиций нейролептиков, ангиопротекторов, а так же с первых дней лечения параллельно назначались внутривенные инфузии трициклических антидепрессанов. Течение реактивного психоза при данном варианте носило более затяжной характер (2-4 нед). У одного из обратившихся пациентов, мужчины в возрасте 23 лет, несмотря на проводимую психофармакотерапию отмечались тенденции к трансформации тревожно-депрессивного синдрома в депрессивно-апатический с большей степенью систематизации бредовых расстройств, что дало повод говорить о психогенном аффективно-шоковом факторе как спровоцировавшем развитие механизмов эндогенного процессуального расстройства. Как и в клинической картине заболевания у взрослых, острый психогенный параноид у обследованного ребенка 12 лет, возник по типу «рекакции измененной почвы» (С.Г. Жислин, 1940). К числу факторов «измененной почвы» способствовавших развитию параноида явились остаточные признаки раннего органического поражения головного мозга и соматическая ослабленность (перенесенное ОРВИ). В целом клиническая картина характеризовалась в большей степени рудиментарными параноидными идеями, наличием страхов сверхценного содержания, в данном случае страхом идти в школу потому, что «нет никакой гарантии, что ее не захватят». Психофармакотерапевтическая тактика в данном случае строилась на сочетании внутривенных инфузий сложных фармакологических композиций малых нейролептиков, ноотропов, ангиопротекторов, церебропротекторов, витаминов, антидепрессанов последнего поколения (ингибиторы обратного захвата серотонина).

Таким образом, реактивные психотические состояния наблюдаемые нами у пострадавших в результате террористического акта в г. Беслан в клиническом отношении являлись гетерогенной группой расстройств, с различными клиническими проявлениями, различной степенью выраженности отдельных симптомокомплексов, длительностью течения, различной степенью психофармакотерапевтической резистентности и дальнейшим прогнозом. Данные выявленные закономерности позволяют прогнозировать лечебные и реабилитационные мероприятия у данной группы пациентов.

Салахутдинова Е.С.,

МОУ НОШ № 10,

ЦППРК «Росток» г. Будённовск.

Р.М. Чумичева

г. Ростов-на-Дону.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВОСПРИЯТИЯ

В АСПЕКТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Переход образовательной парадигмы от знаниевой к культуротворческой, от традиционной школы к адаптивной актуализировал проблему позиционирования личности во главу ценностной пирамиды. Приоритетность сферы индивидуального развития - обращение к личности, её возможностям, творческому потенциалу и познавательной активности, - является главным аспектом гуманизации образования. «Очеловечивание образования и есть главный антропологический аспект всего, что должны делать педагоги, заслуживающие своего звания», - писал В.В. Краевский.[2] Спецификой личностно-развивающих технологий становится не столько преподавание как передача знаний, умений и навыков, сколько развитие творческой индивидуальности и интеллектуальной свободы. В этой связи речевые способности в качестве одного из основных показателей культурного развития личности в значительной степени определяют в целом успешность процесса нравственного обогащения всех участников образовательного пространства.[4]

Современная образовательная концепция основана на том, что поведение взрослого человека, уровень его культурной идентификации, личностные и ценностные установки детерминированы «слоем детского сознания» [6], совокупностью представлений, заложенных на возрастных этапах развития. В связи с этим особое звучание приобретает проблема дифференцированного подхода к обучению и развитию личности в аспекте педагогической помощи и поддержки детей, имеющих отклонения в речевом развитии: адекватное оперирование сведениями внутри мощного информационного поля, в котором находится современный ребёнок, определяет степень культурного развития, образованности личности, обуславливает успешность её обучения, специфику овладения компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования общеучебных способностей.

Мониторинг результатов обследования состояния речевого развития детей, поступающих в школу, выявил тенденцию к прогрессирующему распространению нарушений устной и письменной речи. Серьёзная озабоченность состоянием речи младших школьников обусловлена не только изменением количественного состава детей с отклонениями в речевом развитии, но и качественными изменениями речевой патологии: степенью выраженности дефекта, расширяемым кругом структурных компонентов речи, подверженных нарушению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22