бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве бесплатно рефераты

Ключенко А.Н.

Ставропольский государственный университет

г. Ставрополь

 

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССООМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ В ВЫСШЕМ ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ


Социальная адаптация курсантов это процесс освоения норм, ценностей, условий новой социальной среды; включения в сложившиеся формы служебного взаимодействия (формальные, неформальные, групповые, организационные); решения типичных служебных задач путем использования принятых способов поведения, действий; овладения принятыми формами служебно-профессиональной деятельности.

Анализ военного и гражданского образований показывает, что произошла смена парадигмы деятельности высшей школы: если в условиях плановой экономики основной ее целью являлось удовлетворение, прежде всего, потребностей народного хозяйства, то сегодня она направлена на удовлетворение потребностей личности в получении образования. Что касается военного образования, то такие социальные факторы, как снижение престижа офицерской службы, низкий социальный статус профессии, низкое денежное довольствие в значительной мере обусловили массовое увольнение молодых офицеров и большой отсев курсантов из военных институтов. Данное обстоятельство привело к тому, что на рынке труда появились выпускники военно - учебных заведений, вынужденные вступить в конкуренцию с выпускниками гражданских вузов. Изменение норм и ценностей в социуме, а вслед за ними и ценностных ориентаций молодежи повлекли за собой адаптацию внутреннего уклада социального института высшего образования к требованиям личности.

Что касается социального института военного образования, то нормы и ценности последнего не менялись и входят в противоречие со складывающимися реалиями в социуме.

Под технологией управления процессом социальной адаптации мы понимаем совокупность приемов и способов воздействия на процесс усвоения курсантом норм и ценностей военного образования, принятие условий новой социальной среды, включение в сложившиеся формы служебного взаимодействия, овладение принятыми формами служебно - профессиональной деятельности.

Технология управления процессом социальной адаптации студентов должна быть основана на нормативно-ценностных моделях деятельности различных участников процесса социальной адаптации, разработанных на основе методологических принципов социального прогнозирования, и предусматривающая воспитание социально значимых качеств курсанта в ходе обучения в военном институте.


Литература:

1.     Соколов О.Г. Организация научной деятельности курсантов военных училищ в условиях личностно-ориентированного обучения. – Саратов, 1998.

2.     Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Изд-во политической литературы, 1972.

3.     Трусь А.А. Личностные и социально-педагогические предпосылки успешности деятельности курсантов военного ввуза: Дисс. … канд. псих. наук. – Минск, 1998.

4.     Уваров Л.Н. Повышение эффективности самовоспитания слушателей военных академи: Дисс. … канд. пед. наук. – М., 1981.


Ключенко А.Н.

Ставропольский государственный университет

г. Ставрополь

 

УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИ РУКОВОДСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ КУРСАНТОВ


Самостоятельная работа курсантов в высшем военном учебном заведении является важнейшим инструментом получения ими знаний, умений и навыков и имеет свои особенности. Это связано, прежде всего, с необходимостью использования грифованной литературы при изучении оружия и боевой техники в строго отведенное расписанием время на специализированной военной кафедре. Проблема состоит в том, чтобы добиться во время самоподготовки осознанного стремления курсантов к восприятию, осмыслению и овладению необходимым учебным материалом до уровня умения его применения в своей будущей военной профессиональной деятельности, а преподаватель был способен организовать адаптивно - дифференцированное управление изучением ими конкретной дисциплины. Для этого военный педагог должен уметь оценивать обратные связи в схеме «военный педагог – курсант», чтобы в последующем организовать правильное обучающее воздействие на курсанта.

Процесс овладения курсантом знаниями во время самоподготовки может быть эффективным при условии, что:

- он получает или может получить полную и адекватную информацию по изучаемому учебному материалу;

- он убежден, что рекомендованный ему учебный материал имеет важное значение в будущей военной профессиональной деятельности;

- он имеет возможность индивидуально получить необходимую учебно - методическую литературу, с помощью которой достигнет запланированного результата;

- текущие его успехи или неудачи в овладении знаниями, которые выявляются в результате контроля на аудиторных занятиях, являются критерием для выработки военным педагогом воздействий на обучаемого в системе управления учебным процессом.

В противном случае самостоятельная работа курсантов сводится к дословному переписыванию текстов из учебников и учебных разработок в рабочие тетради с единственной целью - отчитаться перед преподавателем за выполнение задания.

Считается, что самостоятельная работа курсантов и ее управление со стороны военного педагога, как частью учебного процесса, условно следует разделить на три этапа:

- 1 этап - подготовительный для преподавателя;

- 2этап - самостоятельная работа курсантов в отведенное время;

- 3 этап - контрольно-корректирующая деятельность преподавателя.

Успех в получении обучающимися необходимых знаний и умений для будущей профессиональной деятельности во многом зависит от эффективной управленческой работы военного педагога на всех этапах руководства самоподготовкой курсантов.

Литература:

1.                                   Адрианова В.Е. Деятельность человека в системах управления. - Л., 1974.

2.                 Айнштейн В. Высшая военная школа - пути перемен // Знание-сила. - 1987. -№7.

3.                                   Борисова ЕМ. О роли профессиональной деятельности в фор­мировании личности // Психология формирования и разви­тия личности / Под ред. Л.И. Анциферовой. - М., 1981.

4.                 Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. – Киев, 1988.

Ковалева Олеся Ивановна

Ставропольский государственный университет,

г.Ставрополь

КООНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СРЕДЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Коонтогенез личности - взаимосогласованное развитие системы человеческого организма с окружающим его миром в опосредованно общей структуре связей при сохранении человеком всех его сущностных сил к процессу активной жизнедеятельности (Малашихина И.А., Ковалева О.И.).

По современным представлениям, организм человека - это сложная самоорганизующаяся система, состоящая из ряда подсистем и органов, направленная на поддержание собственного постоянства, открытая для энергетического и информационного взаимодействия с окружающей средой. Повреждение органа или подсистемы обычно проявляются в виде признаков (симптомов) некоторой болезни, а вот рассогласования в работе подсистем, приводят в конце концов к этим повреждениям, и относятся к нездоровью.

Школа остается во все времена одним из главных социальных институтов, последовательно и целенаправленно осуществляющих развитие личности человека. В современных российских условиях воспитательные возможности образования оказываются особо востребованными. Актуальные российские реалии диктуют необходимость усиления воспитательного, ориентированного на развитие личности подростка, акцента в школьном образовании. Модернизация среднего образования способна решить эту задачу за счет гуманизации обучения, большего обращения  школьных программ к проблемам мира и человека.

Интегральной характеристикой роста и развития подростка, которая во многом определяется условиями его жизни является состояние здоровья. Никто не сомневается в том, что серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья подростков оказывают социальные проблемы и экологические вредности. Никто не отрицает генетической отягощенности. И все же специалисты считают, что 20—40% негативных влияний, ухудшающих здоровье учащихся, связано с образовательным учреждением, с некомфортными условиями про­цесса воспитания и обучения.

Понятие комфортных условий учебно-воспитательного процесса, прежде всего, означает создание в общеобразовательной школе педагогических условий, максимально эффективно обеспечивающих не только умственных, нравственных, индивидуальных качеств личнос­ти подростка, но и его физическое и психическое здоровье.

Многолетние исследования Института возрастной физио­логии РАО позволили не только выявить те школьные фак­торы, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния. К числу ШФР относятся:

1.  Стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий).

2.             Интенсификация учебно-воспитательного процесса.

3.             Несоответствие методик и технологий обучения возра­стным и функциональным возможностям школьников.

4.             Нерациональная организация учебно-воспитательной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы).

5.             Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

С каждым годом количество воздействующих стрессовых факторов растет. Источником школьных стрессов по мнению Ананьева В.А. являются: возрастные физиологические гормональные изменения организма; трудности в отношениях с одноклассниками и учителями; большая учебная нагрузка (уроки, дополнительные занятия и факультативы); давление по поводу успеваемости; контроль успеваемости (зачеты, экзамены); чрезмерная (превышающая норму числа учащихся в классе) укомплектованность классов, что ведет к эмоциональной («тесноте») перегрузке.

Излишне интенсивное физическое и психоэмоциональное напряжение школьников при обучении способствует возникновению хронического стресса. Наиболее негативно на нервно-психическом здоровье ребенка сказывается интенсификация учебного процесса в современной школе. Причем интенсификация идет различными путями. Первый — наиболее явный (открытый) — увеличение количества занятий.  Есть второй (скрытый) вариант интенсификации учебно-воспитательного процесса — реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема материала. Установка на усвоение учащимися большого объема информации при использовании новых учебных технологий часто сводится лишь к передаче узко научных, фрагментарных технократически ориентированных знаний и навыков. При таком подходе к организации процесса обучения теряется главная цель – развитие личности ребенка.

Высокая интенсивность учебного труда не позволяет варьи­ровать обучение, учесть индивидуальные особенности подростка оставить резерв для организации щадящего режима, необхо­димого для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья (их более 80 %). Число таких школьников за годы обучения  и воспитания неуклонно растет.

Это доказывает, что ухудшение здоровья подростков в значительной мере связано с интенсификацией учебно-воспитательного процесса, перегрузками и переутомлением.

Однако до сих пор приходится убеждать работников школьных образовательных учреждений, что напряжение, утомление и здоровье — взаимосвязанные процессы. Действительно, микросимптоматика переутомления может быть четко не выражена, замаскирована, а такие его проявления как раздражительность, плохой сон, плаксивость, неустойчивость внимания, низкий уровень работоспособности, часто принимаются за лень, нежелание ходить в школу, отсутствие старательности. Повышенная чувствительность организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в подростковом возрасте в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения и воспитания создают «идеальные» условия для развития нервно-психических заболеваний.

В комплексе перспективных мер, направленных на сниже­ние (или исключение) влияния факторов риска,  — сохранение и укрепление здоровья подростков М.М. Безруких выделяет три направления:

·  научное и научно-методическое, решающее комплекс на­учных, теоретических и исследовательских задач, определя­ющих физиологические и психофизиологические основы здоровьесберегающей деятельности;

·  прикладное, решающее комплекс практических (приклад­ных) здоровьесберегающих задач современного общеобразовательного учреждения;

·  организационное, определяющее организационные формы и управленческие решения организации, контроля и оценки здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений.

Современная общеобразовательная  школа должна создавать благоприятные условия для обучения подростков. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и объединяющей как учебную, так и внеучебную деятельность учащихся. Одной из задач российской педагогики, а также широкой общественности является усиление пропаганды идеи сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, которая должна стать национальной идеей и объединить все слои общества.

 

Ковалева Олеся Ивановна

Ставропольский государственный университет,

г. Ставрополь

Леушина Анна Сергеевна

Ставропольский государственный университет,

г. Ставрополь


ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития.

Эту задачу решает комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.

В массовых детских садах и общеобразовательных школах встречается  большое количество детей, неблагополучных в психофизическом развитии.

Выраженность этих отклонений может быть различна. Значительную по численности группу составляют дети с нередко выраженными, а следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы, с нарушениями слуха, зрения, оптико-пространственных представлений, опорно-двигательного аппарата, фонематического восприятия, с эмоциональными нарушениями, с недостатками речевого развития, с расстройствами поведения, задержкой психического развития, соматически ослабленные дети.

Однако дети с подобными проблемами испытывают трудности при усвоении всех или некоторых разделов программы дошкольного учреждения, так как оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников без специально организованной коррекционно-педагогической помощи. Несмотря на то, что для многих из этих детей не требуются особые образовательные условия, отсутствие своевременной коррекционно-развивающей помощи может привести к их дезадаптации.

Известно, что ребенок с отклонениями в умственном и физическом развитии поступает в дошкольное специальное (коррекционное) образовательное учреждение на основании заключения районной или городской медико - психолого - педагогической консультации. В учреждении всеми специалистами проводится его комплексное изучение. Результаты комплексного изучения ребёнка дошкольного возраста должны дать ответ на следующие вопросы: каковы основные цели, задачи и содержание целенаправленной психологической, педагогической, медицинской реабилитации ребёнка; насколько курабельными, т.е. способными к восстановлению (развитию) являются те или иные нарушения психофизического развития ребёнка; какой тип программы приемлем для образования ребёнка с целью его успешной подготовки к обучению в школе.

Методы диагностики детей к обучению в школе специального назначения позволяют оценить все области психической сферы ребёнка (психомоторные, эмоциональные, интеллектуальные функции, личность в целом). Предлагается использовать методики, разработанные Е.А. Стребелевой,  диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста Н.Я. Семаго и М.М. Семаго; тест Векслера, или Равена, графические тесты, тесты Рене Жиля и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22