Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве
Ключенко
А.Н.
Ставропольский
государственный университет
г.
Ставрополь
ТЕХНОЛОГИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССООМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ В ВЫСШЕМ ВОЕННОМ УЧЕБНОМ
ЗАВЕДЕНИИ
Социальная
адаптация курсантов это процесс освоения норм, ценностей, условий новой
социальной среды; включения в сложившиеся формы служебного взаимодействия
(формальные, неформальные, групповые, организационные); решения типичных
служебных задач путем использования принятых способов поведения, действий;
овладения принятыми формами служебно-профессиональной деятельности.
Анализ военного и
гражданского образований показывает, что произошла смена парадигмы деятельности
высшей школы: если в условиях плановой экономики основной ее целью являлось
удовлетворение, прежде всего, потребностей народного хозяйства, то сегодня она
направлена на удовлетворение потребностей личности в получении образования. Что
касается военного образования, то такие социальные факторы, как снижение
престижа офицерской службы, низкий социальный статус профессии, низкое денежное
довольствие в значительной мере обусловили массовое увольнение молодых офицеров
и большой отсев курсантов из военных институтов. Данное обстоятельство привело
к тому, что на рынке труда появились выпускники военно - учебных заведений,
вынужденные вступить в конкуренцию с выпускниками гражданских вузов. Изменение
норм и ценностей в социуме, а вслед за ними и ценностных ориентаций молодежи
повлекли за собой адаптацию внутреннего уклада социального института высшего
образования к требованиям личности.
Что касается социального
института военного образования, то нормы и ценности последнего не менялись и
входят в противоречие со складывающимися реалиями в социуме.
Под
технологией управления процессом социальной адаптации мы понимаем
совокупность приемов и способов воздействия на процесс усвоения курсантом норм
и ценностей военного образования, принятие условий новой социальной среды,
включение в сложившиеся формы служебного взаимодействия, овладение принятыми
формами служебно - профессиональной деятельности.
Технология
управления процессом социальной адаптации студентов должна быть основана на
нормативно-ценностных моделях деятельности различных участников процесса социальной
адаптации, разработанных на основе методологических принципов социального
прогнозирования, и предусматривающая воспитание социально значимых качеств
курсанта в ходе обучения в военном институте.
Литература:
1. Соколов О.Г. Организация
научной деятельности курсантов военных училищ в условиях
личностно-ориентированного обучения. – Саратов, 1998.
2. Спиркин А.Г. Сознание и
самосознание. М.: Изд-во политической литературы, 1972.
3. Трусь А.А. Личностные и
социально-педагогические предпосылки успешности деятельности курсантов военного
ввуза: Дисс. … канд. псих. наук. – Минск, 1998.
4. Уваров Л.Н. Повышение
эффективности самовоспитания слушателей военных академи: Дисс. … канд. пед.
наук. – М., 1981.
Ключенко
А.Н.
Ставропольский
государственный университет
г.
Ставрополь
УСЛОВИЯ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИ РУКОВОДСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ КУРСАНТОВ
Самостоятельная работа
курсантов в высшем военном учебном заведении является важнейшим инструментом
получения ими знаний, умений и навыков и имеет свои особенности. Это связано,
прежде всего, с необходимостью использования грифованной литературы при
изучении оружия и боевой техники в строго отведенное расписанием время на
специализированной военной кафедре. Проблема состоит в том, чтобы добиться во
время самоподготовки осознанного стремления курсантов к восприятию, осмыслению
и овладению необходимым учебным материалом до уровня умения его применения в
своей будущей военной профессиональной деятельности, а преподаватель был
способен организовать адаптивно - дифференцированное управление изучением ими
конкретной дисциплины. Для этого военный педагог должен уметь оценивать обратные
связи в схеме «военный педагог – курсант», чтобы в последующем организовать
правильное обучающее воздействие на курсанта.
Процесс овладения курсантом
знаниями во время самоподготовки может быть эффективным при условии, что:
- он получает или
может получить полную и адекватную информацию по изучаемому учебному материалу;
- он убежден, что
рекомендованный ему учебный материал имеет важное значение в будущей военной
профессиональной деятельности;
- он имеет
возможность индивидуально получить необходимую учебно - методическую
литературу, с помощью которой достигнет запланированного результата;
- текущие его
успехи или неудачи в овладении знаниями, которые выявляются в результате
контроля на аудиторных занятиях, являются критерием для выработки военным педагогом
воздействий на обучаемого в системе управления учебным процессом.
В противном случае
самостоятельная работа курсантов сводится к дословному переписыванию текстов из
учебников и учебных разработок в рабочие тетради с единственной целью -
отчитаться перед преподавателем за выполнение задания.
Считается, что самостоятельная
работа курсантов и ее управление со стороны военного педагога, как частью
учебного процесса, условно следует разделить на три этапа:
- 1 этап - подготовительный для
преподавателя;
- 2этап - самостоятельная
работа курсантов в отведенное время;
- 3 этап -
контрольно-корректирующая деятельность преподавателя.
Успех в получении
обучающимися необходимых знаний и умений для будущей профессиональной
деятельности во многом зависит от эффективной управленческой работы военного
педагога на всех этапах руководства самоподготовкой курсантов.
Литература:
1.
Адрианова В.Е. Деятельность человека в системах
управления. - Л., 1974.
2.
Айнштейн
В. Высшая военная школа - пути перемен // Знание-сила. - 1987. -№7.
3.
Борисова ЕМ. О роли профессиональной деятельности в
формировании личности // Психология формирования и развития
личности / Под ред. Л.И. Анциферовой. - М., 1981.
4.
Головаха
Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. – Киев, 1988.
Ковалева
Олеся Ивановна
Ставропольский
государственный университет,
г.Ставрополь
КООНТОГЕНЕЗ
ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СРЕДЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Коонтогенез
личности - взаимосогласованное развитие системы человеческого организма с окружающим
его миром в опосредованно общей структуре связей при сохранении человеком всех
его сущностных сил к процессу активной жизнедеятельности (Малашихина И.А.,
Ковалева О.И.).
По современным представлениям,
организм человека - это сложная самоорганизующаяся система, состоящая из ряда
подсистем и органов, направленная на поддержание собственного постоянства,
открытая для энергетического и информационного взаимодействия с окружающей
средой. Повреждение органа или подсистемы обычно проявляются в виде признаков
(симптомов) некоторой болезни, а вот рассогласования в работе подсистем,
приводят в конце концов к этим повреждениям, и относятся к нездоровью.
Школа остается во
все времена одним из главных социальных институтов, последовательно и
целенаправленно осуществляющих развитие личности человека. В современных
российских условиях воспитательные возможности образования оказываются особо
востребованными. Актуальные российские реалии диктуют необходимость усиления
воспитательного, ориентированного на развитие личности подростка, акцента в
школьном образовании. Модернизация среднего образования способна решить эту
задачу за счет гуманизации обучения, большего обращения школьных программ к
проблемам мира и человека.
Интегральной
характеристикой роста и развития подростка, которая во многом определяется
условиями его жизни является состояние здоровья. Никто не сомневается в том, что серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья подростков оказывают
социальные проблемы и экологические вредности. Никто не отрицает генетической отягощенности. И все же специалисты
считают, что 20—40% негативных влияний, ухудшающих здоровье учащихся, связано с образовательным учреждением, с
некомфортными условиями процесса воспитания и обучения.
Понятие комфортных условий учебно-воспитательного процесса,
прежде всего, означает создание в общеобразовательной школе педагогических условий,
максимально эффективно обеспечивающих не только умственных, нравственных,
индивидуальных качеств личности подростка,
но и его физическое и психическое здоровье.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии
РАО позволили не только выявить те школьные факторы, которые
негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать
их по значимости и силе влияния. К числу ШФР относятся:
1. Стрессовая
педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий).
2.
Интенсификация учебно-воспитательного процесса.
3.
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и
функциональным возможностям школьников.
4.
Нерациональная организация учебно-воспитательной
деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы).
5.
Низкая грамотность педагогов и родителей в
вопросах охраны и укрепления здоровья.
С каждым годом
количество воздействующих стрессовых факторов растет. Источником школьных стрессов
по мнению Ананьева В.А. являются: возрастные физиологические гормональные
изменения организма; трудности в отношениях с одноклассниками и учителями;
большая учебная нагрузка (уроки, дополнительные занятия и факультативы);
давление по поводу успеваемости; контроль успеваемости (зачеты, экзамены);
чрезмерная (превышающая норму числа учащихся в классе) укомплектованность
классов, что ведет к эмоциональной («тесноте») перегрузке.
Излишне
интенсивное физическое и психоэмоциональное напряжение школьников при обучении
способствует возникновению хронического стресса. Наиболее негативно на
нервно-психическом здоровье ребенка сказывается интенсификация учебного
процесса в современной школе. Причем интенсификация идет различными путями. Первый —
наиболее явный (открытый) — увеличение количества занятий. Есть второй (скрытый) вариант интенсификации
учебно-воспитательного процесса —
реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема материала. Установка на
усвоение учащимися большого объема информации при использовании новых учебных
технологий часто сводится лишь к передаче узко научных, фрагментарных технократически
ориентированных знаний и навыков. При таком подходе к организации процесса
обучения теряется главная цель – развитие личности ребенка.
Высокая интенсивность учебного труда не позволяет варьировать
обучение, учесть индивидуальные особенности подростка оставить резерв для организации
щадящего режима, необходимого для учащихся с
отклонениями в состоянии здоровья (их более
80 %). Число таких школьников за годы обучения и воспитания неуклонно растет.
Это
доказывает, что ухудшение здоровья подростков в значительной мере связано с интенсификацией учебно-воспитательного процесса, перегрузками и переутомлением.
Однако до сих пор приходится убеждать работников школьных
образовательных учреждений, что напряжение, утомление и здоровье —
взаимосвязанные процессы. Действительно, микросимптоматика переутомления
может быть четко не выражена, замаскирована, а такие его проявления
как раздражительность, плохой сон, плаксивость, неустойчивость внимания, низкий
уровень работоспособности, часто принимаются
за лень, нежелание ходить в школу, отсутствие старательности. Повышенная чувствительность организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным
перегрузкам в подростковом возрасте
в сочетании со стрессовой тактикой
педагога, несоответствием методик и технологий обучения и воспитания создают
«идеальные» условия для развития нервно-психических
заболеваний.
В комплексе перспективных мер, направленных
на снижение (или исключение) влияния факторов риска, — сохранение
и укрепление здоровья подростков М.М. Безруких выделяет три
направления:
·
научное и научно-методическое, решающее комплекс
научных, теоретических и исследовательских задач, определяющих
физиологические и психофизиологические основы здоровьесберегающей
деятельности;
· прикладное,
решающее комплекс практических (прикладных) здоровьесберегающих задач
современного общеобразовательного учреждения;
· организационное,
определяющее организационные формы и управленческие решения организации,
контроля и оценки здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных
учреждений.
Современная
общеобразовательная школа должна создавать благоприятные условия для обучения
подростков. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и
объединяющей как учебную, так и внеучебную деятельность учащихся. Одной из
задач российской педагогики, а также широкой общественности является усиление
пропаганды идеи сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения,
которая должна стать национальной идеей и объединить все слои общества.
Ковалева
Олеся Ивановна
Ставропольский
государственный университет,
г.
Ставрополь
Леушина
Анна Сергеевна
Ставропольский
государственный университет,
г.
Ставрополь
ПСИХОЛОГО
– ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Успешность
воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития
зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития.
Эту задачу решает
комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она является первым и очень
важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение,
коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика
нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в
популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить
индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее
его психофизическим особенностям.
В массовых
детских садах и общеобразовательных школах встречается большое количество
детей, неблагополучных в психофизическом развитии.
Выраженность этих
отклонений может быть различна. Значительную по численности группу составляют
дети с нередко выраженными, а следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в
развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы, с нарушениями
слуха, зрения, оптико-пространственных представлений, опорно-двигательного
аппарата, фонематического восприятия, с эмоциональными нарушениями, с недостатками
речевого развития, с расстройствами поведения, задержкой психического развития,
соматически ослабленные дети.
Однако дети с
подобными проблемами испытывают трудности при усвоении всех или некоторых
разделов программы дошкольного учреждения, так как оказываются стихийно
интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников без специально
организованной коррекционно-педагогической помощи. Несмотря на то, что для
многих из этих детей не требуются особые образовательные условия, отсутствие своевременной
коррекционно-развивающей помощи может привести к их дезадаптации.
Известно, что
ребенок с отклонениями в умственном и физическом развитии поступает в
дошкольное специальное (коррекционное) образовательное учреждение на основании
заключения районной или городской медико - психолого - педагогической
консультации. В учреждении всеми специалистами проводится его комплексное
изучение. Результаты комплексного изучения ребёнка дошкольного возраста должны
дать ответ на следующие вопросы: каковы основные цели, задачи и содержание
целенаправленной психологической, педагогической, медицинской реабилитации
ребёнка; насколько курабельными, т.е. способными к восстановлению (развитию)
являются те или иные нарушения психофизического развития ребёнка; какой тип
программы приемлем для образования ребёнка с целью его успешной подготовки к
обучению в школе.
Методы
диагностики детей к обучению в школе специального назначения позволяют оценить
все области психической сферы ребёнка (психомоторные, эмоциональные, интеллектуальные
функции, личность в целом). Предлагается использовать методики, разработанные
Е.А. Стребелевой, диагностический комплект исследования особенностей развития
познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста Н.Я.
Семаго и М.М. Семаго; тест Векслера, или Равена, графические тесты, тесты Рене
Жиля и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|