бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве бесплатно рефераты

Другим типом  самоопределения  школьника из учительской семьи относительно  педагогики,  как  профессии  для  себя,  является,  по  нашему  мнению,  выявленный  еще  в  советские  времена  на  уровне  массовых социологических  опросов  школьников  «синдром  вечного  ученика»(7).  По  существу,  это  синтезированный  в  индивидуальном  сознании  образ  будущей  жизни,  которая  происходит  без  выхода  за  рамки  школы.  Массовый  инфантилизм,  характерный  для  выпускников  школ  в 70-80 годы,  обеспечивал  профессии  учителя  первые  места  в  рейтингах  профессий.  В  настоящее  время,  при  резком  изменении  престижных  ориентиров,  профессия  родителя  остается  для  некоторого  множества  учеников  привлекательной  только  потому,  что  позволяет  предполагать  содержательно  участие  родителей  в  их  судьбе  на  неопределенное  время.

Наконец,  третий   тип  самоопределения,  реально  существующий   как  способ  принятия  учительскими  детьми  профессии  родителей,   может  быть  обнаружен  и  описан  на  основе  критериев  собственно  теории  деятельности;  в традициях деятельностного подхода отечественной психологии, разрабатываемом  А.Н. Леонтьевым  и  его школой,  деятельность, направленная на  саму себя, то  есть   на   самопреобразование,  рассматривается как «специфический вид деятельности по порождению личностных  смыслов» (Б.С. Братусь).

Ф.Е. Василюк, рассматривая проблемы преодоления человеком кризисной ситуации, отмечает, что эмоциональное переживание, сопереживание близких и родных, какими  бы сильными и полными они  не были, не  ведут  к  решению. Так  же  как  и   анализ ситуации, ее  обдумывание не ведет к решению проблемы и преодолению трудностей, а только  к ее лучшему осознанию. Подлинное же решение, по Ф.Е Василюку, состоит  в особого рода  деятельности,  которая   заключается  в  создании  нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве». В этом случае, результатом внутренней работы  становится   приобретение  человеком   нового  личностного смысла,  позволяющего  действовать.

«Пиковое переживание», свидетельствующее о самоактуализации и завершающее  каждый ее эпизод, есть, прежде всего, эмоциональное проявление самооценки, причем неформальной, истинной, не дающей свершиться самообману, не позволяющей ввести себя в заблуждение даже авторитетным внешним  источникам  или  манипуляторам.  Испытанное в личном опыте переживание  высокого  порядка  изменяет  жизнь  человека. Переживание в контексте внутренней жизни личности соотносимо  и сопоставимо с событием   в  контексте   исторического  ряда  событий,  бытия   в его объективном понимании.  Знание,  в определенном смысле,  производно от переживания, во  всяком  знании  содержится  предшествовавшее ему  переживания.. Возрастное развитие, по Л.С. Выготскому, может быть представлено  как  история  переживаний  развивающейся  личности.

Многолетнее «отправление» педагогической деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным  развитием. Вследствие чего неизбежны периоды стабилизации. На начальных этапах выполнения педагогической деятельности эти периоды недолговременны.  В дальнейшем у отдельных специалистов время стабилизации  может  продолжаться достаточно долго:  от  года   и  более. В этих случаях можно говорить о наступлении профессиональной стагнации. Факторами,  вызывающими деформации, являются профессиональные стереотипы и разнообразные  формы психологических защит. Педагогические стереотипы проявляются в схематизации и типизации учащихся, упрощении педагогических ситуаций на основе прошлого опыта, предвзятого отношения к ученикам, демонстрирующим  ненормативное  поведение  и  имеющим  низкую  успеваемость.

Формирование педагогических стереотипов обусловит формирование модели выбора профессии, в которой большая часть ценностей и смыслов будет соответствовать «старой»  собственной  модели  выбора  профессии  учителя. А в результате  в  обозримом  будущем  произойдет следующее: ребенок педагога примет модель выбора профессии родителя – потому что над формированием  собственной модели выбора необходимо работать – а  в  образе  родителя  уже  подготовлен  готовый  ответ  и  схема  жизни  на  ближайшие  десять-пятнадцать  лет…  Таким  образом,  выбор  профессии  учителя,  это  еще  избегание  весьма  трудной  и  неприятной  процедуры  -  переживаний  за  свою  биографию  путем  считывания  аналога  с  родительской  судьбы,  которая  представлена  в  ежедневных  наблюдениях.

Подведем  итоги.  Педагогическая  профессия, по-видимому,  вследствие уникальности  ее  основного  первичного  звена  -  акта  научения,  который  закрыт  для  рефлексивного  понимания  самого  учащегося,  является  в  высшей  степени  креативной,  но  не  может  быть  передана  или  «снята»  путем  традиционного  копирования  или  тренинга. На  уровне  социологических  сопоставлений  и  сравнения  с  другими  профессиями  происходит  снятие  информации  о  процессах,  лишь  отдаленно  относящихся  к  педагогике.  Индивидуальное  самоопределение  учащихся  относительно  выбора  педагогической  профессии  для  себя, в  том  числе  и  в  учительской  семье  также отражает  не  ключевые  фрагменты  ремесла,  а  в  большинстве  своем   -  их  противоположность.  По-видимому,  истоки  специализированной  педагогической  преемственности  следует  искать  в  иной  плоскости,  в  частности,  в  сущности  и  технологиях  посреднической  деятельности, -  однако,  это  -  уже  сюжет  для  новых  исследовательских  проектов.


1.  Щедровицкий  П.Г. Искушение развитием. -   Дискурс,   1997. – № 3-4,  -  В основу этой статьи лег доклад, прочитанный П.Г.Щедровицким на конференции “Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования”, состоявшейся  в  Красноярске  24-26 апреля 1997 г.

2.. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. -  М. Международная педагогическая академия, 2001.- 126 с.

3. Здесь  и  далее  для  описания  некоторых  характеристик  объекта  исследования,  авторы  используют  эмпирические  материалы,  полученные  самостоятельно  в 2000-02 г.г.  и обсужденные (опубликованные)  на  конференции  «Педагогика развития».  - Красноярск.  2002 г . 25-27 апреля. -                                                  #"#">#"1.files/image001.gif">

Развитие военного сотрудничества с зарубежными странами, расширение обмена информацией военного характера на взаимной основе, организация и проведение совместных учений и маневров подтверждают потребность в офицерах, свободно владеющих иностранными языками, т.е. обладающих умением общаться, адекватно выражать собственные мысли и понимать мысли собеседника в реальной ситуации. Требованием времени становится активное владение специалистами навыками профессионально-ориентированной устной речи. Нацеливание языковой подготовки в военном вузе на обучение профессиональному общению предполагает повышение интенсивности процесса, не сопровождаемое увеличением количества аудиторных часов. Возникает необходимость поиска рациональных, научно-обоснованных путей интенсификации процесса обучения.

В настоящее время интенсификацию обучения чаще всего связывают с внедрением в учебный процесс информационных технологий (ИТ). При использовании ИТ в обучении иностранным языкам появляется возможность повысить эффективность процесса, обеспечить высокий уровень мотивации курсантов, индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс. Возможности современной компьютерной техники не только обеспечивают замену традиционных технических средств обучения, но и дают дополнительные возможности, которые при наличии соответствующего методического обеспечения, позволяют организовать работу курсантов, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время; включить в процесс обучения иноязычному профессиональному общению задания тренировочного характера. Эта возможность делает компьютер прекрасным тренажером для отработки употребления, например, грамматических конструкций с целью подготовки к речевой практике. Из всех технических средств обучения только компьютер может реализовать диалогическое взаимодействие с учащимся, т.е. имеет возможность реагировать на действия обучающегося с помощью изменения ситуации на экране и давать ему соответствующие рекомендации, изменяя ход обучения.

Применение средств мультимедиа дает возможность представить текстовую, аудио- и видеоинформацию, при необходимости, одновременно и позволяет создать интегрированную среду с большими обучающими возможностями. Объединение в учебных программах визуальной и звуковой форм представления информации в значительной мере повышает наглядность и выразительность учебной информации и тем самым расширяет канал связи, по которому информация поступает к обучающемуся, что ведет к увеличению его общей пропускной способности. С помощью компьютера, возможно, также регулировать процесс последовательности и времени предъявления учебной информации в разной форме с целью обучения профессионально ориентированной речевой деятельности курсантов.

 

Литература:

1.                 Машбиц Е.И., Андриевская В.В., Комиссарова Е.Ю. Диалог в обучающей системе. - Киев, 1989.

2.                 Методика / Под ред. А.А. Леонтьева. (Заочный курс повышения квалификации филологов). - М., 1988.

Ключенко А.Н.

Ставропольский государственный университет

г. Ставрополь

 

КОМПЛЕКСНЫЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ОСНОВНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Одной из целей подготовки курсантов при обучении военным дисциплинам в ВУЗе является становление и развитие социально - профессиональной готовности к будущей профессиональной деятельности. Этот процесс этапизирован и представлен следующими уровнями: репродуктивно – адаптационным, профессионально-поисковым, профессионально – творческим уровнем.

Моделирование этапов производится адекватно определенному качественному состоянию готовности учебной группы курсантов.

Специально разработанная диагностика позволяет определить состояние готовности курсантов к профессиональной деятельности. Для этого исследуется влияние функций учебно - воспитательного процесса. Оценка состояния готовности производится методом корреляционно - регрессионного анализа и аппроксимирующее - сглаживающим методом. Одним из средств формирования социально - профессиональной готовности являются комплексные интегративные задания, позволяющие реализовать междисциплинарные связи между различными дисциплинами. Основным методом выполнения комплексных интегративных заданий является поисковый, который позволяет реализовать деловые ситуации современной деятельности с учетом специфики организации учебно – воспитательного процесса в высшем военном учебном заведении. Выполнение комплексных интегративных заданий рекомендуется выполнять в микрогруппах, состав которых определяется с помощью метода взаимных рекомендаций. Организация проведения комплексных интегративных заданий позволяет отрабатывать прикладные умения и навыки будущих военных специалистов.

 

Ключенко А.Н.

Ставропольский государственный университет

г. Ставрополь

 

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ В ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В последнее время в учебном процессе широко используется электронно - вычислительная техника, которая позволяет существенно разнообразить формы самостоятельной работы обучаемых. При этом курсанты, работая самостоятельно приобретают практические навыки работы с технической документацией, учебной литературой и материалами для ЭВМ. Это очень важно для них как для будущих офицеров, руководителей.

Необходимо отметить, что военный специалист, подготовленный в высшем военном учебном заведении может более гибко использовать свои знания, умения и навыки в профессиональной деятельности.

Важным преимуществом подготовки военных специалистов в высших военных образовательных учреждениях являются:

- их уникальная база и уникальные возможности по подготовке специалистов непосредственно на местах, где вооружение и техника создаются и производятся. Никто не станет отрицать, что лучше и более полно рассказать и объяснить особенности того или иного образца, чем его создатель невозможно;

- широчайший спектр базовых военных специалистов, позволяющий осуществить подготовку специалистов для вооруженных сил;

- фундаментальная базовая военная подготовка.

Параллельно с подготовкой кадровых офицеров, можно готовить и преподавателей технического профиля для военных общеобразовательных учреждений, особенно по новым образцам вооружения и военной техники, а также дефицитным наукоемким специальностям.


А.Н. Ключенко

Ставропольский государственный университет

 

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА

 

Проходящие в настоящее время реформирование Вооруженных Сил РФ и реформа военного образования, новые современные требования к бое­готовности и обученности ВС РФ обусловливают необходимость совершен­ствования всей системы, форм, методов, видов и содержания подготовки военных специалистов в высших военных учебных заведениях, в том числе и на кафедрах (факультетах) военного обучения. Выпускники кафедр (факультетов) военного обучения вузов, учитывая специфику радиотехнических войск, должны обладать как глубо­кими фундаментальными теоретическими и общеинженерными знаниями, так и иметь соответствующую военно-профессиональную подготовку.

Одним из основных направлений военно-профессиональной подготовленности офицеров запаса к выполнению служебных обязанностей в случае призыва в войсках является тактико-специальная подготовка. Однако анализ подготовки офицеров запаса выявил ряд существенных недостатков по вопросам тактико-специальной подготовки: отсутствие умений и навыков по выполнению обязанностей оперативных дежурных командных пунктов радиотехнических батальонов и дежурных пунктов управления отдельных радиолокационных рот в составе боевых расчётов, по выполнению функциональных обязанностей начальников радиолокационных станций, по ведению радиолокационной разведки в различных условиях боевой обстановки, по руководству выполнением нормативов и задач повседневной деятельности с подчиненным расчётом.

Указанные недостатки определяются наличием целого ряда факторов, среди которых недостаточный бюджет учебного времени, отводимого на подготовку офицеров запаса, по сравнению с военными институтами; не укомплектованность военных кафедр современными образцами необходимой аппаратуры; недостаточный уровень организации проведения учебных занятий, ввиду отсутствия полигонов, специализированных учебных классов. Поэтому встают две взаимосвязанные проблемы:

- как учить, т.е. какие изыскивать формы и методы проведения занятий по этому виду подготовки и резер­вы учебного времени на них, которые обеспечивали бы формирование необходимых военно-профессиональных навыков офицеров запаса;

- где учить будущих офицеров запаса с возможностью более качественного формирования у них практических умений и навыков специалистов.

Как известно, внедрение в учебно-воспитательный процесс вузов ГОС ВПО повлекло за собой сокращение учебного времени, отводимого на данные учебные цели. В связи с этим представляется возможным дать некоторые методические рекомендации по качественному улучшению тактико-специальной подготовки выпускников военных кафедр гражданских вузов.

Они могут быть следующими:

- общая направленность подготовки выпускников должна соответствовать служебной деятельности офицеров запаса, как это определено квалификационными требованиями. Под этим, прежде всего, подразумевается командно-методическая и тактическая подготовка выпускников;

- объём и содержание учебного материала, получаемого студентами по тактико-специальной подготовке, должны соответствовать современным требованиям по своим функциональным обязанностям и по должностному предназначению;

- необходимо продолжать научные исследования и анализ проблем, связанных с военной подготовкой студентов, как в процессе учёбы, так и при прохождении ими действительной военной службы;

- для повышения качества подготовки офицеров запаса необходимо часть практических занятий по тактико-специальной подготовке проводить в рамках учебной программы в воинских частях – на рабочих местах командных пунктов, пунктов управления профильных и взаимодействующих воинских частей и подразделений;

- важно совместно использовать учебно-тренировочные пункты воинских частей, специализированные классы и полигоны для практического обучения студентов, а также технические позиции для развёртывания вооружения и военной техники военной кафедры;

- на учебных сборах необходимо проводить тактико-специальные учения с совершением марша;

- структурно-логическая схема обучения и последовательность изучения общеинженерных, тактико-специальных и военно-технических дисциплин должны быть взаимосвязаны;

- следует максимально использовать научно-технический потенциал вуза для повышения качества обучения студентов как будущих офицеров запаса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22