бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве бесплатно рефераты

Воспринимая человеческую речь ребенок понимает интонацию, то есть свя­зывает с ней определенный смысл. Она имеет объективное лингвистическое значение. Индивидуальные особенности младшего школьника сказываются и в интонации так же, как они сказываются и в произнесении фонем, но как и там, они не имеют лин­гвистического значения, а накладываются на то общее, что характерно для фо­нетического уклада данного языка (Л.Р.Зиндер, 1979).

Таким образом, лингвистической функцией интонации является оформление фонетически целостного высказывания (передача языкового интонаци­онного значения и членение речевой последовательности на сегменты), то есть выделение детьми той единицы, которая подлежит интонационному оформлению (Е.А.Брызгунова, 1983; М.Д.Святозарова, 1982).

По А.А. Реформатскому (1981) интонация - это суперсегментарное фонологическое явление, которое накладывается на высказывание в целом (будь то предложения или какая-либо часть). Интонация может обслуживать как интеллектуальную сторону высказывания, так и экспрессивную (будь то экспрессия эмоциональная или иная: эстетическая, риторическая, логическая), а также и грамматическую сторону высказывания (группировка синтагм и их сочетаний).

Интонация детской речи имеет множество значений, объединяемых по различным признакам. Об интонации говорят, что она бывает ироническая, шутливая, пафосная, деловая, плавная, гибкая, резкая и так далее. Такая многопланность значений объясняется множеством функций, которые выполняет интонация.

Л.Р.Зиндер выделил два аспекта, по которым следует различать интонации:

1)       коммуникативный, поскольку интонация сообщает ребенку, является высказывание законченным или незаконченным, содержит ли оно вопрос, ответ и тому подобное;

2)       эмоциональный, который состоит в том, что в интонации заключена определенная эмоция, которая отражает эмоциональное состояние говорящего, а иногда и намерение его (впрочем, не всегда осознаваемое им) определенным образом воздействовать на слушающего.

Эмоциональный аспект интонации играет большую роль в нашей речи. Ведь говорящий должен воздействовать не только на разум , но и на чувства, воображение слушателей.

Малашихина Ирина Анатольевна

Пухова Надежда Федоровна

Ставропольский государственный университет

г. Ставрополь

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СУЩНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

 

Система образования современного общества представляет собой несовершенную модель, где наше государство находится на пути глубоких реформ и преобразований.

В связи с поступающими запросами Минобразование России создало рекомендации по организации предоставления дополнитель­ных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом образова­тельного учреждения, с целью улучшения качества образовательного про­цесса и привлечения в систему образования средств из дополнительных источников финансирования.

Настоящие рекомендации разработаны с учетом Закона Российской Федерации «Об образовании» и адресованы работникам образования, органам управления образованием, учредителям. Основной задачей их является оказание помощи практическим работникам в организации пре­доставления платных дополнительных образовательных и иных услуг в конкретном образовательном учреждении в соответствии с имеющимися условиями и с учетом запросов и потребностей населения.

Педагоги едины во мнении о будущем образовательного учреждения. Обобщая их суждения, необходимо отметить, что инновационные, нестандартные дошкольные учреждения имеют огромные перспективы развития, на них и ориентируется современная отечественная система образования. Дошкольное образовательное учреждение - это неотъемлемая часть общества XXI века, первая и основная ступень в обу­чении, развитии и воспитании ребенка.

Образовательное учреждение за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов может оказывать следующий примерный перечень платных дополнительных услуг:

а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

б) репетиторство обучающимися другого образовательного учреж­дения;

в) различные курсы: по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению инос­транных языков, повышения квалификации, по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в т. ч. вождение автомобиля, машинопись, стенография);

г) различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино, - видео, - радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домо­водству, танцам и т.д.;

д) создание различных студий, групп, школ, факультативов по обуче­нию и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графи­ки, скульптуры, народных промыслов и т.д.;

е) создание различных учебных групп и методов специального обуче­ния детей с отклонениями в развитии;

ж) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение);

з) создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнасти­ка, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, об­щефизическая подготовка и т.д.).

Дополнительные образовательные услуги предо­ставляются с целью всестороннего удовлетворения образователь­ных потребностей граждан. Дополнительные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию обучающихся, а воспитанникам дошкольных учреждений и обучающимся общеобразовательных учреждений - по желанию их родителей (законные представите­ли). К таковым следует относить услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной государст­венными образовательными стандартами, и оговоренные в уставе образовательного учреждения.

Образовательная политика государства подразумевает предоставление дополнительных образовательных услуг, которые должны способствовать улучшению качества образования и возможности выбора в сфере образования и оздоровления.

Дополнительное образование пред­полагает решение следующих задач: обеспечить чувство психологи­ческой защищенности — доверие ребенка к миру, радости существо­вания (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребен­ка — не «запрограммированность», а содействие развитию личности; знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средст­во полноценного развития личности.

Педагоги дополнительного образования в отличие от руководителей - это те люди, которые в силу своей профессиональной деятельности непосредственно влияют на изменение и реорганизацию предметно развивающей среды, а среда в свою очередь влияет на качество педагогического процесса. Поэтому изменения в этой области они видят более глубоко и конкретно.

Таким образом, в настоящее время появилась необходимость рассматривать дошкольное образовательное пространство как систему, в которой формируется гражданин особого отечества и планеты, исходя из аксиологических аспектов научных знаний, всеобщих законов развития природы, общества, общечеловеческих ценностей и общегуманистической морали.

Малашихина И.А.,

Суханова Н.А.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В школьные годы проявляются и развиваются различные интересы и склонности, закладываются основы общего и профессионального развития личности. Исследованиями педагогов и психологов доказано, что в старшем школьном возрасте формируется одно из стержневых качеств личности – профессиональное самоопределение. Ориентиром к успешному самоопределению здесь будет вступать профильное обучение.

Сложность современного общества, наукоемкость профессий приводят к большему растягиванию периода детства в жизни человека. Понятно, что детство не может расширяться бесконечно, поэтому возникает необходимость «уплотнения» некоторых возрастных этапов. Эту мысль высказал в свое время Д. Б. Эльконин. Сегодня данная мысль получает свое наглядное, порой драматическое подтверждение. Один из примеров – профильное обучение, которое является попыткой совместить задачи подросткового и юношеского возрастов. С одной стороны, в период школьного обучения психическое развитие еще не завершено и поэтому необходимо обеспечить разнообразие и универсальность содержания образования. С другой стороны, эту универсальность приходится совмещать с задачей профессионального самоопределения, свойственной юношеству и ранней взрослости. Можно сказать, что профильное обучение создает уникальные условия для подтверждения гипотезы Д.Б. Эльконина о возникновении новых периодов психического развития.

Реализация профильного обучения на современном этапе развития школы предполагает решение ряда задач: ранняя профессионализация и специализация знаний предполагают избирательную нагрузку на отдельные стороны психики ребенка. Без грамотного психологического сопровождения эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития детей. Именно поэтому одной из важнейших задач психологического сопровождения является мониторинг и своевременное устранение возможных факторов возникновения неравномерности развития; сегодня ситуация сложилась так, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профиля дальнейшего обучения. В условиях несамостоятельной профессионализации обычные возрастные задачи подростничества возникают перед учащимися в несколько искаженной форме. Например, задача формирования временной перспективы перед ребенком вообще не ставится, поскольку в большинстве случаев эту задачу за него «решают» родители. В результате у него не формируется временная перспектива и – как следствие – теряется учебная мотивация в настоящий момент. Поэтому одной из задач психолого-педагогического сопровождения профильного обучения является профориентация; известно, что люди существенно различаются своими индивидуальными особенностями, и это означает, что одни будут более успешны в определенных видах деятельности и обучения, чем другие. Данное обстоятельство приводит к тому, что задача отбора, несмотря ни на что, остается актуальной на протяжении многих веков.

В современном виде это преобразуется в задачу вступительной диагностики, позволяющей прогнозировать и устранять возможные затруднения в учебной деятельности.

И, тем не менее, существуют определенные педагогические проблемы реализации профильного обучения в России на современном этапе, а именно: сокращение инвариантного компонента учебного плана нарушает единство системы образования, введение элективных курсов еще более усугубляет эту ситуацию; базовая подготовка учащихся сокращается;. введение зачетно-модульной системы практически невозможно из-за отсутствия технологии разработки учебных модулей и методики соответствующего учебного процесса, ориентированного на учителя-практика; несформированность будущих профессиональных интересов у учащихся 9 - 10-х классов; еще одна проблема – кадры для профильной школы.

Личность находится в центре профильного обучения, образования. Соответственно все образование, центрируясь на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации.

Современное образование, рассматриваемое как социальный институт, система, процесс, результат, представляет собой единство обучения и воспитания, которые реализуют основные принципы смены его парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика. Направления профильного обучения в образовательном процессе отражают поиск психолого-педагогической наукой того, как оптимизировать этот процесс, что и призван обеспечить личностно-деятельностный подход.

В целом личностно-деятельностный подход в профильном обучении означает, что, прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. «Личностный» компонент этого подхода означает, что все профильное обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его профессиональные мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, жизненные перспективы и т.д.; оно принимает их и соразмеряется с ними.

 

Матешова Е.В.

Центр социально-психологической

реабилитации детей и подростков

г. Новокузнецк


ФИЛОСОФСКО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА


Российское общество, вступив в третье тысячелетие, переживает сложные перемены в экономических, социально-политических и духовных основаниях своего бытия. Эти противоречивые изменения проявляются и в здоровье людей - население России и продолжительность его жизни уменьшаются, смертность растет заболеваемость, увеличивается, возможности для лечения и укрепления здоровья для большинства россиян снижаются. К сожалению, продолжает формироваться негативная тенденция перемещения современного российского общества по характеристикам здоровья в разряд деградирующих социальных систем. Следовательно, актуальность проблемы ценности здоровья обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что речь идет о выживании целого народа.

Человечество с каждой ступенью своего развития становится более монолитным, цельным организмом, что подтверждается процессом глобализации. Усиливается взаимозависимость общества и индивида, в том числе и в плане здоровья. Реализация людьми общественных интересов, выполнение социальных задач во многом определяется состоянием их индивидуального здоровья. В свою очередь, состояние здоровья индивидов напрямую зависит от того, насколько здорово само общество. Такая взаимозависимость позволяет говорить о здоровье не только как о витальном, но и как о социальном феномене. В силу того, что здоровье обладает таким значением, которое обусловливает все стороны жизнедеятельности как общества, так и индивида (от самого биологического их существования до предпочтений в удовлетворении духовных потребностей), то можно рассматривать здоровье как универсальную, фундаментальную, высшую ценность, актуальность социально-философского, аксиологического исследования которой проявляется на трех основных уровнях.

В аксиологических исследованиях здоровья не всегда учитывается то специфическое обстоятельство, что оно выступает одновременно в двух ипостасях. С одной стороны, здоровье представляет собой общечеловеческую универсальную витально-социальную ценность, а с другой - его характеристики складываются из характеристик здоровья составляющих человечества. Нет здоровья «вообще», а есть здоровье определенного человека, социума. А это означает, что оценка здоровья осуществляется по конкретным состояниям индивида, коллектива, этноса, а поэтому процесс оценки оказывается, по существу, процессом самооценки и самопознания субъекта. Самооценка как элемент самопознания требует определенной культуры, осмысления своих возможностей и социальной ответственности, понимания целей и ценностей бытия. И здесь многое зависит от культуры вообще и от медицинской культуры, в частности. И не только с точки зрения ее теоретического развития и технических возможностей, но и с точки зрения формирования общественного сознания, связанного с ценностными жизненными ориентациями и приоритетами. Медицинская теория, направленная исключительно на узкопрофильное лечение болезней, и философские сентенции о «ценности здоровья вообще», взятые по отдельности, ожидаемого результата не дают. Только единство естественнонаучного и аксиологического аспектов представляется приемлемым методологическим условием философского осмысления ценности здоровья как витально-социального феномена.

«Здоровое общество» - это идеал функционирования социального организма. Очевидно, что стремление к нему имеет большую теоретическую и практическую значимость. Поэтому, жизнедеятельность современного человека и человеческих сообществ настоятельно требует социально-философского осмысления ценности здоровья на очередном рубежном для человечества этапе, уточнения приоритетности его содержательных компонентов, выработки методологических принципов сохранения и укрепления здоровья. Существует закономерная зависимость между здоровьем общества и здоровьем индивида. В здоровом обществе гармонично формируется физическое, психическое и духовное здоровье индивидов, а наличие здоровых индивидов обеспечивает достаточный уровень общественного здоровья в экономической, социально-политической и духовной сферах. На протяжении всей истории человечества здоровье рассматривалось как высшая универсальная ценность. Однако значимость физической, духовной и социальной составляющих этой ценности для общества и индивида в различные исторические эпохи была различна. Тенденция в динамике значимости названных составляющих здоровья такова: от физического через духовное к социальному.

 В современных условиях переход от аспектного к целостному (интегральному) подходу к здоровью человека в значительной степени сдерживается преувеличением в существующих естественнонаучных и социобиологических теориях какого-либо одного аспекта здоровья (физического или социокультурного), отсутствием социально-философских и методологических оснований его исследования. Преодоление фрагментарности в исследовании здоровья и его ценности возможно на пути использования философско-аксиологического метода - подхода и опоры на интегративные концепции. Такой путь формирует мировоззренческие и теоретические основы комплексной концепции ценности здоровья. Гармоничность физического, психического и социального здоровья выступает одним из главных факторов личной и общественной жизни, создания высокой гуманистической культуры, рационального отношения человека к окружающей среде, формирования социальной политики государства в области сохранения и укрепления здоровья, усиления нацеленности общества на культивирование здоровья как высшей ценности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22