Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве
Таким образом,
невыраженность профессионально важных качеств у студентов указанных
специализаций может быть обусловлена несформированностью ценностно - смысловых
сферы личности будущих специалистов
Цыганкова
Р.Е., Пантюхина А.А.
Ставрополь,
Ставропольский
государственный университет,
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОРГАНИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
Развитие личности
ребенка с органической патологией - одна из наиболее актуальных проблем,
которая рассматривается в современной психологии, нейропсихологии, психиатрии.
Для исследования нарушений личности психологу необходимо четко представлять,
что нужно исследовать в конкретном случае. От решения данной проблемы зависит
построение оптимальной программы воспитания и обучения детей с патологией.
Личность ребенка
с патологией развивается по тем же законам, по которым развивается личность
нормального человека. Под
воздействием действительности у ребенка с органической патологией так же, как и
у нормального ребенка, формируются социальные отношения, мотивы, потребности.
Развитие их личности определяют общественные условия, воспитание, конкретная
историческая среда. Однако в процессе формирования личности таких детей
обнаруживается своеобразие и имеется целый ряд особенностей, которые
определяются нарушениями высшей нервной деятельности, недоразвитием мышления, познавательной сферы и др.
Вопрос формирования и развития личности слишком велик и
неоднозначен. Личность формируется под влиянием наследственно обусловленных
потенциальных качеств и факторов окружающей среды. Так как процесс развития в
значительной степени зависит от явлений внешнего мира, то понятно, что
неблагоприятные моменты могут стать причиной временных нарушений поведения,
более того, закрепившись, они могут привести к аномальному развитию личности.
Целью нашего исследования стало исследование самооценки детей дошкольного
возраста с органическим поражением мозга, так как именно самооценка является
одним из главных новообразований в этот период.
Гипотеза исследования была следующей: дети с органическим поражением
мозга имеют неадекватно завышенную самооценку по сравнению с условно здоровыми
детьми.
Исследование проводилось на базе Ставропольской клинической
психиатрической больницы № 1 и на базе Муниципального дошкольного
образовательного учреждения с. Новоромановского, Ставропольского края,
Арзгирского района.
В исследовании принимали участие 2 группы: экспериментальная (12 детей
5-7 лет с диагнозом - органическая патология мозга) и контрольная (12 детей 5-7
лет - условно здоровых). Исследование проводилось в
отдельном помещении, индивидуально с каждым ребенком в период с начала по
середину апреля 2007 года.
В связи с тем, что целью нашей работы
было выявление различий между самооценкой детей с органической патологией и
условно здоровых, в ходе исследования были использованы следующие
психодиагностические методики:
1) исследование самооценки по методике
Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;
2) методика, предназначенная для
определения самооценки ребенка-дошкольника «Какой Я?».
Анализ полученных
результатов позволил нам сделать следующие выводы:1)в процессе развития
и формирования личности ребенка с органической патологией обнаруживается
своеобразие и имеется целый ряд особенностей, которые определяются нарушениями
высшей нервной деятельности, недоразвитием мышления, познавательной сферы и др. Все это накладывает
своеобразный отпечаток на личностные структуры. Основные компоненты в структуре
личности ребенка с органической патологией мозга те же, что и у нормального
человека, однако в их характеристике можно отметить целый ряд качественных
различий. Это общее снижение интеллекта, распад имевшихся сведений и знаний,
мнестические расстройства, затрагивающие как долговременную, так и оперативную
память, нарушение внимания и умственной работоспособности, нарушение операционной
стороны и целенаправленности мышления, изменение эмоциональной сферы с
аффективной лабильностью, нарушение критических способностей и самоконтроля;2)
особенностью формирования самооценки у здоровых детей является то, что она
является адекватной, что является нормой для детей дошкольного возраста;3)
особенностью формирования самооценки детей с органической патологией мозга
является то, что она является неадекватно завышенной. Это указывает на
определенные отклонения в формировании личности. Такая самооценка подтверждает
личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей
деятельности, сравнить себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам,
неудачам, замечаниям и оценкам окружающих;4) сравнительный анализ полученных
результатов показал, что дети с органической патологией мозга имеют неадекватно
завышенную самооценку по сравнению с условно здоровыми детьми.
Таким образом, подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что дети с
органической патологией имеют неадекватно завышенную самооценку по сравнению с
условно здоровыми детьми.
Цыганкова
Р.Е., Погорелова В.А.
Ставрополь,
Ставропольский
государственный университет,
ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ КАК ФАКТОРА ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У НЕУСПЕВАЮЩИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Преодоление неуспеваемости -
важнейшая задача практической и теоретической психологии.
Своевременное выявление и понимание психологических механизмов возникновения
трудностей в обучении с последующей коррекционной работой должно уменьшить
вероятность перерастания временных неудач в
обучении в хроническую неуспеваемость и слабую адаптированность в жизни, и предотвратить тем самым ситуацию возникновения
у школьника нервно-психических и психосоматических расстройств и отклоняющегося поведения, развивающихся на основе психоэмоционального реагирования на «стресс
неуспеваемости».
Целью нашего исследования было изучение особенностей
формирования Я-концепции как фактора личностного самоопределения у неуспевающих
школьников старшего звена.
В исследования были
использованы методики: тест-опросник Г. Айзенка, характерологический опросник
К. Леонгарда, методика личностного дифференциала, методика «Полярные профили»,
методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, Шкала оценки потребности в
достижении, тест смысложизненных ориентаций.
Результаты исследования
показали, что неадекватная и слабая сформированность самосознания, мотивации
достижения успехов, низкая самооценка и слабая адаптированность к социальной
среде являются существенными признаками неуспеваемости в юношеском возрасте.
Юноши с низкой самооценкой
проявляют ряд симптомов эмоциональных расстройств. У
них могут появиться психосоматические симптомы тревожности.
Также низкая самооценка способствует употреблению
наркотиков, внебрачной беременности и может быть связана с расстройствами аппетита, такими как анорексия и булимия. Она также является фактором, способствующим возникновению юношеской депрессии и тревожности. Иногда юноши с низкой самооценкой могут создать обманчивый образ, некую видимость и показывать миру именно ее. Срабатывает компенсационный механизм, задача которого - помочь индивиду преодолеть чувство собственной малозначимости, убедив других в своей важности: «Я играю роль, чтобы произвести впечатление на людей». Но притворство ведет к напряжению. Изображать уверенного в себе, дружелюбного и веселого человека, испытывая при этом противоположные чувства, - это значит постоянно бороться с собой. Человек испытывает сильное
напряжение из-за того, что боится сделать неверный шаг и сбросить защитную маску. Поэтому проблема несформированности
адекватной Я-концепции и
своевременной диагностики и коррекции у неуспевающих школьников старшего звена, является наиболее актуальной для современной
школы.
Еще одна причина повышенной
тревожности заключается в том, что у индивидов с низкой
самооценкой идентичность бывает неустойчивой и часто меняется. Старшеклассники
с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы
для критики или проявлений неприятия, что служит для них доказательством их неадекватности, некомпетентности
и непригодности. Когда над ними смеются, в чем-либо обвиняют или когда у
других людей складывается о них плохое
мнение, они глубоко страдают. Чем более они уязвимы, тем выше уровень их тревожности.
С уровнем самооценки
связано принятие других людей и принятие индивида другими людьми, особенно близкими
друзьями. Самый высокий уровень принятия отмечается в группах с умеренной самооценкой, а
самый низкий - в группах с низкой
самооценкой. Одним из признаков нарушений, возможных в юношеском возрасте,
является неспособность дружить или
знакомиться с новыми людьми.
Социальная адаптация,
связанная с негативной Я-концепцией и низкой
самооценкой, проявляется по-разному. Юноши с низкой
самооценкой имеют тенденцию к полной незаметности в обществе. Их не «видят» и
не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной, клубной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их
вопросам. У таких школьников чаще обычного развиваются чувства изоляции
и одиночества. Застенчивые люди в обществе
часто испытывают неловкость и напряжение,
что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку эти люди хотят нравиться другим, на них легче
оказывать влияние и управлять ими;
они обычно позволяют другим принимать за них решения, так как им не хватает уверенности в себе. Те, кто, сам того не
желая, подчиняется другим, редко верят им и испытывают к ним любовь. Если подросток глубоко презирает самого себя, он будет презирать и ненавидеть других, но если он
испытывает к себе уважение и
доверие, то будет так же доверять другим и уважать их.
Исходя из полученных в ходе экспериментально-психологического
исследования результатов, мы
можем судить о том, что неуспевающие школьники менее общительны, менее инициативны, они
характеризуются слабой
эмоциональной устойчивостью, плохой социальной адаптированностью и низкой самооценкой своих внешних и
внутренних качеств. Неуспевающие школьники
мотивированны на избегание неудач. Следовательно, они неуверенны в себе, боятся
критики. А работа, которая чревата
возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоции.
Шальнева
Н.Л.
СГУ
СПЕЦИФИКА
ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личность,
возникая и развиваясь изнутри за счет сущностных сил и природных предпосылок,
формируется и окончательно складывается в качестве природно-социального
образования под влиянием социума, различных факторов воздействующих извне.
Взаимодействие внешнего и внутреннего являет собой неразрывное целое,
органическое и одновременно противоречивое единство. И внутренняя организация
индивида и внешние природно-социальные условия способны внести известные
коррективы в развитие личности.
В единстве
индивида и социума обнаруживаются и выступают в противоречие противоположные
начала. С одной стороны, личность стремится к проявлению и утверждению своей
индивидуальности и стремится найти условия для самореализации, что возможно в
социуме. С другой стороны, социум стандартизирует индивидуальную жизнь,
представляя образцы и шаблоны мышления, деятельности, поведения, как бы
игнорируя самоценность личности.
Возникает в
некотором роде борьба между личностью и обществом. При нормальном природном
фонде человек развивается в направлении целостной личности, находит
положительный отклик и поддержку своим стремлениям извне в процессе
общественного взаимодействия. В других случаях, когда повышенные запросы и
неадекватные самооценки не удовлетворяются обществом, внешние условия могут
подавлять внутреннюю сущность личности, лишить ее поддержки и
самостоятельности.
Выше названные противоречия
являются общими и вечными, присущими явлениям в природе и общественной жизни.
Научный подход к изучению действительности диктует необходимость не
противопоставлять их и не подменять одно другим, а внимательно рассматривать их
во взаимодействии.
Одной из общих
форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой
поведение и социальный статус каждого члена обусловлены деятельностью и
существованием других членов.
По мнению
П.Сорокина: «Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии,
составляет социальную группу, и это взаимодействие сводится к обмену различными
представлениями, чувствами, хотениями, психическими переживаниями».
Высшей формой
организационной группы взаимодействующих людей является коллектив.
Взаимодействие
коллектива на личность и личности на коллектив многогранно и в равной степени
зависит как от характеристик коллектива, так и от индивидуально-психологических
особенностей входящих в него людей.
Большинство
авторов выделяют следующие характеристики коллектива:
- объединение
людей во имя достижения единых общественно значимых целей;
- наличие
добровольного характера объединения;
- целостность и
системность деятельности;
- обеспечивает
принцип развития личности;
- сплоченность;
- общая
ответственность и взаимозависимость;
- равенство всех
членов в правых и обязанностях.
Действие личности
на коллектив связано с его индивидуально-психологическими особенностями, полом,
прошлым социальным опытом, но еще в большой мере – с востребованностью или
невостребованностью в коллективе тех или иных качеств личности.
Востребованность качеств личности человека связана с характеристиками самого
коллектива и этапом его развития. Социальный опыт определяет характер
суждений, систему ценностных ориентаций, линию поведения личности. Сложным
оказывается положение личности, когда индивидуальный социальный опыт
противоречит ценностям, принятым в данном коллективе
Итак, как
сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой
личности, но и от коллектива.
Можно выделить
общие моменты, связанные с вхождением личности в коллектив. Этот процесс, по
мнению известного отечественного психолога А.В. Петровского, включает в себя
несколько последовательно сменяющих друг друга фаз.
1.
Адаптация
личности в коллективе,
2.
индивидуализация,
3.
интеграция
личности в коллективе.
Фазы адаптации,
индивидуализации и интеграции многократно переживаются личностью в результате
вхождения в новые коллективы. Свою позитивную роль в развитии личности
коллектив проявит в полной мере при условии успешного прохождения субъектом
всех фаз, что приводит к развитию общественной направленности и формированию
субъектной позиции личности в общении и сотрудничестве с другими людьми.
Коллектив
представляет собой совокупность определенного числа индивидов, вступающих во
взаимодействие. При этом, каждый индивид выступает как личность, носитель
типичных и индивидуальных свойств, обладающий собственными мотивами поведения и
преследующий определенные цели. То есть, коллектив всегда складывается из личностей,
выступающих активными участниками взаимодействия, реализующих во взаимодействии
свои свойства, утверждающих в этом процесс себя как личности.
Шейгец Е.А.,
Благодарный,
МОУ «СОШ №6»
ИЗУЧЕНИЕ,
ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Каждый этап развития
проблемного ребенка и форма имеющегося у него нарушения диктуют специфику
работы с ребенком, а также работы психолога с семьей.
Семья не всегда понимает
своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или
занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к
рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех
работы с ребенком. У одних родителей нет желания, у других - возможности
заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком,
имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. В
связи с этим школьный практический психолог и вообще педагоги
общеобразовательных учреждений должны вести работу с родителями, а иногда и
оказывать психотерапевтическую помощь семье.
Необходимо всестороннее
взаимодействие общеобразовательного учреждения и семьи с целью укрепления
психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, коррекции
трудностей их поведения. Процесс взаимодействия родителей и педагогов
обеспечивает наиболее благоприятные условия для полноценного развития детей.
Обучение, воспитание эффективны
только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. Педагоги и
родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно
информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на
положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех
ребенка.
Сотрудничество педагогов и
родителей - основа успешного обучения и воспитания ребенка. Анализ, прогноз,
действия - путь комплексного преодоления имеющихся у ребенка отклонений в
развитии, особенностей поведения, вызванных ими затруднений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|