бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве бесплатно рефераты

Таким образом, невыраженность профессионально важных качеств у студентов указанных специализаций может быть обусловлена несформированностью ценностно - смысловых сферы личности будущих специалистов


Цыганкова Р.Е., Пантюхина А.А.

Ставрополь,

Ставропольский государственный университет,

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОРГАНИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Развитие личности ребенка с органической патологией - одна из наиболее актуальных проблем, которая рассматривается в современной психологии, нейропсихологии, психиатрии. Для исследования нарушений личности психологу необходимо четко представлять, что нужно исследовать в конкретном случае. От решения данной проблемы зависит построение оптимальной программы воспитания и обучения детей с патологией.

Личность ребенка с патологией развивается по тем же законам, по которым развивается личность нормального человека. Под воздействием действительности у ребенка с органической патологией так же, как и у нормального ребенка, формируются социальные отношения, мотивы, потребности. Развитие их личности определяют общественные условия, воспитание, конкретная историческая среда. Однако в процессе формирования личности таких детей обнаруживается своеобразие  и имеется целый ряд особенностей, которые определяются нарушениями высшей нервной деятельности, недоразвитием мышления, познавательной сферы и др.

 Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен. Личность формируется под влиянием наследственно обусловленных потенциальных качеств и факторов окружающей среды. Так как процесс развития в значительной степени зависит от явлений внешнего мира, то понятно, что неблагоприятные моменты могут стать причиной временных нарушений поведения, более того, закрепившись, они могут привести к аномальному развитию личности.

Целью нашего исследования стало исследование самооценки детей дошкольного возраста с органическим поражением мозга, так как именно самооценка является одним из главных новообразований в этот период.

Гипотеза исследования была следующей: дети с органическим поражением мозга имеют неадекватно завышенную самооценку по сравнению с условно здоровыми детьми.

Исследование проводилось на базе Ставропольской клинической психиатрической больницы № 1 и на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения  с. Новоромановского, Ставропольского края, Арзгирского района.

В исследовании принимали участие 2 группы: экспериментальная (12 детей 5-7 лет с диагнозом - органическая патология мозга) и контрольная (12 детей 5-7 лет - условно здоровых). Исследование проводилось в отдельном помещении, индивидуально с каждым ребенком в период с начала по середину апреля 2007 года.

В связи с тем, что целью нашей работы было выявление различий между самооценкой детей с органической патологией и условно здоровых, в ходе исследования были использованы следующие психодиагностические методики:

1) исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;

2) методика, предназначенная для определения самооценки ребенка-дошкольника «Какой Я?».

Анализ полученных результатов позволил нам сделать следующие выводы:1)в процессе  развития и формирования личности ребенка с органической патологией обнаруживается своеобразие  и имеется целый ряд особенностей, которые определяются нарушениями высшей нервной деятельности, недоразвитием мышления, познавательной сферы и др. Все это накладывает своеобразный отпечаток на личностные структуры. Основные компоненты в структуре личности ребенка с органической патологией мозга те же, что и у нормального человека, однако в их характеристике можно отметить целый ряд качественных различий. Это общее снижение интеллекта, распад имевшихся сведений и знаний, мнестические расстройства, затрагивающие как долговременную, так и оперативную память, нарушение внимания и умственной работоспособности, нарушение операционной стороны и целенаправленности мышления, изменение эмоциональной сферы с аффективной лабильностью, нарушение критических способностей и самоконтроля;2) особенностью формирования самооценки у  здоровых детей является то, что она является адекватной, что является нормой для детей дошкольного возраста;3) особенностью формирования самооценки детей с органической патологией мозга является то, что она является неадекватно завышенной. Это указывает на определенные отклонения в формировании личности. Такая самооценка подтверждает личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнить себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих;4) сравнительный анализ полученных результатов показал, что дети с органической патологией мозга имеют неадекватно завышенную самооценку по сравнению с условно здоровыми детьми. 

Таким образом, подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что дети с органической патологией имеют неадекватно завышенную самооценку по сравнению с условно здоровыми детьми.



Цыганкова Р.Е., Погорелова В.А.

Ставрополь,

Ставропольский государственный университет,

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ КАК ФАКТОРА ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У НЕУСПЕВАЮЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

Преодоление неуспеваемости - важнейшая задача практической и теоретической психологии. Своевременное выявление и понимание психологических механизмов возникновения трудностей в обучении с последующей коррекционной работой должно уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость и слабую адаптированность в жизни, и предотвратить тем самым ситуацию возникновения у школьника нервно-психических и психосоматических расстройств и отклоняющегося поведения, развивающихся на основе психоэмоционального реагирования на «стресс неуспеваемости».

Целью нашего исследования было изучение особенностей формирования Я-концепции как фактора личностного самоопределения у неуспевающих школьников старшего звена.

В исследования были использованы методики: тест-опросник Г. Айзенка, характерологический опросник К. Леонгарда, методика личностного дифференциала, методика «Полярные профили», методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, Шкала оценки потребности в достижении, тест смысложизненных ориентаций.

Результаты исследования показали, что неадекватная и слабая сформированность самосознания, мотивации достижения успехов, низкая самооценка и слабая адаптированность к социальной среде являются существенными признаками неуспеваемости в юношеском возрасте.

Юноши с низкой самооценкой проявляют ряд симптомов эмоциональных расстройств. У них могут появиться психосоматические симптомы тревожности. Также низкая самооценка способствует употреблению наркотиков, внебрачной беременности и может быть связана с расстройствами аппетита, такими как анорексия и булимия. Она также является фактором, способствующим возникновению юношеской депрессии и тревожности. Иногда юноши с низкой самооценкой могут создать обманчивый образ, некую видимость и показывать миру именно ее. Срабатывает компенсационный механизм, задача которого - помочь индивиду преодолеть чувство собственной малозначимости, убедив других в своей важности: «Я играю роль, чтобы произвести впечатление на людей». Но притворство ведет к напряжению. Изображать уверенного в себе, дружелюбного и веселого человека, испытывая при этом противоположные чувства, - это значит постоянно бороться с собой. Человек испытывает сильное напряжение из-за того, что боится сделать неверный шаг и сбросить защитную маску. Поэтому проблема несформированности адекватной Я-концепции и своевременной диагностики и коррекции у неуспевающих школьников старшего звена, является наиболее актуальной для современной школы.

Еще одна причина повышенной тревожности заключается в том, что у индивидов с низкой самооценкой идентичность бывает неустойчивой и часто меняется. Старшеклассники с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы для критики или проявлений неприятия, что служит для них доказательством их неадекватности, некомпетентности и непригодности. Когда над ними смеются, в чем-либо обвиняют или когда у других людей складывается о них плохое мнение, они глубоко страдают. Чем более они уязвимы, тем выше уровень их тревожности.

С уровнем самооценки связано принятие других людей и принятие индивида другими людьми, особенно близкими друзьями. Самый высокий уровень принятия отмечается в группах с умеренной самооценкой, а самый низкий - в группах с низкой самооценкой. Одним из признаков нарушений, возможных в юношеском возрасте, является неспособность дружить или знакомиться с новыми людьми.

Социальная адаптация, связанная с негативной Я-концепцией и низкой самооценкой, проявляется по-разному. Юноши с низкой самооценкой имеют тенденцию к полной незаметности в обществе. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной, клубной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких школьников чаще обычного развиваются чувства изоляции и одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку эти люди хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими; они обычно позволяют другим принимать за них решения, так как им не хватает уверенности в себе. Те, кто, сам того не желая, подчиняется другим, редко верят им и испытывают к ним любовь. Если подросток глубоко презирает самого себя, он будет презирать и ненавидеть других, но если он испытывает к себе уважение и доверие, то будет так же доверять другим и уважать их.

Исходя из полученных в ходе экспериментально-психологического исследования результатов, мы можем судить о том, что неуспевающие школьники менее общительны, менее инициативны, они характеризуются слабой эмоциональной устойчивостью, плохой социальной адаптированностью и низкой самооценкой своих внешних и внутренних качеств. Неуспевающие школьники мотивированны на избегание неудач. Следовательно, они неуверенны в себе, боятся критики. А работа, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоции.

 

Шальнева Н.Л.

СГУ          

 

СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Личность, возникая и развиваясь изнутри за счет сущностных сил и природных предпосылок, формируется и окончательно складывается в качестве природно-социального образования под влиянием социума, различных факторов воздействующих извне. Взаимодействие внешнего и внутреннего являет собой неразрывное целое, органическое и одновременно противоречивое единство. И внутренняя организация индивида и внешние природно-социальные условия способны внести известные коррективы в развитие личности.

В единстве индивида и социума обнаруживаются и выступают в противоречие противоположные начала. С одной стороны, личность стремится к проявлению и утверждению своей индивидуальности и стремится найти условия для самореализации, что возможно в социуме. С другой стороны, социум стандартизирует индивидуальную жизнь, представляя образцы и шаблоны мышления, деятельности, поведения, как бы игнорируя самоценность личности.

Возникает в некотором роде борьба между личностью и обществом. При нормальном природном фонде человек развивается в направлении целостной личности, находит положительный отклик и поддержку своим стремлениям извне в процессе общественного взаимодействия. В других случаях, когда повышенные запросы и неадекватные самооценки не удовлетворяются обществом, внешние условия могут подавлять внутреннюю сущность личности, лишить ее поддержки и самостоятельности. 

Выше названные противоречия являются общими и вечными, присущими явлениям в природе и общественной жизни. Научный подход к изучению действительности диктует необходимость не противопоставлять их и не подменять одно другим, а внимательно рассматривать их во взаимодействии.

Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена обусловлены деятельностью и существованием других членов.

По мнению П.Сорокина: «Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии, составляет социальную группу, и это взаимодействие сводится к обмену различными представлениями, чувствами, хотениями, психическими переживаниями».

Высшей формой организационной группы взаимодействующих людей является коллектив.

Взаимодействие коллектива на личность и личности на коллектив многогранно и в равной степени зависит как от характеристик коллектива, так и от индивидуально-психологических особенностей входящих в него людей.

Большинство авторов выделяют следующие характеристики коллектива:

- объединение людей во имя достижения единых общественно значимых целей;

- наличие добровольного характера объединения;

- целостность и системность деятельности;

- обеспечивает принцип развития личности;

- сплоченность;

- общая ответственность и взаимозависимость;

- равенство всех членов в правых и обязанностях.

Действие личности на коллектив связано с его индивидуально-психологическими особенностями, полом, прошлым социальным опытом, но еще в большой мере – с востребованностью или невостребованностью в коллективе тех или иных качеств личности. Востребованность качеств личности человека связана с характеристиками самого коллектива  и этапом его развития. Социальный опыт определяет характер суждений, систему ценностных ориентаций, линию поведения личности. Сложным оказывается положение личности, когда индивидуальный социальный опыт противоречит ценностям, принятым в данном коллективе

Итак, как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива.

Можно выделить общие моменты, связанные с вхождением личности в коллектив. Этот процесс, по мнению известного отечественного психолога А.В. Петровского, включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз.

1.                Адаптация личности в коллективе,

2.                индивидуализация,

3.                интеграция личности в коллективе.    

Фазы адаптации, индивидуализации и интеграции многократно переживаются личностью в результате вхождения в новые коллективы. Свою позитивную роль в развитии личности коллектив проявит в полной мере при условии успешного прохождения субъектом всех фаз, что приводит к развитию общественной направленности и формированию субъектной позиции личности в общении и сотрудничестве с другими людьми.

Коллектив представляет собой совокупность определенного числа индивидов, вступающих во взаимодействие. При этом, каждый индивид выступает как личность, носитель типичных и индивидуальных свойств, обладающий собственными мотивами поведения и преследующий определенные цели. То есть, коллектив всегда складывается из личностей, выступающих активными участниками взаимодействия, реализующих во взаимодействии свои свойства, утверждающих в этом процесс себя как личности.

 

Шейгец Е.А.,

Благодарный,

МОУ «СОШ №6»

 

ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

 

Каждый этап развития проблемного ребенка и форма имеющегося у него нарушения диктуют специфику работы с ребенком, а также работы психолога с семьей.

Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком. У одних родителей нет желания, у других - возможности заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. В связи с этим школьный практический психолог и вообще педагоги общеобразовательных  учреждений должны вести работу с родителями, а иногда и оказывать психотерапевтическую помощь семье.

Необходимо всестороннее взаимодействие общеобразовательного учреждения и семьи с целью укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, коррекции трудностей их поведения. Процесс взаимодействия родителей и педагогов обеспечивает наиболее благоприятные условия для полноценного развития детей.

Обучение, воспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. Педагоги и родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребенка.

Сотрудничество педагогов и родителей - основа успешного обучения и воспитания ребенка. Анализ, прогноз, действия - путь комплексного преодоления имеющихся у ребенка отклонений в развитии, особенностей поведения, вызванных ими затруднений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22