Исследование развития психомоторных способностей старших школьников средствами нетрадиционных видов ...
 ñâîþ
î÷åðåäü,
ïñèõîìîòîðèêà
ÿâëÿåòñÿ ñèñòåìîé
äëÿ
ïîäñèñòåì,
êîòîðûå
âõîäÿò â åå ñîñòàâ,
à èìåííî:
ñåíñîðíûå,
êîãíèòèâíûå
è ìîòîðíûå
êîìïîíåíòû
ïñèõîìîòîðèêè.
Êîðîòêî
îñòàíîâèìñÿ
íà ñòðîåíèè
êàæäîé
ïîäñèñòåìû
ïñèõîìîòîðíîé
ñàìîðåãóëÿöèè
÷åëîâåêà.
Îñíîâíîé
ôóíêöèåé
ñåíñîðíûõ
ñèñòåì È.Ï.
Ïàâëîâ
ñ÷èòàë
ðàçëîæåíèå
ñëîæíîñòåé
âíåøíåãî è
âíóòðåííåãî
ìèðà íà
îòäåëüíûå
ýëåìåíòû. È.À.
Áåðíøòåéí,
ïîìèìî ïåðâè÷íîãî
ñáîðà
èíôîðìàöèè,
ñ÷èòàë
âàæíîé
ôóíêöèåé
èíôîðìàöèþ
íåðâíûõ
öåíòðîâ î
ðåçóëüòàòàõ
ðåôëåêòîðíîé
äåÿòåëüíîñòè,
îñóùåñòâëåíèå
îáðàòíûõ
ñâÿçåé.
Ôîðìèðîâàíèå
è
ñîâåðøåíñòâîâàíèå
äâèãàòåëüíûõ
íàâûêîâ è
ñïîðòèâíî-òåõíè÷åñêîãî
ìàñòåðñòâà
íåâîçìîæíî
áåç ïîëó÷åíèÿ
ñåíñîðíîé
ñèñòåìíîé
èíôîðìàöèè
î ñèëå è
äëèòåëüíîñòè
âûïîëíÿåìûõ
ñîêðàùåíèé
ìûøö, î
ñêîðîñòè è òî÷íîñòè
ïåðåìåùåíèÿ
òåëà è
ñïîðòèâíûõ
ñíàðÿäîâ, îá
èçìåíåíèÿõ
òåìïà è
ðèòìà äâèæåíèé,
î ñòåïåíè
äîñòèæåíèÿ
ïîñòàâëåííîé
öåëè è ò.ä.
Áàçîâûìè
â
ïñèõîìîòîðíîé
ñàìîðåãóëÿöèè
÷åëîâåêà
ÿâëÿþòñÿ
ïðîïðèîðåöåïòîðû,
âîñïðèíèìàþùèå
ðàçäðàæåíèÿ
èç
äâèãàòåëüíîãî
àïïàðàòà î
ñòåïåíè
ñîêðàùåíèÿ
ñêåëåòíûõ
ìûøö,
íàòÿæåíèÿ
ñóõîæèëèé,
èçìåíåíèè
ñóñòàâíûõ
óãëîâ, ÷òî
íåîáõîäèìî
äëÿ ðåãóëÿöèè
äâèãàòåëüíûõ
àêòîâ è ïîç.
Îñíîâíûìè ôóíêöèÿìè
ìîòîðíîé ïîäñèñòåìû
ÿâëÿþòñÿ
îñóùåñòâëåíèå
äâèãàòåëüíûõ
àêòîâ è
ïîääåðæàíèå
íåîáõîäèìîé
ïîçû.
Â
ñòðîåíèè
ãîëîâíîãî
ìîçãà
÷åëîâåêà
ìîæíî
âûäåëèòü òðè
îñíîâíûõ
ôóíêöèîíàëüíûõ
áëîêà:
ýíåðãåòè÷åñêèé,
ïîçíàâàòåëüíûé
è
ïðîãðàììèðóþùèé,
êîòîðûå
ìîãóò áûòü ñîîòíåñåíû
ñ âûäåëåííûìè
âûøå
ïîäñèñòåìàìè.
Ýíåðãåòè÷åñêèé
áëîê ñ
ïîçèöèé
ïñèõîìîòîðíîé
ñàìîðåãóëÿöèè
çà ñ÷åò
ðåãóëÿöèè
òîíóñà êîðû
ïîçâîëÿåò
íîðìàëüíî
âîñïðèíèìàòü
è ïåðåðàáàòûâàòü
äâèãàòåëüíóþ
äåÿòåëüíîñòü,
îñóùåñòâëÿÿ
ïñèõîìîòîðíóþ
äåÿòåëüíîñòü.
Ïîçíàâàòåëüíûé
áëîê ïîëó÷àåò,
îáðàáàòûâàåò
è õðàíèò
äâèãàòåëüíóþ
èíôîðìàöèþ.
Íàêîíåö,
óïðàâëÿþùèé
áëîê ìîçãà
èãðàåò ðåøàþùóþ
ðîëü â
ïðîöåññàõ
ïëàíèðîâàíèÿ,
ïðîãðàììèðîâàíèÿ,
ðåãóëÿöèè è
êîíòðîëÿ ïñèõîìîòîðíîé
äåÿòåëüíîñòè,
ÿâëÿÿñü
öåíòðàëüíûì
áëîêîì ïî
îáåñïå÷åíèþ
öåëåñîîáðàçíîé
äâèãàòåëüíîé
äåÿòåëüíîñòè
ëè÷íîñòè.
Òàêèì
îáðàçîì,
ïñèõîìîòîðèêà
÷åëîâåêà ÿâëÿåòñÿ
ñëîæíîé
ôóíêöèîíàëüíîé
ñèñòåìîé,
ñîñòîÿùåé
èç
ñåíñîðíîé,
ìîòîðíîé è
êîãíèòèâíî-ìûñëèòåëüíîé
ïîäñèñòåì
óïðàâëåíèÿ
ñëîæíîé
äâèãàòåëüíîé
äåÿòåëüíîñòüþ,
÷òî
ñîãëàñóåòñÿ
ñ àðõèòåêòîíèêîé
ôóíêöèîíàëüíîé
ñèñòåìû,
ðàçðàáîòàííîé
Ï.Ê. Àíîõèíûì.
Исследования В.П.Озерова
(1998) психомоторики у высококлассных легкоатлетов-десятиборцев подтвердили
следующее:
Âûäàþùèåñÿ
àòëåòû
ìåæäóíàðîäíîãî
êëàññà
çà÷àñòóþ
èìåþò
óíèâåðñàëüíîå
è âûñîêîå
ðàçâèòèå
ðàçëè÷èòåëüíîé
÷óâñòâèòåëüíîñòè
äâèæåíèé è
ïñèõîìîòîðíîé
ïàìÿòè ïî
âñåì òðåì
èçó÷àåìûì
ïàðàìåòðàì
äâèæåíèé.
Уровень V может выражать универсальное развитие нескольких психомоторных
способностей. IV уровень предусматривает общие компоненты психомоторных
способностей, а именно: психический и моторный компоненты. III уровень включает в себя
групповые компоненты: психический, сенсорный, моторный и энергетический. На II уровне групповые
компоненты расчленяются на специальные компоненты, которые включают, в
частности, в психический компонент: мышление, память, внимание и волевое
усилие; в сенсорный: различительную чувствительность движений и двигательную
память, а также быстроту реагирования и координацию движений. Моторный
компонент, в свою очередь, включает быстроту реагирования, координацию движений
и работоспособность мышечной системы. Энергетический компонент включает
следующие компоненты: работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной и
дыхательной систем.
Первый
уровень включает широкий арсенал психофизиологических задатков, каждый из
которых может входить в состав разных специальных компонентов. В исследованиях
(В.П. Озеров, 1998 и др.) подтвердили, что именно II и частично I уровень
психомоторных способностей являются ядром общих (сложных) психомоторных
способностей. Было доказано, что различительная чувствительность человека по
основным параметрам управления движением (время, пространство и усилие) может
рассматриваться тоже как сложная психомоторная способность, которая включает в
себя ряд более простых компонентов:
1) запоминание предыдущей
эталонной величины на основе кинестетической чувствительности и концентрации
нервных процессов;
2) воспроизведение
предыдущего эталона на основании точности двигательной памяти по отдельному параметру
движения, который опирается на сохранение двигательного образа, концентрацию и
баланс нервных процессов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|
|