бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование развития психомоторных способностей старших школьников средствами нетрадиционных видов ... бесплатно рефераты

 ñâîþ î÷åðåäü, ïñèõîìîòîðèêà ÿâëÿåòñÿ ñèñòåìîé äëÿ ïîäñèñòåì, êîòîðûå âõîäÿò â åå ñîñòàâ, à èìåííî: ñåíñîðíûå, êîãíèòèâíûå è ìîòîðíûå êîìïîíåíòû ïñèõîìîòîðèêè.

Êîðîòêî îñòàíîâèìñÿ íà ñòðîåíèè êàæäîé ïîäñèñòåìû ïñèõîìîòîðíîé ñàìîðåãóëÿöèè ÷åëîâåêà. Îñíîâíîé ôóíêöèåé ñåíñîðíûõ ñèñòåì È.Ï. Ïàâëîâ ñ÷èòàë ðàçëîæåíèå ñëîæíîñòåé âíåøíåãî è âíóòðåííåãî ìèðà íà îòäåëüíûå ýëåìåíòû. È.À. Áåðíøòåéí, ïîìèìî ïåðâè÷íîãî  ñáîðà èíôîðìàöèè, ñ÷èòàë âàæíîé ôóíêöèåé èíôîðìàöèþ íåðâíûõ öåíòðîâ î ðåçóëüòàòàõ ðåôëåêòîðíîé äåÿòåëüíîñòè, îñóùåñòâëåíèå îáðàòíûõ ñâÿçåé.

Ôîðìèðîâàíèå è ñîâåðøåíñòâîâàíèå äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ è ñïîðòèâíî-òåõíè÷åñêîãî ìàñòåðñòâà íåâîçìîæíî áåç ïîëó÷åíèÿ ñåíñîðíîé ñèñòåìíîé èíôîðìàöèè î ñèëå è äëèòåëüíîñòè âûïîëíÿåìûõ ñîêðàùåíèé ìûøö, î ñêîðîñòè è òî÷íîñòè ïåðåìåùåíèÿ òåëà è ñïîðòèâíûõ ñíàðÿäîâ, îá èçìåíåíèÿõ òåìïà è ðèòìà äâèæåíèé, î ñòåïåíè äîñòèæåíèÿ ïîñòàâëåííîé öåëè è ò.ä.

Áàçîâûìè â ïñèõîìîòîðíîé ñàìîðåãóëÿöèè ÷åëîâåêà ÿâëÿþòñÿ ïðîïðèîðåöåïòîðû, âîñïðèíèìàþùèå ðàçäðàæåíèÿ èç äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà î ñòåïåíè ñîêðàùåíèÿ ñêåëåòíûõ ìûøö, íàòÿæåíèÿ ñóõîæèëèé, èçìåíåíèè ñóñòàâíûõ óãëîâ, ÷òî íåîáõîäèìî äëÿ ðåãóëÿöèè äâèãàòåëüíûõ àêòîâ è ïîç. Îñíîâíûìè ôóíêöèÿìè ìîòîðíîé ïîäñèñòåìû ÿâëÿþòñÿ îñóùåñòâëåíèå äâèãàòåëüíûõ àêòîâ è ïîääåðæàíèå íåîáõîäèìîé ïîçû.

 ñòðîåíèè ãîëîâíîãî ìîçãà ÷åëîâåêà ìîæíî âûäåëèòü òðè îñíîâíûõ ôóíêöèîíàëüíûõ áëîêà: ýíåðãåòè÷åñêèé, ïîçíàâàòåëüíûé è ïðîãðàììèðóþùèé, êîòîðûå ìîãóò áûòü ñîîòíåñåíû ñ âûäåëåííûìè âûøå ïîäñèñòåìàìè. Ýíåðãåòè÷åñêèé áëîê ñ ïîçèöèé ïñèõîìîòîðíîé ñàìîðåãóëÿöèè çà ñ÷åò ðåãóëÿöèè òîíóñà êîðû ïîçâîëÿåò íîðìàëüíî âîñïðèíèìàòü è ïåðåðàáàòûâàòü äâèãàòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü, îñóùåñòâëÿÿ ïñèõîìîòîðíóþ äåÿòåëüíîñòü. Ïîçíàâàòåëüíûé áëîê ïîëó÷àåò, îáðàáàòûâàåò è õðàíèò äâèãàòåëüíóþ èíôîðìàöèþ.

Íàêîíåö, óïðàâëÿþùèé áëîê ìîçãà èãðàåò ðåøàþùóþ ðîëü â ïðîöåññàõ ïëàíèðîâàíèÿ, ïðîãðàììèðîâàíèÿ, ðåãóëÿöèè è êîíòðîëÿ ïñèõîìîòîðíîé äåÿòåëüíîñòè, ÿâëÿÿñü öåíòðàëüíûì áëîêîì ïî îáåñïå÷åíèþ öåëåñîîáðàçíîé äâèãàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ëè÷íîñòè.

Òàêèì îáðàçîì, ïñèõîìîòîðèêà ÷åëîâåêà ÿâëÿåòñÿ ñëîæíîé ôóíêöèîíàëüíîé ñèñòåìîé, ñîñòîÿùåé èç ñåíñîðíîé, ìîòîðíîé è êîãíèòèâíî-ìûñëèòåëüíîé ïîäñèñòåì óïðàâëåíèÿ ñëîæíîé äâèãàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòüþ, ÷òî ñîãëàñóåòñÿ ñ àðõèòåêòîíèêîé ôóíêöèîíàëüíîé ñèñòåìû, ðàçðàáîòàííîé Ï.Ê. Àíîõèíûì.

 Исследования В.П.Озерова (1998) психомоторики у высококлассных легкоатле­тов-десятиборцев подтвердили следующее:

       Âûäàþùèåñÿ àòëåòû ìåæäóíàðîäíîãî êëàññà çà÷àñòóþ èìåþò óíèâåð­ñàëüíîå è âûñîêîå ðàçâèòèå ðàçëè÷èòåëüíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè äâèæåíèé è ïñèõîìîòîðíîé ïàìÿòè ïî âñåì òðåì èçó÷àåìûì ïàðàìåò­ðàì äâèæåíèé.

  Уровень V может выражать универсальное развитие нескольких психомоторных способностей. IV уровень предусматривает общие компоненты психомоторных способностей, а именно: психический и моторный компоненты. III  уровень включает в себя групповые компоненты: психический, сенсорный, моторный и энергетический. На II уровне групповые компоненты расчленяются на специальные компоненты, которые включают, в частности, в психический компонент: мышление, память, внимание и волевое усилие; в сенсорный: различительную чувствительность движений и двигательную память, а также быстроту реагирования и координацию движений. Моторный компонент, в свою очередь, включает быстроту реагирования, координацию движений и работос­пособность мышечной системы. Энергетический компонент включает следующие компоненты: работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем.

Первый уровень включает широкий арсенал психофизиологичес­ких задатков, каждый из которых может входить в состав разных специальных компонентов. В  исследованиях (В.П. Озеров, 1998 и др.) подтвер­дили, что  именно II и частично I уровень психомоторных способнос­тей являются ядром общих (сложных) психомоторных способностей. Было доказано, что различительная чувствительность человека по основным параметрам управления движением (время, пространство и усилие) может рассматриваться тоже как сложная психомоторная способность, которая включает в себя ряд более простых компонентов:

1) запоминание предыдущей эталонной величины на основе кинестетической чувствительности и концентрации нервных процес­сов;

2) воспроизведение предыдущего эталона на основании точности двигательной памяти по отдельному параметру движения, который опирается на сохранение двигательного образа, концентрацию и баланс нервных процессов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20