Исследование развития психомоторных способностей старших школьников средствами нетрадиционных видов ...
20. Ëÿõ. Â.È.
Ðàçâèâàÿ
êîîðäèíàöèîííûå
ñïîñîáíîñòè.
//
Ôèçêóëüòóðà
â øêîëå, ¹ 10, 2000.
21. Ëóáûøåâà
Ë.È. Êîíöåïöèÿ
ôèçêóëüòóðíîãî
âîñïèòàíèÿ:
ìåòîäîëîãèÿ
ðàçâèòèÿ è
òåõíîëîãèÿ
ðåàëèçàöèè //Ôèçè÷åñêàÿ
êóëüòóðà:
âîñïèòàíèå,
îáðàçîâàíèå,
òðåíèðîâêà.
1996, ¹ 1, ñ. 11-17.
22. Ëþáîìèðñêèé
Ë.Å., Ïðèñòóïà
Í.È. Âîçðàñòíûå
îñîáåííîñòè
òî÷íîñòè
äâèãàòåëüíûõ
äåéñòâèé ó
øêîëüíèêîâ â
ñòàòè÷åñêèõ
è
äèíàìè÷åñêèõ
óñëîâèÿõ.
Ñá. íàó÷. òð.
ÀÏÍ ÑÑÑÐ, ÍÈÈ
ôèçèîëîãèè
äåòåé è ïîäðîñòêîâ.
Ì., 1985.
23. Ëÿõ
Â.È. Ñîâåðøåíñòâóÿ
êîîðäèíàöèîííûå
ñïîñîáíîñòè
// Ôèçè÷åñêàÿ
êóëüòóðà â
øêîëå, 1996, ¹ 4, ñ.18-20.
24. Лини И., Григоренко Д. Методология управления тренировочной
нагрузкой на занятиях по базовой танцевальной аэробике.//Теория
и практика физической культуры. – 2001. - № 4. – с.34-43
25.Ëèñèöêàÿ
Ò. Ñ. Àýðîáèêà
íà âñå âêóñû.
- Ì.:
Ïðîñâåùåíèå-Âëàäîñ,
1994.
26. Лисицкая Т. С., Ростовцева М. Ю., Ширковец Е. А. Ритмическая
гимнастика: методика и физиологическое обоснование / Гимнастика: Сборник
статей. - М., 1985, №4. -Вып. 1.
27. Матвеев Л.П.Теория и
методика физической культуры.- М.:
ФиС, 1991.
28.
Ìàðèùóê Â.Ë.,
Ñåðîâà Ë.Ê. Èíôîðìàöèîííûå
àñïåêòû
óïðàâëåíèÿ
ñïîðòîì. Ì.:
, 1983.
29.
Ìàðèùóê Â. Ë
Ìåòîäèêè
ïñèõî-äèàãíîñòèêè
â ñïîðòå. /
Ìàðèùóê Â. Ë.,
Áëóäîâ Þ.Ì. Ì.:
Ïðîñâåùåíèå,
1983.
30. Некрасов В.П., Худадов Н.А. и др. Психорегуляция в
подготовке спортсменов. М.: ФиС, 1985.- 176с.
31. Обухов Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое
общество России, 2000. – 448 с.
32. Озеров В.П. Методические рекомендации по развитию
психомоторных качеств у студентов на занятиях по физическому воспитанию.-
Кишинев, КПИ им. С. Лазо, 1986.
33. Озеров В.П. Формирование психомоторных способностей у
школьников.- Кишинев: Лумина, 1989.
34. Озеров В.П., Михальченко В.М. Методика измерения и оценки
психомоторных способностей у студентов. Методическая разработка.- Кишинев: КПИ
им. С.Лазо, 1989.
35. Озеров В.П. Меделевский В.И. Терминология по психофизиологии
труда и спорта для студентов. Методическая разработка. Кишинев. КПИ им. С.Лазо,
1991, 26 с.
36. Пирогова Е. А., Иващенко Л. Я., Страчко Н. П. Влияние
физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. — Киев:
Здоровье, 1986, С.47.
37. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов.
РадугинА.А. М.: 1996.- 336с.
38. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. М.,
«Советская энциклопедия», 1987.
39. Подвижные игры: Физическая культура. Ставрополь:
Издательство СГУ, 2000.- 85 с.
40. Родионов А.В. Психодиагностика психомоторных способностей.
М., «ФКиС», 1973.
41. Ради здоровья детей. Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Т.Я.
Черток, «Просвещение», М., 1985.
42. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и
подростков. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-456 с.
43.
Ñåëóÿíîâ Â. Í.
Òåõíîëîãèÿ
îçäîðîâèòåëüíîé
ôèçè÷åñêîé
êóëüòóðû. — Ì.:
Ñïîðò Àêàäåì
Ïðåññ, 2001,Ñ.26-29.
44.Ñìîëåâñêèé
Â.Ì., Èâëåâ Á.Ê.
Íåòðàäèöèîííûå
âèäû
ãèìíàñòèêè.
– Ì.:
Ïðîñâåùåíèå,
1992. – Ñ. 80.
45.Ñîñèíà
Â.Þ. Àçáóêà
ðèòìè÷åñêîé
ãèìíàñòèêè.
– Êèåâ:
Çäîðîâÿ, 1986. – Ñ. 4.
46.Ñóðêîâ
Å.Í.
Ïñèõîìîòîðèêà
ñïîðòñìåíà. –
Ì.: ÔèÑ, 1984.
47.Ñòàíêèí
Ì.È.
Ïðîôåññèîíàëüíûå
ñïîñîáû
ïåäàãîãà. Ì., 1998.
48. Óòêèí
Â.Ë. Áèîìåõàíèêà
ôèçè÷åñêèõ
óïðàæíåíèé.
- Ì.:
Ïðîñâåùåíèå,
1989.
49.Óêðåïëÿéòå
çäîðîâüå äåòåé.
Ïîä ðåä. Å.Í.
Âàâèëîâà,
«Ïðîñâåùåíèå»,
Ì., 1986.
50. Цзен Н.В., Ю.В. Пахомов. Психотренинг: игры и упражнения.
М.: ФиС, 1988.
51. Юсим Е. Д. Индивидуальные различия в моторной памяти и
свойства нервной системы: Автореф. канд. дис. М., 1975.
52. Юсеф А.А. Бу Аббас. Психомоторные
характеристики подростков 6-10 лет в связи с особенностями двигательной
активности //Физическая культура, 1997, №3.
Приложение 1.
Ïîíÿòèéíûé
àïïàðàò äëÿ
èçó÷åíèÿ,
îöåíêè è
ôîðìèðîâàíèÿ
ïñèõîìîòîðíûõ
ñïîñîáíîñòåé
Автоматизация
- изменение структуры действия в процессе формирования различных
двигательных навыков путем упражнения. А.- эффективное осуществление любого
процесса без непосредственного участия сознания, лишь под его контролем.
Адекватность психических реакций соответствие их значению стимула.
Анализатор - орган,
обеспечивающий образование ощущений и восприятии.
Антиципация -
способность человека предугадывать события как проявление опережающего
отражения.
Афферентный синтез - синтез материала, запечатленного в памяти, мотивации и
пускового стимула с целью принятия решения.
Взаимодействие анализаторов - одно из проявлений единства сенсорной сферы.
Воля - сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и
поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели.
Восприятие - целостное отражение предметов, возникающее при
непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные
поверхности органов чувств.
Воспроизведение - этап процесса памяти как проявления в сознании образа и
представления о ранее воспринятом.
Гиперспособности - способности или очень выраженные, или редко
встречающиеся.
Двигательные реакции - вид психомоторики или сенсомоторики.
Задатки -
врожденные, обусловленные частично генным фондом, частично дородовыми условиями
потенциальные возможности развития большинства анатомических, ряда
физиологических и некоторых психических свойств индивида, в частности личности.
Идеомоторика - форма
психомоторики, в которой выполняемые движения непосредственно и непроизвольно
вызваны ярким представлением об их выполнении.
Импульсивные акты -
один из видов психомоторики, деформированные действия, принявшие под влиянием
сильных эмоций - форму психических актов, подчас нелепых, непроизвольно
совершаемых.
Интеллект -
способность мышления, рационального познания.
Интерорецепторы -
рецепторы, которые располагаются в мышцах, сухожилиях, сосудах и внутренних
органах.
Интерференция навыков - дает ослабление и усиление новых навыков под влиянием уже
имеющихся. Существует ошибочное понимание И.н. как их только отрицательного
переноса; оно противоречит универсальному понятию И.
Кинестезические ощущения - ощущение положения и движения органов своего тела как
результат раздражения проприорецепторов.
Компенсаторность -
свойство личности как проявление ее пластичности путем психической компенсации.
Компонент структуры - термин, обобщающий понятия:
элементы, подсистемы,
подструктуры - и их связи.
Координация движений - понятия и термин биомеханики как согласованность движении
в процессе психомоторного акта, обеспечивающая ловкость.
Лабильность -
неустойчивость любого явления, скорость перехода нервных клеток из состояния
возбуждения в торможение и наоборот (В.Д. Небылицын).
Ловкость - свойство
личности, эллипсис сенсомоторной Л. как координации, соразмерности и быстроты
правильных движений при осуществлении двигательных действий.
Локомоция -
совокупность движений, обеспечивающих активное передвижение в пространстве
животных и человека. Л. либо может быть одним из проявлений психомоторики, либо
совершенствоваться без участия коры головного мозга и быть неосознанной.
Моторика
- двигательный компонент психомоторики.
Навык - действие,
автоматизировавшееся в результате упражнения и проходящее через ряд этапов
формирования. Различают Н. сенсорные, умственные и двигательные
(психомоторные), которые формируются в процессе деятельности.
Обратная афферентация - термин, введенный П.К. Анохиным и развитый им в учение
об акцепторе действия как кибернетически уточняющий термин "сенсорные коррекции"
Н.А. Бернштейна.
Одаренность - генетически обусловленный компонент способностей,
развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее
отсутствии.
Опережающее отражение - форма физиологического и психологического отражения, наиболее
развитая на уровне сознания и обеспечивающая на основе динамики отражаемого
возможность отражать его ожидаемое будущее как проявление антиципации (П.К.
Анохин, 1962). 'Высшее проявление О.о. - прогнозирование и научное предвидение
на основе познания законов природы и общества.
Ощущение - субъективный образ объективного мира.
Память - следовая форма психического отражения, развивающаяся на
основе генетической и физиологической памяти как запоминание, сохранение и
последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее
воспринятого, пережитого или сделанного.
Перенос навыков - взаимодействие уже имеющихся навыков с вновь
приобретенными. Если старые помогают новым, говорят о положительном переносе,
если мешают - об отрицательном.
Познавательные
психические процессы - процессы
ощущений, восприятии, внимания, представления, памяти, мышления, воображения и
речи, обеспечивающие познание.
Пороги ощущения -
минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения,
называется нижним порогом ощущения, максимальная, вызывающая его, а не боль, -
верхним.
Порог дифференциальный - минимальные различия величины раздражителя, определяющие
различие ощущений.
Потенциальные способности - способности к еще не совершаемой деятельности, в которых проявляется
в основном процессуальная сторона личности. При выполнении этой деятельности
П.с. становятся актуальными С. Оценка П.с. осуществляется психодиагностикой с
целью прогнозирования актуальных С. и путем изучения актуальных С. к
деятельности, близкой по психологической структуре.
Представление -
форма отражения в виде наглядно-образного значения, одно из проявлений памяти,
следовой образ ранее бывшего ощущения или восприятия.
Прогнозирование
- проявление высшей формы опережающего отражения в процессе мышления как
предвидение ожидаемого будущего на основе учёта динамики прогнозируемого
явления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|