Исследование развития психомоторных способностей старших школьников средствами нетрадиционных видов ...
1.3.
Ïñèõîìîòîðíûå
ñïîñîáíîñòè
Психомоторика - сложное слово от греческого психо - душа,
моторика латинское - двигающий, двигательный, приводящий в движение.
Психомоторика - основной вид объективизации психики в
сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах (К.К.
Платонов, 1972). Психомоторные акты человека - это сложно организованные
познавательно-регуляторные системы, в которых в единстве представлены как
мотивационные, функциональные, так и операционные компоненты, при этом,
очевидно, что точность, интенсивность и эффективность управления движениями
зависят и существенно определяются уровнем функционирования таких психических
процессов, как ощущение и восприятие.
Ïñèõîìîòîðíûå
ïðîöåññû, èëè
ïñèõîìîòîðèêà,
ïðåäñòàâëÿþò
ñîáîé
îáúåêòèâíîå
âîñïðèÿòèå
÷åëîâåêîì
âñåõ ôîðì
ïñèõè÷åñêîãî
îòðàæåíèÿ,
íà÷èíàÿ ñ
îùóùåíèÿ è
çàêàí÷èâàÿ
ñëîæíûìè
ôîðìàìè
èíòåëëåêòóàëüíîé
àêòèâíîñòè.
Ïîíÿòèå
«ïñèõîìîòîðèêà»
ââåë
âûäàþùèéñÿ
ðóññêèé
ôèçèîëîã È.Ì.
Ñå÷åíîâ.
Êàê
îòìå÷àåò Ê.Ê.
Ïëàòîíîâ (1972), â
ñôåðå
ïñèõîìîòîðèêè
÷åëîâåêà â
êà÷åñòâå
âàæíåéøåé
åå
ïîäñòðóêòóðû
âûäåëÿþò íå
òîëüêî
ñëîæíîêîîðäèíèðîâàííûå
è
ìíîãîïëàíîìåòðè÷åñêèå
äâèæåíèÿ, â
ñòðóêòóðå
êîòîðûõ â
åäèíñòâå
ïðåäñòàâëåíû
èõ
ïðîñòðàíñòâåííûå,
âðåìåííûå è
ñèëîâûå
êîìïîíåíòû,
íî è
ìíîãîîáðàçíûå
âèäû
ñåíñîìîòîðíûõ
ðåàêöèé
÷åëîâåêà. Â
ñâîþ î÷åðåäü,
â êëàññ
ñåíñîìîòîðíûõ
ðåàêöèé
âõîäÿò èõ
ìíîãî÷èñëåííûå
ðàçíîâèäíîñòè:
ïðîñòàÿ ñåíñîìîòîðíàÿ
ðåàêöèÿ;
ñëîæíàÿ
ñåíñîìîòîðíàÿ
ðåàêöèÿ;
ñåíñîìîòîðíàÿ
êîîðäèíàöèÿ.
 êàæäîé èç
òðåõ íàçâàííûõ
ðåàêöèé
íåîáõîäèìî
ðàçëè÷àòü òðè
òèïè÷íûõ
ïñèõè÷åñêèõ
ìîìåíòà:
1) ñåíñîðíûé
ìîìåíò
ðåàêöèè –
ïðîöåññû
îáíàðóæåíèÿ
è âîñïðèÿòèÿ
ñòèìóëà;
2) öåíòðàëüíûé
ìîìåíò
ðåàêöèè –
áîëåå èëè ìåíåå
ñëîæíûå
ïðîöåññû,
ñâÿçàííûå ñ
ïåðåðàáîòêîé
âîñïðèíÿòîãî,
èíîãäà ñ
ðàçëè÷åíèåì,
óçíàâàíèåì,
îöåíêîé è âûáîðîì
òåõ èëè èíûõ
ñòèìóëîâ;
3) ìîòîðíûé
ìîìåíò
ðåàêöèè –
ïðîöåññû,
îïðåäåëÿþùèå
íà÷àëî
äâèæåíèÿ.[5]
Ïñèõîìîòîðíûå
ñïîñîáíîñòè
îáåñïå÷èâàþò
äâèãàòåëüíûå
íàâûêè,
ñïîñîáíîñòü
â ðàáîòå
«ñîåäèíÿòü
ãîëîâó ñ
ðóêàìè».
Çíàíèÿ, îïûò,
ðàññóæäåíèÿ
çäåñü íåîáõîäèìû.
Èìåííî
ïîýòîìó ìû
ãîâîðèì î ïñèõîìîòîðíûõ
ñïîñîáíîñòÿõ,
à íå ïðîñòî î
ìîòîðíûõ.
Ðàññìàòðèâàåìûå
ñïîñîáíîñòè
ïðåäóñìàòðèâàþò
óìåíèå
ïðåïîäàâàòåëÿ
ïîäáèðàòü
èíäèâèäóàëüíóþ
òåõíèêó
äâèæåíèé äëÿ
ó÷àùèõñÿ âî
âðåìÿ
ôèçè÷åñêîé
ðàáîòû,
ãèìíàñòè÷åñêèõ
çàíÿòèé,
ñáîðêè è
ðàçáîðêè
ïðèáîðà,
ïðîâåäåíèÿ
ýêñïåðèìåíòà,
ó÷èòûâàÿ
ïðè ýòîì èõ
âåñ, ðîñò,
äëèíó
êîíå÷íîñòåé,
áûñòðîòó
ðåàêöèè è äð.
Ïñèõîìîòîðíûå
ñïîñîáíîñòè
ïåäàãîãà – ýòî
è óìåíèå,
ãîâîðÿ
ñëîâàìè À.Ñ.
Ìàêàðåíêî, «ñèäåòü,
õîäèòü,
ñòîÿòü,
ðàçãîâàðèâàòü
ñ ó÷åíèêàìè».
Íåñìîòðÿ
íà âåêîâóþ
èñòîðèþ
èññëåäîâàíèÿ,
äî ñèõ ïîð
íåò åäèíîãî
ïîíèìàíèÿ
ïðîáëåìû
ïñèõîìîòîðíûõ
ñïîñîáíîñòåé.
Îòñóòñòâóåò
åäèíîå
ìíåíèå îá
îñíîâàõ
äèàãíîñòèêè
è ñïåöèôèêå
ôîðìèðîâàíèÿ
ïñèõîìîòîðèêè.
À âåäü åùå È.Ì.
Ñå÷åíîâ
óêàçûâàë íà
âàæíîñòü
íàó÷íîé
ðàçðàáîòêè
è ðàçâèòèÿ
ïñèõîìîòîðíûõ
ñïîñîáíîñòåé
÷åëîâåêà, ñîñòàâëÿþùèõ
åäèíñòâî
åãî
ïñèõè÷åñêîé
è ôèçè÷åñêîé
ñôåðû.
Íåñêîëüêî
ëó÷øå îáñòîèò
äåëî ñî
ñòðóêòóðîé
ãðóïïû
ïñèõîìîòîðíûõ
ñïîñîáíîñòåé.
Óæå âûÿâëåíî,
÷òî îíà
âêëþ÷àåò
ñòàòè÷åñêóþ
êîîðäèíàöèþ,
äèíàìè÷åñêóþ
êîîðäèíàöèþ,
ìîòîðíóþ
àêòèâíîñòü
(ñêîðîñòü
ðåàêöèè è äâèæåíèé),
ñîðàçìåðíîñòü
äâèæåíèé,
ïîìîãàþùóþ
îðèåíòèðîâàòüñÿ
â
ïðîñòðàíñòâå,
ðèòì, òåìï è
íàïðàâëåíèå
äâèæåíèÿ;
îäíîâðåìåííûå
äâèæåíèÿ
êîíå÷íîñòÿìè
è òóëîâèùåì,
ãîëîâîé;
ìûøå÷íûé
òîíóñ, ñèëó,
ýíåðãèþ
äâèæåíèé.
Îäíàêî
èçó÷åíèå
ïñèõîìîòîðíûõ
ñïîñîáíîñòåé
îñëîæíåíî
âûñîêîé
òðåíèðóåìîñòüþ
ìîòîðèêè,
÷òî
îñëîæíÿåò
èõ
èññëåäîâàíèå,
çàòðóäíÿåò
ïîäáîð
âûñîêîíàäåæíûõ
òåñòîâ. Òåì
íå ìåíåå,
ïñèõîìîòîðíûå
ñïîñîáíîñòè
àêòèâíî
èññëåäîâàëèñü
ïñèõîòåõíèêàìè
â 20 – 30-å ãã. Íà
êîíòðîëüíûõ
èñïûòàíèÿõ
èñïûòóåìûì
ïðåäëàãàëîñü
çàâÿçûâàòü
óçëû,
îáâîäèòü
îäíîé è
îáåèìè
ðóêàìè
ñëîæíûå
ôèãóðû,
íàíèçûâàòü
áóñû, ïðîñòàâëÿòü
÷åðòî÷êè â
ñïåöèàëüíûõ
áëàíêàõ è ò.ï.
Îò íèõ òðåáîâàëîñü
ïðàâèëüíî
âîñïðèíèìàòü
ïðîñòðàíñòâåííûå
ìîäåëè,
óìåòü èõ
ñðàâíèâàòü
è ðàçëè÷àòü,
ñîáèðàòü
òåõíè÷åñêèå
ïðèñïîñîáëåíèÿ
èç äåòàëåé
êîíñòðóêòîðîâ.
 õîäå ýòèõ
èññëåäîâàíèé
áûëî
âûÿâëåíî,
÷òî âûñîêîíàäåæíûõ
òåñòîâ íå
ñóùåñòâóåò.
Ýêñïåðèìåíòû
âûÿâèëè áûñòðóþ
òðåíèðóåìîñòü
èñïûòóåìûõ.
Ïîýòîìó, òîò,
êòî â æèçíè
áûë ñâÿçàí,
äîïóñòèì, ñ
çàâÿçûâàíèåì
óçëîì,
âûïîëíÿë
òåñò ìíîãî
áûñòðåå,
îáíàðóæèâàÿ
õîðîøóþ
ïîäãîòîâëåííîñòü,
íî íå âûÿâëÿÿ
ñâîè
ñïîñîáíîñòè.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|
|