Исследование развития психомоторных способностей старших школьников средствами нетрадиционных видов ...
Óðîâåíü
ðàçâèòèÿ
ôèçè÷åñêèõ
è êîîðäèíàöèîííûõ
êà÷åñòâ êàê
îäèí èç
ôàêòîðîâ,
âëèÿþùèõ íà
ïðîÿâëåíèå
òî÷íîñòè, â
çíà÷èòåëüíîé
ñòåïåíè îáóñëîâëèâàåòñÿ
ïðîñòðàíñòâåííûìè,
âðåìåííûìè
è ñèëîâûìè
ïàðàìåòðàìè
äâèãàòåëüíîãî
äåéñòâèÿ.
Ïñèõè÷åñêîå
è
ýìîöèîíàëüíîå
ñîñòîÿíèÿ - åùå
îäèí âàæíûé
ôàêòîð,
âëèÿþùèé íà
ïðèðîñò
òî÷íîñòè.
Óðîâåíü
ýìîöèîíàëüíîãî
âîçáóæäåíèÿ
è
ôóíêöèîíàëüíîãî
ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà
ñîçäàåò
íàèáîëåå
áëàãîïðèÿòíûå
âîçìîæíîñòè
äëÿ
ïðîòåêàíèÿ
ôèçèîëîãè÷åñêèõ
ïðîöåññîâ è
äîñòèæåíèÿ
âûñîêîé
ñòåïåíè èõ
ñîãëàñîâàííîñòè.
Òàê, óäà÷íîå
íà÷àëî
âûñòóïëåíèÿ
âûçûâàåò ó ñïîðòñìåíà
äîïîëíèòåëüíûé
ïîäúåì äóøåâíûõ
ñèë, ÷óâñòâà
âäîõíîâåíèÿ,
îêðûëåííîñòè.
Ïðè
ïîíèæåííîì
ýìîöèîíàëüíîì
íàñòðîå
ìîæåò
âîçíèêíóòü
ðàññîãëàñîâàíèå
ôóíêöèîíàëüíûõ
ñèñòåì êàê îäíà
èç ïðè÷èí
ñíèæåíèÿ
òî÷íîñòè
äâèãàòåëüíîãî
äåéñòâèÿ. Â
ýêñïåðèìåíòàëüíûõ
ãðóïïàõ ïðè
îðãàíèçàöèè
è ïðîâåäåíèè
çàíÿòèé
ó÷èòûâàëèñü
âñå ôàêòîðû,
âëèÿþùèå íà
ðàçâèòèå
òî÷íîñòè.
Ðàçâèòèå
è
ñîâåðøåíñòâîâàíèå
òî÷íîñòè
íåâîçìîæíî
áåç
èñïîëüçîâàíèÿ
êðèòåðèåâ, ïîçâîëÿþùèõ
îöåíèòü
ñòåïåíü
ïðèðîñòà äàííîãî
êà÷åñòâà.
Â
íàó÷íî-ìåòîäè÷åñêîé
ëèòåðàòóðå
îñòàåòñÿ
íåðàñêðûòûì
âîïðîñ î
ðàçðàáîòêå êðèòåðèåâ
îöåíêè
òî÷íîñòè.
Âûÿâëåíèå
êîìïîíåíòîâ
èçó÷àåìîãî
êà÷åñòâà,
åãî
ðàçëè÷íûõ
ïðîÿâëåíèé
ïîçâîëèëî
ïðèéòè ê
âûâîäó, ÷òî îäèí
èç êðèòåðèåâ
îöåíêè
ïðèðîñòà
äàííîãî
êà÷åñòâà - ñòåïåíü
òî÷íîãî
âîñïðîèçâåäåíèÿ
âíåøíåé
ôîðìû
äâèãàòåëüíîãî
äåéñòâèÿ.
Ôèçè÷åñêîå
óïðàæíåíèå,
êàê
èçâåñòíî, èìååò
ñâîè
îïðåäåëåííûå
ïàðàìåòðû:
ïîëîæåíèå
òåëà è
èçìåíåíèå
åãî ôîðìû,
àìïëèòóäó, íàïðàâëåíèå
äâèæåíèÿ,
âåëè÷èíó
ïðèëàãàåìûõ
óñèëèé è èõ
ðàöèîíàëüíîå
ðàñïðåäåëåíèå.
Ýòî ïîçâîëÿåò
îáúåäèíèòü
äàííûå
õàðàêòåðèñòèêè
ïî òðåì
îñíîâíûì
êðèòåðèÿì,
äàþùèì âîçìîæíîñòü
îöåíèâàòü
ñòåïåíü
ïðèðîñòà òî÷íîñòè:
-
êà÷åñòâî
âîñïðîèçâåäåíèÿ
âíåøíåé
ôîðìû
äâèãàòåëüíîãî
äåéñòâèÿ;
-
ñòåïåíü
ñîîòâåòñòâèÿ
âûïîëíÿåìîãî
óïðàæíåíèÿ
åãî
ïðîñòðàíñòâåííûì,
âðåìåííûì è
ñèëîâûì
ïàðàìåòðàì;
- êà÷åñòâî
âîñïðîèçâåäåíèÿ
ðèòìà
äâèãàòåëüíîãî
äåéñòâèÿ.
Спортивная
деятельность, как и трудовая, многообразна по своему внешнему (моторному) и
внутреннему (психическому) содержанию, и любой ее вид осуществляется при помощи
комплекса сложных способностей. Для успешного развития способностей к той или
иной деятельности необходимо знать их структуру и состав психофизиологических
задатков. Ряд специалистов указывают, что в активном отборе и ориентации
спортсменов необходимо использовать не двигательные умения и показатели
физического развития, а бинарный критерий - высокий исходный уровень
прогностически значимых психофизических характеристик и темп роста физических
качеств и психомоторных способностей (В.П.Озеров, 1983).
Îäèí
èç
êðóïíåéøèõ
ñïåöèàëèñòîâ
â ýòîé îáëàñòè
È.À.
Áåðíøòåéí (1966)
ïîíèìàë ïîä
ìîòîðèêîé
âñþ îáëàñòü
äâèãàòåëüíûõ
îòïðàâëåíèé.
Èç ýòîãî
âèäíî, ÷òî
ïñèõîìîòîðèêà
÷åëîâåêà êàê
ìíîãîìåðíàÿ
ñóùíîñòü âî
âñåé
ñëîæíîñòè
äèàëåêòè÷åñêèõ
ïðîòèâîðå÷èé
åå ïðîÿâëåíèé
– ïðîáëåìà
íåîáúÿòíàÿ.
Àíàëèç
ñòðóêòóðû
ïñèõîìîòîðèêè
äîëæåí èäòè
ïî ïóòè
âû÷ëåíåíèÿ
îòäåëüíûõ
ïñèõîìîòîðíûõ
ñïîñîáíîñòåé
è
óñòàíîâëåíèÿ
âçàèìîîòíîøåíèé
ìåæäó íèìè,
ò.å. íàõîæäåíèÿ
ôóíêöèîíàëüíîé
ñèñòåìû
ïñèõîìîòîðíûõ
ñïîñîáíîñòåé.(2)
Èçó÷àÿ
ïñèõîìîòîðèêó
êàê
ïñèõè÷åñêóþ
ïîäñèñòåìó,
ïîëåçíî
ïîìíèòü
ñëîâà È.Ï. Ïàâëîâà
î òîì, ÷òî
«÷åëîâåê
åñòü,
êîíå÷íî,
ñèñòåìà…,
êàê è âñÿêàÿ
äðóãàÿ â
ïðèðîäå,
ïîä÷èíÿåòñÿ
íåèçáåæíûì
è åäèíûì äëÿ
âñåé ïðèðîäû
çàêîíàì, íî
è ñèñòåìà â
ãîðèçîíòå
íàøåãî
ñîâðåìåííîãî
íàó÷íîãî âèäåíèÿ,
åäèíñòâåííàÿ
ïî
âåëè÷àéøåìó
ñàìîðåãóëèðîâàíèþ
…»; ñ ýòîé
òî÷êè
çðåíèÿ ìåòîä
èçó÷åíèÿ
ñèñòåìû
÷åëîâåêà
òîò æå, êàê è
âñÿêîé
äðóãîé
ñèñòåìû:
ðàçëîæåíèå
íà ÷àñòè,
èçó÷åíèå çíà÷åíèÿ
êàæäîé
÷àñòè,
èçó÷åíèå
ñâÿçè ÷àñòåé,
èçó÷åíèå
ñîîòíîøåíèÿ
ñ îêðóæàþùåé
ñðåäîé è, â
êîíöå êîíöîâ,
ïîíèìàíèå
íà îñíîâå
âñåãî ýòîãî
åå îáùåé
ðàáîòû è óïðàâëåíèÿ
åþ, åñëè ýòî â
ñðåäñòâàõ
÷åëîâåêà. Íî
íàøà
ñèñòåìà â
âûñî÷àéøåé
ñòåïåíè ñàìîðåãóëèðóþùàÿñÿ,
ñàìà ñåáÿ
ïîääåðæèâàþùàÿ,
âîññòàíàâëèâàþùàÿ,
ïîïðàâëÿþùàÿ
è äàæå
ñîâåðøåíñòâóþùàÿ».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|
|