бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование развития психомоторных способностей старших школьников средствами нетрадиционных видов ... бесплатно рефераты

Óðîâåíü ðàçâèòèÿ ôèçè÷åñêèõ è êîîðäèíàöèîííûõ êà÷åñòâ êàê îäèí èç ôàêòîðîâ, âëèÿþùèõ íà ïðîÿâëåíèå òî÷íîñòè, â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè îáóñëîâëèâàåòñÿ ïðîñòðàíñòâåííûìè, âðåìåííûìè è ñèëîâûìè ïàðàìåòðàìè äâèãàòåëüíîãî äåéñòâèÿ.

Ïñèõè÷åñêîå è ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèÿ - åùå îäèí âàæíûé ôàêòîð, âëèÿþùèé íà ïðèðîñò òî÷íîñòè. Óðîâåíü ýìîöèîíàëüíîãî âîçáóæäåíèÿ è ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà ñîçäàåò íàèáîëåå áëàãîïðèÿòíûå âîçìîæíîñòè äëÿ ïðîòåêàíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è äîñòèæåíèÿ âûñîêîé ñòåïåíè èõ ñîãëàñîâàííîñòè. Òàê, óäà÷íîå íà÷àëî âûñòóïëåíèÿ âûçûâàåò ó ñïîðòñìåíà äîïîëíèòåëüíûé ïîäúåì äóøåâíûõ ñèë, ÷óâñòâà âäîõíîâåíèÿ, îêðûëåííîñòè. Ïðè ïîíèæåííîì ýìîöèîíàëüíîì íàñòðîå ìîæåò âîçíèêíóòü ðàññîãëàñîâàíèå ôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì êàê îäíà èç ïðè÷èí ñíèæåíèÿ òî÷íîñòè äâèãàòåëüíîãî äåéñòâèÿ.  ýêñïåðèìåíòàëüíûõ ãðóïïàõ ïðè îðãàíèçàöèè è ïðîâåäåíèè çàíÿòèé ó÷èòûâàëèñü âñå ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà ðàçâèòèå òî÷íîñòè.

Ðàçâèòèå è ñîâåðøåíñòâîâàíèå òî÷íîñòè íåâîçìîæíî áåç èñïîëüçîâàíèÿ êðèòåðèåâ, ïîçâîëÿþùèõ îöåíèòü ñòåïåíü ïðèðîñòà äàííîãî êà÷åñòâà.

 íàó÷íî-ìåòîäè÷åñêîé ëèòåðàòóðå îñòàåòñÿ íåðàñêðûòûì âîïðîñ î ðàçðàáîòêå êðèòåðèåâ îöåíêè òî÷íîñòè. Âûÿâëåíèå êîìïîíåíòîâ èçó÷àåìîãî êà÷åñòâà, åãî ðàçëè÷íûõ ïðîÿâëåíèé ïîçâîëèëî ïðèéòè ê âûâîäó, ÷òî îäèí èç êðèòåðèåâ îöåíêè ïðèðîñòà äàííîãî êà÷åñòâà - ñòåïåíü òî÷íîãî âîñïðîèçâåäåíèÿ âíåøíåé ôîðìû äâèãàòåëüíîãî äåéñòâèÿ. Ôèçè÷åñêîå óïðàæíåíèå, êàê èçâåñòíî, èìååò ñâîè îïðåäåëåííûå ïàðàìåòðû: ïîëîæåíèå òåëà è èçìåíåíèå åãî ôîðìû, àìïëèòóäó, íàïðàâëåíèå äâèæåíèÿ, âåëè÷èíó ïðèëàãàåìûõ óñèëèé è èõ ðàöèîíàëüíîå ðàñïðåäåëåíèå. Ýòî ïîçâîëÿåò îáúåäèíèòü äàííûå õàðàêòåðèñòèêè ïî òðåì îñíîâíûì êðèòåðèÿì, äàþùèì âîçìîæíîñòü îöåíèâàòü ñòåïåíü ïðèðîñòà òî÷íîñòè:

- êà÷åñòâî âîñïðîèçâåäåíèÿ âíåøíåé ôîðìû äâèãàòåëüíîãî äåéñòâèÿ;

- ñòåïåíü ñîîòâåòñòâèÿ âûïîëíÿåìîãî óïðàæíåíèÿ åãî ïðîñòðàíñòâåííûì, âðåìåííûì è ñèëîâûì ïàðàìåòðàì;

- êà÷åñòâî âîñïðîèçâåäåíèÿ ðèòìà äâèãàòåëüíîãî äåéñòâèÿ.

Спортивная деятельность, как и трудовая, многообразна по своему внешнему (моторному) и внутреннему (психическому) содержанию, и любой ее вид осуществляется при помощи комплекса сложных способностей. Для успешного развития способностей к той или иной деятельности необходимо знать их структуру и состав психофизиологических задатков. Ряд специалистов указывают, что в активном отборе и ориентации спортсменов необходимо использовать не двигательные умения и показатели физического развития, а бинарный критерий - высокий исходный уровень прогностически значимых психофизических характеристик и темп роста физических качеств  и психомоторных способностей (В.П.Озеров, 1983).  

 Îäèí èç êðóïíåéøèõ ñïåöèàëèñòîâ â ýòîé îáëàñòè È.À. Áåðíøòåéí (1966) ïîíèìàë ïîä ìîòîðèêîé âñþ îáëàñòü äâèãàòåëüíûõ îòïðàâëåíèé. Èç ýòîãî âèäíî, ÷òî ïñèõîìîòîðèêà ÷åëîâåêà êàê ìíîãîìåðíàÿ ñóùíîñòü âî âñåé ñëîæíîñòè äèàëåêòè÷åñêèõ ïðîòèâîðå÷èé åå ïðîÿâëåíèé – ïðîáëåìà íåîáúÿòíàÿ.

Àíàëèç ñòðóêòóðû ïñèõîìîòîðèêè äîëæåí èäòè ïî ïóòè âû÷ëåíåíèÿ îòäåëüíûõ ïñèõîìîòîðíûõ ñïîñîáíîñòåé è óñòàíîâëåíèÿ âçàèìîîòíîøåíèé ìåæäó íèìè, ò.å. íàõîæäåíèÿ ôóíêöèîíàëüíîé ñèñòåìû ïñèõîìîòîðíûõ ñïîñîáíîñòåé.(2)

Èçó÷àÿ ïñèõîìîòîðèêó êàê ïñèõè÷åñêóþ ïîäñèñòåìó, ïîëåçíî ïîìíèòü ñëîâà È.Ï. Ïàâëîâà î òîì, ÷òî «÷åëîâåê åñòü, êîíå÷íî, ñèñòåìà…, êàê è âñÿêàÿ äðóãàÿ â ïðèðîäå, ïîä÷èíÿåòñÿ íåèçáåæíûì è åäèíûì äëÿ âñåé ïðèðîäû çàêîíàì, íî è ñèñòåìà â ãîðèçîíòå íàøåãî ñîâðåìåííîãî íàó÷íîãî âèäåíèÿ, åäèíñòâåííàÿ ïî âåëè÷àéøåìó ñàìîðåãóëèðîâàíèþ …»; ñ ýòîé òî÷êè çðåíèÿ ìåòîä èçó÷åíèÿ ñèñòåìû ÷åëîâåêà òîò æå, êàê è âñÿêîé äðóãîé ñèñòåìû: ðàçëîæåíèå íà ÷àñòè, èçó÷åíèå çíà÷åíèÿ êàæäîé ÷àñòè, èçó÷åíèå ñâÿçè ÷àñòåé, èçó÷åíèå ñîîòíîøåíèÿ ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé è, â êîíöå êîíöîâ, ïîíèìàíèå íà îñíîâå âñåãî ýòîãî åå îáùåé ðàáîòû è óïðàâëåíèÿ åþ, åñëè ýòî â ñðåäñòâàõ ÷åëîâåêà. Íî íàøà ñèñòåìà â âûñî÷àéøåé ñòåïåíè ñàìîðåãóëèðóþùàÿñÿ, ñàìà ñåáÿ ïîääåðæèâàþùàÿ, âîññòàíàâëèâàþùàÿ, ïîïðàâëÿþùàÿ è äàæå ñîâåðøåíñòâóþùàÿ».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20