Исследование развития психомоторных способностей старших школьников средствами нетрадиционных видов ...
3)
дифференцировочная чувствительность при минимальном увеличении предыдущей
величины (эталона), которая зависит от сензитивности психики и кинестетического
аппарата;
4) абсолютная
чувствительность, о которой можно судить, если разделить заданный интервал
различения (10 кг или 10 см) на количество правильно построенных ступеней, что,
вероятно, зависит от концентрации нервных процессов и чувствительности
конкретного кинестетического анализатора;
5) активность и
настойчивость, которая может определяться количеством дифференцировочных
ступеней независимо от того, были они правильные или ошибочные.
Как видно из этого
примера, предложенная схема структуры психомоторных способностей позволяет
любой, даже специальный компонент способностей разложить на ряд
основополагающих психофизиологических компонентов психомоторных способностей.
Таким образом:
1. Психомоторные
способности являются ядром двигательных способностей, выступая как их
когнитивно-моторный компонент, включающий сенсомоторные, перцептивные,
интеллектуальные и нейродинамические особенности, реализуемые как на
произвольном, так и на непроизвольном уровне самоконтроля и саморегуляции
движений.
2. Психомоторные
способности наиболее отчетливо проявляются в таких элементах, как тонкая
различительная (дифференцировочная) чувствительность к основным параметрам и
модальностям движения, устойчивое сохранение в памяти образов движений,
оперативность и точность сенсорного и перцептивного самоконтроля, а также
надежность его функционирования в усложняющихся условиях двигательной
деятельности.
3. Психомоторные
способности эффективно формируются у школьников, студентов и спортсменов с
помощью специально разработанных методических приемов (произвольность
управления, поэтапность, игровой и- соревновательный метод) и комплекса
психомоторных упражнений (осознание величины основных параметров движений,
подвижные игры, игры-задания, упражнения-тесты). Они способствуют большему
росту технической эффективности в овладении сложными двигательными навыками по
сравнению с традиционными методами физического воспитания. Принципиальное
сходство этих приемов на разных возрастных этапах подчеркивает единство
процесса непрерывного развития психомоторных способностей (В.П.Озеров, 1989,
1993).
1.5.
Âîçðàñòíûå
îñîáåííîñòè
ðàçâèòèÿ
ïñèõîìîòîðíûõ
ñïîñîáíîñòåé
Ïñèõîìîòîðíûå
ñïîñîáíîñòè
äåòåé ïðåòåðïåâàþò
âåñüìà
çíà÷èòåëüíûå
èçìåíåíèÿ ïîä
âëèÿíèåì
åñòåñòâåííîãî
ðàçâèòèÿ, ôèçè÷åñêîãî
âîñïèòàíèÿ
è
ñïîðòèâíîé
òðåíèðîâêè. ×òîáû
ïîíÿòü
õàðàêòåð è
êà÷åñòâî
ýòèõ èçìåíåíèé,
íåîáõîäèìî
óòî÷íèòü â
ýêñïåðèìåíòå
îñîáåííîñòè
ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêîãî
ðàçâèòèÿ
äåòåé è
ïîäðîñòêîâ.
Èñõîäÿ
èç
ìîíèñòè÷åñêîãî
âîççðåíèÿ
íà èíäèâèäóàëüíîå
ðàçâèòèå
÷åëîâåêà
ñëåäóåò
ïîëàãàòü,
÷òî
ïñèõè÷åñêîå
è ôèçè÷åñêîå
(ìîòîðíîå)
ðàçâèòèå
âçàèìîñâÿçàíû.
Îäíàêî
íåëüçÿ
ïîëàãàòü,
÷òî ýòè ïîêàçàòåëè
èìåþò
îäèíàêîâóþ
ñâÿçü âî
âñåõ âîçðàñòíûõ
ïåðèîäàõ. Ñ
âîçðàñòîì
ñâÿçàíî íå
òîëüêî
ðàçâèòèå
ôóíêöèîíàëüíûõ
âîçìîæíîñòåé
âñåõ ñèñòåì
îðãàíèçìà,
íî è
íàðóøåíèå
èõ ñîîòâåòñòâèÿ
è ñâÿçàííàÿ
ñ ýòèì
âçàèìîêîìïåíñàöèÿ
îòäåëüíûõ
ôóíêöèé.
Àíàëèç
áîëüøèíñòâà
ïðîôåññèé
ñåãîäíÿøíåãî
äíÿ ïîêàçûâàåò,
÷òî âñå
áîëüøóþ ðîëü
â òðóäîâûõ
äåéñòâèÿõ
ïðèîáðåòàþò
ñåíñîðíûå è
èíòåëëåêòóàëüíûå
ïðîöåññû.
Èíûìè
ñëîâàìè,
«âîçðàñòàåò»
è
óñèëèâàåòñÿ
ïñèõè÷åñêàÿ
ðåãóëÿöèÿ
òðóäîâûõ
äåéñòâèé»
(Á.Ã. Àíàíüåâ,
1965).
Ñëåäîâàòåëüíî,
íåîáõîäèìî
óæå â
äåòñêîì
âîçðàñòå
çàáîòèòüñÿ
î ïîëíîöåííîì
ðàçâèòèè
ïñèõîìîòîðèêè
ðåáåíêà, êîòîðàÿ
ñîâåðøåíñòâóåòñÿ
êàê â õîäå
åñòåñòâåííîãî
ðàçâèòèÿ,
òàê è ïîä
âëèÿíèåì
ïåäàãîãè÷åñêèõ
ñðåäñòâ (Ë.Í.
Ëåîíòüåâ, À.À.
Ëþáëèíñêàÿ,
Í.À.
Ìåí÷èíñêàÿ
è äð.). Êàê
ïîêàçàíî â
ðÿäå èññëåäîâàíèé,
ñïåöèàëüíûìè
ñðåäñòâàìè
ôèçè÷åñêîãî
âîñïèòàíèÿ
ìîæíî
çíà÷èòåëüíî
óëó÷øèòü
ïñèõîìîòîðíûå
ñïîñîáíîñòè
øêîëüíèêà (Ï.Ô.
Ëåñãàôò, Ñ.Ã.
Ãåëëåðøòåéí,
Â.Ñ. Ôàðôåëü,
Ì.Ì. Áîãåí è
äð.).
Óñïåøíîñòü
ôîðìèðîâàíèÿ
ïñèõîìîòîðíûõ
ñïîñîáíîñòåé
çàâèñèò îò
ýôôåêòèâíîñòè
ñðåäñòâ è
ìåòîäîâ
öåëåíàïðàâëåííîãî
èõ ðàçâèòèÿ
â
îïòèìàëüíûå
âîçðàñòíûå
ïåðèîäû.
Òàê, ïî
äàííûì
âðåìåíè
ïðîáåãà 30 ì, ïî
âðåìåíè
ñåíñîìîòîðíîé
ðåàêöèè è
òåïïèíã-òåñòó,
áûñòðîòà
äâèæåíèé â
ñðåäíåì ïîâûøàåòñÿ
îò 10 äî 15 ëåò,
îäíàêî
íàèáîëüøåå
óëó÷øåíèå
áûñòðîòû
äâèæåíèé
(îñîáåííî ïî
ëàáîðàòîðíûì
ìåòîäèêàì)
íàáëþäàåòñÿ
äî 12-13 ëåò. Ïîñëå
14-15 ëåò ñäâèãè
â ïðèðîñòå
áûñòðîòû
íåñóùåñòâåííû
(335, 345).
Ñèëîâûå
ïîêàçàòåëè
èíòåíñèâíî
ðàçâèâàþòñÿ
ñ 10 äî 12 è ñ 14 äî 15
ëåò. Ñ 12 äî 14 ëåò
íàáëþäàåòñÿ
íåçíà÷èòåëüíûé
ïðèðîñò ñèëû
êàê ó ìàëü÷èêîâ,
òàê è ó
äåâî÷åê.
Òî÷íîñòü
äâèæåíèé ó
äåòåé
çíà÷èòåëüíî
óëó÷øàåòñÿ
äî 12 ëåò. Ñ 13 ëåò
òåìïû
ïðèðîñòà
òî÷íîñòè
äâèæåíèé, êàê
ïî òî÷íîñòè
âîñïðîèçâåäåíèÿ,
òàê è ïî óðîâíþ
ðàçëè÷èòåëüíîé
÷óâñòâèòåëüíîñòè,
íåçíà÷èòåëüíû.
Îòìå÷åíû
îñîáåííîñòè
â ðàçâèòèè
òî÷íîñòè
äâèæåíèé ó
ìàëü÷èêîâ è
äåâî÷åê. Ó
øêîëüíèö
òî÷íîñòü
äâèæåíèé ñ 13
äî 15 ëåò äàæå
íåñêîëüêî
óõóäøàåòñÿ,
â òî âðåìÿ
êàê ó ìàëü÷èêîâ
ñïàä
ïðîïðèîöåïòèâíîé
÷óâñòâèòåëüíîñòè
îòìå÷åí
òîëüêî ñ 12 äî 13
ëåò.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|
|