бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование развития психомоторных способностей старших школьников средствами нетрадиционных видов ... бесплатно рефераты

3) дифференцировочная чувствительность при минимальном увеличении предыдущей величины (эталона), которая зависит от сензитивности психики и кинестетического аппарата;

4) абсолютная чувствительность, о которой можно судить, если разделить заданный интервал различения (10 кг или 10 см) на количество правильно построенных ступеней, что, вероятно, зависит от концентрации нервных процессов и чувствительности конкретного кинестетического анализатора;

5) активность и настойчивость, которая может определяться количеством дифференцировочных ступеней независимо от того, были они правильные или ошибочные.

Как видно из этого примера, предложенная схема структуры психомоторных способностей позволяет любой, даже специальный компонент способностей разложить на ряд основополагающих психофизиологических компонентов психомоторных способностей.

Таким образом:

1. Психомоторные способности являются ядром двигательных способностей, выступая как их когнитивно-моторный компонент, включающий сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и нейродинамические особенности, реализуемые как на произвольном, так и на непроизвольном уровне самоконтроля и саморегуляции движений.

2. Психомоторные способности наиболее отчетливо проявляются в таких элементах, как тонкая различительная (дифференцировоч­ная) чувствительность к основным параметрам и модальностям движения, устойчивое сохранение в памяти образов движений, оперативность и точность сенсорного и перцептивного самоконтроля, а также надежность его функционирования в усложняющихся условиях двигательной деятельности.

3. Психомоторные способности эффективно формируются у школьников, студентов и спортсменов с помощью специально разработанных методических приемов (произвольность управления, поэтапность, игровой и- соревновательный метод) и комплекса психомоторных упражнений (осознание величины основных парамет­ров движений, подвижные игры, игры-задания, упражнения-тес­ты). Они способствуют большему росту технической эффективности в овладении сложными двигательными навыками по сравнению с традиционными методами физического воспитания. Принципиальное сходство этих приемов на разных возрастных этапах подчеркивает единство процесса непрерывного развития психомоторных способнос­тей (В.П.Озеров, 1989, 1993).


1.5. Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè  ðàçâèòèÿ ïñèõîìîòîðíûõ ñïîñîáíîñòåé


Ïñèõîìîòîðíûå ñïîñîáíîñòè äåòåé ïðåòåðïåâàþò âåñüìà çíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ ïîä âëèÿíèåì åñòåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ è ñïîðòèâíîé òðåíèðîâêè. ×òîáû ïîíÿòü  õàðàêòåð è êà÷åñòâî ýòèõ èçìåíåíèé, íåîáõîäèìî óòî÷íèòü â ýêñïåðèìåíòå îñîáåííîñòè ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ.

Èñõîäÿ èç ìîíèñòè÷åñêîãî âîççðåíèÿ íà èíäèâèäóàëüíîå ðàçâèòèå ÷åëîâåêà ñëåäóåò ïîëàãàòü, ÷òî ïñèõè÷åñêîå è ôèçè÷åñêîå (ìîòîðíîå) ðàçâèòèå âçàèìîñâÿçàíû. Îäíàêî íåëüçÿ ïîëàãàòü, ÷òî ýòè ïîêàçàòåëè èìåþò îäèíàêîâóþ ñâÿçü âî âñåõ âîçðàñòíûõ ïåðèîäàõ. Ñ âîçðàñòîì ñâÿçàíî íå òîëüêî ðàçâèòèå ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé âñåõ ñèñòåì îðãàíèçìà, íî è íàðóøåíèå èõ ñîîòâåòñòâèÿ è ñâÿçàííàÿ ñ ýòèì âçàèìîêîìïåíñàöèÿ îòäåëüíûõ ôóíêöèé. Àíàëèç áîëüøèíñòâà ïðîôåññèé ñåãîäíÿøíåãî äíÿ ïîêàçûâàåò, ÷òî âñå áîëüøóþ ðîëü â òðóäîâûõ äåéñòâèÿõ ïðèîáðåòàþò ñåíñîðíûå è èíòåëëåêòóàëüíûå ïðîöåññû. Èíûìè ñëîâàìè, «âîçðàñòàåò» è óñèëèâàåòñÿ ïñèõè÷åñêàÿ ðåãóëÿöèÿ òðóäîâûõ äåéñòâèé» (Á.Ã. Àíàíüåâ, 1965). Ñëåäîâàòåëüíî, íåîáõîäèìî óæå â äåòñêîì âîçðàñòå çàáîòèòüñÿ î ïîëíîöåííîì ðàçâèòèè ïñèõîìîòîðèêè ðåáåíêà, êîòîðàÿ ñîâåðøåíñòâóåòñÿ êàê â õîäå åñòåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, òàê è ïîä âëèÿíèåì ïåäàãîãè÷åñêèõ ñðåäñòâ (Ë.Í. Ëåîíòüåâ, À.À. Ëþáëèíñêàÿ, Í.À. Ìåí÷èíñêàÿ è äð.). Êàê ïîêàçàíî â ðÿäå èññëåäîâàíèé, ñïåöèàëüíûìè ñðåäñòâàìè ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ ìîæíî çíà÷èòåëüíî óëó÷øèòü ïñèõîìîòîðíûå ñïîñîáíîñòè øêîëüíèêà (Ï.Ô. Ëåñãàôò, Ñ.Ã. Ãåëëåðøòåéí, Â.Ñ. Ôàðôåëü, Ì.Ì. Áîãåí è äð.). Óñïåøíîñòü ôîðìèðîâàíèÿ ïñèõîìîòîðíûõ ñïîñîáíîñòåé çàâèñèò îò ýôôåêòèâíîñòè ñðåäñòâ è ìåòîäîâ öåëåíàïðàâëåííîãî èõ ðàçâèòèÿ â îïòèìàëüíûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû.

Òàê, ïî äàííûì âðåìåíè ïðîáåãà 30 ì, ïî âðåìåíè ñåíñîìîòîðíîé ðåàêöèè è òåïïèíã-òåñòó, áûñòðîòà äâèæåíèé â ñðåäíåì ïîâûøàåòñÿ îò 10 äî 15 ëåò, îäíàêî íàèáîëüøåå óëó÷øåíèå áûñòðîòû äâèæåíèé (îñîáåííî ïî ëàáîðàòîðíûì ìåòîäèêàì) íàáëþäàåòñÿ äî 12-13 ëåò. Ïîñëå 14-15 ëåò ñäâèãè â ïðèðîñòå áûñòðîòû íåñóùåñòâåííû (335, 345).

Ñèëîâûå ïîêàçàòåëè èíòåíñèâíî ðàçâèâàþòñÿ ñ 10 äî 12 è ñ 14 äî 15 ëåò. Ñ 12 äî 14 ëåò íàáëþäàåòñÿ íåçíà÷èòåëüíûé ïðèðîñò ñèëû êàê ó ìàëü÷èêîâ, òàê è ó äåâî÷åê.

Òî÷íîñòü äâèæåíèé ó äåòåé çíà÷èòåëüíî óëó÷øàåòñÿ äî 12 ëåò. Ñ 13 ëåò òåìïû ïðèðîñòà òî÷íîñòè äâèæåíèé, êàê ïî òî÷íîñòè âîñïðîèçâåäåíèÿ, òàê è ïî óðîâíþ ðàçëè÷èòåëüíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè, íåçíà÷èòåëüíû. Îòìå÷åíû îñîáåííîñòè â ðàçâèòèè òî÷íîñòè äâèæåíèé ó ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê.  Ó øêîëüíèö òî÷íîñòü äâèæåíèé ñ 13 äî 15 ëåò äàæå íåñêîëüêî óõóäøàåòñÿ, â òî âðåìÿ êàê ó ìàëü÷èêîâ ñïàä ïðîïðèîöåïòèâíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè îòìå÷åí òîëüêî ñ 12 äî 13 ëåò. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20