Исследование развития психомоторных способностей старших школьников средствами нетрадиционных видов ...
3.
Ýêñïåðèìåíòàëüíî
äîêàçàòü
âëèÿíèå
íåòðàäèöèîííûõ
âèäîâ
ãèìíàñòèêè
íà ðàçâèòèå
ïñèõîìîòîðíûõ
ñïîñîáíîñòåé
ñòàðøèõ
øêîëüíèêîâ.
Глава 1. Исследование проблемы развития
психомоторных способностей.
1.1. Характеристика способностей.
Âûñîêèé
óðîâåíü
ñîâðåìåííîãî
ñïîðòà
òðåáóåò
âûñîêî
ðàçâèòûõ
ñïîñîáíîñòåé
ê
ýôôåêòèâíîé
ñïîðòèâíîé
äåÿòåëüíîñòè.
Áåç
ïðåóâåëè÷åíèÿ
ìîæíî
ñêàçàòü, ÷òî ñåé÷àñ
âûäàþùèõñÿ
ðåçóëüòàòîâ
ìîæåò äîñòèãíóòü
òîëüêî
îäàðåííûé
ñïîðòñìåí ñ
âûñîêî
ðàçâèòûìè
èìåííî òåìè
ïñèõîëîãè÷åñêèìè
êà÷åñòâàìè
è ñâîéñòâàìè,
îò êîòîðûõ
áîëüøå
âñåãî
çàâèñèò óñïåõ
â äàííîì
âèäå ñïîðòà.
Это обусловило внимание научных работников к вопросам
психологии спорта, связанным с диагностикой и изучением спортивных
способностей; в то же время другой стороной проблемы становится изучение
положительного влияния, которое оказывают занятия спортом на формирование
личности спортсмена.
Данные обследования ведущих спортсменов, полученные в
процессе динамических наблюдений (начиная с юного возраста), показывают, как
правило, что один из них сразу выделяется среди своих сверстников какими-то
особыми психологическими качествами, а другие имеют определенные достоинства,
которые проявляются позже, но полностью компенсируют недостатки. Однако вскрыть
механизмы такой компенсации и прогнозировать пути развития способностей в
каждом конкретном случае пока трудно. Слишком сложные переплетения различных
качеств и свойств личности определяют спортивные способности, слишком тонки
взаимоотношения между этими качествами и свойствами, которые нельзя уловить с
помощью даже самых современных экспериментальных методик.[1]
В самом общем виде способности – это
индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности,
в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к
знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают
их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных
способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.
Существует целый ряд классификаций способностей.
Воспроизведем одну из них, наиболее значимую.
-
природные (или естественные
способности) в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными
задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта
через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.
-
специфические человеческие
способности, имеющие исторически-общественное происхождение и обеспечивающие
жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности подразделяются на :
ü
общие;
ü
теоретические;
ü
учебные;
ü
коммуникативные способности.
Если говорить о природе человеческих способностей то, прежде
всего речь должна идти о природе так называемых социальных способностей,
биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это – высшие
культурно-обусловленные способности. Условиями и предпосылками развития их являются
в первую очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, наличие
социально-культурной среды, созданной искусственно трудом многих поколений
людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например,
музыкальными инструментами; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных
видах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состоянии передать
необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов
обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой
запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их
способностью к последующему формированию путем обучения и воспитания.[2]
А.М. Прохоров пишет: «Способности – индивидуальные
особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного
осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям,
навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и
приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей
проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается
понятиями таланта и гениальности»[3].
Ñïîñîáíîñòè
– íå
ñòàòè÷íûå,
à äèíàìè÷åñêèå
îáðàçîâàíèÿ,
èõ
ôîðìèðîâàíèå
è ðàçâèòèå
ïðîèñõîäèò â
ïðîöåññå
îïðåäåëåííûì
îáðàçîì
îðãàíèçîâàííîé
äåÿòåëüíîñòè
è îáùåíèÿ.
Ðàçâèòèå
ñïîñîáíîñòåé
ïðîèñõîäèò
ïîýòàïíî.
Âàæíûì
ìîìåíòîì ó
äåòåé â ðàçâèòèè
ñïîñîáíîñòåé
ÿâëÿåòñÿ
êîìïëåêñíîñòü
– îäíîâðåìåííîå
ñîâåðøåíñòâîâàíèå
íåñêîëüêèõ
âçàèìîçàìåíÿþùèõ
äðóã äðóãà
ñïîñîáíîñòåé.
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный,
который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися
образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового,
оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает
элементы творческого и наоборот.[4]
Также способности школьников зависят от типа темперамента.
Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа:
холерический, сангвинический, флегматичный и меланхолический. Нет ни хороших ни
плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинство холерика – в возможности сосредоточения значительных усилий в
короткий промежуток времени, и недостаток в том, что не хватает выдержки при
длительной работе. Сангвиник обладает быстротой реакции и повышенной
работоспособностью в начальный период работы, к концу снижает работоспособность
не только из-за быстрого утомления, но и из-за падения интереса. Достоинство
флегматика в способности долго и упорно работать, но не в способности быстро
сконцентрироваться и собраться. Меланхолик обладает большой выдержкой, но
медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или конце
работы, а не в ее начале. При обучении школьников необходимо учитывать эти типы
личности и особенно при обучении физическим упражнениям.
1.2.
Ñâîéñòâà íåðâíîé
ñèñòåìû êàê
ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêàÿ
îñíîâà
ñïîñîáíîñòåé
Â
íàñòîÿùåå
âðåìÿ â
ëèòåðàòóðå
ïî äèôôåðåíöèàëüíîé
ïñèõîëîãèè
åùå íå
ñëîæèëàñü äîñòàòî÷íî
óñòîé÷èâàÿ
òî÷êà
çðåíèÿ îòíîñèòåëüíî
ôèçèîëîãè÷åñêèõ
õàðàêòåðèñòèê
ðÿäà
îñíîâíûõ
ñâîéñòâ
íåðâíîé
ñèñòåìû. Â.Ä.
Íåáûëèöûí (1966)
ïðåäëàãàåò
ñëåäóþùóþ
ñòðóêòóðó
îñíîâíûõ
ñâîéñòâ
íåðâíîé
ñèñòåìû:
-
ïåðâè÷íûå
ñâîéñòâà
(ñèëà
íåðâíîé
ñèñòåìû ïî
îòíîøåíèþ ê
âîçáóæäåíèþ,
ñèëà íåðâíîé
ñèñòåìû ïî
îòíîøåíèþ ê
òîðìîæåíèþ,
ïîäâèæíîñòü
íåðâíîé
ñèñòåìû;
-
âòîðè÷íûå
ñâîéñòâà
(óðàâíîâåøåííîñòü
íåðâíûõ
ïðîöåññîâ, õàðàêòåðèçóåìàÿ
ñîîòíîøåíèåì
âîçáóäèòåëüíîãî
è
òîðìîçíîãî
ïðîöåññîâ ïî
îòíîøåíèþ ê
êàêîìó-ëèáî
èç
ïåðâè÷íûõ
ñâîéñòâ).
Äðóãèå
àâòîðû (Ç.È.
Áèðþêîâà, 1961;
Ë.Ã. Âîðîíèí, Å.È.
Ñîêîëîâ, Ó
Áàî-õóà, 1959; Â.Ñ.
Ìåðëèí, 1958)
ñ÷èòàþò, â
÷àñòíîñòè,
÷òî
ñêîðîñòü
îáðàçîâàíèÿ
ïîëîæèòåëüíûõ
èëè
òîðìîçíûõ ðåàêöèé
ÿâëÿåòñÿ
èíäèêàòîðîì
ñèëû
íåðâíîé
ñèñòåìû
îòíîñèòåëüíî
âîçáóæäåíèÿ
èëè òîðìîæåíèÿ.
Ïîíÿòèå
«óðàâíîâåøåííîñòü»
îíè
ôàêòè÷åñêè
ðàññìàòðèâàþò
êàê óðàâíîâåøåííîñòü
ïî ñèëå íåðâíûõ
ïðîöåññîâ. Ë.Á.
Åðìîëàåâà-Òîìèíà
(1963), Â.È. Ðîæäåñòâåíñêàÿ
(1963), Â.Ä.
Íåáûëèöûí (1966)
ïîíèìàþò áàëàíñ
íå êàê
ñîîòíîøåíèå
ïî ñèëå
íåðâíûõ
ïðîöåññîâ, à
êàê
ñîîòíîøåíèå
ïî õàðàêòåðó
è äèíàìèêå
ïîëîæèòåëüíûõ
è òîðìîçíûõ óñëîâíûõ
ðåàêöèé.
Áîëüøèíñòâî
ýêñïåðèìåíòàëüíûõ
äàííûõ,
ïîëó÷åííûõ
â ïîñëåäíåå
âðåìÿ,
ãîâîðèò î
òîì, ÷òî
âûíîñëèâîñòü
íåðâíîé
ñèñòåìû ïî
îòíîøåíèþ ê
äàííîìó
ïðîöåññó íå
ñâÿçàíà ñ
äèíàìèêîé ýòîãî
ïðîöåññà (Â.Ä.
Íåáûëèöûí, 1966).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|
|