Исследование развития психомоторных способностей старших школьников средствами нетрадиционных видов ...
2.1.
Ìåòîäû
èññëåäîâàíèÿ
Äëÿ
ðåøåíèÿ ïîñòàâëåííûõ
çàäà÷ áûëè
âûáðàíû
ñëåäóþùèå
ìåòîäû
èññëåäîâàíèÿ:
1. Èçó÷åíèå
ëèòåðàòóðíûõ
èñòî÷íèêîâ.
Изучалась специальная литература по вопросам развития
психомоторных способностей школьников на уроках физической культуры.
2. Педагогические наблюдения.
Педагогические наблюдения осуществлялись непосредственно на
уроках физической культуры старших школьников с целью субъективной оценки
влияния различных физических упражнений на развитие психомоторных способностей,
в том числе и нетрадиционных видов гимнастики.
3. Педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент проводился в лицее № 17 г.
Ставрополя. В начале и в конце педагогического эксперимента испытуемые
экспериментальной и контрольной групп подвергались следующим контрольным
испытаниям (тестам):
1. Ïðîáà
Ðîìáåðãà.
Ïîñòàâèòü
ñòóïíè íà
îäíîé ëèíèè
(íîñîê
ïðàâîé âîçëå
ïÿòêè ëåâîé
íîãè), ñòîÿòü,
óäåðæèâàÿ
ðàâíîâåñèå.
Ìû
ïðåäëàãàåì
ñëåäóþùóþ
ìîäèôèêàöèþ
äàííîé
ïðîáû:
-
ïðîñòîÿòü
â ïîçå ðóêè ïî
øâàì 15 ñ –
îöåíêà «2» (èëè «1»
åñëè íå
óñòîÿë);
-
âûòÿíóòü
ðóêè âïåðåä,
ïðîñòîÿòü
åùå 15 ñ – îöåíêà
«3»;
-
çàêðûòü
ãëàçà è
ïðîñòîÿòü
åùå 15 ñ –
îöåíêà «4»;
-
ïîäíÿòü
ãîëîâó ñ
çàêðûòûìè
ãëàçàìè
ââåðõ è
ïðîñòîÿòü
åùå 15 ñ â òîé
æå ïîçå –
îöåíêà «5».
Ïðèìåíåíèå
òàêîé ïðîáû
îñîáåííî
èíôîðìàòèâíî
äî è ïîñëå
íàãðóçêè.
2. Äëÿ
èññëåäîâàíèÿ
ñêîðîñòè
äâèæåíèé
èñïîëüçîâàëñÿ
òåñò õëîïêè,
ïðèñåäàíèÿ,
íàêëîíû (Â.Ë.
Ìàðèùóê, 1983).
Õëîïêè.
È.ï. –
îñíîâíàÿ
ñòîéêà.
Âûïîëíèòü 20
õëîïêîâ ïðÿìûìè
ðóêàìè íàä
ãîëîâîé è ïî
áåäðàì çà íàèìåíüøåå
âðåìÿ.
Ðåçóëüòàò
áîëüøå 14 ñ
ñ÷èòàåòñÿ
íèçêèì.
Ïðèñåäàíèÿ. È.ï. –
îñíîâíàÿ
ñòîéêà.
Âûïîëíèòü 20
ïðèñåäàíèé.
Ðåçóëüòàò
áîëüøå 20 ñ
ñ÷èòàåòñÿ
íèçêèì.
Íàêëîíû. È.ï. –
îñíîâíàÿ
ñòîéêà.
Âûïîëíèòü 20
íàêëîíîâ âïåðåä
äî êàñàíèÿ
ïîëà
êîí÷èêàìè
ïàëüöåâ çà
íàèìåíüøåå
âðåìÿ. Ïîñëå
êàæäîãî
íàêëîíà
íåîáõîäèìî
âûïðÿìèòüñÿ
äî
âåðòèêàëüíîãî
ïîëîæåíèÿ.
Ðåçóëüòàò
áîëüøå 19 ñ
ñ÷èòàåòñÿ
íèçêèì.
4.
Методы математической
статистики.
Ìû
èñïîëüçîâàëè
äëÿ ðàñ÷åòà
ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ.
Ñîáðàííûå
ìàòåðèàëû
ïîäâåðãëèñü
ìàòåìàòè÷åñêîé
îáðàáîòêå,
ïðè êîòîðîé
îïðåäåëÿëèñü
ñëåäóþùèå
ïîêàçàòåëè.
Ì –
ñðåäíÿÿ
àðèôìåòè÷åñêàÿ
âåëè÷èíà.
Îïðåäåëÿåòñÿ
ñðåäíèé
óðîâåíü
ðàçâèòèÿ
(âûðàæåííîñòè)
âñåõ
ïîêàçàòåëåé
â
îïðåäåëåííîì
âàðèàöèîííîì
ðÿäó:
, ãäå
V –
ïðèçíàê
(âàðèàíòà),
N –
êîëè÷åñòâî
âàðèàíòà â
âàðèàöèîííîì
ðÿäó.
2.2.
Îðãàíèçàöèÿ
èññëåäîâàíèÿ
Èññëåäîâàíèå
ïðîâîäèëîñü
â íåñêîëüêî
ýòàïîâ.
Íà
ïåðâîì ýòàïå,
ñ îêòÿáðÿ 2004
ãîäà, ïî
ôåâðàëü 2005
ãîäà,
èññëåäîâàëàñü
ïðîáëåìà ïî
ëèòåðàòóðíûì
èñòî÷íèêàì,
÷òî
ïîäòâåðäèëî
àêòóàëüíîñòü
âûáðàííîé
òåìû,
ïîñòàâëåíû
öåëü, çàäà÷è
èññëåäîâàíèÿ,
îïðåäåëåíû
ìåòîäû
èññëåäîâàíèÿ,
ñîñòàâëåí
ïîíÿòèéíûé
àïïàðàò, äëÿ
ïîëå ïîëíîãî
òåîðåòè÷åñêîãî
ïîíÿòèÿ
ñïåöèàëüíûõ
òåðìèíîâ
(ïðèëîæåíèå 1)
Áûëè
ïîäîáðàíû
òåñòû äëÿ
îïðåäåëåíèÿ
ïñèõîìîòîðíûõ
ñïîñîáíîñòåé.
Ðàçðàáîòàíû
êîìïëåêñû
óïðàæíåíèé
ðèòìè÷åñêîé
ãèìíàñòèêè,
äëÿ
ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ
ïñèõîìîòîðíûõ
êà÷åñòâ
ñòàðøèõ
øêîëüíèêîâ.
Íà
âòîðîì
ýòàïå
èññëåäîâàíèÿ
â ïåðèîä ïðîèçâîäñòâåííîé
ïðàêòèêè ñî 2
ôåâðàëÿ ïî 14
ìàðòà, 2005 ãîäà
ïðîâîäèëñÿ
ïåäàãîãè÷åñêèé
ýêñïåðèìåíò
íà áàçå
ëèöåÿ ¹17 ã. Ñòàâðîïîëÿ.
Â
ñðàâíèòåëüíîì
èññëåäîâàíèè
ïñèõîìîòîðèêè
ïðèíÿëè
ó÷àñòèå
äâàäöàòü
øêîëüíèêîâ
îò 15 äî 16 ëåò.
Äåñÿòü
÷åëîâåê ñîñòàâèëè
êîíòðîëüíóþ
ãðóïïó è
äðóãèå äåñÿòü,
ýêñïåðèìåíòàëüíóþ.
Îòëè÷èåì
ýêñïåðèìåíòàëüíîé
ãðóïïû áûëî
ïðèìåíåíèå
â ýòîé
ãðóïïå
ñðåäñòâ
ðèòìè÷åñêîé
ãèìíàñòèêè.
Êàê
êîíòðîëüíàÿ,
òàê è
ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ
ãðóïïû
âíà÷àëå
ïðîøëè
òåñòèðîâàíèå.
Â
ïðîöåññå
ôèçêóëüòóðíûõ
çàíÿòèé
íàìè ïîñòåïåííî
äîáàâëÿëèñü
óñëîæí¸ííûå
óïðàæíåíèÿ
ðèòìè÷åñêîé
ãèìíàñòèêè
(ïðèëîæåíèå 2),
÷òî
òðåáîâàëî îò
çàíèìàþùèõñÿ
÷åòêîãî
ñàìîêîíòðîëÿ
ñâîèõ
äåéñòâèé ïî
âðåìåííûì,
ïðîñòðàíñòâåííûì
è
äèíàìè÷åñêèì
ïåðåìåííûì.
Âñå ýòî
ñïîñîáñòâîâàëî
ôîðìèðîâàíèþ
ó øêîëüíèêîâ
òîíêèõ
óìåíèé è íàâûêîâ
â âîñïðèÿòèè
è îöåíêå
âðåìåííûõ, ïðîñòðàíñòâåííûõ
è
äèíàìè÷åñêèõ
õàðàêòåðèñòèê
äâèæåíèé. Â
òî æå âðåìÿ
ýòî, ïîâûøàëî
ó íèõ
èíòåðåñ ê
âûïîëíåíèþ
çàäàíèé, ÷òî
èìåëî
âàæíîå
çíà÷åíèå
äëÿ
ýìîöèîíàëüíîãî
ôîíà óðîêà.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|