бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование развития психомоторных способностей старших школьников средствами нетрадиционных видов ... бесплатно рефераты

2.1. Ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ


Äëÿ ðåøåíèÿ ïîñòàâëåííûõ çàäà÷ áûëè âûáðàíû ñëåäóþùèå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ:

1. Èçó÷åíèå ëèòåðàòóðíûõ èñòî÷íèêîâ.

 Изучалась специальная литература по вопросам развития психомоторных способностей школьников на уроках физической культуры. 

            2.  Педагогические наблюдения.

Педагогические наблюдения осуществлялись непосредственно на уроках физической культуры старших школьников с целью субъективной оценки влияния различных физических упражнений на развитие психомоторных способностей, в том числе и нетрадиционных видов гимнастики.

           3. Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент проводился  в лицее № 17 г. Ставрополя. В начале и в конце  педагогического эксперимента испытуемые  экспериментальной и контрольной групп  подвергались следующим контрольным испытаниям (тестам):

1. Ïðîáà Ðîìáåðãà. Ïîñòàâèòü ñòóïíè íà îäíîé ëèíèè (íîñîê ïðàâîé âîçëå ïÿòêè ëåâîé íîãè), ñòîÿòü, óäåðæèâàÿ ðàâíîâåñèå.

      Ìû ïðåäëàãàåì ñëåäóþùóþ ìîäèôèêàöèþ äàííîé ïðîáû:

-       ïðîñòîÿòü â ïîçå ðóêè ïî øâàì 15 ñ – îöåíêà «2» (èëè «1» åñëè íå óñòîÿë);

-       âûòÿíóòü ðóêè âïåðåä, ïðîñòîÿòü åùå 15 ñ – îöåíêà «3»;

-       çàêðûòü ãëàçà è ïðîñòîÿòü åùå 15 ñ – îöåíêà «4»;

-       ïîäíÿòü ãîëîâó ñ çàêðûòûìè ãëàçàìè ââåðõ è ïðîñòîÿòü åùå 15 ñ â òîé æå ïîçå – îöåíêà «5».

Ïðèìåíåíèå òàêîé ïðîáû îñîáåííî èíôîðìàòèâíî äî è ïîñëå íàãðóçêè. 


2. Äëÿ èññëåäîâàíèÿ ñêîðîñòè äâèæåíèé èñïîëüçîâàëñÿ òåñò õëîïêè, ïðèñåäàíèÿ, íàêëîíû (Â.Ë. Ìàðèùóê, 1983).

Õëîïêè. È.ï. – îñíîâíàÿ ñòîéêà. Âûïîëíèòü 20 õëîïêîâ ïðÿìûìè ðóêàìè íàä ãîëîâîé è ïî áåäðàì çà íàèìåíüøåå âðåìÿ. Ðåçóëüòàò áîëüøå 14 ñ ñ÷èòàåòñÿ íèçêèì.

Ïðèñåäàíèÿ. È.ï. – îñíîâíàÿ ñòîéêà. Âûïîëíèòü 20 ïðèñåäàíèé. Ðåçóëüòàò   áîëüøå 20 ñ ñ÷èòàåòñÿ íèçêèì.

Íàêëîíû. È.ï. – îñíîâíàÿ ñòîéêà. Âûïîëíèòü 20 íàêëîíîâ âïåðåä äî êàñàíèÿ ïîëà êîí÷èêàìè ïàëüöåâ çà íàèìåíüøåå âðåìÿ. Ïîñëå êàæäîãî íàêëîíà íåîáõîäèìî âûïðÿìèòüñÿ äî âåðòèêàëüíîãî ïîëîæåíèÿ. Ðåçóëüòàò  áîëüøå 19 ñ ñ÷èòàåòñÿ íèçêèì.

4.     Методы математической статистики.

Ìû èñïîëüçîâàëè äëÿ ðàñ÷åòà ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ.

Ñîáðàííûå ìàòåðèàëû ïîäâåðãëèñü ìàòåìàòè÷åñêîé îáðàáîòêå, ïðè êîòîðîé îïðåäåëÿëèñü ñëåäóþùèå ïîêàçàòåëè.

Ì – ñðåäíÿÿ àðèôìåòè÷åñêàÿ âåëè÷èíà. Îïðåäåëÿåòñÿ ñðåäíèé óðîâåíü ðàçâèòèÿ (âûðàæåííîñòè) âñåõ ïîêàçàòåëåé â îïðåäåëåííîì âàðèàöèîííîì ðÿäó:

, ãäå

V – ïðèçíàê (âàðèàíòà),

N – êîëè÷åñòâî âàðèàíòà â âàðèàöèîííîì ðÿäó.


           2.2. Îðãàíèçàöèÿ èññëåäîâàíèÿ


 Èññëåäîâàíèå ïðîâîäèëîñü â íåñêîëüêî ýòàïîâ.

Íà ïåðâîì ýòàïå, ñ îêòÿáðÿ 2004 ãîäà, ïî ôåâðàëü 2005 ãîäà, èññëåäîâàëàñü ïðîáëåìà ïî ëèòåðàòóðíûì èñòî÷íèêàì, ÷òî ïîäòâåðäèëî àêòóàëüíîñòü âûáðàííîé òåìû, ïîñòàâëåíû öåëü, çàäà÷è èññëåäîâàíèÿ, îïðåäåëåíû ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ, ñîñòàâëåí ïîíÿòèéíûé àïïàðàò, äëÿ ïîëå ïîëíîãî òåîðåòè÷åñêîãî ïîíÿòèÿ ñïåöèàëüíûõ òåðìèíîâ (ïðèëîæåíèå 1) Áûëè ïîäîáðàíû òåñòû äëÿ îïðåäåëåíèÿ ïñèõîìîòîðíûõ ñïîñîáíîñòåé. Ðàçðàáîòàíû êîìïëåêñû óïðàæíåíèé ðèòìè÷åñêîé ãèìíàñòèêè,  äëÿ ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ïñèõîìîòîðíûõ êà÷åñòâ ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ.

Íà âòîðîì ýòàïå èññëåäîâàíèÿ â ïåðèîä ïðîèçâîäñòâåííîé ïðàêòèêè ñî 2 ôåâðàëÿ ïî 14 ìàðòà, 2005 ãîäà  ïðîâîäèëñÿ ïåäàãîãè÷åñêèé ýêñïåðèìåíò íà áàçå ëèöåÿ ¹17 ã. Ñòàâðîïîëÿ.  ñðàâíèòåëüíîì èññëåäîâàíèè ïñèõîìîòîðèêè ïðèíÿëè ó÷àñòèå äâàäöàòü øêîëüíèêîâ îò 15 äî 16 ëåò. Äåñÿòü ÷åëîâåê ñîñòàâèëè êîíòðîëüíóþ ãðóïïó è äðóãèå äåñÿòü, ýêñïåðèìåíòàëüíóþ. Îòëè÷èåì ýêñïåðèìåíòàëüíîé ãðóïïû áûëî ïðèìåíåíèå â ýòîé ãðóïïå ñðåäñòâ ðèòìè÷åñêîé ãèìíàñòèêè.

Êàê êîíòðîëüíàÿ, òàê è ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ ãðóïïû âíà÷àëå ïðîøëè òåñòèðîâàíèå.

 Â ïðîöåññå ôèçêóëüòóðíûõ çàíÿòèé íàìè ïîñòåïåííî äîáàâëÿëèñü óñëîæí¸ííûå óïðàæíåíèÿ ðèòìè÷åñêîé ãèìíàñòèêè (ïðèëîæåíèå 2), ÷òî òðåáîâàëî îò çàíèìàþùèõñÿ  ÷åòêîãî ñàìîêîíòðîëÿ ñâîèõ äåéñòâèé ïî âðåìåííûì, ïðîñòðàíñòâåííûì è äèíàìè÷åñêèì ïåðåìåííûì. Âñå ýòî ñïîñîáñòâîâàëî ôîðìèðîâàíèþ ó øêîëüíèêîâ òîíêèõ óìåíèé è íàâûêîâ â âîñïðèÿòèè è îöåíêå âðåìåííûõ, ïðîñòðàíñòâåííûõ è äèíàìè÷åñêèõ õàðàêòåðèñòèê äâèæåíèé.  òî æå âðåìÿ ýòî, ïîâûøàëî ó íèõ èíòåðåñ ê âûïîëíåíèþ çàäàíèé, ÷òî èìåëî âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ ýìîöèîíàëüíîãî ôîíà óðîêà.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20