Исследование развития психомоторных способностей старших школьников средствами нетрадиционных видов ...
Проприорецепторы - термин и понятие, введенные английским нейрофизиологом Ч.
Шеерингтоном как "ощущение самого себя". Они уточнены понятием И.М.
Сеченова "мышечное чувство": нервные окончания, заложенные в мышцах,
суставах и коже, являющиеся рецепторами анализатора, обеспечивающего
кинестезические ощущения.
Психика -
свойственное высокоорганизованным позвоночным животным, обладающим корой
головного мозга, психическое отражение объективной деятельности и
объективизирование отраженного в поведении, а человеком - и в деятельности.
Психическая саморегуляция - проявление активности психики, направленное благодаря
опережающему отражению на поддержание жизнеспособности и дееспособности
животных и людей. У человека П.с. может становиться сознательной, в частности
при индивидуальном планировании деятельности.
Психодиагностика
- отрасль психологии личности, предмет которой - оценка потенциальных
способностей конкретных личностей.
Психомоторика
- 1) основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и
эмоционально-моторных (в частности, импульсных) реакциях и актах (К.К.
Платонов, 1984);
2) способность человека
отражать объективную информацию о своей двигательной деятельности, точно
контролировать и эффективно управлять своими движениями (В.П. Озеров, 1986).
Психомоторные способности - ядро двигательных способностей, связанное с произвольным
отражением двигательной деятельности за счет Тонкой дифференцировочной
чувствительности, адекватных двигательных представлений, воображения, памяти;
обеспечивающие эффективное управление движениями и двигательными действиями на
основе точного самоконтроля и саморегуляции (В.П. Озеров, 1989).
Надо помнить, что
отдельные психомоторные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом
и независимы друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает
качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других
когнитивных, сенсорных и моторных способностей. Качественно своеобразное
сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большого
успеха в выполнении сложной двигательной деятельности, является психомоторной
одаренностью.
Психомоторные возможности - философская категория, выражающая объективную тенденцию
развития, заложенную в психических, сенсорных и моторных функциях личности и
наличие необходимых внешних и внутренних условий для возникновения новых
психомоторных способностей, возникающих в результате реализации некоторых психических,
сенсорных и моторных возможностей.
Психомоторный образ - это результат отражения движения или двигательного
действия в сознании человека.
Психомоторные свойства - это то, что присуще в двигательной деятельности одной
личности, что отличает или делает похожими людей в решении одной и той же
двигательной задачи (например, пластичность, сензитивность, сила,
выразительность и точность движения и т.д.).
Психомоторное качество - совокупность психических и моторных свойств, указывающих
на то, что собой представляет объективная определенность объекта исследования,
в силу которого предмет является данным, а не иным предметом, ограничивающая
данный предмет от всех остальных, и с исчезновением которой объект перестает
существовать как психомоторное качество (В.П. Озеров, 1993).
Приложение 2
Óïðàæíåíèÿ
ðèòìè÷åñêîé
ãèìíàñòèêè
äëÿ ðàçâèòèÿ
ïñèõîìîòîðíûõ
ñïîñîáíîñòåé
ñòàðøèõ
øêîëüíèêîâ.
Óïðàæíåíèå
¹ 1. È.ï. –
îñíîâíàÿ
ñòîéêà. 1 – øàã
íà ìåñòå
ëåâîé íîãîé,
ïðàâàÿ ðóêà ê
ïëå÷ó, ëîêîòü
â ñòîðîíó,
ëåâàÿ ðóêà ââåðõ,
ãîëîâó
ïîâåðíóòü
íàïðàâî; 2 – øàã
íà ìåñòå
ïðàâîé
íîãîé, ëåâàÿ
ðóêà ê ïëå÷ó,
ëîêîòü â
ñòîðîíó,
ïðàâàÿ ðóêà
ââåðõ, ãîëîâó
ïîâåðíóòü
íàëåâî; 3 –
ïðûæêîì
ëåâîå ïëå÷î
âïåðåä, ïîâåðíóòüñÿ
êðóãîì è
ñäåëàòü
õëîïîê ðóêàìè
íàä ãîëîâîé,
ïîñìîòðåòü
ââåðõ, ïðûæêîì
ïîâåðíóòüñÿ
êðóãîì; 4 –
ïðûæêîì
ïðàâîå ïëå÷î
âïåðåä,
ïîâåðíóòüñÿ
êðóãîì,
ïðèíÿòü è.ï.
Упражнение № 2. И.п.
– стойка руки на пояс. 1 – шаг на месте левой, левая рука к плечу, локоть в
сторону; 2 – шаг на месте правой, правая рука к плечу, локоть в сторону; 3 –
шаг на месте, левая рука вверх, ладонь вовнутрь; 4 – шаг на месте, правая рука
вверх, ладонь вовнутрь; 5 – шаг на месте, левая рука к плечу, локоть в сторону;
6 – шаг на месте, правая рука к плечу, локоть в сторону; 7 – шаг на месте,
левая рука на пояс; 8 – шаг на месте, правая рука на пояс.
Упражнение № 3. И.п.
– стойка, руки вытянуты влево на уровне плеч. 1 - руки перенести вправо, правую
ногу поднять на 40-50°; 2 – руки перенести влево, ногу поставить на место; 3 –
руки перенести вправо и т.д
Упражнение № 4. И.п.
– основная стойка. На счет «раз» левую ногу поставить в сторону на носок,
правую руку вверх, кисть сжать в кулак, левую руку за голову, локоть в сторону,
голову поднять вверх и смотреть на кисть правой руки; «и» – приставляя левую
ногу к правой, селать хлопок руками о бедра; на счет «два» правую ногу
поставить в строну на носок, левую руку вверх, кисть сжать в кулак, правую руку
за голову, локоть в сторону, голову поднять вверх и смотреть на кисть левой руки;
на счет «три» правую ногу поставить скрестно перед левой, руки опустить,
повернуться кругом и сделать хлопок руками над головой; на счет «четыре»
принять основную стойку.
Упражнение № 5. И.п.
– основная стойка. На счет «раз» – левая нога на носок вперед, правая рука в
сторону, левая рука на пояс, голову повернуть налево (направо); «и» – перенести
тяжесть тела на левую ногу, правая на носке назад, руки опустить; на счет «два»
– правую ногу на носок вперед, левую руку в сторону, правую руку на пояс, голову
повернуть направо (налево); «и» – перенести тяжесть тела на правую ногу, левая
назад на носок, руки опустить; на счет «три» повернуться кругом, в конце
поворота сделать хлопок руками над головой и посмотреть на руки; на счет
«четыре» принять основную стойку.
Упражнение № 6. И.п.
– основная стойка. На счет «раз» повернуть корпус направо, правую ногу вперед
на носок, левую руку за голову, правую руку на пояс, наклониться вправо; «и» –
исходное положение; на счет «два» повернуть корпус налево, левую ногу вперед на
носок, правую руку за голову, левую руку на пояс, наклониться влево; «и» –
принять положение старта пловца и прыжком повернуться кругом, руки вверх,
смотреть на руки; на счет «три» – дугами внутрь руки в сторону; на счет
«четыре» принять основную стойку.
Ïðèëîæåíèå
3
Ïîêàçàòåëè
òåñòèðîâàíèÿ
â
êîíòðîëüíîé ãðóïïå
(ñåê).
¹ ï.ï.
|
Ïðîáà
Ðîìáåðãà
|
Õëîïêè
|
Ïðèñåä.
|
Íàêëîíû
|
Äî
|
Ïîñëå
|
Äî
|
Ïîñëå
|
Äî
|
Ïîñëå
|
Äî
|
Ïîñëå
|
1.
|
4
|
4
|
20
|
18
|
22
|
20
|
25
|
24
|
2.
|
3
|
4
|
19
|
18
|
24
|
22
|
21
|
19
|
3.
|
2
|
3
|
19
|
16
|
22
|
20
|
22
|
19
|
4. .
|
3
|
4
|
20
|
18
|
26
|
24
|
20
|
18
|
5.
|
3
|
3
|
18
|
16
|
24
|
22
|
24
|
22
|
6.
|
4
|
4
|
21
|
14
|
23
|
22
|
24
|
23
|
7.
|
5
|
4
|
18
|
15
|
25
|
24
|
24
|
22
|
8.
|
2
|
3
|
17
|
17
|
20
|
18
|
22
|
19
|
9.
|
3
|
4
|
17
|
16
|
24
|
22
|
27
|
25
|
10.
|
3
|
4
|
16
|
15
|
22
|
19
|
21
|
18
|
Ìñð
|
3,2
|
3,7
|
18,5
|
16,6
|
23,2
|
21,3
|
23, 0
|
21,9
|
|
0,5
|
1,9
|
1,9
|
1,1
|
Ïîêàçàòåëè
òåñòèðîâàíèÿ
â
ýêñïåðèìåíòàëüíîé
ãðóïïå (ñåê)
Ý.Ã.
¹ ï.ï.
|
Ïðîáà
Ðîìáåðãà
|
Õëîïêè
|
Ïðèñåäàíèÿ
|
Íàêëîíû
|
Äî
|
Ïîñëå
|
Äî
|
Ïîñëå
|
Äî
|
Ïîñëå
|
Äî
|
Ïîñëå
|
1
|
4
|
4
|
20
|
15
|
22
|
20
|
25
|
20
|
2
|
4
|
5
|
19
|
14
|
24
|
19
|
21
|
19
|
3
|
3
|
4
|
19
|
15
|
22
|
20
|
22
|
18
|
4
|
2
|
4
|
20
|
15
|
26
|
20
|
20
|
18
|
5
|
3
|
4
|
18
|
14
|
24
|
22
|
24
|
20
|
6
|
3
|
5
|
21
|
14
|
23
|
20
|
24
|
21
|
7
|
2
|
4
|
18
|
14
|
24
|
21
|
24
|
20
|
8
|
3
|
5
|
17
|
15
|
22
|
18
|
22
|
18
|
9
|
3
|
4
|
17
|
14
|
24
|
20
|
27
|
20
|
10
|
3
|
5
|
16
|
12
|
22
|
20
|
21
|
18
|
Ìñð
|
3,0
|
4,4
|
18,5
|
14,2
|
23,3
|
20,
|
23,6
|
19,2
|
|
1,4
|
4,3
|
3,3
|
4,4
|
[1]
Ðîäèîíîâ À.Â.
Ïñèõîäèàãíîñòèêà
ïñèõîìîòîðíûõ
ñïîñîáíîñòåé.
Ì., «ÔÊèÑ», 1973.
[2]
Ïñèõîëîãèÿ
è
ïåäàãîãèêà.
Èçäàòåëüñòâî
Öåíòð, 1996.
[3]
Ñîâåòñêèé
ýíöèêëîïåäè÷åñêèé
ñëîâàðü/ ãë.
ðåäàêòîð À.Ì.
Ïðîõîðîâ. Ì.,
Ñîâåòñêàÿ
ýíöèêëîïåäèÿ
, 1987.
[4]
Ïñèõîëîãèÿ
è
ïåäàãîãèêà.
Èçä. Öåíòð, 1996.
[5]
Ñóðêîâ Å.Í.
Ïñèõîìîòîðèêà
ñïîðòñìåíà.
Ì., «ÔÊèÑ», 1984.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|
|