Методы логопедии
|
|
|
|
|
|
|
|
4 фактор: Степень громкости речи.
Последовательность упражнений:
Ø беззвучно
Ø шепотом
Ø тихо
Ø громко
Ø обычным
голосом
5 фактор: Степень плавности и ритмичности речи.
Последовательность упражнений:
Ø пение
Ø пение
с движением
Ø ритмизированная
речь (стихи, проза) в сопровождении движения
Ø ритмизированная
речь без движения
Ø опора
на гласные звуки
Ø разнометрическая
речь
6 фактор: Обстановка, окружение.
Условия формирования правильной речи:
Ø тренировки
в знакомой обстановке
Ø тренировки
в малознакомой обстановке
Ø тренировка
в общении с близкими людьми
Ø тренировка
в общении с малознакомыми людьми
Ø тренировка
в общении с незнакомыми людьми.
Логопедические технологии формирования связной речи
(по Беляевой)
Коррекция заикания предполагает решение 3 основных
задач:
Ä формирование
навыка плавной речи
Ä воспитание
личности заикающегося
Ä профилактика
рецидивов и хроникации заикания
Решение логопедической задачи (1) связано с
применением целого ряда логопедических технологий:
Ä Торможение
патологических речедвигательных стереотипов
Ä Регуляция
эмоционального состояния
Ä Развитие
координации и ритмизации движений
Ä Формирование
речевого дыхания
Ä Формирование
навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
Ä Развитие
просодической стороны речи
Ä Развитие
планирующей функции речи
1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов
При заикании образуется «замкнутый круг»
патологических мышечных возбуждений – судороги мышц речевого аппарата
становятся генератором последующих судорог.
Поэтому необходимо проведение специальных речевых
режимов:
Ø Режим
молчания
Ø Режим
ограничения речи
Ø «щадящий»
речевой режим
Ø «специальный
охранительный режим»
Специальный охранительный режим – это оздоровительное
мероприятие, в которое входят:
Ø четкий
распорядок дня
n плавный
переход между видами деятельности ребенка
n медикаментозное
лечение в случае нарушений сна, фобий, тревожности
n исключение
ярких впечатлений (гости, телевидение)
n сужение
круга общения
Ø ограничение
речевого общения (ДА, НЕТ, однословные предложения) – в общении с ребенком и
взрослых между собой
Режим ограничения речи: от 10 до 14 дней. Может
плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого
речевая активность постепенно увеличивается. Его длительность индивидуальна.
У подростков и взрослых может быть режим молчания
– от 1 до 10-12 суток.
В период ограничения речи используют техники
невербального общения:
n жесты
n мимику
n пантомимику
2. Регуляция эмоционального состояния.
Связывают с нормализацией мышечного напряжения. Расслабление
мышц ведет к эмоциональному покою.
Используют аутогенные тренировки. Основным
методом аутогенной тренировки является РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА СПОКОЙСТВИЯ. Она
включает:
n мышечную
релаксацию
n регуляцию
вегетативных функций
Методика тренировки зависит от возраста заикающегося.
Для детей:
n сначала
игровые упражнения (напряжение – расслабление)
n потом
– сеанс релаксации
1. Последовательность игровых упражнений на расслабление:
·
для расслабления мышц рук, ног, туловища
·
для расслабления мышц плечевого пояса и шеи
·
для расслабления мышц артикуляционного аппарата
Примеры игровых упражнений:
«БРЕВНЫШКИ-ВЕРЕВОЧКИ» -- поднять руки в
стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулак –
«Бревнышки». Уронить расслабленные руки, пассивно покачивая ими – «Веревочки».
«НЕЗНАЙКА» -- поднять плечи как можно выше, а затем
свободно опустить их вниз.
«ХМУРЫЙ РЕБЕНОК» --наморщить лоб, подняв брови на 5-10
секунд, концентрируя внимание на напряжении в области лба.
«СПАТЬ ХОЧЕТСЯ» -- зевнуть легко, более глубоко,
закрыв глаза и растянув мышцы рта.
2. Сеанс релаксации (проводит логопед)
МЫ УСПОКАИВАЕМСЯ. МЫ ОТДЫХАЕМ.
ГЛАЗКИ ЗАКРЫТЫ
РУЧКИ УСТАЛЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ, ОТДЫХАЮТ.
НОЖКИ УСТАЛЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ, ОТДЫХАЮТ.
КАК ХОРОШО И ПРИЯТНО ОТДОХНУТЬ.
От 2 до 5 минут длится сеанс релаксации. Каждая
формула проговаривается 2-3 раза. Голос мягкий, тихий, темп речи – замедленный.
Показатели расслабления:
·
спокойное выражение лица
·
ритмичное дыхание
3. Релаксация через образные представления
МЫ ПРИШЛИ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ. ТРАВКА НА НЕЙ ЗЕЛЕНАЯ,
МЯГКАЯ. ГРЕЕТ НАШЕ ТЕЛО ТЕПЛОЕ СОЛНЫШКО. КАК ПРИЯТНО ОТДЫХАТЬ!
Из положения лежа дети переводятся в положение сидя –
«поза кучера»
4. Релаксация с «формулами правильной речи»
МЫ ГОВОРИМ НЕТОРОПЛИВО И СПОКОЙНО.
НАША РЕЧЬ СЛИТНАЯ И ПЛАВНАЯ.
МЫ ГОВОРИМ СМЕЛО и т.д.
Это внушение делается:
-
достаточно громким голосом
-
с уверенной интонацией
-
с соблюдением речевых правил
Речевые тренипровки закрепляют слуховые и
кинестетические ощущения правильной речи.
5. Прием мысленного представления ситуации, трудной для речевого
общения.
Это происходит по схеме:
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ
РЕАКЦИЯ РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА СПОКОЙСТВИЯ РАССЛАБЛЕНИЕ И УСПОКОЕНИЕ С ТРЕНИРОВКОЙ
РЕЧИ
3. Развитие координации и ритмизации движений.
Происходит посредством логопедической ритмики.
1. Ритмическая разминка:
·
развитие движений под музыку
·
умение менять ритм и темпдвижений
·
создание настроения на занятии
Используют маршировки со сменой направлений
2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
·
снижение мышечного напряжения
·
воспитание пластичности
Упражнение: дети стоят в кругу. Под музыку –
спокойное качание рук вперед—назад.
3. Упражнения для развития чувства ритма и темпа
·
ритмизация движений
·
ходьба, отстукивание, отхлопывание под музыку
·
пропевание слогов и слов
Упражнение: отхлопать мелодию песни «Петушок» !! ! !!
! , !!! !!!
4. Упражнения на развитие координации речи с движением
·
ритмизация устной речи
·
движения + проговаривание под музыку
Упражнение:
ПЕРЕД НАМИ ЛУГ ШИРОКИЙ руки в стороны
А НАД НАМИ ДУБ ВЫСОКИЙ на носки, руки вверх
А НАД НАМИ СОСНЫ, ЕЛИ наклоны в стороны, покачивания
ГОЛОВАМИ ЗАШУМЕЛИ. руками над головой
5. Пение
·
нормализация темпа речи
·
нормализация речевого дыхания
6. Игра
·
закрепление полученных навыков
Особая задача – развитие чувства ритма в речи.
1. Послоговой ритм (ТЕППИНГ)
Проговаривание каждого слога сопровождается
отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Удар
приходится на гласный звук. Темп сначала замедленный, а потом нормальный.
Особое внимание – интонации речи. При паузе рука все
равно отбивает ритм
2. Полный стиль произнесения (без редуцирования): ТАЗИК
– ТАЗК.
3. Пословный ритм.
Движение всей руки в сочетании с произнесением
каждого слова фразы (в виде «8» -- от себя и к себе)
4. Формирование речевого дыхания
У заикающихся:
·
могут быть судороги в речевом аппарате
·
недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед речью
·
укороченный речевой выдох
·
раскоординированность дыхания и фонации
Методические указания для дыхательных упражнений:
Ø ребенок
не должен фиксировать внимание на вдохе и выдохе
Ø дыхательные
упражнения для детей организованы в виде игры
Ø все
дыхательные упражнения связаны с двумя движениями: охват грудной клетки из
положения «в стороны» или из положения «сверху вниз»
Ø сочетание
выдоха с артикуляцией согласных или фонацией гласных
Упражнения «Задуй свечку», «Надуй шарик» и т.д.
Все инструкции должны касаться только выдоха (Кроме
«Парадоксальной гимнастики Стрельниковой»)
Затем:
1.
развитие длительного фонационного выдоха (начинают с
гласных)
2.
формирование собственного речевого выдоха (слоги, слова,
фразы)
5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
У заикающихся отмечается:
·
интонационная незавершенность окончания фразы
·
нарушение ударения внутри фразы
·
интонационная бедность речи
·
отсутствие паузы в конце фразы
Последовательность работы:
î передача
основных видов интонации «!», «?» с помощью гласных и жеста -- ! и @ -- ?
î передача
основных видов интонации с помощью слога, слова, фразы
î использование
междометий
î выделение
значимого слова логическим ударением
î паузирование
î интонационное
членение текста
6. Развитие планирующей функции речи
Начинают с внутреннего проговаривания
(по А.А.Леонтьеву) – возможность отобрать лексику и грамматику и элементарных
речевых заданий
Различают несколько постепенно усложняющихся этапов
развития планирующей функции речи в зависимости от ведущеей формы речи на
каждом из них.
Сопряженная речь – одновременное проговаривание ребенка и
логопеда
Ä ребенок
контролирует артикуляцию логопеда
Ä создается
игровая ситуация с непосредственным предъявлением называемых предметов
Ä постепенно
количество слов во фразе увеличивается до 4-5 и более
Отраженная речь – повторение вслед за логопедом слов,
фраз. Позднее вводится повторение 2-4 строфных стихов
Ответы на вопросы по знакомым картинкам – вопрос
задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать для ответа слова
вопроса.
Например: КТО ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ? – ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С
КОТЕНКОМ.
Постепенно ответы ребенка становятся более
распространенными и самостоятельными.
Самостоятельное описание картинок – самостоятельное
построение фразы.
Используется для работы над речью процесс и результат
деятельности ребенка (рисование, лепка, конструирование)
Логопед в диалоге :
-
уточняет процесс деятельности ребенка
-
уточняет материал деятельности
-
обсуждает с ребенком результаты деятельности
Пересказ прослушанного небольшого текста.
Текст:
-
должен иметь четкую композицию
-
должен иметь четкую последовательность действий
Полезно:
q обыгрывание
сюжета с помощью игрушек, картинок
q инсценировка
рассказов
Уделяется особое внимание правильному грамматическому
оформлению фразы.
Спонтанная речь – вводится в сюжетно-ролевых играх –
«Овощной магазин», «Школа» и др. Детям дается определенная роль и они
самостоятельно ведут диалог.
Затем дети учатся самостоятельно составлять
творческие рассказы без наглядного материала на заданную тему.
Инструментальные методы воздействия
1. Аппараты «ЭХО», «АИР» -- регуляция речи:
Ä речь замедляется
Ä увеличивается сила
голоса
Ä улучшается
артикуляция
2. Усиление речи через громкоговорители:
Ä меньше
напрягаются мышцы речевого аппарата
Ä используется
мягкая атака голоса
3. Аппараты заглушения речи :
Ä снижается
контроль ребенка за процессом высказывания
4. Компьютерная программа «Видимая речь».
Используют следующие модули –
-
«Длительный речевой выдох»
-
«Изменение высоты голоса»
-
«Интонация»
-
«Громкость и высота»
Использование приемов логопедического массажа
Применяется совокупность приемов механического
воздействия на различные участки поверхности тела, которые связаны с
обеспечением речевой деятельности.
При массаже:
·
раздражаются рецепторы кожи
·
улучшается кровоснабжение
·
улучшается питание тканей
·
усиливается отток крови
·
улучшается лимфоток
·
улучшаются обменные процессы.
Это приводит к
·
снижению тонуса мышц при спазмах
·
повышению тонуса мышц при гипотонии
·
уменьшению скованности речевого аппарата
·
улучшению эмоционального состояния
12. Нарушения голоса
Нарушения голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических
изменений голосового аппарата.
Нарушения голоса проявляется в двух основных видах:
афония и дисфония
Афония – полное отсутствие голоса
Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра
голоса
Голос характеризуется следующими признаками:
·
высота – частота колебания голосовых складок
·
громкость (сила голоса) – степень смыкания голосовых складок
и амплитуда их колебания
·
тембр – индивидуальная окраска голоса (особенность строения
гортани)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|