бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы логопедии бесплатно рефераты

 
 







4 фактор: Степень громкости речи.

Последовательность упражнений:

Ø   беззвучно

Ø   шепотом

Ø   тихо

Ø   громко

Ø   обычным голосом

5 фактор: Степень плавности и ритмичности речи.

Последовательность упражнений:

Ø   пение

Ø   пение с движением

Ø   ритмизированная речь (стихи, проза) в сопровождении движения

Ø   ритмизированная речь без движения

Ø   опора на гласные звуки

Ø   разнометрическая речь

6 фактор: Обстановка, окружение.

Условия формирования правильной речи:

Ø   тренировки в знакомой обстановке

Ø   тренировки в малознакомой обстановке

Ø   тренировка в общении с близкими людьми

Ø   тренировка в общении с малознакомыми людьми

Ø   тренировка в общении с незнакомыми людьми.

Логопедические технологии формирования связной речи

(по Беляевой)

Коррекция заикания предполагает решение 3 основных задач:

Ä   формирование навыка плавной речи

Ä   воспитание личности заикающегося

Ä   профилактика рецидивов и хроникации заикания

Решение логопедической задачи (1) связано с применением целого ряда логопедических технологий:

Ä   Торможение патологических речедвигательных стереотипов

Ä   Регуляция эмоционального состояния

Ä   Развитие координации и ритмизации движений

Ä   Формирование речевого дыхания

Ä   Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения

Ä   Развитие просодической стороны речи

Ä   Развитие планирующей функции речи

1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов

При заикании образуется «замкнутый круг» патологических мышечных возбуждений – судороги мышц речевого аппарата становятся генератором последующих судорог.

Поэтому необходимо проведение специальных речевых режимов:

Ø   Режим молчания

Ø   Режим ограничения речи

Ø   «щадящий» речевой режим

Ø   «специальный охранительный режим»

Специальный охранительный режим – это оздоровительное мероприятие, в которое входят:

Ø   четкий распорядок дня

n      плавный переход между видами деятельности ребенка

n      медикаментозное лечение в случае нарушений сна, фобий, тревожности

n      исключение ярких впечатлений (гости, телевидение)

n      сужение круга общения

Ø   ограничение речевого общения (ДА, НЕТ, однословные предложения) – в общении с ребенком и взрослых между собой

Режим ограничения речи: от 10 до 14 дней. Может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность постепенно увеличивается. Его длительность индивидуальна.

У подростков и взрослых может быть режим молчания – от 1 до 10-12 суток.

В период ограничения речи используют техники невербального общения:

n      жесты

n      мимику

n      пантомимику

2. Регуляция эмоционального состояния.

Связывают с нормализацией мышечного напряжения. Расслабление мышц ведет к эмоциональному покою.

Используют аутогенные тренировки. Основным методом аутогенной тренировки является РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА СПОКОЙСТВИЯ. Она включает:

n      мышечную релаксацию

n      регуляцию вегетативных функций

Методика тренировки зависит от возраста заикающегося. Для детей:

n      сначала игровые упражнения (напряжение – расслабление)

n      потом – сеанс релаксации

1. Последовательность игровых упражнений на расслабление:

·              для расслабления мышц рук, ног, туловища

·              для расслабления мышц плечевого пояса и шеи

·              для расслабления мышц артикуляционного аппарата

Примеры игровых упражнений:

«БРЕВНЫШКИ-ВЕРЕВОЧКИ» -- поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулак – «Бревнышки». Уронить расслабленные руки, пассивно покачивая ими – «Веревочки».

«НЕЗНАЙКА» -- поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.

«ХМУРЫЙ РЕБЕНОК» --наморщить лоб, подняв брови на 5-10 секунд, концентрируя внимание на напряжении в области лба.

«СПАТЬ ХОЧЕТСЯ» -- зевнуть легко, более глубоко, закрыв глаза и растянув мышцы рта.

2. Сеанс релаксации (проводит логопед)

МЫ УСПОКАИВАЕМСЯ. МЫ ОТДЫХАЕМ.

ГЛАЗКИ ЗАКРЫТЫ

РУЧКИ УСТАЛЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ, ОТДЫХАЮТ.

НОЖКИ УСТАЛЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ, ОТДЫХАЮТ.

КАК ХОРОШО И ПРИЯТНО ОТДОХНУТЬ.

От 2 до 5 минут длится сеанс релаксации. Каждая формула проговаривается 2-3 раза. Голос мягкий, тихий, темп речи – замедленный.

Показатели расслабления:

·              спокойное выражение лица

·              ритмичное дыхание

3. Релаксация через образные представления

МЫ ПРИШЛИ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ. ТРАВКА НА НЕЙ ЗЕЛЕНАЯ, МЯГКАЯ. ГРЕЕТ НАШЕ ТЕЛО ТЕПЛОЕ СОЛНЫШКО. КАК ПРИЯТНО ОТДЫХАТЬ!

Из положения лежа дети переводятся в положение сидя – «поза кучера»

4. Релаксация с «формулами правильной речи»

МЫ ГОВОРИМ НЕТОРОПЛИВО И СПОКОЙНО.

НАША РЕЧЬ СЛИТНАЯ И ПЛАВНАЯ.

МЫ ГОВОРИМ СМЕЛО и т.д.

Это внушение делается:

-  достаточно громким голосом

-  с уверенной интонацией

-  с соблюдением речевых правил

Речевые тренипровки закрепляют слуховые и кинестетические ощущения правильной речи.

5. Прием мысленного представления ситуации, трудной для речевого общения.

Это происходит по схеме:

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА СПОКОЙСТВИЯ РАССЛАБЛЕНИЕ И УСПОКОЕНИЕ С ТРЕНИРОВКОЙ РЕЧИ

3. Развитие координации и ритмизации движений.

Происходит посредством логопедической ритмики.

1. Ритмическая разминка:

·              развитие движений под музыку

·              умение менять ритм и темпдвижений

·              создание настроения на занятии

Используют маршировки со сменой направлений

2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус

·              снижение мышечного напряжения

·              воспитание пластичности

Упражнение: дети стоят в кругу. Под музыку – спокойное качание рук вперед—назад.

3. Упражнения для развития чувства ритма и темпа

·              ритмизация движений

·              ходьба, отстукивание, отхлопывание под музыку

·              пропевание слогов и слов

Упражнение: отхлопать мелодию песни «Петушок» !! ! !! ! , !!! !!!

4. Упражнения на развитие координации речи с движением

·              ритмизация устной речи

·              движения + проговаривание под музыку

Упражнение:

ПЕРЕД НАМИ ЛУГ ШИРОКИЙ руки в стороны

А НАД НАМИ ДУБ ВЫСОКИЙ на носки, руки вверх

А НАД НАМИ СОСНЫ, ЕЛИ наклоны в стороны, покачивания

ГОЛОВАМИ ЗАШУМЕЛИ. руками над головой

5. Пение

·              нормализация темпа речи

·              нормализация речевого дыхания

6. Игра

·              закрепление полученных навыков

Особая задача – развитие чувства ритма в речи.

1. Послоговой ритм (ТЕППИНГ)

Проговаривание каждого слога сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Удар приходится на гласный звук. Темп сначала замедленный, а потом нормальный.

Особое внимание – интонации речи. При паузе рука все равно отбивает ритм

2. Полный стиль произнесения (без редуцирования): ТАЗИК – ТАЗК.

3. Пословный ритм.

Движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы (в виде «8» -- от себя и к себе)

4. Формирование речевого дыхания

У заикающихся:

·              могут быть судороги в речевом аппарате

·              недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед речью

·              укороченный речевой выдох

·              раскоординированность дыхания и фонации

Методические указания для дыхательных упражнений:

Ø  ребенок не должен фиксировать внимание на вдохе и выдохе

Ø  дыхательные упражнения для детей организованы в виде игры

Ø  все дыхательные упражнения связаны с двумя движениями: охват грудной клетки из положения «в стороны» или из положения «сверху вниз»

Ø  сочетание выдоха с артикуляцией согласных или фонацией гласных

Упражнения «Задуй свечку», «Надуй шарик» и т.д.

Все инструкции должны касаться только выдоха (Кроме «Парадоксальной гимнастики Стрельниковой»)

Затем:

1.            развитие длительного фонационного выдоха (начинают с гласных)

2.            формирование собственного речевого выдоха (слоги, слова, фразы)

5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

У заикающихся отмечается:

·              интонационная незавершенность окончания фразы

·              нарушение ударения внутри фразы

·              интонационная бедность речи

·              отсутствие паузы в конце фразы

Последовательность работы:

î  передача основных видов интонации «!», «?» с помощью гласных и жеста -- ! и @ -- ?

î  передача основных видов интонации с помощью слога, слова, фразы

î  использование междометий

î  выделение значимого слова логическим ударением

î  паузирование

î  интонационное членение текста

6. Развитие планирующей функции речи

Начинают с внутреннего проговаривания (по А.А.Леонтьеву) – возможность отобрать лексику и грамматику и элементарных речевых заданий

Различают несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующей функции речи в зависимости от ведущеей формы речи на каждом из них.

Сопряженная речь – одновременное проговаривание ребенка и логопеда

Ä   ребенок контролирует артикуляцию логопеда

Ä   создается игровая ситуация с непосредственным предъявлением называемых предметов

Ä   постепенно количество слов во фразе увеличивается до 4-5 и более

Отраженная речь – повторение вслед за логопедом слов, фраз. Позднее вводится повторение 2-4 строфных стихов

Ответы на вопросы по знакомым картинкам – вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать для ответа слова вопроса.

Например: КТО ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ? – ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ.

Постепенно ответы ребенка становятся более распространенными и самостоятельными.

Самостоятельное описание картинок – самостоятельное построение фразы.

Используется для работы над речью процесс и результат деятельности ребенка (рисование, лепка, конструирование)

Логопед в диалоге :

-       уточняет процесс деятельности ребенка

-       уточняет материал деятельности

-       обсуждает с ребенком результаты деятельности

Пересказ прослушанного небольшого текста.

Текст:

-       должен иметь четкую композицию

-       должен иметь четкую последовательность действий

Полезно:

q обыгрывание сюжета с помощью игрушек, картинок

q инсценировка рассказов

Уделяется особое внимание правильному грамматическому оформлению фразы.

Спонтанная речь – вводится в сюжетно-ролевых играх – «Овощной магазин», «Школа» и др. Детям дается определенная роль и они самостоятельно ведут диалог.

Затем дети учатся самостоятельно составлять творческие рассказы без наглядного материала на заданную тему.

Инструментальные методы воздействия

1. Аппараты «ЭХО», «АИР» -- регуляция речи:

Ä речь замедляется

Ä увеличивается сила голоса

Ä улучшается артикуляция

2. Усиление речи через громкоговорители:

Ä меньше напрягаются мышцы речевого аппарата

Ä используется мягкая атака голоса

3. Аппараты заглушения речи :

Ä снижается контроль ребенка за процессом высказывания

4. Компьютерная программа «Видимая речь».

Используют следующие модули –

-            «Длительный речевой выдох»

-            «Изменение высоты голоса»

-            «Интонация»

-            «Громкость и высота»

Использование приемов логопедического массажа

Применяется совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела, которые связаны с обеспечением речевой деятельности.

При массаже:

·              раздражаются рецепторы кожи

·              улучшается кровоснабжение

·              улучшается питание тканей

·              усиливается отток крови

·              улучшается лимфоток

·              улучшаются обменные процессы.

Это приводит к

·              снижению тонуса мышц при спазмах

·              повышению тонуса мышц при гипотонии

·              уменьшению скованности речевого аппарата

·              улучшению эмоционального состояния


12. Нарушения голоса


Нарушения голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Нарушения голоса проявляется в двух основных видах: афония и дисфония

Афония – полное отсутствие голоса

Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса

Голос характеризуется следующими признаками:

·              высота – частота колебания голосовых складок

·              громкость (сила голоса) – степень смыкания голосовых складок и амплитуда их колебания

·              тембр – индивидуальная окраска голоса (особенность строения гортани)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21