бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы логопедии бесплатно рефераты

7.        Неблагоприятные социально-бытовые условия:

·          педагогическая запущенность

·          эмоциональные депривации (недостаточность эмоционально-положительного контакта со взрослыми)

Группа риска по речевой патологии:

1.            семьи, в которых уже есть ребенок с особенностями развития

2.            семьи с у.о., шизофренией, нарушением слуха у родителей

3.            семьи, где матери во время беременности перенесли острое инфекционное заболевание, токсикоз

4.            семьи, в которых имеются дети, перенесшие внутриутробно гипоксию (кислородное голодание), нейроинфекцию, ЧМТ.


6. Дислалия

Дислалия нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалия отмечается :

·              у 25-30% дошкольников (5-6 лет)

·              у 17-20 % школьников (1-2 класс)

·              у 1% взрослого населения

При формировании произношения ребенок учится:

Ø  воспринимать обращенную к нему речь

Ø  управлять собственными органами артикуляции

Чаще всего нарушаются следующие группы звуков:

§свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц)

§шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ)

§сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ)

§заднеязычные (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ)

§звонкие (В, З, Ж, Б, Д, Г и их мягкие пары)

§мягкие (ТЬ, ДЬ, НЬ)

Если нарушается одна группа звуков (например, шипящие) – это мономорфное нарушение произношения.

Если нарушается одновременно 2 или несколько групп звуков (например, шипящие и соноры) – это полиморфное (сложное, диффузное) нарушение произношения

Различают 3 формы нарушения звуков:

ü  искаженное произношение (горловое Р)

ü  отсутствие в речи звука (КООВА-КОРОВА)

ü  замена одного звука другим (КОЛОВА-КОРОВА)

Причина искаженного произношения – недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики (например, движений языка) фонетические нарушения (моторные, антропофонические)

Причина замены звуков -- недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Дети не слышат различия между звуком и его заменителем (например, Л – Р) фонематические (фонологические, сенсорные) нарушения. При замене одной фонемы другой может меняться смысл слова (ЛАК—РАК)

Причина отсутствия звуков – могут быть и та, и другая.

Если у ребенка звуки одной группы заменяются, а другой – искажаются, то это фонетико-фонематические нарушения.

Акценты в коррекционной работе:

v   при фонетических нарушениях – развитие артикуляционной моторики, развитие мелкой моторики

v   при фонематических нарушениях – развитие речевого и фонематического слуха

В логопедии выделяют уровень нарушения звуков:

I уровень – полное неумение произнести звук

II уровень – ребенок произносит звук изолированно, но искажает или пропускает в словах и во фразовой речи, т.е. звук не автоматизирован III уровень – ребенок смешивает звук с другим в речевом потоке (С-Ш, СЬ-Щ, З-Ж) – звук не дифференцирован.

Выделяют две основные формы дислалии:


Функциональная дислалия

(нет органических нарушений речевого аппарата)

 

Механическая дислалия (отклонения в строение губ, зубов, языка, челюстей, неба)

 
 


                

 

Механическая дислалия -- нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами органов артикуляции.

Чаще всего встречаются:

·              аномалии зубо-челюстной системы (диастемы)

·              отсутствие резцов или их аномалии

·              дефекты прикуса

При этом могут быть:

ü   дефекты шипящих и свистящих (избыточный шум)

ü   дефекты губно-зубных, переднеязычных, взрывных

ü   нарушения гласных (очень редко)

При патологии в строении языка (макролалия, микролалия, укороченная уздечка):

ü   страдает внятность речи

ü   дефекты шипящих

ü   дефекты вибрантов

ü   боковой сигматизм

При губных деформациях (травма, расщелина):

ü   дефекты О, У, губных звуков

Функциональная дислалия – нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в артикуляционном аппарате.


Причины возникновения:

биологические

 

социальные

 
 

 




§   физическая ослабленность ребенка в период развития речи

§   задержка психического развития

§   задержка речевого развития

§   нарушение фонематического восприятия

§   неблагоприятное социальное окружение (ограниченность речевых контактов, подражание, недостатки воспитания –«сюсюканье»)

Различают три формы функциональной дислалии:

Ø   акустико-фонематическую

Ø   артикуляторно-фонематическую

Ø   артикуляторно-фонетическую

Акустико-фонематическая дислалия:

q   дефекты звукового оформления речи обусловлены недостаточностью фонематического слуха

q   ребенок не опознает акустический признак звука

q   уподобляет акустически сходные фонемы друг другу

q   неправильно воспроизводит звук (РЫБА-ЛЫБА)

q   смешивает Л-Р, Ж-Ш, Д-Т,Г-К, З-С

q   у ребенка нет нарушений физического слуха

q   избирательно не формируется функция слухового различения фонем

Артикуляторно-фонематическая дислалия:

q   дефект обусловлен несформированностью операций отбора фонем по артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи

q   у ребенка или полностью не сформирована артикуляция, или он отбирает близкий по артикуляции звук

q   заменяет звуки более простыми артикуляциями

-            шипящие – свистящие(С-Ш, З-Ж, Т-К, Д-Г, С-СЬ, Л-ЛЬ, Т-ТЬ, Ц-Ч, Л-Р)

q   фонематический слух не сформирован


Артикуляторно-фонетическая дислалия:

q   дефект произношения обусловлен неправильно сформированными артикуляционными позициями

q   звуки произносятся искаженно

q   нарушаются переднеязычные невзрывные и заднеязычные взрывные

Методика логопедического воздействия при дислалии

Цель воздействия:

·     формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков

Для правильного произношения ребенок должен уметь:

ü узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии

ü осуществлять звуковой контроль за собственным произношением

ü применять необходимые артикуляторные позиции

ü варьировать артикуляторные уклады в потоке речи

Предпосылки успешной коррекции:

Ø   эмоциональный контакт ребенка с логопедом

Ø   интерес к занятиям у ребенка

Ø   сочетание приемов работы

Ø   исключение переутомления ребенка

Ø   игровая основа занятий

Ø   интересные формы организации занятий

Логопедические занятия проводятся регулярно 2-3 раза в неделю

a.        Необходимы домашние занятия по заданию логопеда

b.       Ежедневные упражнения должны проводиться в течение 10-15 мин.

c.        Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно

d.       Сроки устранения дислалии:

·          простая дислалия – от 1до 3 мес.

·          сложная дислалия – от 3 до 6 мес.


 


Этап формирования первичных произносительных навыков и умений

 

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

 
 

Подготовительный этап

 
 


Подготовительный этап

Цель:

§   подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звук

Направления работы:

§   формирование тонких движений органов артикуляции

§   формирование направленной воздушной струи

§   развитие мелкой моторики рук

§   развитие фонематического слуха

§   отработка опорных звуков

1. Формирование тонких движений органов артикуляции осуществляется посредством артикуляционной гимнастики. Она включает упражнения на:

§    тренировку подвижности органов артикуляции

§    тренировку переключаемости органов артикуляции

§    тренировку определенных артикуляционных поз

Упражнения должны быть целенаправленными: важно не количество, а их правильный подбор. Например: звук Ш – упражнения на активизацию и подъем кончика языка вверх.

Стратегия артикуляционной гимнастики:

Ê  в любом упражнении все движения осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением (для контроля качества выполнения)

Ê  сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом (зрительный контроль), потом зеркало убирают (кинестетический контроль)

Ê  все упражнения выполняются осознанно (описывается положение органов при выполнении)

Ê  каждому упражнению дается название («Маятник», «Лошадка»)

Ê  к каждому упражнению подбирается образ – наглядное представление («тонкий язык вперед – «иголка»)

Ê  упражнения перед зеркалом логопед выполняет вместе с ребенком

Ê  если упражнение не получается, можно использовать механическую помощь (например, поднять язык вверх с помощью деревянного шпателя)

Ê  при выполнении упражнения ребенка приучают внимательно слушать инструкцию, точно ее исполнять

Ê  упражнения бывают динамические и статические

2. Формирование направленной воздушной струи

Проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой в виде специальных упражнений.

Стратегия :

Ê укрепление мышц щек («Надуй шарик»)

Ê сдувание предметов (шарик из ваты, салфетка, карандаш)

Ê дутье (духовые музыкальные инструменты, надувание шарика, мельница)

Ê образование щели между растянутыми губами, желобок.

3. Развитие мелкой моторики

§    пальчиковые упражнения

§    настольные дидактические игры («Мозаика», «Бирюльки»)

§    шнуровки, нанизывания

§    рисование (обводки контура, штриховки)

4. Развитие фонематического слуха

Направления работы:

Ø   улавливание различия между правильным и искаженным звуком

Ø   развитие слухового внимания (по картинкам-символам), слуховой памяти, фонематического восприятия

Стратегия:

Ê   узнавание неречевых звуков («Что шумит?», «Что гудит?»)

Ê   различение силы, высоты, тембра звука («Ау!», «Близко-далеко», «Какая дудочка играет?», «Мама и детеныш»)

Ê   различение слов, близких по звуковому составу (ВАГОН-ФАКОН-ЗАКОН-ВАГОМ…), различение пар слов (ЛАК-РАК, КОЗА-КОСА)

Ê   дифференциация слогов (ПА-ПА-ТА-ПА)

Ê   дифференциация фонем (ТИГР РЫЧИТ – САМОЛЕТ ГУДИТ)

Ê   развитие навыков элементарного звукового анализа:

·               определение количества слогов в слове (отхлопывание)

·               анализ гласных

·               анализ согласных (выделение последнего звука в слове, выделение начального согласного, выделение в середине слова)

5. Отработка опорных звуков.

Опорные звуки – сходные с нарушенными по артикуляции, но произносимые ребенком правильно. От них будут вызываться правильные звуки.


И

 

Т

 

Т

 

Ф

 

С

 

Ы

 

Д

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21