Методы логопедии
7.
Неблагоприятные
социально-бытовые условия:
·
педагогическая
запущенность
·
эмоциональные
депривации (недостаточность эмоционально-положительного контакта со взрослыми)
Группа риска
по речевой патологии:
1.
семьи, в которых
уже есть ребенок с особенностями развития
2.
семьи с у.о.,
шизофренией, нарушением слуха у родителей
3.
семьи, где матери
во время беременности перенесли острое инфекционное заболевание, токсикоз
4.
семьи, в которых
имеются дети, перенесшие внутриутробно гипоксию (кислородное голодание),
нейроинфекцию, ЧМТ.
6. Дислалия
Дислалия – нарушение звукопроизношения
при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислалия
отмечается :
·
у 25-30%
дошкольников (5-6 лет)
·
у 17-20 %
школьников (1-2 класс)
·
у 1% взрослого
населения
При
формировании произношения ребенок учится:
Ø
воспринимать
обращенную к нему речь
Ø
управлять
собственными органами артикуляции
Чаще всего
нарушаются следующие группы звуков:
§свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц)
§шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ)
§сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ)
§заднеязычные (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ)
§звонкие (В, З, Ж, Б, Д, Г и их мягкие пары)
§мягкие (ТЬ, ДЬ, НЬ)
Если нарушается
одна группа звуков (например, шипящие) – это мономорфное нарушение
произношения.
Если
нарушается одновременно 2 или несколько групп звуков (например, шипящие и соноры)
– это полиморфное (сложное, диффузное) нарушение произношения
Различают 3
формы нарушения звуков:
ü
искаженное
произношение (горловое Р)
ü
отсутствие в речи
звука (КООВА-КОРОВА)
ü
замена одного
звука другим (КОЛОВА-КОРОВА)
Причина искаженного произношения – недостаточная сформированность или
нарушения артикуляционной моторики (например, движений языка) фонетические
нарушения (моторные, антропофонические)
Причина замены звуков -- недостаточная сформированность
фонематического слуха или его нарушения. Дети не слышат различия между звуком и
его заменителем (например, Л – Р) фонематические (фонологические, сенсорные)
нарушения. При замене одной фонемы другой может меняться смысл слова
(ЛАК—РАК)
Причина
отсутствия звуков
– могут быть и та, и другая.
Если у
ребенка звуки одной группы заменяются, а другой – искажаются, то это фонетико-фонематические
нарушения.
Акценты в
коррекционной работе:
v
при
фонетических нарушениях – развитие артикуляционной моторики, развитие мелкой моторики
v
при
фонематических нарушениях – развитие речевого и фонематического слуха
В логопедии
выделяют уровень нарушения звуков:
I уровень – полное неумение произнести
звук
II уровень – ребенок произносит звук
изолированно, но искажает или пропускает в словах и во фразовой речи, т.е. звук
не автоматизирован III уровень –
ребенок смешивает звук с другим в речевом потоке (С-Ш, СЬ-Щ, З-Ж) – звук не
дифференцирован.
Выделяют две
основные формы дислалии:
|
|
|
|
|
Функциональная дислалия
(нет органических
нарушений речевого аппарата)
|
|
|
Механическая дислалия
(отклонения в строение губ, зубов, языка, челюстей, неба)
|
|
Механическая дислалия -- нарушение
звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами органов артикуляции.
Чаще всего
встречаются:
·
аномалии зубо-челюстной системы
(диастемы)
·
отсутствие резцов или их аномалии
·
дефекты прикуса
При этом
могут быть:
ü дефекты шипящих и свистящих (избыточный шум)
ü дефекты губно-зубных, переднеязычных, взрывных
ü нарушения гласных (очень редко)
При патологии
в строении языка (макролалия, микролалия, укороченная уздечка):
ü страдает внятность речи
ü дефекты шипящих
ü дефекты вибрантов
ü боковой сигматизм
При губных
деформациях (травма, расщелина):
ü дефекты О, У, губных звуков
Функциональная дислалия – нарушение
звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в артикуляционном
аппарате.
Причины возникновения:
§ физическая ослабленность ребенка в период развития
речи
§ задержка психического развития
§ задержка речевого развития
§ нарушение фонематического восприятия
§ неблагоприятное социальное окружение (ограниченность
речевых контактов, подражание, недостатки воспитания –«сюсюканье»)
Различают три
формы функциональной дислалии:
Ø акустико-фонематическую
Ø артикуляторно-фонематическую
Ø артикуляторно-фонетическую
Акустико-фонематическая
дислалия:
q
дефекты звукового
оформления речи обусловлены недостаточностью фонематического слуха
q
ребенок не
опознает акустический признак звука
q
уподобляет
акустически сходные фонемы друг другу
q
неправильно
воспроизводит звук (РЫБА-ЛЫБА)
q
смешивает Л-Р,
Ж-Ш, Д-Т,Г-К, З-С
q
у ребенка нет
нарушений физического слуха
q
избирательно не
формируется функция слухового различения фонем
Артикуляторно-фонематическая
дислалия:
q
дефект обусловлен
несформированностью операций отбора фонем по артикуляторным параметрам в
моторном звене производства речи
q
у ребенка или
полностью не сформирована артикуляция, или он отбирает близкий по артикуляции
звук
q
заменяет звуки
более простыми артикуляциями
-
шипящие –
свистящие(С-Ш, З-Ж, Т-К, Д-Г, С-СЬ, Л-ЛЬ, Т-ТЬ, Ц-Ч, Л-Р)
q фонематический слух не сформирован
Артикуляторно-фонетическая дислалия:
q дефект произношения обусловлен неправильно
сформированными артикуляционными позициями
q звуки произносятся искаженно
q нарушаются переднеязычные невзрывные и заднеязычные
взрывные
Методика логопедического воздействия при
дислалии
Цель воздействия:
· формирование умений и навыков правильного воспроизведения
звуков
Для правильного произношения ребенок
должен уметь:
ü узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии
ü осуществлять звуковой контроль за собственным произношением
ü применять необходимые артикуляторные позиции
ü варьировать артикуляторные уклады в потоке речи
Предпосылки
успешной коррекции:
Ø эмоциональный контакт ребенка с логопедом
Ø интерес к занятиям у ребенка
Ø сочетание приемов работы
Ø исключение переутомления ребенка
Ø игровая основа занятий
Ø интересные формы организации занятий
Логопедические занятия проводятся
регулярно 2-3 раза в неделю
a.
Необходимы домашние занятия по
заданию логопеда
b.
Ежедневные упражнения должны
проводиться в течение 10-15 мин.
c.
Логопедическое воздействие
осуществляется поэтапно
d.
Сроки устранения дислалии:
·
простая дислалия – от 1до 3 мес.
·
сложная дислалия – от 3 до 6 мес.
Этап формирования
первичных произносительных навыков и умений
|
|
Этап формирования
коммуникативных умений и навыков
|
|
Подготовительный этап
Цель:
§ подготовка речеслухового и речедвигательного
анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звук
Направления работы:
§ формирование тонких движений органов артикуляции
§ формирование направленной воздушной струи
§ развитие мелкой моторики рук
§ развитие фонематического слуха
§ отработка опорных звуков
1. Формирование тонких движений органов
артикуляции осуществляется посредством
артикуляционной гимнастики. Она включает упражнения на:
§ тренировку подвижности органов артикуляции
§ тренировку переключаемости органов артикуляции
§ тренировку определенных артикуляционных поз
Упражнения должны быть
целенаправленными: важно не количество, а их правильный подбор. Например: звук Ш – упражнения на активизацию и подъем
кончика языка вверх.
Стратегия
артикуляционной гимнастики:
Ê в любом упражнении все движения осуществляются
последовательно, с паузами перед каждым движением (для контроля качества
выполнения)
Ê сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед
зеркалом (зрительный контроль), потом зеркало убирают (кинестетический
контроль)
Ê все упражнения выполняются осознанно (описывается
положение органов при выполнении)
Ê каждому упражнению дается название («Маятник»,
«Лошадка»)
Ê к каждому упражнению подбирается образ – наглядное
представление («тонкий язык вперед – «иголка»)
Ê упражнения перед зеркалом логопед выполняет вместе с
ребенком
Ê если упражнение не получается, можно использовать
механическую помощь (например, поднять язык вверх с помощью деревянного
шпателя)
Ê при выполнении упражнения ребенка приучают внимательно
слушать инструкцию, точно ее исполнять
Ê упражнения бывают динамические и статические
2. Формирование направленной воздушной
струи
Проводится
одновременно с артикуляционной гимнастикой в виде специальных упражнений.
Стратегия :
Ê укрепление мышц щек («Надуй шарик»)
Ê сдувание предметов (шарик из ваты, салфетка, карандаш)
Ê дутье (духовые музыкальные инструменты, надувание шарика, мельница)
Ê образование щели между растянутыми губами, желобок.
3. Развитие мелкой моторики
§ пальчиковые упражнения
§ настольные дидактические игры («Мозаика», «Бирюльки»)
§ шнуровки, нанизывания
§ рисование (обводки контура, штриховки)
4. Развитие фонематического слуха
Направления
работы:
Ø улавливание различия между правильным и искаженным
звуком
Ø развитие слухового внимания (по картинкам-символам),
слуховой памяти, фонематического восприятия
Стратегия:
Ê узнавание неречевых звуков («Что шумит?», «Что
гудит?»)
Ê различение силы, высоты, тембра звука («Ау!»,
«Близко-далеко», «Какая дудочка играет?», «Мама и детеныш»)
Ê различение слов, близких по звуковому составу (ВАГОН-ФАКОН-ЗАКОН-ВАГОМ…),
различение пар слов (ЛАК-РАК, КОЗА-КОСА)
Ê дифференциация слогов (ПА-ПА-ТА-ПА)
Ê дифференциация фонем (ТИГР РЫЧИТ – САМОЛЕТ ГУДИТ)
Ê развитие навыков элементарного звукового анализа:
·
определение количества слогов в
слове (отхлопывание)
·
анализ гласных
·
анализ согласных (выделение
последнего звука в слове, выделение начального согласного, выделение в середине
слова)
5. Отработка опорных звуков.
Опорные звуки
– сходные с нарушенными по артикуляции, но произносимые ребенком правильно. От
них будут вызываться правильные звуки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|
|
|