бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы логопедии бесплатно рефераты

X.               Исследование просодических компонентов речи

1.                 темп (нормальный, ускоренный, замедленный)

2.                 ритм (нормальный, дисритмия)

3.                 паузации ( правильная – неправильная)

4.                 интонирование (выразительное – невыразительное)

Схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (2-3 года)

(Л.С. Соломаха, Н.В.Серебрякова)

I.                  Анкетные данные

II.              Анамнез

III.           Раннее психомоторное развитие и перенесенные заболевания

IV.           Раннее речевое развитие

V.               Исследование неречевых психических функций

VI.           Состояние общей моторики

VII.        Состояние ручной моторики

VIII.    Исследование фонетической стороны речи

1.                 Воспроизведение звукоподражаний:

·                   кукла плачет –АА

·                   ребенок плачет УА

·                   поезд гудит – УУ

·                   ослик кричит – ИА

·                   мышка пищит – ПИ-ПИ

·                   кошка мяукает – МЯУ

·                   собака лает – АВ

2.                 Исследование звуко-слоговой структуры (с 3 лет)

·                   отраженное проговаривание КОТ           РУКА                  МАШИНА

НОС           НОГА                  КАПУСТА

3.                 Состояние звукопроизношения (стр. 9-57)

·                    гласные

·                    Б, П, М

·                    В, Ф

·                    Д, Т, Н

·                    Г, К, Х

·                    Й

·                    С, З, Ц

·                    Ш, Ж

·                    Ч, Щ

·                    Л, Р

4.                 Строение артикуляционного аппарата

5.                 Состояние речевой моторики

6.                 Состояние голосовой и дыхательной функции

7.                 Особенности просодических компонентов речи

IX.           Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет) -- стр. 67

·        показать на картинках СТОЛ – СТУЛ КОСЫ – КОЗЫ

ТОЧКА – ДОЧКА ПАПА – БАБА

ГОРКА – КОРКА                  МИСКА – МИШКА

X.               Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

·                   понимание конкретных существительных: МЯЧ, КУКЛА, ТАРЕЛКА, ЧАШКА, ПАЛЬТО, КОФТА

·                   понимание обобщающих понятий (с 3 лет): выбрать ИГРУШКИ, ПОСУДУ, ОДЕЖДУ

·                   понимание действий: покажи ДЕВОЧКА СПИТ, ИГРАЕТ, РИСУЕТ, ЕСТ – стр. 189

·                   выполнение поручений по инструкции: ДАЙ КУКЛУ, ПОСАДИ КУКЛУ, ПОКОРМИ КУКЛУ

·                   понимание форм единственного и множественного числа: ЧАШКА – ЧАШКИ, ГРИБ – ГРИБЫ, КУКЛА – КУКЛЫ, МЯЧ – МЯЧИ – стр. 235

·                   понимание предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА (с 3 лет): ПОЛОЖИ МЯЧИК В КОРОБКУ, НА СТОЛ, ПОД СТУЛ

·                   понимание уменьшительно-ласкательных форм: ДОМ – ДОМИК, ЛОЖКА – ЛОЖЕЧКА, МЯЧ – МЯЧИК, КУКЛА – КУКОЛКА

XI.           Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

1.                 Общая характеристика речи (есть речь, речь отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)

2.                 Активный словарь:

·                   существительные (игрушки, посуда, одежда, семья) стр. 129

·                   глаголы: что делает мальчик? СПИТ,ЕСТ, ИГРАЕТ, РИСУЕТ, ПЬЕТ, ГУЛЯЕТ

·                   прилагательные (после 3 лет): цвет – КРАСНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ, величина -- БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ стр. 201

3.                 Состояние грамматического строя речи (при наличии фразовой речи)

·                   существительные в Им. Падеже: СТОЛ – СТОЛЫ, МЯЧ – МЯЧИ, КУКЛА – КУКЛЫ, РУКА – РУКИ, ШАР – ШАРЫ, ГЛАЗ – ГЛАЗА стр. 235

·                   существительные в Вин. Падеже: ВИЖУ МЯЧ, КУКЛУ, РУКУ, ДОМ, СОБАКУ стр. 243

·                   согласование прилагательных с существительными (с 3 лет) КРАСНЫЙ, СИНИЙ (АЯ, ОЕ, ЫЕ) – КАРАНДАШ,ШАР, МАШИНА, ЧАШКА стр. 249

·                   употребление падежных конструкций (с 3 лет): НА, В, ПОД, ЗА

·                   употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (как назвать маленькие картинки?) СТОЛ – СТОЛИК, НОС – НОСИК, ДОМ – ДОМИК, ЛОЖКА – ЛОЖЕЧКА, КУКЛА… КРОВАТЬ стр. 265

XII.        Состояние связной речи

XIII.    Логопедическое заключение (задержка речевого развития)

Дата

Логопед (учитель-дефектолог)

Консультации специалистов: ЛОР, окулист, невропатолог, психоневролог

Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи (4-7 лет)

(Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С.)

I.                  Анкетные данные

II.              Анамнез

III.           Раннее психомоторное развитие и перенесенные заболевания

IV.           Раннее речевое развитие

V.               Исследование неречевых функций

1.     Слуховое внимание (бубен, погремушка, дудочка, гармошка)

2.     Восприятие и воспроизведение ритма: 4-5 лет – 4 элемента, 5-7 лет – 5 элементов

3.     Зрительное восприятие

4.     Зрительно-пространственный гнозис: 5-6 лет – показать правый глаз, левое ухо…; 6-7 лет – показать правой рукой левое ухо

VI.           Общая моторика

VII.        Ручная моторика

·       5-7 лет: «игра на рояле» – 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-2-3, 5-4-3-2-1

VIII.    Состояние звукопроизношения

Звуки

Изолированно

В слове

Во фразе

Б

П

IX.           Строение артикуляционного аппарата

X.               Речевая моторика

XI.           Состояние дыхательной и голосовой функции

XII.        Состояние просодических компонентов речи

XIII.    Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

·                   4-5 лет: стр. 101

ДОМ                    МОСТИК                     КОШКА

СНЕГ                            КАША                          КАПУСТА

КРЫША              ХЛЕБ                                     ПОМИДОРЫ

·        с 5 лет:

ПОМИДОРЫ                         МИЛИЦИОНЕР

СКВОЗНЯК                           АКВАРИУМ

СКОВОРОДА              ЛЕКАРСТВО

ТЕМПЕРАТУРА          ПРОСТОКВАША

СВИСТОК                    СКВОРЕЧНИК

ПОДСНЕЖНИК

·        с 5 лет – предложения:

МАЛЬЧИКИ СЛЕПИЛИ СНЕГОВИКА

ВОДОПРОВОДЧИК ЧИНИТ ВОДОПРОВОД

МИЛИЦИОНЕР ЕЗДИТ НА МОТОЦИКЛЕ

РЕГУЛИРОВЩИК СТОИТ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ

XIV.     Состояние фонематического восприятия

1.     Повторение слогов

·                   с 4 лет: ПА – БА, БА – ПА, ВА – ТА, ТА – ДА, МА – МЯ,

НА – ГА, ША – ТА, ГА – ДА, КА – ГА, БА – МА

·                    с 6 лет – БА – БА – ПА, ША – ДА – ТА, ГА – КА – ГА, БА –

БЯ – БА, СА – ША – СА, ЖА – ЗА – ЖА, СА – ЗА – СА

2.                 Дифференциация не смешиваемых в произношении звуков стр.

67

МЫШКА – МИШКА, БОЧКА – ПОЧКА, УТОЧКА – УДОЧКА

3.     Дифференциация смешиваемых звуков:

МИСКА – МИШКА                        ЦВЕТИК – СВЕТИК

КРЫША – КРЫСА                         ВЕЧЕР – ВЕТЕР

РЕЧКА – РЕДЬКА                          КОСЫ – КОЗЫ

ЧЕЛКА -- ЩЕЛКА

XV.        Состояние фонематического анализа и синтеза

1.     С 4 лет: выделение заданного звука М или Р

МЫШЬ                ОКНО                           ДРОВА

КОМАР               ДОМ                    СТОЛ

ДОСКА               РЫБА                           ШАР

2.     с 5 лет: выделение ударного гласного в начале слова

АНЯ                    ОСЫ                   ОЛЯ                    УЛИЦА

АИСТ                           УТКА                           ИРА

3.     с 6 лет: определение 1-го согласного в слове стр. 71, 79

МАК                    КОШКА              ЧАШКА

ДЫМ                            ВОРОБЕЙ           ЩУКА

ТРАВА                БУЛКА

4.                 с 6 лет: определение последнего звука в слове стр. 75, 77

ДОМ                    КЛЮЧ                 БАРАБАН

МАК                    ТАНК                           ТРУБА

КАМЫШ             МУХА

5.                 определение последовательности звуков в слове:

6.                 МАК, СУП, ЛУК, КАША, РАМА

7.                 определение количества звуков в словах: стр. 83

ДОМ                    ЛУНА                           БАНАН

РАК                     СОВЫ                          ЛАМПА

XVI.     Исследование понимания речи

1.     Пассивный словарь (объем, точность, понимание значений)

Покажи: КУКЛА, СТОЛ, СТУЛ

ПОСАДИ КУКЛУ, МИШКУ

2.                 Понимание грамматических форм:

·                               С 4 лет: единственное – множественное число

СТОЛ – СТОЛЫ, ДОМ … СТУЛ, ДЕРЕВО, БЕРЕЗА

·                               Предложно—падежные конструкции:

В – ИЗ, НА – С, ПОД – ИЗ-ПОД

ВОЗЬМИ ЛИНЕЙКУ С ПЕНАЛА, ИЗ ПЕНАЛА, ИЗ-ПОД ПЕНАЛА

·                               С 5 лет: дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных: покажи ДОМ – ДОМИК, СТУЛ – СТУЛЬЧИК, ОДЕЯЛО … ПОДУШКА, ЗАМОК

·                               Дифференциация существительных с суффиксом – ИНК:

ВИНОГРАД – ВИНОГРАДИНКА           БУСЫ – БУСИНКА

·                               Дифференциация глаголов с различными приставками:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21