Методы логопедии
X.
Исследование просодических
компонентов речи
1.
темп (нормальный, ускоренный,
замедленный)
2.
ритм (нормальный, дисритмия)
3.
паузации ( правильная –
неправильная)
4.
интонирование (выразительное –
невыразительное)
Схема обследования ребенка раннего и
младшего дошкольного возраста (2-3 года)
(Л.С. Соломаха, Н.В.Серебрякова)
I.
Анкетные данные
II.
Анамнез
III.
Раннее психомоторное
развитие и перенесенные заболевания
IV.
Раннее речевое развитие
V.
Исследование неречевых
психических функций
VI.
Состояние общей моторики
VII.
Состояние ручной моторики
VIII. Исследование фонетической стороны речи
1.
Воспроизведение звукоподражаний:
·
кукла плачет –АА
·
ребенок плачет УА
·
поезд гудит – УУ
·
ослик кричит – ИА
·
мышка пищит – ПИ-ПИ
·
кошка мяукает – МЯУ
·
собака лает – АВ
2.
Исследование звуко-слоговой структуры
(с 3 лет)
·
отраженное проговаривание КОТ РУКА МАШИНА
НОС НОГА КАПУСТА
3.
Состояние звукопроизношения (стр.
9-57)
·
гласные
·
Б, П, М
·
В, Ф
·
Д, Т, Н
·
Г, К, Х
·
Й
·
С, З, Ц
·
Ш, Ж
·
Ч, Щ
·
Л, Р
4.
Строение артикуляционного аппарата
5.
Состояние речевой моторики
6.
Состояние голосовой и дыхательной
функции
7.
Особенности просодических
компонентов речи
IX.
Исследование фонематической
стороны речи (с 3 лет) -- стр. 67
·
показать на картинках СТОЛ – СТУЛ КОСЫ
– КОЗЫ
ТОЧКА – ДОЧКА ПАПА – БАБА
ГОРКА – КОРКА МИСКА –
МИШКА
X.
Исследование лексики и
грамматического строя импрессивной речи
·
понимание конкретных
существительных: МЯЧ, КУКЛА, ТАРЕЛКА, ЧАШКА, ПАЛЬТО, КОФТА
·
понимание обобщающих понятий (с 3
лет): выбрать ИГРУШКИ, ПОСУДУ, ОДЕЖДУ
·
понимание действий: покажи ДЕВОЧКА
СПИТ, ИГРАЕТ, РИСУЕТ, ЕСТ – стр. 189
·
выполнение поручений по
инструкции: ДАЙ КУКЛУ, ПОСАДИ КУКЛУ, ПОКОРМИ КУКЛУ
·
понимание форм единственного и
множественного числа: ЧАШКА – ЧАШКИ, ГРИБ – ГРИБЫ, КУКЛА – КУКЛЫ, МЯЧ – МЯЧИ –
стр. 235
·
понимание предложно-падежных
конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА (с 3 лет): ПОЛОЖИ МЯЧИК В КОРОБКУ, НА
СТОЛ, ПОД СТУЛ
·
понимание уменьшительно-ласкательных
форм: ДОМ – ДОМИК, ЛОЖКА – ЛОЖЕЧКА, МЯЧ – МЯЧИК, КУКЛА – КУКОЛКА
XI.
Исследование лексики и
грамматического строя экспрессивной речи
1.
Общая характеристика речи (есть
речь, речь отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)
2.
Активный словарь:
·
существительные (игрушки, посуда,
одежда, семья) стр. 129
·
глаголы: что делает мальчик? СПИТ,ЕСТ,
ИГРАЕТ, РИСУЕТ, ПЬЕТ, ГУЛЯЕТ
·
прилагательные (после 3 лет): цвет
– КРАСНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ, величина -- БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ стр. 201
3.
Состояние грамматического строя
речи (при наличии фразовой речи)
·
существительные в Им. Падеже: СТОЛ
– СТОЛЫ, МЯЧ – МЯЧИ, КУКЛА – КУКЛЫ, РУКА – РУКИ, ШАР – ШАРЫ, ГЛАЗ – ГЛАЗА стр.
235
·
существительные в Вин. Падеже:
ВИЖУ МЯЧ, КУКЛУ, РУКУ, ДОМ, СОБАКУ стр. 243
·
согласование прилагательных с
существительными (с 3 лет) КРАСНЫЙ, СИНИЙ (АЯ, ОЕ, ЫЕ) – КАРАНДАШ,ШАР, МАШИНА,
ЧАШКА стр. 249
·
употребление падежных конструкций
(с 3 лет): НА, В, ПОД, ЗА
·
употребление существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами (как назвать маленькие картинки?) СТОЛ –
СТОЛИК, НОС – НОСИК, ДОМ – ДОМИК, ЛОЖКА – ЛОЖЕЧКА, КУКЛА… КРОВАТЬ стр. 265
XII.
Состояние связной речи
XIII. Логопедическое заключение (задержка речевого развития)
Дата
Логопед (учитель-дефектолог)
Консультации специалистов: ЛОР, окулист,
невропатолог, психоневролог
Схема обследования ребенка с общим
недоразвитием речи (4-7 лет)
(Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С.)
I.
Анкетные данные
II.
Анамнез
III.
Раннее психомоторное
развитие и перенесенные заболевания
IV.
Раннее речевое развитие
V.
Исследование неречевых
функций
1.
Слуховое внимание (бубен,
погремушка, дудочка, гармошка)
2.
Восприятие и воспроизведение
ритма: 4-5 лет – 4 элемента, 5-7 лет – 5 элементов
3.
Зрительное восприятие
4.
Зрительно-пространственный гнозис:
5-6 лет – показать правый глаз, левое ухо…; 6-7 лет – показать правой рукой левое
ухо
VI.
Общая моторика
VII.
Ручная моторика
· 5-7 лет: «игра на рояле» – 1-5, 2-4, 5-1, 4-2,
1-2-3-4-2-3, 5-4-3-2-1
VIII. Состояние звукопроизношения
Звуки
|
Изолированно
|
В слове
|
Во фразе
|
Б
П
|
|
|
|
IX.
Строение артикуляционного
аппарата
X.
Речевая моторика
XI.
Состояние дыхательной и
голосовой функции
XII.
Состояние просодических
компонентов речи
XIII. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
·
4-5 лет: стр. 101
ДОМ МОСТИК КОШКА
СНЕГ КАША КАПУСТА
КРЫША ХЛЕБ ПОМИДОРЫ
·
с 5 лет:
ПОМИДОРЫ МИЛИЦИОНЕР
СКВОЗНЯК АКВАРИУМ
СКОВОРОДА ЛЕКАРСТВО
ТЕМПЕРАТУРА ПРОСТОКВАША
СВИСТОК СКВОРЕЧНИК
ПОДСНЕЖНИК
·
с 5 лет – предложения:
МАЛЬЧИКИ СЛЕПИЛИ СНЕГОВИКА
ВОДОПРОВОДЧИК ЧИНИТ ВОДОПРОВОД
МИЛИЦИОНЕР ЕЗДИТ НА МОТОЦИКЛЕ
РЕГУЛИРОВЩИК СТОИТ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ
XIV.
Состояние фонематического
восприятия
1.
Повторение слогов
·
с 4 лет: ПА – БА, БА – ПА, ВА –
ТА, ТА – ДА, МА – МЯ,
НА – ГА, ША – ТА, ГА – ДА, КА – ГА, БА –
МА
·
с 6 лет – БА – БА – ПА, ША – ДА –
ТА, ГА – КА – ГА, БА –
БЯ – БА, СА – ША – СА, ЖА – ЗА – ЖА, СА –
ЗА – СА
2.
Дифференциация не смешиваемых в
произношении звуков стр.
67
МЫШКА – МИШКА, БОЧКА – ПОЧКА, УТОЧКА –
УДОЧКА
3.
Дифференциация смешиваемых звуков:
МИСКА – МИШКА ЦВЕТИК
– СВЕТИК
КРЫША – КРЫСА ВЕЧЕР
– ВЕТЕР
РЕЧКА – РЕДЬКА КОСЫ
– КОЗЫ
ЧЕЛКА -- ЩЕЛКА
XV.
Состояние фонематического
анализа и синтеза
1.
С 4 лет: выделение заданного звука
М или Р
МЫШЬ ОКНО ДРОВА
КОМАР ДОМ СТОЛ
ДОСКА РЫБА ШАР
2.
с 5 лет: выделение ударного
гласного в начале слова
АНЯ ОСЫ ОЛЯ УЛИЦА
АИСТ УТКА ИРА
3.
с 6 лет: определение 1-го
согласного в слове стр. 71, 79
МАК КОШКА ЧАШКА
ДЫМ ВОРОБЕЙ ЩУКА
ТРАВА БУЛКА
4.
с 6 лет: определение последнего
звука в слове стр. 75, 77
ДОМ КЛЮЧ БАРАБАН
МАК ТАНК ТРУБА
КАМЫШ МУХА
5.
определение последовательности звуков
в слове:
6.
МАК, СУП, ЛУК, КАША, РАМА
7.
определение количества звуков в
словах: стр. 83
ДОМ ЛУНА
БАНАН
РАК СОВЫ
ЛАМПА
XVI.
Исследование понимания речи
1.
Пассивный словарь (объем,
точность, понимание значений)
Покажи: КУКЛА, СТОЛ, СТУЛ
ПОСАДИ КУКЛУ, МИШКУ
2.
Понимание грамматических форм:
·
С 4 лет: единственное –
множественное число
СТОЛ – СТОЛЫ, ДОМ … СТУЛ, ДЕРЕВО, БЕРЕЗА
·
Предложно—падежные конструкции:
В – ИЗ, НА – С, ПОД – ИЗ-ПОД
ВОЗЬМИ ЛИНЕЙКУ С ПЕНАЛА, ИЗ ПЕНАЛА, ИЗ-ПОД ПЕНАЛА
·
С 5 лет: дифференциация
уменьшительно-ласкательных существительных: покажи ДОМ – ДОМИК, СТУЛ –
СТУЛЬЧИК, ОДЕЯЛО … ПОДУШКА, ЗАМОК
·
Дифференциация существительных с
суффиксом – ИНК:
ВИНОГРАД – ВИНОГРАДИНКА БУСЫ –
БУСИНКА
·
Дифференциация глаголов с
различными приставками:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|