Методы логопедии
§ время наступления дефекта
Все виды
нарушений, рассматриваемых в этой классификации можно разделить на две группы,
в зависимости от того, какой вид речи нарушен:
Нарушения
устной речи делятся на два типа:
|
|
|
|
|
Нарушение фонационного оформления высказывания
(внешняя речь)
|
|
|
Нарушение структурно-семантического оформления
высказывания (внутренняя речь)
|
|
Нарушения
фонационного оформления высказывания в зависимости от нарушенного звена подразделяется на:
ü нарушения голосообразования
ü нарушения темпо-ритмической организации речи
ü нарушения интонационно-мелодической организации речи
ü нарушения звукопроизношения
Все эти
нарушения могут наблюдаться:
-- изолированно -- в комбинациях
НАРУШЕНИЯ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ
1.
ДИСФОНИЯ (АФОНИЯ) -- отсутствие или расстройство фонации вследствие
патологических изменений голосового аппарата.
Синонимы:
· «нарушения голоса»
· «нарушения фонации»
· «фонаторные нарушения»
· «вокальные нарушения»
Проявления:
· отсутствие голоса (афония)
· нарушения силы, высоты и тембра голоса (дисфония)
Патология
может быть обусловлена:
· органическими расстройствами (узелки на складках)
· функциональными расстройствами (несмыкание складок)
Нарушения
могут возникнуть в любом возрасте, но наиболее часто:
§ младенчество (узелки крикунов)
§ период полового созревания (патологическая мутация
голоса)
Дисфония может
быть изолированным нарушением или может входить в состав других нарушений речи.
НАРУШЕНИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
1.
БРАДИЛАЛИЯ -- патологически замедленный темп речи. («Bradi»
-- медленно)
Вместо 10-12 звуков в секунду человек
произносит 3-4-6 звуков.
Синонимы
·
«брадифразия»
Проявления:
§ замедленная реализация артикуляторной программы
§ растягивание гласных
§ вялая нечеткая артикуляция
§ общая заторможенность
§ нарушения моторики, внимания, памяти
Патология является центральнообусловленной.
Может быть органической или функциональной.
2.
ТАХИЛАЛИЯ -- патологически ускоренный темп речи (до 20-30 звуков в
секунду) –«Tachi»- быстро.
Причины:
· преобладание процесса возбуждения над процессом
торможения
· наследственность
· подражание
· издержки воспитания
Проявления:
§ повторение слов, слогов
§ нарушение структуры слов и предложений
§ беспорядочные движения рук, ног, тела
3.
ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи,
обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Синонимы: логоневроз
Страдают до 2% людей.
Причины:
· речевая перегрузка
· патологическая раздражительность
· ускоренный темп речи
· подражание
· издержки воспитания
· психотравмы
Все это является предрасполагающими
факторами для заикания.
Проявления:
§
судороги в момент
речи в речевом аппарате
§
периодичность в
течении
§
связь с общим
эмоциональным состоянием
§
зависимость от
внешних факторов (время года, питание, условия жизни)
§
сопутствующие движения (развиваются постепенно) судороги в различных
группах внеречевой мускулатуры: лицо, шея, конечности (зажмуривание глаз, моргание,
раздувание ноздрей, откидывание головы и т.д.)
§
эмболофразия
(речевая уловка – добавление в речи стереотипных звуков «а-а-а», «э-э-э», «ну»
и др.
§
логофобия – боязнь
речи в целом или произнесения отдельных звуков.
НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
1.
ДИСЛАЛИЯ – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и
сохранной иннервации речевого аппарата.
Синонимы:
§ «дефекты звукопроизношения»
§ «недостатки произношения фонем»
Проявления:
§ неправильное звуковое оформление речи (искажение
звуков, замены звуков, смешение звуков)
Причины:
§ дефекты речевого аппарата
§ неправильное воспитание речи в семье («сюсюканье»,
общение с людьми, имеющими речевые дефекты)
§ двуязычие
§ педагогическая запущенность
§ недоразвитие фонематического слуха
§ недостатки развития артикуляционной моторики
§ снижение слуха – 10% детей с дислалиями
§ снижение интеллекта – 50% у.о.
Дефект
обусловлен:
· у ребенка не сформирована артикуляторная база
· у ребенка неправильно сформированы артикуляторные позиции
Если у ребенка
есть анатомический дефект в строение артикуляционного аппарата, то это
нарушения органического характера, при их отсутствии – функционального характера.
В зависимости от нарушенного звука
различают несколько видов дислалий:
§ сигматизм
§ ламбдацизм
§ каппацизм
§ гаммацизм
§ хитизм
§ ротацизм
§ йотацизм
§ дефекты озвончения
§ дефекты смягчения
НРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
И ИНТОНАЦИОНННО-МЕЛОДИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ
1.
ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное
органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Проявления:
§ расстройства артикуляции
§ нарушения голосообразования
§ изменение ритма, темпа и интонации речи
Причины:
§ органическое поражение ЦНС в результате воздействия
различных неблагоприятных факторов во внутриутробном и раннем периодах развития
§ острые и хронические инфекции
§ кислородная недостаточность
§ недоношенность
§ резус-несовместимость
§ ДЦП – 65-85% детей
§ родовые травмы
§ токсикоз беременности и др.
Классификация
дизартрий основана на выделении локализации пораженного участка коры головного
мозга.
2.
РИНОЛАЛИЯ -- нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные
анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Синонимы:
§ «гнусавость» -- устаревший термин
§ «палатолалия»
Проявления:
§
назализация
(воздушная струя при звукопроизнесении попадает в полость носа и возникает
носовой резонанс)
§
искаженное
произношение всех звуков
§
речь невнятная,
монотонная
§
грубые нарушения
артикуляционного аппарата (расщелина неба)
РИНОФОНИЯ
– если нет расщелины
неба, а есть только носовой оттенок голоса.
НАРУШЕНИЯ
СИСТЕМНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ( ВНУТРЕННЕГО) ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ подразделяется на два вида:
АЛАЛИЯ – отсутствие или недоразвитие речи
вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во
внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Синонимы:
§ «дисфазия»
§ «ранняя детская афазия»
§ «афазия развития»
Проявления:
§
не сформирована
речевая деятельность ребенка
§
не сформирована
система речевых средств (фонетика, грамматика, лексика)
§
страдает
мотивация речи
§
грубые
семантические дефекты
§
нарушения
звукового и слогового состава слова
Причины:
§
органическое
поражение ЦНС
§
воспалительные
заболевания головного мозга
§
травмы головного
мозга
§
кровоизлияния в
мозг при родовой патологии
§
тяжелые
заболевания (рахит)
2.
АФАЗИЯ – полная или частичная утрата речи,
обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Синонимы:
·
«распад речи»
·
«утрата речи»
Проявления:
·
у ребенка
распадается речь в результате черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, опухоли
головного мозга.
Различают:
детскую афазию
раннюю афазию
афазию у взрослых
Если распад
речи произошел у ребенка до 3-х лет, то диагноз «Афазия» не ставится.
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ
РЕЧИ
Встречаются
нарушения письменной речи двух типов:
1.
ДИСЛЕКСИЯ – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
АЛЕКСИЯ – невозможность овладения чтением.
Проявления:
§ затруднения опознавания букв
§ затруднения слияния букв в слоги и слова
§ аграмматизмы
§ искажение понимания прочитанного
2.
ДИСГРАФИЯ – частичное специфическое нарушение процесса письма.
АГРАФИЯ – невозможность овладения письмом.
Проявления:
§ нестойкость оптико-пространственного образа буквы
§ смешение или пропуск букв на письме
§ искажение звукового состава слова
§ искажение структуры предложения.
Таким образом в МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ выделяют 11 видов речевых патологий, из них 9 –
нарушения устной речи и 2 – нарушения письменной речи.
Психолого-педагогическая классификация
Нацелена на:
·
разработку методов педагогического
воздействия
·
выявление общих проявлений дефекта
при различных формах аномального развития речи у детей
·
возможность групповой коррекции
Группировка нарушений осуществляется от
частного к общему.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нарушения средств
общения
|
|
|
Нарушения в применении
средств общения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НАРУШЕНИЯ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ
1.
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ
НАРУШЕНИЕ РЕЧИ –нарушение
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными
речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
2.
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ – различные сложные речевые расстройства, при которых
нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой
и смысловой стороне речи.
Проявления:
§ позднее начало развития речи
§ маленький словарный запас
§ аграмматизмы
§ дефекты произношения
§ дефекты фонемообразования
Недоразвитие
может быть выражено в различной степени: от лепета до фразовой дефектной речи –
1, 2, 3 уровень речевого развития
НАРУШЕНИЯ В ПРИМЕНЕНИИ СРЕДСТВ
ОБЩЕНИЯ
1.
ЗАИКАНИЕ – нарушение коммуникативной функции речи
Нарушения чтения и письма относятся к 1
группе речевых нарушений, самостоятельными не являются, рассматриваются, как
отсроченные во времени проявления ФФНР и ОНР
4. Анатомо-физиологические процессы речи
Знание анатомо-физиологических механизмов речи позволяет:
1.
представить сложный механизм речи
в N
2.
дифференцированно подходить к
анализу речевой патологии
3.
правильно определить путь
коррекционного воздействия
Речь:
§ сложная психическая функция
§ речевой акт осуществляется системой органов, в которых
ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга
§ наиболее сложная форма общения, присущая только
человеку, осуществляемая посредством языка
§ язык – система фонетических, лексических и
грамматических средств общения
Строение речевого аппарата
Состоит из
двух тесно связанных частей:
Ø центрального (регулирующего) речевого аппарата
Ø периферического (исполнительного) речевого аппарата
1. Центральный речевой аппарат
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|