бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы логопедии бесплатно рефераты

§  время наступления дефекта

Все виды нарушений, рассматриваемых в этой классификации можно разделить на две группы, в зависимости от того, какой вид речи нарушен:


 





Нарушения устной речи делятся на два типа:


Нарушение фонационного оформления высказывания (внешняя речь)

 

Нарушение структурно-семантического оформления высказывания (внутренняя речь)

 
 



Нарушения фонационного оформления высказывания в зависимости от нарушенного звена подразделяется на:

ü   нарушения голосообразования

ü   нарушения темпо-ритмической организации речи

ü   нарушения интонационно-мелодической организации речи

ü   нарушения звукопроизношения

Все эти нарушения могут наблюдаться:

-- изолированно -- в комбинациях

НАРУШЕНИЯ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ

1.                ДИСФОНИЯ (АФОНИЯ) -- отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Синонимы:

·     «нарушения голоса»

·     «нарушения фонации»

·     «фонаторные нарушения»

·     «вокальные нарушения»

Проявления:

·     отсутствие голоса (афония)

·     нарушения силы, высоты и тембра голоса (дисфония)

Патология может быть обусловлена:

·     органическими расстройствами (узелки на складках)

·     функциональными расстройствами (несмыкание складок)

Нарушения могут возникнуть в любом возрасте, но наиболее часто:

§  младенчество (узелки крикунов)

§  период полового созревания (патологическая мутация голоса)

Дисфония может быть изолированным нарушением или может входить в состав других нарушений речи.

НАРУШЕНИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.                БРАДИЛАЛИЯ -- патологически замедленный темп речи. («Bradi» -- медленно)

Вместо 10-12 звуков в секунду человек произносит 3-4-6 звуков.

Синонимы

·              «брадифразия»

Проявления:

§  замедленная реализация артикуляторной программы

§  растягивание гласных

§  вялая нечеткая артикуляция

§  общая заторможенность

§  нарушения моторики, внимания, памяти

Патология является центральнообусловленной. Может быть органической или функциональной.

2.                 ТАХИЛАЛИЯ -- патологически ускоренный темп речи (до 20-30 звуков в секунду) –«Tachi»- быстро.

Причины:

·     преобладание процесса возбуждения над процессом торможения

·     наследственность

·     подражание

·     издержки воспитания

Проявления:

§   повторение слов, слогов

§   нарушение структуры слов и предложений

§   беспорядочные движения рук, ног, тела

3.                 ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Синонимы: логоневроз

Страдают до 2% людей.

Причины:

·     речевая перегрузка

·     патологическая раздражительность

·     ускоренный темп речи

·     подражание

·     издержки воспитания

·     психотравмы

Все это является предрасполагающими факторами для заикания.

Проявления:

§    судороги в момент речи в речевом аппарате

§    периодичность в течении

§    связь с общим эмоциональным состоянием

§    зависимость от внешних факторов (время года, питание, условия жизни)

§    сопутствующие движения (развиваются постепенно) судороги в различных группах внеречевой мускулатуры: лицо, шея, конечности (зажмуривание глаз, моргание, раздувание ноздрей, откидывание головы и т.д.)

§    эмболофразия (речевая уловка – добавление в речи стереотипных звуков «а-а-а», «э-э-э», «ну» и др.

§    логофобия – боязнь речи в целом или произнесения отдельных звуков.

НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

1.                ДИСЛАЛИЯ – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Синонимы:

§    «дефекты звукопроизношения»

§    «недостатки произношения фонем»

Проявления:

§    неправильное звуковое оформление речи (искажение звуков, замены звуков, смешение звуков)

Причины:

§    дефекты речевого аппарата

§    неправильное воспитание речи в семье («сюсюканье», общение с людьми, имеющими речевые дефекты)

§    двуязычие

§    педагогическая запущенность

§    недоразвитие фонематического слуха

§    недостатки развития артикуляционной моторики

§    снижение слуха – 10% детей с дислалиями

§    снижение интеллекта – 50% у.о.

Дефект обусловлен:

· у ребенка не сформирована артикуляторная база

· у ребенка неправильно сформированы артикуляторные позиции

Если у ребенка есть анатомический дефект в строение артикуляционного аппарата, то это нарушения органического характера, при их отсутствии – функционального характера.

В зависимости от нарушенного звука различают несколько видов дислалий:

§  сигматизм

§  ламбдацизм

§  каппацизм

§  гаммацизм

§  хитизм

§  ротацизм

§  йотацизм

§  дефекты озвончения

§  дефекты смягчения

НРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ИНТОНАЦИОНННО-МЕЛОДИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ

1.               ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Проявления:

§    расстройства артикуляции

§    нарушения голосообразования

§    изменение ритма, темпа и интонации речи

Причины:

§    органическое поражение ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов во внутриутробном и раннем периодах развития

§    острые и хронические инфекции

§    кислородная недостаточность

§    недоношенность

§    резус-несовместимость

§    ДЦП – 65-85% детей

§    родовые травмы

§    токсикоз беременности и др.

Классификация дизартрий основана на выделении локализации пораженного участка коры головного мозга.

2.               РИНОЛАЛИЯ -- нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Синонимы:

§    «гнусавость» -- устаревший термин

§    «палатолалия»

Проявления:

§    назализация (воздушная струя при звукопроизнесении попадает в полость носа и возникает носовой резонанс)

§    искаженное произношение всех звуков

§    речь невнятная, монотонная

§    грубые нарушения артикуляционного аппарата (расщелина неба)

РИНОФОНИЯ – если нет расщелины неба, а есть только носовой оттенок голоса.

НАРУШЕНИЯ СИСТЕМНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ( ВНУТРЕННЕГО) ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ подразделяется на два вида:


 






АЛАЛИЯ – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Синонимы:

§  «дисфазия»

§  «ранняя детская афазия»

§  «афазия развития»

Проявления:

§    не сформирована речевая деятельность ребенка

§    не сформирована система речевых средств (фонетика, грамматика, лексика)

§    страдает мотивация речи

§    грубые семантические дефекты

§    нарушения звукового и слогового состава слова

Причины:

§    органическое поражение ЦНС

§    воспалительные заболевания головного мозга

§    травмы головного мозга

§    кровоизлияния в мозг при родовой патологии

§    тяжелые заболевания (рахит)

2.             АФАЗИЯ – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Синонимы:

·              «распад речи»

·              «утрата речи»

Проявления:

·              у ребенка распадается речь в результате черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, опухоли головного мозга.

Различают:

         детскую афазию

         раннюю афазию

         афазию у взрослых

Если распад речи произошел у ребенка до 3-х лет, то диагноз «Афазия» не ставится.

НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Встречаются нарушения письменной речи двух типов:

 







1.                ДИСЛЕКСИЯ – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

АЛЕКСИЯ – невозможность овладения чтением.

Проявления:

§  затруднения опознавания букв

§  затруднения слияния букв в слоги и слова

§  аграмматизмы

§  искажение понимания прочитанного

2.                ДИСГРАФИЯ – частичное специфическое нарушение процесса письма.

АГРАФИЯ – невозможность овладения письмом.

Проявления:

§    нестойкость оптико-пространственного образа буквы

§    смешение или пропуск букв на письме

§    искажение звукового состава слова

§    искажение структуры предложения.

Таким образом в МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ выделяют 11 видов речевых патологий, из них 9 – нарушения устной речи и 2 – нарушения письменной речи.

Психолого-педагогическая классификация

Нацелена на:

·                   разработку методов педагогического воздействия

·                   выявление общих проявлений дефекта при различных формах аномального развития речи у детей

·                   возможность групповой коррекции

Группировка нарушений осуществляется от частного к общему.


Нарушения средств

общения

 

Нарушения в применении

средств общения

 

 ФФНР

 

 ОНР

 

 аикание

 
 










НАРУШЕНИЯ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ

1.             ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ –нарушение формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

2.             ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи.

Проявления:

§  позднее начало развития речи

§  маленький словарный запас

§  аграмматизмы

§  дефекты произношения

§  дефекты фонемообразования

Недоразвитие может быть выражено в различной степени: от лепета до фразовой дефектной речи – 1, 2, 3 уровень речевого развития

НАРУШЕНИЯ В ПРИМЕНЕНИИ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ

1.  ЗАИКАНИЕ – нарушение коммуникативной функции речи

Нарушения чтения и письма относятся к 1 группе речевых нарушений, самостоятельными не являются, рассматриваются, как отсроченные во времени проявления ФФНР и ОНР

4. Анатомо-физиологические процессы речи


Знание анатомо-физиологических механизмов речи позволяет:

1.            представить сложный механизм речи в N

2.            дифференцированно подходить к анализу речевой патологии

3.            правильно определить путь коррекционного воздействия

Речь:

§  сложная психическая функция

§  речевой акт осуществляется системой органов, в которых ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга

§  наиболее сложная форма общения, присущая только человеку, осуществляемая посредством языка

§  язык – система фонетических, лексических и грамматических средств общения

Строение речевого аппарата

Состоит из двух тесно связанных частей:

Ø   центрального (регулирующего) речевого аппарата

Ø   периферического (исполнительного) речевого аппарата

1. Центральный речевой аппарат

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21