Методы логопедии
v возникновение артикуляционного спазма
v непризвольные выкрики
v нарушение темпа речи (замедленный или ускоренный,
монотонный)
v нарушения тембра и силы голоса
v нарушения интонации
v нарушения артикуляционной моторики + нарушения
голосообразования и речевого дыхания
v может сочетаться с нарушением слуха
3. Мозжечковая дизартрия.
Возникает при
нарушениях в области мозжечка:
v скандированная речь
v нарушения модуляции голоса
v трудность удержания артикуляционных укладов
v неточность движений языка
В чистом виде
мозжечковая дизартрия наблюдается редко.
4. Корковая дизартрия.
Возникает при
очаговых поражениях коры головного мозга:
v нарушается произвольная моторика артикуляционного
аппарата
v нарушается произношение сложных по звуко-слоговой
структуре слов
v затрудняется динамика переключения с одного звука на
другой, с одной позы на другую
v изолированные звуки произносятся правильно, а в потоке
речи искажаются, заменяются
v ускоренный
темп речи запинки
v нет нарушений лексико-грамматической стороны речи
5. Псевдобульбарная дизартрия.
Возникает,
как следствие перенесенного органического поражения головного мозга:
v псевдобульбарный парез или паралич, обусловленный
поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам ЧМН
v нарушения общей и речевой моторики
v затрудненность сосания, глотания
v поперхивания, захлебывания при еде
v слюнотечение
v нарушение мимики
Выделяют 3
степени псевдобульбарной дизартрии:
Ø легкую
Ø среднюю
Ø тяжелую
Легкая
степень псевдобульбарной дизартрии
v отсутствуют грубые нарушения моторики артикуляционного
аппарата
v медленные, неточные движения языка, губ
v расстройства жевания и глотания невыражены
v речь замедленная, смазанная
v чаще страдают звуки Ж, Ш, Р, Ц, Ч
v звонкие произносятся с оглушением
v трудности произношения мягких (средняя часть языка)
v недоразвитие фонематического восприятия (звуковой
анализ)
v на письме замены: Д Т, Ч Ц
v сохранны структура слова и лексико-грамматическая
сторона речи
v слух и интеллект чаще всего сохранны
Средняя
степень псевдобульбарной дизартрии
v наиболее многочисленная группа дизартриков
v амимичность: не могут надувать щеки, вытягивать губы
v движения языка ограничены вверх и в стороны, в
статическом положении не могут удерживать язык
v трудности в артикуляционных переключениях
v мягкое небо малоподвижно
v назализованный голос
v обильная солювация
v затруднено жевание и глотание
v тяжелые нарушения звукопроизношения
v малоподвижный
язык, губы нечеткая артикуляция гласных
v часто смешиваются Ы—И
v могут быть сохранны звуки: П, Т, М, К, Х, Н
v Ч и Ц, Р и Л произносятся приближенно с призвуком
v слабая воздушная струя
v звонкие согласные заменяют глухими
v пропуск звуков в конце слова и в стечениях согласных
v нарушения коммуникативной функции речи
v ограниченность жизненного и вербального опыта
Тяжелая
степень псевдобульбарной дизартрии
v анартрия – глубокое поражение мышц и полная
бездеятельность речевого аппарата
v маскообразное лицо
v отвисает нижняя челюсть
v рот постоянно открыт
v язык неподвижен
v большие трудности при жевании и глотании
v речь нечленораздельна или отсутствует
Отличия дизартрии от дислалии:
§ при дизартрии имеется три ведущих
синдрома – артикуляторные, дыхательные и голосовые расстройства.
§ имеются нарушения просодической
системы
§ огромные трудности в автоматизации
звуков
§ наличие признаков органического
поражения ЦНС
Отличия дизартрии алалии:
· отсутствие
первичных нарушений языковых операций
Характерные признаки речи детей-дизартриков:
§ при
искаженном произнесении звуков сохранен ритмический контур слова (2, 3 и 4
сложные слова)
§ затруднено
произношение согласных в стечениях – выпадает один из согласных (БЕЛКА – БЕКА) или
оба согласных (ЗМЕЯ – ИЯ)
§ уподобление
слогов (из-за трудности переключения): ПОСУДА - ПОСЮСЯ
§ нарушения
восприятия звуков, отсутствие четкого кинестетического образа звука
§ затруднения
в звуковом анализе
§ трудности
в усвоении грамоты и письма
§ гласные
звуки плохо различаются по звучанию
§ замены
согласных: Л-Р, Х-Ч, Б-Т, Г-Д, С-Ч, Б-П.
§ нарушения
слоговой структуры за счет перестановок звуков (КНИГА—КИНГА), пропусков (ШАПКА
– ШАПА), искажения
§ неправильное
употребление предлогов
§ неправильные
синтаксические связи в предложениях
§ отклонения
в употреблении слов (ЖЕЛУДЬ – ОРЕХ)
§ чтение
послоговое, интонационно неокрашенное
Методика логопедического воздействия
при дизартрии
Базируется на:
§ знании
структуры речевого дефекта при различных формах дизартрии
§ знании
механизмов нарушений общей и артикуляционной моторики
§ учете
индивидуальных особенностей ребенка
Система логопедического воздействия носит комплексный
характер:
Ä коррекция
звукопроизношения + формирование звукового анализа и синтеза + развитие
лексико-грамматической стороны речи + развитие связного высказывания
Ä дифференцированный
артикуляционный массаж + гимнастика
Ä логопедическая
ритмика
Ä ЛФК
+ физиотерапия
Ä медикаментозное
лечение
Подготовительный этап коррекционной работы (1-ый этап)
Основные цели:
·
подготовка артикуляционного аппарата
·
воспитание потребности в речевом общении
·
развитие и уточнение пассивного словаря
·
коррекция дыхания и голоса
·
развитие сенсорных функций (слуховое восприятие, звуковой
анализ)
Если у ребенка отсутствует речь:
·
стимуляция начальных голосовых реакций
·
вызывание звукоподражаний
·
медикаментозное лечение + ЛФК + физиотерапия + массаж.
Этап формирования первичных коммуникативных произносительных навыков (2-ой
этап)
Цели:
·
развитие речевого общения и звукового анализа
·
коррекция артикуляционных нарушений
·
при спастичности:
1.
расслабление мышц артикуляционного аппарата,
2.
выработка контроля над положением рта,
3.
развитие артикуляционных движений,
4.
развитие голоса
·
коррекция речевого дыхания
·
развитие артикуляционного праксиса
Работа по
расслаблению мышц речевого аппарата:
î мышечное
расслабление шейной, грудной мускулатуры, мышц рук
î расслабляющий
массаж лица (от середины лба к вискам кончиками пальцев в медленном темпе) –
дозированно, на те области, где есть повышенный тонус
î пассивно-активные
движения (захват и удержание палочек, леденцов, питье через соломинку)
î тренировка
мышц языка (сначала движения языка вместе с движением нижней челюсти)
Выработка
контроля за положением рта:
î 1
период – упражнения для губ
î 2
период – закрывание рта активно-пассивным путем (наклоненная или запрокинутая
голова)
î 3
период – активные движения по инструкции (открывание-закрывание-вытягивание
губ) и имитация по картинкам
Артикуляционная
гимнастика:
î упражнения
для мимических мышц (открывание – закрывание глаз, нахмуривание бровей)
î упражнения
с сопротивлением (с использованием салфетки)
î стимуляция
мышц корня языка и нижней челюсти (рефлекторное сокращение с помощью шпателя)
î стимуляция
кончика языка (используются игры)
Развитие
голоса:
î упражнения
на координацию деятельности дыхания, фонации и артикуляции
Перед голосовой работой необходимо
сделать:
· артикуляционную гимнастику
· массаж
· расслабление шейной мускулатуры
· специальные упражнения (вращение головы)
î произнесение
цепочек гласных: ИЭО, ИЭОУАЫ …
î произнесение
сочетаний звуков: ДОН – ДОН, КАР – КАР, АВ – АВ.
î упражнение
«АП»: удержание воздуха во рту под давлением
Коррекция
речевого дыхания:
î общие
дыхательные упражнения для увеличения объема легких и нормализации ритма
î развитие
ротового выдоха
î упражнения
на дыхание с сопротивлением (рука на грудной клетке)
î задержка
вдоха – медленный продолжительный выдох
Упражнения проводят ежедневно по 5-10 минут
Развитие
артикуляционного праксиса:
î потряхивания
верхней и нижней губы
î опускание
и поднимание нижней челюсти
î губы
пассивно сомкнуты: дуть через губы и раздвигать их
î язык
помещается и удерживается между зубами
Коррекция
звукопроизношения:
·
требуются контроль зрения, тактильно вибрационный контроль,
помощь логопеда в производстве движений
·
сначала добиваются приближенного произношения звуков
î 1-я
группа звуков для постановки: А, П, У, М, К, Ы, Н, Х, В, О, Т, С, Л
î дифференциация
в этой группе осуществляется следующим образом:
§ ротовые
–носовые звуки (М, Н)
§ внутри
группы носовых М – Н
§ внутри
группы взрывных К – Х
§ гласные
А, О, У, Ы
§ взрывные
– фрикативные Т – С
î 2-я
группа звуков: шипящие, аффрикаты, Р
î дифференциация
в этой группе:
· звуки
С – З
· звуки
Ш – Ж
· звуки
Ц – Ч
· звуки
Ч – Щ
· звуки
Ч –ТЬ
· йотированные
На этом этапе добиваются четкого произнесения звуков
Упражнения
для развития моторики:
î пальчиковые
упражнения
î лепка
î работа
с мозаикой
î работа
со строительным материалом
î рисование,
раскрашивание, штриховка (сначала мягким карандашом)
Для упражнений с детьми-дизартриками используются
специальные приспособления:
· эластичный
резиновый жгут под челюстью (для укрепления мышц)
· полотно
для захвата двумя-тремя пальцами пуговиц на резиновых ножках
· шнуровки
и застежки
9. Нарушение
темпа речи
В логопедии выделяют 2 типа нарушений
темпа речи:
При нарушениях темпа речи:
·
нарушается развитие как внешней, так и
внутренней речи
·
речь малопонятна для окружающих
·
в тяжелых случаях страдает процесс
коммуникации
Брадилалия -- патологически замедленный темп речи.
Причины:
·
наследственность
·
экзогенные факторы (интоксикации,
астения)
·
психологические причины (подражание,
воспитание)
Брадилалия может быть самостоятельным
нарушением или симптомом другой патологии (умственной отсталости, ДЦП).
Самостоятельное нарушение – у лиц флегматичных, заторможенных.
Замедленный темп может быть национальной
особенностью – у народов Прибалтики.
Проявления:
v замедленный
темп речи
v замедленный
темп чтения и письма
v монотонность
голоса, назализация
v удлиннение
пауз между словами
v удлиннение
пауз между звуками в слове
v может
быть скандированная речь
v может
быть нарушение звукопроизношения
v речь
неэстетична, вызывает у окружающих истощение внимания, напряжение, мешает
общению
v нарушения
общей моторики
v нарушения
мелкой моторики
v нарушения
мимики
v замедленность
восприятия, внимания, памяти, мышления
v затруднения
переключаемости
v необходимость
повторения инструкции
v склонность
к стереотипам
v персеверации
v нарушения
вербальной ориентировки в окружающем
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи из-за преобладания
процессов возбуждения.
Различают:
v тахилалия,
как самостоятельное нарушение речи
v функциональная
тахилалия (вторичное проявление заикания)
v параллельная
форма тахилалии (переплетается с другими симптомокомплексами – дизартрией)
Проявления:
v быстрый
темп речи (вместо 10-12 звуков – 20-30 звуков в секунду)
v стремительность
речи
v расстройства
речевого внимания
v запинки
v повторения
v проглатывания
фонем, слогов, слов
v персеверации
слогов, слов
v искажение
структуры предложения
v неясность
произношения
v быстрый
темп чтения и письма
v нарушения
общей моторики (ускоренная ходьба)
v нарушения
вегетативной нервной системы (потоотделение)
v нарушения
эмоционально-волевой сферы (вспыльчивость)
v отклонения
в поведении
Классификация
тахилалий
1. Баттаризм (парафразия) – неправильное формирование фразы как следствие нарушения
речевого внимания.
Причины:
·
психогенные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|