бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы логопедии бесплатно рефераты

v   возникновение артикуляционного спазма

v   непризвольные выкрики

v   нарушение темпа речи (замедленный или ускоренный, монотонный)

v   нарушения тембра и силы голоса

v   нарушения интонации

v   нарушения артикуляционной моторики + нарушения голосообразования и речевого дыхания

v   может сочетаться с нарушением слуха

3. Мозжечковая дизартрия.

Возникает при нарушениях в области мозжечка:

v   скандированная речь

v   нарушения модуляции голоса

v   трудность удержания артикуляционных укладов

v   неточность движений языка

В чистом виде мозжечковая дизартрия наблюдается редко.

4. Корковая дизартрия.

Возникает при очаговых поражениях коры головного мозга:

v   нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата

v   нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов

v   затрудняется динамика переключения с одного звука на другой, с одной позы на другую

v   изолированные звуки произносятся правильно, а в потоке речи искажаются, заменяются

v   ускоренный темп речи запинки

v   нет нарушений лексико-грамматической стороны речи

5. Псевдобульбарная дизартрия.

Возникает, как следствие перенесенного органического поражения головного мозга:

v   псевдобульбарный парез или паралич, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам ЧМН

v   нарушения общей и речевой моторики

v   затрудненность сосания, глотания

v   поперхивания, захлебывания при еде

v   слюнотечение

v   нарушение мимики

Выделяют 3 степени псевдобульбарной дизартрии:

Ø  легкую

Ø  среднюю

Ø  тяжелую

Легкая степень псевдобульбарной дизартрии

v   отсутствуют грубые нарушения моторики артикуляционного аппарата

v   медленные, неточные движения языка, губ

v   расстройства жевания и глотания невыражены

v   речь замедленная, смазанная

v   чаще страдают звуки Ж, Ш, Р, Ц, Ч

v   звонкие произносятся с оглушением

v   трудности произношения мягких (средняя часть языка)

v   недоразвитие фонематического восприятия (звуковой анализ)

v   на письме замены: Д Т, Ч Ц

v   сохранны структура слова и лексико-грамматическая сторона речи

v   слух и интеллект чаще всего сохранны

Средняя степень псевдобульбарной дизартрии

v   наиболее многочисленная группа дизартриков

v   амимичность: не могут надувать щеки, вытягивать губы

v   движения языка ограничены вверх и в стороны, в статическом положении не могут удерживать язык

v   трудности в артикуляционных переключениях

v   мягкое небо малоподвижно

v   назализованный голос

v   обильная солювация

v   затруднено жевание и глотание

v   тяжелые нарушения звукопроизношения

v   малоподвижный язык, губы нечеткая артикуляция гласных

v   часто смешиваются Ы—И

v   могут быть сохранны звуки: П, Т, М, К, Х, Н

v   Ч и Ц, Р и Л произносятся приближенно с призвуком

v   слабая воздушная струя

v   звонкие согласные заменяют глухими

v   пропуск звуков в конце слова и в стечениях согласных

v   нарушения коммуникативной функции речи

v   ограниченность жизненного и вербального опыта

Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии

v   анартрия – глубокое поражение мышц и полная бездеятельность речевого аппарата

v   маскообразное лицо

v   отвисает нижняя челюсть

v   рот постоянно открыт

v   язык неподвижен

v   большие трудности при жевании и глотании

v   речь нечленораздельна или отсутствует

Отличия дизартрии от дислалии:

§  при дизартрии имеется три ведущих синдрома – артикуляторные, дыхательные и голосовые расстройства.

§  имеются нарушения просодической системы

§  огромные трудности в автоматизации звуков

§  наличие признаков органического поражения ЦНС

Отличия дизартрии алалии:

· отсутствие первичных нарушений языковых операций

Характерные признаки речи детей-дизартриков:

§  при искаженном произнесении звуков сохранен ритмический контур слова (2, 3 и 4 сложные слова)

§  затруднено произношение согласных в стечениях – выпадает один из согласных (БЕЛКА – БЕКА) или оба согласных (ЗМЕЯ – ИЯ)

§  уподобление слогов (из-за трудности переключения): ПОСУДА - ПОСЮСЯ

§  нарушения восприятия звуков, отсутствие четкого кинестетического образа звука

§  затруднения в звуковом анализе

§  трудности в усвоении грамоты и письма

§  гласные звуки плохо различаются по звучанию

§  замены согласных: Л-Р, Х-Ч, Б-Т, Г-Д, С-Ч, Б-П.

§  нарушения слоговой структуры за счет перестановок звуков (КНИГА—КИНГА), пропусков (ШАПКА – ШАПА), искажения

§  неправильное употребление предлогов

§  неправильные синтаксические связи в предложениях

§  отклонения в употреблении слов (ЖЕЛУДЬ – ОРЕХ)

§  чтение послоговое, интонационно неокрашенное

Методика логопедического воздействия при дизартрии

Базируется на:

§  знании структуры речевого дефекта при различных формах дизартрии

§  знании механизмов нарушений общей и артикуляционной моторики

§  учете индивидуальных особенностей ребенка

Система логопедического воздействия носит комплексный характер:

Ä    коррекция звукопроизношения + формирование звукового анализа и синтеза + развитие лексико-грамматической стороны речи + развитие связного высказывания

Ä    дифференцированный артикуляционный массаж + гимнастика

Ä    логопедическая ритмика

Ä    ЛФК + физиотерапия

Ä    медикаментозное лечение

Подготовительный этап коррекционной работы (1-ый этап)

Основные цели:

·              подготовка артикуляционного аппарата

·              воспитание потребности в речевом общении

·              развитие и уточнение пассивного словаря

·              коррекция дыхания и голоса

·              развитие сенсорных функций (слуховое восприятие, звуковой анализ)

Если у ребенка отсутствует речь:

·              стимуляция начальных голосовых реакций

·              вызывание звукоподражаний

·              медикаментозное лечение + ЛФК + физиотерапия + массаж.

Этап формирования первичных коммуникативных произносительных навыков (2-ой этап)

Цели:

·              развитие речевого общения и звукового анализа

·              коррекция артикуляционных нарушений

·                   при спастичности:

1.        расслабление мышц артикуляционного аппарата,

2.        выработка контроля над положением рта,

3.        развитие артикуляционных движений,

4.        развитие голоса

·          коррекция речевого дыхания

·          развитие артикуляционного праксиса

Работа по расслаблению мышц речевого аппарата:

î    мышечное расслабление шейной, грудной мускулатуры, мышц рук

î    расслабляющий массаж лица (от середины лба к вискам кончиками пальцев в медленном темпе) – дозированно, на те области, где есть повышенный тонус

î    пассивно-активные движения (захват и удержание палочек, леденцов, питье через соломинку)

î    тренировка мышц языка (сначала движения языка вместе с движением нижней челюсти)

Выработка контроля за положением рта:

î   1 период – упражнения для губ

î   2 период – закрывание рта активно-пассивным путем (наклоненная или запрокинутая голова)

î   3 период – активные движения по инструкции (открывание-закрывание-вытягивание губ) и имитация по картинкам

Артикуляционная гимнастика:

î   упражнения для мимических мышц (открывание – закрывание глаз, нахмуривание бровей)

î   упражнения с сопротивлением (с использованием салфетки)

î   стимуляция мышц корня языка и нижней челюсти (рефлекторное сокращение с помощью шпателя)

î   стимуляция кончика языка (используются игры)

Развитие голоса:

î   упражнения на координацию деятельности дыхания, фонации и артикуляции

Перед голосовой работой необходимо сделать:

·     артикуляционную гимнастику

·     массаж

·     расслабление шейной мускулатуры

·     специальные упражнения (вращение головы)

î   произнесение цепочек гласных: ИЭО, ИЭОУАЫ …

î   произнесение сочетаний звуков: ДОН – ДОН, КАР – КАР, АВ – АВ.

î   упражнение «АП»: удержание воздуха во рту под давлением

Коррекция речевого дыхания:

î   общие дыхательные упражнения для увеличения объема легких и нормализации ритма

î   развитие ротового выдоха

î   упражнения на дыхание с сопротивлением (рука на грудной клетке)

î   задержка вдоха – медленный продолжительный выдох

Упражнения проводят ежедневно по 5-10 минут

Развитие артикуляционного праксиса:

î   потряхивания верхней и нижней губы

î   опускание и поднимание нижней челюсти

î   губы пассивно сомкнуты: дуть через губы и раздвигать их

î   язык помещается и удерживается между зубами

Коррекция звукопроизношения:

·          требуются контроль зрения, тактильно вибрационный контроль, помощь логопеда в производстве движений

·          сначала добиваются приближенного произношения звуков

î   1-я группа звуков для постановки: А, П, У, М, К, Ы, Н, Х, В, О, Т, С, Л

î   дифференциация в этой группе осуществляется следующим образом:

§  ротовые –носовые звуки (М, Н)

§  внутри группы носовых М – Н

§  внутри группы взрывных К – Х

§  гласные А, О, У, Ы

§  взрывные – фрикативные Т – С

î   2-я группа звуков: шипящие, аффрикаты, Р

î   дифференциация в этой группе:

·     звуки С – З

·     звуки Ш – Ж

·     звуки Ц – Ч

·     звуки Ч – Щ

·     звуки Ч –ТЬ

·     йотированные

На этом этапе добиваются четкого произнесения звуков

Упражнения для развития моторики:

î   пальчиковые упражнения

î   лепка

î   работа с мозаикой

î   работа со строительным материалом

î   рисование, раскрашивание, штриховка (сначала мягким карандашом)

Для упражнений с детьми-дизартриками используются специальные приспособления:

·  эластичный резиновый жгут под челюстью (для укрепления мышц)

·  полотно для захвата двумя-тремя пальцами пуговиц на резиновых ножках

·  шнуровки и застежки


9. Нарушение темпа речи


В логопедии выделяют 2 типа нарушений темпа речи:


 






При нарушениях темпа речи:

·              нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи

·              речь малопонятна для окружающих

·              в тяжелых случаях страдает процесс коммуникации

Брадилалия -- патологически замедленный темп речи.

Причины:

·              наследственность

·              экзогенные факторы (интоксикации, астения)

·              психологические причины (подражание, воспитание)

Брадилалия может быть самостоятельным нарушением или симптомом другой патологии (умственной отсталости, ДЦП). Самостоятельное нарушение – у лиц флегматичных, заторможенных.

Замедленный темп может быть национальной особенностью – у народов Прибалтики.

Проявления:

v   замедленный темп речи

v   замедленный темп чтения и письма

v   монотонность голоса, назализация

v   удлиннение пауз между словами

v   удлиннение пауз между звуками в слове

v   может быть скандированная речь

v   может быть нарушение звукопроизношения

v   речь неэстетична, вызывает у окружающих истощение внимания, напряжение, мешает общению

v   нарушения общей моторики

v   нарушения мелкой моторики

v   нарушения мимики

v   замедленность восприятия, внимания, памяти, мышления

v   затруднения переключаемости

v   необходимость повторения инструкции

v   склонность к стереотипам

v   персеверации

v   нарушения вербальной ориентировки в окружающем

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи из-за преобладания процессов возбуждения.

Различают:

v   тахилалия, как самостоятельное нарушение речи

v   функциональная тахилалия (вторичное проявление заикания)

v   параллельная форма тахилалии (переплетается с другими симптомокомплексами – дизартрией)

Проявления:

v   быстрый темп речи (вместо 10-12 звуков – 20-30 звуков в секунду)

v   стремительность речи

v   расстройства речевого внимания

v   запинки

v   повторения

v   проглатывания фонем, слогов, слов

v   персеверации слогов, слов

v   искажение структуры предложения

v   неясность произношения

v   быстрый темп чтения и письма

v   нарушения общей моторики (ускоренная ходьба)

v   нарушения вегетативной нервной системы (потоотделение)

v   нарушения эмоционально-волевой сферы (вспыльчивость)

v   отклонения в поведении

 баттаризм

 

 полтерн

 

ТАХИЛАЛИЯ

 
Классификация тахилалий







1. Баттаризм (парафразия) – неправильное формирование фразы как следствие нарушения речевого внимания.

Причины:

·              психогенные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21