Методы логопедии
10.
введение звукоподражаний в стихи:
Посмотрите в небеса – самолет там, как оса: У-У-У
11.
при игре в лото использование слов
ДАЙ, НА, ВОТ, БЕРИ
12.
формирование фраз ДАЙ ПИТЬ ХОЧУ ПИТЬ
ДАЙ ЕЩЕ ХОЧУ ГУЛЯТЬ
МАМА, НА ИДЕМ ГУЛЯТЬ
МАМА ИДЕМ ИДЕМ ДОМОЙ и т.д.
2 этап -- первые формы слов
(у детей появилась возможность соединить в
одной фразе 2-4 аморфных слова без грамматических связей)
Понимание речи:
1.
различение количества предметов
(много –мало--один)
2.
различение величины предметов
(большой --маленький)
3.
различение вкуса (сладкий –
соленый)
4.
пространственное расположение
(здесь – там, тут – вот)
5.
различение ед. и множ. Число: ДОМ
– ДОМА
6.
различение отрицательной частицы
НЕ: ИДИ – НЕ ИДИ (без предмета), ВОЗЬМИ – НЕ БЕРИ, СПРЯЧЬ МЯЧ – НЕ ПРЯЧЬ МЯЧ (с
предметом)
7.
различение, к кому обращена
команда: ВОВА, СЯДЬ – ДЕТИ САДИТЕСЬ, СЯДЬ – САДИТЕСЬ (форма повелительного
наклонения глагола в единственном и множественном числе)
Развитие самостоятельной речи:
1.
звукопроизношение – уточнение
артикуляции гласных (кроме Ы), согласных М,П,Б,Т,Д; остальные звуки –
приближенное произношение
2.
называние знакомых предметов
3.
наращивание слогов к концу
слова: МУ -- … РУ -- … ПО -- , ЛАП-- + КА
Способность детей воспроизводить слова
различной слоговой структуры связана с
возможностью объединять слова в
предложения: как только появляется раза из 2 аморфных корней, возникает
возможность воспроизводить по подражанию слово из двух слогов.
4.
двусловное предложение со
словами «ЭТО, ВОТ, ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ + существ.»: ВОТ ЗАЙКА ТАМ ПАЛКА ТУТ КОТ
ЭТО МАШИНА
5.
употребление повелительного
наклонения глагола: команды куклам – ИДИ, СИДИ, БЕГИ, ЛОВИ, СТИРАЙ
6.
употребление фразы «обращение+
повелительный глагол»: КАТЯ, ИДИ! СИДИ, МИША
7.
употребление фразы «обращение
+ повелительный глагол+ Вин. Падеж существ.»: КАТЯ, ДАЙ МЯЧ (= И.п.), ВОВА,
НАДЕНЬ ШУБУ ( не совпадает с И.п.)
8.
употребление фразы «глагол в
неопред. Форме + ХОЧУ, НЕ ХОЧУ, НАДО, НЕ НАДО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ»: ХОЧУ СПАТЬ,
НЕ НАДО ПИСАТЬ, МОЖНО КУШАТЬ, ИДИ
Упражнение: «Кто что будет делать?».
Куклы в различных костюмах (фартук, пижама … Кто должен идти спать? Кукла Катя,
иди спать
Ребенок должен усвоить: место ударения в
заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру 2-сложных
слов.
3 этап -- двусоставное предложение
(Для детей, у которых объем предложения
составляет 2-3 слова)
Понимание речи:
1.
Различение слов, близких по
звучанию: МИЛА – МЫЛО, ОСЕЛ – КОЗЕЛ
2.
Различение слов, имеющих сходство
в предметной ситуации: НЕСЕТ—ВЕЗЕТ, РИСУЕТ – ПИШЕТ, ШЬЕТ – ВЯЖЕТ, МОЕТ –
УМЫВАЕТСЯ -- СТИРАЕТ
3.
различение слов с противоположным значением:
НАДЕТЬ – СНЯТЬ, ВСТАТЬ – СЕСТЬ,
4.
различение приставок в страдательных
причастиях: ОТКРЫТО - ЗАКРЫТО, РАССТЕГНУТО - ЗАСТЕГНУТО
5.
понимание и различение возвратных
глаголов: КУПАЕТ – КУПАЕТСЯ, КАТАЕТ – КАТАЕТСЯ
6.
различение множественного и единственного
числа глаголов СПЯТ – СПИТ, ЛЕТЯТ – ЛЕТИТ
7.
различение рода глаголов
прошедщего времени: ЖЕНЯ УПАЛ – ЖЕНЯ УПАЛА
8.
различение объекта и субъекта
действия: ВОВА, ЛОВИ НИНУ. Кто убегает?
9.
понимание взаимоотношений
действующих лиц: ЗАЯЦ УБЕГАЕТ ОТ ВОЛКА. – ВОЛК УБЕГАЕТ ОТ ЗАЙЦА. Где ошибка?
10.
Пространственные отношения
предметов: предлоги НА, В, ПОД, ОКОЛО, ИЗ, ЗА и их различение: В-НА, ПОД-ИЗ,
ИЗ-ОТ, ОКОЛО-ЗА
11.
Обобщение предметов по их
назначению: ЧТО НАДО, ЧТОБЫ РИСОВАТЬ?
12.
Различение ед. и мн. числа сущ.
Предл. падежа: КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ – КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДАХ, СИДЯТ НА СТУЛЕ
– СИДЯТ НА СТУЛЬЯХ
13.
Понимание прилагательных,
противоположных по значению: УЗКИЙ -- ШИРОКИЙ, ДЛИННЫЙ – КОРОТКИЙ, НИЗКИЙ –
ВЫСОКИЙ
14.
различение пространственных
наречий: ВНИЗУ, ВВЕРХУ, ДАЛЕКО, БЛИЗКО, ВПЕРЕД, НАЗАД
Самостоятельная речь:
1.
составление предложения «существ.
+ глагол + прямое дополнение»: ДЕВОЧКА ПЬЕТ СОК, МАМА ВАРИТ СУП
2.
составление предложения «существ.
+ глагол + дополнение, не совпад. в Вин пад. с Им.» : МАМА ЧИТАЕТ КНИГУ
3.
ответ на вопрос «Что делает?»
(подбор названий действий к названию предмета) МАМА ЧИТАЕТ, СЛУШАЕТ, ГОВОРИТ …
4.
подбор названий предметов к
названиям действий: ИДЕТ … МАМА, ПАПА, ДЕВОЧКА, ТЕТЯ, БРАТ … СИДИТ… КОШКА,
ПТИЧКА …
5.
употребление возвратной формы
глаголов: МОЕТСЯ, ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ, УЛЫБАЕТСЯ
6.
заучивание двустиший и
четверостиший с договариванием слов: ДОЖДИК, ДОЖДИК, КАП-КАП-КАП, МОКРЫЕ ДОРОЖКИ.
НАМ НЕЛЬЗЯ ИДТИ ГУЛЯТЬ …
7.
формирование слоговой структуры слова:
отхлопывание слогов в словах а) из двух одинаковых слогов: ПАПА, МАМА; б) из
трех открытых слогов: МАШИНА
8.
формирование звукопроизношения –
развитие слухового восприятия: выделение слов из потока: ШАПКА, КОТ,
НОС, ЗУБ, КОТ, РОТ, КОТ …; различение близких по звучанию слов:
УДОЧКА—УТОЧКА, расширение объема слуховой памяти (2-3 ступенчатые инструкции,
3-4 картинки)
4 этап -- предложения из нескольких
слов
Цель:
1.
научить строить предложения из 3-5
слов
2.
научить простейшему словоизменению
существительных и глаголов
3.
формировать навыки связной речи
Понимание речи:
1.
понимание падежных окончаний
существительных
2.
понимание прилагательных и наречий
Самостоятельная речь:
1.
закрепление конструкций
предыдущего этапа
2.
составление предложения «существ.
+ глагол. + 2 сущ в Вин и Дат падежах»: КАТЯ ЧИТАЕТ КНИГУ ОЛЕ; МАМА ДАЕТ КОНФЕТУ
ДОЧКЕ
3.
составление предложения «существ.
+ глагол + 2 сущест в Вин и Тв падежах): МАМА РЕЖЕТ ХЛЕБ НОЖОМ; ПАПА РУБИТ ДРОВА
ТОПОРОМ
4.
составление предложения по
конструкции «сущ + глагол + наречие» ТАНЯ ПОЕТ ГРОМКО
5.
составление конструкции с
предлогом У: У КОРОВЫ РОГА; У ДЕВОЧКИ КНИГА
6.
составление конструкции с
предлогом В: ПОСТАВЬ ИГРУШКИ В ШКАФ, ИГРУШКИ СТОЯТ В ШКАФУ Игра «Что в
кармане?»
7.
составление конструкции с предлогом
НА: ЦВЕТОК СТОИТ НА СТОЛЕ ; МИША КАТАЕТСЯ НА САНКАХ
8.
составление конструкции с
предлогом С: ВОВА ГУЛЯЕТ С СОБАКОЙ
9.
составление конструкции с
предлогом К: СОБАКА ПОБЕЖАЛА К ВОВЕ
10.
составление конструкций с
предлогом ПОД: ПОД СТОЛ – ПОД СТОЛОМ
11.
составление предложения «сущ +
глагол + инфинитив +1-2 существит в косвенных падежах» ВОВА ХОЧЕТ ИГРАТЬ В МЯЧ
С ТАНЕЙ
12.
образование множественного числа
существительных: СТУЛ – СТУЛЬЯ, ЛИСТ – ЛИСТЬЯ
13.
образование уменьшительной формы
существительных: ОГУРЕЦ – ОГУРЧИК
14.
образование отрицательной формы
глагола: ПОЙДУ ГУЛЯТЬ – НЕ ПОЙДУ ГУЛЯТЬ («непослушные дети»)
15.
сопоставление глагольных форм:
ЛЕЖИ – ЛЕЖИТ – ЛЕЖУ, МОЙ –МОЕТ-МОЮ
16.
образование инфинитива МАЛЬЧИК КОПАЕТ
ПЕСОК И МЫ БУДЕМ КОПАТЬ
17.
слоговая структура слова:
проговаривание стечений – МНА, МНО, МНЕ …
18.
постановка звуков
19.
заучивание стихов (двустиший и
четверостиший)
20.
заучивание рассказов: ПЕТУШОК ПОЕТ.
КУРИЦУ С ЦЫПЛЯТАМИ ЗОВЕТ. ПЕТУШОК ЗЕРНЫШКИ НАШЕЛ. САМ НЕ СЪЕЛ, ЦЫПЛЯТАМ ОТДАЛ. Или
ВОТ НАША КУХНЯ. НА ПЛИТЕ ЧАЙНИК – ВСЕЙ ПОСУДЫ НАЧАЛЬНИК. В НЕМ ВОДА КИПИТ. БУДЕМ
ЧАЙ ПИТЬ
5 этап -- расширение объема
предложения, сложное предложение
Цель:
1.
научить детей строить сложные
предложения
2.
продолжить работу над
словоизменением
3.
научить согласовывать местоимения
и прилагательные с существительными
(для детей, владеющих фразовой речью с
проявлениями аграмматизма)
Самостоятельная речь:
1.
образование словосочетаний «наречие
МНОГО + прилаг + сущ в Род пад»: МНОГО РАЗНОЦВЕТНЫХ ШАРОВ
2.
согласование местоимений с
существит: МОЙ МЯЧ – МОЯ КУКЛА – МОЕ ВЕДРО
3.
согласование прилагательных с
существительными: ГОЛУБАЯ РЕКА – ГОЛУБОЕ ОЗЕРО – ГОЛУБОЙ РУЧЕЙ
4.
различение приставок в глаголах:
УЕХАЛ – ДОЕХАЛ – ЗАЕХАЛ – ПЕРЕЕХАЛ – ПОЕХАЛ – ОТЪЕХАЛ
5.
составление конструкции с союзом
А: СНЕГ БЕЛЫЙ, А УГОЛЬ ЧЕРНЫЙ
6.
составление предложений с
однородными подлежащими БЕЛКА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ ЖИВУТ В ЛЕСУ
7.
составление предложений с
однородными сказуемыми: ДЕТИ В ШКОЛЕ ЧИТАЮТ, ПИШУТ, СЧИТАЮТ, РИСУЮТ
8.
составление предложений с
однородными определениями: МОРКОВЬ ВЫРОСЛА БОЛЬШАЯ, ВКУСНАЯ, ОРАНЖЕВАЯ, СОЧНАЯ,
СЛАДКАЯ
9.
составление предложений с
однородными дополнениями : МАША НАРИСОВАЛА ЛОШАДКУ, КОШКУ, КОЗУ, ПИРАМИДКУ
10.
составление предложений с однородными
обстоятельствами СНЕГ ЛЕЖИТ НА КРЫШАХ, НА ЗЕМЛЕ, НА ДЕРЕВЬЯХ, НА ЗАБОРЕ
11.
согласование местоимений с
предлогом У: У МЕНЯ, У НЕГО, У НИХ
12.
составление предложений с союзом А:
САША РИСУЕТ, А МАША ЧИТАЕТ КНИГУ
13.
составление предложений со словами
СНАЧАЛА, ПОТОМ: СНАЧАЛА НАДО НАДЕТЬ ПАЛЬТО, А ПОТОМ ВАРЕЖКИ
14.
составление предложений с союзом ИЛИ:
САША ХОЧЕТ РИСОВАТЬ ИЛИ ЛЕПИТЬ
15.
составление предложений с союзом ПОТОМУ
ЧТО: ВОВА ЗАБОЛЕЛ, ПОТОМУ ЧТО ПРОМОЧИЛ НОГИ
16.
составление предложений с союзом ЧТОБЫ:
Я ВЗЯЛ МЯЧ, ЧТОБЫ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ игра «Что сказали по телефону»
17.
образование притяжательных
местоимений: ЗАЯЧИЙ ХВОСТ, БАБУШКИНЫ ОЧКИ
18.
образование относительных
прилагательных: ДЕРЕВО – ДЕРЕВЯННЫЙ
19.
образование прилагательных от наречий:
БЫСТРО – БЫСТРЫЙ
20.
образование степеней сравнения
прилагательных: ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ
21.
образование однокоренных слов: ЧАЙ
– ЧАЙНИК – ЧАЕВНИЧАТЬ – ЧАЙНЫЙ – ЧАЕПИТИЕ
22.
образование существительных от
существительных: СОЛЬ – СОЛОНКА, ПЕРЕЦ – ПЕРЕЧНИЦА
23.
подбор многозначных слов: ЛИСИЧКИ,
КОСА, КЛЮЧ
24.
подбор антонимов –
существительных, глаголов, прилагательных: ДЕНЬ – НОЧЬ, ДНЕВНОЙ – НОЧНОЙ,
ВСТАВАТЬ – САДИТЬСЯ
25.
различение слов с оттенками
значений -- ИДЕТ – МАРШИРУЕТ
26.
различение близких по значению
слов: РВЕТ -- ЛОМАЕТ
27.
замены глагольных форм в
пересказе: 1 лицо ед и мн число на 3 лицо
28.
образование глаголов будущего
времени: ПИСАТЬ – БУДУ ПИСАТЬ – НАПИШУ
29.
образование степеней сравнения от
наречий: БЫСТРО – БЫСТРЕЕ, ВКУСНО – ВКУСНЕЕ
Сенсорная алалия
Сенсорная алалия -- нарушение
понимания речи вледствие нарушения работы ре-
чеслухового анализатора, что
возникает при поражении височной
доли доминантного полушария
Проявления:
§ ребенок слышит, но не понимает обращенную речь,
физический слух при этом сохранене
§ при обследовании слуха с помощью аппаратуры
обнаруживается слуховая неустойчивость ( одинаковые сигналы то воспринимаются,
то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза
§ не формируется связь между словом и предметом
(действием) – замыкательная акупатия
§ гиперакузия -
повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание
листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют
на них в период утомленности и крайнего раздражения. У алаликов – беспокойство,
плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители
Психофизические и речевые особенности
при сенсорной алалии – от полного
непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений:
Ø большую роль в понимании речи играет ситуация
(понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке
слов в предложении
Ø ухудшение понимания при изменении темпа речи
говорящего
Ø улучшение понимания при многократном медленном
повторении
Ø трудности во включении, переключении и распределении
слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового
восприятия)
Ø улучшение понимания после проговаривания (подкрепление
собственными кинезиями)
Ø улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего
Ø улучшение понимания при общении с матерью
Речь при сенсорной алалии:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|