бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы логопедии бесплатно рефераты

10.            введение звукоподражаний в стихи: Посмотрите в небеса – самолет там, как оса: У-У-У

11.            при игре в лото использование слов ДАЙ, НА, ВОТ, БЕРИ

12.            формирование фраз ДАЙ ПИТЬ ХОЧУ ПИТЬ

ДАЙ ЕЩЕ ХОЧУ ГУЛЯТЬ

МАМА, НА ИДЕМ ГУЛЯТЬ

МАМА ИДЕМ ИДЕМ ДОМОЙ и т.д.

2 этап -- первые формы слов

(у детей появилась возможность соединить в одной фразе 2-4 аморфных слова без грамматических связей)

Понимание речи:

1.                 различение количества предметов (много –мало--один)

2.                 различение величины предметов (большой --маленький)

3.                 различение вкуса (сладкий – соленый)

4.                 пространственное расположение (здесь – там, тут – вот)

5.                 различение ед. и множ. Число: ДОМ – ДОМА

6.                 различение отрицательной частицы НЕ: ИДИ – НЕ ИДИ (без предмета), ВОЗЬМИ – НЕ БЕРИ, СПРЯЧЬ МЯЧ – НЕ ПРЯЧЬ МЯЧ (с предметом)

7.                 различение, к кому обращена команда: ВОВА, СЯДЬ – ДЕТИ САДИТЕСЬ, СЯДЬ – САДИТЕСЬ (форма повелительного наклонения глагола в единственном и множественном числе)

Развитие самостоятельной речи:

1.                 звукопроизношение – уточнение артикуляции гласных (кроме Ы), согласных М,П,Б,Т,Д; остальные звуки – приближенное произношение

2.                 называние знакомых предметов

3.                наращивание слогов к концу слова: МУ -- … РУ -- … ПО -- , ЛАП-- + КА

Способность детей воспроизводить слова различной слоговой структуры связана с

возможностью объединять слова в предложения: как только появляется раза из 2 аморфных корней, возникает возможность воспроизводить по подражанию слово из двух слогов.

4.                двусловное предложение со словами «ЭТО, ВОТ, ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ + существ.»: ВОТ ЗАЙКА ТАМ ПАЛКА ТУТ КОТ ЭТО МАШИНА

5.                употребление повелительного наклонения глагола: команды куклам – ИДИ, СИДИ, БЕГИ, ЛОВИ, СТИРАЙ

6.                употребление фразы «обращение+ повелительный глагол»: КАТЯ, ИДИ! СИДИ, МИША

7.                употребление фразы «обращение + повелительный глагол+ Вин. Падеж существ.»: КАТЯ, ДАЙ МЯЧ (= И.п.), ВОВА, НАДЕНЬ ШУБУ ( не совпадает с И.п.)

8.                употребление фразы «глагол в неопред. Форме + ХОЧУ, НЕ ХОЧУ, НАДО, НЕ НАДО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ»: ХОЧУ СПАТЬ, НЕ НАДО ПИСАТЬ, МОЖНО КУШАТЬ, ИДИ

Упражнение: «Кто что будет делать?». Куклы в различных костюмах (фартук, пижама … Кто должен идти спать? Кукла Катя, иди спать

Ребенок должен усвоить: место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру 2-сложных слов.

3 этап -- двусоставное предложение

(Для детей, у которых объем предложения составляет 2-3 слова)

Понимание речи:

1.      Различение слов, близких по звучанию: МИЛА – МЫЛО, ОСЕЛ – КОЗЕЛ

2.      Различение слов, имеющих сходство в предметной ситуации: НЕСЕТ—ВЕЗЕТ, РИСУЕТ – ПИШЕТ, ШЬЕТ – ВЯЖЕТ, МОЕТ – УМЫВАЕТСЯ -- СТИРАЕТ

3.      различение слов с противоположным значением: НАДЕТЬ – СНЯТЬ, ВСТАТЬ – СЕСТЬ,

4.      различение приставок в страдательных причастиях: ОТКРЫТО - ЗАКРЫТО, РАССТЕГНУТО - ЗАСТЕГНУТО

5.      понимание и различение возвратных глаголов: КУПАЕТ – КУПАЕТСЯ, КАТАЕТ – КАТАЕТСЯ

6.      различение множественного и единственного числа глаголов СПЯТ – СПИТ, ЛЕТЯТ – ЛЕТИТ

7.      различение рода глаголов прошедщего времени: ЖЕНЯ УПАЛ – ЖЕНЯ УПАЛА

8.      различение объекта и субъекта действия: ВОВА, ЛОВИ НИНУ. Кто убегает?

9.      понимание взаимоотношений действующих лиц: ЗАЯЦ УБЕГАЕТ ОТ ВОЛКА. – ВОЛК УБЕГАЕТ ОТ ЗАЙЦА. Где ошибка?

10. Пространственные отношения предметов: предлоги НА, В, ПОД, ОКОЛО, ИЗ, ЗА и их различение: В-НА, ПОД-ИЗ, ИЗ-ОТ, ОКОЛО-ЗА

11. Обобщение предметов по их назначению: ЧТО НАДО, ЧТОБЫ РИСОВАТЬ?

12. Различение ед. и мн. числа сущ. Предл. падежа: КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ – КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДАХ, СИДЯТ НА СТУЛЕ – СИДЯТ НА СТУЛЬЯХ

13. Понимание прилагательных, противоположных по значению: УЗКИЙ -- ШИРОКИЙ, ДЛИННЫЙ – КОРОТКИЙ, НИЗКИЙ – ВЫСОКИЙ

14. различение пространственных наречий: ВНИЗУ, ВВЕРХУ, ДАЛЕКО, БЛИЗКО, ВПЕРЕД, НАЗАД

Самостоятельная речь:

1.      составление предложения «существ. + глагол + прямое дополнение»: ДЕВОЧКА ПЬЕТ СОК, МАМА ВАРИТ СУП

2.      составление предложения «существ. + глагол + дополнение, не совпад. в Вин пад. с Им.» : МАМА ЧИТАЕТ КНИГУ

3.      ответ на вопрос «Что делает?» (подбор названий действий к названию предмета) МАМА ЧИТАЕТ, СЛУШАЕТ, ГОВОРИТ …

4.      подбор названий предметов к названиям действий: ИДЕТ … МАМА, ПАПА, ДЕВОЧКА, ТЕТЯ, БРАТ … СИДИТ… КОШКА, ПТИЧКА …

5.      употребление возвратной формы глаголов: МОЕТСЯ, ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ, УЛЫБАЕТСЯ

6.      заучивание двустиший и четверостиший с договариванием слов: ДОЖДИК, ДОЖДИК, КАП-КАП-КАП, МОКРЫЕ ДОРОЖКИ. НАМ НЕЛЬЗЯ ИДТИ ГУЛЯТЬ …

7.      формирование слоговой структуры слова: отхлопывание слогов в словах а) из двух одинаковых слогов: ПАПА, МАМА; б) из трех открытых слогов: МАШИНА

8.      формирование звукопроизношения – развитие слухового восприятия: выделение слов из потока: ШАПКА, КОТ, НОС, ЗУБ, КОТ, РОТ, КОТ …; различение близких по звучанию слов: УДОЧКА—УТОЧКА, расширение объема слуховой памяти (2-3 ступенчатые инструкции, 3-4 картинки)

4 этап -- предложения из нескольких слов

Цель:

1.                       научить строить предложения из 3-5 слов

2.                       научить простейшему словоизменению существительных и глаголов

3.                       формировать навыки связной речи

Понимание речи:

1.     понимание падежных окончаний существительных

2.     понимание прилагательных и наречий

Самостоятельная речь:

1.     закрепление конструкций предыдущего этапа

2.     составление предложения «существ. + глагол. + 2 сущ в Вин и Дат падежах»: КАТЯ ЧИТАЕТ КНИГУ ОЛЕ; МАМА ДАЕТ КОНФЕТУ ДОЧКЕ

3.     составление предложения «существ. + глагол + 2 сущест в Вин и Тв падежах): МАМА РЕЖЕТ ХЛЕБ НОЖОМ; ПАПА РУБИТ ДРОВА ТОПОРОМ

4.     составление предложения по конструкции «сущ + глагол + наречие» ТАНЯ ПОЕТ ГРОМКО

5.     составление конструкции с предлогом У: У КОРОВЫ РОГА; У ДЕВОЧКИ КНИГА

6.     составление конструкции с предлогом В: ПОСТАВЬ ИГРУШКИ В ШКАФ, ИГРУШКИ СТОЯТ В ШКАФУ Игра «Что в кармане?»

7.     составление конструкции с предлогом НА: ЦВЕТОК СТОИТ НА СТОЛЕ ; МИША КАТАЕТСЯ НА САНКАХ

8.     составление конструкции с предлогом С: ВОВА ГУЛЯЕТ С СОБАКОЙ

9.     составление конструкции с предлогом К: СОБАКА ПОБЕЖАЛА К ВОВЕ

10. составление конструкций с предлогом ПОД: ПОД СТОЛ – ПОД СТОЛОМ

11. составление предложения «сущ + глагол + инфинитив +1-2 существит в косвенных падежах» ВОВА ХОЧЕТ ИГРАТЬ В МЯЧ С ТАНЕЙ

12. образование множественного числа существительных: СТУЛ – СТУЛЬЯ, ЛИСТ – ЛИСТЬЯ

13. образование уменьшительной формы существительных: ОГУРЕЦ – ОГУРЧИК

14. образование отрицательной формы глагола: ПОЙДУ ГУЛЯТЬ – НЕ ПОЙДУ ГУЛЯТЬ («непослушные дети»)

15. сопоставление глагольных форм: ЛЕЖИ – ЛЕЖИТ – ЛЕЖУ, МОЙ –МОЕТ-МОЮ

16. образование инфинитива МАЛЬЧИК КОПАЕТ ПЕСОК И МЫ БУДЕМ КОПАТЬ

17. слоговая структура слова: проговаривание стечений – МНА, МНО, МНЕ …

18. постановка звуков

19. заучивание стихов (двустиший и четверостиший)

20. заучивание рассказов: ПЕТУШОК ПОЕТ. КУРИЦУ С ЦЫПЛЯТАМИ ЗОВЕТ. ПЕТУШОК ЗЕРНЫШКИ НАШЕЛ. САМ НЕ СЪЕЛ, ЦЫПЛЯТАМ ОТДАЛ. Или ВОТ НАША КУХНЯ. НА ПЛИТЕ ЧАЙНИК – ВСЕЙ ПОСУДЫ НАЧАЛЬНИК. В НЕМ ВОДА КИПИТ. БУДЕМ ЧАЙ ПИТЬ

5 этап -- расширение объема предложения, сложное предложение

Цель:

1.        научить детей строить сложные предложения

2.        продолжить работу над словоизменением

3.        научить согласовывать местоимения и прилагательные с существительными

(для детей, владеющих фразовой речью с проявлениями аграмматизма)

Самостоятельная речь:

1.                 образование словосочетаний «наречие МНОГО + прилаг + сущ в Род пад»: МНОГО РАЗНОЦВЕТНЫХ ШАРОВ

2.                 согласование местоимений с существит: МОЙ МЯЧ – МОЯ КУКЛА – МОЕ ВЕДРО

3.                 согласование прилагательных с существительными: ГОЛУБАЯ РЕКА – ГОЛУБОЕ ОЗЕРО – ГОЛУБОЙ РУЧЕЙ

4.                 различение приставок в глаголах: УЕХАЛ – ДОЕХАЛ – ЗАЕХАЛ – ПЕРЕЕХАЛ – ПОЕХАЛ – ОТЪЕХАЛ

5.                 составление конструкции с союзом А: СНЕГ БЕЛЫЙ, А УГОЛЬ ЧЕРНЫЙ

6.                 составление предложений с однородными подлежащими БЕЛКА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ ЖИВУТ В ЛЕСУ

7.                 составление предложений с однородными сказуемыми: ДЕТИ В ШКОЛЕ ЧИТАЮТ, ПИШУТ, СЧИТАЮТ, РИСУЮТ

8.                 составление предложений с однородными определениями: МОРКОВЬ ВЫРОСЛА БОЛЬШАЯ, ВКУСНАЯ, ОРАНЖЕВАЯ, СОЧНАЯ, СЛАДКАЯ

9.                 составление предложений с однородными дополнениями : МАША НАРИСОВАЛА ЛОШАДКУ, КОШКУ, КОЗУ, ПИРАМИДКУ

10.            составление предложений с однородными обстоятельствами СНЕГ ЛЕЖИТ НА КРЫШАХ, НА ЗЕМЛЕ, НА ДЕРЕВЬЯХ, НА ЗАБОРЕ

11.            согласование местоимений с предлогом У: У МЕНЯ, У НЕГО, У НИХ

12.            составление предложений с союзом А: САША РИСУЕТ, А МАША ЧИТАЕТ КНИГУ

13.            составление предложений со словами СНАЧАЛА, ПОТОМ: СНАЧАЛА НАДО НАДЕТЬ ПАЛЬТО, А ПОТОМ ВАРЕЖКИ

14.            составление предложений с союзом ИЛИ: САША ХОЧЕТ РИСОВАТЬ ИЛИ ЛЕПИТЬ

15.            составление предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО: ВОВА ЗАБОЛЕЛ, ПОТОМУ ЧТО ПРОМОЧИЛ НОГИ

16.            составление предложений с союзом ЧТОБЫ: Я ВЗЯЛ МЯЧ, ЧТОБЫ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ игра «Что сказали по телефону»

17.            образование притяжательных местоимений: ЗАЯЧИЙ ХВОСТ, БАБУШКИНЫ ОЧКИ

18.            образование относительных прилагательных: ДЕРЕВО – ДЕРЕВЯННЫЙ

19.            образование прилагательных от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЫЙ

20.            образование степеней сравнения прилагательных: ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ

21.            образование однокоренных слов: ЧАЙ – ЧАЙНИК – ЧАЕВНИЧАТЬ – ЧАЙНЫЙ – ЧАЕПИТИЕ

22.            образование существительных от существительных: СОЛЬ – СОЛОНКА, ПЕРЕЦ – ПЕРЕЧНИЦА

23.            подбор многозначных слов: ЛИСИЧКИ, КОСА, КЛЮЧ

24.            подбор антонимов – существительных, глаголов, прилагательных: ДЕНЬ – НОЧЬ, ДНЕВНОЙ – НОЧНОЙ, ВСТАВАТЬ – САДИТЬСЯ

25.            различение слов с оттенками значений -- ИДЕТ – МАРШИРУЕТ

26.            различение близких по значению слов: РВЕТ -- ЛОМАЕТ

27.            замены глагольных форм в пересказе: 1 лицо ед и мн число на 3 лицо

28.            образование глаголов будущего времени: ПИСАТЬ – БУДУ ПИСАТЬ – НАПИШУ

29.            образование степеней сравнения от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЕЕ, ВКУСНО – ВКУСНЕЕ

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия -- нарушение понимания речи вледствие нарушения работы ре-

чеслухового анализатора, что возникает при поражении височной

доли доминантного полушария

Проявления:

§  ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранене

§  при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость ( одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза

§  не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия

§  гиперакузия - повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители

Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии – от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений:

Ø    большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении

Ø    ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего

Ø    улучшение понимания при многократном медленном повторении

Ø    трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия)

Ø    улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями)

Ø    улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего

Ø    улучшение понимания при общении с матерью

Речь при сенсорной алалии:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21