бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы логопедии бесплатно рефераты

4.     Срисовать букву по предложенному образцу и после кратковременной экспозиции

5.     Определить различия сходных фигур

6.     Показать правильное написание буквы среди пар

7.      Зеркальное изображение букв

8.                 Определить различие сходных букв

9.                 Определить различия сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве

10.            Определить различия сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве

11.            Соотнести зрительный образ буквы с похожим на нее предметом

О – обруч, З - змея

12.            Стихи и загадки о буквах:

ДВА КОЛЫШКА НАИСКОСОК,

А МЕЖДУ НИМИ ПОЯСОК

13.            Ощупывание и узнавание рельефных букв, вырезывание, лепка, обведение контуров, письмо

Дифференциация смешиваемых букв

·                изолированно

·                в слогах

·                в словах

·                в предложениях

АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И ДИСГРАФИЯ

Обусловлены:

·        недоразвитием грамматического строя речи

Проявления:

·        аграмматизмы в процессе чтения и письма

Задача:

1        формирование представлений о морфологической структуре слова и синтаксической структуре предложения

Направления работы:

Ø    уточнение и усложнение структуры предложения

Ø    развитие функции словоизменения

Ø    формирование навыков словообразования

Ø    развитие умений морфологического анализа слова

Ø    работа над однокоренными словами

Ø    закрепление грамматических форм письменной речи

Упражнения:

1        Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях



ДРОВА РУБЯТ ТОПОР … САХАР КЛАДУТ В САХАР … ПОЕЗД … ЕХАЛ К СТАНЦИИ


2.                 К названию предмета в единственном числе подобрать форму множественного числа


 СТУЛ – ДВА …, ПЯТЬ ….

КАРАНДАШ – ДВА …., ПЯТЬ …

3.                 Письменные ответы на вопросы одним словом или предложением


 ГДЕ ЖИВЕТ БЕЛКА? – В дупле или БЕЛКА ЖИВЕТ В ДУПЛЕ


4.                 К названию большого предмета написать название маленького: СТОЛ – СТОЛИК

5.                 К названию предмета дописать его цвет: ПОМИДОР … красный, РЕПА -- …

6.                 Дописать приставки в словах, в предложениях


 МАШИНА … ЕХАЛА В ГАРАЖ. ДЕТИ …. ЕХАЛИ С ГОРКИ ГРУЗОВИК …. ЕХАЛ ЧЕРЕЗ МОСТ


7.                 Подобрать слово-признак: ДОМ какой? ШУБА какая?

8.                 Составить из слов предложение


 РАДУГА ДОЖДЯ ПОСЛЕ НЕБЕ НА ПОЯВИЛАСЬ


9.                 Вставить в предложения слова вместо картинок ДЕВОЧКА СОРВАЛА

10.            Закончить предложения: ПО ОЗЕРУ ПЛАВАЛИ БЕЛЫЕ …

11.            Придумать и записать предложение с данными словосочетаниями: ВКУСНОЕ ЯБЛОКО, СОЧНАЯ ТРАВА

12.            Добавить недостающую букву в глагольную форму: СТУЛ УПАЛ … ДЕРЕВО УПАЛ … КУКЛА УПАЛ …

13.            Назвать из предложенных предметы данного цвета и записать КРАСНЫЙ шарф, КРАСНОЕ платье, КРАСНОЕ платье …

14.            Изменить словосочетание, данное в скобках МАМА ПОДАРИЛА ДОЧКЕ (красивая кукла). ДОЧКА ЛЮБИЛА ИГРАТЬ С (красивая кукла)

15.            К названию животного дописать название детеныша

16.            Выделить и записать общую часть родственных слов: СТОЛИК – СТОЛОВАЯ -- СТОЛЫ

17.            Диктанты предложений, текстов

Схема работы над предлогами:

В, НА, ПОД, НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, К, ОТ, С, ДО, У, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД

·                   Дифференцируются разные значения одного и того же предлога: В (где?)—В (куда?)

В СТОЛЕ – В ШКОЛУ

·                   Сначала отрабатываются предлоги с существительными 2 скл, потом 3, потом 1

·                   Знакомят со схемой соответствия глагольных приставок и предлогов:

ВХОДИТ В ДОМ

ВЫХОДИТ ИЗ ДОМА

ПОДХОДИТ К ДОМУ

ОТХОДИТ ОТ ДОМА

Значения глаголов уточняют с помощью схемы:

С целью уточнения предлогов предлагаются задания:

·                Картинки с различным расположением предметов: ЛОЖКА В СТАКАНЕ – ЛОЖКА ПОД СТАКАНОМ – ЛОЖКА НА СТАКАНЕ – ОКОЛО СТАКАНА

·                Действия по инструкции ПОЛОЖИ КАРАНДАШ В ПЕНАЛ – ПОД ПЕНАЛ – ОКОЛО ПЕНАЛА и т.д.

ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И ДИСГРАФИЯ НА ФОНЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Обусловлены:

·        недоразвитием слуховой дифференциации фонем, недоразвитием звукового анализа и синтеза

Проявления:

·        трудности дифференцировки акустически и артикуляционно сходных звуков (Ц-С, Ч-Щ, Ч-ТЬ) и букв, их обозначающих

·        побуквенное чтение

·        искажение структуры слова (вставки, пропуски, перестановки)

·        трудности чтения и написания обратных слогов

·        нарушения структуры предложения

Направления работы:

Ø    анализ предложений и синтез слов в предложении

Ø    слоговой анализ и синтез

Ø    фонематический анализ и синтез

Определение последовательности слов в предложении и их количества:

Определить границы предложений в тексте


 НАСТУПИЛА ОСЕНЬ ОПАДАЮТ ЛИСТЬЯ ЧАСТО ИДЕТ ДОЖДЬ


Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем

Придумать предложение с определенным количеством слов

Увеличить количество слов в предложении

Составить предложение из данных слов ГРЯДКЕ НА ОГУРЦЫ РАСТУТ

Составить предложение по нескольким предметным картинкам

Придумать предложение с данным словом

Составить графическую схему предложения




По графической схеме придумать предложение

Определить место слова в предложении

Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении

Развитие слогового анализа и синтеза

1.      Выделять слоги в слове (отхлопывание, отстукивание, проговаривание с движением, тактильный контроль)

2.      Выделять гласный звук в слогах

*          Назвать, сколько гласных

*          Записать гласные

*          Придумать слог с заданным гласным

*          Определить место гласного в слоге

*          Придумать слог, в котором гласный на 1,2, 3 месте

3.      Выделять гласный в слове

*                                Составить схемы слова с определением места гласного О_______, ____О____, _________О

*                                Записать в схеме только гласные КАПУСТА ____А____У_____А

*          В схеме обозначить гласные буквами разрезной азбуки

*          Разложить картинки в соответствии схемам

4.      Разложить картинки по количеству слогов

5.      Назвать обувь, одежду в названии которой 3,2,1 слог

6.      выделить первый слог в названии картинок и составить из них слово

МА- ШИНА, МА- ЛЫШ, КУ- БИК, ПА- ПА, ЛА- ДОНЬ, ЛА- МА, РУ- КА = МАМА КУПАЛА ЛАРУ

7.      Определить пропущенный слог в названии картинки: -- ВА, ДО -- ГА

8.      Составить слово из слогов

9.      Назвать слово или предложение, сказанное по слогам

10. По сюжетной картинке назвать слово с определенным слогом в начале, в конце, в середине

11. Составить слово из слогов разрезной азбуки

12. Изменить порядок звуков в слоге: СУ – ЗА -- АЗ = УС, АЗ, ЗА

13. Чтение по таблицам

14. Запись под диктовку слогов

15. Назвать ударный звук в слове

16. Составить графическую схему слова

17. Подобрать слово с ударением на 1,2,3 слоге

18. изменить ударение в слове

Развитие фонематического анализа и синтеза

показать букву, если в слове есть соответствующий звук

дидактическая игра «Услышь звук» + или –

повторить за логопедом слова с заданным звуком и показать букву

выделить из предложения слово, включающее данный звук и показать соответствующую букву

определить первый звук в слове, последний

подобрать слова на заданный звук

лото – картинка накрывается той буквой, с которой начинается слово


А

О

С

М

У

П


выбрать только те картинки, которые начинаются с заданного звука («цепочка», «бусы»)

заменить звук в слове КАРТА -- П – ПАРТА

загадки – назвать первый звук слова-отгадки

составление «домино» РАК – КОТ – ТАЗ – ЗУБ…

четверостишия на преобразования слов, шарады С Ч над морем я летаю, с Г в машинах я бываю – ЧАЙКА –ГАЙКА .

составление анаграмм -- СТВОЛ = СТОЛ, ВОЛ, ТОЛ

игра «Кубик» - придумать слово из стольки звуков, сколько точек ( или цифра)

Слова-загадки: К . . . . . . . (да-нет)

составление полной графической схемы

перевертыши НОС – СОН

Пирамиды

Кроссворды

вписывание букв в кружки

ребусы

назвать звук, который выпал из слова КРОТ – РОТ, ЛАМПА -- ЛАПА

назвать общий звук в парах слов: ЛУНА – СТОЛ

расположить картинки по принципу «на 1 звук больше»

назвать слово, в котором поле Л слышится звук К (ПОЛКА, ПАЛКА…)

«Ромашка» (лепестки по количеству звуков)

АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Обусловлена:

·        нарушением слуховой дифференциации звуков речи без дефектов произношения

Проявления:

·        замены букв, обозначающих фонетически сходные звуки (шипящие-свистящие, звонкие-глухие, смычные- аффрикаты)

·        неправильное обозначение мягкости согласных

·        замены гласных () –У, Е – И

Работа проводится в два этапа:

1 этап – уточнение каждого из смешиваемых звуков

2 этап – слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков

Упражнения 2 этапа на примере С – Ш:

1.                 определить звуки по беззвучной артикуляции

2.                 определить артикуляцию сказанного звука (без наглядной основы, за экраном)

3.                 повторение слогов с обоими звуками СА -- ША

4.                 чтение слов, запись под диктовку

5.                 запись слов в два столбика С Ш

6.                 вставить пропущенные буквы С или Ш

7.                 загадки – определить, какой звук первый С или Ш

8.                 называние слов со звуками С и Ш по сюжетной картинке

9.                 выборочный диктант


16. Особенности логопедической работы с умственно-отсталыми детьми


У у.о детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности:

§     конкретность и поверхностность мышления

замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие

§     нарушение словесной регуляции поведения

§     незрелость эмоционально-волевой сферы

Особенностью речевого развития детей с у.о.является запаздывание речи:

§     спонтанный лепет – 12-24 месяца (вместо 4-8 мес)

§     первые слова – 2,5-5 лет (вместо 12-24 мес)

§     фразовая речь – после 5 лет (временной интервал между первыми словами и фразовой речью более длительный, чем у нормально развивающихся детей)

Нарушения речи у у.о:

В начальных классах вспомогательной школы выраженные дефекты речи наблюдаются у 40-60% детей.

Факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие речи у у.о.:

ü    ограниченность представлений об окружающем мире

ü    слабость речевых контактов

ü    незрелость интересов

ü    снижение потребности в речевом общении

Нарушения речи у у.о. носят системный характер – не сформированы в той или иной степени все операции речевой деятельности:

§     слабость мотивации

§     нарушение программирования речевой деятельности

§     нарушение реализации речевой программы и контроля за речью

У детей с у.о. встречаются все виды речевых патологий:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21