бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы логопедии бесплатно рефераты

·              соматические

·              вредная привычка

Проявления:

v   недостаточная концентрация речевого внимания

v   несоответствие темпа мышления и речи

v   перестановка слов

v   проглатывания

v   остановки в речи

v   расстройство правильного оформления мысли

v   аграмматизмы

v   рыхлость предложения

v   вставка в речь добавочных элементов

v   нарушения буквенного состава слова

2. Полтерн (спотыкание) – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа несудорожного характера.

Проявления:

v   запинки

v   спотыкания

v   необоснованные паузы

v   нарушения общей и речевой моторики

v   сочетания с другими речевыми нарушениями

v   аграмматизмы

v   провалы, повторения, вставки

v   внутренний беспорядок мышления

Выделяют 4 формы полтерна:

Ø  полтерн с моторными расстройствами (ускоренная речь + нарушения артикуляции)

Ø  полтерн с сенсорными расстройствами ( трудности нахождения необходимых слов + нарушения внимания)

Ø  полтерн с общими трудностями формулирования речи при достаточном словаре)

Ø  полтерн со спотыканием и дополнениями (отдельных гласных, восклицаний)

Полтерн наблюдается при следующих заболеваниях:

Ø   хорее

Ø   пседобульбарном параличе

Ø   психопатии

Ø   олигофрении

Ø   некоторых психических заболеваниях

Коррекция требует комплексного воздействия:

n      педагоги: нормализация темпа и ритма речи, развитие речи в целом

n      медики: лекарства, физиотерапия, психотерапия, ЛФК + логоритмика

Методика логопедического воздействия

n  Брадилалия

Направления работы:

Ä  воспитание четких речевых движений

Ä  ускорение речевых реакций

Ä  ускорение темпа внутренней речи

Ä  ускорение темпа чтения и письма

Ä  нормализация моторики

Ä  формирование ручного праксиса

Ä  развитие зрительного и слухового внимания

Ä  развитие восприятия и воспроизведения ритмов

Проводятся различные речевые упражнения:

î    проговаривание словесного материала различной сложности

î    чтение (сопряженное и самостоятельное) под отбивание такта

î    проговаривание под метроном

î    слушание речевого материала (образец речи)

î    заучивание диалогов

î    драматизации

î    логоритмика (марши, галоп)

î    упражнения под счет

î    пение

î    подвижные игры

Продолжительность работы – 6-12 месяцев

2. Тахилалия

Направления работы:

Ä воспитание медленного, спокойного, плавного дыхания и голосообразования

Ä воспитание медленного ритмичного чтения

Ä воспитание спокойной, ритмически упорядоченной речи

Ä воспитание установки на речевое общение

Ä воспитание общего и речевого внимания

Этапы работы:

Режим молчания --

î    психотерапевтические беседы,

î    снятие возбудимости, сопряженные,

î    отраженные ответы на вопросы (дозированно)

Работа по усвоению медленного темпа на материале грамматического чтения и рассказывания:

î    образец сопряженно отраженно по очереди

î    речевые зарядки (счет до 20)

Работа над редактированием высказываемых мыслей, над адекватностью фразы намеченному содержанию

î    пересказы

î    упражнения в вариативности фразы

î    подражания

Работа над коллективным рассказом (короткие фразы)

î    тренировки вне стен кабинета

Подготовка к публичному выступлению

В работе можно использовать методики по коррекции заикания.

Структура логопедического занятия при коррекции темпа речи:

·     вводные упражнения

·     дыхательные упражнения

·     голосовые упражнения

·     упражнения на регуляцию мышечного тонуса

·     упражнения на координацию и моторную память

·     упражнения на активизацию внимания

·     упражнения на воспитание чувства ритма

·     распевки, пение

·     танцы

·     драматизации

Курс логопедической коррекции продолжается от 6 до 12 месяцев. При рецидиве – повторить.

4.            Полтерн и баттаризм

пересказ, диалог, декламации, рассказ (с фиксацией внимания на речи)

î   сопряженно-отраженное проговаривание фраз, текста

î   работа над логическим ударением

î   работа над выразительностью речи

î   чтение фразы по одному слову

î   чтение фразы через прорезь в полоске

воспитание логического мышления в речевых и неречевых заданиях

î  серии сюжетных картинок

î  исключение четвертого лишнего

î  придумывание вариантов сюжета

преодоление дефектов внутренней речи:

î  составление рассказа по сюжетной картинке

î  ответы на вопросы по тексту

î  пересказы

î  составление плана рассказа

развитие слухового внимания, умения слушать на материале фраз, текстов

î  чтение текста совместно с магнитофонной записью (чтение стихов наизусть)

î  работа над интонацией

работа над упорядочением темпа речи

î  счет с движением

î  речь по слогам

î  проговаривание с отстукиванием

î  составление рассказов

работа вне логопедических занятий (закрепление навыков в спонтанной речи)


10.Заикание


Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Причины заикания:

v предрасполагающие

v производящие

Предрасполагающие причины:

v невропатическая отягощенность родителей

n      нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции ЦНС

v    невротические особенности ребенка

n      ночные страхи

n      энурез

n      раздражительность

n      эмоциональная напряженность

v    конституционная предрасположенность

n      заболевания вегетативной НС

n      повышенная ранимость

v    наследственная отягощенность

n      врожденная слабость речевого аппарата

v    поражения головного мозга

n      родовые травмы

n      асфиксия

n      инфекции

n      обменно-трофические нарушения

Неблагоприятные условия при возникновении логоневроза:

·              физическая ослабленность ребенка

·              ускоренное развитие речи

·              скрытая психическая ущемленность

·              недостаточность положительных эмоций

·              недостаточность развития моторики, чувства ритма, артикуляции

Производящие причины:

v анатомо-физиологические

n   энцефалолитические последствия заболеваний

n   травмы головного мозга (асфиксия, сотрясение)

n   истощение или переутомление нервной системы

n   инфекционные заболевания (коклюш)

n   болезни внутренней секреции, обмена веществ

n   несовершенство звукопроизношения (дислалия, дизартрия, ЗРР)

v психические и социальные причины

n      психотравма (испуг, страх)

n      неправильное воспитание в семье (длительная психотравма)

n  хронические конфликтные переживания

n  длительные отрицательные эмоции

n  острое потрясение

n  чрезмерная радость

n  неправильное формирование речевой функции (речь на вдохе, скороговорение)

n  речевая и мыслительная перегрузка

n  полиглоссия

n  подражание заикающимся (пассивное и активное)

Проявления заикания:

v  речевые судороги

v  нарушения ЦНС

v  нарушения физического здоровья, общей и речевой моторики

v  речевые запинки

v  фиксация на дефекте

v  логофобии

v  уловки

v  особенности личности

Судороги при заикании различаются по форме:


ТОНИЧЕСКИЕ

Спазматические сокращения мышц

(Т –- ОПОЛЬ)

 

КЛОНИЧЕСКИЕ

Ритмически повторяющиеся судорожные движения мышц

( ТО-ТО-ТОПОЛЬ)

 

СМЕШАННЫЕ

Клонические + тонические судороги

Тоно-клоническое

Клоно-тоническое

 
 








Судороги различаются по локализации:

v   дыхательные

v   голосовые

v   артикуляционные

v   смешанные

Дыхательные судороги (формы нарушения дыхания при заикании):

·     судорожный выдох

·     судорожный вдох

·     судорожный выдох и вдох

Голосовые судороги (формы нарушения голоса при заикании):

смыкательная судорога – внезапно прерывается голос, блеющее произношение: А-А-АНЯ

·     размыкательная судорога – безмолвие или шепот

·     вокальная судорога – протягиваются гласные

Артикуляционные судороги:

·     губные

·     язычные

·     мягкого неба на звуках К, Г, П, Б, Н, Т, Д, Р и других

Нарушения моторики при заикании:

·              судороги

·              тики

·              миоклонусы в мышцах лица и шеи

Фиксация на дефекте:

·              нулевая – не испытывают ущемления от заикания, не замечают его

·              умеренная степень – стесняются, переживают, мало общаются, прибегают к различным уловкам

·              выраженная степень болезненной фиксации

Уловки для маскировки заикания:

·              движения руками, ногами, корпусом, головой

·              покусывание кончика языка, нижней губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков

·              эмболофразия – Э-Э-Э… И… НУ, ВОТ, ДА и другие незначащие слова

Различают 3 степени заикания:

·              легкая – заикание лишь в возбужденном состоянии

·              средняя -- в спокойной речи запинок мало, в эмоциональной ситуации заикание сильное

·              тяжелая – заикание в течение всей речи

Типы заикания:

·              постоянный тип

·              волнообразный – то усиливается, то затухает

·              рецидивирующий – то исчезает, то появляется.

Распространенность заикания

В литературе встречаются очень разноречивые данные распространенности заикания среди населения – от 0,75% до 7,5%

Наиболее часто заикание возникает в возрасте от 2 до 5 лет (период интенсивного развития фразовой речи)

Наибольшее количество заикающихся – в начальных классах (особенно1 кл)—начало школьного обучения способствует обострению процессов

Усиление заикания – в первый год обучения в школе и в период полового созревания

Заикание у мальчиков встречается чаще в 3 раза, чем у девочек.

Среди детей из детских домов, школ-интернатов заикание встречается чаще.

Среди детей, живущих в сельской местности заикающихся меньше, чем среди городских (0,8-0,9 % на селе – 2% в городе) – более спокойная окружающая обстановка.

В комплекс лечебно-педагогических мероприятий для заикающихся входят:

·     лечебные процедуры

·     медикаментозное лечение

·     психотерапия

·     ЛФК и ритмика

·     воспитательные мероприятия

·     логопедическое воздействие

Роль логопеда в преодолении заикания:

·              организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора ФК, музыкального работника)

·              пользуется консультациями и соответствющей помощью разных

·              специалистов в своей коррекционно-воспитательной работе.

Методики преодоления заикания

Методика Власовой Н.А., Рау Е.Ф.

Нарастание сложности упражнений в зависимости от степени речевой самостоятельности ребенка

Рекомендуемая последовательность:

1.            сопряженная речь

2.            отраженная речь

3.            заученная фраза

4.            ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомой картинки

5.            пересказ по картинке

6.            спонтанная речь (рассказ по незнакомой картинке)

7.            самостоятельная речь

Предусматривается обязательное проведение ритмических и музыкальных занятий с детьми и разъяснительной работы с родителями

3 этапа коррекции:

1 этап :

î  сопряженное и отраженное проговаривание

î  проговаривание заученного материала (фразы, стихи, диалоги)

2 этап:

î  упражнения в устном описании картинок (вопрос – ответ)

î  составление самостоятельного рассказа по серии картинок и на заданную тему

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21