бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы логопедии бесплатно рефераты

î  пересказ содержания рассказа или сказки, прочитанной логопедом

3 этап:

î  закрепление полученных навыков плавной речи во время игры, в разговоре, в другие моменты жизни

Методика Чевелевой Н.А.

Коррекция заикания в процессе ручной продуктивной деятельности

Развитие связной речи ребенка идет от речи ситуативной (непосредственная связь с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к речи контекстной (обобщенной, связанной с прошедшими событиями, будущими действиями).

Последовательность упражнений:

От наглядных облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям.

5 периодов коррекции:

1 период – пропедевтический (4 занятия)

î   временное ограничение речи

î   принятие образца речи (ритм, четкость)

2 период – сопровождающая речь (16 занятий)

î   собственная активная речь детей по поводу одновременно сопровождаемых действий (зрительная опора)

î   усложнение вопросов – ответов, многократное проговаривание, вариативность ответов

3 период – завершающая речь (12 занятий)

î   дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (описывают выполненные действия)

î   регулируются интервалы между деятельностью ребенка и его ответом

4 период – предваряющая речь (8 занятий)

î    дети пользуются предваряющей речью (что намерен сделать? – речь вне наглядной опоры, планирование речи)

î    усложняется фразовая речь (от нескольких связных фраз к самостоятельному рассказу)

5 период – закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий)

î    развернутая контекстная речь на разных этапах деятельности.

Методика Мироновой С.А.

Система преодоления заикания дошкольников в процессе прохождения Программы обучения и воспитания в д/у

Работа планируется поквартально.

1 квартал :

î  обучение навыкам простейшей ситуативной речи на занятиях

î  словарная работа.

2 квартал:

î  закрепление навыка ситуативной речи, переход к элементарной контекстной

î  рассказывание по вопросам и без вопросов

î  работа над фразой (распространение, вариативность, грамматическое оформление)

3 квартал:

î  овладение самостоятельной контекстной речью

î  составление рассказов, пересказ

î  увеличение речевой практики

4 квартал:

î    закрепление навыков пользования самостоятельной контекстной речью различной сложности

î    творческие рассказы

По данной методике с детьми работают логопед и воспитатель д/у.


Методика Селиверстова В.И.

Рассчитана на работу в медицинских учреждениях (поликлиника, стационар). Предлагает модификацию и одновременное использование разных приемов логопедической работы.

Коррекционная работа включает 3 периода:

1 период – подготовительный (7-8 занятий)

î    стимуляция ребенка на активную работу над речью

î    щадящий режим

î    речевые зарядки

î    стихи с сопровождением движением

î    проговаривание автоматических рядов (счет, дни недели, месяцы)

î    заучивание психотерапевтических текстов

î    речевые упражнения на сопряженно-отраженной основе, вопросы -- ответы, беззвучное артикулирование, шепотная речь, ритмизированнные тексты

î    тренировка речи в разных условиях

n      разное положение тела (лежа, сидя, стоя)

n      разная деятельность (лепка, конструирование)

n      дидактические игры (лото, домино)

î    запись речи на магнитофон и прослушивание

î    работа с родителями (консультирование, просвещение – 2-3 раза – присутствие на занятии)

2 период – тренировочный (20-22 занятия)

î    освоение трудностей речи

î    самовнушение

î    речевые упражнения (от ответов на вопросы к спонтанной речи)

î    2-3 обучающих и 1 сравнительное магнитофонное занятие

3 период – закрепительный (6-9 занятий)

î    закрепление правильной речи в интенсивных тренировочных упражнениях

î    беседы, рассказы, спонтанная речь

В конце курса занятий – утренник или концерт.

Практикуются задания на дом – речевые зарядки и речевые занятия дома.

После прохождения курса коррекции заикания -- посещение логопедического кабинета:

·              1 раз в 2 недели

·              1 раз в месяц

·              1 раз в 2 месяца

·              1 раз в 3 месяца.

Методика Волковой Г.А.

Система игр с детьми для преодоления заикания.

Игры:

Ø   дидактические

Ø   с пением

Ø   подвижные

Ø   игры-драматизации

Ø   творческие игры

Этапы коррекции:

§  этап молчания (4-6 дней)

§  этап шепотной речи (10 дней)

§  этап сопряженной речи (4-5 недель)

§  этап отраженной речи (4-5 недель)

§  этап вопросно-ответной речи (8-10 недель)

§  этап самостоятельной речи (8-14 недель)

§  этап свободного общения

Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.А, Успенской Л.П.

Для использования в работе со школьниками и с дошкольниками.

î   расслабляющие упражнения (релаксация)

î   режим относительного молчания

î   воспитание правильного речевого дыхания

î   общение короткими фразами

î   активизация развернутой фразы

î   инсценировки

î   свободное речевое общение.

Методика Ястребовой А.В.

Выделяет среди заикающихся учащихся 1-4 классов 2 группы:

n   заикающиеся с высоким и нормальным речевым развитием

n   заикающиеся с элементами ОНР, ФФНР, ЛГНР

Система занятий рассчитана на детей 2 группы и включает 3 периода обучения:

1 период: уточнение и расширение пассивных знаний в области языка в процессе

упражнений

î   упорядочение ритма, темпа, плавности речи

î   расширение и обогащение словарного запаса, представлений и понятий

î   овладение грамматическим строем речи

î   закрепление навыков звукового анализа и синтеза

2 период: то же, но на более сложном материале

3 период: закрепление навыка правильной свободной речи

î   отработка звуковой и интонационной стороны речи

î   самостоятельная речь различной сложности

Таким образом, Ястребова А.В. предлагает следующие направления коррекционной         работы:

Ä    развитие всех компонентов речи

Ä    тесная взаимосвязь речевого материала с содержанием программы по русскому языку

Ä    всемерное развитие активности детей.

Методика логопедического воздействия при заикании

Формы логопедической работы при заикании:

·                   психолого-педагогическое изучение ребенка

·                   логопедические занятия

·                   организация самостоятельной работы

·                   использование в логопедической работе помощь других специалистов

·                   самообразование и повышение квалификации логопеда

Логопедические занятия проводятся с группой учащихся. Требования к занятиям:

Ø    регулярность

Ø    систематичность и последовательность

Ø    учет индивидуальных особенностей ребенка

Ø    опора на сознательность и активность детей

Ø    наглядность

Ø    прочность полученных навыков правильной речи

Ø    вариативность условий тренировки (в логопедическом кабинете, вне его, в жизненных ситуациях)

Ø    согласованность с требованиями программы

Ø    постоянное присутствие образца правильной речи

Ø    правильное документальное оформление

Классическое логопедическое занятие с заикающимися имеет следующую структуру:

1. подготовительная часть:

·              организация детского коллектива

·              беседы психотерапевтического характера

·              речевые зарядки

·              повторение и закрепление пройденного материала

·              установка на основную часть занятия

2. основная часть

·              новый вид речевых упражнений или новые условия проведения

3. заключительная часть

·              итог работы детей на занятии (достижения, успехи)

·              советы и задания для закрепления вне занятия

«Щадящий режим»:

·              оградить психику ребенка от отрицательных факторов воздействия

·              создать спокойную обстановку

·              не допускать фиксации на дефекте

·              выдерживать чередование нагрузки и отдыха

·              оградить ребенка от перегрузок

Пути стимуляции ребенка на занятии:

·                          убеждать, увлекать, заинтересовывать

·                          использовать ТСО (магнитофон, проигрыватель)

·                          занимательность и доступность материала

·                          добиваться успехов, осознаваемых ребенком

·                          частая смена обстановки на занятии

·                          приглашение на занятие родителей

Если у ребенка проявился речевой спазм на занятии:

а) при незначительной запинке – попросить повторить фразу, завуалировав причину «Скажи погромче», «Скажи медленнее». Если повторил без запинки – обратить на это внимание ребенка.

б) если сильный спазм

n      задать наводящий вопрос

n      подсказать ответ

n      проговорить фразу сопряженно

в) если длительный речевой спазм

n      перейти на более легкий материал – сопряженное и отраженное проговаривание

Логопед должен четко знать, в каких случаях у конкретного ребенка возможны запинки:

·              трудные звуки

·              начало фразы

·              обстановка

Эффективные приемы на этапе спонтанной речи:

î   поменяться с ребенком ролями (он задает вопросы, следит за речью других детей)

î   импровизированные игры, обыгрывание ситуаций («На приеме у врача», «За столом», «В магазине»)

î   разыгрывание сюжета знакомой сказки

î   подготовка и проведение утренников

Этапы подготовки выступления на утреннике:

î   репетиция «ЛОГОПЕД – РЕБЕНОК»

î   репетиция с родителями дома

î   выступление на занятии перед другими детьми

î   выступление на утреннике

ТСО в работе с заикающимися:

1.        Аппарат Деражне – эффект звукозаглушения

2.        Аппарат «Эхо» -- 2 магнитофона с приставкой – эффект эха

3.        Аппарат Раздольского – звукоусиление речи

4.        Звукозаписывающая аппаратура

5.        звуковоспроизводящая аппаратура

Факторы, влияющие на усиление или ослабление заикания.

1 фактор: Степень самостоятельности речи заикающегося.

Частота и сила судорог зависит от того, говорит ли ребенок сам или делает это с помощью логопеда. Следует соблюдать этапы усложнения речи:

Ø   сопряженная (проговаривают материал ребенок и логопед вместе)

Ø   отраженная речь (ребенок повторяет за логопедом)

Ø   вопросно-ответная речь (элементы самостоятельной речи ). Самые трудные вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЛЯ ЧЕГО? ПОЧЕМУ?

Ø   рассказ, пересказ

Ø   спонтанная речь

2 фактор: Степень подготовленности речи

Следует соблюдать следующую последовательность:

Ø   воспроизведение текста, заученного наизусть

Ø   воспроизведение отрепетированного вслух текста

Ø   воспроизведение мысленно продуманного текста

Ø   экспромт

3 фактор: Степень сложности речевой структуры.

Сложности в речи возникают с усложнением материала. Возрастание его сложности можно отразить в схеме:


звук

 

слог

 

Сложная фраза

 

Связная речь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21