Методы логопедии
î пересказ
содержания рассказа или сказки, прочитанной логопедом
3 этап:
î закрепление
полученных навыков плавной речи во время игры, в разговоре, в другие моменты
жизни
Методика Чевелевой Н.А.
Коррекция
заикания в процессе ручной продуктивной деятельности
Развитие связной речи ребенка идет от речи ситуативной
(непосредственная связь с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к речи контекстной
(обобщенной, связанной с прошедшими событиями, будущими действиями).
Последовательность упражнений:
От наглядных
облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям.
5 периодов коррекции:
1 период – пропедевтический (4 занятия)
î временное
ограничение речи
î принятие
образца речи (ритм, четкость)
2 период – сопровождающая речь (16 занятий)
î собственная
активная речь детей по поводу одновременно сопровождаемых действий (зрительная
опора)
î усложнение
вопросов – ответов, многократное проговаривание, вариативность ответов
3 период – завершающая речь (12 занятий)
î дети
пользуются сопровождающей и завершающей речью (описывают выполненные действия)
î регулируются
интервалы между деятельностью ребенка и его ответом
4 период – предваряющая речь (8 занятий)
î дети
пользуются предваряющей речью (что намерен сделать? – речь вне наглядной опоры,
планирование речи)
î усложняется
фразовая речь (от нескольких связных фраз к самостоятельному рассказу)
5 период – закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий)
î развернутая
контекстная речь на разных этапах деятельности.
Методика Мироновой С.А.
Система
преодоления заикания дошкольников в процессе прохождения Программы обучения и
воспитания в д/у
Работа планируется поквартально.
1 квартал :
î обучение
навыкам простейшей ситуативной речи на занятиях
î словарная
работа.
2 квартал:
î закрепление
навыка ситуативной речи, переход к элементарной контекстной
î рассказывание
по вопросам и без вопросов
î работа
над фразой (распространение, вариативность, грамматическое оформление)
3 квартал:
î овладение
самостоятельной контекстной речью
î составление
рассказов, пересказ
î увеличение
речевой практики
4 квартал:
î закрепление
навыков пользования самостоятельной контекстной речью различной сложности
î творческие
рассказы
По данной методике с детьми работают логопед и
воспитатель д/у.
Методика Селиверстова В.И.
Рассчитана на
работу в медицинских учреждениях (поликлиника, стационар). Предлагает
модификацию и одновременное использование разных приемов логопедической работы.
Коррекционная работа включает 3 периода:
1 период – подготовительный (7-8 занятий)
î стимуляция
ребенка на активную работу над речью
î щадящий
режим
î речевые
зарядки
î стихи
с сопровождением движением
î проговаривание
автоматических рядов (счет, дни недели, месяцы)
î заучивание
психотерапевтических текстов
î речевые
упражнения на сопряженно-отраженной основе, вопросы -- ответы, беззвучное
артикулирование, шепотная речь, ритмизированнные тексты
î тренировка
речи в разных условиях
n разное
положение тела (лежа, сидя, стоя)
n разная
деятельность (лепка, конструирование)
n дидактические
игры (лото, домино)
î запись
речи на магнитофон и прослушивание
î работа
с родителями (консультирование, просвещение – 2-3 раза – присутствие на
занятии)
2 период – тренировочный (20-22 занятия)
î освоение
трудностей речи
î самовнушение
î речевые
упражнения (от ответов на вопросы к спонтанной речи)
î 2-3
обучающих и 1 сравнительное магнитофонное занятие
3 период – закрепительный (6-9 занятий)
î закрепление
правильной речи в интенсивных тренировочных упражнениях
î беседы,
рассказы, спонтанная речь
В конце курса занятий – утренник или концерт.
Практикуются задания на дом – речевые зарядки и
речевые занятия дома.
После прохождения курса коррекции заикания --
посещение логопедического кабинета:
·
1 раз в 2 недели
·
1 раз в месяц
·
1 раз в 2 месяца
·
1 раз в 3 месяца.
Методика Волковой Г.А.
Система игр с
детьми для преодоления заикания.
Игры:
Ø дидактические
Ø с
пением
Ø подвижные
Ø игры-драматизации
Ø творческие
игры
Этапы коррекции:
§ этап
молчания (4-6 дней)
§ этап
шепотной речи (10 дней)
§ этап
сопряженной речи (4-5 недель)
§ этап
отраженной речи (4-5 недель)
§ этап
вопросно-ответной речи (8-10 недель)
§ этап
самостоятельной речи (8-14 недель)
§ этап
свободного общения
Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.А, Успенской Л.П.
Для
использования в работе со школьниками и с дошкольниками.
î расслабляющие
упражнения (релаксация)
î режим
относительного молчания
î воспитание
правильного речевого дыхания
î общение
короткими фразами
î активизация
развернутой фразы
î инсценировки
î свободное
речевое общение.
Методика Ястребовой А.В.
Выделяет
среди заикающихся учащихся 1-4 классов 2 группы:
n заикающиеся с высоким и нормальным
речевым развитием
n заикающиеся с элементами ОНР, ФФНР,
ЛГНР
Система занятий рассчитана на детей 2 группы и
включает 3 периода обучения:
1 период: уточнение и расширение пассивных знаний в
области языка в процессе
упражнений
î упорядочение
ритма, темпа, плавности речи
î расширение
и обогащение словарного запаса, представлений и понятий
î овладение
грамматическим строем речи
î закрепление
навыков звукового анализа и синтеза
2 период: то же, но на более сложном материале
3 период: закрепление навыка правильной свободной
речи
î отработка
звуковой и интонационной стороны речи
î самостоятельная
речь различной сложности
Таким образом, Ястребова А.В. предлагает следующие
направления коррекционной работы:
Ä развитие
всех компонентов речи
Ä тесная
взаимосвязь речевого материала с содержанием программы по русскому языку
Ä всемерное
развитие активности детей.
Методика логопедического воздействия при
заикании
Формы логопедической работы при заикании:
·
психолого-педагогическое изучение ребенка
·
логопедические занятия
·
организация самостоятельной работы
·
использование в логопедической работе помощь других специалистов
·
самообразование и повышение квалификации логопеда
Логопедические занятия проводятся с группой учащихся.
Требования к занятиям:
Ø регулярность
Ø систематичность
и последовательность
Ø учет
индивидуальных особенностей ребенка
Ø опора
на сознательность и активность детей
Ø наглядность
Ø прочность
полученных навыков правильной речи
Ø вариативность
условий тренировки (в логопедическом кабинете, вне его, в жизненных ситуациях)
Ø согласованность
с требованиями программы
Ø постоянное
присутствие образца правильной речи
Ø правильное
документальное оформление
Классическое логопедическое занятие с заикающимися
имеет следующую структуру:
1. подготовительная часть:
·
организация детского коллектива
·
беседы психотерапевтического характера
·
речевые зарядки
·
повторение и закрепление пройденного материала
·
установка на основную часть занятия
2. основная часть
·
новый вид речевых упражнений или новые условия проведения
3. заключительная часть
·
итог работы детей на занятии (достижения, успехи)
·
советы и задания для закрепления вне занятия
«Щадящий режим»:
·
оградить психику ребенка от отрицательных факторов
воздействия
·
создать спокойную обстановку
·
не допускать фиксации на дефекте
·
выдерживать чередование нагрузки и отдыха
·
оградить ребенка от перегрузок
Пути стимуляции ребенка на занятии:
·
убеждать, увлекать, заинтересовывать
·
использовать ТСО (магнитофон, проигрыватель)
·
занимательность и доступность материала
·
добиваться успехов, осознаваемых ребенком
·
частая смена обстановки на занятии
·
приглашение на занятие родителей
Если у ребенка проявился речевой спазм на занятии:
а) при незначительной запинке
– попросить повторить фразу, завуалировав причину «Скажи погромче», «Скажи
медленнее». Если повторил без запинки – обратить на это внимание ребенка.
б) если сильный спазм
n задать
наводящий вопрос
n подсказать
ответ
n проговорить
фразу сопряженно
в) если длительный речевой спазм
n перейти на более
легкий материал – сопряженное и отраженное проговаривание
Логопед должен четко знать, в каких случаях у
конкретного ребенка возможны запинки:
·
трудные звуки
·
начало фразы
·
обстановка
Эффективные приемы на этапе спонтанной речи:
î поменяться
с ребенком ролями (он задает вопросы, следит за речью других детей)
î импровизированные
игры, обыгрывание ситуаций («На приеме у врача», «За столом», «В магазине»)
î разыгрывание
сюжета знакомой сказки
î подготовка
и проведение утренников
Этапы подготовки выступления на утреннике:
î репетиция
«ЛОГОПЕД – РЕБЕНОК»
î репетиция
с родителями дома
î выступление
на занятии перед другими детьми
î выступление
на утреннике
ТСО в работе с заикающимися:
1.
Аппарат Деражне – эффект звукозаглушения
2.
Аппарат «Эхо» -- 2 магнитофона с приставкой – эффект эха
3.
Аппарат Раздольского – звукоусиление речи
4.
Звукозаписывающая аппаратура
5.
звуковоспроизводящая аппаратура
Факторы, влияющие на усиление или ослабление заикания.
1 фактор: Степень самостоятельности речи заикающегося.
Частота и сила судорог зависит от того, говорит ли
ребенок сам или делает это с помощью логопеда. Следует соблюдать этапы
усложнения речи:
Ø сопряженная
(проговаривают материал ребенок и логопед вместе)
Ø отраженная
речь (ребенок повторяет за логопедом)
Ø вопросно-ответная
речь (элементы самостоятельной речи ). Самые трудные вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЛЯ ЧЕГО?
ПОЧЕМУ?
Ø рассказ,
пересказ
Ø спонтанная
речь
2 фактор: Степень подготовленности речи
Следует соблюдать следующую последовательность:
Ø воспроизведение
текста, заученного наизусть
Ø воспроизведение
отрепетированного вслух текста
Ø воспроизведение
мысленно продуманного текста
Ø экспромт
3 фактор: Степень сложности речевой структуры.
Сложности в речи возникают с усложнением материала.
Возрастание его сложности можно отразить в схеме:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|
|
|