Методы логопедии
Методы логопедии
1. Логопедия как наука
Логопедия – это наука о нарушениях
речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами
специального обучения и воспитания.
Логопедия изучает:
§ причины
§ механизмы
§ симптоматику нарушений речевой деятельности
§ течение
§ структуру
Термин «ЛОГОПЕДИЯ» состоит из двух
греческих слов:
«Логос» - слово
«Пайдео» -
воспитываю ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Предмет логопедии -- 1. нарушения речи
2. процесс обучения и воспитания
правильной речи у лиц с
речевыми расстройствами
Объект изучения – человек, страдающий речевыми нарушениями.
Нарушения речи изучают также представители
других наук:
§ физиологи
§ невропатологи
§ психологи
§ лингвисты
Каждый рассматривает их под определенным
углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.
Логопедия относится к блоку наук
специальной педагогики.
Структура логопедии:
Цель логопедии
v разработка научно-обоснованной системы обучения,
воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи
v предупреждение речевых расстройств.
Первое упоминание о речевых
расстройствах имеется в древнегреческой культуре – папирус, относящийся к 17 в.
до н.э. Считается, что этот папирус является копией еще более древнего
трактата, датируемого 30 в до н.э.
В нем назывались заболевания речи,
ставились DS, предписывалось лечение.
Наиболее полное и системное описание
речевых расстройств дает в античной медицине Гиппократ. В его сочинениях
описаны:
·
потеря голоса
·
потеря речи
·
нарушения звукопроизношения
·
непонятная речь
·
заикание
Задачи логопедии
1.
изучение онтогенеза речевой
деятельности при различных формах речевых нарушений
2.
определение распространенности,
симптоматики, степени проявлений нарушений речи
3.
выявление динамики спонтанного и
направленного развития детей с нарушениями речевой деятельности, характер
влияния речевых расстройств на формирование личности, психическое развитие
4.
изучение особенностей формирования
речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии
5.
выявление этиологии, механизмов,
структуры и симптоматики речевых нарушений
6.
разработка методов педагогической диагностики
речевых расстройств
7.
систематизация речевых расстройств
8.
разработка принципов,
дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений
9.
совершенствование методов
профилактики речевых расстройств
10.
разработка вопросов организации
логопедической помощи
Существуют два аспекта логопедии:
-- теоретический -- практический
Принципы и методы
логопедии как науки
Логопедия опирается на следующие основные
принципы
·
системность
·
комплексность
·
принцип развития
·
взаимосвязь с другими сторонами
психического развития
·
деятельных подход
·
онтогенетический принцип
·
принцип учета этиологии и
механизмов
·
учет симптоматики нарушения и
структуры речевого дефекта
·
принцип обходного пути
·
общедидактические принципы
Рассмотрим некоторые из них:
1.
Принцип системности
Речь – сложная функциональная система,
структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. При изучении
и коррекции следует воздействовать на все компоненты этой системы.
2.
Принцип комплексности
Речевые нарушения включаются в синдромы нервных и нервно-психических
заболеваний (дизартрия, заикание). Устранение речевых нарушений должно носить
комплексный характер (медико-психолого-педагогический)
3.
Принцип развития
Выделение в процессе логопедической помощи тех задач, трудностей, этапов,
которые находятся в зоне ближайшего развития.
4.
Онтогенетический принцип
Логопедическая работа ведется с учетом
последовательности появления форм и функций речи и видов деятельности ребенка в
онтогенезе
5.
Принцип симптоматики нарушения
В каждом случае речевого расстройства
устанавливается ведущий дефект
6.
Принцип обходного пути
Формирование новой функциональной системы
происходит в обход пострадавшего звена
7.
Общедидактические принципы:
Формирование новой функциональной системы
происходит в обход пострадавшего звена
Методы логопедии как науки можно условно разделить на 4 группы:
v организационные методы
Ø сравнительный
Ø лонгитеодинальный (динамика)
Ø комплексный
v эмпирические методы
Ø обсервационные (наблюдение)
Ø экспериментальные (
§ лабораторный, естественный формирующий или психолого-педагогический
эксперимент
§ психологодиагностический (тесты, анкеты, беседы,
интервью)
§ праксиметрические приемы анализа деятельности
§ биографические (сбор и анализ биографических данных)
v количественный им качественный анализ полученных
данных (матиматико-статистические методы)
v интерпретационные методы (связь между изучаемыми
явлениями)
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком.
Язык – система знаков, средство осуществления человеческого общения и
мышления.
Различают две формы речи – внешнюю и
внутреннюю.
Внешняя речь (экспрессивная) – имеет
звуковое выражение. Включает следующие виды:
Диалогическая речь – возникает
при непосредственном общении двух или нескольких собеседников, состоит в обмене
репликами.
Монологическая речь – последовательное связное изложение одним лицом определенной
системы знаний или события.
Выделяют три основных вида монологической
речи: повествование (рассказ, пересказ, сообщение и др.), описание и
рассуждение.
Письменная речь – графически оформленная речь, организованная на
основе буквенных изображений.
Внутренняя речь - это беззвучная речь, которая возникает, когда
человек думает о чем-либо, мысленно составляет свои высказывания.
В онтогенезе внутренняя речь формируется у
ребенка на основе внешней и представляет собой один из механизмов мышления.
2. Понятийно-категорийный аппарат
логопедии
Норма речи – общепринятые варианты употребления языка в
процессе речевой деятельности.
Нарушение речи – отклонение в речи говорящего от языковой
нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством
нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности.
Речевые нарушения характеризуются
следующими особенностями:
§ не соответствуют возрасту говорящего
§ не являются диалектизмами, безграмотностью и
выражением незнания языка
§ связаны с отклонениями в функционировании
психофизических механизмов речи
§ носят устойчивый характер, самостоятельно не
исчезают, а закрепляются
§ требуют определенного логопедического
воздействия
§ часто оказывают отрицательное влияние на
дальнейшее психическое состояние ребенка и его развитие
Синонимы “нарушения речи” :
§ “расстройства речи”
§ “дефекты речи”
§ “недостатки речи”
§ “речевая патология”
§ “речевое отклонение”
Различают :
Недоразвитие речи – качественно более низкий уровень сформированности
той или иной функции или речевой системы в целом.
Нарушения речи – расстройства, отклонения от N в
процессе функционирования механизмов речевой деятельности.
Речь имеет свои составные компоненты:
Общее недоразвитие речи – такая форма речевой аномалии, при которой нарушено
формирование всех компонентов речи:
§ фонетико-фонематической стороны
§ лексического состава
§ грамматического строя
Нарушение речевого
развития – искажается процесс речевого онтогенеза.
Задержка речевого развития – замедление темпа, при котором уровень речевого
развития не соответствует возрасту.
Симптом нарушения речи – признак, проявление какого-либо нарушения речевой
деятельности.
Симптоматика нарушения речи – совокупность признаков нарушения речевой деятельности.
Механизм нарушения речи – характер отклонений в функционировании процессов и
операций, обуславливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Патогенез нарушения речи – это патологический механизм, обуславливающий возникновение
и развитие нарушений речевой деятельности.
Структура речевого дефекта – совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения
речи и характер их связи:
Логопедическое воздействие – педагогический процесс, направленный на коррекцию и
компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с
речевыми нарушениями.
Коррекция нарушений речи – это процесс исправления или ослабления симптоматики
нарушений речи. Синонимы: «Устранение», «Преодоление речевых нарушений».
Компенсация – сложный, многоаспектный процесс перестройки
психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.
Обучение – это двухсторонний управляемый процесс, включающий
активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков
(ЗУНы) и педагогическое руководство этой деятельностью.
Воспитание – это целенаправленное, систематическое,
организованное управление процессом формирования личности или ее отдельных
качеств.
Перевоспитание – коррекция и компенсация личностных особенностей лиц
с нарушениями речевой деятельности.
Восстановительное обучение – при локальных поражениях головного мозга в
логопедической работе – обучение, направленное на восстановление нарушенных
речевых и неречевых функций.
Логопедическое воздействие может быть
направлено на:
§ устранение нарушений речи (дислексия)
§ исправление (дислалия)
§ преодоление отрицательных симптомов (заикание)
3. Классификация нарушений речи
В
настоящее время в современной отечественной логопедии в обращении находятся две
классификации речевых нарушений:
КЛАССИФИКАЦИЯ
Клинико-педагогическая классификация:
ü опирается на традиционное сотрудничество с медициной
ü речевые нарушения не привязываются строго к формам
заболеваний
ü ориентирована на коррекцию дефектов речи
ü основывается на подходе от общего к частному (напр.:
заикание)
Для
клинико-педагогической классификации характерны критерии проявления дефекта:
§ какими факторами обусловлен дефект (социальные –
биологические)
§ на каком фоне он развивается (органическом –
функциональном)
§ в каком звене речевой системы локализуется (центральном
– периферическом)
§ какова степень нарушения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|