бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы логопедии бесплатно рефераты

Методы логопедии

1. Логопедия как наука

Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедия изучает:

§    причины

§    механизмы

§    симптоматику нарушений речевой деятельности

§    течение

§    структуру

Термин «ЛОГОПЕДИЯ» состоит из двух греческих слов:

«Логос» - слово

«Пайдео» - воспитываю ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Предмет логопедии -- 1. нарушения речи

2. процесс обучения и воспитания правильной речи у лиц с

речевыми расстройствами

Объект изучения – человек, страдающий речевыми нарушениями.

Нарушения речи изучают также представители других наук:

§    физиологи

§    невропатологи

§    психологи

§    лингвисты

Каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.

Логопедия относится к блоку наук специальной педагогики.

Структура логопедии:


 







Цель логопедии

v   разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи

v   предупреждение речевых расстройств.

Первое упоминание о речевых расстройствах имеется в древнегреческой культуре – папирус, относящийся к 17 в. до н.э. Считается, что этот папирус является копией еще более древнего трактата, датируемого 30 в до н.э.

В нем назывались заболевания речи, ставились DS, предписывалось лечение.

Наиболее полное и системное описание речевых расстройств дает в античной медицине Гиппократ. В его сочинениях описаны:

·              потеря голоса

·              потеря речи

·              нарушения звукопроизношения

·              непонятная речь

·              заикание

Задачи логопедии

1.   изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений

2.   определение распространенности, симптоматики, степени проявлений нарушений речи

3.   выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушениями речевой деятельности, характер влияния речевых расстройств на формирование личности, психическое развитие

4.   изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии

5.   выявление этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений

6.   разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств

7.   систематизация речевых расстройств

8.   разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений

9.   совершенствование методов профилактики речевых расстройств

10.            разработка вопросов организации логопедической помощи

Существуют два аспекта логопедии:

-- теоретический -- практический

Принципы и методы логопедии как науки

Логопедия опирается на следующие основные принципы

·              системность

·              комплексность

·              принцип развития

·              взаимосвязь с другими сторонами психического развития

·              деятельных подход

·              онтогенетический принцип

·              принцип учета этиологии и механизмов

·              учет симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта

·              принцип обходного пути

·              общедидактические принципы

Рассмотрим некоторые из них:

1.                 Принцип системности

Речь – сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. При изучении и коррекции следует воздействовать на все компоненты этой системы.

2.                Принцип комплексности

Речевые нарушения включаются в синдромы нервных и нервно-психических заболеваний (дизартрия, заикание). Устранение речевых нарушений должно носить комплексный характер (медико-психолого-педагогический)

3.                Принцип развития

Выделение в процессе логопедической помощи тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития.

4.                Онтогенетический принцип

Логопедическая работа ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи и видов деятельности ребенка в онтогенезе

5.                 Принцип симптоматики нарушения

В каждом случае речевого расстройства устанавливается ведущий дефект

6.                Принцип обходного пути

Формирование новой функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена

7.                 Общедидактические принципы:

Формирование новой функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена

Методы логопедии как науки можно условно разделить на 4 группы:

v организационные методы

Ø сравнительный

Ø лонгитеодинальный (динамика)

Ø комплексный

v эмпирические методы

Ø обсервационные (наблюдение)

Ø экспериментальные (

§     лабораторный, естественный формирующий или психолого-педагогический эксперимент

§     психологодиагностический (тесты, анкеты, беседы, интервью)

§     праксиметрические приемы анализа деятельности

§     биографические (сбор и анализ биографических данных)

v    количественный им качественный анализ полученных данных (матиматико-статистические методы)

v    интерпретационные методы (связь между изучаемыми явлениями)

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком.

Язык – система знаков, средство осуществления человеческого общения и мышления.

Различают две формы речи – внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь (экспрессивная) – имеет звуковое выражение. Включает следующие виды:


 









Диалогическая речь – возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников, состоит в обмене репликами.

Монологическая речь – последовательное связное изложение одним лицом определенной системы знаний или события.

Выделяют три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, пересказ, сообщение и др.), описание и рассуждение.

Письменная речь – графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений.

Внутренняя речь - это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет свои высказывания.

В онтогенезе внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из механизмов мышления.

2. Понятийно-категорийный аппарат логопедии

Норма речи – общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности.

Нарушение речи – отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

§    не соответствуют возрасту говорящего

§    не являются диалектизмами, безграмотностью и выражением незнания языка

§    связаны с отклонениями в функционировании психофизических механизмов речи

§    носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются

§    требуют определенного логопедического воздействия

§    часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое состояние ребенка и его развитие

Синонимы “нарушения речи” :

§    “расстройства речи”

§    “дефекты речи”

§    “недостатки речи”

§    “речевая патология”

§    “речевое отклонение”

 

Различают :

Недоразвитие речи

 

Нарушение речи

 
 


Недоразвитие речи – качественно более низкий уровень сформированности той или иной функции или речевой системы в целом.

Нарушения речи – расстройства, отклонения от N в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.

Речь имеет свои составные компоненты:


РЕЧЬ

 

Произношение

 

Лексика

 

Грамматика

 
 





Общее недоразвитие речи – такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи:

§ фонетико-фонематической стороны

§ лексического состава

§ грамматического строя

Нарушение речевого развития – искажается процесс речевого онтогенеза.

Задержка речевого развития – замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту.

Симптом нарушения речи – признак, проявление какого-либо нарушения речевой деятельности.

Симптоматика нарушения речи – совокупность признаков нарушения речевой деятельности.

Механизм нарушения речи – характер отклонений в функционировании процессов и операций, обуславливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Патогенез нарушения речи – это патологический механизм, обуславливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Структура речевого дефекта – совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связи:


Первичный дефект

 

Вторичный дефект

 
 



Логопедическое воздействие – педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевыми нарушениями.

Коррекция нарушений речи – это процесс исправления или ослабления симптоматики нарушений речи. Синонимы: «Устранение», «Преодоление речевых нарушений».

Компенсация – сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.

Обучение – это двухсторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков (ЗУНы) и педагогическое руководство этой деятельностью.

Воспитание – это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или ее отдельных качеств.

Перевоспитание – коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности.

Восстановительное обучение – при локальных поражениях головного мозга в логопедической работе – обучение, направленное на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций.

Логопедическое воздействие может быть направлено на:

§    устранение нарушений речи (дислексия)

§    исправление (дислалия)

§    преодоление отрицательных симптомов (заикание)

3. Классификация нарушений речи


В настоящее время в современной отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений:


 





КЛАССИФИКАЦИЯ

Клинико-педагогическая классификация:

ü  опирается на традиционное сотрудничество с медициной

ü  речевые нарушения не привязываются строго к формам заболеваний

ü  ориентирована на коррекцию дефектов речи

ü  основывается на подходе от общего к частному (напр.: заикание)

Для клинико-педагогической классификации характерны критерии проявления дефекта:

§  какими факторами обусловлен дефект (социальные – биологические)

§  на каком фоне он развивается (органическом – функциональном)

§  в каком звене речевой системы локализуется (центральном – периферическом)

§  какова степень нарушения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21