бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы логопедии бесплатно рефераты

Ø   находится в головном мозге

Ø   состоит из:

·          коры головного мозга (преимущественно левого полушария)

·          подкорковых узлов

·          проводящих путей

·          ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга)

·          нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам

Речь развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга.

Главенствующее значение в речи имеют следующие доли левого полушария головного мозга (у правшей):

·              лобная

·              височная

·              теменная

·              затылочная

Лобные извилины являются двигательной областью, участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брокка)

Височные извилины являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражители (центр Вернике) – осуществляется процесс восприятия чужой речи.

Теменные доли – участвуют в понимании речи.

Затылочные доли – зрительная область, обеспечивает усвоение письменной речи, восприятие артикуляции.

Подкорковые узлы (ядра) – ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути:

Кора головного мозга связана с периферическими органами речи двумя видами нервных путей:

·              центробежными

·              центростремительными

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору с мышцами, регулирующими деятельность речевых органов. Они начинаются в центре Брокка.

Центростремительные нервные пути идут от периферии к головному мозгу. Они начинаются в проприорецепторах и барорецепторах.

Проприорецепторы:

·              находятся внутри мышц, сухожилий, на суставных поверхностях двигающихся органов

·              возбуждаются под действием мышечных сокращений

·              контролируют мышечную деятельность

Барорецепторы:

·              находятся в глотке

·              возбуждаются при изменении давления на них.

Когда мы говорим происходит раздражение прорприо—и барорецепторов, которое идет по центростремительным путям к коре головного мозга.

Ядра ствола мозга – в них берут начало черепно-мозговые нервы (12 пар). Главные из них:

ü   тройничные нерв – к мышцам нижней челюсти

ü   лицевой нерв – к мимической мускулатуре (движение губ, надувание щек)

ü   языкоглоточный – к мышцам гортани, голосовых складок, глотки, мягкого неба – отвечает за чувствительность языка

ü   блуждающий – к мышцам гортани, голосовых складок, глотки, мягкого неба, к мышцам органов дыхания и сердца

ü   добавочный нерв -- к мышцам шеи

ü   подъязычный нерв – к мышцам языка

Через систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому приводят в движение речевые органы обратная связь : от периферии к центру.

2.  Периферический речевой аппарат

Состоит из трех отделов:

ü дыхательный

ü голосовой

ü артикуляционный

Дыхательный отдел:

§    входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей

§    речь тесно связана с дыханием

§    воздушная струя осуществляет голосообразующую и артикуляционную функции

§    дыхание в момент речи отличается от обычного (длинный выдох, число дыхательных движений в 2 раза меньше)

§    для речи необходим большой запас воздуха (объем) и большее давление воздушной струи

Голосовой отдел:

§    включает гортань с голосовыми складками

Гортань:

§    широкая короткая трубка, состоит из хрящей и мягких тканей

§    расположена в переднем отделе шеи (прощупывается)

§    сверху переходит в глотку, снизу – в трахею

§    на границе гортани и глотки – надгортанник – хрящ в форме лепестка, служит клапаном: закрывает при глотании вход в гортань (чтобы не попадала пища и слюна)

§    у мужчин гортань крупнее, голосовые складки длиннее и толще (20-24 мм), у женщин – 18-20 мм.

§    у детей гортань меньшего размера. Рост происходит в 5-7 лет, в 12-13 (у девочек), в 13-15 (у мальчиков) – результат : низкий голос, кадык.

Голосовые складки:

§    застилают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель

§    при дыхании голосовая щель раскрыта, имеет форму треугольника, воздух проходит беззвучно

§    при фонации голосовые складки смыкаются, струя воздуха раздвигает их в стороны, под действием мышц, которые сужают голосовую щель, складки возвращаются в исходное положение колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются как звуки речи (складки колеблются в поперечном направлении)

§    при шепоте – происходит неполное смыкание складок – щель в виде треугольника, складки не колеблются, слышен шум трения о края треугольной щели – шепот.

Голос обладает:

Ø  силой

Ø  высотой

Ø  тембром

Сила голоса зависит от

·              амплитуды колебания голосовых складок (сила выдоха)

·              участия резонаторных полостей (ротовая и носовая) – усилители звука.

Тембр голоса – индивидуальная окраска голоса – зависит от особенностей строения гортани и резонаторных полостей

Высота голоса – зависит от:

·     частоты колебания голосовых складок

·     толщины, длины и степени их напряженности

Артикуляционный отдел включает:

·              язык

·              губы

·              челюсти (верхнюю и нижнюю)

·              твердое и мягкое небо

·              альвеолы

Из них подвижными являются губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть.

Язык:

·                  массивный мышечный орган, заполняет ротовую полость

·                  передняя часть языка подвижна, задняя – фиксирована (это корень языка)

·                  для артикуляции важны:

-       кончик языка

-       боковые края языка

-       спинка языка

§    язык может в больших пределах изменять свою форму, положение и степень напряжения

§    язык участвует в образовании всех гласных и согласных (кроме губных)

Губы, зубы, твердое и мягкое небо, альвеолы, челюсти:

§    участвуют в артикуляции звуков, образуя щели или смычки (при приближении или прикосновении к ним языка)

Резонаторы:

§    создают громкость и отчетливость звуков

Надставная труба – резонаторы вместе с глоткой:

§    глотка и рот соединены (в результате эволюции)

§    надставная труба может менять объем и форму (вытянутая, сжатая, растянутая) благодаря этому создаются явления резонанса (тембр голоса)

Например: звук А:

q   ротовая полость расширяется

q   глотка сужается и вытягивается

Звук И:

q   ротовая полость сжимается

q   глотка расширяется

Функции надставной трубы:

ü  резонатор

ü  шумовой вибратор (с его помощью образуются глухие согласные)

При одновременном включении шумового вибратора и голосовых складок образуются звонкие согласные и соноры.

Ротовая полость принимает участие в произнесении всех звуков, носовая – в произнесении М, МЬ, Н, НЬ. В других случаях мягкое небо и язычок (небная занавеска) закрывают вход в полость носа.

Итак:

v   дыхательный отдел – для подачи воздуха,

v   голосовой отдел – для голосообразования

v   артикуляционный отдел – резонатор и фонемообразователь.

Для того, чтобы произошло произнесение звука в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений – артикуляционная программа.

Она реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора:

v   в дыхательной

v   в голосовой (фонаторной)

v   в резонаторной системах

Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль:

Ø   с помощью слуха (действует в момент произнесения)

Ø   через кинестетические ощущения (позволяет предупредить ошибку и внести поправку до произнесения звука)

Обратные импульсы идут от речевых органов к коре головного мозга, где контролируется, при каком положении органов произошла ошибка. От центра посылается импульс, который вызывает точную артикуляцию. И снова – обратный импульс – о достигнутом результате. Это происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль.

Система обратной связи обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи. Так формируется 2-я сигнальная система.

5. Этиология речевых нарушений

Термин “ЭТИОЛОГИЯ” – учение о причинах (“этио” – причина, “логос” – учение)

Вопросы этиологии речевых нарушений начали активно разрабатываться с 20 гг ХХ в. Предприняты первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения.

Причина нарушений речивоздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых оно не может возникнуть.

По классификации М.Е.Хватцева выделяют:

v   органические причины –

1.        недоразвитие или повреждение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения

2.        различные нарушения периферических органов речи

v  психоневрологические причины –

1.        умственная отсталость

2.        расстройства психических функций

v   социально-психологические причины – неблагоприятное влияние окружающей среды

Все вредные факторы, вызывающие речевые нарушения условно можно разделить на 2 группы:

q   экзогенные факторы (внешние)

q   эндогенные (внутренние)

Между ними существует тесная связь.

В возникновении речевых нарушений большую роль играют специфические факторы, способствующие или препятствующие нарушению речи.

Например: ЗАИКАНИЕ

Причина – психотравма.

Способствующие факторы:

·              соматическая ослабленность ребенка

·              повышенная возбудимость

·              остаточные явления органического поражения ЦНС

·              возраст

В разных случаях один и тот же фактор может играть роль УСЛОВИЯ или ПРИЧИНЫ. В данном примере возраст (условие) + повышенная возбудимость = причина заикания.

В развитие речевых нарушений очень важны:

·              речевое окружение ребенка

·              речевое общение

Пример:

если речевое окружение дефектно (например, глухие родители) происходит нарушение речевого общения и как следствие, нарушение речевого развития.

Речевое общение должно быть:

·              значимым

·              проходить на эмоционально-положительном уровне

·              побуждать к ответной речевой реакции

Предпосылкой развития речи является накопление ребенком впечатлений в его предметно-игровой деятельности.

Речь развивается по подражанию. Поэтому некоторые речевые нарушения могут иметь в своей основе подражание (заикание, нарушения звукопроизношения, ускоренный темп речи)

Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды развития. Их 3:

1.            1-2 год жизни – формируются предпосылки речи

2.            3 года – интенсивно развивается связная речь, переход от ситуативной речи к контекстной (отставание речевого развития, мутизм, заикание)

3.            6-7 лет – начало развития письменной речи.

Критические периоды играют предрасполагающую роль и могут сочетаться с неблагоприятными факторами.

1.            Различные внутриутробные патологии, приводящие к нарушению развития плода:

·          токсикоз беременности

·          вирусные заболевания (грипп, ОРВИ, краснуха, корь)

·          эндокринные заболевания (сахарный диабет)

·          внутриутробные травмы

·          радиация, вибрация

·          несовместимость по резус-фактору

·          интоксикации (курение, алкоголь)

2.        Родовые травмы и асфиксия во время родов

·          затяжные роды

·          обвитие пуповины

·          акушерские манипуляции

3.        Недоношенность

4.        Различные заболевания в первый год жизни ребенка:

·          вирусные (грипп, ОРВИ)

·          детские инфекции (корь, краснуха)

·          хронические соматические заболевания (хр. пневмония)

·          нейроинфекции (менингит, энцефалит)

5.        Травмы черепа с сотрясением мозга

6.        Наследственные факторы:

·          генные мутации

·          хромосомные синдромы (болезнь Дауна)

·          У-хромосомные проявления (у мальчиков)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21