Методы логопедии
Ø находится в головном мозге
Ø состоит из:
·
коры головного мозга
(преимущественно левого полушария)
·
подкорковых узлов
·
проводящих путей
·
ядер ствола (прежде всего
продолговатого мозга)
·
нервов, идущих к дыхательным,
голосовым и артикуляционным мышцам
Речь
развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных
участков мозга.
Главенствующее значение в речи имеют
следующие доли левого полушария головного мозга (у правшей):
·
лобная
·
височная
·
теменная
·
затылочная
Лобные извилины являются двигательной областью, участвуют в
образовании собственной устной речи (центр Брокка)
Височные извилины являются речеслуховой областью, куда поступают
звуковые раздражители (центр Вернике) – осуществляется процесс восприятия чужой
речи.
Теменные доли – участвуют в понимании речи.
Затылочные доли – зрительная область, обеспечивает усвоение
письменной речи, восприятие артикуляции.
Подкорковые узлы (ядра) – ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.
Проводящие пути:
Кора
головного мозга связана с периферическими органами речи двумя видами нервных путей:
·
центробежными
·
центростремительными
Центробежные (двигательные) нервные
пути соединяют кору с мышцами,
регулирующими деятельность речевых органов. Они начинаются в центре Брокка.
Центростремительные нервные пути идут от периферии к головному мозгу. Они начинаются в
проприорецепторах и барорецепторах.
Проприорецепторы:
·
находятся внутри мышц, сухожилий,
на суставных поверхностях двигающихся органов
·
возбуждаются под действием
мышечных сокращений
·
контролируют мышечную деятельность
Барорецепторы:
·
находятся в глотке
·
возбуждаются при изменении
давления на них.
Когда мы говорим происходит
раздражение прорприо—и барорецепторов, которое идет по центростремительным
путям к коре головного мозга.
Ядра ствола мозга – в них берут начало черепно-мозговые нервы (12 пар).
Главные из них:
ü тройничные нерв – к мышцам нижней челюсти
ü лицевой нерв – к мимической мускулатуре (движение губ, надувание щек)
ü языкоглоточный – к мышцам гортани, голосовых складок, глотки, мягкого неба – отвечает за
чувствительность языка
ü блуждающий – к мышцам гортани, голосовых складок, глотки, мягкого неба, к мышцам
органов дыхания и сердца
ü добавочный нерв -- к мышцам шеи
ü подъязычный нерв – к мышцам языка
Через систему
черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого
аппарата к периферическому приводят в движение речевые органы обратная связь :
от периферии к центру.
2.
Периферический речевой аппарат
Состоит из
трех отделов:
ü дыхательный
ü голосовой
ü артикуляционный
Дыхательный
отдел:
§
входит грудная
клетка с легкими, бронхами и трахеей
§
речь тесно
связана с дыханием
§
воздушная струя
осуществляет голосообразующую и артикуляционную функции
§
дыхание в момент
речи отличается от обычного (длинный выдох, число дыхательных движений в 2 раза
меньше)
§
для речи
необходим большой запас воздуха (объем) и большее давление воздушной струи
Голосовой
отдел:
§
включает гортань
с голосовыми складками
Гортань:
§
широкая короткая
трубка, состоит из хрящей и мягких тканей
§
расположена в
переднем отделе шеи (прощупывается)
§
сверху переходит в
глотку, снизу – в трахею
§
на границе
гортани и глотки – надгортанник – хрящ в форме лепестка, служит
клапаном: закрывает при глотании вход в гортань (чтобы не попадала пища и
слюна)
§
у мужчин гортань
крупнее, голосовые складки длиннее и толще (20-24 мм), у женщин – 18-20 мм.
§
у детей гортань
меньшего размера. Рост происходит в 5-7 лет, в 12-13 (у девочек), в 13-15 (у
мальчиков) – результат : низкий голос, кадык.
Голосовые
складки:
§
застилают просвет
гортани, оставляя узкую голосовую щель
§
при дыхании
голосовая щель раскрыта, имеет форму треугольника, воздух проходит беззвучно
§
при фонации голосовые складки смыкаются, струя воздуха
раздвигает их в стороны, под действием мышц, которые сужают голосовую щель,
складки возвращаются в исходное положение колебания передаются в окружающую
среду и воспринимаются как звуки речи (складки колеблются в поперечном
направлении)
§
при шепоте –
происходит неполное смыкание складок – щель в виде треугольника, складки не
колеблются, слышен шум трения о края треугольной щели – шепот.
Голос
обладает:
Ø
силой
Ø
высотой
Ø
тембром
Сила
голоса зависит
от
·
амплитуды
колебания голосовых складок (сила выдоха)
·
участия
резонаторных полостей (ротовая и носовая) – усилители звука.
Тембр
голоса –
индивидуальная окраска голоса – зависит от особенностей строения гортани и
резонаторных полостей
Высота
голоса – зависит
от:
·
частоты колебания
голосовых складок
·
толщины, длины и
степени их напряженности
Артикуляционный
отдел включает:
·
язык
·
губы
·
челюсти (верхнюю
и нижнюю)
·
твердое и мягкое
небо
·
альвеолы
Из них
подвижными являются губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть.
Язык:
·
массивный
мышечный орган, заполняет ротовую полость
·
передняя часть
языка подвижна, задняя – фиксирована (это корень языка)
·
для артикуляции
важны:
-
кончик языка
-
боковые края
языка
-
спинка языка
§
язык может в
больших пределах изменять свою форму, положение и степень напряжения
§
язык участвует в
образовании всех гласных и согласных (кроме губных)
Губы,
зубы, твердое и мягкое небо, альвеолы, челюсти:
§
участвуют в
артикуляции звуков, образуя щели или смычки (при приближении или прикосновении
к ним языка)
Резонаторы:
§
создают громкость
и отчетливость звуков
Надставная
труба – резонаторы
вместе с глоткой:
§
глотка и рот
соединены (в результате эволюции)
§
надставная труба
может менять объем и форму (вытянутая, сжатая, растянутая) благодаря этому
создаются явления резонанса (тембр голоса)
Например: звук
А:
q
ротовая полость
расширяется
q
глотка сужается и
вытягивается
Звук И:
q
ротовая полость
сжимается
q
глотка
расширяется
Функции
надставной трубы:
ü
резонатор
ü
шумовой вибратор
(с его помощью образуются глухие согласные)
При одновременном
включении шумового вибратора и голосовых складок образуются звонкие согласные и
соноры.
Ротовая
полость принимает участие в произнесении всех звуков, носовая – в произнесении
М, МЬ, Н, НЬ. В других случаях мягкое небо и язычок (небная занавеска)
закрывают вход в полость носа.
Итак:
v
дыхательный отдел
– для подачи воздуха,
v
голосовой отдел –
для голосообразования
v
артикуляционный
отдел – резонатор и фонемообразователь.
Для того,
чтобы произошло произнесение звука в коре головного мозга производится отбор
команд для организации речевых движений – артикуляционная программа.
Она
реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора:
v
в дыхательной
v
в голосовой
(фонаторной)
v
в резонаторной
системах
Для
правильного осуществления речевого акта необходим контроль:
Ø
с помощью
слуха (действует в
момент произнесения)
Ø
через
кинестетические ощущения (позволяет предупредить ошибку и внести поправку до произнесения звука)
Обратные
импульсы идут от речевых органов к коре головного мозга, где контролируется,
при каком положении органов произошла ошибка. От центра посылается импульс,
который вызывает точную артикуляцию. И снова – обратный импульс – о достигнутом
результате. Это происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и
слуховой контроль.
Система
обратной связи обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи. Так формируется 2-я сигнальная система.
5. Этиология речевых нарушений
Термин
“ЭТИОЛОГИЯ” – учение о причинах (“этио” – причина, “логос” – учение)
Вопросы
этиологии речевых нарушений начали активно разрабатываться с 20 гг ХХ в.
Предприняты первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от
причин их возникновения.
Причина нарушений речи – воздействие на организм внешнего или
внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют
специфику речевого расстройства и без которых оно не может возникнуть.
По
классификации М.Е.Хватцева выделяют:
v органические причины –
1.
недоразвитие или повреждение мозга
во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения
2.
различные нарушения периферических
органов речи
v психоневрологические причины –
1.
умственная отсталость
2.
расстройства психических функций
v социально-психологические причины – неблагоприятное
влияние окружающей среды
Все вредные
факторы, вызывающие речевые нарушения условно можно разделить на 2 группы:
q экзогенные факторы (внешние)
q эндогенные (внутренние)
Между ними
существует тесная связь.
В возникновении речевых нарушений большую
роль играют специфические факторы, способствующие или препятствующие нарушению
речи.
Например: ЗАИКАНИЕ
Причина – психотравма.
Способствующие факторы:
·
соматическая ослабленность ребенка
·
повышенная возбудимость
·
остаточные явления органического
поражения ЦНС
·
возраст
В
разных случаях один и тот же фактор может играть роль УСЛОВИЯ или ПРИЧИНЫ. В данном примере возраст (условие)
+ повышенная возбудимость = причина заикания.
В развитие
речевых нарушений очень важны:
·
речевое окружение
ребенка
·
речевое общение
Пример:
если речевое
окружение дефектно (например, глухие родители) происходит нарушение речевого
общения и как следствие, нарушение речевого развития.
Речевое
общение должно быть:
·
значимым
·
проходить на
эмоционально-положительном уровне
·
побуждать к
ответной речевой реакции
Предпосылкой
развития речи является накопление ребенком впечатлений в его предметно-игровой
деятельности.
Речь
развивается по подражанию. Поэтому некоторые речевые нарушения могут иметь в
своей основе подражание (заикание, нарушения звукопроизношения, ускоренный темп
речи)
Наиболее
часто страдает речевая функция в критические периоды развития. Их 3:
1.
1-2 год жизни –
формируются предпосылки речи
2.
3 года –
интенсивно развивается связная речь, переход от ситуативной речи к контекстной
(отставание речевого развития, мутизм, заикание)
3.
6-7 лет – начало
развития письменной речи.
Критические
периоды играют предрасполагающую роль и могут сочетаться с неблагоприятными
факторами.
1.
Различные
внутриутробные патологии, приводящие к нарушению развития плода:
·
токсикоз
беременности
·
вирусные
заболевания (грипп, ОРВИ, краснуха, корь)
·
эндокринные
заболевания (сахарный диабет)
·
внутриутробные
травмы
·
радиация,
вибрация
·
несовместимость
по резус-фактору
·
интоксикации
(курение, алкоголь)
2.
Родовые травмы и
асфиксия во время родов
·
затяжные роды
·
обвитие пуповины
·
акушерские
манипуляции
3.
Недоношенность
4.
Различные
заболевания в первый год жизни ребенка:
·
вирусные (грипп,
ОРВИ)
·
детские инфекции
(корь, краснуха)
·
хронические
соматические заболевания (хр. пневмония)
·
нейроинфекции
(менингит, энцефалит)
5.
Травмы черепа с
сотрясением мозга
6.
Наследственные
факторы:
·
генные мутации
·
хромосомные
синдромы (болезнь Дауна)
·
У-хромосомные
проявления (у мальчиков)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|