Методы логопедии
·
диапазон – количество тонов голоса ( у взрослых – 4-5, у
детей – 2-3)
Проявления нарушений голоса:
v отсутствие
голоса или его расстройства
v голосовое
утомление
v субъективные
ощущения (боль, давление, жжение, спазм …)
Фонопедия – комплекс педагогических мер фоздействия
при нарушениях голоса
Органические нарушения голоса – вследствие
анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового
аппарата.
Периферические органические нарушения голоса
бывают
v при
парезах, параличах гортани
v при
травмах гортани
v при
ларингитах
Симптомы:
·
голос теряет нормальное звучание
·
голосовая утомляемость
·
охриплость
·
рефлекторный кашель
·
затрудненность дыхания
·
поперхивания
Центральные органические нарушения голоса бывают
v при
поражениях головного мозга
v при
ДЦП
Эти нарушения хронические и сами не исчезают.
Требуются фонопедические мероприятия. Нарушения не влияют на развитие и
формирование речи.
Функциональные нарушения голоса – вследствие
функциональных, временных расстройств голосообразования.
Причины:
·
голосовое переутомление
·
плохая постановка голоса при вокале
·
инфекционные заболевания
·
психические заболевания (истерия)
К периферическим функциональным нарушениям голоса относятся:
фоностения
гипо- гипертонусная афония
дисфония
Фоностения – нарушения
голоса без видимых изменений в голосовом аппарате (чаще носит профессиональный
характер)
Причины:
·
психотравмы
·
эмоциональные перегрузки
·
несоблюдение гигиены голоса
Проявления:
-
нарушения координации дыхания и фонации
-
невозможность владеть голосом
Гипотонусная афония (дисфония) -- обусловлена порезами
мышц гортани.
Причины:
·
инфекции
·
перенапряжение голоса
Проявления:
-
голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются
-
осиплость
-
боли в мышцах шеи, затылка, грудной клетки
Гипертонусная дисфония – повышенный тонус гортанных мышц,
тонический спазм
Причины:
·
перенапряжение голоса, привычка говорить громко и много
Ринофония и ринолалия – нарушения голоса при патологической
назализации
Функциональные нарушения голоса центрального
происхождения
Функциональная (психогенная) афония
Причина – реакция на психотравму у истеричных особ
Проявления:
·
сохранны кашель, звучный смех
·
возможны рецидивы
·
длительность течения
Методы исследования голосового аппарата (делают
отолярингологи)
Ø ларингоскопия
– осмотр гортани с помощью зеркала
Ø лярингостробоскопия
– осмотр с помощью специального прибора – можно наблюдать колебания складок
Ø рентгенография
Ø томография
Ø электромиография
– игольчатый электрод вводится в толщу мышцы
Ø глоттография
Методика логопедического воздействия при
нарушениях голоса
Восстановление голоса следует начинать как можно
раньше. Оно осуществляется комплексно:
-- медики фониатр
-- педагоги фонопед
Направления работы:
§ психотерапия
§ артикуляция
и дыхательная гимнастика
§ ЛФК
§ вызывание
голоса и его закрепление
При параличах и порезах:
î работа над
дыханием
-
дутье в губную гармошку (медленно, протяжно, на одной ноте
от 45-60 сек до 2 мин. по 8-15 раз в день)
î комплекс
дыхательных упражнений (сидя и стоя)
-
вдох и выдох через нос (вдох быстрый, глубокий, выдох – дли
тельный)
-
вдох через нос, выдох через рот
-
вдох через одну ноздрю, выдох через другую
-
дыхание одной ноздрей (попеременно)
-
вдох через нос, выдох через плотно сжатые губы
-
вдох и выдох толчками
î через 7-10 дней –
упражнения для активизации мышц шеи, гортани
-
наклоны головы вперед и назад – руки на затылке
-
движения нижней челюсти вниз, в стороны, вперед
-
сжимание челюстей
-
надувание щек
-
зевки
6 раз в день по 4-5 раз каждое упражнение
î ЛФК для
установления диафрагмального дыхания
î коррекция голоса
Коррекция голоса
вызывание голоса
автоматизация голоса
Вызывание голоса начинают со звука М:
î произнесение с
ударением струи в твердое небо
î длительное
произнесение МММ, МММ-А, ММММ-О
î слоги с ударением
на втором: МА-МА, МА-МО
î сочетания с
перемежающимся ударением: МА-МА, МА-МА
î после достижения
громкого голоса:
-
тренировка сочетаний гласных с Й: АЙ-ОЙ-ЭЙ-ЯЙ
-
произнесение гласных и их сочетаний отраженно, потом самостоятельно:
А, АУ, АОУ, АУИЭ …
Автоматизация голоса:
î проговаривание
слов с прямыми ударными слогами: МОРЕ, МАНКА
î фразовая
речь
î вокальные
упражнения (пение)
При хронических ларингитах
î разъяснительная
беседа
î охранительный
режим (уменьшение голосовой нагрузки)
î работа
над дыханием – выработка дыхательной опоры, сознательное замедление выдоха
Через 7-10 дней:
î ЛФК
(диафрагмальное дыхание)
î легкий
массаж шеи в области гортани 2-3 мин. по 3-4 раза в день
î вызывание
голоса
î закрепление
голоса (см. выше)
При функциональных нарушениях голоса
î устранение
причины (форсирование, перенапряжение и др)
î постановка
голоса (длительное произнесение М)
î работа
над дыханием (координация дыхания и фонации)
î ЛФК
î активизирующая
гимнастика для мышц шеи, гортани
î массаждля
уменьшения тонуса мышц
î вызывание
голоса от кашлевого толчка
î закрепление
голоса
Используются технические средства:
Ø приборы
И-2-М
Ø приборы
ВИР-4 для контроля за тембром и силой голоса
Ø приборы
АИР-2
Ø слухофильтры
Страхова
13. Алалия
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие
органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или
раннем периоде развития ребенка
Причины:
§ воспалительные поражения головного мозга
§ травматические поражения головного мозга
§ кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных
родов
§ обменные нарушения в период внутриутробного и раннего
развития
§ последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной
системы
Происходит:
§ запаздывание созревания нервных клеток в определенных
областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях
головного мозга – билатеральное поражение.
Может быть:
§ врожденное недоразвитие
§ ранопреобретенное недоразвитие ( в доречевом периоде)
Классификация алалий
-
запаздывание созревания нервных
клеток в речевых областях коры головного мо
Моторная алалия
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи
центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых
операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности
смысловых и сенсорных операций
Моторная алалия -- нарушение
продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной
речи
Симптомы речевые:
§ фонетические нарушения (звукопроизношение)
§ недоразвитие фонематического слуха
§ аграмматизмы в речи
§ нарушения структуры слова и фразы
§ резко обеднен словарный запас
§ нет связной речи
§ несформирована мотивация общения
§ понимание речи сохранно
Симптомы неречевые:
§ общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой
моторики
§ нарушения координации движений
§ недоразвитие психических функций (внимание, память,
мышление)
§ патологические качества личности (низкая
работоспособность, негативизм)
§ вторичная задержка умственного развития (конкретность
мышления, бедность логических операций, снижение способности к символизации,
обобщению, абстрактности)
§ нарушение орального и динамического праксиса
§ несформированность игровых навыков
§ импульсивность, хаотичность деятельности
§ нестойкость интересов
Различают три уровня недоразвития речи:
1
уровень: отсутствие
общеупотребительной речи
2
уровень: зачатки общеупотребительной
речи
3
уровень: речь с элементами
недоразвития во всей речевой системе.
Образцы речи:
1 уровень:
§ аморфные слова-корни («тя бах» - чашка упалла, «Дека
мо» -- девочка моет) могут быть понятны только в соответствующей ситуации при
подкреплении жестами и мимикой
§ ребенок пользуется только ситуативной речью
2 уровень:
§ простая фразовая речь («Сек.Ипята.Сябака бесит гоки» -
Снег. Ребята. Собака бежит с горки)
3 уровень:
§ речь включает развернутые аграмматичные высказывания
(«У бабути каева и гути и маненьки сяньаты» - у бабушки корова и гуси и
маленькие поросята)
3
уровень:
Методика логопедического воздействия
при алалии
Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи.
В коррекционной работе выделяют 5 этапов.
1 этап -- однословное предложение ( с неговорящими детьми)
Цель:
§ вызвать подражательную речевую деятельность в форме
звуковых проявлений
§ расширять объем понимания речи
Ø занятия проводятся индивидуально, в игровой форме
Ø избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у
детей на эти слова м.б. негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают
невербальные задания
Ø дети должны слышать правильную речь, без скандирования
по слогам, необходимо многократное повторение одного и того же словесного
материала
Понимание речи:
1.
запоминание названий игрушек,
частей тела, одежды (покажи нос, мишку, платье)
2.
понимание словосочетаний,
подкрепленных наглядным действием
3.
оречевление бытовых ситуаций
(умывание, одевание и др. «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую
сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай
мыло водой. Теперь будем мыть лицо»)
4.
понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА?
КОМУ? ОТКУДА? – вопросы задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а
не «Откуда?»
5.
понимание инструкций («Поставь
игрушки так: кубик, кукла, машина»; «Куклу посади на стул, машину положи на
стол»)
Нельзя повторять за ребенком
аморфные слова-корни, допустимо лишь использование общепринятых упрощенных
форм: КУКЛА – ЛЯЛЯ, а не КУКА
Развитие самостоятельной речи:
1.
создается ситуация, вызывающая
потребность в речи (красивая кукла у логопеда: «Дай») – активизация речевого
подражания
2.
называние близких людей («мама,
папа»)
3.
выражение просьб: (на, иди, дай,
там, здесь, еще)
4.
выражение состояния междометьями
(ай, ой, тшш! – через игровую ситуацию)
5.
звукоподражание животным (собака –
ав-ав, корова – муу)
6.
подзывы животных (кис-кис,
цып-цып), управление животными (Ноо!, Тпру! Брысь!)
7.
введение звукоподражаний в стихи: ГУСИ,
ГУСИ – ГА-ГА-ГА и т.д.
8.
подражание музыкальным игрушкам:
дудочка – ду-ду-ду, балалайка – ля-ля-ля, барабан – бум-бум-бум
9.
подражание транспортным шумам:
машина – би-би, самолет – у-у-у, поезд – ту-у-у
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|