бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы логопедии бесплатно рефераты

·              диапазон – количество тонов голоса ( у взрослых – 4-5, у детей – 2-3)

Проявления нарушений голоса:

v  отсутствие голоса или его расстройства

v  голосовое утомление

v  субъективные ощущения (боль, давление, жжение, спазм …)

Фонопедия – комплекс педагогических мер фоздействия при нарушениях голоса

Органические нарушения голоса – вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата.


 






Периферические органические нарушения голоса бывают

v   при парезах, параличах гортани

v   при травмах гортани

v   при ларингитах

Симптомы:

·          голос теряет нормальное звучание

·          голосовая утомляемость

·          охриплость

·          рефлекторный кашель

·          затрудненность дыхания

·          поперхивания

Центральные органические нарушения голоса бывают

v    при поражениях головного мозга

v    при ДЦП

Эти нарушения хронические и сами не исчезают. Требуются фонопедические мероприятия. Нарушения не влияют на развитие и формирование речи.

Функциональные нарушения голоса – вследствие функциональных, временных расстройств голосообразования.

Причины:

·              голосовое переутомление

·              плохая постановка голоса при вокале

·              инфекционные заболевания

·              психические заболевания (истерия)

К периферическим функциональным нарушениям голоса относятся:

         фоностения

         гипо- гипертонусная афония

         дисфония

Фоностения – нарушения голоса без видимых изменений в голосовом аппарате (чаще носит профессиональный характер)

Причины:

·              психотравмы

·              эмоциональные перегрузки

·              несоблюдение гигиены голоса

Проявления:

-       нарушения координации дыхания и фонации

-       невозможность владеть голосом

Гипотонусная афония (дисфония) -- обусловлена порезами мышц гортани.

Причины:

·              инфекции

·              перенапряжение голоса

Проявления:

-                голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются

-                осиплость

-                боли в мышцах шеи, затылка, грудной клетки

Гипертонусная дисфония – повышенный тонус гортанных мышц, тонический спазм

Причины:

·              перенапряжение голоса, привычка говорить громко и много

Ринофония и ринолалия – нарушения голоса при патологической назализации

Функциональные нарушения голоса центрального происхождения

Функциональная (психогенная) афония

Причина – реакция на психотравму у истеричных особ

Проявления:

·              сохранны кашель, звучный смех

·              возможны рецидивы

·              длительность течения

Методы исследования голосового аппарата (делают отолярингологи)

Ø  ларингоскопия – осмотр гортани с помощью зеркала

Ø  лярингостробоскопия – осмотр с помощью специального прибора – можно наблюдать колебания складок

Ø  рентгенография

Ø  томография

Ø  электромиография – игольчатый электрод вводится в толщу мышцы

Ø  глоттография

Методика логопедического воздействия при нарушениях голоса

Восстановление голоса следует начинать как можно раньше. Оно осуществляется комплексно:

-- медики фониатр

-- педагоги фонопед

Направления работы:

§  психотерапия

§  артикуляция и дыхательная гимнастика

§  ЛФК

§  вызывание голоса и его закрепление

При параличах и порезах:

î работа над дыханием

-       дутье в губную гармошку (медленно, протяжно, на одной ноте от 45-60 сек до 2 мин. по 8-15 раз в день)

î комплекс дыхательных упражнений (сидя и стоя)

-       вдох и выдох через нос (вдох быстрый, глубокий, выдох – дли

тельный)

-       вдох через нос, выдох через рот

-       вдох через одну ноздрю, выдох через другую

-       дыхание одной ноздрей (попеременно)

-       вдох через нос, выдох через плотно сжатые губы

-       вдох и выдох толчками

î через 7-10 дней – упражнения для активизации мышц шеи, гортани

-       наклоны головы вперед и назад – руки на затылке

-       движения нижней челюсти вниз, в стороны, вперед

-       сжимание челюстей

-       надувание щек

-       зевки

6 раз в день по 4-5 раз каждое упражнение

î ЛФК для установления диафрагмального дыхания

î коррекция голоса

Коррекция голоса вызывание голоса

автоматизация голоса

Вызывание голоса начинают со звука М:

î произнесение с ударением струи в твердое небо

î длительное произнесение МММ, МММ-А, ММММ-О

î слоги с ударением на втором: МА-МА, МА-МО

î сочетания с перемежающимся ударением: МА-МА, МА-МА

î после достижения громкого голоса:

-       тренировка сочетаний гласных с Й: АЙ-ОЙ-ЭЙ-ЯЙ

-       произнесение гласных и их сочетаний отраженно, потом самостоятельно: А, АУ, АОУ, АУИЭ …

Автоматизация голоса:

î    проговаривание слов с прямыми ударными слогами: МОРЕ, МАНКА

î    фразовая речь

î    вокальные упражнения (пение)

При хронических ларингитах

î  разъяснительная беседа

î  охранительный режим (уменьшение голосовой нагрузки)

î  работа над дыханием – выработка дыхательной опоры, сознательное замедление выдоха

Через 7-10 дней:

î    ЛФК (диафрагмальное дыхание)

î    легкий массаж шеи в области гортани 2-3 мин. по 3-4 раза в день

î    вызывание голоса

î    закрепление голоса (см. выше)

При функциональных нарушениях голоса

î    устранение причины (форсирование, перенапряжение и др)

î    постановка голоса (длительное произнесение М)

î    работа над дыханием (координация дыхания и фонации)

î    ЛФК

î    активизирующая гимнастика для мышц шеи, гортани

î    массаждля уменьшения тонуса мышц

î    вызывание голоса от кашлевого толчка

î    закрепление голоса

Используются технические средства:

Ø   приборы И-2-М

Ø   приборы ВИР-4 для контроля за тембром и силой голоса

Ø   приборы АИР-2

Ø   слухофильтры Страхова

13. Алалия


Алалия отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Причины:

§  воспалительные поражения головного мозга

§  травматические поражения головного мозга

§  кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов

§  обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития

§  последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы

Происходит:

§     запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение.

Может быть:

§     врожденное недоразвитие

§     ранопреобретенное недоразвитие ( в доречевом периоде)

Классификация алалий

АЛАЛИЯ

 
 









-            запаздывание созревания нервных клеток в речевых областях коры головного мо


Моторная алалия

Моторная алалиясистемное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций

Моторная алалия -- нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи

Симптомы речевые:

§   фонетические нарушения (звукопроизношение)

§   недоразвитие фонематического слуха

§   аграмматизмы в речи

§   нарушения структуры слова и фразы

§   резко обеднен словарный запас

§   нет связной речи

§   несформирована мотивация общения

§   понимание речи сохранно

Симптомы неречевые:

§   общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики

§   нарушения координации движений

§   недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление)

§   патологические качества личности (низкая работоспособность, негативизм)

§   вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстрактности)

§   нарушение орального и динамического праксиса

§   несформированность игровых навыков

§   импульсивность, хаотичность деятельности

§   нестойкость интересов

Различают три уровня недоразвития речи:

1          уровень: отсутствие общеупотребительной речи

2          уровень: зачатки общеупотребительной речи

3          уровень: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.

Образцы речи:

1 уровень:

§   аморфные слова-корни («тя бах» - чашка упалла, «Дека мо» -- девочка моет) могут быть понятны только в соответствующей ситуации при подкреплении жестами и мимикой

§   ребенок пользуется только ситуативной речью

2 уровень:

§   простая фразовая речь («Сек.Ипята.Сябака бесит гоки» - Снег. Ребята. Собака бежит с горки)

3 уровень:

§     речь включает развернутые аграмматичные высказывания («У бабути каева и гути и маненьки сяньаты» - у бабушки корова и гуси и маленькие поросята)

3                   уровень:

Методика логопедического воздействия при алалии

Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи.

В коррекционной работе выделяют 5 этапов.

1 этап -- однословное предложение ( с неговорящими детьми)

Цель:

§     вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений

§     расширять объем понимания речи

Ø    занятия проводятся индивидуально, в игровой форме

Ø    избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у детей на эти слова м.б. негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают невербальные задания

Ø    дети должны слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо многократное повторение одного и того же словесного материала

Понимание речи:

1.                 запоминание названий игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку, платье)

2.                 понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием

3.                 оречевление бытовых ситуаций (умывание, одевание и др. «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо»)

4.                 понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА? КОМУ? ОТКУДА? – вопросы задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а не «Откуда?»

5.                  понимание инструкций («Поставь игрушки так: кубик, кукла, машина»; «Куклу посади на стул, машину положи на стол»)

Нельзя повторять за ребенком аморфные слова-корни, допустимо лишь использование общепринятых упрощенных форм: КУКЛА – ЛЯЛЯ, а не КУКА

Развитие самостоятельной речи:

1.                 создается ситуация, вызывающая потребность в речи (красивая кукла у логопеда: «Дай») – активизация речевого подражания

2.                 называние близких людей («мама, папа»)

3.                 выражение просьб: (на, иди, дай, там, здесь, еще)

4.                 выражение состояния междометьями (ай, ой, тшш! – через игровую ситуацию)

5.                 звукоподражание животным (собака – ав-ав, корова – муу)

6.                 подзывы животных (кис-кис, цып-цып), управление животными (Ноо!, Тпру! Брысь!)

7.                 введение звукоподражаний в стихи: ГУСИ, ГУСИ – ГА-ГА-ГА и т.д.

8.                 подражание музыкальным игрушкам: дудочка – ду-ду-ду, балалайка – ля-ля-ля, барабан – бум-бум-бум

9.                 подражание транспортным шумам: машина – би-би, самолет – у-у-у, поезд – ту-у-у

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21