Методы логопедии
-
решение задач
î коррекция чтения:
-
описание элементов букв
-
конструирование букв
-
чтение через скользящее окошко (1,
2 буквы)
Афферентно-моторная афазия
Начальные проявления:
·
нарушения движений органов
артикуляции
·
отсутствие ситуативной речи или
клишеобразная речь («мама», «Алик»)
·
отсутствие спонтанной речи
·
хаотичные движения губ, языка при
попытке повторить звук. Смешение М-П-Б, Н-Д-Т-Л, И-С, О-У
·
грубые нарушения понимания речи
(1-2 суток)
При частичном восстановлении речи:
·
смешивание похожих слов:
ХАЛАТ-ХАНАТ, ЛОМ-ДОМ
·
трудности
анализа структуры сложных слов дробят стечения согласных
·
восстанавливается понимание
ситуативной разговорной речи
·
нарушения фонематического анализа
·
непонимание глаголов с приставками
и многозначных глаголов: ВОЗВРАЩАТЬСЯ, ЗАВЕРНУТЬ
·
непонимание пространственных отношений
– конструктивно-пространственная апраксия
·
трудности в понимании местоимений:
МНЕ, МЕНЯ, МНОЮ в косвенных падежах
·
нарушения письма и чтения:
*
сначала восстанавливается
внутреннее чтение
*
на письме – артикуляторные
трудности
*
нарушение порядка звуков и букв в
слове: ОКНО = ОНКО
*
пропуски гласных
*
несуразности написания букв:
Методика логопедического воздействия
При грубых нарушениях:
î растормаживание или восстановление произносительной
стороны речи
î преодоление нарушения понимания речи
î восстановление аналитического чтения и письма
î стимулирование элементарной ситуативной речи
При средней степени тяжести:
î закрепление артикуляционных навыков
î преодоление литеральных парафазий
î стимулирование экспрессивной речи
î преодоление аграмматизмов
При легкой степени нарушения:
î преодоление остаточных артикуляционных трудностей при стечениисогласных
î преодоление парафазий и параграфий
î преодоление аграмматизмов
Методика логопедического воздействия
î глобальное сопряженное произношение звуков
î чтение автоматизированных рядов
î зрительные диктанты, запись под диктовку букв
î складывание под диктовку слов из 3-5 букв из разрезной
азбуки
î введение слов в активную речь
î составление фраз по сюжетной картинке
î зрительно-слуховой имитационный прием: без зеркала,
без зондов выполняют имитации неречевых движений – улыбка, сосание начинают с
губных и переднеязычных: А – У по картинкам
Секрет: нельзя одновременно вызывать звуки одной
артикуляционной группы. Звуки
вводятся не в существующие у больного
слова и фразы, а в необходимые для
общения: ДА, НЕТ, БУДУ, ХОЧУ, ЗАВТРА,
УТРОМ, Я УЖЕ ЕЛ
î сопряженное и отраженное проговаривание фраз обиходно-бытового характера
по картинкам
î расширение словаря, подготовка диалогической речи
î восстановление письма – слуховые и зрительные диктанты фраз, упражнения
на стечения согласных, вставление пропущенных букв, слогов, слов
î отработка предлогов В, С, К ( сливаются со словом)
î закрепление навыка слухового контроля
Эфферентная моторная афазия
1 вариант:
·
апраксия артикуляционного аппарата
– звуки повторяет, но серию звуков или слоги – не может. Артикуляция звуков не
нарушена
·
при
подсказке 1 слога в слове соскальзывает на созвучное слово: МОЛОКО МО…РЕ
·
контаминации – перенос слога из
предыдущего слова: СТОЛ – ЛОЖКА = СТОЛОЖКА
2 вариант:
·
пропуск в речи глаголов,
предлогов, окончаний существительных – «телеграфный стиль»
·
нарушения структуры фразы –
глаголы в конце
3 вариант:
·
инертность в выборе слов, паузы,
растянутое произнесение слов
·
нарушение плавности, мелодичности,
ритма, логики ударений, интонации
При всех формах:
·
нарушения письма:
* выраженная аграфия
* запись слова только по слогам
* пропуски гласных и согласных: КОМНАТА = КОМАТА
* дополнение букв: МОЛОКО = МООЛООКООО
* несогласованность слов на письме
· нарушение понимания речи -- если говорят в ускоренном
темпе
·
плохое понимание переносного
смысла слов
Методика логопедического воздействия
Задачи:
v преодоление инертности в порождении слоговой структуры
слова
v преодоление аграфии, алексии
î использование схем, планов при восстановлении
структуры слова:
î складывание слогов и слов из разрезной азбуки
î чтение слов с одной слоговой структурой: МУ-КА, НО-ГА,
ЛУ-ЖА
î улавливание ритма и рифмы в стихах: ЖУК УПАЛ И ВСТАТЬ
НЕ МОЖЕТ, ЖДЕТ ОН, КТО ЕМУ … ПОМОЖЕТ
î обыгрывание предметных картинок -- подбор
существительных, прилагательных, глаголов: ЯБЛОКО … какое? Что делать, чтобы
съесть?
î подбор глаголов движения
î заканчивание фразы: Я ЕМ … Я ЖДУ …
î списывание и вставление окончаний слов
î слуховые диктанты, легкие кроссворды, составление
коротких слов из длинных
î задания на внимание, переключение с одного предмета на
другой, провокации (показать отсутствующий предмет)
Динамическая афазия
Проявления:
·
невозможность построения
высказывания
·
отдельные звуки, слова и короткие предложения
произносятся правильно
·
нарушена коммуникативная функция
речи (не задают вопросов)
·
речевая безынициативность
·
эхопраксия и эхолалия
·
трудности в воспроизведении и
запоминании имен, названий
·
нарушения чувства языка (понимание
сложных фраз)
·
чтение и письмо сохранны
·
счет сохранен, выполнение
арифметических действий сохранно, нарушено решение задач
Методика логопедического воздействия
классификации
предметов по различным признакам (мебель, , деревянный…)
î прямой и обратный порядковый счет
î построение высказывания по программе (вопросы, схема,
фишки, картинки)
î ответы на вопросы: КУДА ТЫ ПОЙДЕШЬ? … ДОМОЙ (+ 1
слово)
î составление предложений по 4-5 картинкам
î составление предложений по сюжетным сериям
î выполнение речевых поручений: «СКАЖИ КАТЕ ….»
î инсценировки
î беседы, пересказы
î работа над плавностью, ритмом , интонацией
î деформированные тексты
15. Нарушения письменной речи
Различают два вида нарушений письменной речи:
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса
чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических
функций и прояв ляющееся в ошибках стойкого характера
Дислексии встречаются при:
Ø минимальной мозговой дисфункции
Ø ЗПР
Ø ДЦП
Ø тяжелых нарушениях устной речи
Ø нарушениях слуха
Ø у.о.
Причины:
Ø наследственная предрасположенность
Ø органическое поражение головного мозга (травмы, опухоли, недоразвитие)
Ø соматические заболевания
Ø двуязычие
Ø социальная среда (дефицит речевых контактов)
Ø нарушения устной речи
Симптомы:
v замены и смешения звуков при чтении -- фонетически
близких ( звонкие-глухие), или графически сходных (Х-Ж, П-Н, З-В)
v побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги
и слова: Р..А..К
v искажения звуко-слоговой структуры слова:
-
пропуски согласных в стечениях
-
пропуски согласных и гласных без
стечения
-
добавление букв и звуков
-
перестановки звуков
-
пропуски слогов
-
перестановки слогов
v нарушение понимания прочитанного (от слова до текста)
v замены слов (ЗАХЛЕСТНУЛА – ЗАХЛОПНУЛА)
v аграмматизмы при чтении (падежные окончания,
глагольные окончания, согласование членов предложения
Классификация дислексий
Ø ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ
Ø СЕМАНТИЧЕСКАЯ
Ø АГРАММАТИЧЕСКАЯ
Ø МНЕСТИЧЕСКАЯ
Ø ОПТИЧЕСКАЯ
Фонематическая дислексия
Возникает при:
Ø недоразвитии фонематического восприятия
(дифференциация фонем) – 1 форма
·
трудности усвоения букв
·
замены букв, сходных акустически и
артикуляционно (Б-П, Д-Т, С-Ш, Ж-Ш)
Ø недоразвитии функций фонематического анализа -- 2
форма
·
побуквенное чтение
·
искажение звукослоговой структуры
слова
·
пропуски согласных в стечениях
(МАРКА -- МАРА)
·
вставки гласных между согласными в
стечениях (ПАСЛА – ПАСАЛА)
·
перестановки букв (звуков) (УТКА –
ТУКА)
·
пропуски и перестановки слогов
(ЛОПАТА – ЛОТАПА)
Семантическая дислексия ( механическое
чтение)
Ø нарушение понимания прочитанного (слов, предложений,
текста) при технически правильном чтении
·
не могут показать (соотнести)
прочитанное слово и предмет на картинке
·
не могут ответить на вопросы по
тексту
Ø несформированность представлений о синтаксических связях
слов в предложении (каждое слово воспринимается изолированно)
Аграмматическая
дислексия
Ø обусловлена недоразвитием грамматического строя речи,
морфологических и синтаксических обобщений
·
изменение падежных окончаний
существительных (ИЗ-ПОД ЛИСТЬЯХ)
·
неправильное согласование в роде,
числе, падеже существительных и прилагательных (СКАЗКА ИНТЕРЕСНЫЙ)
·
изменение числа местоимений
·
неправильное употребление родовых
окончаний местоимений (ТАКАЯ ГОРОД)
·
изменение формы глаголов (ГУЛЯЛА
НЕ ПОШЛА – НЕ ПОШЛА ГУЛЯТЬ)
Эта форма чаще всего наблюдается у детей с
ОНР
Мнестическая дислексия
Проявляется
Ø в нарушении усвоения букв
Ø в трудности установления связей между словом и буквой
·
недифференцированные замены букв
при чтении
·
не могут воспроизвести ряд из 3-5
букв или слов, нарушают порядок их следования
Оптическая
дислексия
Проявления:
Ø замены и смешения графически сходных букв (Д-Л, З-В,
Ь-Р, Н-П-И)
Ø недифференцированность зрительных представлений
Ø нарушения оптико-пространственного восприятия
·
трудности восприятия букв,
написанных одна под другой _ Т_
·
не расчленяют буквы на составные
элементы Н
·
зеркальное чтение
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма,
проявляющееся в стойких , повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью
высших психических функций.
Причины: см. Дислексии
Симптомы:
v искаженное написание букв (Э – С )
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|