бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы логопедии бесплатно рефераты

-                      решение задач

î коррекция чтения:

-                      описание элементов букв

-                      конструирование букв

-                      чтение через скользящее окошко (1, 2 буквы)

Афферентно-моторная афазия

Начальные проявления:

·        нарушения движений органов артикуляции

·        отсутствие ситуативной речи или клишеобразная речь («мама», «Алик»)

·        отсутствие спонтанной речи

·        хаотичные движения губ, языка при попытке повторить звук. Смешение М-П-Б, Н-Д-Т-Л, И-С, О-У

·        грубые нарушения понимания речи (1-2 суток)

При частичном восстановлении речи:

·          смешивание похожих слов: ХАЛАТ-ХАНАТ, ЛОМ-ДОМ

·          трудности анализа структуры сложных слов дробят стечения согласных

·          восстанавливается понимание ситуативной разговорной речи

·          нарушения фонематического анализа

·          непонимание глаголов с приставками и многозначных глаголов: ВОЗВРАЩАТЬСЯ, ЗАВЕРНУТЬ

·          непонимание пространственных отношений – конструктивно-пространственная апраксия

·          трудности в понимании местоимений: МНЕ, МЕНЯ, МНОЮ в косвенных падежах

·          нарушения письма и чтения:

*          сначала восстанавливается внутреннее чтение

*          на письме – артикуляторные трудности

*          нарушение порядка звуков и букв в слове: ОКНО = ОНКО

*          пропуски гласных

*          несуразности написания букв:

Методика логопедического воздействия

При грубых нарушениях:

î    растормаживание или восстановление произносительной стороны речи

î    преодоление нарушения понимания речи

î    восстановление аналитического чтения и письма

î    стимулирование элементарной ситуативной речи

При средней степени тяжести:

î закрепление артикуляционных навыков

î преодоление литеральных парафазий

î стимулирование экспрессивной речи

î преодоление аграмматизмов

При легкой степени нарушения:

î преодоление остаточных артикуляционных трудностей при стечениисогласных

î преодоление парафазий и параграфий

î преодоление аграмматизмов

Методика логопедического воздействия

î    глобальное сопряженное произношение звуков

î    чтение автоматизированных рядов

î    зрительные диктанты, запись под диктовку букв

î    складывание под диктовку слов из 3-5 букв из разрезной азбуки

î введение слов в активную речь

î составление фраз по сюжетной картинке

î зрительно-слуховой имитационный прием: без зеркала, без зондов выполняют имитации неречевых движений – улыбка, сосание начинают с губных и переднеязычных: А – У по картинкам


 



 


Секрет: нельзя одновременно вызывать звуки одной артикуляционной группы. Звуки

вводятся не в существующие у больного слова и фразы, а в необходимые для

общения: ДА, НЕТ, БУДУ, ХОЧУ, ЗАВТРА, УТРОМ, Я УЖЕ ЕЛ

î сопряженное и отраженное проговаривание фраз обиходно-бытового характера по картинкам

î расширение словаря, подготовка диалогической речи

î восстановление письма – слуховые и зрительные диктанты фраз, упражнения на стечения согласных, вставление пропущенных букв, слогов, слов

î отработка предлогов В, С, К ( сливаются со словом)

î закрепление навыка слухового контроля

Эфферентная моторная афазия

1 вариант:

·        апраксия артикуляционного аппарата – звуки повторяет, но серию звуков или слоги – не может. Артикуляция звуков не нарушена

·        при подсказке 1 слога в слове соскальзывает на созвучное слово: МОЛОКО МО…РЕ

·        контаминации – перенос слога из предыдущего слова: СТОЛ – ЛОЖКА = СТОЛОЖКА

2 вариант:

·        пропуск в речи глаголов, предлогов, окончаний существительных – «телеграфный стиль»

·        нарушения структуры фразы – глаголы в конце

3 вариант:

·        инертность в выборе слов, паузы, растянутое произнесение слов

·        нарушение плавности, мелодичности, ритма, логики ударений, интонации

При всех формах:

·        нарушения письма:

*     выраженная аграфия

*     запись слова только по слогам

*     пропуски гласных и согласных: КОМНАТА = КОМАТА

*     дополнение букв: МОЛОКО = МООЛООКООО

*     несогласованность слов на письме

·     нарушение понимания речи -- если говорят в ускоренном темпе

·        плохое понимание переносного смысла слов

Методика логопедического воздействия

Задачи:

v   преодоление инертности в порождении слоговой структуры слова

v   преодоление аграфии, алексии

î    использование схем, планов при восстановлении структуры слова:

 




î    складывание слогов и слов из разрезной азбуки

î    чтение слов с одной слоговой структурой: МУ-КА, НО-ГА, ЛУ-ЖА

î    улавливание ритма и рифмы в стихах: ЖУК УПАЛ И ВСТАТЬ НЕ МОЖЕТ, ЖДЕТ ОН, КТО ЕМУ … ПОМОЖЕТ

î    обыгрывание предметных картинок -- подбор существительных, прилагательных, глаголов: ЯБЛОКО … какое? Что делать, чтобы съесть?

î    подбор глаголов движения

î    заканчивание фразы: Я ЕМ … Я ЖДУ …

î    списывание и вставление окончаний слов

î    слуховые диктанты, легкие кроссворды, составление коротких слов из длинных

î    задания на внимание, переключение с одного предмета на другой, провокации (показать отсутствующий предмет)

Динамическая афазия

Проявления:

·        невозможность построения высказывания

·        отдельные звуки, слова и короткие предложения произносятся правильно

·        нарушена коммуникативная функция речи (не задают вопросов)

·        речевая безынициативность

·        эхопраксия и эхолалия

·        трудности в воспроизведении и запоминании имен, названий

·        нарушения чувства языка (понимание сложных фраз)

·        чтение и письмо сохранны

·        счет сохранен, выполнение арифметических действий сохранно, нарушено решение задач

Методика логопедического воздействия

классификации предметов по различным признакам (мебель, , деревянный…)

î   прямой и обратный порядковый счет

î   построение высказывания по программе (вопросы, схема, фишки, картинки)

î    ответы на вопросы: КУДА ТЫ ПОЙДЕШЬ? … ДОМОЙ (+ 1 слово)

î    составление предложений по 4-5 картинкам

î    составление предложений по сюжетным сериям

î    выполнение речевых поручений: «СКАЖИ КАТЕ ….»

î    инсценировки

î    беседы, пересказы

î    работа над плавностью, ритмом , интонацией

î    деформированные тексты


15. Нарушения письменной речи


Различают два вида нарушений письменной речи:


 





Дислексия частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и прояв ляющееся в ошибках стойкого характера

Дислексии встречаются при:

Ø  минимальной мозговой дисфункции

Ø  ЗПР

Ø  ДЦП

Ø  тяжелых нарушениях устной речи

Ø  нарушениях слуха

Ø  у.о.

Причины:

Ø наследственная предрасположенность

Ø органическое поражение головного мозга (травмы, опухоли, недоразвитие)

Ø соматические заболевания

Ø двуязычие

Ø социальная среда (дефицит речевых контактов)

Ø нарушения устной речи

Симптомы:

v   замены и смешения звуков при чтении -- фонетически близких ( звонкие-глухие), или графически сходных (Х-Ж, П-Н, З-В)

v   побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова: Р..А..К

v   искажения звуко-слоговой структуры слова:

-                пропуски согласных в стечениях

-                пропуски согласных и гласных без стечения

-                добавление букв и звуков

-                перестановки звуков

-                пропуски слогов

-                перестановки слогов

v   нарушение понимания прочитанного (от слова до текста)

v   замены слов (ЗАХЛЕСТНУЛА – ЗАХЛОПНУЛА)

v   аграмматизмы при чтении (падежные окончания, глагольные окончания, согласование членов предложения

Классификация дислексий

 



Ø    ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ

Ø    СЕМАНТИЧЕСКАЯ

Ø    АГРАММАТИЧЕСКАЯ

Ø    МНЕСТИЧЕСКАЯ

Ø    ОПТИЧЕСКАЯ


Фонематическая дислексия

Возникает при:

Ø    недоразвитии фонематического восприятия (дифференциация фонем) – 1 форма

·                    трудности усвоения букв

·                    замены букв, сходных акустически и артикуляционно (Б-П, Д-Т, С-Ш, Ж-Ш)

Ø    недоразвитии функций фонематического анализа -- 2 форма

·               побуквенное чтение

·               искажение звукослоговой структуры слова

·               пропуски согласных в стечениях (МАРКА -- МАРА)

·               вставки гласных между согласными в стечениях (ПАСЛА – ПАСАЛА)

·               перестановки букв (звуков) (УТКА – ТУКА)

·               пропуски и перестановки слогов (ЛОПАТА – ЛОТАПА)

Семантическая дислексия ( механическое чтение)

Ø    нарушение понимания прочитанного (слов, предложений, текста) при технически правильном чтении

·                               не могут показать (соотнести) прочитанное слово и предмет на картинке

·                               не могут ответить на вопросы по тексту

Ø    несформированность представлений о синтаксических связях слов в предложении (каждое слово воспринимается изолированно)

Аграмматическая дислексия

Ø    обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений

·                    изменение падежных окончаний существительных (ИЗ-ПОД ЛИСТЬЯХ)

·                    неправильное согласование в роде, числе, падеже существительных и прилагательных (СКАЗКА ИНТЕРЕСНЫЙ)

·                    изменение числа местоимений

·                    неправильное употребление родовых окончаний местоимений (ТАКАЯ ГОРОД)

·                    изменение формы глаголов (ГУЛЯЛА НЕ ПОШЛА – НЕ ПОШЛА ГУЛЯТЬ)

Эта форма чаще всего наблюдается у детей с ОНР

Мнестическая дислексия

Проявляется

Ø    в нарушении усвоения букв

Ø    в трудности установления связей между словом и буквой

·          недифференцированные замены букв при чтении

·          не могут воспроизвести ряд из 3-5 букв или слов, нарушают порядок их следования

Оптическая дислексия

Проявления:

Ø    замены и смешения графически сходных букв (Д-Л, З-В, Ь-Р, Н-П-И)

Ø    недифференцированность зрительных представлений

Ø    нарушения оптико-пространственного восприятия

·               трудности восприятия букв, написанных одна под другой _ Т_

·               не расчленяют буквы на составные элементы Н

·               зеркальное чтение

Дисграфиячастичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких , повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.

Причины: см. Дислексии

Симптомы:

v  искаженное написание букв (Э – С )

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21