Методы логопедии
Учитель-дефектолог проводит следующие
виды занятий:
· развитие речи и формирование лексико-грамматических форм
· развитие звукопроизношения
· обучение грамоте
· индивидуальные занятия
Воспитатель проводит следующие виды
занятий:
· ознакомление с окружающим
· ФЭМП
· рисование
· аппликация
· лепка
· конструирование
· игра
· сенсорика
Музыкальный руководитель проводит
музыкально-ритмические занятия
Физкультурный руководитель –
физкультурные занятия.
Количество занятий и сетка их
проведения зависит от года обучения и периода обучения.
Логопедические занятия проводятся
в первую половину дня. Продолжительность от 15 до 30 минут. Когда
учитель-дефектолог занимается с 1 подгруппой, воспитатель со 2, потом подгруппы
меняются.
График работы
учителя-дефектолога: 4 часа с
8.00 до 12.00 (утверждается админи-страцией):
8.00– 9.00 – индивидуальная работа
9.00-- 10.00 – подгрупповые
занятия
10.00-12.00 – индивидуальные
занятия с детьми
Во 2-ой половине дня воспитатель
проводит по заданию логопеда коррекционное занятие со всеми детьми и занимается
индивидуально с нуждающимися в дополнитель-ных занятиях.
В июне – проводятся только
индивидуальные занятия. Два раза в год – каникулы: первая неделя января и
последняя неделя марта.
Планирование работы:
1.
перспективный план работы
на год (поквартально)
2.
планы подгрупповых и
индивидуальных занятий
Перспективное планирование
№
|
Тема, словарь
|
Словообразование, словоизме-нение
|
Грамматичес-кие категории
|
|
Связная речь
|
|
|
|
|
|
|
Календарное
планирование
№
Дата
|
Тема
|
Задачи
|
Оборудование
|
Методические приемы и этапы занятия
|
|
|
|
|
|
В перспективном плане:
¨
беседы и консультации с
воспитателями
¨
проверка речи детей (срезы,
обследование)
¨
открытые логопедические занятия
¨
участие в педсоветах,
методобъединениях, семинарах
¨
работа с родителями
Для каждого ребенка заводится индивидуальная
тетрадь. В ней фиксируются:
¨
дата проведения занятия
¨
задание на дом
Записи делаются по мере необходимости не
реже одного раза в неделю
Для координации работы с воспитателем
существует «Тетрадь преемственности в работе учителя-дефектолога и
воспитателя».
№
|
Задания для всех детей группы
|
Индивидуальные задания
|
Учет воспитателя
|
|
|
|
|
Документация учителя-дефектолога:
1.
Заключения из протоколов ПМПК
2.
Журнал учета детей
№
|
Фамилия, имя ребенка
|
Возраст
|
Адрес
|
Откуда поступил
|
Диагноз при поступлении
|
Дата поступления
|
Дата выпуска, куда
|
Состояние речи при выпуске
|
3.
Речевые карты на каждого ребенка
4.
Протоколы обследования детей при
поступлении в группу
5.
Тетрадь учета посещения занятий
детьми
6.
Перспективный план работы
7.
Календарные планы работы
8.
Индивидуальные тетради детей
9.
Тетрадь преемственности в работе
учителя-дефектолога и воспитателя
10.
Отчет о работе за год
Дата
|
Кол-во детей, диагнозы
|
Кол-во выпущенных детей – речь:
|
Рекомендовано направить
|
Кол-во оставленных детей, диагнозы
|
Выполнение перспективного плана
|
хорошая
|
улучшение
|
Без улучш
|
сш
|
реч.шк.
|
вс.шк.
|
д/у
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПУНКТЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Предназначены для коррекции нарушений
развития у детей школьного возраста
Приему на пункт подлежат дети со
следующими особенностями развития:нарушения речи
¨
нарушения слуха
¨
нарушения зрения
¨
трудности в обучении
¨
интеллектуальная недостаточность
¨
сложные и множественные нарушения
развития
С 1 по 15 сентября проходит комплектование
групп и подгрупп для занятий (обследование детей)
Учитель-дефектолог проводит:
-
обследование устной речи вновь
поступивших детей (1 класс)
-
обследование письменной речи
учеников 2-4 класса
-
уточнение списков групп,
укомплектованных в мае предыдущего учебного года из числа учеников 2-4 классов
обследование речи поступивших в школу
детей проводится в 2 этапа:
¨
предварительное – посещение уроков
и выявление детей с речевыми нарушениями
¨
углубленное – обследуются
предварительно отобранные дети (после уроков)
Занятия начинаются с 16 сентября и
заканчиваются за 2 недели до окончания учебного года (20 мая).
Две недели обследуется устная и письменная
речь детей подготовительного-2 класса (учащиеся 3 класса в обследовании не
участвуют, так как они переходят в среднее звено школы).
На пункте КПП комплектуются следующие
группы:
¨
с неглубокими нарушениями речи,
слуха, зрения, трудностями в обучении – 5-6 чел
¨
с глубокими нарушениями (слепота,
глухота, у.о, комбинированные нарушения, ТНР – 2-4 чел
¨
дети с фонетико-фонематическими
нарушениями должны составлять не более 20 % от общего количества детей
Составляется расписание занятий:
¨
занятия с уч-ся подготовительного
класса – 35 мин
¨
с группой учеников 1-3 классов –
45 мин
¨
с подгруппой учеников 1-3 классов
– 20-35 мин
¨
индивидуальные занятия – от 15 до
40 мин
Между групповыми занятиями допускается
перерыв в 10 мин, между подгруппами – 5 мин. Это время учитель-дефектолог может
использовать для:
-
проверки письменных работ,
выполненных на занятии
-
учета и анализа допущенных ошибок
-
доставки детей в класс и сбора
следующей группы
-
подготовки материала к следующему
занятию
Все занятия проводятся в неурочное время.
Для детей, посещающих группу продленного дня, занятия могут проводиться во
время режимного момента (отпускает на занятие воспитатель). Если возникает
конфликт – докладная записка директору школы, в случае непринятия мер –
инспектору РОО.
Во время каникул:
¨
коррекционные занятия не
проводятся
¨
учитель-дефектолог пополняет
кабинет наглядными пособиями
¨
посещает районный методкабинет,
библиотеку
¨
проводит консультации для
родителей
¨
осенние каникулы – исследование
письменной речи учащихся 1-3 классов по письменным работам
¨
зимние каникулы -- исследование
письменной речи учащихся подготовительных классов по прописям и тетрадям
¨
весенние каникулы –
методобъединения школьных и дошкольных учреждений, консультирует учащихся у
врачей-специалистов
Консультация у специалистов возможна
только с согласия и в присутствии одного из родителей или по письменному
заявлению родителей с указанием даты консультации и специалиста.
В июне учитель-дефектолог
¨
посещает семинары по обмену опытом
¨
если в районе нет других
специалистов, проводит занятия с дошкольниками
¨
принимает участие в комплектовании
подготовительных классов
Документация учителя-дефектолога ПКПП:
¨
карты углубленного обследования
детей (индивидуальные и групповые)
¨
заключения ЦКРОиР
¨
расписание занятий, утвержденное
директором
¨
перспективные планы коррекционных
занятий (групповые, подгрупповые, индивидуальные)
¨
рабочие тетради детей (хранятся 3
г)
¨
картотека оборудования и наглядных
пособий
¨
журнал учета обследованных детей
¨
журнал учета детей, зачисленных на
пункт
¨
журнал учета проведенных занятий и
посещения их детьми (заполняется как страницы классного журнала)
¨
журнал учета проведенных
консультаций
¨
отчет о работе за год
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|