Методы логопедии
Ø из-за непонимания речи окружающих невозможность или
грубое искажение собственной речи
Ø двигательное беспокойство, трудности поведения
Ø дети мало пользуются жестами и мимикой
Ø реагируют на интонацию, не понимания смысла
Ø игру сопровождают модулированным лепетом
Ø логорея –
бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов
Ø эхолалия -- повторение
обращенной речи
Ø при появлении первых слов:
*
ошибки в ударении
*
замены
*
искажения структуры не
фиксированного характера (каждый раз другая ошибка
Ø высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны
по форме
В целом речь ребенка при сенсорной алалии
может быть охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ
ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННОЙ
РЕЧЬЮ.
Методика логопедического воздействия
при сенсорной алалии
Основные направления коррекции:
î сознательный анализ состава речи
î развитие фонематического восприятия
î понимание речевых структур
Основной принцип коррекционной работы:
î последовательное и систематическое воздействие на все
стороны речевой деятельности ребенка + специфическое лечение, стимулирующее
созревание клеток коры головного мозга
1.
Строгая организация звукового и
речевого режима (т.к беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие речи)
Ä определяют часы и дни отдыха
Ä ограничивают излишнее общение
Ä исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон,
радио, телевизор
Ä щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и
слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам
2.
привлечение внимания ребенка (попасть
в поле его зрения, повернуть к себе, взять за руку)
3.
пробуждение интереса к звукам
окружающего мира и речевым звукам
4.
различение шумов, звуков
неречевого характера (звон ложки в стакане, стук карандаша)
5.
развитие направленного внимания и
работоспособности – вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика –
сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.)
6.
развитие зрительной и двигательной
подражаемости : «ладушки», «сорока»
7.
развитие потребности общения,
мотивации общения
8.
различение звучащих игрушек и
инструментов (Ребенок наблюдает за действием логопеда, делает действие сам,
закрывает глаза (по жесту), различает источник звука)
Секрет: в
работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих
случаях воспринимается не звучание, а вибрация
9.
введение
в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), который связывается с предметом
или явлением
10.
нормализация работоспособности,
поведения, деятельности (копирование действий, подчинение неречевым
инструкциям)
11.
выработка условных связей между
словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака, МУУУ-
корова
12.
различение слогов: АУ--УА--АМ; МА—ПА--НА—ТА
13.
различение слов (с помощью
двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает
картинку и выполняет движение
14.
различение характера звука,
источника звучания, его локализации
15.
предметно-практические действия –
не только повторение слова, а умение выполнить действие с предметом по
словесной инструкции: ВЫПЕЙ МОЛОКО ИЗ БУТЫЛКИ, ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО
16.
понимание стандартных фраз (слова
произносятся в определенном порядке с неизменной интонацией и носят
обиходно-бытовой характер –
*
при общении с одним человеком
*
при общении с разными людьми
*
при определенной ситуации
*
с опорой на мимику, жест
17.
развитие
фонематического слуха
18.
формирование
собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию
мыслительных задач)
19.
формирование
понимания логических, грамматических и тематических групп слов:
*
посуда,
мебель
*
мытье
рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать
*
летит –
летят
20. конкретизация понятий (цвет –
красный, синий …, вкус – соленый, сладкий…)
21. раннее обучение грамоте
Возможность полной ликвидации сенсорной
алалии исследователями ставится под сомнение. Прогноз неопределенный. Результат
зависит от
* состояния слуховой чувствительности
* времени и характера проводимого лечения
* коррекционно-воспитательного воздействия
* возраста и интеллекта ребенка
14. Афазия
Афазия – полная или частичная утрата речи,
обусловленная локальными поражениями головного мозга
Причины:
§ нарушения мозгового кровообращения (инсульт, кровоизлияния)
§ травмы головного мозга
§ опухоли головного мозга
Чаще всего афазии возникают у взрослых, у
детей афазия -- результат ЧМТ или опухоли.
Проявления:
v системное нарушение всех видов речевой деятельности
Сложность афазии зависит от
v локализации поражения
v величины очага поражения
Различают 6 форм афазий:
1.
акустико-гностическую
2.
акустико-мнестическую
3.
семантическую
4.
афферентную моторную
5.
эфферентную моторную
6.
динамическую
Акустико -- гностическая
афазия
Проявления:
v нарушение понимания речи – чужая речь как нечленораздельный поток звуков,
потом, по мере восстановления – недопонимание обращенной речи
v больные не осознают у себя наличия речевого расстройства, они возбуждены,
многоречивы
v происходит подмена слов догадками (одинаково звучат ХВОСТ – ГВОЗДЬ –
КОСТЬ – ТРОСТЬ)
v потеря предметной отнесенности слова, ориентация на окончание ( КОЛОКОЛЬЧИК
– что-то маленькое, но не знаю что – не улавливают значение корня слова)
v нарушение фонематического слуха
v расстройство слухового контроля за собственной речью много
парафазий (ЧЕМОДАН – ШКАФ, ТИХО – ДЕЛИКАТНО)
v на ранних этапах речь может быть не понятна окружающим, т.к. это
случайный набор звуков, слогов, слов – «речевая окрошка» У ВАС БОЛИТ ГОЛОВА?
– РАЗ НАС ЭТО И ГРАМАЖИН, НУ МЫ И НА ЭТО ДАВНО БЫЛО 5 ЛЕТ
v логорея (многоречивость) с
аграмматизмами (несогласованность между членами предложения в роде, числе,
падеже)
v незаконченность высказывания, пропуски слов, замены существительных
местоимениями
v нарушения чтения и письма:
§ затруднена постановка ударения
§ нарушено понимание прочитанного
§ затруднено списывание
§ нарушено письмо под диктовку
§ лишние буквы на письме ДОМ – 8 букв
§ механическое чтение сохранно
v нарушение счета: вместо решения примера копируют его 2+3=2+3 (счет
восстанавливается быстро)
Методика логопедического воздействия
Задачи:
Ø восстановление фонематического слуха
Ø восстановление экспрессивной речи, чтения, письма
î дифференциация слов, контрастных по длине: ЕЛЬ –
ВЕЛОСИПЕД, КОТ-- МАШИНА (соотнесение картинки со словом, подкладывание
надписей)
î закрепление восприятия слов в процессе списывания,
прпоговаривания (слова из 1-2 слогов)
î дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но
далеких по звучанию: РЫБА – НОГИ, ЗАБОР – ТРАКТОР (с опорой на картинки,
подписи, чтение, списывание)
î дифференциация слов с близкой слоговой структурой,
резко отличающихся одним звуком: РАК –МАК, КЛЮВ – КЛЮЧ, ЛЕС – ЛЕВ
î дифференциация слов, близких по звучанию: ДОМ – ТОМ,
ДОМ – ДЫМ (вставление пропущенных букв, использование контекста)
î закрепление дифференциальных признаков фонем
î восстановление смысла слова: ОСТРЫЕ ПРЕДМЕТЫ, СТЕКЛЯННЫЕ
ПРЕДМЕТЫ, ПОСУДА, ОБУВЬ
î различение смыслового оттенка слов
î подбор существительных к глаголу, глаголов,
прилагательных к существительному и т.д.
î восстановление чтения и письма
Акустико – мнестическая афазия
Проявления:
·
нарушение понимания обращенной
речи -- дефект слухоречевой памяти (не могут повторить 3-4 слова, не связанные
по смыслу, но повторяет слова по одному)
·
фонематический слух и артикуляции
сохранны
·
нарушено понимание длинных фраз
(5-7 слов)
·
повторяют слово, не могут
вспомнить предмет и показать
·
не называют детали предмета: НОСИК
ЧАЙНИКА, КРЫШКА ЧАЙНИКА
·
трудности подбора слов в речи
·
вербальные парафразии: ВИЛКА + НОЖ
= НОЖИЛКА
·
трудности в составлении рассказа
по картинке (нет существительных -- местоимения)
·
аграмматизмы
·
нарушения чтения и письма:
-
смешение предлогов
-
смешение звонких – глухих
-
при письме под диктовку не
удерживают в памяти слова
-
плохо понимают прочитанное
·
нарушения счета: не могут
выполнять арифметические действия при сохранном счете
Методика логопедического воздействия
Задачи:
v восстановление речеслуховой памяти
v восстановление зрительных представлений о признаках
предметов
v преодоление мнестических трудностей
Используют:
v кодирование замысла речевого высказывания
v составление внешних опор высказывания
î подбор 3-4 предметных картинок, связанных ситуацией из
набора: ВИЛКА – СТОЛ – ОГУРЕЦ; ЛЕС – ОХОТНИК – ЗАЯЦ
î подбор названных картинок (на слух)
î подбор запомненных ранее картинок (качества)
î запоминание №№ телефонов
î слуховые диктанты (3-4 слова с опорой на сюжетную
картинку)
î анализ похожих предметов: ЧАШКА – ЧАЙНИК – САХАРНИЦА; ШКАФ--
ХОЛОДИЛЬНИК – БУФЕТ
î конструирование предметов из элементов (разрезные
картинки, кубики; дорисовывания)
î послоговое прослушивание сложных слов и их повторение
(ВЫКАРАБКИВАЮЩАЯСЯ ЛЯГУШКА)
î понимание многозначности слова
î уточнение синонимов, антонимов, омонимов
î упражнения в письме и чтении
Семантическая афазия
Проявления:
·
вместо называния слова описание
предмета, замена слова фразой: РУЧКА = НУ, ЭТО ТО, ТАКОЕ, ЧЕМ ПИШУТ; НОЖ =
ЭТОТО, ЧТОБЫ РЕЗАТЬ ХЛЕБ
·
нарушено понимание сложных
смысловых и грамматических взаимоотношений слов (не могут расположить три
предмета по инструкции: ПОЛОЖИТЕ НОЖНИЦЫ СПРАВА ОТ ВИЛКИ И СЛЕВА ОТ КАРАНДАША
·
затруднено понимание сравнительных
словосочетаний с наречиями ДАЛЬШЕ, БЛИЖЕ, СЛЕВА, СПРАВА
·
нарушена расшифровка инвертированных
словосочетаний: ПОКАЖИ РАСЧЕСКУ РУЧКОЙ. КОЛЯ УДАРИЛ ПЕТЮ.КТО ДРАЧУН?
·
нарушена коммуникация отношений:
БРАТ ОТЦА и ОТЕЦ БРАТА
·
нарушено понимание
причинно-следственных конструкций: Я ПОШЕЛ В ШКОЛУ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПОГОВОРИЛ С
БРАТОМ. Что сначала, что потом?
·
Непонимание метафор, пословиц,
поговорок «КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ», «ЗОЛОТЫЕ РУКИ»
·
артикуляция собственной речи
сохранна
·
бедность лексики: мало
прилагательных, глаголов, наречий, нет причастий
·
письменная речь отличается
стереотипностью синтаксических форм
·
грубые нарушения счетных операций
(путают действия, не могут записать число на слух, не понимают текст задач)
Методика логопедического воздействия
Задачи:
v преодоление трудностей в нахождении названий предметов
v расширение лексического и синтаксического состава речи
v преодоление аграмматизмов
î развитие конструктивно-практической деятельности (составление геометрических
фигур, орнаментов, мозаики, узоров, разрезных картинок – по образцу, по инструкции)
î ориентировка в пространстве
î формирование обобщающих понятий (мебель, посуда) через выделение признаков
î выявление общности слов по корневой части: САД—САДОВНИК -- САДИК…
î описание различий и сходств синонимов, антонимов, омонимов
î формирование сложносочиненных предложений: ПТИЦЫ УЛЕТЕЛИ, ПОТОМУ ЧТО
СТАЛО ХОЛОДНО
î уточнение значений предлогов (схема)
î установление отношений между предметами с помощью наглядной основы: ТАНЯ ВЫШЕ
ОЛИ И НИЖЕ КАТИ
О Т К
î коррекция счета:
-
уточнение разрядов числа
-
закрепление синонимов: МИНУС, ОТНЯТЬ,
УМЕНЬШИТЬ, ВЫЧЕСТЬ
-
действия в пределах 10, 20, 100,
1000
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|