бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы логопедии бесплатно рефераты

Ø    из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи

Ø    двигательное беспокойство, трудности поведения

Ø    дети мало пользуются жестами и мимикой

Ø    реагируют на интонацию, не понимания смысла

Ø    игру сопровождают модулированным лепетом

Ø    логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов

Ø    эхолалия -- повторение обращенной речи

Ø    при появлении первых слов:

*                    ошибки в ударении

*                    замены

*                    искажения структуры не фиксированного характера (каждый раз другая ошибка

Ø    высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме

В целом речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ.

Методика логопедического воздействия при сенсорной алалии

Основные направления коррекции:

î  сознательный анализ состава речи

î  развитие фонематического восприятия

î  понимание речевых структур

Основной принцип коррекционной работы:

î       последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка + специфическое лечение, стимулирующее созревание клеток коры головного мозга

1.                 Строгая организация звукового и речевого режима (т.к беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие речи)

Ä  определяют часы и дни отдыха

Ä  ограничивают излишнее общение

Ä  исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор

Ä  щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам

2.                 привлечение внимания ребенка (попасть в поле его зрения, повернуть к себе, взять за руку)

3.                 пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам

4.                 различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане, стук карандаша)

5.                 развитие направленного внимания и работоспособности – вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.)

6.                 развитие зрительной и двигательной подражаемости : «ладушки», «сорока»

7.                 развитие потребности общения, мотивации общения

8.                 различение звучащих игрушек и инструментов (Ребенок наблюдает за действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука)

Секрет: в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация

9.      введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), который связывается с предметом или явлением

10. нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование действий, подчинение неречевым инструкциям)

11. выработка условных связей между словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака, МУУУ- корова

12. различение слогов: АУ--УА--АМ; МА—ПА--НА—ТА

13. различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение

14. различение характера звука, источника звучания, его локализации

15. предметно-практические действия – не только повторение слова, а умение выполнить действие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ МОЛОКО ИЗ БУТЫЛКИ, ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО

16. понимание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой характер –

*          при общении с одним человеком

*          при общении с разными людьми

*          при определенной ситуации

*          с опорой на мимику, жест

17.            развитие фонематического слуха

18.            формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач)

19.            формирование понимания логических, грамматических и тематических групп слов:

*     посуда, мебель

*     мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать

*     летит – летят

20. конкретизация понятий (цвет – красный, синий …, вкус – соленый, сладкий…)

21. раннее обучение грамоте

Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под сомнение. Прогноз неопределенный. Результат зависит от

*     состояния слуховой чувствительности

*     времени и характера проводимого лечения

*     коррекционно-воспитательного воздействия

*     возраста и интеллекта ребенка


14. Афазия

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга

Причины:

§  нарушения мозгового кровообращения (инсульт, кровоизлияния)

§  травмы головного мозга

§  опухоли головного мозга

Чаще всего афазии возникают у взрослых, у детей афазия -- результат ЧМТ или опухоли.

Проявления:

v системное нарушение всех видов речевой деятельности

Сложность афазии зависит от

v локализации поражения

v величины очага поражения

Различают 6 форм афазий:

1.                  акустико-гностическую

2.                  акустико-мнестическую

3.                  семантическую

4.                  афферентную моторную

5.                  эфферентную моторную

6.                  динамическую

Акустико -- гностическая афазия

Проявления:

v нарушение понимания речи – чужая речь как нечленораздельный поток звуков, потом, по мере восстановления – недопонимание обращенной речи

v больные не осознают у себя наличия речевого расстройства, они возбуждены, многоречивы

v происходит подмена слов догадками (одинаково звучат ХВОСТ – ГВОЗДЬ – КОСТЬ – ТРОСТЬ)

v потеря предметной отнесенности слова, ориентация на окончание ( КОЛОКОЛЬЧИК – что-то маленькое, но не знаю что – не улавливают значение корня слова)

v нарушение фонематического слуха

v расстройство слухового контроля за собственной речью много парафазий (ЧЕМОДАН – ШКАФ, ТИХО – ДЕЛИКАТНО)

v на ранних этапах речь может быть не понятна окружающим, т.к. это случайный набор звуков, слогов, слов – «речевая окрошка» У ВАС БОЛИТ ГОЛОВА? – РАЗ НАС ЭТО И ГРАМАЖИН, НУ МЫ И НА ЭТО ДАВНО БЫЛО 5 ЛЕТ

v логорея (многоречивость) с аграмматизмами (несогласованность между членами предложения в роде, числе, падеже)

v незаконченность высказывания, пропуски слов, замены существительных местоимениями

v нарушения чтения и письма:

§  затруднена постановка ударения

§  нарушено понимание прочитанного

§  затруднено списывание

§  нарушено письмо под диктовку

§  лишние буквы на письме ДОМ – 8 букв

§  механическое чтение сохранно

v нарушение счета: вместо решения примера копируют его 2+3=2+3 (счет восстанавливается быстро)

Методика логопедического воздействия

Задачи:

Ø восстановление фонематического слуха

Ø восстановление экспрессивной речи, чтения, письма

î    дифференциация слов, контрастных по длине: ЕЛЬ – ВЕЛОСИПЕД, КОТ-- МАШИНА (соотнесение картинки со словом, подкладывание надписей)

î    закрепление восприятия слов в процессе списывания, прпоговаривания (слова из 1-2 слогов)

î    дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию: РЫБА – НОГИ, ЗАБОР – ТРАКТОР (с опорой на картинки, подписи, чтение, списывание)

î    дифференциация слов с близкой слоговой структурой, резко отличающихся одним звуком: РАК –МАК, КЛЮВ – КЛЮЧ, ЛЕС – ЛЕВ

î    дифференциация слов, близких по звучанию: ДОМ – ТОМ, ДОМ – ДЫМ (вставление пропущенных букв, использование контекста)

î    закрепление дифференциальных признаков фонем

î    восстановление смысла слова: ОСТРЫЕ ПРЕДМЕТЫ, СТЕКЛЯННЫЕ ПРЕДМЕТЫ, ПОСУДА, ОБУВЬ

î    различение смыслового оттенка слов

î    подбор существительных к глаголу, глаголов, прилагательных к существительному и т.д.

î    восстановление чтения и письма

Акустико – мнестическая афазия

Проявления:

·        нарушение понимания обращенной речи -- дефект слухоречевой памяти (не могут повторить 3-4 слова, не связанные по смыслу, но повторяет слова по одному)

·        фонематический слух и артикуляции сохранны

·        нарушено понимание длинных фраз (5-7 слов)

·        повторяют слово, не могут вспомнить предмет и показать

·        не называют детали предмета: НОСИК ЧАЙНИКА, КРЫШКА ЧАЙНИКА

·        трудности подбора слов в речи

·        вербальные парафразии: ВИЛКА + НОЖ = НОЖИЛКА

·        трудности в составлении рассказа по картинке (нет существительных -- местоимения)

·        аграмматизмы

·        нарушения чтения и письма:

-                      смешение предлогов

-                      смешение звонких – глухих

-                      при письме под диктовку не удерживают в памяти слова

-                      плохо понимают прочитанное

·        нарушения счета: не могут выполнять арифметические действия при сохранном счете

Методика логопедического воздействия

Задачи:

v   восстановление речеслуховой памяти

v   восстановление зрительных представлений о признаках предметов

v   преодоление мнестических трудностей

Используют:

v кодирование замысла речевого высказывания

v составление внешних опор высказывания

î   подбор 3-4 предметных картинок, связанных ситуацией из набора: ВИЛКА – СТОЛ – ОГУРЕЦ; ЛЕС – ОХОТНИК – ЗАЯЦ

î   подбор названных картинок (на слух)

î   подбор запомненных ранее картинок (качества)

î   запоминание №№ телефонов

î   слуховые диктанты (3-4 слова с опорой на сюжетную картинку)

î   анализ похожих предметов: ЧАШКА – ЧАЙНИК – САХАРНИЦА; ШКАФ-- ХОЛОДИЛЬНИК – БУФЕТ

î   конструирование предметов из элементов (разрезные картинки, кубики; дорисовывания)

î   послоговое прослушивание сложных слов и их повторение (ВЫКАРАБКИВАЮЩАЯСЯ ЛЯГУШКА)

î   понимание многозначности слова

î   уточнение синонимов, антонимов, омонимов

î    упражнения в письме и чтении

Семантическая афазия

Проявления:

·        вместо называния слова описание предмета, замена слова фразой: РУЧКА = НУ, ЭТО ТО, ТАКОЕ, ЧЕМ ПИШУТ; НОЖ = ЭТОТО, ЧТОБЫ РЕЗАТЬ ХЛЕБ

·        нарушено понимание сложных смысловых и грамматических взаимоотношений слов (не могут расположить три предмета по инструкции: ПОЛОЖИТЕ НОЖНИЦЫ СПРАВА ОТ ВИЛКИ И СЛЕВА ОТ КАРАНДАША

·        затруднено понимание сравнительных словосочетаний с наречиями ДАЛЬШЕ, БЛИЖЕ, СЛЕВА, СПРАВА

·        нарушена расшифровка инвертированных словосочетаний: ПОКАЖИ РАСЧЕСКУ РУЧКОЙ. КОЛЯ УДАРИЛ ПЕТЮ.КТО ДРАЧУН?

·        нарушена коммуникация отношений: БРАТ ОТЦА и ОТЕЦ БРАТА

·        нарушено понимание причинно-следственных конструкций: Я ПОШЕЛ В ШКОЛУ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПОГОВОРИЛ С БРАТОМ. Что сначала, что потом?

·        Непонимание метафор, пословиц, поговорок «КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ», «ЗОЛОТЫЕ РУКИ»

·        артикуляция собственной речи сохранна

·        бедность лексики: мало прилагательных, глаголов, наречий, нет причастий

·        письменная речь отличается стереотипностью синтаксических форм

·        грубые нарушения счетных операций (путают действия, не могут записать число на слух, не понимают текст задач)

Методика логопедического воздействия

Задачи:

v    преодоление трудностей в нахождении названий предметов

v    расширение лексического и синтаксического состава речи

v    преодоление аграмматизмов

î развитие конструктивно-практической деятельности (составление геометрических фигур, орнаментов, мозаики, узоров, разрезных картинок – по образцу, по инструкции)

î ориентировка в пространстве

î формирование обобщающих понятий (мебель, посуда) через выделение признаков

î выявление общности слов по корневой части: САД—САДОВНИК -- САДИК…

î описание различий и сходств синонимов, антонимов, омонимов

î формирование сложносочиненных предложений: ПТИЦЫ УЛЕТЕЛИ, ПОТОМУ ЧТО СТАЛО ХОЛОДНО

î уточнение значений предлогов (схема)

î установление отношений между предметами с помощью наглядной основы: ТАНЯ ВЫШЕ ОЛИ И НИЖЕ КАТИ

 





О       Т К 

î коррекция счета:

-                      уточнение разрядов числа

-                      закрепление синонимов: МИНУС, ОТНЯТЬ, УМЕНЬШИТЬ, ВЫЧЕСТЬ

-                      действия в пределах 10, 20, 100, 1000

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21