Методы логопедии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этап формирования первичных
произносительных навыков
Включает:
·
постановку звука
·
автоматизацию звука
·
дифференциацию звука
1. Постановка звука
Цель –
добиться правильного звучания изолированного звука.
Существует 3 способа постановки звуков:
1 способ – по подражанию: фиксируется внимание
на определенном положении органов артикуляции (зрительный контроль) + слуховой
контроль + тактильно-вибрационные ощущения (струя). Используются опорные звуки.
2 способ – с механической помощью: используются
шпатель, зонды, подручные средства
3 способ – смешанный
При всех
способах постановки используют:
·
словесные инструкции
·
кинестетические ощущения
·
зрительный, слуховой,
тактильно-вибрационный контроль
·
опорные звуки
2. Автоматизация звука
Цель –
добиться правильного произнесения звука во фразовой речи.
Стратегия:
Ê постепенное последовательное введение звука в слоги,
слова, предложения и самостоятельную речь
Ê к новому материалу можно переходить только если усвоен
предыдущий
Автоматизация
в словах
(алгоритм):
Ø прямой слог (С+А = СА)
Ø обратный слог (А+ С = АС)
Ø звук между гласными (А+С+А= АСА)
Ø слог со стечением (СТА, СПА)
Приемы:
Ø отраженное проговаривание
Автоматизация в словах (алгоритм)
Ø звук в начале слова
Ø звук в конце слова
Ø звук в середине слова без стечения
Ø звук в середине слова со стечением согласных
Если в слове есть звуки, которые ребенок
тоже произносит неправильно, такие слова не используются.
Учитывается структура слов (количество
слогов) и берутся только знакомые слова.
Приемы:
·
называние картинок
·
отраженное проговаривание
Автоматизация в предложениях (алгоритм):
Ø простое двусоставное предложение (СОНЯ СПИТ)
Ø распространенное предложение (СОНЯ СЛАДКО СПИТ)
Автоматизация в тексте (алгоритм)
Ø чистоговорки
Ø предложения
Ø стихи
3. Дифференциация звука
Цель – учить
детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в речи
Стратегия:
Ê постепенная последовательная дифференциация сначала
изолированных звуков, затем в слогах, в словах, в предложениях, в
чистоговорках, в стихах, в рассказах, в самостоятельной речи.
Ê одновременно можно работать над двумя звуками, если они контрастны (С и
Р)
Ê одновременно с исправлением звукопроизношения ведется словарная работа
Этап формирования коммуникативных
умений и навыков
Цель –
сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи
во всех ситуациях общения
Стратегия:
Ê используются тексты
Ê применяются различные виды речи (диалог, монолог)
Ê используются творческие упражнения.
6. Ринолалия
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения,
обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
При нормальной
фонации у человека носовая и ротовая полости отделены (небно-глоточное
смыкание) происходит путем сокращения мышц мягкого неба и боковой и
задней стенок глотки (валик Пассавана). Мягкое небо непрерывно
опускается и поднимается на разную высоту. Самое сильное смыкание – звук С,
самое слабое – звук В.
Выделяют 2 основные формы ринолалии:
Открытая ринолалия – ротовые звуки приобретают назальность (гнусавый оттенок):
§ при произнесении шипящих и фрикативных – хрипловатый
звук в носовой полости
§ при произнесении взрывных П, Б, Д, Т, К, Г – звуки
произносятся смазанно, неясно (недостаточность воздушного давления)
§ звуки Л, Р – звучат с носовым оттенком, Р – без
вибрации
Функциональная открытая ринолалия – недостаточный подъем мягкого неба при вялой
артикуляции:
§ после удаления аденоидов («привычная»)
§ после перенесенной дифтерии
Особенность функциональной открытой
ринолалии – выраженное нарушение гласных,
согласные – приближаются к норме.
Прогноз: устраняется после фонеатрических
упражнений и коррекции звукопроизношения.
Органическая открытая ринолалия – может быть приобретенной (травмы неба,
порезы, параличи, опухоли) и врожденной (расщелины мягкого и
твкердого неба, укорочение мягкого неба)
Причины расщелин неба:
§ биологические (грипп, краснуха, паротит, токсоплазмоз)
§ химические (лекарства, яды)
§ эндокринные заболевания
§ психические заболевания
§ профессиональные вредности
§ вредные привычки
§ генетические проявления
Врожденные
расщелины неба могут быть нескольких видов:
Ø расщелины мягкого неба (скрытые – субмукозные,
неполные, полные)
Ø расщелины мягкого и твердого неба (скрытые, неполные,
полные)
Ø полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и
мягкого неба (односторонняя, двусторонняя)
Ø полная расщелина альвеолярного отростка и переднего
отдела мягкого неба (односторонняя, двусторонняя)
Могут
сочетаться расщелины неба и губы.
Губу оперируют в срок от 10 дней до 1
года, операции на небе – в 5 лет, устранение остаточных дефектов – с 7 до 14
лет.
По состоянию психического развития
дети-ринолалики могут быть:
§ с нормальным интеллектом
§ с ЗПР
§ с умственной отсталостью
Проявления ринолалии
в устной речи:
v обедненность долингвистического развития (лепет)
v страдают просодические элементы речи
v нарушения звукопроизношения:
§ наложение дополнительного шума на назализированные звуки(шипение,
свист, придыхание, хрип)
§ замена взрывных фрикативными
§ отсутствие звука Х в конце слова
§ свистящий фон при произнесении Ш и шипящий при С
§ отсутствие вибранта Р или замена на Ы
v речь малоразборчива
v изменено место артикуляции большинства звуков
v сопутствующие отклонения в формировании речевых
процессов.
Методика логопедического воздействия
при ринолалии
Задачи коррекционной работы
§ нормализация ротового выдоха, выработка длительной
ротовой воздушной струи
§ выработка правильной артикуляции всех звуков
§ устранение назального оттенка голоса
§ воспитание навыков дифференциации звуков
§ нормализация просодической стороны речи
§ автоматизация полученных речевых навыков в общении
Коррекционные задачи зависят от того,
проведена ли операция по закрытию расщелины.
До операции:
Ê освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений
Ê подготовка правильно произношения гласных
Ê подготовка правильной артикуляции доступных согласных.
После операции:
Ê развитие подвижности мягкого неба
Ê устранение дефектов звукопроизношения (уклады)
Ê преодоление назального оттенка голоса
Специфическими
в послеоперационном периоде являются следующие виды работы:
Ê массаж мягкого неба
Ê гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки
Ê артикуляционная гимнастика
Ê голосовые упражнения
Ê дыхательные упражнения.
1. Массаж мягкого неба (для разминания рубцовой ткани)
Используется зонд для звука С:
î поглаживание вперед-назад твердого неба
î растирание слизистой на границе мягкого-твердого неба
в поперечном направлении
î массаж при произнесении звука А – нажим на мягкое небо
î точечный и толчкообразный пальцевой массаж
(продолжительность 1,5-2 мин, 40-60 движений, 2 раза в день в течение 6-12 мес)
2. Гимнастика мягкого неба и задней
стенки глотки.
î глотание воды маленькими порциями
î позевывание
î полоскание горла теплой водой
î покашливание (сначала с высунутым языком)
î утрированное произнесение гласных звуков высоким
голосом.
3. Артикуляционная гимнастика:
а) для щек и губ:
î надувание обеих щек одновременно
î надувание обеих щек попеременно
î втягивание щек
î сосание
î оскал
î «хоботок»
î оскал – смыкание губ
î втягивание губ
î вытягивание губ (свист)
î поднимание – опускание сжатых губ
î полоскание зубов
î вибрация губ
î удерживание губами карандаша
б) для языка:
î высовывание языка лопатой, имголочкой
î поворачивание высунутого языка влево—вправо
î поднимание – опускание кончика языка
î присасывание
î «хоботок» -- «желобок» -- «чашечка»
î закусывание языка
î постукивание языком по альвеолам (Т-Т-Т)
î загибание языка
î «жало» -- «чашечка» -- язык вверх (комплекс)
4. Голосовые упражнения.
Проводятся на гласных звуках А, О, У, Э:
î артикулирование без голоса
î громкое
произнесение А АА ААА с увеличением повторений
î отрывистое произнесение 2-3 звуков АО, АУ, АОЭ, АУЭ
î произнесение гласных с паузами (сохраняя высокое
положение мягкого неба) А- - - - - Э - - - - - -У
5. Дыхательные упражнения.
î вдох и выдох носом
î вдох и выдох ртом
î вдох носом, выдох ртом
î вдох ртом, выдох носом и т.д.
упражнения
проводятся на игровой основе (см. раздел «Дислалия»)
Воспитание правильного звукопроизношения
проводится обычными коррекционными методами. Специфичность – постоянный
контроль за направлением воздушной струи
Последовательность
постановки звуков: 1 гр – А, О, У, Э, И, Ы, Я, Е, Ё, Ю
2 гр. – Ф, В, П, Т, К, Л, Б, Д, Г,
С, З, Ш, Ж, Ц, Ч, Щ, Р.
В логопедической литературе существуют
разные варианты последовательности постановки звука при ринолалии.
Закрытая ринолалия
Возникает при пониженном физиологическом
носовом резонансе
Причины:
§ органические изменения в носовом пространстве,
болезни, в результате которых затруднено носовое дыхание.
1. Передняя закрытая ринолалия -- при непроходимости носовых полостей:
§ гипертрофия слизистой носа
§ полипы
§ искривление носовой полости и носовой перегородки
§ опухоли носовой полости
2. Задняя закрытая ринолалия – уменьшение носовой полости
§ аденоиды
§ опухоли
3. Функциональная закрытая ринолалия -- мягкое небо поднимается очень высоко и закрывает
доступ звуковым волнам к носоглотке (при невротических расстройствах у детей)
î При органической закрытой ринолалии
2.
устраняют причины непроходимости
носовой полости
3.
проводят упражнения как при
функциональных нарушениях
Смешанная ринолалия
Причина:
§ непроходимость полости носа + недостаточность небно-глоточного
контакта функционального или органического происхождения.
8. Дизартрия
Дизартрия – нарушение
произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации
речевого аппарата.
Основные
проявления:
§ расстройства артикуляции звуков
§ нарушения голосообразования
§ изменения ритма, темпа и интонации
Причины:
§ органическое поражение ЦНС и периферической НС под
влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном
периоде, в момент родов и после рождения
-
асфиксия
-
родовая травма
-
нарушения мозгового кровообращения
-
опухоли головного мозга
-
аплазия (недоразвитие) ядер
черепно-мозговых нервов
-
наследственные болезни НС
Дети с
дизартрией могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их
общего психофизического состояния:
Ø дизартрия у детей с нормальным психофизическим
развитием
Ø дизартрия у детей с ДЦП
Ø дизартрия у детей с умственной отсталостью
Ø дизартрия у детей с гидроцефалией
Ø дизартрия у детей с ЗПР
Ø дизартрия у детей с минимальной дисфункцией
Формы дизартрии:
бульбарная дизартрия
псевдобульбарная дизартрия
подкорковая дизартрия
корковая дизартрия
мозжечковая дизартрия
1. Бульбарная дизартрия.
Возникает при поражении продолговатого
мозга:
v разрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов
(языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного, лицевого)
v паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого
неба
v нарушается процесс глотания
v затруднено жевание
v недостаточная подвижность голосовых складок
v нарушения голоса (слабый, назализированный)
v дефекты произношения звонких звуков и др. нарушения
звукопроизношения
v атрофия мышц языка, атония (пониженный тонус)
v речь нечеткая, замедленная
v амимичность лица
2. Подкорковая дизартрия.
Возникает при
поражении подкорковых узлов головного мозга:
v нарушение мышечного тонуса (меняющийся характер)
v наличие гиперкинезов (насильственных непроизвольных
движений) в области артикуляционной и мимической мускулатуры (в состоянии покоя
и при речевом акте)
v нарушения фонации и артикуляции (то произносит звук,
то нет)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|