бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы логопедии бесплатно рефераты

 

С

 
 











Этап формирования первичных произносительных навыков

Включает:

·              постановку звука

·              автоматизацию звука

·              дифференциацию звука

1. Постановка звука

Цель – добиться правильного звучания изолированного звука.

Существует 3 способа постановки звуков:

1 способпо подражанию: фиксируется внимание на определенном положении органов артикуляции (зрительный контроль) + слуховой контроль + тактильно-вибрационные ощущения (струя). Используются опорные звуки.

2 способс механической помощью: используются шпатель, зонды, подручные средства

3 способ – смешанный

При всех способах постановки используют:

·                словесные инструкции

·                кинестетические ощущения

·                зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль

·                опорные звуки

2. Автоматизация звука

Цель – добиться правильного произнесения звука во фразовой речи.

Стратегия:

Ê   постепенное последовательное введение звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь

Ê   к новому материалу можно переходить только если усвоен предыдущий

Автоматизация в словах (алгоритм):

Ø прямой слог (С+А = СА)

Ø обратный слог (А+ С = АС)

Ø звук между гласными (А+С+А= АСА)

Ø слог со стечением (СТА, СПА)

Приемы:

Ø   отраженное проговаривание

Автоматизация в словах (алгоритм)

Ø   звук в начале слова

Ø   звук в конце слова

Ø   звук в середине слова без стечения

Ø   звук в середине слова со стечением согласных

Если в слове есть звуки, которые ребенок тоже произносит неправильно, такие слова не используются.

Учитывается структура слов (количество слогов) и берутся только знакомые слова.

Приемы:

·              называние картинок

·              отраженное проговаривание

Автоматизация в предложениях (алгоритм):

Ø  простое двусоставное предложение (СОНЯ СПИТ)

Ø  распространенное предложение (СОНЯ СЛАДКО СПИТ)

Автоматизация в тексте (алгоритм)

Ø  чистоговорки

Ø  предложения

Ø  стихи

3. Дифференциация звука

Цель – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в речи

Стратегия:

Ê      постепенная последовательная дифференциация сначала изолированных звуков, затем в слогах, в словах, в предложениях, в чистоговорках, в стихах, в рассказах, в самостоятельной речи.

Ê одновременно можно работать над двумя звуками, если они контрастны (С и Р)

Ê одновременно с исправлением звукопроизношения ведется словарная работа

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель – сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения

Стратегия:

Ê      используются тексты

Ê      применяются различные виды речи (диалог, монолог)

Ê      используются творческие упражнения.


6. Ринолалия

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

При нормальной фонации у человека носовая и ротовая полости отделены (небно-глоточное смыкание) происходит путем сокращения мышц мягкого неба и боковой и задней стенок глотки (валик Пассавана). Мягкое небо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту. Самое сильное смыкание – звук С, самое слабое – звук В.

Выделяют 2 основные формы ринолалии:


 





 






Открытая ринолалия – ротовые звуки приобретают назальность (гнусавый оттенок):

§    при произнесении шипящих и фрикативных – хрипловатый звук в носовой полости

§    при произнесении взрывных П, Б, Д, Т, К, Г – звуки произносятся смазанно, неясно (недостаточность воздушного давления)

§    звуки Л, Р – звучат с носовым оттенком, Р – без вибрации

Функциональная открытая ринолалия – недостаточный подъем мягкого неба при вялой артикуляции:

§    после удаления аденоидов («привычная»)

§    после перенесенной дифтерии

Особенность функциональной открытой ринолалии – выраженное нарушение гласных, согласные – приближаются к норме.

Прогноз: устраняется после фонеатрических упражнений и коррекции звукопроизношения.

Органическая открытая ринолалия – может быть приобретенной (травмы неба, порезы, параличи, опухоли) и врожденной (расщелины мягкого и твкердого неба, укорочение мягкого неба)

Причины расщелин неба:

§    биологические (грипп, краснуха, паротит, токсоплазмоз)

§    химические (лекарства, яды)

§    эндокринные заболевания

§    психические заболевания

§    профессиональные вредности

§    вредные привычки

§    генетические проявления

Врожденные расщелины неба могут быть нескольких видов:

Ø   расщелины мягкого неба (скрытые – субмукозные, неполные, полные)

Ø   расщелины мягкого и твердого неба (скрытые, неполные, полные)

Ø   полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба (односторонняя, двусторонняя)

Ø   полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела мягкого неба (односторонняя, двусторонняя)

Могут сочетаться расщелины неба и губы.

Губу оперируют в срок от 10 дней до 1 года, операции на небе – в 5 лет, устранение остаточных дефектов – с 7 до 14 лет.

По состоянию психического развития дети-ринолалики могут быть:

§    с нормальным интеллектом

§    с ЗПР

§    с умственной отсталостью

Проявления ринолалии в устной речи:

v   обедненность долингвистического развития (лепет)

v   страдают просодические элементы речи

v   нарушения звукопроизношения:

§   наложение дополнительного шума на назализированные звуки(шипение, свист, придыхание, хрип)

§   замена взрывных фрикативными

§   отсутствие звука Х в конце слова

§   свистящий фон при произнесении Ш и шипящий при С

§   отсутствие вибранта Р или замена на Ы

v    речь малоразборчива

v    изменено место артикуляции большинства звуков

v    сопутствующие отклонения в формировании речевых процессов.

Методика логопедического воздействия при ринолалии

Задачи коррекционной работы

§  нормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи

§  выработка правильной артикуляции всех звуков

§  устранение назального оттенка голоса

§  воспитание навыков дифференциации звуков

§  нормализация просодической стороны речи

§  автоматизация полученных речевых навыков в общении

Коррекционные задачи зависят от того, проведена ли операция по закрытию расщелины.

До операции:

Ê  освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений

Ê  подготовка правильно произношения гласных

Ê  подготовка правильной артикуляции доступных согласных.

После операции:

Ê  развитие подвижности мягкого неба

Ê  устранение дефектов звукопроизношения (уклады)

Ê  преодоление назального оттенка голоса

Специфическими в послеоперационном периоде являются следующие виды работы:

Ê  массаж мягкого неба

Ê  гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки

Ê  артикуляционная гимнастика

Ê  голосовые упражнения

Ê  дыхательные упражнения.

1. Массаж мягкого неба (для разминания рубцовой ткани)

Используется зонд для звука С:

î  поглаживание вперед-назад твердого неба

î  растирание слизистой на границе мягкого-твердого неба в поперечном направлении

î  массаж при произнесении звука А – нажим на мягкое небо

î  точечный и толчкообразный пальцевой массаж (продолжительность 1,5-2 мин, 40-60 движений, 2 раза в день в течение 6-12 мес)

2. Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки.

î   глотание воды маленькими порциями

î   позевывание

î   полоскание горла теплой водой

î   покашливание (сначала с высунутым языком)

î   утрированное произнесение гласных звуков высоким голосом.

3. Артикуляционная гимнастика:

а) для щек и губ:

î    надувание обеих щек одновременно

î    надувание обеих щек попеременно

î    втягивание щек

î    сосание

î    оскал

î    «хоботок»

î    оскал – смыкание губ

î    втягивание губ

î    вытягивание губ (свист)

î    поднимание – опускание сжатых губ

î    полоскание зубов

î    вибрация губ

î    удерживание губами карандаша

б) для языка:

î высовывание языка лопатой, имголочкой

î поворачивание высунутого языка влево—вправо

î поднимание – опускание кончика языка

î присасывание

î «хоботок» -- «желобок» -- «чашечка»

î закусывание языка

î постукивание языком по альвеолам (Т-Т-Т)

î загибание языка

î «жало» -- «чашечка» -- язык вверх (комплекс)

4. Голосовые упражнения.

Проводятся на гласных звуках А, О, У, Э:

î  артикулирование без голоса

î  громкое произнесение А АА ААА с увеличением повторений

î  отрывистое произнесение 2-3 звуков АО, АУ, АОЭ, АУЭ

î  произнесение гласных с паузами (сохраняя высокое положение мягкого неба) А- - - - - Э - - - - - -У

5. Дыхательные упражнения.

î  вдох и выдох носом

î  вдох и выдох ртом

î  вдох носом, выдох ртом

î  вдох ртом, выдох носом и т.д.

упражнения проводятся на игровой основе (см. раздел «Дислалия»)

Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычными коррекционными методами. Специфичность – постоянный контроль за направлением воздушной струи

Последовательность постановки звуков: 1 гр – А, О, У, Э, И, Ы, Я, Е, Ё, Ю

2 гр. – Ф, В, П, Т, К, Л, Б, Д, Г, С, З, Ш, Ж, Ц, Ч, Щ, Р.

В логопедической литературе существуют разные варианты последовательности постановки звука при ринолалии.

Закрытая ринолалия

Возникает при пониженном физиологическом носовом резонансе

Причины:

§  органические изменения в носовом пространстве, болезни, в результате которых затруднено носовое дыхание.

1. Передняя закрытая ринолалия -- при непроходимости носовых полостей:

§  гипертрофия слизистой носа

§  полипы

§  искривление носовой полости и носовой перегородки

§  опухоли носовой полости

2. Задняя закрытая ринолалия – уменьшение носовой полости

§   аденоиды

§   опухоли

3. Функциональная закрытая ринолалия -- мягкое небо поднимается очень высоко и закрывает доступ звуковым волнам к носоглотке (при невротических расстройствах у детей)

î  При органической закрытой ринолалии

2.        устраняют причины непроходимости носовой полости

3.        проводят упражнения как при функциональных нарушениях

Смешанная ринолалия

Причина:

§     непроходимость полости носа + недостаточность небно-глоточного контакта функционального или органического происхождения.

8. Дизартрия

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Основные проявления:

§   расстройства артикуляции звуков

§   нарушения голосообразования

§   изменения ритма, темпа и интонации

Причины:

§     органическое поражение ЦНС и периферической НС под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде, в момент родов и после рождения

-            асфиксия

-            родовая травма

-            нарушения мозгового кровообращения

-            опухоли головного мозга

-            аплазия (недоразвитие) ядер черепно-мозговых нервов

-            наследственные болезни НС

Дети с дизартрией могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического состояния:

Ø    дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием

Ø    дизартрия у детей с ДЦП

Ø    дизартрия у детей с умственной отсталостью

Ø    дизартрия у детей с гидроцефалией

Ø    дизартрия у детей с ЗПР

Ø    дизартрия у детей с минимальной дисфункцией

Формы дизартрии:

         бульбарная дизартрия

         псевдобульбарная дизартрия

         подкорковая дизартрия

         корковая дизартрия

         мозжечковая дизартрия

1. Бульбарная дизартрия.

Возникает при поражении продолговатого мозга:

v    разрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного, лицевого)

v    паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба

v    нарушается процесс глотания

v    затруднено жевание

v    недостаточная подвижность голосовых складок

v    нарушения голоса (слабый, назализированный)

v    дефекты произношения звонких звуков и др. нарушения звукопроизношения

v    атрофия мышц языка, атония (пониженный тонус)

v    речь нечеткая, замедленная

v    амимичность лица

2. Подкорковая дизартрия.

Возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга:

v   нарушение мышечного тонуса (меняющийся характер)

v   наличие гиперкинезов (насильственных непроизвольных движений) в области артикуляционной и мимической мускулатуры (в состоянии покоя и при речевом акте)

v   нарушения фонации и артикуляции (то произносит звук, то нет)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21