бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы логопедии бесплатно рефераты

q     Аграмматизмы

Разберем подробнее эти нарушения.

I.                  Неусвоение букв – от нескольких букв до 20-25 букв. Лучше всего усвоиваются гласные А, О, У и длительные согласные Ш, С, Х. Буквы могут

· совсем не называться

· заменяться другими

Д – Л, Х – К, Ж – З, Ч – Ш, Ж -- Ш, Д – Т, Р – Л, Г – К

II.              Побуквенное чтение

§    не могут слить отдельные слоги, называют буквы поочередно: К – О – Т

§    после побуквенного называния произносят слог слитно К – А = КА

Побуквенное чтение наблюдается у 49% у.о. в конце подготовительного класса

III.           Искажение слоговой и звуковой структуры слова

IV.           Нарушение понимания прочитанного

Дети могут читать бегло, технически правильно, но не соотносят прочитанное слово с картинкой, прочитав текст, не могут ответить на вопросы -- у 17% у.о

V.               Аграмматизмы

Нарушения письма

§     проявляются у у.о. в сложном комплексном виде (сочетание различных форм)

§     характерно большое количество ошибок (несформированность языковых обобщений)

Коррекционная работа с у.о.

I.    По развитию лексики

î расширение словаря глаголами движения, звукоподражания и др. («Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Кто что делает»)

î обогащение словаря прилагательными, образование прилагательных от существительных НОС – НОСОВОЙ, ЗУБ – ЗУБНОЙ

î обогащение предметного словаря обобщениями МЕБЕЛЬ, ОВОЩИ…, называние частей и деталей предметов

î обогащение словаря местоимениями

î обогащение словаря числительными

î обогащение словаря наречиями

î уточнение слов-синонимов

î уточнение схожих по значению слов

II.              По коррекции нарушений грамматического строя

î    различение Им. Падежа в единственном и множественном числе

î    отработка Винительного падежа

î    отработка Родительного падежа

î    отработка Дательного падежа

î    отработка Творительного падежа

î    отработка предложно-падежных конструкций

î    падежные формы множественного числа

î    согласование существительных с прилагательными :

-                      Именительный падеж мужского и женского рода

-                      Именительный падеж среднего рода

-                      косвенные падежи

î    словоизменение глаголов

-                      в настоящем времени единственного и множественного числа

-                      в прошедшем времени по родам, лицам и числам

-                      в будущем времени

î    образование уменьшительных форм слов

î    образование прилагательных от существительных

î    образование глаголов с приставками

î    работа над родственными словами

î    формирование структуры предложения

-                      простые нераспространенные предложения

-                      простые распространенные предложения

-                      сложные предложения

î    работа над связной речью

-                      пересказ по иллюстрациям

-                      рассказ по серии сюжетных картинок

-                      рассказ по сюжетной картинке

-                      самостоятельный рассказ

III.           По коррекции письменной речи

¨       Письменная речь исправляется в тесной связи с устной речью

¨       Учитываются особенности высшей нервной деятельности ребенка

¨       Коррекция речи связана с развитием познавательной деятельности.


17. Дифференциальные методики обследования речи

Общие параметры обследования детей с нарушениями речи (все речевые патологии)

I                    Анкетные данные

1.     Фамилия, имя ребенка

2.     Дата рождения, возраст

3.     Национальный язык

4.     Домашний адрес

5.     Из какого учреждения поступил

6.     Дата заполнения протокола обследования

II                 Анамнез:

1.     Мать, возраст при рождении ребенка

2.     Отец, возраст при рождении ребенка

3.     Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей

4.     Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников

5.     Протекание беременности:

· от какой по счету беременности

· как протекала беременность (токсикоз 1-2 половины, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции, применение медикаментозных средств – антибиотики, гормоны, наличие химических вредностей, радиации, употребление алкоголя, никотина, наркотиков)

6                   Протекание родов:

·               досрочные, срочные, стремительные, затяжные, обезвоженные, слабость родовой деятельности применение стимуляции (механической, химической, электростимуляции, кесарево сечение)

·               когда ребенок закричал, наличие асфиксии (синей, белой)

·               резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость)

·               травмы во время родов (ЧМТ, кровоизлияние, родовая травма)

7.            Вес и рост ребенка при рождении

8.            Вскармливание

·               когда принесли кормить

·               как сосал (активно, срыгивая, поперхиваясь)

·               грудное вскармливание до …. Месяцев

III         Раннее психомоторное развитие:

·               голову держит с … 1,5 мес.

·               сидит с … 6 мес

·               стоит с … 11 мес.

·               ходит с … 12 мес

·               первые зубы 6-8 мес.

IV         Раннее речевое развитие:

·               гуление 2-3 мес

·               лепет 4-6 мес.

·               характер лепета

·     первые слова

·     первые фразы 1,5 года

·     прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)

·     использование жестов

·     отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, не замечают дефект, фиксируют внимание, переживают, но не принимают мер)

·     занимался ли ребенок с логопедом

·     результаты логопедической работы

V                 Перенесенные заболевания и время перенесения (тяжелые соматические, инфекции, ушибы, травмы, судороги при повышении температуры)

VI              Исследование неречевых психических функций в результате наблюдения

1.   общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное, избирательный негативизм)

2.   особенности внимания (устойчивое, неустойчивое)

3.   характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры)

4.   индивидуальные особенности поведения

VII          Исследование неречевых психических функций в результате наблюдения

1.   общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное, избирательный негативизм)

2.   особенности внимания (устойчивое, неустойчивое)

3.   характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры)

4.   индивидуальные особенности поведения

5.   состояние слухового внимания

·     дифференциация звучащих игрушек («Что играет?»

·     направление источника звука («Где играет?»

6.   состояние зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

·     ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади)

·     складывание разрезных картинок (не более 9 частей)

·     складывание фигур из палочек

8.   Состояние общей моторики: (моторика норма, моторная напряженность, скованность движений, неловкость, нескоординированность движений; темп движений, моторная активность)

·     пройти по дорожке нарисованной мелом на полу

·     перешагнуть через препятствие на высоте 25-30 см

·     медленно покружиться на месте

·     бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы

·     поймать брошенный мяч

·     подпрыгнуть на двух ногах на месте

·     выполнить наклоны вперед, назад, в стороны


·     пробежать 3-4 раза между двумя линиями на расстоянии 20-25 см

·     перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу

·     пройти по положенному на пол шнуру

·     прыгнуть в длину с места

·     переложить предмет из одной руки в другую

·     прыжки попеременно на каждой ноге

·     подбросить мяч над головой и поймать мяч

9. состояние ручной моторики (нормальная, нарушенная)

·        2-3 г. – покормить куклу; слепить из пластилина палочку, шарик, баранку

·        3-4 г. – расстегивать-застегивать пуговицы, держать правильно карандаш, рисовать параллельные вертикальные и горизонтальные линии, складывать крупную мозаику, рисовать круг, человека

·        с 5 лет – «коза», указательный палец положить на средний, соединять в кольцо пальцы поочередно, кулак—ребро—ладонь

Объем движений полный, неполный; темп выполнения нормальный, замедленный, координация движений, наличие синкинезий

VII.         Строение артикуляционного аппарата

Губы:

тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя

Зубы:

отсутствие зубов, зубы редкие, мелкие, направильной формы, диастема, вне челюстей, сверхкомплектность

Прикус:

прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, прогения, прогнатия

Язык:

макролалия, микроглоссия, подъязычная связка короткая, укороченная, толстая, утолщенная

Твердое и мягкое небо:

высокое, готическое, низкое; расщелина сквозная, односторонняя или двухсторонняя; укорочение мягкого неба; отсутствие, укорочение или раздвоение язычка; рубцы неба и боковых стенок глотки; послеоперационные щели, носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого неба с дужками; увеличение глоточной непарной миндалины

VIII.    Речевая моторика

1.                Состояние мимической мускулатуры:

·                   поднять брови «удивиться»

·                   нахмурить брови «рассердиться»

·                   прищурить глаза

·                   надуть щеки -- «толстячок»

·                   втянуть щеки -- «худышка»

2.                Состояние артикуляционной моторики

·                   губы : «улыбка – трубочка» – тонус нормальный, вялый, напряженный; темп – нормальный, быстрый, медленный; переключаемость и объем движений, точность выполнения, способность удержания позы, замены движений, синкинезии

·                   язык: «широкий – узкий» (под счет 3 раза – до 5 лет, 5 раз – старше 5 лет), «маятник», «качели», «цоканье» – тонус, темп         и см. выше

·                   мягкое небо: звук А при широко открытом рте

IX.           Исследование дыхательной и голосовой функции

1.                 темп дыхания (диафрагмальное, брюшное, смешанное)

2.                 речевое дыхание -- произнесение фразы из 3-4 слов (5 лет), 4-6 слов (6-7 лет) и голос (нормальный, громкий, тихий, гнусавый, глухой, монотонный)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21