Методы логопедии
q
Аграмматизмы
Разберем подробнее эти нарушения.
I.
Неусвоение букв – от нескольких букв до 20-25 букв. Лучше всего
усвоиваются гласные А, О, У и длительные согласные Ш, С, Х. Буквы могут
· совсем не называться
· заменяться другими
Д – Л, Х – К, Ж – З, Ч – Ш, Ж -- Ш, Д – Т,
Р – Л, Г – К
II.
Побуквенное чтение
§ не могут слить отдельные слоги, называют буквы поочередно:
К – О – Т
§ после побуквенного называния произносят слог слитно К
– А = КА
Побуквенное чтение наблюдается у 49% у.о.
в конце подготовительного класса
III.
Искажение слоговой и
звуковой структуры слова
IV.
Нарушение понимания
прочитанного
Дети могут читать бегло, технически
правильно, но не соотносят прочитанное слово с картинкой, прочитав текст, не
могут ответить на вопросы -- у 17% у.о
V.
Аграмматизмы
Нарушения письма
§ проявляются у у.о. в сложном комплексном виде
(сочетание различных форм)
§ характерно большое количество ошибок
(несформированность языковых обобщений)
Коррекционная работа с у.о.
I.
По развитию лексики
î расширение словаря глаголами движения, звукоподражания и др. («Кто как
передвигается», «Кто как голос подает», «Кто что делает»)
î обогащение словаря прилагательными, образование прилагательных от
существительных НОС – НОСОВОЙ, ЗУБ – ЗУБНОЙ
î обогащение предметного словаря обобщениями МЕБЕЛЬ, ОВОЩИ…, называние частей
и деталей предметов
î обогащение словаря местоимениями
î обогащение словаря числительными
î обогащение словаря наречиями
î уточнение слов-синонимов
î уточнение схожих по значению слов
II.
По коррекции
нарушений грамматического строя
î различение Им. Падежа в единственном и множественном числе
î отработка Винительного падежа
î отработка Родительного падежа
î отработка Дательного падежа
î отработка Творительного падежа
î отработка предложно-падежных конструкций
î падежные формы множественного числа
î согласование существительных с прилагательными :
-
Именительный падеж мужского и
женского рода
-
Именительный падеж среднего рода
-
косвенные падежи
î словоизменение глаголов
-
в настоящем времени единственного
и множественного числа
-
в прошедшем времени по родам,
лицам и числам
-
в будущем времени
î образование уменьшительных форм слов
î образование прилагательных от существительных
î образование глаголов с приставками
î работа над родственными словами
î формирование структуры предложения
-
простые нераспространенные
предложения
-
простые распространенные
предложения
-
сложные предложения
î работа над связной речью
-
пересказ по иллюстрациям
-
рассказ по серии сюжетных картинок
-
рассказ по сюжетной картинке
-
самостоятельный рассказ
III.
По коррекции письменной
речи
¨ Письменная речь исправляется в тесной связи с устной
речью
¨ Учитываются особенности высшей нервной деятельности
ребенка
¨ Коррекция речи связана с развитием познавательной
деятельности.
17. Дифференциальные методики
обследования речи
Общие параметры обследования детей с
нарушениями речи (все речевые
патологии)
I
Анкетные данные
1.
Фамилия, имя ребенка
2.
Дата рождения, возраст
3.
Национальный язык
4.
Домашний адрес
5.
Из какого учреждения поступил
6.
Дата заполнения протокола
обследования
II
Анамнез:
1.
Мать, возраст при рождении ребенка
2.
Отец, возраст при рождении ребенка
3.
Наличие наследственных,
нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей
4.
Данные о речевых нарушениях у
родителей и родственников
5.
Протекание беременности:
· от какой по счету беременности
· как протекала беременность (токсикоз 1-2 половины, падения, травмы, психозы,
хронические заболевания, инфекции, применение медикаментозных средств –
антибиотики, гормоны, наличие химических вредностей, радиации, употребление
алкоголя, никотина, наркотиков)
6
Протекание родов:
·
досрочные, срочные, стремительные,
затяжные, обезвоженные, слабость родовой деятельности применение стимуляции
(механической, химической, электростимуляции, кесарево сечение)
·
когда ребенок закричал, наличие
асфиксии (синей, белой)
·
резус-фактор (отрицательный,
положительный, совместимость, несовместимость)
·
травмы во время родов (ЧМТ,
кровоизлияние, родовая травма)
7.
Вес и рост ребенка при рождении
8.
Вскармливание
·
когда принесли кормить
·
как сосал (активно, срыгивая,
поперхиваясь)
·
грудное вскармливание до ….
Месяцев
III
Раннее психомоторное
развитие:
·
голову держит с … 1,5 мес.
·
сидит с … 6 мес
·
стоит с … 11 мес.
·
ходит с … 12 мес
·
первые зубы 6-8 мес.
IV
Раннее речевое развитие:
·
гуление 2-3 мес
·
лепет 4-6 мес.
·
характер лепета
· первые слова
· первые фразы 1,5 года
· прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)
· использование жестов
· отношение членов семьи к речевому дефекту
(безразличное, не замечают дефект, фиксируют внимание, переживают, но не
принимают мер)
· занимался ли ребенок с логопедом
· результаты логопедической работы
V
Перенесенные заболевания и
время перенесения (тяжелые
соматические, инфекции, ушибы, травмы, судороги при повышении температуры)
VI
Исследование неречевых
психических функций в результате наблюдения
1.
общительность (легко вступает в
контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое,
избирательное, избирательный негативизм)
2.
особенности внимания (устойчивое,
неустойчивое)
3.
характер игровой деятельности
(манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные
игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры)
4.
индивидуальные особенности
поведения
VII
Исследование неречевых
психических функций в результате наблюдения
1.
общительность (легко вступает в
контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое,
избирательное, избирательный негативизм)
2.
особенности внимания (устойчивое,
неустойчивое)
3.
характер игровой деятельности
(манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные
игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры)
4.
индивидуальные особенности
поведения
5.
состояние слухового внимания
· дифференциация звучащих игрушек («Что играет?»
· направление источника звука («Где играет?»
6.
состояние
зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
· ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди –
сзади)
· складывание разрезных картинок (не более 9 частей)
· складывание фигур из палочек
8.
Состояние общей моторики:
(моторика норма, моторная напряженность, скованность движений, неловкость,
нескоординированность движений; темп движений, моторная активность)
· пройти по дорожке нарисованной мелом на полу
· перешагнуть через препятствие на высоте 25-30 см
· медленно покружиться на месте
· бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы
· поймать брошенный мяч
· подпрыгнуть на двух ногах на месте
· выполнить наклоны вперед, назад, в стороны
· пробежать 3-4 раза между двумя линиями на расстоянии
20-25 см
· перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу
· пройти по положенному на пол шнуру
· прыгнуть в длину с места
· переложить предмет из одной руки в другую
· прыжки попеременно на каждой ноге
· подбросить мяч над головой и поймать мяч
9. состояние ручной моторики (нормальная,
нарушенная)
·
2-3 г. – покормить куклу; слепить
из пластилина палочку, шарик, баранку
·
3-4 г. – расстегивать-застегивать
пуговицы, держать правильно карандаш, рисовать параллельные вертикальные и
горизонтальные линии, складывать крупную мозаику, рисовать круг, человека
·
с 5 лет – «коза», указательный
палец положить на средний, соединять в кольцо пальцы поочередно,
кулак—ребро—ладонь
Объем движений полный, неполный; темп
выполнения нормальный, замедленный, координация движений, наличие синкинезий
VII.
Строение артикуляционного
аппарата
Губы:
тонкие, толстые, укороченная верхняя губа,
расщелина верхней губы частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя
Зубы:
отсутствие зубов, зубы редкие, мелкие,
направильной формы, диастема, вне челюстей, сверхкомплектность
Прикус:
прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой
открытый односторонний или двухсторонний, прогения, прогнатия
Язык:
макролалия, микроглоссия, подъязычная
связка короткая, укороченная, толстая, утолщенная
Твердое и мягкое небо:
высокое, готическое, низкое; расщелина сквозная,
односторонняя или двухсторонняя; укорочение мягкого неба; отсутствие,
укорочение или раздвоение язычка; рубцы неба и боковых стенок глотки;
послеоперационные щели, носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости;
искривление носовой перегородки; срастание мягкого неба с дужками; увеличение
глоточной непарной миндалины
VIII. Речевая моторика
1.
Состояние мимической
мускулатуры:
·
поднять брови «удивиться»
·
нахмурить брови «рассердиться»
·
прищурить глаза
·
надуть щеки -- «толстячок»
·
втянуть щеки -- «худышка»
2.
Состояние артикуляционной
моторики
·
губы : «улыбка – трубочка» – тонус
нормальный, вялый, напряженный; темп – нормальный, быстрый, медленный;
переключаемость и объем движений, точность выполнения, способность удержания
позы, замены движений, синкинезии
·
язык: «широкий – узкий» (под счет
3 раза – до 5 лет, 5 раз – старше 5 лет), «маятник», «качели», «цоканье» –
тонус, темп и см. выше
·
мягкое небо: звук А при широко
открытом рте
IX.
Исследование дыхательной и
голосовой функции
1.
темп дыхания (диафрагмальное,
брюшное, смешанное)
2.
речевое дыхание -- произнесение
фразы из 3-4 слов (5 лет), 4-6 слов (6-7 лет) и голос (нормальный, громкий,
тихий, гнусавый, глухой, монотонный)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|