бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диссертация: Внутренний человек в русской языковой картине мира бесплатно рефераты

формирующих.

Несмотря на отмеченные успехи в реконструкции отдельных фрагментов языковой

картины непредметного мира, языковой образ внутреннего человека в целом

по-прежнему остается величиной гипотетической: «Понятие внутреннего мира

человека как единой системы в настоящее время является скорее философским,

нежели лингвистическим» [Убийко 1998: 3]. Речь идет не просто о накоплении и

суммировании данных о способах и средствах языкового изображения различных

явлений психической сферы, а об их систематизации, о моделировании более или

менее целостного языкового образа внутреннего человека. Построение

такой модели, по нашему мнению, не может быть сведено ни к простому сложению

концептов (типа «чувство», «знание», «душа», «совесть» и т. д.), организующих

семантическое пространство языка, ни к их структурированию (представлению в

виде концептосфер) в ходе выявления деривационных, парадигматических и

синтагматических отношений между языковыми единицами, формирующими

соответствующие концептуальные поля, поскольку результатом такой работы

является предсказуемый перечень понятий, составляющих идеографическую область

психики, а также упорядоченный инвентарь выражающих их языковых единиц и

структурных моделей, см.: [Убийко 1998]. Названные подходы, без всякого

сомнения, имеют право на существование, ибо позволяют увидеть смысловую

организацию подсистемы языковых средств, ориентированных на репрезентацию

внутреннего мира человека, определить глубину, ключевые аспекты языковой

манифестации формирующих его понятий. Однако они не обеспечивают понимание

языкового образа внутреннего человека как сложной, функционирующей по своим

особым правилам системы представлений о явлениях психической сферы, отличной

от прочих речемыслительных моделей, предназначенных для описания и изображения

внешних по отношению к человеку событий и явлений.

Состояние разработки системного описания фрагмента ЯКМ, условно называемого

внутренним человеком, на данный момент может быть охарактеризовано следующим

образом. В ходе реализации системного лексикографического подхода к описанию

антропоцентрической лексики при подготовке «Нового объяснительного словаря

синонимов русского языка» (2-е изд. М., 1999) была выявлена особая подсистема

(лексикографический тип) – группа слов, которые способны называть невидимые

сущности внутри человеческого тела, выполняющие функции органов внутренней

жизни, и обнаруживают в этом своем статусе общность по целому ряду

семантических и грамматических свойств [Урысон 1995; Урысон 1999б].

Руководителем авторского коллектива упомянутого словаря, Ю.Д. Апресяном, была

предложена и продемонстрирована на примере одного компонента внутренней жизни

человека (эмоциональной системы) оригинальная методика системного описания

лексико-семантической подсистемы «Человек» при помощи семантических

примитивов по определенной схеме, которая представляет собой перечень

признаков, существенных для характеристики человека, в том числе в аспекте

его психических проявлений [Апресян 1995]. Исследования метафорических

номинаций явлений психической сферы (вторичных имен и глаголов, называющих

различные внутренние состояния и качества человека; лексического окружения

имен компонентов душевной жизни, втянутого в сферу образно-ассоциативного

изображения последних) обнаружили системность в их распространении на

семантическое пространство языка, позволили определить ключевые для русского

языкового сознания, или, пользуясь термином Дж. Лакоффа и М. Джонсона, –

концептуальные, метафоры, формирующие языковой образ внутреннего человека

[Арутюнова 1976; Арутюнова 1999; Емельянова 1993; Апресян 1993].

В целом же работа по моделированию целостного языкового образа человека, в

том числе внутреннего, только начинается. Поиск принципов, способов решения

поставленной задачи пока ведется на достаточно ограниченном материале –

главным образом в рамках лексико-фразеологической системы языка (при этом

привлекаются максимально идиоматичные выражения, узуальные единицы,

конвенциональные метафоры, сравнения, метонимии и т. п.). Если преодолены

ограничения этого типа (то есть привлечены средства других уровней), то – в

рамках достаточно узкого круга денотатов. Показательны в этом смысле работы

М.В. Пименовой и М.П. Одинцовой [Пименова 1999; Одинцова 2000б],

продемонстрировавших на примере нескольких концептов (безусловно, ключевых

для внутреннего человека, однако далеко не исчерпывающих многообразия его

состава) ряд базовых для наивной антропологии категорий-ипостасей, в рамках

которых осуществляется репрезентация самых разных явлений психической сферы

человека.

Актуальность диссертационной работы определяется необходимостью

дальнейших поисков понятийного аппарата, принципов, методов системного, и

прежде всего категориально-семантического, изучения способов, средств и правил

языковой репрезентации человека во всем многообразии его психических состояний,

действий, качеств с тем, чтобы реконструировать языковой образ внутреннего

человека как особый фрагмент русской ЯКМ. Ввиду отмеченной выше ограниченности

эмпирической базы работ, посвященных его изучению, оказывается принципиально

важным провести исследования на более обширном материале, уделяя внимание

способам репрезентации психических состояний человека в высказываниях и текстах

разнообразных стилей и жанров. Кроме того, есть необходимость представить

языковой образ внутреннего человека в качестве динамической, коммуникативно

ориентированной модели, выполняющей репрезентативную функцию и приспособленной

к выполнению различных задач речевого общения. Включение в эмпирическую базу

диссертационного исследования случаев актуализации внутренней формы узуальных

языковых средств, их обновления в ходе структурно-семантических трансформаций,

переосмысления стереотипных языковых моделей и образов, формирующих языковую

картину внутреннего мира человека, позволяет увидеть заложенный в ней богатый

образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал, представить ее не

«кладбищем» безнадежно устаревших представлений, а богатым источником

интерпретаций, обогащающим «языковыми формами и содержанием концептуальную

систему, которой пользуются как знанием о мире носители данного языка» [Телия

1999: 175].

Объектом предпринятого исследования являются слова, устойчивые выражения,

тексты и их фрагменты, в которых внутренний мир человека репрезентируется в

грамматических формах, семантико-синтаксических и лексических значениях,

объединяемых межуровневыми СК пространства, субъекта, объекта, инструмента.

Предметом исследования является образно-ассоциативный и

прагмастилистический потенциал межуровневых СК пространства, субъекта, объекта,

инструмента как характерная черта русской языковой картины внутреннего мира

человека.

Цель исследования систематизация, семантическая,

прагмастилистическая типизация формирующих русскую ЯКМ косвенных способов

образной категориальной репрезентации внутреннего человека, описание их

стереотипных и индивидуально-авторских реализаций.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Обобщив опыт отечественной лингвоантропологии, выделить и

охарактеризовать основные подходы к изучению языкового образа внутреннего

человека, определить перспективность интегративных категориально-

семантических исследований данного объекта.

2. Опираясь на научные внелингвистические и лингвистические концепции

категоризации и категории, определить границы, внутреннюю структуру,

содержание, образно-ассоциативный потенциал межуровневых СК «пространство»,

«субъект», «объект», «инструмент» в системе современного русского языка.

3. Словарный, фразовый и текстовый материал всех выделенных категорий

охарактеризовать в прагмастилистическом аспекте.

Материал исследования составляют около 2500 отдельных высказываний и их

сегментов, а также текстовых фрагментов, содержащих описание разнообразных

явлений внутреннего мира человека (состояний, реакций, действий, характеристик

и т. д.).

Прагматический подход к описанию языковых категориальных репрезентаций

внутреннего человека сделал необходимым обращение к разностилевому текстовому

материалу, основными источниками которого в диссертации являются произведения

современной русской художественной литературы (произведения разных

поэтических и прозаических жанров и форм); тексты из периодических – газетных

и журнальных – изданий (интервью с известными людьми, колонки и рубрики,

содержащие психологические советы, комментарии психологов), тексты из научно-

популярных изданий по практической психологии. Кроме того, в исследовании

использованы наблюдения над живой разговорной речью, в том числе звучащей в

быту, на радио и телевидении; во внимание приняты и рекламные тексты

(телевизионные ролики, плакаты, содержащие политическую рекламу и рекламу

промышленных товаров).

Представляющие языковой узус, демонстрирующие стереотипы русского языкового

сознания единицы и конструкции (конвенциональные метафоры, сравнения,

перифразы; фразеологизмы и близкие к ним явления – пословицы, поговорки и

крылатые слова, достаточно широко употребляющиеся в современной русской речи)

получены в результате выборки из словарей разных типов: Русский ассоциативный

словарь: В 6 кн. / Ю.Н. Караулов, Ю.Р. Сорокин. М., 1996; Горбачевич К.С.,

Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. Л., 1979;

Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. М., 2000;

Новый объяснительный словарь синонимов русского языка: В 2 вып. / Ю.Д. Апресян,

О.Ю. Богуславская и др.; под общ. рук. Ю.Д. Апресяна. 2-е изд. М., 1999;

Берков В.П., Мокиенко В.М. Большой словарь крылатых слов русского языка. М.,

2000.; Баранов О.С. Идеографический словарь русского языка. М., 1995;

Фразеологический словарь русского языка / Л.А. Войнова, В.П. Жуков и др.; под

ред. А.И. Молоткова. 4-е изд., стереотип. М., 1986; Фразеологический словарь

русского литературного языка: В 2 т. / Сост. А.И. Федоров. Новосибирск, 1995;

Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи: Словарь. М.,

1997; Фразеологизмы в русской речи: Словарь-справочник / Сост. Н.В. Баско. М.,

2002), Убийко В.И. Концептосфера внутреннего мира человека в русском

языке: Функционально-когнитивный словарь. Уфа, 1998; Словарь русского языка: В

4 т. / АН СССР; Ин-т рус. яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., стереотип.

М., 1985-1988; Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.

Шведовой. 22-е изд. М., 1990.

В настоящем исследовании языкового образа внутреннего человека принят

синхронный подход: основное внимание при выборе источников отдано тем,

которые отражают современное, периода 3-й трети ХХ – начала ХХI вв.,

состояние языка и речевой практики. Однако вследствие необходимости

расширить, разнообразить материал, иллюстрирующий отдельные положения

исследования; продемонстрировать относительную устойчивость языковых способов

образной категориальной репрезентации внутреннего мира человека использованы

- в дополнение к основным источникам - тексты отдельных произведений русской

классической литературы, фрагменты сборников пословиц и поговорок ХVIII – ХХ

в., представленные в хрестоматии «Малые жанры русского фольклора» В.Н.

Морохина (М., 1986), идиом, паремий из отдельных словарных статей,

посвященных номинациям психических феноменов, из «Толкового словаря живого

великорусского языка» В.И. Даля (репринт. изд. СПб, 1996).

Методика исследования. В диссертации реализован комплексный

лингвоантропологический метод семантико-прагматического категориального анализа

и систематизации содержания и функционирования высказываний и их фрагментов, а

также значений групп слов и устойчивых выражений, описывающих явления и события

внутреннего мира человека. Названный общий метод опирается на целый ряд

конкретных приемов анализа языкового и речевого материала, среди которых:

контекстуальный, компонентный, трансформационный; прием сопоставления данных

словарей и текстовых смыслов слов и выражений; прием тематических и

функциональных группировок фактов языка и речи; приемы анализа поэтических

высказываний и др. В теоретической части работы, посвященной обобщению

имеющихся подходов к изучению языкового образа внутреннего человека,

использованы приемы сопоставления и объединения (интеграции) принципов, идей и

результатов этих подходов.

Научная новизна исследования состоит в разработке и апробации

категориального семантического и прагмастилистического подхода к описанию

языковых репрезентаций феноменов психики в современном русском языке.

Использование в качестве теоретической основы исследования понятия

межуровневой СК позволило представить языковой образ внутреннего человека в

его стереотипных и индивидуально-авторских средствах выражения - с

приоритетным вниманием к образно-ассоциативному потенциалу каждой из

категорий и субкатегорий. Новизна исследования состоит также в привлечении

нового речевого материала (извлеченного из текстов разной стилистической и

жанровой принадлежности, преимущественно 3-й трети ХХ в.), ранее не

описанного в работах, посвященных языковому образу внутреннего человека.

Теоретическая значимость исследования состоит в использовании

относительно нового, категориально-семантического, теоретического подхода к

описанию языкового образа внутреннего человека, в обосновании перспективности

этого подхода. Полученные результаты могут считаться определенным вкладом в

антропоцентрическую семантику.

Практическая значимость исследования заключается в возможности

использования его результатов и материала при разработке общих и специальных

курсов по семантике русского языка, в том числе обращенных к образу человека в

русской ЯКМ. Отдельные наблюдения и выводы исследования значимы для

лингвокультурологии, для стилистики художественной речи, других стилей

современного русского языка. Исследование можно считать индивидуальным опытом,

примером для выполнения аналогичных работ на материале других языков с целью

сопоставления способов языковой репрезентации, их образно-ассоциативного

потенциала в семантическом пространстве внутреннего человека, содержащего как

универсальные, так и национально-специфические черты. Кроме того, в

диссертационном исследовании содержится речевой материал, который способен

дополнить существующие лексикографические описания концептов внутреннего мира

человека.

Положения, выносимые на защиту:

1. Комплексный семантико-прагматический подход к изучению языкового образа

внутреннего человека, интегрирующий методы и результаты описания образно-

ассоциативных репрезентаций явлений психики в русском языке и опирающийся на

понятие межуровневой СК, открывает перспективы системного и многоаспектного

исследования указанного фрагмента ЯКМ.

2. В языке и речи обнаруживаются «гетерогенность», нестрогий характер

образной категоризации явлений «внутренней вселенной» и вместе с тем

семантическая гибкость и обратимость категорий пространства, субъекта,

объекта, инструмента; богатые возможности обновления и расширения предикатных

и пространственно-предметных компонентов пропозиций, являющихся главными

способами фразовой репрезентации психических процессов и характеристик

человека.

3. Каждая из указанных СК представлена в текстах и контекстах разного

прагмастилистического качества как совокупность традиционных и новых,

стереотипных и индивидуально-авторских образов-ассоциаций. Одна их часть

входит в общелитературную базу крылатых выражений (они фиксируются в

словарях, специальных работах), другая часть – это результат индивидуальной

лингвокреативной работы, состоящей в расширении состава и структурно-

семантическом обновлении узуальных языковых единиц.

4. Межуровневые СК косвенной репрезентации внутреннего человека устроены

иерархически – по принципу от самых абстрактных (интегративных) смыслов к

более конкретным (субкатегориальным), вплоть до отдельных (единичных)

образов, характеризующихся интегральной семой категории. Между

категориальными смыслами в образных ситуациях психической жизни человека

наблюдаются характерные семантические отношения и взаимодействия:

комплементарности, противоречия, превращения (метаморфозы), интенсификации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24