бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диссертация: Внутренний человек в русской языковой картине мира бесплатно рефераты

сознание вовлекает и некоторые жидкие среды организма: кровь - средоточие

сильных эмоций, таких, как любовная страсть, гнев, ярость (кровь играет,

кровь бросилась в голову, кровь бурлит) и желчь - носитель раздражения,

недовольства другими людьми (желчный человек, в ней много желчи, у нее

желчный характер) [Шмелев 2002: 315]. Наблюдения показывают, что

индивидуальное сознание, отталкиваясь от стереотипных наивно-языковых

анатомических представлений, способно легко расширить этот перечень, включив в

него те части, органы и квазиорганы человеческого тела, которые, по его мнению,

точнее, ощущению ответственны за определенные внутренние состояния и качества

человека, см., например: У Огородникова внутри подрагивал неопознанный

орган страха (В. Аксенов. Скажи изюм); Ведущий: «Третье ухо

есть у каждого певца, надеемся, что есть и у нашего слушателя». – Гость:

«Да, это особый орган чувств, орган души» (из радиоинтервью).

Анализ состава органов «душевной» жизни позволяет разграничить соматические

(от греч. sōma - тело) и квазисоматические пространственные образы

внутреннего человека. В качестве пространств первого типа выступают в речи

материальные, реально существующие органы, которым наивное сознание приписывает

дополнительные, имеющие отношение к психике человека функции, в том числе

способность благодаря своим границам вмещать феномены психики, выступать в

качестве локализатора. Таковы, например, сердце, голова, живот: . В

бедном сердце его превосходительства теплилась почти безумная,

робкая надежда: а может быть, Одиллия и Норма стали жертвами

чудовищной интриги (Б. Акунин. Страсть и долг); Мысли и

образы теснились в голове, в груди и вообще везде вокруг (М. Веллер.

Ноль часов); Прежнее безрассудство холодком занялось в животе

и разлилось по всему телу, делая Павла легким и радостным (В. Белов.

Кануны). Пространствами второго типа являются квазиорганы - нематериальные

«представляемые» органы психики (ум, душа, память и под.) и, кроме того,

результаты плоды интеллектуальной деятельности, «опредмеченные» психические

качества, состояния, действия, формирующие систему внутреннего мира человека.

Например: Тогда у Ивана Никитича стало неловко и пусто на душе

(В. Белов. Кануны); В первую очередь нужно четко определить свои цели и

задачи. <.> Словом, составить в уме своеобразный план

будущего замужества (из журн.); Так и будешь жить в ненависти

(Д. Гранин. Вечера с Петром Великим); Так он обернулся, все еще замирая от

сладчайшей ненависти, столь заполнявшей пространство горькой его

страсти (А. Белый. Пушкинский дом).

Замечено, что вне зависимости от того, имеют ли рассматриваемые частичные

пространственные образы соответствия в виде конкретных телесных органов или

нет, в ЯКМ они рассматриваются как равноправные, совпадающие по ряду

соматических признаков (в том числе иметь границы, объем и, таким образом,

выступать как пространство, вместилище), и потому легко противопоставляются в

речи: Проще всего свалить все на плоть. Но хоть сколько-нибудь внимательное

наблюдение за собой откроет, что греховные влечения чаще

поднимаются отнюдь не из тела, а из глубин души. (А.

Кураев. Христианская философия и пантеизм).

Как было сказано выше, внутрипространственным образам психического противостоят

внешнепространственные, которые, в свою очередь, делятся на макро- и

микропространства. Первые из них имеют космические масштабы - Вселеленная,

небесная сфера, Земля и т. п., вторые – это самые разнообразные фрагменты мира

земного, каждый из которых может быть охарактеризован по ряду дифференциальных

семантических признаков, как-то: искусственное, освоенное человеком /

естественное, не освоенное человеком; ухоженное / запущенное; открытое /

закрытое и т.д. Приведем примеры некоторых типов образов внешних пространств,

используемых в процессе семантической категоризации внутреннего человека:

· Макропространства. Проанализированный нами материал

свидетельствует о том, эти образы достаточно редко используются в ходе

осознанного семантического моделирования психических состояний, качеств,

действий и их субъектов в речи 2-й половины ХХ в. Говорящие, как правило,

ограничиваются рядом узуальных выражений, запечатлевших в своей внутренней

форме образы данного типа: витать (парить) в облаках (между небом и землей)

«пребывать в мечтах, предаваясь бесплодным фантазиям»; быть на седьмом небе

«находиться в состоянии высшей радости, безграничного счастья». Вот несколько

примеров индивидуально-авторских языковых внешнепространственных образов

внутреннего человека, ср. тютчевское уподобление души небу: Ничто лазури не

смутило Ее безоблачной души (Ф. Тютчев) и поэтические рассуждения

лирической героини поэтического цикла «Глубокий обморок» Б. Ахмадулиной о

беспомощной, бесплодной попытке человека проникнуть в потаенные области мозга,

столь же неведомого и далекого, как и космическое пространство: Его попытка

затесаться в луны – примерка?; Прочла я бредни об отлучке мозга. <.>

Никчемен мой исповедальный опус: / и слог соврал, и почерк косолап / что он

проник / в заветной бездны пропасть – пусть полагает храбрый космонавт.

· Микропространства:

- Образы природы: как в темном лесу («в полном

неведении, не разбираясь, не ориентируясь в чем-либо»), Чужая душа – темный

лес (посл.); Как ни странно, я ощутил что-то вроде любви.<.> На

какой истощенной, скудной почве вырастают эти тропические цветы (С.

Довлатов. Заповедник) – человеческая душа, источник чувств человека, как

почва, плодородный слой земной поверхности, как сад, цветник и т.п., ср.:

Вам завещаю я сад фруктовый / моей великой души (В. Маяковский).

- Образы жилища, дома и его частей, от подвала до чердака

: Тревожное чувство стало сильнее, ей показалось, что дверь, ведущая в

подвалы подсознания и кладовую памяти, стала медленно

приоткрываться, шире, шире, еще шире, вот сейчас в темное помещение

хлынет поток света... (П. Дашкова); .При мысли о деде в удаленных и

заваленных всяким хламом: тетрадками, пыльными глобусами, лыжными палками, -

уголках сознания проявлялась вскользь... картина из военного детства...

(А. Битов. Пушкинский дом) – контекст указывает на имплицированный

вспомогательный субъект - чулан, кладовую; .Ее разум захлопнул все

двери, чтобы не допустить в сознании страшную мысль о том, что с

братом случилось непоправимое (А. Маринина. Убийца поневоле) – также с

имплицированным вспомогательным субъектом (помещение) пространственного

ассоциативного изображения сознания; В твоей измученной душе

темно на первом этаже. <.> Второй этаж – скорбит

душа:/ кино, вино и анаша. <.> На третьем – книги возлюбя -/

пустые поиски себя. <.> И вот чердак. Конец пути,/ и равнодушие в

груди (А. Кутилов. Этажи), театр души – художественный образ,

сформированный развернутой метафорой в одноименном стихотворении А. Кутилова

.

- Образы бытовых вместилищ, контейнеров: буря в

стакане воды («воленние из-за пустяка»), лезть в бутылку

(«раздражаться»), котелок («голова»), Сердце не лукошко,

не прорежешь окошка (посл.), Знания не кошель, за плечами не носить

(посл.); Чаша моего терпения переполнилась, я жажду отмщения

(Б. Акунин. Комедия. Трагедия.), Артамонова загнала любовь в сундук

своей души, заперла на ключ. А ключ отдала подруге Усмановой.Так и стоял под

ложечкой сундук, загромождая душу и тело.(В. Токарева. Сказать – не

сказать)[7]; Занесся мозг в

незнаемых потемках./ Его, надменный, замкнутый тайник вернул

великосердный Солдатенков (Б. Ахмадулина. Глубокий обморок. I. В

Боткинской больнице).

2.3. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал

основных пропозитивных семантических моделей

пространственной репрезентации внутреннего человека

Анализ речевого (текстового) и языкового (словарного) материала позволяет

выделить несколько пропозитивных семантических моделей (ПСМ) пространственной

репрезентации внутреннего человека, организующих предикатно-аргументную

структуру высказываний и их частей. Представим основные типы ПСМ, описав

способы и средства их языкового воплощения, а также охарактеризовав их

образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал. Пространственная

категоризация в области языковой репрезентации психического носит условный,

конвенциональный характер, и проявляется это в том, что языковые (речевые)

единицы средства изображения психического, реализующие рассмотренные ниже

модели, утрачивают связь с их первоначальным, пространственным значением:

семантика внутреннего пространства воспринимается говорящими на русском языке

как непространственная.

1. ПСМ пространственно-определительной характеризации.

Образно-ассоциативная репрезентация внутреннего человека может осуществляться

путем приписывания субъекту характеризации некоторых постоянных (или

устойчивых) пространственных признаков. Фактический материал дает возможность

выделить две разновидности указанной модели.

1.1. В ПСМ, схематически представляемой в виде Х какой / каков,

внутренний человек получает пространственную интерпретацию посредством

присвоения ему конкретного пространственного признака. Данная ПСМ организуется

именным предикатом с первичным пространственно характеризующим значением,

выраженным прилагательным или адъективированным причастием, и субъектом –

носителем пространственных характеристик, позицию которого занимает имя

целостного или частичного внутреннего человека. Как и в сфере языковой

репрезентации физического мира, пространственная интерпретация внутреннего

человека допускает два типа характеристик (о семантической дихотомии

физического пространства см.: [Галич 2003: 93-116]).

А. В одних случаях пространственная характеристика представляет

собой результат субъективной оценки общего размера (габарита) субъекта психики

(или его «части») либо результат его условных измерений в системе параметров

описания физического мира - двух-, одномерных измерений, как-то: высота,

глубина, ширина, длина и т. п. Предикатами, организующими данную разновидность

ПСМ 1.1, являются прилагательные с первичным дименсиональным (от англ.

dimension – измерение) значением, заключающимся в оценке определенных линейных

параметров или общего размера, величины объекта, ср.: Его мысли глубоки,

память обширна; Это был человек с мелкой душой и узкими интересам; Сердце у нее

большое.

Б. В других случаях пространственная характеристика – это

результат фиксации местоположения «внутреннего» человека в целом или его

«части» в системе координат «близко / далеко», «высоко / низко» - по отношению

к некоему условному ориентиру, как правило неэксплицированному. ПСМ 1.1 данной

разновидности формируют предикаты с дистанциональным значением, ср.: Это

недалекий человек с приземленными интересами, низменными чувствами; Они очень

близки («связаны тесным общением, дружбой, любовью»).

1.2. В ПСМ, схематически представляемой в виде Х есть что,

пространственная репрезентация психических феноменов осуществляется за счет

присвоения им характеризующего имени – названия определенной пространственной

реалии, которой уподобляется внутренний человек. Данную ПСМ формируют именной

предикат, выраженный именем существительным, называющим конкретный

предметно-пространственный объект, и характеризующийся субъект – одна из

многочисленных номинаций внутреннего человека. В зависимости от выбора способа

реализации данной ПСМ в речи метафорически переосмысленный признак

вспомогательного субъекта, лежащий в основе такого уподобления, либо

эксплицируется, либо имплицируется, осознаваясь в последнем случае как

семантические ассоциации - коннотации лексемы, называющей вспомогательный

субъект. Как правило, не допускают указания на свойство, ставшее мотивом

уподобления, предложения классифицирующей характеризации (Без ума голова -

лукошко), а также их семантические эквиваленты – компоненты

полипрозитивного высказывания, занимающие периферийные позиции (актантных

определителей, сирконстантов) и представляющие собой свернутую

пропозициональную структуру. Например: Слова, произнесенные Серебрянским,

невозможно было осмыслить сразу, а потому их приходилось укладывать в

запасники души чуть ли не штабелями (Е. Яковлева. Уйти красиво) -

свойства надежности и долговременности хранения образуют коннотации

«запасников» и материализуются в метафорическом выражении «запасники души».

Образное сравнение, как раз наоборот, легко допускает расширение модели за счет

введения компонентов, называющих основание уподобление феноменов внутреннего

мира предметно-пространственным реалиям, см., например, высказывания, в которых

для изображения психического используются пространственные образы неосвещенных

помещений: Ничего сердце Бенедикту не подсказывало, темно было

в сердце, как в избе зимой, когда свечи все вышли, на ощупь живешь;

была где-то свечка запасная, да поди найди ее в кромешном мраке (Т.

Толстая. Кысь); В душе у Виолетты, безусловно, было

темно, как в старом винном погребе (Е. Яковлева. Уйти красиво).

Особый случай реализации представляют собой языковые выражения и речевые

высказывания, в которых в качестве именного пространственно характеризующего

предиката выступает абстрактное пространственное понятие, полученное в

результате субстантивации прилагательного с дименсиональным значением (

глубина ума, широта души): Естественно, где-то на поверхности

души обиды иногда могут появиться. Но в глубину души их никто не

пустит.(Н. Козлов. Как относиться к себе и к людям.); Принять человека

таким, какой он есть, понять его, простить, и не на словах, а в сердце,

обогреть.Вот что я называю широтой русской души (из

радиобеседы). В подобных случаях, когда грамматическая структура не

соответствует семантической (предицируемый пространственный признак получает

грамматическое значение предмета), приоритетным для выявления модели все-таки

является семантика языковых единиц. Они используются для непосредственной (т.

е. обходящейся без указания на вспомогательный субъект) образно-ассоциативной

пространственной характеризации внутреннего человека и поэтому, по-видимому,

должны быть отнесены к ПСМ 1.1.

Внутренней семантической формой языковых (речевых) единиц, реализующих А-

разновидность модели 1.1., является образ условного (представляемого)

духовного пространства – чувственно воспринимаемого квазипредмета, имеющего

определенные внешние границы, протяженность которых можно измерить. В основе

Б-разновидности той же ПСМ – представление о локализации субъекта внутреннего

мира (или его части) относительно другого объекта (или субъекта),

находящегося на определенном расстоянии от первого.

Естественно, что перенос системы пространственных координат из мира

физического, материального в идеальный мир психического сопровождается

семантическими сдвигами. Как уже было сказано, семантика внутреннего

пространства воспринимается носителями русского языка как непространственная.

Феномены внутреннего мира приобретают пространственные характеристики с иных,

нежели явления внешнего мира, позиций. Как замечает М.В. Пименова, внешнее,

физическое пространство ориентируется на антропометрические признаки

[Пименова 1999]: точка отсчета здесь – человек как субъект оценки с его

представлениями о норме. Пространственно характеризующие предикаты в своих

первичных значениях фиксируют воспринимаемые человеком черты объективного

мира. При этом для пространственной квалификации предметов физического мира

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24