бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диссертация: Внутренний человек в русской языковой картине мира бесплатно рефераты

Диссертация: Внутренний человек в русской языковой картине мира

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Коськина Елена Владимировна

Внутренний человек в русской языковой картине мира:

образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал

семантических категорий «пространство», «субъект»,

«объект», «инструмент»

Специальность 10.02.01 – русский язык

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Научный руководитель -

кандидат филологических наук

профессор М.П. Одинцова

Омск 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.............................4

Глава 1. Теоретические основы интегративного категориально-семантического

описания языковой картины внутреннего мира

человека.. ...............................21

1. 1. Существующие подходы к описанию семантического пространства внутреннего

человека, их взаимодополнительность..........21

1. 2. Категории и категоризация в семантических описаниях

языка, науке и философии. Определение межуровневой семантической

категории как инструмента интерпретации и языковой репрезентации внутреннего

мира человека............................35

1. 3. Прагмастилистический аспект описания изучения языкового образа

внутреннего человека..........................72

Выводы.............................83

Глава 2. Семантическая категория пространства как способ языковой

репрезентации внутреннего человека: образно-ассоциативный и

прагмастилистический потенциал.....................85

2.1. Лексико-грамматическая база пространственных образов внутреннего

человека....................................85

2.2. Структура, образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал

семантической категории и субкатегории пространства внутреннего

человека........................................89

2.3. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал основных

пропозитивных семантических моделей пространственной репрезентации

внутреннего человека......................94

Выводы...........................117

Глава 3. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал актантных

семантических категорий и субкатегории языковой репрезентации внутреннего

человека....................119

3.1. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал семантической

категории и субкатегории субъекта.........119

3.2. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал семантической

категории и субкатегории инструмента............139

3.3. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал семантической

категории и субкатегории объекта...........151

Выводы .........................154

Заключение... ..........................156

Библиографический список.....................169

Список источников эмпирического материала .............187

Список сокращений.........................189

Приложение..............................190

Введение

Настоящая диссертационная работа выполнена в русле лингвоантропологических

исследований и посвящена изучению внутреннего человека (человека во всем

многообразии его психических состояний, действий, реакций, характеристик) как

фрагмента русской языковой картины мира (ЯКМ) и вместе с тем как особой

ипостаси целостного языкового образа человека - в аспекте его категориальных

семантических репрезентаций, их образно-ассоциативного потенциала и основных

прагмастилистических характеристик.

Исходная идея исследования – признание наивно-психологической природы

представлений носителей естественного языка об устройстве и функционировании

психики человека. Соответствующие этим наивным представлениям семантические

категории (СК) пространства, субъекта, объекта, инструмента рассматриваются как

косвенные (образно-ассоциативные) и прагмастилистически

маркированные способы репрезентации явлений человеческой психики в русской

ЯКМ.

Общепризнанно, что внутренний мир человека - это уникальный объект познания. Его

уникальность заключается в опосредованной наблюдаемости и недостаточной

эмпирической уловимости. Несмотря на то, что «для каждого вполне очевидно

существование некой субъективной реальности, мира явлений психических в форме

мыслей, переживаний, представлений, чувств, побуждений, желаний и прочего»,

даже психология - наука, сфокусировавшая все свое внимание на человеческой

психике, не может сделать эту реальность объектом непосредственного

исследования: «приходится искать другие объекты и через их изучение - косвенно

- делать выводы о собственной психике» [Словарь психолога-практика 2001: 585].

Как ни в какой другой концептуальной области, в сфере психического всё

гипотетично, вторично, интерпретативно, субъективно. Психология, философия,

вненаучная (художественная, религиозно-мифологическая, народно-поэтическая) и

донаучная (житейская) мысль каждая по-своему обобщает и интерпретирует эту

субъективную реальность. (Лингвокультурологический комментарий к понятию

«внутренний человек» на материале философии, психологии, отечественной

словесности и филологии представлен в приложении.) Своеобразно репрезентируется

внутренний мир человека и в естественном языке, поскольку, как утверждают

исследователи, «язык - это не только знаковая система, приспособленная к

передаче сообщений, но и компонент сознания человека и как таковой участвует в

сотворении мира психики и знания» [Телия 1987: 65].

Категориальный семантический подход к описанию языковой репрезентации явлений

внутреннего мира человека позволяет интегрировать, систематизировать средства

разных языковых уровней (лексико-семантического, семантико-синтаксического,

функционально-прагматического) по их общему назначению, а именно функции

образно-ассоциативной интерпретации психических феноменов с целью их

оценочно-экспрессивного, изобразительно и прагматически убедительного,

стилистически мотивированного воплощения.

В диссертации исследуется ряд универсальных когнитивных и вместе с тем

межуровневых семантических категорий, наиболее насыщенных в русском языке

образными смыслами и ассоциациями: категории пространства, субъекта, объекта

и инструмента. Посредством этих категорий события, явления внутренней жизни

человека уподобляются внешнему – физическому, природному и социальному миру,

его процессуальным (и шире – событийным) и пространственно-предметным

характеристикам. Отмечая эту изобразительную доминанту в описаниях

внутреннего человека, исследователи (В.Н. Телия, А.Д. Шмелев, Н.Д.

Арутюнова, М.П. Одинцова, Е.С. Никитина, Л.Б. Никитина, Е.В. Урысон, Е.М.

Вольф, М.В. Пименова, Ю.Д. Апресян и др.) обращают внимание на национально-

культурную природу той системы стереотипных и индивидуальных семантических

образов-ассоциаций, которые переносятся из внешнего для человека мира во

внутренний, на безграничные возможности их развертывания, трансформаций,

сочетаний, на их прагмастилистическое разнообразие.

Истоки интереса современной науки о языке к образу человека, и внутреннего

человека в частности, обнаруживают себя еще в работах В. фон Гумбольдта,

предложившего оригинальную даже по меркам сегодняшнего дня лингвофилософскую

концепцию, поставившего новые задачи перед языковедами. Изучение языка по

Гумбольдту не заключает в себе конечной цели, а вместе со всеми прочими

областями гуманитарной науки служит высшей и общей цели совместных

устремлений человеческого духа - цели познания человеком себя. Можно сказать,

что сегодня в лингвистике уже достаточно много сделано для решения этой

задачи: на основе языковых данных реконструируется запечатленный в языке

«образ человека» - все то, что человек узнал о себе и захотел сообщить

другому, к чему задолго до философской и научной мысли уже было обращено

обыденное сознание. И, поскольку человек «запечатлел в языке свой физический

облик, свои внутренние состояния, свои эмоции и свой интеллект, свое

отношение к предметному и непредметному миру, природе», «передал языку свое

игровое начало и способность к творчеству» [Арутюнова 1999б: 3], становится

очевидным, что изучение наивных языковых образов психики человека

представляет собой альтернативный внелингвистическому научному, но необходимо

дополняющий его способ осмысления феномена человека.

Кроме того, интерес лингвоантропологов к психическим феноменам объясняется и

тем, что последние относятся к области неявных аспектов мира (абстракций),

легче обнаруживающих языковую «логику» мировидения [Телия 1987: 67]. Подобно

другим неявным аспектам реальности, остро нуждающимся в поддержке образно-

ассоциативной сферы сознания (в основе которой, как известно, - обобщение и

творческая переработка телесного опыта, перекомбинация в образе свойств и

признаков разнородных явлений [Гостев 1992: 6-17]), внутренний мир человека

становится объектом так называемого лингвокреативного (собственно языкового)

мышления, которое направлено «на "порождение" новых языковых сущностей путем

трансформации (прежде всего смысловой) уже имеющихся в языке единиц»,

оперирует «ассоциациями, возникающими на базе понятий, уже закрепленных в

данном языке в форме значений» [Телия 1987: 67].

Вместе с тем, будучи фрагментом ЯКМ, языковой образ внутреннего человека

имеет все присущие ей существенные отличия от традиционных, выработанных в

процессе познавательной деятельности человека научных, философских,

религиозных, художественных и др. концептуальных моделей мира.

Прежде всего он «не может претендовать на цельность, непротиворечивость, полноту

и авторство», ибо к нему «"приложили руку " многие поколения людей» [Одинцова

2000а: 8]: объективируясь посредством предоставляемых средств, модели мира,

созданные в разные исторические эпохи, на разных этапах развития человеческой

мысли, неизбежно «входили» в язык, отпечатываясь в нем, «привнося в него черты

человека, его культуры» [Постовалова 1998: 11]. Так что в итоге оказывается,

что в языковом образе человека научное соседствует с наивным, реалистическое,

эмпирически подтверждаемое - с фантастическим, мифопоэтическим. Помимо этого,

он лишен той упорядоченности, системности, которые присущи концептуальным

(научным, философским, философско-религиозным) моделям. Вместе с тем языковой

образ человека (в том числе внутреннего) глобален: он представляет собой

«концентрированное воплощение сути тех представлений о человеке, которые

объективированы всей системой [выделено мною. - Е.К.] семантических

единиц, структур и правил. языка» [Одинцова 2000б: 8], он объемлет и

характеризует все семантическое пространство последнего.

Кроме того, языковой образ внутреннего человека, в отличие от его рационально

созданных научных моделей, не осознается или слабо осознается носителями

языка, ибо представления, его образующие, существуют главным образом в

качестве внутренней, содержательной формы языковых и речевых единиц.

Формирующие ЯКМ представления о мире, в том числе о внутреннем мире человека,

находящие отражение в семантике языка, в спонтанной речи как бы

«навязываются» всем говорящим на нем в качестве обычных, стереотипных,

конвенциональных способов репрезентации реальности, так как они относятся в

своем большинстве к «области действия бессознательной социальной психологии»

[Постовалова 1998: 22]. Целенаправленным, осознанным является лишь

осуществляемый в ходе решения специальных коммуникативных задач творческий

поиск наиболее адекватного варианта передачи формирующейся мысли средствами

языка [Бондарко 1978: 87], что характеризует далеко не всех носителей языка,

а только тех, для кого работа со словом – профессия, увлечение, образ жизни.

Исследователи отмечают, что, подобно другим фрагментам ЯКМ, образу внутреннего

человека присущи относительная устойчивость и стереотипность. ЯКМ в системе

различных картин мира оказывается «наиболее долговечной, устойчивой, во многом

(разумеется, лишь на том или ином конкретном временном срезе.) стандартной, ибо

«"воспроизводимы" именно стандартные единицы языка [у автора выделено

прописными. – Е.К.], ставшие узуальными [у автора прописными. – Е.К.]»

[Черемисина 2002: 13] и представляющие характерные для него способы

репрезентации мира. Соответственно и образ человека, формирующий ЯКМ, в этом

системно-языковом аспекте отличают те же постоянство, стереотипность. Однако

как функционально-речевое явление образ внутреннего человека демонстрирует свою

изменчивость, гибкую приспособляемость. Имеющиеся в распоряжении носителей

языка семантические формы мысли - средства, ориентированные на определенные,

предельно общие способы интерпретации внеязыковых явлений, активны по отношению

к речевому замыслу, могут заполняться самым разнообразным содержанием, получать

ту или иную своеобразную прагматическую и стилистическую нагрузку.

Объективированная системой языковых средств и способов отображения реальности

наивная картина мира, выступая средством («естественносемиотической формой»

[Одинцова 2000б: 15]) передачи информации о нем и при этом вплетаясь в

концептуальную систему знания, выступает «образом мира, в который каждое новое

поколение [а по большому счету – каждый говорящий. – Е.К.] привносит свое

видение мира» [Телия 1987: 68] (функционально-речевой, прагмастилистический

аспект ЯКМ). И в этом смысле языковые образы человека динамичны, ибо отражают

развитие человеческой мысли, воплощенной в них.

Несмотря на все отмеченные особенности языкового образа внутреннего человека как

фрагмента ЯКМ (концептуальную неоднородность, неосознанный характер, слабую

упорядоченность и вместе с тем глобальность, незавершенность), его изучение

именно как модели (то есть системы исторически, психологически,

культурно мотивированных представлений о человеке, объективированных

всем множеством языковых средств и способов), а не отдельно взятых фактов

, представляется для лингвистов (В.И. Убийко, М.В. Пименовой, В.Н. Телии,

М.П. Одинцовой и др.) актуальной и вместе с тем относительно решаемой

задачей. Основательно исследованы многие компоненты языковой картины

внутреннего мира человека, среди них: интеллектуальная ипостась человека

[Никитина 1996; Никитина 2000; Никитина 2003] и отдельные, формирующие ее

феномены - ментальные действия, воздействия и состояния [Апресян 1993; Гак

1993; Гловинская 1993], непредметные результаты интеллектуальной деятельности

[Кобозева 1993, Арутюнова 1993]; сфера эмоций, чувств в лексико-семантических

группах и полях [Васильев 1981; Бабенко 1989; Арутюнова 1976: 93-111; Арутюнова

1999: 385-399; Емельянова 1993]; эмоциональная, интеллектуальная и

мотивно-потребностная система, в ряду других систем человека [Апресян 1995];

языковые образы органов душевной жизни [Урысон 1995; Урысон 1999а; Урысон

1999б; Шмелев 1997; Шмелев 2002: 301-315], внешняя симптоматика внутренних

состояний в русском языке [Апресян 1993; Верещагин, Костомаров 1981; Коротун,

2001; Коротун 2002], концепты и фреймы психической жизни в их языковой

интерпретации [Одинцова 1995; Одинцова 2002; Шмелев 2002: 342-379]. Результаты

этих исследований во многом были дополнены наблюдениями за особенностями

языковой интерпретации явлений внутреннего мира человека, проведенными на

«историческом» и сравнительно-языковом материале: сердце и душа в архаических

фольклорных текстах [Никитина 1999], духовное / душевное как особый аспект

жизни человека в текстах древнерусских памятников и архаичных говорах [Колесов

1986; Колесов 2000], чувства и эмоциональные состояния в поэтической

фразеологии ХVIII – 1-й половины ХIХ вв. [Григорьева 1969], в советской

литературе 1-й трети ХХ в. [Иваницкая 1987], в художественной прозе ХVIII – ХХ

вв. [Баженова 2003], базовые концепты духовной жизни личности в русском и

английском языках [Пименова 1999; Афанасьева 2003], в русском и французском

[Белая 2002], в английском и немецком – с выходом на русский [Яковенко 1999].

Это позволило установить корреляцию между универсальным и

национально-специфическим в русской языковой картине внутреннего мира человека,

выявить и проследить эволюцию отдельных наивных образов, представлений, ее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24