Возрастная психология
Среди множества причин, вызывающих
смех человека, есть такие, которые связаны со строением его действий: несовпадение
цели и замысла действия в силу случайных причин, повторяемость какого-то
способа, который не ведет прямым путем к цели, несовпадение отношения к
действию и его объективной ценности и тому подобное. Эти особенности действия,
если они доступны наблюдателю, могут быть часто причиной смеха малыша. Так,
четырехмесячный малыш громко смеется над музыкальной неваляшкой, которая не
просто качается из стороны в сторону, а подпрыгивает в руках взрослого, причем
подпрыгивает каждый раз неожиданным образом. Пятимесячный заливается смехом,
глядя, как отец надевает и снимает шляпу. Полугодовалый малыш живет в мире
первых возможностей управлять другим человеком. Он тянется к матери, сидя на
руках у соседки. В жизнь малыша входит важнейший принцип объективного
устройства мира - принцип относительности, который, наряду с постоянством и
изменчивостью предметов, определяет действия предметов в мире.
Два месяца - вполне солидный
срок, чтобы не только смотреть на мир, но и видеть его. Видеть рисунок на
пеленке, которая повешена на спинку кроватки, видеть игрушки, висящие на уровне
глаз, а лежа в коляске на улице, с замирание сердца следить за движущимися
листьями и облаками. Настоящей утехой для глаз малышам становятся те игрушки,
которые имеют яркую окраску, неожиданные детали, как говорят взрослые, что-то
бросающееся в глаза.
Как нужна эта работа для
глаз! Именно она рождает направленное движение к предмету - появляется хватание,
первое человеческое действие с предметом, с человеческим предметом. Но это
будет несколько позже - примерно к полугоду, а пока развиваются и тренируются
органы чувств. То, что помогает человеку намечать планы действия с предметами
- зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Взрослые к своему неудовольствию
могут заметить, что уже на третьем месяце малыш привередничает - разборчив в
пище, даже яблоки, которые и по вкусу-то, кажется, не различимы, умудряется
различать. Одно яблоко ест, а другое только попробует и выплевывает. Он уже не
только слышит звуки голосов, но не прочь послушать и музыку. Сколько мам
замечали, что малыши, которые еще и головку-то плохо держат, любят слушать
музыку. Их даже можно утешить, если включить негромкую музыку.
Пространство, в котором
живет малыш, организовано свойствами предметов и возможностью действий с
ними. Форма, величина, взаимное расположение предметов, их рельеф, удаленность
ориентируют ребенка в пространстве. Чтобы эти свойства предметов стали доступны
для маленького человека, он должен научиться их выделять, должен научиться
видеть их относительную устойчивость, постоянство и текучесть, изменчивость. В
этом ему помогут и биологические механизмы, прежде всего функциональная
асимметрия, которая характерна для зрения, слуха, осязания, обоняния и других
парных анализаторов. Функциональная асимметрия - это преобладание,
доминирование одной из сторон анализатора в осуществлении какой-то функции.
Так, если один глаз доминирует по остроте зрения, то он может не быть ведущим
по величине поля зрения и тому подобное. Но самое главное, что определяет
работу всех анализаторов, - это двигательная активность ребенка, движения, совершаемые
во время кормления и бодрствования. Как жалко смотреть на двух-трехмесячного
малыша, которого туго пеленают в несколько пеленок и простынок, стягиваются
его ручки пусть и роскошными пеленками. Да иной раз ссылаются на пользу для
него же - мол, чтобы не боялся своих ручек, чтобы не оцарапал себе лицо или
глаза. Ну а если он всеми силами бунтует против этого, то можно дать пустышку,
заморочить ему голову укачиванием... Да мало ли что могут придумать хитроумные
взрослые для пользы малыша!
Движение... В наше время,
когда о гиподинамии говорят как о массовом явлении, применительно к маленьким
детям разговор о ней уже не выглядит чем-то парадоксальным. И начать его,
наверно, есть смысл с того, какое место занимает движение в развитии малыша.
Установлено, что двигательный анализатор играет особую роль в пространственной
ориентировке человека. Именно он обеспечивает взаимодействие между
различными анализаторами: зрением, слухом и та далее. Когда малыш учится
движению - любому, самому простому и необходимому, - он учится понимать и мир
окружающих его предметов. Через движение ручек, ножек, головки, всего туловища
он выделяет свое тело как часть пространства и в то же время как особую часть
мира, замкнутую и относительно постоянную. Постоянство тела человека делает его
точкой отсчета для восприятия окружающего мира. Отношения далеко - близко,
высоко - низко, глубоко - мелко воспринимаются только относительно себя,
своего тела. Лишь позже, через познание свойств предметов, появляется эта
оценка относительно рядоположенных предметов. В начале жизни овладение схемой
своего тела не менее важная задача, чем овладение предметами окружающего
мира.
Вот и изучает малыш в два-три
месяца свой кулачок, рассматривая его долго и сосредоточенно. Он не просто
смотрит, - он, можно сказать, экспериментирует со своим кулачком: то подносит
его к самым глазам, то отводит ручку и смотрит, смотрит. Может удивить взрослых
тем, что очень долго занимается этим делом, - сорок минут, например, в
двухмесячном возрасте сосредоточенно изучают свой кулачок. Сначала это может
быть только кулачок одной ручки, но наступит время, когда малыш обнаружит
вторую ручку, тогда он снова с трогательным внимание примется за ее изучение,
будет трогать ручкой ручку, будет подносить их к глазам, будет складывать их в
молитвенной позе, вызывая улыбку взрослых. Это он сам научился, а взрослые
помогли ему. Помогли тем, что дали свободу движения уже в пятидневном возрасте,
помогли тем, что следите за чистотой, и собственные ноготки малыша безопасны
для него, помогли тем, что в кроватке его не только стерильная чистота, но есть
и услада для глаз (яркое пятно игрушки, пестрая пеленка, мамин цветной халат,
да и собственные ручки и ножки, доступные, не связанные ничем и никем.
В два-три месяца ребенок
научается первому владению пространством, первому человеческому свободному
поведению, - конечно, если ему помогают его родители.
К трем месяцам малыш уже
умеет тянуться к предметам: трогает сам игрушки, если их видит, но... но еще
часто ошибается в оценке расстояния. Потянется к игрушке, но промахнется и не
достанет. Это может стать и причиной слез: замысел и исполнение действия не
совпадают. Вот и может взрослый помочь малышу, потренировать его в доставании
игрушек. Сопровождаемая добрыми интонациями, эта игра-тренировка поможет папе
сильнее полюбить малыша, а маме покажет, что он уже не беспомощное существо,
он уже сам умеет заниматься серьезными делами. Если немного помочь ему, то он с
удовольствием начнет свои первые тренировки. Да, настоящие тренировки мышц.
Для этого достаточно натянуть в кроватке малыша толстую веревку или положить
поперек кроватки палку, на которую он сможет опереться, и вы увидите, что уже
трехмесячный с удовольствием подтягивается на ручках. Когда это малышу удается,
он с видимым удовольствием сам занимается такими упражнениями. Они очень
полезны, и не только потому, что крепнет мускулатура плечевого пояса, но и
потому, что развивают координацию движений. Кстати, такой способ - подтянуться
на руках - взрослый может подсказать малышу и тогда, когда вынимает его из
кроватки. Не просто взять подмышки, а протянуть малышу руки, чтобы он
подтянулся и на руках взрослого. Такая малая акробатика доставит немало веселых
минут малышу и его родителям, вселит уверенность в руки молодого отца.
К трем месяцам большинство
малышей уже хорошо держат головку, и их путешествия по комнате и по улице на
руках у взрослых приобретают особый смысл. Горизонт малыша расширяется и в
прямом, и в переносном отношении - мир приобретает свойства трехмерности.
Постоянство предмета и
постоянство привязанности к нему проявляются в эмоции ребенка на присутствие и
отсутствие предмета. Это основа для рождения всех вариантов игр «ку-ку». Вот
посмотрите, как он в свои четыре месяца хорошо знает, что упала и скрылась из
глаз погремушка, а не колечко. Вместо упавшей погремушки предложили колечко -
заплакал обиженно, не взял другую игрушку. Но сразу утих, когда вернули
пропажу.
Игра в «ку-ку» известна всем
родителям: вариантов бесчисленное множество, каждый при желании может
придумать еще не один вариант, да и малыш сам может подсказать всем своим
поведением, что он придумал еще новую прятку. Так, шестимесячный Володя сам
придумал играть в «ку-ку» так: прятал лицо в подушку, потом поднимал голову,
встречался взглядом со взрослым, смеялся и снова утыкался носом в подушку.
В первом полугодии жизни
малыш осваивает пространство человеческих действий в их словесном оформлении.
Слово взрослого, сопровождающее действия малыша и всю ситуацию их
взаимодействия, становится и организатором пространства. Скажи, где папа, где
мама, где бабушка? Это не просто вопросы на называние предметов, это и
фиксация их постоянства и возможность определить направление движения к ним.
Примерно на пятом месяце малыш ручается протягивать ручки навстречу взрослым.
Можно подумать, что это не только, а вернее, не столько эмоциональная реакция,
сколько проявление первого (первых) действия по освоению пространства -
пространства, соединяющего и разделяющего малыша и взрослых.
Развитие движений позволяет
видеть в пространстве все новые и новые свойства. Вот у пятимесячного словно
просыпается интерес к человеческому лицу: трогает у взрослых глаза, нос, рот,
волосы, пристально заглядывает в глаза, следит за движением губ, когда говорят
или поют. Практически каждое движение взрослого по отношению к себе и к другим
малыш оценивает очень эмоционально и непосредственно. Когда взрослые склонны
подразнить его: отниму маму, отниму папу и тому подобное, многие такие шутки
заканчивают слезами. Для малыша еще не существует условности и относительности
вещей. Он только осваивает их постоянство, и часто изменения воспринимаются
достаточно болезненно: так, может не узнать в лицо близкого человека в новой,
непривычной одежде, растеряется и заплачет в новой обстановке, ему может не
понравиться игрушка непривычной формы.
Движение становится формой
выражения отношений. У полугодовалого ребенка появляется движение «заигрывания»
или нарочитого пугания взрослого, когда тот проявляет к ему внимание. Это как
бы заманивание взрослого для дальнейшей игры с ним. Научившись тянуться к
предметам, к людям, освоив собственные ручки и ножки, малыш к полугодию уже
приобретает поведение индивида. Это значит, что у него уже появляются
собственные возможности для действия и он стремится их реализовать. Да,
появляется собственное желание, которое далеко не всегда по нраву взрослым. Вот
и трясет молодая мама коляску, стараясь усыпить, строго в соответствии с
временем режима, своего пятимесячного сына. Карапуз изо всех силенок пытается
приподняться в коляске, а его силой заталкивают обратно. В этом сопротивлении
самые первые росточки человеческой воли, возможности быть собой.
Из попыток разнообразных
действий - удачных и неудачных - складываете пространство действия. Многие
помнят неудачи малышей, когда они с трудом осваивали такие свойства предметов,
как хрупкость, ломкость... Страдали не только вещи. В тот момент ругали
растяпой Человечка, который еще только собирался отмечать свой первый день
рождения... А ему можно и нужно помочь в овладении пространством своих
действий. Как? Прежде всего давая возможность действовать. Пить из кружки
самому и самому ставить ее на стол, самому брать ее со стола, самому брать
ложку и самому класть ее. Это же относится и игрушкам. Не только вложить в
руку малыша пусть самую замечательную игрушку, а показать ее так, чтобы он сам
взял, сам увидел, сам потянулся... Каждое движение, направленное на овладение
предметом, можно считать и действием по овладению собственным телом. Стал
бросать игрушки из кроватки, сопровождая каждое действие вопросительным аканием
и смехом после того, как ему передавали упавшие игрушки.
В этом действии есть одна
интересная деталь: если взрослых нет рядом, то игрушки бросать не для кого.
Также малыш не будет их бросать, если вы их не поднимаете. Деталь эта говорит
только о том, что здесь имеется особое действие: здесь познаются не свойства
предмета, а скорее ваши свойства как собеседника, как человека, с которым можно
что-то делать вместе. Действие как бы организует пространство, где
взаимодействуют ребенок и взрослый.
Это не единственное действие,
которое помогает малышу «управлять» пространством взаимоотношений со взрослыми.
Первые «не хочу» также выражены в действии. Например, в таком: взрослый вместе
с шестимесячным малышом на руках хочет войти в темную комнату, но маленький
сопротивляется, упирается ручками в дверь, а когда взрослый хочет сломить его
сопротивление, то начинает плакать. Такое действие тоже является средством
общения со взрослым и выражается порой известными словами: «Я не тебе плачу, я
маме плачу!»
Тут прочитывается призыв к
новой форме общения. Новизна ее в том, что средством общения будут не только
эмоции (отношение взрослого к ребенку, отношение ребенка ко взрослому), но и
содержание действий, которые они могут осуществить вместе. При этом делается
новый шаг на пути к овладению речью как иной форме общения.
Выполняя просьбу ребенка,
выраженную в действии, мы помогаем ему войти в пространство, организованное не
только объективными свойствами предметов, но и теми его особенностями,
которые создаются только в условиях совместности. Так в жизнь малыша входит
время как последовательность действий. Он бросил игрушку и выжидательно акает,
он ждет вас... Если вы наблюдательны, то заметите, что такое действие нельзя
назвать бросанием в полном смысле слова. Ребенок не замахивается ручкой, а
просто разжимает ее и выпускает игрушку из руки. Это еще одно доказательство
того, что действие - не со свойствами предмета, а с вами, что оно предназначено
для установления новых способов взаимодействия с вами. Это новый шаг в
развитии малыша.
В начале второго полугодия
жизни малыш уже умеет громко смеяться, и в его «речи» появляется много новых
звуков и звукосочетаний, которые по интонационному рисунку очень напоминают
речь. Он хорошо понимает обращенные к нему слова, откликается на имя, может
выполнить простые просьбы: иди ко мне, сделай ладушки, помаши ручкой, покажи,
где мама или папа; он может найти названную игрушку. Но речь понимается только
в ситуации действия, что дало основание называть ее ситуативной, или
автономной. Основным средством общения остаются эмоции и действия.
Многие детишки к концу
седьмого месяца умеют стоять с поддержкой или самостоятельно, а некоторые
научаются даже ходить. Этот шаг в освоении пространства очень важен, так как
дает малышу новые возможности для самостоятельных действий. После развития
хватания, когда мир предметов стал для него постоянным, это еще один переворот
в картине мира, который сопровождается положительными эмоциями - настоящей
радостью. Вот он впервые встал в кроватке сам, еще несмело опираясь на перила,
еще неуверенно расставив ноги но проходит секунда, другая, и такая радость в
глазах, в голосе, столько восторга, что его обязательно надо разделить ее
взрослыми. Когда научился стоять, то явно потерял интерес к вкусовым свойствам
ножек: в ротик их больше не тянет.
Но это далеко не все, что
стремится делать семи - восьмимесячный малыш.Появляются первые попытки делать
вместе со взрослым: помогает одевать себя (тянет комбинезон, прикладывает к
головке шапочку и тому подобное). Не торопитесь, мама и папа, не торопитесь,
дедушка и бабушка! Учитесь делать вместе с ним: ваши руки и его ручонки делают
одно и то же дело, а что может быть важнее этого? (Возрастная психология.
Г.С.Абрамова. – М.:Academia, 1999 г. – с.с. 398-403).
Способов действия с предметом
множество. И это очень важно, чтобы малыш увидел это. Почему? В психологии и
педагогике существует проблема познавательной активности. Обычно под ней
понимают возможность человека видеть предмет во всем его многообразии, уметь
преодолевать шаблоны действия в зависимости от меняющихся условий, уметь видеть
возможное изменение свойств предмета. Познавательная активность как бы
ориентирует, направляет действие человека. Содержание ее будет определять
конечный результат, поэтому так важно, чтобы человек стремился к познанию, а не
только к воспроизведению известных действий и знаний.
Ориентировка на взрослые
действия меняет для малыша ценность окружающих его предметов. Если еще
несколько недель назад его привлекали игрушки, то к концу первого года он
заметно охладевает к ним, и его вниманием завладевают предметы домашнего
обихода: кастрюли, веник, зеркало, сковородка, ведро и тому подобное. Многие
малыши готовы часами играть с кастрюлей, открывая и закрывая крышку,
заглядывая в нее и засовывая внутрь какой-нибудь предмет.
Слово и действие, слово и
предмет для малыша первоначально не отделяются друг от друга; чтобы произошло
их отделение, надо, чтобы между ними вклинился другой предмет. Такими
предметами становятся игрушки, изображения. Перенос действия на другой предмет
обеспечивает разделение слова и действия, слова и предмета. Давая в руки малышу
карандаш, разглядывая с ним картинки и фотографии, мы делаем его
экспериментатором, который учится выделять свойства предметов, свои
собственные свойства из общей ситуации действия. Присмотритесь к первому
упрямству и своеволию малыша, когда он отталкивает взрослого и стремится сам
выполнять любое дело, когда он удивленно реагирует на любые запреты, когда
всеми силами сопротивляется им... За всем этим стоит постижение мира - его
пространственных и временных характеристик, а также своих свойств как
активного, действующего существа - человек учится властвовать собой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|
|