бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возрастная психология бесплатно рефераты


Введение.


Мир, в котором будет жить ребенок, создан трудом людей. В каждом простом предмете, с которым ему предстоит научиться обращаться, - опыт человечества, его история. Пусть это обычный предмет домашнего обихода - ложка, чашка, платок, ботинок, - в них тоже заключается человеческое действие, которое недоступно никакому животному. Более сложные предметы культуры - это идеи, ценности человечества, это мир чувств и разума, которым тоже надо научиться, овладеть ими, чтобы быть потом способным к творчеству, к созданию нового.  Сами по себе предметы культуры обладают разными свойствами: у них есть цвет, запах, вкус, они прочны или хрупки, плавают или тонут, и так далее, и тому подобное. Их можно применять с разной целью - той же ложкой можно не только есть, но и подтянуть к себе далеко лежащий предмет, ею можно копать землю, ее можно сломать, разогреть на огне и том; подобное. Среди этих действий есть много таких, которые не отвечают прямому культурному назначению ложки, и в этом смысле делают ее похожей на природные предметы – палки, ветки, камни.   

Такая многозначность есть у всех предметов, созданных человеком. Их можно использовать в соответствии с их физическими, химическими, вкусовыми и другими свойствами, но эти свойства могут не совпадать с тем общественным назначением, которое есть у каждого предмета. При случае, и хрустальной вазой можно забить гвоздь, но это не соответствует ее назначению. Книгу можно тоже порвать, но мы останавливаем малыша, когда он это делает: книга предназначена для чтения.  

Это назначение предметов - как материальных, так и идеальных, - ребенок познает только во взаимодействии с другим людьми, только человек может раскрыть истинное человеческое назначение слова, движений, действий с предметами. Только человек, взрослый человек может научить ребенка одеваться, есть ложкой, говорить на родном и иностранном языках, различать значение разных человеческих движений, жестов (предупреждение, угроза, радость, внимание и так далее).   

Без взрослого человека, если ребенок сам познает предметы  и их свойства, он только случайно «откроет» их общественные свойства и их общественное  значение. Вероятность такого открытия очень невелика. В абсолютном большинстве случаев ребенок  наедине с предметом будет использовать только его случайные свойства. Малыш, которому дали в руки часы отца, задорно колотит их о перила кроватки. Без взрослого, без его отношения к предмету ребенку не «открыть” назначения часов.   

Какие человеческие действия откроют ребенку взрослые, какие человеческие отношения с миром будут ему доступны? Это вопрос о мире взрослых, который с первой минуты жизни окружает ребенка.

Взрослые, среди которых будет жить ребенок, очень различаются по своему восприятию мира, да и очень отличаются от самого малыша. Уже с первого кормления в роддоме, с первой встречи матери и малыша  выступает это разное отношение. Одна нетерпелива и взволнованна, чуть не плачет от умиления, глядя на своего самого красивого, самого замечательного малыша; другая разглядывает своего кроху весьма критически, сразу начинает сравнивать с другими; третья вообще еле скрывает разочарование - какой некрасивый, весь сморщенный, синевато-красный, грудь берет плохо; четвертая...  

Такое же разное отношение проскальзывает даже в мелочах детской, только начавшейся жизни. Ане три месяца, мама старается, чтобы у дочки все было красиво: и шапочка, и кофточка, и одеяльце подобраны по цвету, всегда выстираны, отутюжены, в кроватке и в комнате, где спит девочка, чистота и порядок. А Катина мама говорит небрежно: «Вот еще! Буду я ей се гладить - не принцесса, мне никто красоты не наводил, вы-росла...» Маме некогда - в комнате где попало разбросаны самые разные вещи, кроватка девочки завалена одеялами, пеленками.  

Небрежно одетая шапочка, залитая соком кофточка, мокрые ползунки не только не украшают малыша, но и являются своего рода лакмусовой бумажкой  на проверку основного отношения, определяющего общение ребенка и взрослого, - отношения уважения человеческого достоинства даже в двухмесячном возрасте. Не вещи сами по себе, а те отношения и действия с ними, в которых раскрываются человеческие действия и отношения, воспитывают с первых дней жизни.  

«Боже, - жалуется мама двухмесячной Наташи, - как она мне надоела: все ей не так, вредная и капризная...» В два-то месяца капризная?! Позднее из разговора выясняется, что мама |из-за Наташи вынуждена была прервать учебу в институте, что трудно жить  на одну зарплату мужа, что вообще она  еще совсем не пожила для себя», а вот приходится нянчить, помогать  особенно некому, все работают. Вот и превратился крохотный, пищащий человечек в капризу, которая «надоела».  

В общественные отношения ребенок вступает еще до своего рождения, когда государство в лице врачей заботится о его здоровье и здоровье его матери. В общественные отношения ребенок вступает сразу с момента своего зарождения - ждут, и  как ждут его... или он случай, ошибка беспечности и пьянства. Все многообразие отношений и будет определять развитие  маленького человека. Пойдет это развитие не только по законам изменения органического тела человека, но и по законам  развития отношений людей с этим новым человеком.  

Возрастные особенности периода новорожденности  (0—1 мес.).

Прежде всего они опре­деляются физиологическими моментами: акт рождения - это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности организма. Из относительно постоянной среды организма ма­тери малыш попадает в постоянно меняющийся мир, где есть и звуки, и запахи, и цвет, где есть движение и всякие неожиданно­сти. Это изменение всех функций организма - дыхания, крово­обращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

После перерезки и перевязки пуповины артерия и вена, со­единяющие  организм ребенка с организмом матери, закрыва­ются не сразу. Пупочная ранка в первые дни жизни требует тщательного внимания и обработки. Кожа ребенка, особенно на плечах и спине, бывает покрыта нежными пушковыми воло­сами. Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым  разным  заболеваниям. Усиленно работают  сальные железы, поэтому, например, у многих младенцев можно наблю­дать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно. Ногти у новорож­денных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.   

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некото­рые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки  - швы, а места расширения  швов - роднички. Большой  родничок  открыт, малые роднички и боковые за­крыты.  Присмотревшись  к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.   

Головка  новорожденного относительно велика - по ок­ружности  34-36 см. Если у взрослого  продольный размер головы  составляет 1/8 длины тела, то у ребенка 1/4 или 1/5 длины  тела. По сравнению с ростом  ноги ребенка относи­тельно короткие, а туловище длинное, грудная клетка бочко­образной, а не плоской, как у взрослого, формы.   

Мускулатура  развита еще недостаточно. Ребенок сохраня­ет как бы внутриутробное положение - руки и ноги согнуты и подтянуты  к туловищу. Если младенец спит не туго спелена­тый, то  во сне забрасывает согнутые ручки за голову, чем облегчает доступ кислорода ко всем органам, так как потреб­ность в кислороде у ребенка на килограмм его веса больше, чем у взрослых.  

Длина  пищевода ребенка 10-11 см, но желудок располо­жен  почти вертикально, поэтому молоко часто попадает об­ратно в пищевод, вызывая рвоту, срыгивания (Возрастная психология. Г.С.Абрамова. -–М., Academia, 1999 г. с.с. 374-377). Функция почек вначале заторможена, в первые дни моча выделяется редко, но к середине второй недели функция почек налаживается и моча выводится 20-25 раз в сутки, так как емкость мочевого пузыря у новорожденных небольшая.  

Рост доношенного ребенка в среднем равен 50 см, мальчики обычно несколько крупнее девочек, вес 3200-3400 г. У доношенных детей наружные половые органы уже сформированы: у мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые.  

Это  физиологический «портрет», хотя и очень схематичный, но вполне узнаваемый - человек родился, и он уже многое  умеет. Умеет жмурить глаза, если попадает свет, сильный  источник света вызывает поворот головки, может следить взглядом за перемещающимся источником света. Он умеет сосать, этому он успел научиться еще во внутриутробной жизни. Младенец прекрасно умеет цепляться; повиснуть всем телом на вытянутых руках и удержаться для него не составляет труда, надо только вложить пальцы взрослого в ку- лачок малышу - вцепится сразу. У него есть так называемый  рефлекс ползания, или рефлекс отталкивания.   Все «умения» ребенка еще очень несовершенны. Даже сосатъ сразу толком не умеет - торопится, захлебывается, хватает ротиком воздух, быстро устает; наработавшись, засыпает.  

Сколько радости у родных вызывает улыбка на лице маленького человека. Она появляется у младенца во сне и в минуты бодрствования. Улыбающийся после кормления малыш  выглядит таким умиротворенным,  что кажется, будто его  улыбка действительно обращена окружающим.  Но это еще  только так кажется, так как глаза младенца еще недостаточно координированы и не обладают достаточной чувствительностью, мальчик может пустить себе струйку прямо в глаз и  даже не зажмурится.   

Малыш  не только умеет улыбаться, у новорожденного уже  множество всяких выражений лица: хмурит бровки и морщит  лобик, сосредоточивается, словно прислушивается к себе или к окружающему, смешно чихает и покряхтывает. Может удивить взрослых неожиданно громким - мужским - храпом во сне. Головка ребенка еще не совсем крепко держится, надо поддерживать рукой, но если положить его хотя бы на несколько секунд на животик, он пробует приподнять головку, а в вертикальном положении уже в первые дни после рождения - пусть мгновение - но может сам подержать ее. Даже самое маленькое самостоятельное действие ребенка вызывает радость у родителей, а тем самым, естественно, создается атмосфера любви внимания, уважения и понимания растущего человека.   

Хочется, чтобы скорее стал держать голову, сидеть, стоять, ходить... Мысленно родители не раз подгоняли события... Но не надо торопиться - любовь, внимание, терпеливый уход незаметно, постепенно делают свое доброе дело.   

В начале второго месяца у нормально развивающегося ребенка появляется настоящая улыбка. Улыбка, обращенная взрослому, словно награда за ожидание и труд, словно добрый вестник - все хорошо, я рад, что живу среди людей. О беззубой улыбке младенца написано уже немало: суть серьезных исследований и лирических описаний сводится тому, что улыбка - это серьезный предмет для изучения, т.к. именно через улыбку ребенок впервые обращается к окружающим его взрослым. Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка - это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни. Улыбка чуткий барометр, по которому можно определить не только самочувствие ребенка, но и уровень его психического развита Появление улыбки в указанные сроки - показатель нормального психического развития в младенческом возрасте.

Улыбка  младенца - это не только мимика, но и движения, гуление, обращенное  ко  взрослому; это целый комплекс проявления радости, который так и называют - «комплекс» оживления. «Комплекс оживления»  многие авторы называют уже поведением. Именно в это время происходит выделение человеческого лица как объекта, на который будет направлено поведение, и появляются движения, которые реализуют эту направленность. Из аморфной ситуации ребенок выделяет лицо матери, он буквально расцветает в своей направленности на общение с ней. Ребенок обращается ко взрослому всем свои существом: взрослый становится центром  понимания мира, центром понимания себя и других людей.

«Комплекс оживления» - начало психической жизни, пока­затель того, что сложилась социальная ситуация развития, которую Л. С. Выготский называл ситуацией “Мы”, - единство матери и ребенка. Ситуация означает сама по себе только то, что малыш ничего не может без взрослого, вся деятельность ребенка вплетена в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. Малыш максимально нуждается во взрослом, но способов воздействия на взрослого у него нет. В этом и состоит главное противоречие младенческого возраста, кото­рое разрешается в создании особого вида деятельности, начало ее заложено в «комплексе оживления» - это непосредствен­ное эмоциональное общение взрослого и ребенка.   

Ситуация развития в младенческом возрасте будет определяться тем, насколько взрослый сумеет ответить на поведение ребенка, который буквально требует взаимодействия. В первом поведенческом движении малыша, в первом гулении - воздействие на взрос­лого, именно воздействие, а не физиологический акт. Беззубая радостная улыбка младенца вызывает ответную радость матери. Улыбка, слова, движения - все направлено на другого человека: у взрослого на ребенка, у ребенка на взрослого. Они сами по себе становятся целью друг для друга. Такое взаимодействие людей называется общением: важно не только то, что делают, важен человек, который делает.   

Многие малыши уже в два-три месяца начинают различать своих и чужих, предпочитать одних людей и избегать других,  как бы они ни заигрывали с ними. Привязанности первоначально очень неустойчивы, но они явно есть. При этом можно  наблюдать достаточно выраженные различия между детьми,  которые растут в окружении большого числа людей и в малочисленном окружении. Дети, которые видят больше людей,  доброжелательно и искренне к ним расположенных, обычно более доброжелательны и к незнакомым  людям. Они реже плачут при появлении незнакомого человека, спокойнее воспринимают  временное отсутствие матери и заботу о них незнакомых людей. Ребятишки, которые контактировали только с очень небольшим количеством людей, часто пугают незнакомых - плачут, отворачиваются, даже закрывают лицо руками или одеяльцем.

Можно предполагать, что уже в самом раннем возрасте складывается потребность в другом человеке.  Причем, содержание этой потребности, по мере развития человека, обретает определенную форму, которая достаточно устойчива. Известно, что в психологии принято выделение двух типов личности: экстравертированный и интровертированный. Они существенно различаются по направленности на других людей. Если давать им краткую характеристику, то экстраверт - это человек, направленный на других людей, а интроверт - направлен в большей степени на себя. 

Что такое хорошо и что такое плохо, - ребенок еще только чувствует, но чувства, эмоции - это тот первый опыт, который  определяет развитие общего мироощущения:  положительного или отрицательного, оптимистического или настороженно-пессимистичного. Эмоциональный  опыт маленьких детей проявляется в их любопытстве и общительности, в бесстрашии по отношению  к предметам, в их повышенной чувствительности в отношении других людей. Эмоции  являются своеобразным ориентиром при построении  поведения малыша: чем богаче мир его положительных эмоций, тем больше возможностей для действия с предметом, тем больше возможности для взаимодействия с другими.

В этом смысле любая ситуация взаимодействия с ребенком, где он получает хотя бы толику положительных эмоций, не менее важна для его жизни, чем усиленное питание или свежий воздух. Кормление ребенка грудью в этом отношении не только  питание для малыша, но и воспитание в полном смысле слова, так как устанавливаются и развиваются такие отношения  с матерью, которые в других ситуациях просто невозможны. Первые диалоги ребенка с матерью начинаются без слов во время кормления, когда он кладет ручонку на грудь матери и старается заглянуть ей в глаза. Может быть, с этого момента и устанавливается то предельное понимание, которое обеспечивает ребенку безопасность, а матери дарит всю полноту материнского чувства.  

К  шести - семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются как плач-призыв и плач-сочувствие. Можно отметить, что даже плач при падении у семимесячного ребенка будет совсем разным, если падение произошло в присутствии взрослого или без него. В присутствии взрослого - плач отчаянный, призывный, а без взрослого - хныканье (конечно, если падение не причи­нило сильной боли).  

Эмоциональные средства диалога, которыми овладевает ребенок, далеко не всегда разумно используются взрослым. Вот ребенок только учится ходить. Естественно, что падения неизбежны, а сердобольная мать или бабушка еще от всего сердца, не стесняясь в ахах и охах, жалеет малыша. Довольно часто такая жалость только пугает ребенка, и у него рождает­ся страх перед самостоятельным передвижением. По сути дела настоящий диалог не происходит в таких ситуациях: взрослый высказывает только свою точку зрения, лишая малыша из­лишней эмоциональностью самостоятельной оценки того, что произошло. Такое навязывание эмоциональной оценки делает малыша предельно зависимым от взрослого, лишает его само­стоятельности. Видимо, разумнее поступают те родители, которые, жалея упавшего малыша, в то же время показывают ему причину его ошибки и говорят о том, что в следующий раз у него обязательно получится. Так и возникает предпо­сылка для дальнейшего диалога, для самостоятельной оценки малышом того, что произошло.  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18