Возрастная психология
Задачи исследования
психической реальности связаны для ученого со строго определенными целями,
отражающими логику его собственной работы со свойствами психической реальности.
Так, целью исследования может стать анализ литературы по проблеме, или
апробация конкретной методики, или проведение пробного (пилотажного)
исследования и тому подобное.
Задачи, по мере их решения,
расширяют информационное поле профессиональной деятельности психолога,
способствуют уточнению гипотез, совершенствованию теории, а при необходимости
приводят и к реорганизации всего стиля профессионального мышления ученого.
Итак, ученый, профессионально
работающий в области возрастной психологии, имеет дело с ее проблемами, решает
свои задачи в контексте современной ему социальной жизни. При этом структуру
науки позволяют поддерживать специфичные для нее методы исследования.
Метод исследования - это осознанный ответ
на вопрос о том, как было получено конкретное знание и насколько оно истинно.
Осознанность методов исследования как способов получения фактов наиболее
отчетливо проявляется в содержании глаголов «видеть» и «смотреть». Известно,
что можно смотреть и не видеть, то есть не заметить, не осознать самого
процесса смотрения, что невозможно для видения. Видение основано на активном,
организованном отношении - как к предмету, на который оно направлено, так и на
собственные усилия видящего. Метод исследования - это и есть организованное
видение, которое предполагает смотрение только как момент спонтанности самой
жизни.
Исследователь может осознать,
передать другим людям, как организовано его видение, но как происходит само
смотрение - осознать бывает очень сложно, почти невозможно. Видение
ученого-исследователя, изучающего факты жизни человека, активно и организовано
не только с помощью его собственной рефлексии (его собственных усилий,
направленных на акты своего же собственного отношения к фактам жизни), но и с
помощью методик.
Методики - это средства
получения фактов, характеризующих закономерности жизни человека. Эти средства
могут быть созданы как самим исследователем, так и заимствованы у коллег,
живущих или живших в разные с ним исторические времена. Так, сегодня, например,
применяется методика Бине-Симона, созданная в начале века, или работают с
задачами Ж. Пиаже, которые были сформулированы им много десятилетий тому
назад, и т.д.
Методика внешне может
выглядеть по-разному: словесный опрос, рисунок, действие, движение и тому
подобное.
Возрастная психология имеет
дело с проблемами психического развития. Без понимания того, что же такое -
психическое, что такое психическая реальность, к этой глобальной проблеме
подойти практически невозможно. Психологам приходится опираться на философские
идеи о сущности человека, для того, чтобы на уровне теоретической гипотезы
оформить собственное представление о предмете своего же научного исследования.
Философская позиция любого
исследователя проявляется в тех акцентах, которые он расставляет в своем
понимании другого человека. С этой точки зрения важным представляется то, как
видит исследователь свою собственную роль в получаемых и анализируемых им
фактах. Если жизненная позиция исследователя выражена в переживании, которое
условно можно было бы сформулировать так: «Мир существует, пока есть Я», то,
конечно, все, что он изучает, будет существовать только в контексте его
собственной жизни и его собственных проблем. Если жизненная философия
предполагает переживание, которое можно было бы сформулировать примерно
так: «Мир был, есть и будет без меня, я только малая часть его», то, думается,
отношение исследователя к изучаемой реальности будет иным. Вероятно, его можно
было бы назвать дистанционным, более отстраненным и, насколько это уместно
для науки, благоговейным.
Постепенно в истории изучения
человека человеком возникла особая проблема – проблема взаимодействия, суть
которой кратко можно было бы сформулировать так: исследуемый и исследователь изменяют
друг друга в их совместном действии (чувстве, движении). Это изменение может
специально не восприниматься, и тогда его роль в получении истинного знания не
анализируется, как бы не замечается (о существовании возможных изменений каждый
из нас знает по опыту совместных действий со знакомым и незнакомым человеком.
Этот опыт говорит о том, что мы по-разному ведем себя в их присутствии).
Особенно сложной становится
ситуация с формирующим экспериментом, его ролью и местом в получении
психологических фактов. Известно, что формирующий эксперимент возникает при
следующей схеме организации научного исследования:
а) констатирующий эксперимент
- получение системы фактов;
б) формирующий эксперимент
- организованное контролируемое воздействие на систему фактов;
в) контрольный эксперимент -
фиксация изменений в системе изучаемых фактов.
Сложность анализа результатов
воздействия состоит в том, что сам экспериментатор является важнейшим
источником возможных изменений. В свою очередь, любые возможные изменения
со стороны испытуемого во многом будут определяться его отношением к
экспериментатору и к самому себе. Уместно предположить, что, например,
большинство проблем в обучении детей чтению связаны с отношением ребенка к
обучающему его человеку и к самому себе.
Сопоставление своей позиции с
позицией другого человека, выделение, осознание ее содержания отличает работу
ученого-исследователя в области возрастной психологии от реагирования людей
разного возраста друг на друга. Проявление содержания позиции требует средств
для ее удержания, такими средствами в научном обиходе становятся понятия. По
отношению к чему фиксируется позиция? В науке – по отношению к предмету.
Предмет возрастной психологии
включает существование вечных и ситуативных проблем психического развития
человека. Его можно описать следующим образом: предметом возрастной психологии
являются факты и закономерности психического развития здорового человека.
Предмет возрастной психологии
может быть проявлен в позиции ученого или любого другого человека как
ориентация на факты и закономерности психического развития здоровых людей.
Таким образом, в каждом из
нас возрастная психология начинается там и тогда, когда мы в своей жизни (а
ученый - в своей профессиональной деятельности, и это может длиться
десятилетиями) погружаемся в проблемы неравенства между людьми. Неравенство
это фиксируется строго и требовательно в любом языке (разговорном и научном)
как возрастное отношение между людьми: старше - младше, а потом уже варианты:
погодки, ровесники, люди одного поколения, люди первой половины XX в., люди
прошлого, а также люди будущего.
Интересно то, что при всей
однозначности этого отношения в XX в. наблюдается удивительное явление,
которого не было в прошлые века, - возраст человека не является однозначным
показателем его информированности и компетентности. Эта ситуация становится
еще сложнее тогда, когда речь идет о владении конкретными навыками -
общекультурными и профессиональными. Сегодня старшинство (по возрасту) не обязательно
показатель зрелости, развитости человека. Это, в частности, приводит к тому,
что появляется необходимость в теории, которая бы давала основания для
понимания на бытовом (а тем более на научном) уровне закономерностей и
механизмов развития человека. Особенно остро этот вопрос встает в условиях безработицы
при конкуренции за рабочие места. Кому можно и нужно отдавать приоритет при
наличии вакансии? При всей конкретности этот вопрос далеко не риторичен и
предполагает использование знаний о закономерностях становления качеств
личности.
Любой человек (ученый и
обыватель) строит свою картину мира, то есть пытается понять его, объяснить,
систематизировать. Построенная картина мира становится, в известном смысле,
искусственной, виртуальной реальностью. Вечный вопрос о том, что же есть на
самом деле, вопрос о сущности другого человека остается во всей его полноте.
Реальность, составляющая
большую часть картины мира – реальность психическая (Абрамова Г.С. Возрастная
психология. – М., Академия, 1999 г. – с.27). Выделение именно ее позволяет
говорить о сущностном в закономерностях развития. Какими же важнейшими
свойствами обладает психическая реальность? Как отличить ее от других видов
реальностей - физической, химической, логической и других? Вопрос этот не менее
сложен для ответа, чем вопрос об отличии живого от неживого. Мы скорее чувствуем,
ощущаем, понимаем это отличие, чем можем осознать, те есть выразить в словах.
Это так же непросто, как подобрать синонимы к словам «жизнь» и «смерть».
Попытки выделить специфические
свойства психической реальности предпринимались и предпринимаются в истории
психологии постоянно. Перечислением множества научных школ и авторов,
обращавшихся к этим проблемам, можно отметить, что так или иначе (на разном
конкретном материале) многие авторы приходят к констатации того факта, что в
психической реальности человека есть устойчивые, относительно устойчивые и
изменчивые параметры.
Со времен Гиппократа
известно, например, об устойчивости темперамента, а сколько страниц (уже в XX
веке) посвящено неизменности качеств характера и Юнгом, и Левитовым, и Адлером,
и Маслоу, и Платоновым, и... Достаточно взять любую книгу о способностях
человека (Н. Лейтес, Э. А. Голубева, Айзенк, Анастази и другие), и опять в ней
- выделение устойчивых и изменчивых компонентов удивительной продуктивности
людей, обладающих способностями.
Для человека его ориентация
на психическую реальность связана с выделением ее главного свойства -
обратимости и обобщения его Я - концепции и концепции другого человека
(сокращенно ЯК и КДЧ).
Обратимость - главное и
специфическое свойство психической реальности. Обратимость как свойство психической
реальности в картине мира человека задает это качество, которое метафорически
сравнивают с размером этой картины, соотносимостью этого размера человеком с самим
собой, с наличием себя и своей позиции.
Развитие, - то есть
качественное изменение, - психической реальности, которую можно представить в
виде системы, происходит не только во времени, но и в пространстве. Понятие
обратимости, введенное Пиаже, позволяет обсуждать параметры пространства
психической реальности как данность, как факт, а не только как метафору,
соотносимую с метафорическим же содержанием картины мира.
Пространство психической
реальности задается пределом ее изменчивости. Вспомните из личного опыта свои
переживания: «Больше не могу», «Лучше уже не получается», «Ничего здесь не
понимаю», «Об этом можно говорить без конца”, «Это нельзя терпеть» и тому
подобное. Эти очень близко обнаруживаемые в опыте каждого человека переживания
помогают почувствовать наличие предела у различных качеств психической
реальности. Для одних качеств этот предел кажется бесконечным, например, для
желаний («Я хочу»), для других весьма реально ограничен, так, о своих возможное
можно сказать весьма конкретно: «Я могу то, что я могу» или раздвинуть эту
границу: «Я сам не знаю, на что я еще способен, я еще такое выкину».
Структурные изменения в своей
психической реальности мы тоже можем заметить сами: «Надо все записывать - ничего
так не помню, не то что раньше», «Я теперь все по-другому воспринимаю, более
остро», «Тогда я поняла, что уже никогда не смогу открыто выразить свои
чувства” и тому подобное.
Существование различных
качественно отличающихся отрезков времени в психической реальности может
отметить как сам человек, так и наблюдатель. Так, мы можем сказать: “С того
момента вся моя жизнь изменилась», «Я больше не мог никогда заставить себя
делать это», «С этого времени я стал более черствым», «Я тогда словно потерял
чувствительность к боли», «Я с тех пор перестала сопротивляться жизни» и т.д.
Другими словами, обратимость
как важнейшее свойство психической реальности дает возможность человеку жить не
только в актуальном настоящем времени, но и в прошлом, преобразованном в
свете настоящего и будущего. Прошлое (события жизни человека), пережитый опыт
не уходят из психической реальности и не остаются в ней без изменения, а за
счет вариантов изменений, соответствующих его свойствам, именно его свойствам
(например, свойствам произвольной памяти или свойствам аффекта), то есть
«мобильной композиции», обеспечивают стабильность психической реальности. Это
делает их узнаваемыми друг для друга и для самих себя. Становится не так уж
важно, что я Делаю, важно, что делаю Я. Благодаря обратимости человеческая
психическая реальность может не только изменяться, качественно
преобразовываться, но и сохранять свои свойства, возникшие в результате
изменения, поэтому индивидуальность каждого человека обеспечивается (с этой точки
зрения) «морфогенетическими свойствами самой жизни», - его, человека, жизни.
Это варианты ответа на вечный вопрос: «Кто Я? Зачем Я?» Ответить на него можно
в контексте более широких вопросов: «В чем сущность человека? Зачем живут
люди?» Обращенность на Я - особая форма обратимости, обеспечивающая
устойчивость качеств психической реальности.
Возрастная психология
пытается изучать те изменения, которые происходят в психической реальности,
ориентируясь как на главный вектор направления изменения - физическое время
жизни человека. Именно отрезками физического времени фиксируются фазы
существенных изменений, создающих основу для постоянных качеств психической
реальности. Хотя и осознается относительная неточность границ этих фаз, но они
широко используются для понимания закономерностей индивидуальной жизни
человека с точки зрения других людей. Одним важно знать, сколько ребенку лет,
чтобы за него верно платили в транспорте, другим важно знать, сколько ребенку
лет, чтобы его приняли в спортивную секцию, чтобы он отвечал за себя сам перед
судом, чтобы он нес ответственность по закону, чтобы он принял участие в
выборах, чтобы он получил водительские права, чтобы... Через отношение других
людей физическое время жизни становится содержанием Я человека, регулирующим
его место в системе отношений, определяющим границы этого места.
Переживание своего возраста
как физического времени жизни, которое значимо с точки зрения других людей,
задает (в известной степени) предел изменениям. Особенность этого переживания -
своего места в системе человеческих отношений - состоит еще и в том, что оно
ориентирует каждого из нас в наших правах и обязанностях, регулирующих (как
социальные нормы) движения человека в самих этих отношениях. Другими словами,
определение (через переживание возраста) места в системе отношений с другими
людьми приводит человека к необходимости «обживать» это место - организовывать
и структурировать его, то есть обозначать его (места) наличие. Это и помогает
создать права и обязанности, которые позволяют обозначить наличие самого места
и его качественное своеобразие по сравнению с другими.
Права каждого человека,
провозглашенные в настоящее время всемирно известной Декларацией прав человека,
признают (с этой точки зрения) наличие для каждого человека необходимого ему
жизненного пространства, в котором будет организована не только жизнь его
организма, но и его психическая реальность. Говоря метафорическим языком,
права указывают на необходимость для каждого человека иметь дом для души, или
иначе - почву для роста.
Итак, переживания физического
возраста, с точки зрения другого, являются важнейшим моментом, фиксирующим для
человека существование границ его психической реальности как особого предмета,
как того, что связано со свойствами его организма, но в то же время к ним не
сводится. В начале жизни психическая реальность для ребенка структурируется,
организуется другим человеком - взрослым. Он берет на себя осуществление прав
и обязанностей ребенка по построению его души - по организации его места (в том
числе и физического) в системе человеческих отношений. Взрослый своим
воздействием, основанном на его концепции другого человека, обозначает место
ребенка в системе отношений как с собой, так и с другими людьми, так как выступает
в начале жизни для ребенка обобщенным персонификатом другого человека, то есть
это не просто взрослый человек, а представитель Всех людей.
Возрастная психология
существует как переживание людей по поводу воздействия на них других лиц, так
как именно эти переживания задают самому человеку роль и место психической
реальности в картине мира.
Итак, что же такое возрастная
психология? Это наука о фактах и закономерностях психического развития
нормального здорового человека. Это концепция другого человека, которая есть у
каждого человека, который живет среди людей. Это отношения между людьми
разного возраста, которые позволяют каждому человеку переживать наличие своего
места в системе отношений, то есть наличие дома для своей души. Это попытки
измерить изменения в жизни человека единицами времени. Это естественный ход
биологических часов, который осознается благодаря другим людям самим человеком.
Наконец, это проекция личного развития исследователя на понимание им
закономерностей изучаемой жизни.
ПСИХОЛОГИЯ
РАННЕГО ДЕТСТВА
План изложения.
Сегмент 1. 2.1. О младенцах
от 0 до 2-х лет. Физиологический портрет малыша. Средства диалога ребенка и
взрослых. Основные умения младенцев. Игра с точки зрения психологии
Сегмент 2. 2.2. О раннем
детстве от 2-х до 4-х лет. Присутствие взрослых в психической реальности
ребенка. Психические формы переживания действительности детьми.
СЕГМЕНТ
1. 2.1. О младенцах от 0 до 2-х лет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|
|