Возрастная психология
Возможно ли преодоление
психологических ловушек отцовства? Преодоление это возможно за счет
обращенности к психологической информации, раскрывающей индивидуальный смысл
их собственной жизни. Практически освоение психологического содержания роли
отца начинается с обостренного переживания беззащитности жизни, ее хрупкости,
уязвимости. За этим переживанием сознание собственной силы и возможности
защитить жизнь - конкретную - ребенка, жены - и жизнь вообще как явление.
Кроме того, линия развития
мужчины проходит в период взросления - он должен строить свои отношения с
членам своей семьи на основе разумного, правильного представления о цели и
смысле семейных отношений и распределении семейных ролей. Его концепция жизни,
его отношение к семье, назначению и цели семейных отношений выливаются не
только в переживания, но и в конкретные умения, связанные ориентацией в
психологической информации.
Недаром большинство
психологов и психотерапевтов приходят к мысли о том, что конкретные
экономические знания навыки планирования семейного бюджета, а также
коммуникативные навыки ведения межличностных переговоров и разрешения
конфликтов оказываются крайне необходимыми для освоения родительской роли. Это
в полной мере относится к роли отца, так как она традиционно в большей степени
подвержена трансформации под влиянием самых разных условий.
Трагедия начинается там, где
семейные обязательства бесконечны и непосильны, они истощают человека (мужчину
или женщину в равной степени), подрывают его силы. Психологи говорят тогда о
грузе социальных ролей, а сексологи и психотерапевты - о супружеской усталости.
Это очень трудное явление - взятые на себя обязательства - контроль и
исполнение принадлежат самому человеку, в его внутреннем диалоге преобладает
модальность долженствования. Это ограничивает жизнь Я, проявление его динамики
в других модальностях: хочу, могу, думаю, наконец, чувствую. Все смещается в
ракурс долженствования и воспринимается, в конечном счете, как навязанная
обязанность, стесняющая спонтанность жизни, разрушающая ее течение.
Вот здесь человек в период
взросления и проходит испытание на решение важнейшей жизненной задачи -
выработку собственного (семейного) стиля жизни. Стиля жизни во всей ее
неповторимости, спонтанности, энергичности, рискованности, продуктивности. А
может быть, и стиля психологической смерти со всей ее регламентированностью,
стандартностью, упорядоченностью, серьезностью и воспроизводимостью. У
человека всегда есть выбор, особенно в период взросления, когда создается своя
семья, когда осмысляются по-новому жизнь и смерть, свобода и рабство.
Выработка стиля жизни предполагает и семейное единение «мы» и свободное
существование Я каждого члена семьи. Современные исследования стиля жизни,
образа жизни связывают его существование с социально-географическими
параметрами жизни: профессией и местом жительства. Это естественные различия,
определяющие содержание социальной жизни человека. Но не менее важным
проявлением стиля жизни является индивидуальный вклад каждого члена семьи в
общую жизнь семьи и в индивидуальную жизнь каждого из ее членов.
Сегмент
3. - 4.3. Переходный возраст (30-35 лет).
Введение.
Об этом возрасте известно
очень много и очень мало одновременно. Известен он, в первую очередь, тем, что
это возраст Иисуса Христа. Этот образ и окрашивает все психологические
задачи, которые встают перед людьми в переходный период. Прежде всего надо
разобраться в том, переход кем и от чего к чему осуществляется в это время.
Женщины достигают пика в развитии своей сексуальности, а мужчины начинают,
наоборот, испытывать первые признаки перестройки репродуктивной системы далеко
не в лучшую сторону. В это время у мужчин (ярче, чем у женщин) проявляются
первые признаки старения - морщины, избыточный вес, сердечнососудистые
заболевания.
По данным психотерапевтов и
сексологов - это время завершения критического периода в семейной жизни,
который, как известно, может закончиться стабилизацией отношений или их
существенными изменениями вплоть до развода. Переходный возраст своим началом
совпадает с серединой критического периода в жизни семьи.
В 35 лет заканчивается
официальный возраст молодости - молодых ученых, начинающих писателей и тому
подобное. С 36 лет их уже не будут называть молодыми. Значит, это переход к
официальной, формальной зрелости, предполагающей развитую способность к
социальному бытию.
Кроме того, переходный
возраст взрослых совпадает с началом подросткового возраста их старших детей,
это создает для взрослых членов семьи особые проблемы. Переходный возраст, к
сожалению, для большинства людей - это половина прожитой жизни. Переходный возраст
- это очень короткий период жизни, когда у человека много сил, чтобы
чувствовать свои возможности, действия и достаточно ума, чтобы контролировать
свои цели.
Переходный возраст для женщин
- это всем известный как “бальзаковский” возраст. Семейный статус
бальзаковской женщины - от юной бабушки до матери первенца, которому чуть
больше пяти лет. Так было всегда, именно в это время у женщины в большой семье
могли появиться первые внуки, которые оказывались старше своих дядей или теть,
а то и вместе с ними качались в одной люльке. Сегодня это бывает не часто, но
бывает. Бальзаковский возраст женщины - период расцвета женственности, период
мудрости и силы, соединение зрелой чувственности и разума. Для нее время не
только хронология, измерение, но мощный источник сильных переживаний,
обнажающих экзистенциальность жизни. Они описаны очень недостаточно в
психологии, в специальных исследованиях по проблемам переходного возраста
взрослых женщин.
Результаты показали, что
существует жесткая зависимость между количеством детей и тенденцией к
продолжению учебы у матерей: из 100 женщин, не имеющих детей, учатся 28; из
100, имеющих одного ребенка, - 1: двух детей - 9, трех - 7, четырех и более -
0,6. В вечерних заочных вузах семейные мужчины составляют 35-50%, семейные
женщины - 2-0%. Из их числа лишь немногие имеют детей. Эти цифры говорят о
том социальном пространстве, в котором протекает жизнь нашей современницы в
переходном возрасте.
Что происходит в переходном
возрасте для женщины: она достигает максимума в своем физиологическом
развитии, то есть чувствует себя сильной, источник этой силы - ее тело, его
органическая, полноценная жизнь; это рождает переживание свои потенциальных
возможностей действия («Я могу, потом что у меня есть силы»); дети к этому времени
подрастают, связь между ними и матерью становится не только (не столько
эмоциональной, но и интеллектуализированной отношением к психологической
информации о ребенке (о детях). Психологи называют эту новую ситуацию в
семейных отношениях ситуацией передачи ответственности за жизнь самому
ребенку.
Сила материнских чувств
проходит испытание разумом. Это проявляется, в частности, в том, что
психологическая дистанция между матерью и ребенком (детьми) изменяется как
пространственно (дети большую часть времени проводят вне семьи), так и
содержательно. У детей появляется «своя жизнь», которая может быть мало
известна или совсем не известна их матери.
Психологическое пространство
семейных отношений начинает испытывать на себе более-менее опосредованное
влияние чужих людей (друзей и учителей детей, сослуживцев жены и мужа и др.).
Это делает его не только более широким, но одновременно и менее защищенным.
Женщина за счет этого сталкивается с новыми для нее проблемами - проблемами
защиты социальных прав своих близких от воздействия чужих людей. (Возможно,
именно это переживание приводит женщин в переходном возрасте в общественную и
политическую жизнь). Обновление чувств для нее связано с острыми
переживаниями несоответствия ее «домашних» чувств к близким и того, как к ним
относятся другие люди. Это далеко не простая жизненная ситуация, когда женщина
и ее домашние попадают под прицел социальных оценок. Ее любимого ребенка
учительница бранит на каждом уроке, он - такой красивый и умный - безобразно
дерется с одноклассниками, а их родители. Надо решать, именно решать - обдуманно
и взвешенно - на чьей она стороне, как она будет реагировать на вторжение
«чужих» оценок и мнений в мир ее семейных чувств. Трудность этой ситуации
обусловлена еще и тем, что ее материнская роль далеко не всегда воспринимается
окружающими с должным вниманием и пониманием, а тут еще работа…
Специальные обследования
неумолимо показывают, что на рабочую усталость женщины не так влияют какие-то
специфические особенности, связанные с ее профессиональным трудом, как
семейное положение и количество детей. Бесстрастная закономерность: процент
сильно устающих работниц возрастает прямо пропорционально числу детей.
Деловое продвижение - карьера
дается женщине труднее, чем мужчине. В переходном возрасте отношение женщины
к карьере обостряется тем, что она на фоне естественного прилива сил в то же
время начинает по-новому реагировать на социальные отношения, вторгающиеся в
ее семейную жизнь. Социологи иногда называют этот период в жизни женщины
периодом «кухонного бунта», когда женщина делает попытку изменить свое социальное
положение за счет профессионального совершенствования, психологи говорят о
переоценке решений о карьере, о стиле жизни, - речь идет о социализации
психологического пространства жизни женщины.
Именно в это время можно
наблюдать в ее жизни то, что связывают обычно с понятием эмоциональной
оглушенности. Эта «оглушенность» проходит, сменяясь более разнообразным
реестром чувств. Эмоциональная оглушенность или власть одного (или нескольких)
чувств характерна для женщины тогда, когда она поглощена каким-то одним
чувством, определяющим ее положение среди других людей, особенно среди
близких. Обычно оно связано с эмоциональным освоением ролей матери и жены.
Одна из важнейших
особенностей переходного возраста женщины состоит в том, что развитие ролевых
отношений в семье приводит к тому, что в них недостаточно только реагировать
(жить по чувству), но надо уже и уметь строить поведение в соответствии со
своей ролью. Обусловлено это тем, что психологическое пространство
осуществления роли становится сложнее и шире за счет уже упоминавшихся чужих
людей.
Подросшие дети это тоже
очень хорошо чувствуют и понимают, они уже вполне могут выступить в роли
маминого психотерапевта, говоря ей, например, что она их учит неправильно, -
сейчас у детей другие правила. Не умея выразить словами несоответствие женского
поведения социальной ситуации, дети могут всеми способами препятствовать
присутствию матери в их социальной жизни, объясняя это тем, что мать не знает
всех обстоятельств (стыдятся своих матерей, стесняющих их свободу избыточным
проявлением чувств). Матери приходится осознать (преодолеть оглушенное
чувства), что ее ребенок уже не маленький. Он может давать ей об этом знать
десятками способов (вырывает руку, принимает и осуществляет рискованные
действия, поступает наоборот, умалчивает и тому подобное), но в конце концов
говорит прямо: «Не приходи туда, где буду я». Это тоже надо уметь пережить -
принять как необходимость проявления в новой форме (рационализированной,
интеллектуализированной) своего чувства, даже если оно ее поглощало без остатка
(материнское чувство). Встает совершенно новая задача - контроля, самоконтроля
за осуществлением этого чувства.
Аналогичная задача возникает
и в отношении чувства к мужу - надо учиться (заново, снова и так всю жизнь)
проявлять свое чувство, чтобы оно жило. Сколько потом возникает раскаяния: «Мы
могли бы не расходиться, если бы понимали...» Вместо многоточия можно
поставить слова о том, что понимали бы законы проявления и развития собственных
чувств.
Женщина бесконечно попадает в
психологические ловушки своих несбывшихся надежд и неоправдавшихся мечтаний,
если она пренебрегает возможностью осознать собственные чувства. Терпение,
которое дает такую возможность, связано с наличием развитой концепции жизни,
позволяющей подняться над суетой, осуществить известное и мудрое древнее
изречение, обращенное к господу: «Господи, дай мне сил чтобы смириться с тем,
что я не могу изменить, дай мне мужество, чтобы бороться с тем, что я должен
изменить, и дай мне мудрость, чтобы я сумел отличить одно от другого».
Одна из психологических
ловушек этого возраста состоит в соблазне уйти в собственные чувства, как
больные уходят в болезнь, получая от этого необходимое внимание со стороны
окружающих. Уход в собственные чувства создает иллюзию жизни. Напряжение при
этом возникает высокое, но оно же толкает в пропасть отстраненности от психической
реальности, в которой кроме чувств есть и множество других модальностей.
На основе этого представления
можно выделить проблему, возникающую в индивидуальной судьбе женщины в
переходном возрасте, - проблему осознания собственных чувств. Роль их в
становлении индивидуальности нельзя недооценивать. Именно они дают основание
поставить вопрос о возможности и степени воздействия человека на собственные
чувства, что оказывается крайне важным в дальнейшем освоении и осуществлении
женской роли в данный период. Нагрузка на чувства возрастает многократно из-за
изменившихся социально-психологических обстоятельств.
Какова вероятность того, что
женщина с ней справится? Разрешить себе жить не только чувствами, порождаемыми
близкими людьми, - так можно было бы сформулировать задачу личностного развития
женщины в переходном возрасте. Для этого, как минимум, надо обнаружить в себе
свое собственное Я, свою собственную психическую реальность, а это невозможно
без переоценки значимости других людей для осуществления собственной жизни.
Психологи давно заметили удивительный
факт - семейная жизнь многими людьми, особенно женщинами, воспринимается
чрезмерно серьезно - как долг, как обязанность, как правило или правила.
Социально-психологические причины этого явления мало изучены, но, можно
предполагать, что они связаны с содержанием концепции жизни, реализуемой
семьей, с общим отношением к жизни, которое, в конечном счете выливается в
жизненные этические принципы («что такое хорошо и что такое плохо»).
Соотношение юмора и серьезности в семейной жизни - основа для регуляции чувств
всех членов, а особенно женщин, так как в силу ее природных особенностей она
больше, чем мужчина (конечно, среднестатистически или как правило), попадает
под влияние инерции, свойственной ее же собственным эмоциям. Юмор - одно из
средств, которое позволяет человеку перейти от одного проявления жизни к
другому, отделяя их друг от друга и в то же время объединяя в едином потоке.
Та женщина справится с
задачей личностного развития в переходном возрасте, у которой достаточно силы
разума для того, чтобы относиться к жизненным проблемам с юмором, то есть видеть
их относительность, многозначность, метафоричность. Источником
жизнеутверждающего юмора может стать концепция жизни, где искусству наслаждения
жизнью отводится должное место в умениях решать жизненные проблемы. Смех и
веселье - умение радоваться жизни - это и ощущение своей ответственности и жизненной
компетентности. В конечном счете это проявление жизненной силы Я, ощущение его
как принадлежащего тебе, и в принципе это одно из средств преодоления
несоответствия требований конвенциональной семейной роли - роли, определенной
правом, моралью, традицией, и реальной, настоящей, или, как говорят,
межличностной роли, определяемой индивидуальностью человека.
Переходный возраст в жизни
мужчины предполагает решение тех же жизненных задач, что и в жизни женщины, но
они имеют другой вектор - другое направление, - вектор практической философии.
Освоение мужчиной его родительской роли приводит к тому, что (естественно, в
норме развития) он начинает осознавать необходимость осуществления правильной
жизни не только в рамках своей семьи, но и более широкой социальной ситуации
(вплоть до космической, планетарной). Это приводит к пересмотру очень многих
параметров своей индивидуальности, которые в дальнейшем становятся основой для
принятия новых жизненно важных решений.
В переходном возрасте для
мужчины очень большое значение имеют первые признаки естественного старения.
Именно они обращают его взор к обобщенным, отстраненным философским проблемам
как к собственным, - вечность заглядывает в глаза мужчины. Смотрит не только
глазами старости, но и глазами взрослеющих детей, которым часто не очень
понятно, что надо.
Чувства мужчины отличаются
от чувств женщины, особенно это проявляется при освоении родительской роли,
когда надо найти (действительно найти, выбрать) свое место в семейных
отношениях, где уже не только надо чувствовать, но и действовать - устраивать
жизнь семьи, принимать на себя ответственность за разные проявления этой жизни.
В переходном возрасте границы семейной жизни расширяются для всех ее членов,
что, естественно, сказывается и на переживании мужчиной своего места в
изменившемся жизненном пространстве, в том числе и в пространстве собственного
тела. Встает проблема определения своего нового места в системе семейных и
социальных отношений, которая, естественно, предполагает изменение
ответственности.
Для мужчины важно
чувствовать себя сильным, особенно проявляется необходимость в этом переживании
в переходный период, когда появляются сбои в реализации физических качеств. Вот
тут-то и возникает проблема существования различных сил, которые можно
демонстрировать ее и другим как проявление мужских качеств, было бы место для
их проявления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|
|