бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возрастная психология бесплатно рефераты

П.И. после выхода на пенсию остался работать в своем коллективе, где он раньше был руководителем. Окружающие воспринимают это далеко не однозначно, а силы, которые П.И. тратит на то, чтобы не отстать от времени в своей профессиональной деятельности, не приносят ему желаемого удовлетворения от ее результатов. Это только два коротких факта о том, как перестраивается индивидуальная судьба человека в пожилом возрасте.

Сегодня, в конце 90х, два поколения наиболее остро чувствуют на себе последствия социально-экономических преобразований: это люди зрелого и пожилого возраста. Экономические неурядицы выступают для них в очень конкретном облике голода. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого  возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций, для того, чтобы  реализовать те силы жизни, которые они в себе чувствуют. Народная театральная студия, хор ветеранов, дача и тому  подобное - немного их, возможностей для самореализации. Еще, может быть, общественная деятельность, которую надо организовать самим, чтобы чувствовать свою значимость, но на нее будут уходить силы, которые не принесут материальной выгоды - только моральное удовлетворение.

Противоречивые переживания - пол­нота жизни (любви) и невозможность ее осуществления. Она требует особого отношения к себе, чтобы их противоречи­вость не переросла в трагическое неразрешимое противоре­чие, ведущее к психологической смерти раньше физической. Внутренний диалог пожилого человека неизмеримо осложня­ется, для разрешения возникающих противоречий нужны си­лы. Что может быть их источником? 

Современная геронтология дает ответ, который формулируется как содержание психо­логической задачи личностного развития, которую можно сформулировать как задачу установления связей вне семьи, говоря иначе, расширение, изменение жизненного контек­ста. Чаще всего для наших городских пожилых людей это может закончиться скамейкой у подъезда. Сельские жители в этом смысле в более выгодном положении - забо­ты о хозяйстве, их нескончаемый круг, близость с приро­дой, появление элементов досуга скрашивают остроту пе­реживаний интенсивностью приложения сил (на физиче­скую работу в пожилом возрасте их, естественно, уходит больше, чем в возрасте зрелом).  

Установление связей вне семьи переживается пожилыми людьми как потенциально существующая  готовность быть полезными своими знаниями и опытом другим людям. Они готовы учить, но не всегда умеют это делать. Навыки  учительства и умение дать дельный жизненный совет являются естественным следствием развития в Я-концепции диалогичности сознания, предполагающей возможность встать на точку зрения другого человека.  

Навыки учительства и умение дать совет для пожилых людей проявляются в социальном интересе. Психологи связывают его проявление с тремя областями объектов: 1) неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности – природа, наука, искусство. Человек проявляет к ним интерес, никак не связанный с его собственным Я, - это интерес бескорыстный; 2) все живое. Социальный интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь  и принять  точку зрения другого; 3) вселенная и мир в целом, это идентификация как с живым, так и неживыми объектами, это единство во всей полноте мира - космическое чувство жизни.

Социальный интерес и его проявление у пожилого человека позволяет переживать противоречия своего возраста через создание живительных связей с окружением. Исследователи социального интереса отмечают, что с ним связаны такие чувства, как чувство принадлежности к группе или группам; чувство, что «ты здесь дома» - личность и комфорт во взаимодействии с людьми; чувство общности с другими людьми, переживание похожести на них; вера в других - чувство, что в каждом человеке есть что- то хорошее; мужество быть несовершенным  - это ощущение того, что ошибки  делать естественно, что и не надо быть всегда «первым», «правым», «лучшим» во всех своих начинаниях; ощущение себя человеком - чувство, что ты часть человечества; оптимизм - чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.   

При этом поведение человека, осуществляющего живи­тельные связи с окружением, проявляющем социальный инте­рес, выглядит следующим образом: готовность использовать свои возможности, знания или способности для оказания по­мощи другим людям; готовность щедро поделиться тем, что тебе принадлежит; готовность участвовать в групповой дея­тельности; готовность признавать чужие права, знания и опыт; стремление работать или играть вместе ради достиже­ния общей цели или общей пользы; готовность идти на вза­имные уступки для достижения взаимно приемлемых реше­ний, проблем и конфликтов; умение показать другим, что ты понимаешь и ценишь их  мысли и чувства; способность во­одушевить, мотивировать других людей; улучшение социаль­ных условий к общей пользе.   

Выраженность социального интереса очень подвержена влиянию стрессовых факторов - ухудшению условий жизни, постоянного напряжения, что, к сожалению, повседневно существует в нашей жизни.    Социальный интерес для самого пожилого человека и об­щественное внимание к нему, обеспечивающее достойное су­ществование, достойную жизнь, позволило бы жить в ладу с собой и с миром, а не ставить на себе крест при первых признаках старения.   

Создание личного отношения к бренности существования - это одна из задач личностного развития человека в этом воз­расте. Свое место в этом процессе должна найти и кон­цепция смерти, которая обычно прячется из бытовой жизни. Личное отношение к бренности своего существования может принимать разные конкретные формы: от обострения философско-религиозных исканий до приобретения экзотических увлечений (хобби). При решении этой сложнейшей личной задачи пожилой человек сталкивается с необходимостью опираться на свои умственные способности, как бы заново их в себе рефлексировать.

Выглядит среднестатистический мужчина пожилого возраста так: солидное брюшко (ожирение и жировые отложения в основном на животе), грубые волосы на разных частях тела (после 40 лет борода, волосы на ногах и груди становятся жестче и гуще), волосы, торчащие из носа и ушей, облысение головы, повышенное  артериальное давление, да все это в сочетании с психологическими проявлениями климакса: усталостью, раздражительностью, потерей веры в себя, подозрительностью к окружающим,  заметным спадом энергии и снижением  интеллектуальных возможностей.

Вряд ли  все это вызывает оптимизм. Но! Великое «но» любого человеческого возраста состоит в том, что можно выбрать для себя и осуществить другой свой же  собственный облик. Начинать никогда не поздно.

В работах по психотерапии есть достаточно материала о психологических факторах разных заболеваний. Гипертония связана, например, с кон­фликтными  переживаниями ответственности. Личностные особенности  больных  бронхиальной астмой включают в себя повышенную ипохондричность, истериче­ские эмоциональные реакции, неосознаваемую тревожность. Психотерапевты говорят, что у них выражен конфликт между потребностью в нежности и страхом перед ней, противоречи­вость в решении «брать и давать».   

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки встречается чаще у лиц со специфическими особенностями отношений в семье. Описан тип «тиранического пациента», который постоянно находится в напряжении, переживая од­новременно внутреннюю зависимость от окружающих и страх перед ней. Это приводит к вспышкам агрессии - тирании. Язвенная болезнь настигает и постоянно брюзжащих лиц, которые переживают постоянное агрессивное напряжение, за которым скрывается депрессия. Это жутковатое противоречие депрессии и агрессии приводит к язвительному недовольству по поводу и без повода. Внутриличностные кон­фликты сопровождают сахарный диабет. Есть много доказательств в пользу того, что это заболевание возникает в результате соче­тания факторов биологической и психологической природы.

Лечение этих заболеваний с применением психотерапии всегда оказывается более эффективным, чем только медикаментозное. 

В геронтологии давно замечено, что у мужчин старше 50 лет начинаются проблемы с соблюдением принципов гигиены. То ли увеличивающаяся лень, то ли из-за ослабленного интереса к противоположному полу, но уход за чистотой тела, одеждой и окружающей средой для него становится проблематичным. Этот подход очень вреден, так как именно стареющая кожа требует тщательного ухода, иначе беда - гнойничковые кожные заболевания. Гигиенические процедуры не только поддерживают чистоту, но и стимулируют кровообращение в коже, чем поддерживают ее тонус и сказываются на общем самочувствии. Бритье. Именно ежедневное бритье без оговорок - это источник самодисциплины. Умывание до пояса - обязательны ежедневно, можно (и нужно) ежедневный душ. Не надо 6ояться холодной  воды. Чистые волосы и зубы тоже не портят внешнего  вида пожилого человека. Парилка по показаниям состояния здоровья важна.

С гигиеной одежды у мужчин дело обстоит довольно про­сто, так как они (особенно пожилые) не поддаются странным капризам моды, как это делают настоящие женщины. Но и тут море проблем, которые пожилой человек может создать и себе, и окружающим, особенно если он не склонен регулярно (два раза в неделю) менять белье и ежедневно - носки. Носки неплохо бы менять ежедневно, ноги мыть тоже, но, наверное, один из самых грозных признаков старости именно они - носки и ноги. Старость можно отдалить своими руками, куском мыла (или щепотью стирального по­рошка) и делать это можно начать сегодня.   

В завершение стоит сказать, что в любой возрастной груп­пе здоровых людей больше, чем больных, а соответствующий образ жизни (то есть соответствующий жизни, а не смерти) действенно предупреждает появление болезней. Начать его можно всегда.


               Сегмент 2. – 6.2. О старости (старше 65 лет).


Психологами установлено, что в жизни человека есть изме­нения, которые неизбежно связаны со стрессом. Составлен спи­сок этих событий (Возрастная психология. Г.С.Абрамова – М.:Academia, 1999 г. – с.643 – 644), за которым стоит многолет­ний опыт исследований. Каждое указанное в списке событие имеет определенную эмоциональную значимость в жизни чело­века, выражающуюся  в баллах. Последовательность в этом списке определяется значимостью каждого события. Каждый может провести самоанализ ситуации своего личного жизнен­ного стресса, соотнеся его со шкалой баллов.

Делается это так: внимательно прочтите весь список, просто чтобы иметь о нем представление. Затем прочтите его повторно, обращая внима­ние на количество баллов, затем попробуйте вывести среднее арифметическое из тех событий, которые у вас происходили за последние два года. Среднее арифметическое находится так: сумма баллов делится на количество событий. Количество со­бытий равно сумме всех событий, которые с вами были. Если какое-то происходило несколько раз, то в сумме это будет учи­тываться соответствующим образом, так как надо сосчитать все события. Например, у вас было два штрафа за нарушение правил уличного движения. Каждый   штраф  оценивается в 12 баллов, в вашей общей сумме баллов уже будет число 24 (12 баллов х 2). Общая сумма баллов делится на число событий. В результате, по мнению авторов этой идеи, можно определить и выраженную в цифрах свою реакцию на стресс жизни.    Одновременно это и цифра сопротивляемости стрессу. Чем больше вы получите баллов (сравните их с таблицей в этом тексте), тем больше оснований отнестись к ним с должным вниманием  и предпринять необходимые действия по защите от стресса.

Вот таблица, предлагаемая для самоанализа. Обращаем внимание на то, что стрессы вызывают не только отрицательные, но и положительные ситуации. Положительные источники стресса обычно называются эвстресс, отрицательные - дистресс, или просто стресс.


        Перемены в жизни, способные вызвать стресс                  


События в жизни

Единицы

значимости

1. Смерть супруги (супруга).

100

2. Развод.

73

3. Разрыв с партнером.

65

4. Отбывание наказания в тюрьме.

    63

5. Смерть близкого человека.

63

6. Травма или болезнь.

53

7. Свадьба.

50

8. Перемещение по службе.

47

9. Примирение с партнером (партнершей) или мужем (женой).

45

10. Уход на пенсию.

45

11. Болезнь члена семьи.

44

12. Беременность партнерши.

40

13. Сексуальные затруднения.

39

14. Рождение ребенка.

39

15. Изменение финансового положения.

38

16. Смерть близкого друга.

37

17. Смена места работы.

36

18. Увеличение числа супружеских (партнерских) ссор.

35

19. Получение денежной ссуды.

31

20. Растущие долги.

30

21. Завышение служебной ответственности.

29

22. Уход сына (дочери) из родительского дома.

29

23. Раздоры с родителями мужа (или жены).

29

24. Головокружительный личный успех.

28

25. Выход жены на работу (или уход с работы).

26

26. Окончание школы и поступление в институт.

26

27. Изменение жилищных условий.

25

28. Изменение сложившихся привычек (стереотипов).

24

29. Конфликты с начальством.

23

30. Изменение условий работы или рабочего времени.

20

31. Перемена места жительства.

20

32. Экзамены в школе (институте), квалификационная аттестация на работе.

20

33. Смена привычного места отдыха.

19

34. Изменения в отношениях с окружающими (друзьями, коллегами и так далее).

18

35. Нарушение сна.

16

36. Изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи (или близкими родственниками).

15

37. Изменение привычного режима питания и количе­ства потребляемой пищи (диета, отсутствие аппе­тита и тому подобное).

15

38. Штраф за нарушение правил уличного движения.

12


  Сосчитайте среднеарифметическое выражение стресса вашей жизни, затем сравните результаты с таблицей:

Общая сумма баллов

Степень сопротивляемости

150-199

Высокая

200-299

Пороговая

300 и более

Низкая (ранимость)


  Надеемся, что ваша сумма баллов не превышает 300 и вам не грозит нервное истощение. Если же она больше 300, то вас подстерегает опасность психосоматического заболевания, это реальная опасность, и вам надо принять все меры для изменения своего состояния; обратиться к специалисту или ознакомиться с соответствующей литературой, или предпринять уже известные вам ваши индивидуальные способы восстановления сил и энергии. Это может быть что угодно: задушев­ная беседа с другом или подругой, поход по базару или в магазин, поездка в гости, работа в саду или прогулка в лес.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


 © 2010 Все права защищены.