Возрастная психология
Вопрос, который вначале
задает ребенок взрослому, выражен в форме действия, взгляда, жеста. Понять его
можно только в ситуации действия. «А? А?» - удивленно спрашивает ребенок у
взрослого. Чтобы ответить на его вопрос, надо видеть всю ситуацию и ее
динамику, надо постоянно видеть направленность действий ребенка. Единство
ребенка и взрослого на первых этапах жизни малыша позволяет взрослому без
особого труда отвечать на детские вопросы. Выполнение просьб малыша,
обращенных ко взрослым, это новая форма диалога, которая появляется к концу
первого года. Она основана не только на использовании первых слов, но больше
частью предполагает обращение к предмету и его свойствам как посредникам
диалога.
Годовалый малыш был в гостях,
где его обещали подбросить вверх, но сразу обещание не выполнили. Когда уже собрались
уходить, он подошел к дяде, поднял ручки и подпрыгивает - выполняй обещание.
Первые диалоги малыша со взрослыми обычно очень короткие: вопрос - ответ. Но
взрослый сам может сделать ребенка постоянным участником диалога, если будет
разговаривать с ним по поводу всего происходящего вокруг, обращать внимание
малыша на свои и его действия, на изменение ситуации. Обычно так и поступает
большинство родителей, но, к сожалению, нередки и ситуации, когда взрослые
увлекаются разговорами между собой и не замечают малыша, а он не умеет
привлечь их к происходящему. У многих детишек, - если с ними мало говорят, не
только страдает речевое развитие, но и не складывается потребность в
диалогическом отношении с другими детьми: они как бы не умеют слушать другого
человека, не стремятся к сотрудничеству с ним. Наверное, вы могли наблюдать
малышей, которые безучастно сидят в колясках, когда их мамы читают или
разговаривают между собой. Этих детишек уже не научили разговаривать, да им и
не о чем говорить с мамой. Грустная картина.
Для ребенка диалог - это
возможность научиться видеть мир глазами других людей, возможность быть
причастным другой точке зрения, к другому, может быть, и не доступному ему
кругу забот и действий. Диалог - это и сопереживание, сочувствие, и содействие
другому человеку. Годовалый человечек наблюдает, как родители ищут ключ. Он уже
кое-что знает и умеет, он уже может, пусть только в силу своих возможностей,
разделить заботу другого человека, он вступает диалог: находит спрятанный
ключ и несет его довольным родителям. К двум годам он уже владеет многими
формами диалога, привычно повторяющимися в ситуациях: пришли гости и ребенок
сам несет стулья, рассаживает гостей, приносит им игрушки и просит у матери
конфет для угощения.
Диалог - это направленность
на другого человека, стремление вызвать его на взаимодействие. Малыш может
добиваться этого самыми разными, доступными для него средствами, это может быть
и плач понарошку, заглядывание в глаза, и специальное действие, чтобы вызвать
внимание. Посмотрите, как изобретателен уже годовалый ребенок, когда хочет
привлечь к себе внимание взрослого: малышу дали в руки баранку, а он надевает
ее на нос и... роняет. Смеется сам и заглядывает в лицо взрослого, явно
приглашая разделить свою радость. «Деловой» диалог: несет взрослому свисток, с
которым сам никак не мог справиться. Показывает, что надо делать. Прыгает от
радости, что у взрослого получился звук, который самому ребенку никак не
удавался. Поделиться с другим человеком своим опытом, рассказать о том, что с
тобой произошло, - эта потребность тоже возникает и проявляется в диалоге.
Сначала рассказы малыша - пантомима о событии, в котором он участвовал, по мере
овладения речью они становятся монологами. Пусть сначала такими: «Юля, ы-ы-ы».
Это воспоминание о том, как плакала девочка, которую сын неудачно пожалел.
Наверное, корни искренности и откровенности между ребенком и взрослым - в
умении взрослого слушать и участвовать в таких диалогах.
Для маленького ребенка самые
первые цели появляются в виде лица взрослого, к которому он тянется всем своим
существом. Можно смело утверждать, что через эмоциональную связь со взрослым
малыш учится видеть два полюса: добро и зло. Улыбка взрослого ребенку - это
своеобразная гарантия защищенности, гарантия доброты и понимания, которая
рождает в ребенке уверенность в действиях, а позднее и чувство собственного
достоинства, уверенность в себе.
Общее доброжелательное
отношение малыша к миру взрослых дифференцируется - появляется не только
избирательное отношение к разным людям, но и к человеческому голосу, к его
интонации. Эта избирательность возрастает по мере освоения малышом своего
маленького мира: сначала мира кроватки и комнаты, а потом и мира квартиры и
улицы. Происходит разрушение социальной ситуации “Мы” - и на смену ей приходит
ситуация “Ребенок и Взрослый”.
Мать рассказывала о Юле, что в
возрасте двух-трех месяцев она моментально успокаивалась от плача, если к
кровати подходил старший брат или отец, но ее практически нельзя было оставить
ни с тетей, ни с соседкой. Плач был таким безутешным, что взрослые буквально
были поражены тем, насколько «не любит» их двухмесячный ребенок. Володя в
трехмесячном возрасте также впервые обнаружил панический страх перед незнакомой
женщиной, хотя до этого времени видел немало людей и всегда доброжелательно
встречал их.
Можно ли сохранить и развить
только положительное отношение малыша к людям, его доверчивость и открытость
общению? Многие исследователи раннего возраста делят его на периоды и
сходятся во мнении на том, что три месяца - это один из первых этапов жизни
человека, когда можно говорить о появлении внутреннего мира и своеобразном
отличии внутреннего мира ребенка от мира взрослых. Своеобразие это прежде всего
в непосредственности отношений. Отношения существуют как эмоции, и
возникновение их человек не может проконтролировать. Можно полагать, что как
положительные, так и отрицательные эмоции человека проходят определенные
этапы в развитии, чтобы сложилась подлинная основа для существования чувств
человека. Как известно, чувства человека характеризуются двойственностью: один
и тот же предмет в разных условиях действия с ним может вызывать как
положительное, так и отрицательное отношение
На рубеже третьего месяца
ребенок вступает в новую, как и все для него на свете, область человеческих
отношений: в мир отрицательных эмоций. Естественно, что они возникают первоначально
к тому же «предмету», что и положительные эмоции, - к человеческому лицу.
Возникает второй полюс эмоций - отрицательные, которые, так же как и
положительные, вписываются в свойства взрослого человека: его лица, голоса,
движений. Эти полюса эмоций в дальнейшем будут основой для дифференцированного
отношения малыша к окружающему миру. Естественно, что дети различаются своей
эмоциональностью уже в раннем возрасте, но существование общего благодушного
отношения к окружающим людям в возрасте полугода является достаточно
серьезным симптомом, чтобы говорить о неблагополучии в развитии эмоциональной
сферы ребенка. Этот симптом стоит в ряду других фактов, говорящих об
изменениях в эмоциональной сфере малыша: повышенная тревожность или вялость,
расторможенность, отсутствие сосредоточенности и так далее.
Можно предполагать, что
появление отрицательных эмоций на человека в младенческом возрасте является
показателем развития его эмоциональной сферы. Взрослые, встречающие это отношение
к себе, обычно бывают буквально обескуражены и склонны обвинять ребенка даже в
несправедливом отношении к себе. Дескать, вот он какой неблагодарный, его
любят, а он словно боится. Наблюдения показывают, что такая первая
отрицательная реакция на человека обычно бывает не на близких людей, а на мало
или совсем незнакомых ребенку. Конечно, угадать, когда и на кого у малыша
возникнет такая реакция, практически невозможно, но знание о возможном ее
появлении поможет взрослому организовать общение малыша с незнакомыми людьми
так, чтобы оно было взаимно приемлемо. Не надо оставлять ребенка наедине с
незнакомым человеком или разрешать незнакомым самим подходить к кроватке или
коляске малыша. Будет лучше, если он познакомится с новым человеком, сидя на руках
у матери или отца. Это позволит избежать многих неожиданностей как для
взрослого, так и для ребенка.
Вместе с избирательным
отношением к человеческому лицу появляется более выраженное отношение к голосу,
обращенному непосредственно к ребенку. Это формирование потребности в другом
способствует созданию новых средств взаимодействия с ним. Можно думать, что
самой природой человека обеспечено развитие средств восприятия другого
человека, а потом уже и появление новых форм взаимодействия.
Формирование потребности в
другом человеке - основная линия развития смысла в поведении маленького
ребенка. Все формы общения глаза в глаза, где малыш не только видит
взрослого, но и откликается на его улыбку, испытывает на себе эмоциональное
влияние действий взрослого, способствуют развитию средств общения и самого
малыша. Казалось бы, бессмысленное занятие - учить трехмесячного ребенка
говорить. Но если постоянно разговаривать с малышом во время всех процедур
ухода за ним и во время бодрствования, отвечать на его гуление, то, как
отмечают многие исследователи, уже трехмесячный ребенок может отзываться на
обращенный непосредственно к нему голос.
Природой малыш устроен так,
что без других людей сможет жить. Но без уважительного отношения к себе он не
сможет научиться уважать других людей, их труд, их человеческие качества.
Наивно рассчитывать, что это придет с годами. Время идет уже в сегодняшнем дне,
и это неповторимое время жизни как взрослого, так и ребенка. Взрослые любят
подсмеиваться над малышом, над его смущением, когда он уже большой (в
возрасте, например, года), а еще не умеет пользоваться горшком, не умеет пить
чашки, боится неизвестно чего - да мало ли найдется повод подтрунить над
человечком, который не может вам ответить тем же. За этим подтруниванием далеко
не всегда лежит доброжелательное отношение к малышу, признание его
беспомощности и полной зависимости от взрослых. Не раз приходилось наблюдать,
как матери безжалостно шлепают своих годовалых детишек за мокрые колготки или
ползунки. Шлепали с раздражением и полной уверенностью в том, что такая «мера»
пойдет им на пользу.
За таким поведением взрослых
стоит не только душевная глухота, но и элементарное незнание. Детей, особенно
мальчиков, вообще нельзя бить по попе. Это может привести к тому, что яички
поднимутся из мошонки, что доставит ребенку страдания. Простая эта мудрость
давным-давно известна в народной педагогике, но, к сожалению, она многими
забыта, как и другие житейские правила обращения с малышами. Многие мамы знают
о витаминах, но едва ли знают, как можно и нужно приучать ребенка к опрятности
и когда это лучше сделать. Терпение и ласка - те добродетели, которых порой так
не хватает современным мамам, да порой и бабушкам. К ребенку предъявляют одно
требование за другим: он должен, должен, должен... Сравнивают с известными и
подчас далеко не однозначными показателями развития. К семи месяцам он должен
то-то и то-то, к году - то-то и то-то, а он...
Он развивается по законам
своей индивидуальной биологии, которая хотя и повторяет общие законы, но
по-своему, в том варианте, которого еще не было в мире. Время его жизни,
наполненное важными для него событиями, создаст его неповторимый внутренний
мир. Сравнение с другими детьми отнимает у родителей зоркость сердца к тому,
что и как происходит с их ребенком, с их малышом... Желая увидеть результат -
умеет, не умеет, - они не смогут увидеть того, как он учится, как лучше помочь
ему... Любой пример отношения маленького ребенка и взрослого, казалось бы,
можно оценить с позиции того, что это не самое главное, если малыш забудет,
что это никак не скажется на его развитии. Казалось бы, так и надо: уговорами
заставлять ребенка есть, насильно укладывать спать (режим!), заставлять
обязательно слать самому (он должен) и так далее.
Но за всеми этими
педагогическими действиями лежит отсутствие стремления понимать своего малыша и
ориентировка взрослого на те довольно относительные педагогические рецепты,
применение которых далеко не одинаково в каждом конкретном случае. Даже в
возрасте одного или двух лет один и тот же совет надо воспринимать совершенно
по-разному, так как дети с разницей в год могут быть людьми из разных эпох.
Разница год - между новорожденным и годовалым безмерна, кажется, что это
создания, по меньшей мере, из разных эпох. Двухлетний и годовалый - тоже еще
совершенно различные существа. Трудно представать, что это практически
ровесники, двух- и трехлетние уже гораздо ближе друг к другу, но все- таки,
если один еще полу обезьянка, то другой уже приближается к первобытному дикарю.
Та же разница делается почти незаметной между четырех- и пятилетними, пяти- и
шестилетними, но опять ощущается между 6 и 7 или 7 и 8; опять скоро
сглаживается, чтобы снова дать о себе знать у мальчиков от 13 до 17, у девочек
с 11 до 15, и окончательно сравнивается где-то у порога двадцатилетия. Кто кого
действительно старше, - дальше зависит уже не от возраста.
Наказание и одобрение для
маленького ребенка заключены не в словах и действиях взрослого, а в том
отношении, в той эмоциональной и интонационной окраске действий и слов, которые
они совершают и говорят. Важно не то, что сказано, а как сказано. Бранить за
мокрое, пролитое и разбитое подчас бесполезно потому, что малыш не понимает
смысла содеянного, но он понимает грозную интонацию и плачет уже от страха, а
не от стыда или раскаяния, как склонны полагать взрослые. Самым грозным
наказанием для него является то, о котором мы подчас и не подозреваем: лишение
радости. Той, которую доставляет улыбка взрослого. Даже коляска - такая
удобная, складывающаяся, портативная - может стать подлинным наказанием. Не
потому, что в ней неудобно сидеть, а потому, что в ней не видно маминых глаз,
маминой улыбки. Буквально не с кем поговорить о том, что видишь и чувствуешь.
Вот малыш и не разговаривает, обвиснув в коляске, словно кукла.
Общение в младенческом
возрасте... Казалось бы, досужие рассуждения за ребенка. Но присмотритесь к
ребенку, как он буквально на глазах преображается, когда к нему обращаются
близкие, он не только становится любопытным и непоседливым - все ему
интересно, но и расцветает просто физически. Вся младенческая красота словно
высвечивается в лучах улыбки взрослого человека. Возникая в ответ на
воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению на них
психической деятельности и поведения. Эту функцию они выполняют, оказывая, в
частности, влияние на содержание и динамику познавательных психических
процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. В любом
учебнике по психологии написано, что эмоции, их формирование - это важнейшее
условие развития человека как личности. На основе эмоций развиваются идеалы,
обязанности, формы поведения становятся содержанием эмоции и превращаются в
мотивы поведения.
Положительная или
отрицательная эмоция как мотив поведения проявляется в стремлении человека
пережить эту эмоцию еще раз, если она положительная, и избежать ее, если она
отрицательная. Не надо специальных исследований, чтобы увидеть в поведении
малыша такое стремление. Он может без конца радоваться, заливаться смехом от
незатейливой шутки взрослого. «Коза», которую ему показывают с улыбкой,
вызывает смех и при первом, и при десятом показе. Как хорошая музыка, шутка
рождает эмоцию заново и, как музыка, хранит ее в себе. Можно сказать, что
умение взрослого вызвать радость ребенка приравнивается к способности
композитора в обобщенной форме выразить неповторимые человеческие чувства и
состояния, к способности музыканта сделать эти чувства доступными другим людям,
к способности любителя музыки снова жить этими чувствами. Это не преувеличение,
так как в улыбке ребенка, в его эмоциях не только его настоящее, но и будущее.
Именно эмоции позволяют
человеку научиться предвидеть, то есть заглянуть в будущее. Они обобщаются и
поэтому сохраняются во времени. Ребенок тянется к знакомому человеку или
предмету, ожидая встретить уже знакомые свойства, уже знакомые эмоции, но
вдруг... Вдруг вместо ласкового маминого лица - чужое, вместо знакомой мягкой
игрушки что-то липкое. Будущее оказалось не таким, как подсказывала эмоция. На
этом пути рождаются страхи, тревожность, а потом, позже, неуверенность и
скептицизм...
Громкий смех как форма
выражения отношения появляется в жизни малыша в первом полугодии. Какой это
смех из всего многообразия видов человеческого смеха? Скорее всего, смех малыша
можно было бы назвать радостным, если учесть, что в жизни есть смех веселый,
печальный, одобряющий и оскорбительный, насмешливый и ироничный, ласковый и
грубый, многозначительный и беспричинный, робкий, дружественный и тому
подобное. Виды смеха соответствуют человеческим отношениям. В этом смысле
первый громкий смех ребенка можно было бы назвать не только радостным, но и
ликующим, наивным, беспричинным (с точки зрения взрослого). Отнять у ребенка
улыбку - это просто-напросто отнять у него радость жизни, возможность быть
причастным к миру окружающих его людей. Ребенок без улыбки - это человек, у
которого нет ни желания, ни возможности проявлять свое отношение к миру. У
которого просто нет этого отношения, а значит, и нет того, что составляет
основу человеческой индивидуальности: выделение себя из мира (Возрастная
психология. Г.С.Абрамова. – М.: Academia, 1999 г. – с.с. 388-393).
Для ребенка объективная
реальность раскрывается через действия и эмоции. Улыбка, смех вводят его в мир
человеческих отношений, открывают его как объективную реальность, и в то же
время как объективную реальность его внутреннего мира. В этом смысле смех,
улыбка - это та форма, в которой отражается возможность для малыша обратиться
к своему внутреннему миру. Да! Именно к своему внутреннему миру, который еще
только начинает формироваться на основе познания окружающего мира, а также
свойств самого человека как субъекта действия, как активного преобразователя,
как творца своей судьбы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|
|