бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возрастная психология бесплатно рефераты

Возрастная психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2

ЧТО ТАКОЕ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?. 4

ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА.. 8

СЕГМЕНТ 1.  2.1. О младенцах от 0 до 2-х лет. 8

Введение. 8

Сегмент 2.  2.2. О раннем детстве от 2-х до 4-х лет. 20

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСТВА.. 25

Введение. 25

Сегмент 1.  3.1. О середине детства от 5 до 7 лет. 25

Сегмент 2. -  3.2. О конце детства от 8 до 12 лет. 30

Введение. 30

Сегмент 3. – 3.3. О подростках от 13 до 17 лет. 31

Введение. 31

ПСИХОЛОГИЯ ЮНОСТИ.. 34

Сегмент 1 - 4.1. Юность (18-22 года). 35

Введение. 35

Сегмент 2. -   4.2. Переход от юности к взрослению ( 23-30 лет). 37

Введение. 37

Сегмент 3. -  4.3. Переходный возраст (30-35 лет). 42

Введение. 42

ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА.. 45

Введение. 45

ПСИХОЛОГИЯ СТАРОСТИ.. 50

Сегмент 1. - 6.1. О пожилом возрасте (51-65 лет). 50

Введение. 50

Сегмент 2. – 6.2. О старости (старше 65 лет). 52

Заключение. 58

ГЛОССАРИЙ. 59

Список литературы. 60

ВВЕДЕНИЕ


“Чем больше я узнаю человека, тем больше я люблю свою собаку”, - говорил дурак.

“Чем больше я узнаю человека, тем больше я его люблю”,

- говорила собака.

“Чем больше я узнаю, тем больше я люблю”, - говорил человек.

 ( Жан Марсенак)

 

Проблемы возрастной психологии подчинены основной теме – становлению человека, формированию жизненной позиции, обеспечивающей его полноценное существование в непростом, постоянно меняющемся мире.

В 1799 году в лесах Аверона на юге Франции охотник обнаружил мальчика, который, по всей видимости, жил там один. Мальчик не был похож  на человеческое существо ни в психическом отношении, ни даже физически. Он передвигался на всех конечностях, ел как животное и кусал тех, кто к нему приближался. Обоняние  и слух были у него чрезвычайно развиты, но очень разны:при малейшем треске ветки или звуке разгрызаемого ореха подскакивал, тогда как хлопанье дверью не вызывало у него ни малейшей реакции. Он был способен ходить голышом в мороз или вытаскивать пищу  из очень горячей воды, не испытывая при этом, по-видимому, никакой боли. Он издавал лишь нечленораздельные звуки, не пытаясь вступать в общение со своим новым окружением, которое он рассматривал скорее как препятствие к удовлетворению своих потребностей.

    В начале XIX  века известный психиатр Пинель обследовал мальчика и заявил, что тот страдает неизлечимым слабоумием. Молодой врач Итар, специализировавшийся на лечении глухих детей, не согласился с таким диагнозом. По его мнению, поведение ребенка, которого  назвали Виктором, - следствие очень ранней и длительной изоляции от людей. Итар был убежден, что путем надлежащего обучения он даст возможность мальчику вступить в лоно общества  и жить нормальной жизнью.  Он решил взять это на себя.

Однако после пятилетних усилий Итар был вынужден признать, что ему никогда не удастся достичь поставленной цели. К юношескому возрасту Виктор научился узнавать различные предметы, понимал несколько слов и умел их произносить, мог  написать и прочитать некоторые из них, не очень представляя себе их значение; но вскоре мальчик перестал делать успехи.

Попытки приучить Виктора к общению потерпели полную неудачу: он так никогда и не смог научиться играть или вступать в какие-либо другие отношения с людьми, а его поведение в сексуальном плане было еще менее адекватным. Вплоть до смерти в возрасте 40 лет никаких заметных улучшений в его поведении не произошло. История Виктора порождает серьезные вопросы о том, что составляет основу человеческой природы.

Рождается ли человек с теми признаками, которые отличают его от прочих живых существ, или же приобретает их в результате общения с себе подобными? Виктор «чувствовал» иначе; он «слышал» и «видел» не так, как нормальное человеческое существо. Его эмоции  и  его мотивации тоже были иными. Сделала ли его таким среда, в которой он жил, или у него изначально отсутствовал умственный багаж, необходимый для того, чтобы вести себя как подобает человеку?

Тем не менее, он относительно быстро научился передвигаться на двух ногах, а не на четвереньках, пользоваться предметами обихода цивилизованного человека и, что самое главное, овладел, хотя и в зачаточной степени, членораздельной речью, к чему не способна ни одна обезьяна.

Какова же роль врожденного и приобретенного в развитии индивидуума? Это один  из вопросов, лежащих в основе понимания человеческого поведения.

При рассмотрении истории Виктора встает еще один вопрос, вытекающий  из первого: если мальчик был наделен признаками человека, то почему он не смог полностью освоиться в человеческом обществе? Был ли он идиотом от рождения, как это считал Пинель, или аутистическим ребенком, который не смог бы адаптироваться в любом случае, даже если бы воспитывался среди себе подобных? Ведь впоследствии в разных частях земного шара находили и других таких детей. Большую часть этих «детей-волков» или «детей-газелей», обнаруженных в Вест-Индии, а также пятилетнего «маленького Тарзана», перелетавшего с ветки на ветку в лесах Сальвадора, удалось перевоспитать. Создается при этом впечатление, что чем они были моложе в тот момент, когда их находили и начинали с ними работать, тем легче удавалось вернуть их в общество. По-видимому, в процессе развития имеются некие оптимальные периоды для обучения определенным вещам,  которые позднее уже не усваиваются, как в случае Виктора, начавшего обучаться лишь в 12 лет.

Какое же заключение можно сделать о Викторе на основании всего, что о нем известно? Был ли он нормальным или нет?

Безусловно, да - до тех пор, пока он жил в лесу. Одно то, что он сумел  выжить  на протяжении  стольких лет, говорит о его почти идеальной адаптации  к  этому образу жизни. Но  люди, ежедневно соприкасавшиеся с Виктором  после того, как тот был найден, утверждали обратное, поскольку он жил и реагировал не так, как они. Вот еще одна проблема, встающая перед тем, кто начинает изучать поведение человека: на какие критерии следует опираться при определении нормы? Нередко мы обращаемся  к  своим собственным схемам  мышления, чтобы судить о том, что считать «нормальным», а что нет. В этом случае мы легко можем  посчитать сумасшедшим того, кто ведет себя в соответствии с обычаями, присущими  другим культурам, как только его поведение начинает отличаться от нашего и мы перестаем его понимать. Но существуют ли  абсолютные критерии?

Все вопросы, поднятые в связи с историей Виктора, находятся в центре внимания общей психологии человека, и, в том числе, возрастной психологии, когда речь идет о развитии любого человека в разные периоды его жизни.

Каждый  человек неповторим. Уже  в клетке, образовавшейся при слиянии яйца и сперматозоида, намечается траектория жизни человека, состоящая из множества форм поведения - результатов непрерывного взаимодействия трех факторов: генетического наследства, культурной среды и, в особенности, обстоятельств жизни, определяющих уникальность человека еще в большей степени, чем два первых фактора.

Каждому возрасту присущи свои психофизиологические особенности. Рассматривая развитие человека, можно подробно останавливаться на состоянии различных функций в тот или иной период жизни. Именно таким образом построено большинство руководств по возрастной психологии. В таких руководствах делается попытка дать возможно более точное представление о каждом периоде жизни человека путем описания его физических, умственных, аффективных и социальных аспектов; после рассмотрения одного жизненного периода по такой же схеме описывается следующий. Хотя такой подход к описанию истории личности и позволяет получить целостное представление о ее развитии в данном возрасте, все же он не дает непрерывной картины эволюции каждой из сторон личности на протяжении жизни.

Вот почему обычно исследователи возрастной психологии рассматривают, как эволюционируют от рождения до смерти  различные особенности индивидуума, акцентируя внимание на критических периодах этой эволюции. В первую очередь прослеживается ход физического и полового развития человека с момента рождения  до смерти, затем точно так же рассматривают его умственное и нравственное развитие, а потом останавливаются на различных подходах  к изучению развития личности и, наконец, на социальном развитии человека.

Но как бы ни описывали  развитие человека, важно никогда не упускать из виду, что индивидуум непрерывно эволюционирует как единое целое, так что ни одну сторону его жизни нельзя понять в отрыве от других сторон, с которыми она тесно связана в процессе своей эволюции. Гармонично развивающийся  ребенок будет влиять на свое окружение иначе, чем другой ребенок, медленно растущий из-за плохого здоровья или обладающий менее привлекательной внешностью. Последствия таких взаимодействий  в свою  очередь будут отражаться  на аффективном развитии подрастающего  ребенка, на его представлениях о самом себе и его вере в собственные способности, и поэтому они будут задавать определенное направление умственного и социального разви­тия ребенка. В этом-то «горниле», где наследственность сталкивается с разнообразными влияниями  внешней среды, в тесной взаимозависи­мости самых разных аспектов развития и происходит с момента рожде­ния эволюция личности.



ЧТО ТАКОЕ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?


План изложения


Определение возрастной психологии, как науки.

Место возрастной психологии в повседневной жизни людей.

Вечные проблемы возрастной психологии.


Возрастная психология - это наука. Серьезная, академиче­ская наука, состоящая из нескольких разделов-отраслей, каж­дый из которых изучает какой-то возраст - от младенческого до старческого (детская психология, психология дошкольни­ка, геронтопсихология - это о стариках). Возрастная психология пытается изучить закономерности психического развития человека, нормального человека. Та­ким образом, она ставит важнейшие вопросы о существова­нии самих закономерностей, о степени их всеобщности, то есть обязательности для всех. В то же время появляется вопрос (и весьма конкретный) о том, что такое психическое развитие и кто его может определить. Кроме того, появляется вечный философский вопрос - вопрос о том, какого человека считать нормально развивающимся.

Возрастная психология изучает не только то, что происходит с человеком сегодня, она располагает данными о том, что может быть в жизни человека вообще, так как пытается изучить всю его жизнь. Каждый раз, когда психолог говорит о человеке, моделью для  него служат люди из его ближайшего окружения – и, прежде  всего, он сам. “Я” исследователя соприкасается с “Я” исследуемого теми гранями, которые есть у каждого из них. Чудо возрастной психологии состоит в том, что она позволяет исследователю прожить в своей собственной жизни множество событий, связанных с обновленным пониманием жизни других людей.

Возрастная психология как наука начинается с того момента, когда встречаются два человека, имеющих разные цели: первый человек - это взрослый, который ставит своей задачей получение истинного, точного знания о закономер­ностях психического развития, а вторым человеком может быть ребенок, ровесник взрослого или кто-то старше его по возрасту - человек, которого психолог назовет испытуемым, исследуемым. Уже само возможное различие в физическом возрасте по­рождает проблему понимания. Эта  проблема, например, многократно усложняется, когда речь идет об изучении ребенка.

Существующие многочисленные методики: экспе­риментально-генетический метод, клиническое наблюдение, метод поэтапного формирования, включенное наблюдение, лабораторный эксперимент и тому подобное, - позволяют расчленить, разделить непрерывное течение жизни чело­века на отдельные ситуации, закономерные с точки зрения исследователя, экспериментатора; строгая фиксация этих си­туаций в материалах научных протоколов позволяет анали­зировать именно эти ситуации, а не видение самого ученого. Хотя, если протокол не формализован (нет стандартной фор­мы), то, естественно, исследуемая ситуация будет видеться и пониматься по-разному всеми ее участниками и лицами, ко­торые попытаются ее повторить.

Исследователь в возрастной психологии имеет дело с прото­кольно зафиксированной ситуацией. Она для него сам предмет ана­лиза и, одновременно, объяснения - интерпретации.

Ученые используют такие понятия для описания своей экспериментальной и теоретической работы: практическая и теоретическая актуальность, предмет, задачи, методы и гипо­тезы исследования. Кратко остановимся на характеристике понятий, определяющих работу в области возрастной психологии.

Практическая актуальность - это описание тех лиц или сфер деятельности, где на практике может быть использова­но получаемое знание. Например, при организации обуче­ния людей конкретного возраста или при определении го­товности разных лиц к какому-то виду деятельности (выбору профессии, школьному обучению, к семейной жизни и тому подобное).

    Теоретическая актуальность предполагает формулировку проблемы (или проблем) с точки зрения самой науки, законо­мерностей ее развития как особого явления в жизни общества, как особого явления в жизни самого ученого. В момент осознания теоретической актуальности своей работы ученый с необходимостью обращается к своим переживаниям по поводу ценности, истинности получаемого им знания, что может обострить его отношения с коллегами даже со всем научным  сообществом. История науки и наше время дают множество примеров личного научного мужества ученых, сумевших заявить о существовании своей собственной теоретической позиции в понимании человека. Практически любой автор любой теории - З. Фрейд, К. Юнг, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже и другие знаменитые и не очень исследователи переживали момент интеллектуального и эмоционального напряжения, связанного с предъявлением своей позиции для научной общественности, произнося: «Я считаю иначе» или «Я считаю так». Достаточно в этой связи вспомнить факт из биографии З. Фрейда, когда он в течение восьми лет был практически лишен общения с научной общественно­стью, так как высказал свою точку зрения.

В возрастной психологии проблемами можно считать не­сколько вопросов, постоянно присутствующих в деятельно­сти ученого, исследующего закономерности развития психи­ческой реальности. Будем считать проблемой  вопрос, на который нет однозначного  ответа. Такие вопросы можно разделить на две (очень условные) категории: вечные проблемы и преходящие, то есть ситуативно обу­словленные. 

 Вечные проблемы  науки возрастной психологии можно сформулировать так:1.Что такое психическая реальность? 2. Как она развивается? 3. Как можно предсказать ее развитие и воздействовать на него? Естественно, эти вечные вопросы смыкаются с вопросом о том, что есть человек, то есть с вечным философским, или, как говорят, методологическим  вопросом.

Возможность работать над этими вопросами для ученых зачастую связана с решением  преходящих, то есть обуслов­ленных конкретным  историческим временем, проблем, или, как говорят, социальным заказом. Так, отвечая на конкретный социальный вопрос о готов­ности ребенка к школе, психолог широко работает с понятием психического развития, так как именно это понятие как спо­соб научного мышления позволяет формулировать гипотезы о связи конкретных фактов поведения ребенка, которые полу­чает исследователь в ходе своей работы.

Гипотезы (или гипотеза) дают основание для построения закономерности, соотнесения ее с другими, уже известными; таким образом, гипотезы позволяют увидеть не только на­стоящее время какого-то факта, но и его возможное прошлое и будущее. Гипотеза лишает факт статичности, ограниченности, мимолетности. Через гипотезу факт(ы) становится материалом для построения системы мышления, организующей понимание жизни человека человеком. Ученый осознает свою гипотезу, понимает ее неполноту и ограниченность. Люди в обыденной  жизни склонны придавать гипотезам всеобщее значение, даже не обращая внимания на то, что устанавливаемая ими связь между фактами или их свойствами может носить случайный, временный, ситуативный  характер, например, связь между фактом присвоения ребенком чужой вещи и воровством - фактом криминальной жизни взрослых.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18