Возрастная психология
В современных условиях жизни
оно чаще всего реализуется среди сверстников (возрастные субкультуры обладают
относительной замкнутостью и непрозрачностью друг для друга). Что же это за
отношение и почему оно является таким важным? (Вспоминается неподдельная грусть
и даже обида на жизнь в словах человека 69 лет о том, что за всю жизнь так
друга и не встретил.).
Дружба - одно из самых
потаенных экзистенциальных проявлений жизни Я, жизни живого Я. Первое, что
бросается в глаза наблюдателю при анализе дружбы, это то, что другу разрешается
приходить в дом. Друг никогда не бывает там гостем, он там присутствует в
совершенно особом качестве. Может быть, прояснить это качество поможет словарь
С.И.Ожегова: «Друг - 1. Тот, кто связан с кем-то дружбой ("Близкие
отношения, основанные на доверии, привязанности, общности интересов" -
там же). Сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь. Употребляется
как обращение к близкому человеку, а также просторечие) как вежливое обращение
к товарищу, к соседу, встречному человеку. Гость - 1. Тот, кто посещает,
навещает кого-нибудь в домашней обстановке. 2. Постороннее лицо, приглашенное
присутствовать на собрании, заседании».
Гость - это человек, который
претендует на близость, на возможность присутствовать в психологическом
пространстве человека. Зачем? Роль гостя можно сравнить с ролью зеркала
(слегка кривого) - он должен отражать достоинства хозяев. Гость быстро
становится нежеланным, если он этого не делает. Гость выполняет особую
психологическую миссию - он дает хозяевам дома (или хозяину) пережить
необходимость построения отношений, именно построения, а не проявления. Перед
гостями нельзя ударить лицом в грязь и тому подобное. Гость - это человек,
который своим присутствием вынуждает хозяев вести себя хорошо. Наверное,
традиции детских балов и утренников, проводимых для небольших групп детей,
помогали осваивать это умение. Пригласить кого-то в гости или самому пойти в
гости - значит в известной степени взять на себя обязательство «быта хорошим»,
«быть правильным». Того, кто не умеет это делать, в гости обычно не
приглашают.
Иное дело друг и дружеские
отношения. По сути дела одним из первых симптомов появления дружеских
отношений является приглашение человека в дом. Если гости приходят для того,
чтобы рано или поздно покинуть дом, то друг приходит туда, чтобы остаться там
надолго («остаться» не буквально, а в переносном, метафорическом смысле).
Истории известны случаи, когда дружба длилась всю жизнь. Друг начинает
занимать место в психологическом пространстве человека, в доме его души особое
место. Как оно появляется? Это одна из тайн человеческой жизни.
У человека в юношеском
возрасте существует огромная потребность, необходимость в интегрировании
разных проявлений жизни своего Я - он чувствует, переживает возможность этого
как направленность течения жизни, но для осуществления интеграции нужна сила,
нужна энергия, позволяющая преодолеть противоречивость разных проявлений
жизни, ее глобальную противоречивость - наличие в жизни смерти.
Источником такой силы, такой
энергии становится друг - другой человек, который своим присутствием дает
необходимую психологическую информацию для интеграции Я. Какая это
информация? Информация, подтверждающая, утверждающая действительность,
правдивость, реальность существования Я другого человека как для него самого,
так и для всех людей. Здесь проходит основная линия разграничения содержания
отношений с гостем и с другом: с гостем надо казаться, с другом надо быть Я.
Друг для человека - это его
живая, реальная, «всамделишная» экзистенциальность, поэтому если с гостем
может быть тяжело, то с другом - легко. Возможно, по этой легкости и узнают
люди своих друзей - с ними словно возвращается (проявляется) полнота
собственной жизни, растрачиваемая с другими людьми на установление отношений,
например, ранговых, служебных, и тому подобное.
Как возникает дружба - это
отношение, в котором требуется обязательно быть, а не казаться собой? Психологи
обычно описывают момент возникновения дружбы как особое явление и называют
его психологической “встречей” - феноменологическое явление, которое описано и
изучено недостаточно. Однако исследована достаточно подробно, например,
потребность в общении у молодых людей и другие виды так называемых социогенных
потребностей, то есть потребности в других людях. Юность характеризуется как
период выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, подтверждении
возможности осуществления собственного находит свой предмет (другого) в
момент встречи. Главное переживание, которое ее характеризует, - это узнавание
близости этого человека себе, своему Я. Иногда его описывают как разрыв, как
скачок в обычном течении жизненных будничных событий. Можно иметь много
знакомых людей и очень долгое время, но так и не пережить такой встречи. Для
дружбы не имеет значения частота и длительность контактов с настоящим другом.
Важна и единственно существенна содержательная сторона встреч.
Дружба, как и все
межличностные отношения, подвержена кризисам, связанным с потерей уверенности в
другом человеке. Преодоление кризисов такого рода - сложный момент в развитии
человека, часто для его разрешения нужен посредник, который дает возможность
вернуться к истокам кризиса, уточнить и пересмотреть свои позиции.
У настоящей дружбы есть одно
удивительное свойство — в ней никогда не возникает потребности изменить другого
человека. Каждый из них имеет свое жизненное пространство, психологическое
пространство, где выстраивается его жизнь. Друг бывает рядом, он занимает такое
положение, которое помогает осуществить переход на другую позицию с учетом
существования уже имеющейся. Друг не разрушает позицию, он помогает ее
отрефлексировать, осознать, то есть посмотреть на себя со стороны, используя ту
часть знания о себе, которая для этого необходима. Друг помогает быть справедливым
в отношении собственного Я, собственной позиции. Никто другой этого сделать не
может.
Как правило, дружба прощает,
прощает до конца. Это свойство настоящей дружбы, прощение до конца - это
проявление безграничного доверия к силе Я другого человека осуществить свою
интегральность, воплотиться в жизнь. Как только начинается сомнение или
осуждение, значит, что-то в дружбе надломлено и уже навсегда. Может быть,
затемнен источник силы, направленной на другого человека, может быть, он иссяк
из-за неумеренного использования.
Дружба имеет нравственную
природу. Однажды потерянное доверие не восстанавливается никогда. Этот
грустный закон давно описан и понят исследователями дружбы. Благодаря дружбе
человек решает свою жизненную задачу развития - задачу интериоризации морали.
Нравственная природа дружбы заключена в ее бескорыстности, в ее непосредственном
(«беспредметном») отношении человека к человеку. Психологически важно то, что
дружба дарит человеку силу для строительства собственной целостности, которая
порождает и силу его Я, сохранять и охранять свое Я, свои права, переживать их
необходимость для сохранения своего Я и Я других людей от возможного
воздействия. Именно здесь найдены психологические истоки правового сознания
человека. Дружба - это процесс осуществления равенства Я, право - это процесс
осуществления социального равенства.
Некоторые важные моменты,
характеризующие возрастные особенности принятия решений о карьере в юношеском
возрасте. Прежде всего, это необходимость прояснения для себя самого своей же
собственной цели. Психологи давно уже выявили интересную закономерность -
нравственная цель вызывает огромную мобилизацию сил на долгое время - на марафон
творческой деятельности. Конкретные цели таким свойством не обладают, после
достижения их быстро наступает спад активности, чреватый депрессией и скукой.
Кроме того, в принятии
решений о карьере огромное место отводится явлению, которое можно назвать социально
психологическим реализмом - способностью определить соответствие своего Я тому
социальному пространству, которое предполагает избираемая карьера. В этом не
последнюю роль играют два важнейших психологических образования: концепция
жизни и Я-концепция, где степень идентичности Я самому себе является той
силой, которая будет определять успех в осуществлении намерений относительно
своей жизни.
Решение жизненных задач, так
же как и задач собственного развития, предполагает предвидение, ориентацию на
будущее и степень его возможного воплощения, для этого надо иметь осознанную
теорию (пусть и не абсолютно верную) того явления, с которым человек
собирается иметь дело. Это можно сформулировать достаточно жестко: надо только
знать, что хочешь увидеть в будущем. Тогда настоящее будет конкретной
ступенькой, шагом к нему. Неопределенное будущее не дает возможности двигаться
к нему. Это очень трудно, для этого надо преодолевать собственную дискретность.
У юности есть для этого все возможности в интериоризации норм нравственности,
в осознании своей экзистенциальности.
Современная психология
располагает большими возможностями для исследования индивидуальных
особенностей человека - его психологического типа. При выборе карьеры мимо
этого знания (может быть, полученного и другим путем) проходить не надо. Оно
дает возможность уточнить содержание своей Я-концепции, концепции жизни.
Возможно, будет информацией к самовоздействию.
Профессиональная ориентация и
подбор кадров в современных условиях - дело далеко не личное; осуществляясь
как Я-решение о карьере, оно будет отзываться на жизни многих людей, если не на
жизни всего человечества. Через это решение начинается путь в практическую
этику, где чувство долга я ответственности выливается в конкретные профессиональные
решения и действия.
Юношеский возраст - возраст
роста силы Я, его способности проявить и сохранять свою индивидуальность; в
это время уже есть основания для преодоления страха утраты своего Я в условиях
групповой деятельности или интимной близости, или дружбы. Именно в этих
условиях Я пробует свою силу, через противостояние с другими людьми юноши
обретают четкие границы своего психологического пространства, защищающие их от
опасности разрушительного воздействия другого.
Опасность этого периода жизни
состоит в том, что отношения близости, соперничества и борьбы переживаются в
связи с людьми, подобными себе, со сверстниками. Это рождает предвзятость в
отношениях, неприятие самого себя и других, это одиночество, за ним - страх
перед близостью. Может быть, отчасти потому ранние браки и обладают такой
хрупкостью, что за ними стоит страх перед одиночеством, а не переживания
полноты жизни.
Сегмент 2. - 4.2. Переход от юности к взрослению ( 23-30
лет).
Введение.
С какой точки зрения людей
можно считать взрослыми? Таких точек зрения несколько.
Физиологическая (с
точки зрения функционирования всех систем организма). Физиологически у многих
девушек (примерно у 25%) половое влечение достигает своего полного развития
лишь к 26-30 годам, максимума - к 28-30 годам и держится у многих на этом
уровне примерно до 60 лет. У некоторых женщин значительное снижение полового
влечения наступает к 45-50 годам. У мужчин потребность в половой жизни
достигает максимального уровня к 25-30 годам, после чего наблюдается
постепенный спад. Так, многие жены до 30 лет жалуются, что мужья их в половом
отношении слишком активны, а после 30 лет чаще начинают жаловаться на недостаточную
половую активность мужей.
Внешне взрослые, люди еще
растут с физиологической точки зрения. С точки зрения их природных свойств они
могут считаться еще маленькими и даже не подозревают об этом.
Психологическая точка зрения
представлена теми важнейшими новообразованиями, которые вносят в жизнь
нормального человека создание собственной семьи и родительство. Современные
исследователи семьи, как отечественные, так и зарубежные, давно и с тревогой
пишут о ее кризисе. Особенно остро он проявляется в тех конкретных случаях,
когда возрастной личностный кризис членов семьи приходится на кризис
межличностных семейных отношений. Исследователи семьи давно заметили, что
межличностные отношения в семье подвержены закономерной динамике, которая
отражает естественное изменение в содержании отношений. Большинство
исследователей сходятся во мнении, что семейное счастье наиболее хрупким бывает
в первые пять лет супружеской жизни и на рубеже пятнадцатилетнего совместного
проживания, когда партнерам по браку 45-60 лет. Молодых людей, создавших семью
(средний возраст их примерно 24 года), ждет не только начало семейной жизни, но
и критический период ее становления.
Кризис в межличностных
отношениях проявляется в частых конфликтах. Любовь - это высшее проявление
свободы человека, нельзя заставить полюбить - это противно природе человека,
его экзистенции. В своей любви мужчина и женщина стремятся к созданию новой,
никогда не существовавшей общности. Наверно, в этом одна из трагедии любви -
она одновременно высшее проявление свободы каждого конкретного, живого,
любящего и одновременно стремление к общности, взаимному обладанию, двое
создают единое без потери (наоборот с расцветом) в них же индивидуального.
Возрастные особенности
периода взросления состоят в том, что друзья относятся друг к другу
реалистично, честно, а любящие - романтично, идеализированно. Друзья относятся
друг к другу по принципу: «Я думаю, что ты...», а любящие так: «Я чувствую, что
ты...» Соответственно, отношения в дружбе больше строятся по логике мышления, а
в любви - по логике чувств.
Как человек решает важнейшую
задачу своего личного развития (а теперь и развития конкретного другого
человека - партнера по браку) - устройство жизни в новой семье. Выделим в этой
задаче несколько планов: физиологический, социальный и психологический. Все эти
планы соответствуют (в большей или меньшей степени) проявлениям жизни, о
которых говорилось выше: реальному, фантомному и полному.
Физиологический план решения
жизненной задачи создания семьи и ее существования предполагает освоение
пространства своего тела и тела другого человека; тело, его свойства -
реальность жизни. О том, насколько это непросто, говорят не только врачи сексологи
и сексопатологи, но и психологи, и... сами люди друг другу, пытаясь понять,
почему вдруг такое свое, казалось бы, знакомое-презнакомое тело становится чужим
и бессильным. Дело не в болезни органов (хотя и это бывает), дело в психогенных,
говоря иначе, травмирующих душу факторах, которые буквально парализуют
(«убивают») тело человека. Сегодня молодые супруги без труда могут найти
необходимую им литературу. Необходимым руководством для освоения физической
стороны жизни будет не только изучение своего партнера, но и самого себя, в
том числе истории жизни своего тела. Так, например, известно, что сексуальные
трудности женщин чаще всего связаны с деформированным восприятием своего
тела: с боязнью прикоснуться к нему, со страхом перед негативными последствиями
секса и тому подобное.
Социальный план решения
задачи жизни в новой семье очень быстро становится фантомным проявлением жизни
в том случае, если партнеры по браку не умеют строить новую общность, а
копируют существующий в обществе идеал семьи. Такими образованиями, как идеалы,
нормы, правила, ритуалы, обычай и так далее, заполнено фантомное проявление
жизни, которое, несмотря на его внешнюю неосязаемость, обладает огромной силой
воздействия на человека. Все фантомные проявления жизни обладают высокой
степенью жесткости, они как бы проявление смерти в жизни. Воспроизведение в
своей новой семье стереотипов поведения родительских семей - один из наиболее
распространенных ошибочных путей решения своей личной задачи в семейной
жизни. Фантомы социальных ожиданий, идеалов и норм будут вмешиваться в
отношения, лишая непосредственности, то есть жизни. Нужна большая сила
переживания присутствия в себе этой силы, чтобы противостоять фантомным
образованиям и в себе, и в другом человеке.
Психологический план решения
задач жизни в новой семье проявляется как творчество друг друга и творчество
совместной общности - общего дома для двух разных, но единых душ. Познание
другого и себя, проявление в другом и себе лучшего - это постоянное
экзистенциальное содержание семейной жизни. Если оно таково, то семейная жизнь
становится жизнью полной, это ее известное всем описание как рай в шалаше с
милым.
Каждый план решения задачи
жизни в новой семье выделен относительно условно: в ежедневных хлопотах и
заботах об устройстве совместной жизни они переплетаются в поток дня, но
каждый из них обладает и своими законами, как свои законы есть в мире
реальном, фантомном, творческом. Бесконечное число фактических данных
подтверждает тот факт, что любовная лодка разбивается о быт очень часто.
Статистика разводов ужасающа.
Жизнь в новой семье
обостряет экзистенциальные переживания не только их сложной выраженной многоплановости,
но и необходимостью конкретизировать их в действия до банальности простые,
ежедневные и даже скучные: мытье посуды, уборка, приготовление пищи, совместное
проведение времени и тому подобное. Быт, одним словом. Вот тут-то и
проявляется идеальность любви, которая проходит суровый экзамен на
жизнестойкость. (Возрастная психология. Г.С.Абрамова. – М.,Academia, 1999 г. – с. 554-555).
Первый возрастной кризис
молодой семьи приходится на годы совместного проживания 2.2- 8 лет.
Второй – с 16 до 26 лет совместного
проживания. Что же происходит? Все объясняется тем, что решение жизненных
задач создания семьи требует особого опыта жизни собственного Я и знаний, да
просто информации о человеке, который рядом. Далеко не всегда любовь дает опыт,
необходимый для создания семьи, она слишком сложна для этого. Создание семьи
требует опыта устройства собственного Я в его психологическом пространстве, т.
е. опыта осознания собственной концепции жизни, собственной же Я-концепции и
концепции другого человека. Этот опыт дает человеку возможно быть терпеливым,
то есть не реагировать на ситуацию, а строить свое поведение хотя бы на основе
минимального анализа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|
|