бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возрастная психология бесплатно рефераты

Подростки чувствуют себя загнанными  в трудный  период  своей жизни, потому  что взрослые не находят для них места - элементарного простран­ства - в жизни, так как не знают (не все, но многие), что для осуществления Я  ребенка необходимо (!) и внешнее, и внутреннее пространство. Такое пространство, где можно себя чувствовать защищенным, переживать границы  своего Я, своего психологического пространства как надежные.

В этот период подросток ставит главный вопрос: «Зачем живут люди?» Он видит в этом вопросе как ключевое слово «живут», освоение пространства жизни во всей его полноте и целостности - вот главная проблема подросткового возраста. Недаром именно в этом возрасте у детей просыпается интерес к музыке, можно даже говорить о музыкальных странствиях современных подростков. Родители знают, что часто музыка сопровождает подростка во всех его ежедневных  занятиях, выполняя множество самых разных функций. Об одной из них хотелось бы сказать особо - музыка выполняет функцию интеграции множества разнообразных и  не соответствующих друг другу переживаний подростка, создает (пусть на время) переживание собственной целостности, ритмически организованной, то есть предвидимой, предощущаемой.  Известно, что именно ритмичная музыка нравится подросткам больше всего.   

Интенсивный  физический рост и переживания, с ним связанные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности и тому подобное вносят мощный дисссонанс в Я-концепцию подростка. Напряжение, вызванное этим требует преодоления за счет увеличения силы Я, которая приходит за счет освоения жизненного пространства, выстраивания своего места в нем. Подростки резко и часто меняют интересы и увлечения, у них наблюдается перестройка систем оценок других людей и себя, возникают конкретные жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению.

У роста есть свои законы, у рас­тущей души, у растущего Я они свои, каждой поре надо вы­зреть, и рост должен быть постепенным. Противоречивость переживаний в юношеском  возрасте - это проба на глубину своего психологического пространства, приближенность к экзистенциальным  его характеристикам. Противоречивость (или дихотомичность) естественно связана с жизнью тела мо­лодых людей, ведь часто именно оно дает пищу для построе­ния новых переживаний.   

В это время юным людям снятся космические сны - они видят как бы со стороны свое собственное тело, которое соотносится по размеру или поло­жению  с планетами или со светилами - Солнцем, Луной. Об­ращает на себя внимание общность сюжетов: во всех них есть переживание противоречивых чувств по отношению к планете или светилу, в основном это чувства притяжения и отталкива­ния. В этих снах юные люди сталкиваются с проблемой конкретизации (воплощения) своей экзистенциальности, своей сущно­сти, своего назначения.   

В бытовой, дневной жизни тело подсказывает формы та­кой конкретизации в виде осуществимой половой роли. Жен­ская роль в этом смысле очевиднее, - давно замечено, что де­вушки испытывают меньшие колебания в переживаниях, свя­занных с воплощением собственного Я, они сравнительно быстро достигают устойчивости. Не­даром 16-17-летняя девушка производит впечатление взрос­лого человека, что далеко не всегда можно сказать о молодом человеке ее же возраста. Известно, что девушки в этом воз­расте чувствуют себя взрослее своих сверстников и склонны их опекать и воспитывать, даже перевоспитывать.   

У юношей  диапазон колебаний в переживаниях значи­тельно шире и они дольше идут к обретению устойчивого отношения к самому себе, то есть к ощущению границ сво­его Я и его динамической силы. Как тут не вспомнить слова из пословицы о том, что мужчине принадлежит весь мир... Для того чтобы это почувствовать, надо проделать огром­ную  работу по построению своего мирового  (соответст­вующего  меркам мира)  психологического пространства, ощутить в себе силы Я по возможному  устройству жизни именно в таком масштабе.

Идеал как мечта о творчестве жизни, о создании жизни. Он  как бы фиксирует саму возможность полной  жизни, основанной на собственных усилиях по ее построению. Это одно из оснований для появления чувства взрослости и его укрепления по мере роста  физических и духовных  сил юных людей. Идеал имеет огромное влияние на выбор и осуществление профессиональной деятельности, выбор той сферы приложения своих сил, которая будет приносить переживание полноты жизни, как бы отражать реализуемость, призвание человека - одно из важнейших экзистенциальных переживаний, отражающих реалистичность усилий по организации и осуществлению жизни.   

Получается, что в отношениях подрастающих юных людей со взрослым миром (и в самоотношении) постоянно актуальной оказывается (в разных конкретных проявлениях) важнейшая экзистенциальная проблема - проблема свободы и ответственности Я за свое же собственное воплощение в конкретных, бытовых, ежедневных проявлениях жизни, где чувство реальности собственного Я дает человеку то достоинство, за которым другими людьми читается его уверенность в наличии у него своего места среди людей. Иначе это еще называют чувством социальной принадлежности, может быть это его формула: «Я не чужой на этом свете».   

Когда возникают проблемы  в становлении этого переживания, юноши и девушки сталкиваются с невыносимой плотностью бытия, которое не поддается их попыткам найти в нем свое место. Давно уже был отмечен факт, что юность сравни­тельно легко идет на самоубийство. Даже сама мысль об этой возможности часто является сладостно-утешительной, сни­жающей как бы степень риска перед возможными жизненны­ми трудностями. Да, юные люди живут большей экзальтиро­ванностью, невыраженными и неопределенными волнениями и думами, которые они не могут реализовать в соответст­вующей себе форме. Такую форму нельзя найти в один день или в один час, на ее поиски могут уйти годы, для наблюдате­ля это вообще может выглядеть как нечто ненормальное, на­пример, уход в секту, приобщение к вегетарианству, увлечение каким-то видом коллекционирования и тому подобное. Все это может быть не тем, не моим, все это может быть отброше­но или превращено в свою противоположность, и вчерашний панк может стать примерным студентом университета, и все это за короткое время.   

Именно в это время границы между душой и телом очень размыты. Недаром во все времена такое большое внимание уделялось физическому воспитанию молодых, юных людей. Овладение пространством собственного тела как психологическая проблема появилась в науке благодаря работам Стенли Холла, который обратил внимание на то, что сил подростков не прибывает по мере роста массы их тела. Половые различия очень ярко проявляются в развитии скорости движений. У мальчиков сила и ее увеличение выступают на первый план, у девочек больше развивается быстрота движений. Координация также улучшается, почему и движения становятся более ловкими, хотя ловкость представляет качество, достигающее совершенства в последующие годы, когда равновесие в организме получает большую  устойчивость.   

Из-за особенностей развития мышечной системы и ее координации нервной системой подросток очень быстро утомляется, что вызвано напряжением всей нервной системы, в том числе и центральной. Перед воспитателями подростков стоит непростая проблема создания для них необходимых условий жизни с целью  предотвращения переутомления, раннего истощения нервной системы. С сожалением  приходится констатировать, что признаки раннего физического старения можно сегодня наблюдать у очень молодых людей, еще даже не вступивших в период юности, а только стоящих на ее пороге.   

Как говорят исследователи подросткового возраста, под­росток-девочка и подросток-мальчик - это две различные биологических величины. В этот период жизни они пережи­вают необходимость решения такой жизненной задачи, как установление близких отношений с лицами противополож­ного  пола. Биологическая основа этой формы  поведения представляет собой врожденный инстинкт исключительной силы, значение которого в жизни человека нельзя недооце­нивать. Появление переживаний, связанных с отношением к противоположному  полу, можно  зафиксировать у детей в очень раннем  возрасте - уже в 1,5-2 года они могут про­явить выраженное восхищение человеком, явно любуясь им.

В подростковом возрасте расцветает такое, еще мало изученное, явление, как собственный язык подростков. Явление, которое отмечается во многих странах. Подростки уходят в сторону словесного максимализма, прямо или косвенно отражающего те переживания необычного космического порядка, в которых они прикасаются к экзистенциальному. Словесный максимализм обычного порядка («никогда», навсегда», «класс» и тому подобное) переходит в образование жаргона. Этот жаргон открыт всем жаргонам языка, в том числе и жаргону преступного мира - зоне. В общении друг с другом применяется словесная небрежность, даже пренебрежительность, разрушающая границы  и дистанции. Общим достоянием подростков становятся оригинальные, с их точки зрения, словесные выражения. Молодые люди, например, с  удовольствием используют  фразу «дохлый барсик», придавая ей десятки смыслов интонацией и жестами.  

В этом возрасте для подростков важны живые образцы живой устной речи! Как важна практика собственного живого говорения и практика слушанья живой речи! В жизни, особенно школы, так часто недооценивается это умение, что старшеклассники, обнаружив собственное косноязычие, склонны отождествлять его с собственной бездарностью.

За проблемой нечитающих  подростков видна оглушенность их сознания, которую разные авторы описывают то как сон души, то как конформизм (бездумное следование другим людям), то как неспособность любить себя. Тревогу вызывает в явлении «нечтения» то, что без книги подросток становится обделенным одним из важнейших средств культуры, развивающем в человеке способность к сосредоточению на собственном Я.

Для подростков естественно в своем умственном образо­вании стремиться к углублению и расширению своего психо­логического пространства, своего Я. Секрет в том, что это стремление осуществляется среди взрослых, которые решают свои задачи в отношении обучения молодых. Подростки бес­конечно нуждаются в помощи и поддержке старших по реше­нию жизненно важной задачи - развития своих интеллекту­альных возможностей, так как в этот период жизни реаль­ность собственного мышления такова же, как реальность те­ла.

Это обостряет значение содержания общения между подростком  и взрослыми людьми. На поверхности бытового поведения подростков видно, что они очень много сил и времени отдают общению со сверстниками. Казалось бы, значение взрослых существенно меняется в сторону уменьшения его значения. Но  чудо жизни Я состоит в том, что зажечь его в полную силу у  юного человека может только человек зрелый.

Потребность в общении со взрослыми обусловлена прежде всего проблемами перспективного жизненного самоопределения. Содержанием общения со взрослыми становятся вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами, выбор профессии. Значительное большинство школьников испытывают острую потребность в нерегламентированном общении со взрослыми, которые составляют их ближайшее окружение.   

Обращает на себя внимание еще одна особенность общения подростков со взрослыми. Если ребята в большинстве случаев не удовлетворены отношениями со старшими, то взрослые те же отношения считают вполне приемлемыми, те есть не понимают отношения с подростками - переоценивают или недооценивают их. Реально то, что взрослые, скорее, не понимают, чем  понимают потребности детей.

Юные  люди, удовлетворенные своим доверительным об­щением со взрослыми, характеризуются развитой способно­стью самостоятельно, без помощи других, не по готовому шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами реально­сти человеческой жизни анализировать и оценивать качест­ва своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. Поведение этих подростков взрослые и сверстни­ки воспринимают и оценивают как «взрослое».

Совершенно иная картина характерна для школьников с низкой удовлетворенностью общения со взрослыми. Они за­трудняются самостоятельно анализировать и оценивать свер­стников и взрослых, не умеют и не хотят это делать. В пове­дении этих подростков наблюдатели  отмечают  агрессив­ность, недоверчивость, конфликтность, безразличие ко всему и так далее.

Недаром конкретные экспериментальные данные показы­вают, что доверительное общение с родителями связано с проявлениями пониженной тревожности, а регламентирован­ность - с повышенной. С сожалением приходится констатировать, что потреб­ность подростков в  нерегламентированном общении со взрослыми не получает своего удовлетворения, так как в жизни преобладает регламентированный тип общения. Вспоминаются в этой связи слова подростка, сорвавшиеся у него в ответ на упреки взрослых в его плохости: «Вспомните хотя бы, как вы меня любили в детстве».

Подросток потенциально готов к освоению морали, как он уже переживает необходимость в интегративных механизмах, позволяющих  сохранить его Я  от воздействия других людей. У него уже есть готовность к организации своей жизни в соответствии с идеей-концепцией жизни, даром мировоззрение подростков часто называют идеологизированным;  он еще только определяет свое место среди людей, свое место в обществе, с которым он уже может общаться на  равных. Он готов к воплощению  идей лучшей организации жизни, можно сказать, что он готов к подвигу. Этой готовностью  к подвигу можно разграничить подростковый  и юношеский  возраст.

ПСИХОЛОГИЯ ЮНОСТИ

План изложения


Сегмент 1. -  4.1. Юность (18-22 года).

Сущность отношений дружбы. Отличительные психологические особенности “встречи”.   

Существование динамики в межличностных отношениях. Психологическое пространство

формирования навыков принятия ответственного решения в юности.


Сегмент 2. -   4.2. Переход от юности к взрослению ( 23-30 лет).

Критерии взрослости: физиологические, психологические, юридические. Кризис межличностных отношений. Управление пространством семьи. Психологическое наполнение ролей в семье – роль Матери, роль Отца. Психологические ловушки в роли Отца. Выработка психологического стиля жизни семьи.


Сегмент 3. -   4.3. Переходный возраст (30-35 лет).

Психологические особенности перехода к формальной, официальной зрелости. Женщины “бальзаковского возраста”. Влияние чужих на психологическое пространство семьи. Развитие ролевых отношений. Психологические ловушки возраста. Психологические особенности мужчин переходного возраста.


Сегмент 1 - 4.1. Юность (18-22 года).


Введение


Юность, - этап жизни человека, границы которой связываются с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Человек должен принять на себя ответственность за устройство жизни в той степени, в какой это возможно в конкретных социальных условиях. С этой точки зрения юность - возраст участия в выборах органов государственной власти. Решение каких задач собственного развития обеспечивает человеку эту возможность - потенциально правильную социальную ориентацию в качествах других людей?

Подростковый возраст завершается переживанием необходимости собственной целостности, интегрированности. Подросток нуждается в руководстве, в присутствии человека, задающего саму  возможносгь такой интегрированности как цели, как жизненной перспективы, стремление к которой не является фантомным, утопичным,  бессмысленным. Подросток готов к осуществлению подвига  собственной жизни, реализуемой своими же усилиями. Значит, он готов и к целостному, правдивому, реалистичному отношению к факту своего собственного существования.

Остается еще раз удивиться тайне человеческой природы,  в которой жизнь породила  сознание, знающее, что сущест­вует и что может не существовать. Для того, чтобы выбрать существование, выбрать жизнь, сознание должно само себе сказать «да», то есть Я должно предпочесть свою индивидуальную живую  жизнь всем другим видам жизни, в том числе и смерти. У человека всегда есть выбор между бытием и небытием, он совершается как балансирование по канату над пропастью, где грани между Я и не-Я удерживаются чувством ценности жизни, переживаемой как “моя-жизнь”. Эсхил в свое время называл людей «эфемерными», то есть как бы кратковременно существующими  для других. В этом глубокий смысл, так как “моя-жизнь” может существовать такой только тогда, когда она воспринимается так же другими.

Психологическое пространство человека весьма неоднородно, это делает целостность его Я неустойчивой, восприятие жизни как “моей-жизни” колеблется, часто по причинам непонятным самому  человеку. Что придает устойчивость Я, так необходимого для осуществления выбора между бытием и небытием? Человечество давно знает ответ на этот вопрос. Каждый человек ищет и находит на него ответ в разном возрасте, но наиболее вероятно, что и сам вопрос и возможность ответа на него приходят в юности.

Наверное, в самом общем виде ответ может быть дан такой: каждый человек в мире не лишний. Потенциально каж­дый человек - создатель нового, творец самой жизни, так как обладает данной ему экзистенцией. Для конкретного  ответа на данный  вопрос у человечества достаточно опыта, который многие  пытались обобщать и описывать как явление человеческой дружбы (Возрастная психология. Г.С.Абрамова. – М., Academia, 1999 г. – с.538 – 539).   

У детей в середине детства возникает непонятная для его родителей тоска по «ребенку». Психология описывает это явление как экзистенциальное пережива­ние о необходимости собственного воплощения в другом. Развившееся тело, стремление Я к интегрированности с новой силой обостряет потребность (тоску) в подтверждении реальности собственного Я, обладающего не только потенци­альной, но и настоящей, правдивой, истинной, принимаемой другими  людьми силой. Появляется готовность к установле­нию  особого отношения с другими. В юности это особенно отчетливо проявляется отно­шением дружбы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18