бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возрастная психология бесплатно рефераты

Интеллектуальные силы проявляются в учении, в освоении нового, в способности к сосредоточению. Готовность мужчины к применению интеллектуальной силы для построения нового места в системе социально-психологических отношений связана с принятием решений о карьере, стиле жизни, пересмотре и обновлении решений, касающихся его социального положения.

Эмоциональная сила мужчины проявляется в его возмож­ности свободно переживать свои чувства, ясно выражать их и управлять ими. Именно эта сила заставляет мужчину в пере­ходном возрасте переживать нечто типа:«Во мне что-то не так. Я не могу установить добрые и близкие отношения со своими детьми. Они не видят во мне человека». Статистика неумолимо говорит о том, что мужчи­ны живут меньше, чем женщины. Есть все основания думать, что это связано с тем, что мужчины привыкают скрывать свои чувства, ведь им предписывается быть выдержанным в любых обстоятельствах. Невыраженные, не проявленные эмо­ции подтачивают организм, в прямом смысле слова разру­шая сердечно-сосудистую и нервную систему.

Переходный  возраст ставит перед мужчиной совершенно конкретную проблему проявления собственной эмоциональной силы в осуществлении родительской роли, - в осуществлении любви и будет проявляться социальная сила мужчины - его умение общаться с другими людьми, понимать их, сотрудничать с ними для достижения общих высоких целей. Реализовать свою социальную силу мужчине очень непросто, так как она приходит, на первый взгляд, в противоречие с пресловутым мужским эгоизмом.

На деле же дело выглядит так, что чем больше мужчина утверждает свой эгоизм, то есть становится индивидуальностью, тем больше возрастает его социальная сила - он становится незаменимым.  Незаменимость - нужность  другим людям  - это и есть проявление социальной силы. То, что он может  и умеет делать для других, создает переживание собственной социальной силы.   

Древние греки называли этот возраст и сопутствующие ему психоло­гические изменения порой «акмэ», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, цветущую пору, то есть момент наиболее полного расцвета человека.    Подчеркнутое отношение к этому возрасту есть и в рус­ских былинах и, конечно, в Библии. Переходный возраст, пережитый мужчиной как решение жизненных задач, пере­оценки изменившихся обстоятельств и условий осуществле­ния его индивидуальной судьбы, делает его практическим философом. Он не только отвечает перед собой за содержа­ние своей жизни, он чувствует в себе силы и возможности для воздействия на людей. Воздействие это обосновывается результатами собственного мышления, где критерий истины так же доступен для рефлексивной оценки, как и процесс собственного мышления.   

Именно в это время жизнь дает ему шанс стать хозяином своей судьбы, своей индивидуальности, это время, когда сво­бода и ответственность как качества человеческой экзистен­ции практически тождественны. Свобода быть самим собой и ответственность таковым стать. Это путь, по котором приходит мудрость.


ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА


План изложения.

О зрелости (36-50 лет). Понятие зрелой личности. Характерные кризисы этого возраста.

Психологические проблемы людей зрелого возраста, способы их разрешения. Функциональные

возможностей зрелых людей и их использование. Стрессфакторы зрелого периода жизни.


Введение.


Факт  состоит в том, что само понятие зрелой личности появилось в психологии сравнительно недавно. В возрастной психологии оно практически не применяется, а если и используется, то, скорее, в соответствии с контекстом психотерапевтического анализа индивидуальной судьбы человека, - в этом проявляется восприятие человека как нормального. Восприятие, обусловленное культурой, в ко­торой живет конкретный  человек и люди,  его воспринимающие. 

Понятие зрелой личности оказалось нетождественным понятию юридической ответственности человека, так как детство современного человека как социальная беспомощность длится очень долго, гораздо дольше физического возраста, с которого начинается эта ответственность (в нашей стране с 14 лет).  

Если с деструктивными тенденциями в сознании человека работают  психиатры и психотерапевты, то философы и ан­тропологи, писатели, психологи работают с понятием норм нормального человека, где вопрос о возможности быть нормальным связан с пониманием развития.   

Становление наук о человеке и развитие практики профессионального воздействия на его сознание сделало актуальным и вопрос о зрелости. В нем потенциально содержится необходимость понимания (и исследования) отношения человека к жизни в целом, во всех ее проявлениях.

Факты  исследования деструктивных тенденций в сознании  человека с очевидностью ставили  перед наукой и практикой вопросы о неудовлетворенности человека жизнью как источнике его болезней. Помочь, вылечить можно только в тех случаях, если эта неудовлетворенность (в той или иной форме) преодолевалась с помощью самого человека. Фактически  получалось, что вылечить можно того, кто хочет отвечать за изменение своего сознания.

Общая инфантилизация взрослого населения, которую отмечают многие отечественные исследователи, заставляет обращать особое внимание на понятие нормальности, которая на уровне бытового сознания зачастую воспринимается как тождественное зрелости и ее уровням.   

Понятие о том, что является нормальным, меняется очень быстро, может быть, это одна из самых изменчивых характеристик человека, особенно современного, особенно в тех случаях, когда она дается ему его же современниками. Естественно, что представления о нормальности обусловлены культурой настоящего времени, теми одобренными стандартами поведения (мышления, проявления чувств, силы воли и тому подобного), которые существуют в конкретных группах, видоизменяющихся во времени и социальном и психологическом пространстве.  

Важно, что понятие зрелости, зрелой личности связано с исследованием отно­шения человека к собственной жизни среди людей; не только себе самому, к своему Я, но к более широкому контексту осуществления жизни, к максимально широкому - космическому - контексту его жизни во всех проявлениях.

Кто оценивает уровень зрелости человека? Конечно, пре­жде всего он сам,  и люди, которые его непосредственно окружают. Именно они через систему своих ожиданий поддерживают в человеке переживание его собственной динамичности, изменчивости.

Взрослый человек в период зрелости попадает в ситуацию, когда окружающие склонны воспринимать  его как неменяющегося, то есть статичного, как бы неживого, тогда как он таковым не является. Создается противоречие самовосприятия (собственной изменчивости) и восприятия человека окружающими. Тогда у взрослого человека наблюдается состояние, которое в свое время Гегель называл «ипохондрией». Он говорил, что жизнь взрослого человека есть по преиму­ществу практическая жизнь, которая неизбежно связана с разными житейскими  мелочами и частностями. Занятие ими может восприниматься человеком достаточно болезненно, а невозможность  осуществления идеалов способна вызвать уныние – ипохондрию.

Современные психологи описывают эти переживания взрослого человека как кризис идентичности, проявляющийся в чувстве «отставания от жизни», в потере интереса к жизни, в переживаниях усталости и жизненной  скуки, в отсутствии ощущения полноты жизни. Точную  возрастную дату таких переживаний обозначить сложно, но она приходится на период зрелости, когда, каза­лось бы, объективно человек полон сил, занимает прочное социальное и  профессиональное место, достиг профессио­нальной вершины мастерства, но тем не менее.

Похоже, что  начинают давать о себе знать несколько важных групп и факторов, которые требуют к себе отношения с точки зрения концепции жизни. Это - изменения в физиологической активности организма, в его соматических свойствах (появление явных(!) признаков ста­рения), - резкое изменение социального и психологического пространства жизни человека, связанного с тем, что вырос­шие дети покидают дом, обзаводятся собственными семьями и вместе с их уходом из семьи, одновременно в пространстве жизни появляется много чужих людей (новые родственники). Это качественно новая ситуация не только освоения новых социальных  ролей (дедушки и бабушки, свекра и свекрови, тещи  и тестя), но и нового отношения как к собственной жизни, так и к жизни вообще.   

В связи с этим интересен 43-летний дед, который с не­скрываемым   удивлением рассматривал своего первого вну­ка, восклицая: «Откуда ты взялся? Я что, уже дед, я уже дед?! Какой  я дед?». Во весь рост встает проблема определения своего нового места в системе социальных отношений, в изменившемся пси­хологическом пространстве своей семьи, для этого требуются силы - энергия.   

Что может быть источником энергии в зрелом возрасте? Это - философия, осознанная концепция  жизни, осознанная концепция Человека, осознан­ная как возможность ее осуществления во всех мелочах жизни, которые не могут (не должны) заслонить в ней главное - ра­дость от самой жизни. В  переживании этой радости и рождается энергия для осуществления жизни, в переживании этой радости появля­ются силы для принятия изменений, для восприятия нового, для реагирования на новое в жизни как на естественное ее проявление. Именно осознанная философия жизни позволя­ет человеку отнестись к результатам своего труда, своих уси­лий как к преходящим - видеть в них не только абсолютную, но и относительную ценность в историческом времени.

Период  зрелости - самый длительный в жизни современного человека. За этим стоит не только объективно увеличившееся время его физи­ческой жизни, но и изменения, связанные с увеличением времени для достижения социальной зрелости, того, что в психологии принято называть социализацией, и объектив­ная же возможность влияния индивидуальной судьбы чело­века на жизнь общества. Именно в зрелом возрасте человек может (и должен) ощущать свою принадлежность к общест­ву в полной мере. Источником энергии в этом возрасте ста­новится разум человека, обращенный к проявлениям Я как к свойствам целой жизни.

Итак, период зрелости, период постепенного физического увядания, период изменения жизненного пространства за счет появления в нем новых чужих людей, которые будут в нем не случайными гостями, а спутниками жизни. Период зрелости, о котором человеку напоминают  прежде всего окружающие, ожидая от него мудрости, понимания  своего дела, если хотите, то совершенства, и в то же время склон­ные к оценке его как «предка», как человека устаревающего, отстающего от времени. Что  же происходит с людьми в этом периоде, какие психо­логические задачи стоят перед ними и как они их решают? Что происходит в семье, где дети уже вы­растают и покидают дом?

Бесстрастная статистика констатирует возрастание числа разводов у людей, достигших середины возраста зрелости - сорока - сорокапятилетних. Браки не выдерживают испытание вторым кризисным периодом, который, мнению многих исследователей, менее глубок, чем первый и может продолжаться год или несколько лет. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, повышением  эмоциональной  неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу  быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне, "пока не поздно» (Возрастная психология. Г.С.Абрамова – М.:Academia, 1999 г. – с.605).

Как протекает период зрелости для женщины? Как она справляется со всеми его проблемами? Прежде всего, это возраст начинающегося физиологического увядания; по старой пословице: «Бабий век — сорок лет, в сорок пять - баба ягодка опять». Запас физиологической прочности организма мощно дает о себе знать именно в этом возрасте прежде всего эмоциональной окраской жизни, того, что еще называют жизненным тонусом, оптимизмом, жизнерадостностью и другими словами, характеризующими силу человека.    Физиологическое  увядание женщины происходит постепенно, обычно этот процесс дает о себе знать в полную силу около 47 лет. Это время - перехода от половой зрелости к угасанию половой  функции - называется климактерическим  периодом.

Фантомизированное сознание, в котором существует представление о том, что с исчезновением менструаций начинается одряхление организма делает женщину практически беззащитной перед реальными процессами, которые происходят в ее организме.

Может  сложиться такая ситуация, что фантомное проявление жизни потеснит все другие ее возможности и приведет к возникновению угнетенного состояния, депрессии. Женщина, которая ориентирована не на внутреннюю картину болезни, а на внутреннюю картину здоровья, обладает большей динамичностью Я, у нее есть возможность соотносить разные проявления жизни и достаточно энергии для того, чтобы жить полной жизнью. Для такой женщины  вопросы организации здорового образа жизни являются естественными проявлениями ощущения полноты жизни, она решает их применительно к меняющимся качествам своего организма без ущерба для характеристики своего Я. Она перестраивает режим питания, режим дня, распорядок работы и отдыха в соответствии со своей концепцией жизни.

Сегодня психологи пытаются  измерять психологический возраст человека, при этом считается, что самым простым способом такого измерения является следующий: надо попро­сить человека ответить на вопрос: «Если все содержание ва­шей жизни (событий прошлого, настоящего и будущего) ус­ловно принять за 100%, то какой процент этого содержания реализован вами к сегодняшнему дню?».

Зная, как человек оценивает сделанное и прожитое, можно установить его психологический возраст. Для этого достаточ­но умножить «показатель реализованности» на то число лет, которое человек надеется прожить. Например, кто-то считает, что его жизнь реализовалась наполовину и предполагает прожить всего 80 лет. Его пси­хологический возраст будет равен тогда 40 годам (0,5х80) независимо от того, 20 или 60 лет ему в действительности. При  этом если человек недоволен своим возрастом (а с женщинами  это бывает), то современные психологи и психо­терапевты предлагают путешествие во времени своей жизни, чтобы помолодеть или (если очень хочется) повзрослеть.  

Переживания, связанные с временем жизни, делают жен­щину очень уязвимой к признакам  прошлого. Ему может придаваться неоправданно большое значение, реальное на­стоящее обесценивается. Наверное, каждый из читателей наблюдал сорокалетних женщин, которые  вдруг начинают вести себя как подростки (избыток косметики,  нелепые, многочисленные украшения, «странная» одежда и даже ма­неры). За этими фактами стоит страх перед реальностью, переживание прошлого как сверхценного.

Психологи давно отмечают, что с годами сопротивляться прошлому все труд­нее, возникает соблазн уйти в него, искать ушедшую моло­дость в «золотом веке». К сожалению, это шаг к психологической смерти, чтобы избежать его над собственным будущим, женщине надо работать. Надо ждать, надеяться, мечтать, планировать, действовать, стре­мясь к своему будущему, которое вырастает из настоящего, в котором она решает свои жизненные задачи. Все специалисты, занимающиеся  периодом взрослости, отмечают, что состояние женщины,  ее способность к решению жизненных задач определяется ее же отношением к тем изменениям, которые неумолимо готовит ей жизнь. Фактически  женщина  встает перед глобальной проблемой  использования своего интеллекта для решения задач своего же развития, - женщине нужно  подняться над буднями, качественно в ином свете увидеть свою собственную жизнь, заново обрести уверенность в себе, в своей нужности другим, в своей ценности. Так она становится домашним философом, открывая для себя заново искусство жить, обучаясь ему.

Функциональных  возможностей для освоения новой ин­формации как у женщины, так и у мужчины в период зрелости  вполне достаточно для того, чтобы решить на новом интеллектуальном уровне свои жизненные задачи. Исследования показывают, что уровень функционального  интеллекта (способность решать задачи) взрослого человека на разных этапах возрастной эволюции остается достаточно высоким. Никаких резких спадов (и подъемов тоже) в динамике этих функций не наблюдается. Эта функциональная база как раз и позволяет взрослому человеку осуществлять свое дальнейшее - не функциональное  - развитие: углублять свои представления об окружающем мире, развивать взгляды и убеждения, осваивать все более эффективные методы практической и теоретической деятельности.   

Для этого нужны силы, силы, которые женщина может найти в том случае, если множество жизненных ситуаций не загонят ее в тупик постоянного стресса, просто она научится с ними справляться, тем более что период зрелости приносит еще один постоянный источник стресса, у которого даже есть название, - «синдром опустевшего гнезда». Специалисты чаще всего связывают этот синдром с со­стоянием женщины, так как считают, что у нее в большей степени, чем у отца, развито чувство сохранения семьи, любви к детям, заботы о них. С этим и связано более острое пережи­вание пустоты, утраты смысла жизни в период, когда дети покидают родительский дом. Особенно сильно синдром опустевшего гнезда сказывается на женщине, у которой не было иных забот, иных жизненных ценностей, кроме материнства.

Женщина часто просто не хочет понять, что для нее насту­пил новый, очень интересный период жизни, свободный от многих повседневных обязанностей. Отношения с  детьми теперь могут (и должны) перерасти в качественно новое чув­ство дружбы, основанное на прежней любви друг к другу, взаимном доверии. Это чувство удивительно тем, что оно обладает поразительной стабильностью, сохраняясь годами и даже десятилетиями. Надо готовить себя к этому новому чувству, выращивая его в отношениях со своими детьми, иначе (особенно жен­щина) можно попасть под пресс гнетущего чувства одиноче­ства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18