Шпора: Шпоры по ТГП
специфики их различных сторон и граней. Эти задачи успешно выполняет
интенсивно развивающаяся в российском законодательстве тенденция его
специализации. Цель её заключается в том, чтобы юридически полнее охватить
всевозможные изменения и новизну общественных процессов, сообразоваться с
особенностями их проявления в тех или иных социальных сферах, определить
качественный уровень таких преобразований. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ российского
законодательства – это обеспечение тенденции его развития , отражающей
прогрессивность этого процесса в различных сферах общества и права. Выделяют
следующие виды специализации: предметная (предопределение дифференциации
законодательства на различные отрасли.), функциональная (обособление правовых
установлений внутри кодификационных актов, за счёт чего модифицируется их
организационное строение, совершенствуется структура.), региональная
(урегулирование общественных отношений с учётом характерных черт федерального
устройства РФ, географических природных, климатических условий, традиций и
особенностей экономического развития региона.), смешанная (выступает в форме
предметно-территориального направления, предметно функционального либо
функционально-территориального.) УНИФИКАЦИЯ законодательства –
противоположная специализации тенденция, значение которой состоит в
аккумулировании однотипных предписаний и создании юридических актов, которые
упрощали бы законодательство, делая его доступным и единообразным. При помощи
унификации преодолевается несогласованность в структуре механизма правового
воздействия, устраняется его перенасыщенность, ликвидируется неоправданная
разобщённость в правоприменении. Поэтому унификация является одним из
наиболее эффективных путей борьбы с чрезмерной сложностью законодательного
урегулирования в различных сферах.
38. Понятие системы права, её отличие от правовой системы. Система права и
система законодательства.
Система права – это совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм,
институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в
соответствии с особенностями регулируемых отношений. Характерные черты системы:
её первичный элемент – право, элементы не противоречивы, что придаёт системе
целостность и единство, объективный характер системы, т е. её зависимость от
объективно существующих обстоятельств и общественных отношений. Понятие
«система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система» ибо они
соотносятся как целое и частное. Система права и система законодательства —
тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два
аспекта одной и той же сущности — права. Они соотносятся между собой как
содержание и форма. Система права как его содержание — это внутренняя структура
права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений.
Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его
источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне
законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.
Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом
общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как
известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут,
которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие
регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление
системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием
общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых
правовых институтов и отраслей. Вместе с тем структура системы права не может
быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее
органического единства с внешней формой права — системой законодательства.
Законодательство — форма существования прежде всего правовых норм, средство
придания им определенности и объективности, их организации и объединения в
конкретные правовые акты. Но система законодательства — это не просто
совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная
на принципах субординации и скоординированное ее структурных компонентов.
Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из
которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном,
комплексном построении источников права. Однако система права и система
законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и
несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной
самостоятельности. Во-первых, это выражается в том, что первичным
элементом системы права является норма, а первичным элементом системы
законодательства выступает нормативно-правовой акт. Во-вторых, система
законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права,
так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не
могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели
и мотивы издания актов и т.п.). В-третьих, в основе деления права на
отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому
нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же
законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни,
выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме
того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные
отношения, в связи с чем, и отрасль законодательства не является столь
однородной, как отрасль права. В-четвертых, внутренняя структура
системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства.
Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с
юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа
в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства
непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской
Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское
законодательство. В-пятых, если система права носит объективный
характер, то система законодательства в большей степени подвержена
субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность
системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и
сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна,
ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными
социально-экономическими процессами. Необходимость проведения различия между
системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего,
потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью
государственных органов, направленной на упорядочение законодательства,
приведение его в стройную, логичную систему.
39. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права
на отрасли.
Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод
правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те
общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным
критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный
характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так, трудовые
отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные
отношения - семейно-брачного права. Вместе с тем предмет правового
регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли,
потому что: 1) общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно
разнообразны; 2) нередко одни и те же общественные отношения регулируются
различными отраслями и к тому же различными способами. Поэтому вторым
(дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если
предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - кик регулирует.
Если предмет является материальным критерием, то метод - формально-
юридическим. Метод правового регулирования - это совокупность юридических
средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно
однородных общественных отношений. Выделяют следующие основные методы
правового регулирования. - императивный - метод властных предписаний,
субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; -
диспозитивный - метод равноправия сторон, координации, основанный на
дозволениях; - поощрительный - метод вознаграждения за определенное
заслуженное поведение; - рекомендательный - метод совета осуществления
конкретного желательного для общества и государства поведения и т.п.
40. Отрасли права: их общая характеристика. Институты права: понятие и виды.
Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей:
государственное право, административное, финансовое, хмельное, гражданское,
трудовое, природоохранительное, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное
и гражданско-процессуальное.
Ведущей отраслью является государственное право. Оно объединяет нормы,,
закрепляющие основы общественного строя и политики Российской Федерации,
основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное
устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию федеральных
органов государственной власти и управления и субъектов федерации — республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, — а
также органов местного самоуправления. Нормы государственного права
сформулированы в Конституции Российской Федерации, принятой народом России в
ходе референдума 12 декабря 1993 г., конституциях республик, уставах краев,
областей и иных субъектов Федерации, а также некоторых других актах.
Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе
государственного управления. Оно (в отличие от государственного) в основном
регулирует деятельность Правительства Российской Федерации и иных
исполнительных органов Федерации и ее субъектов, порядок прохождения
государственной службы, а также устанавливает систему административных
проступков и порядок применения административной ответственности к виновным
лицам. Нормы административного права содержатся в Конституции Российской
Федерации, в Кодексе об административных правонарушениях, иных федеральных
законах, а также в указах Президента Российской Федерации, в постановлениях
Правительства России, в приказах и инструкциях федеральных министерств и
ведомств, актах органов субъектов Российской Федерации, решениях органов
местного самоуправления. Финансовое право представляет собой
совокупность норм, регулирующих отношения по накоплению и распределению
финансов. Его составной частью служат нормы, предусматривающие формирование
государственного бюджета, бюджетные права федеральных органов государственной
власти Российской Федерации, органов субъектов федерации и местного
самоуправления, порядок составления и утверждения бюджета, контроль за его
выполнением. Значительную часть финансового права составляют нормы, которыми
устанавливаются обязательные платежи и налоги, порядок их взимания,
кредитование, имущественное и личное страхование, а также регулируются
отношения в сфере государственного финансирования капитального строительства,
социально-культурных мероприятий, расходов на управление и оборону Финансовое
право содержит и нормы, закрепляющие правовые основы денежного обращения и
порядок осуществления валютных операций на территории Российской Федерации и за
рубежом. Нормы финансового права содержатся в Конституции Российской
Федерации, законах о государственном бюджете, налогах и сборах, в указах
Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства России и в
других источниках. Земельное право — это совокупность норм,
регулирующих отношения, складывающиеся по поводу распоряжения и управления
земельными ресурсами, находящимися в собственности государства или в частном
владении, в связи с их использованием и охраной. В них устанавливаются
компетенция федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере
регулирования земельных отношений, порядок предоставления, использования и
изъятия земельных участков, особенности использования земель
сельскохозяйственного, городского, промышленного и иного назначения, земель
водного и лесного фонда, порядок разрешения земельных споров. Земельные
отношения регулируются Земельным кодексом, иными федеральными законодательными
актами, указами Президента Российской Федерации, нормативными решениями
Правительства России, а также законами субъектов Российской Федерации и
решениями органов местного самоуправления. Гражданское право объединяет
нормы, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота,
основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других
вещных прав, регулирует договорные, другие имущественные и связанные с ними
личные неимущественные отношения. Участниками гражданских правоотношений
выступают чаще всего граждане и юридические лица. В Российской Федерации
имущественные отношения регулируются не только гражданским, но и
административным, финансовым и другими отраслями права. В отличие от этих
отраслей права предмет гражданского права специфичен в силу того, что участники
гражданских отношений занимают равноправное положение, они сами (в
установленных законом рамках) определяют свое поведение по отношению друг к
другу. Это, так сказать, "горизонтальные" отношения, в которых участники не
подчинены | друг другу. Гражданское право закрепляет правовое положение
государственной, частной и иной собственности (на основе и в развитие норм
государственного права), регулирует различные имущественные сделки, вопросы
наследования, авторства, изобретательства и др. Трудовое право
объединяет систему норм, которые регулируют трудовые отношения рабочих и
служащих (работников) с предприятиями, организациями, учреждениями. Трудовое
право регулирует такие вопросы, как порядок заключения и расторжения трудового
договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, трудовая дисциплина и
материальная ответственность, разрешение трудовых споров. В трудовом праве
имеется подотрасль — право социального обеспечения, которым
регулируются пенсионные отношения граждан по возрасту, в случае утраты
трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях.
Основным актом трудового права является Кодекс законов о труде, законы,
регулирующие пенсионные отношения, и другие акты. Природоохранительное
право регулирует общественные отношения в сфере освоения, использования и
охраны обществом, государством, предприятиями, гражданами окружающей природной
среды. Основная задача данной отрасли сводится к сохранению природных богатств
и естественной среды обитания человека, предотвращению экологически вредного
воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровлению и улучшению
качества окружающей природной среды. Нормы природоохранительного права
закрепляют права граждан на здоровую и благоприятную природную среду,
устанавливают экологический и юридический механизм ее охраны, порядок
проведения государственной экологической экспертизы и осуществления
экологического контроля за соблюдением требований природоохранительного
законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Основным
актом природоохранительного права является Закон РСФСР "Об охране окружающей
природной среды". Семейное право представляет собой совокупность норм,
регулирующих отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье:
порядок вступления в брак, основания его прекращения, взаимные права и
обязанности супругов, родителей 1и детей, а также других членов семьи,
условия и порядок усыновления, установления опеки и попечительства. В основе
семейного права Российской Федерации лежит Кодекс о браке и семье. 1
Уголовное право объединяет нормы, которыми устанавливаются основания
уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируются понятие
преступления и цели наказания, виды уголовных санкций и порядок их применения,
определяется круг общественно опасных деяний, которые признаются преступными.
Источником уголовного права Российской Федерации является Уголовный кодекс.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|