бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по ТГП бесплатно рефераты

специфики их различных сторон и граней. Эти задачи успешно выполняет

интенсивно развивающаяся в российском законодательстве тенденция его

специализации. Цель её заключается в том, чтобы юридически полнее охватить

всевозможные изменения и новизну общественных процессов, сообразоваться с

особенностями их проявления в тех или иных социальных сферах, определить

качественный уровень таких преобразований. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ российского

законодательства – это обеспечение тенденции его развития , отражающей

прогрессивность этого процесса в различных сферах общества и права. Выделяют

следующие виды специализации: предметная (предопределение дифференциации

законодательства на различные отрасли.), функциональная (обособление правовых

установлений внутри кодификационных актов, за счёт чего модифицируется их

организационное строение, совершенствуется структура.), региональная

(урегулирование общественных отношений с учётом характерных черт федерального

устройства РФ, географических природных, климатических условий, традиций и

особенностей экономического развития региона.), смешанная (выступает в форме

предметно-территориального направления, предметно функционального либо

функционально-территориального.) УНИФИКАЦИЯ законодательства –

противоположная специализации тенденция, значение которой состоит в

аккумулировании однотипных предписаний и создании юридических актов, которые

упрощали бы законодательство, делая его доступным и единообразным. При помощи

унификации преодолевается несогласованность в структуре механизма правового

воздействия, устраняется его перенасыщенность, ликвидируется неоправданная

разобщённость в правоприменении. Поэтому унификация является одним из

наиболее эффективных путей борьбы с чрезмерной сложностью законодательного

урегулирования в различных сферах.

38. Понятие системы права, её отличие от правовой системы. Система права и

система законодательства.

Система права – это совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм,

институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в

соответствии с особенностями регулируемых отношений. Характерные черты системы:

её первичный элемент – право, элементы не противоречивы, что придаёт системе

целостность и единство, объективный характер системы, т е. её зависимость от

объективно существующих обстоятельств и общественных отношений. Понятие

«система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система» ибо они

соотносятся как целое и частное. Система права и система законодательства —

тесно взаимо­связанные, но самостоятельные категории, представляющие два

аспекта одной и той же сущности — права. Они соотносятся между собой как

содержание и форма. Система права как его содержание — это внутренняя структура

права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства — внешняя форма права, выражающая стро­ение его

источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне

законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом

общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как

известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут,

кото­рые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие

регулируемых общественных отношений, их спе­цифику и динамизм. Обновление

системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием

общественных процес­сов, актуальность которых способствует появлению новых

пра­вовых институтов и отраслей. Вместе с тем структура системы права не может

быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее

органи­ческого единства с внешней формой права — системой законода­тельства.

Законодательство — форма существования прежде всего правовых норм, средство

придания им определенности и объективности, их организации и объединения в

конкретные правовые акты. Но система законодательства — это не просто

совокупность таких актов, а их дифференцированная система, ос­нованная

на принципах субординации и скоординированное ее структурных компонентов.

Взаимосвязь между ними обеспе­чивается за счет различных факторов, главным из

которых явля­ется предмет регулирования и интерес законодателя в рациональ­ном,

комплексном построении источников права. Однако система права и система

законодательства не тождест­венны. Между ними имеются существенные различия и

несовпа­дения, которые позволяют говорить об их относительной

само­стоятельности. Во-первых, это выражается в том, что первичным

элементом системы права является норма, а первичным элементом системы

законодательства выступает нормативно-правовой акт. Во-вторых, система

законодательства по объему представлен­ного в нем материала шире системы права,

так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не

могут быть отнесены к праву (различные программные положе­ния, указания на цели

и мотивы издания актов и т.п.). В-третьих, в основе деления права на

отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому

нормы отрасли права отличаются высокой степенью однород­ности. Отрасли же

законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни,

выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме

того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные

от­ношения, в связи с чем, и отрасль законодательства не является столь

однородной, как отрасль права. В-четвертых, внутренняя структура

системы права не совпа­дает с внутренней структурой системы законодательства.

Верти­кальная структура системы законодательства строится в соответ­ствии с

юридической силой нормативно-правовых актов, компе­тенцией издающего их органа

в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства

непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской

Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и рес­публиканское

законодательство. В-пятых, если система права носит объективный

характер, то система законодательства в большей степени подвержена

субъек­тивному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объ­ективность

системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и

сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна,

ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объектив­ными

социально-экономическими процессами. Необходимость проведения различия между

системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего,

по­требностями систематизации законодательства, т.е. деятель­ностью

государственных органов, направленной на упорядочение законодательства,

приведение его в стройную, логичную систему.

39. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права

на отрасли.

Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод

правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те

общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным

критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный

характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так, трудовые

отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные

отношения - семейно-брачного права. Вместе с тем предмет правового

регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли,

потому что: 1) общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно

разнообразны; 2) нередко одни и те же общественные отношения регулируются

различными отраслями и к тому же различными способами. Поэтому вторым

(дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если

предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - кик регулирует.

Если предмет является материальным критерием, то метод - формально-

юридическим. Метод правового регулирования - это совокупность юридических

средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно

однородных общественных отношений. Выделяют следующие основные методы

правового регулирования. - императивный - метод властных предписаний,

субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; -

диспозитивный - метод равноправия сторон, координации, основанный на

дозволениях; - поощрительный - метод вознаграждения за определенное

заслуженное поведение; - рекомендательный - метод совета осуществления

конкретного желательного для общества и государства поведения и т.п.

40. Отрасли права: их общая характеристика. Институты права: понятие и виды.

Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей:

государственное право, административное, финансовое, хмельное, гражданское,

трудовое, природоохранительное, семей­ное, уголовное, уголовно-процессуальное

и гражданско-процессуальное.

Ведущей отраслью является государственное право. Оно объ­единяет нормы,,

закрепляющие основы общественного строя и политики Российской Федерации,

основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное

устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию феде­ральных

органов государственной власти и управления и субъектов федерации — республик в

составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, — а

также органов местного самоуправления. Нормы государственного права

сфор­мулированы в Конституции Российской Федерации, принятой народом России в

ходе референдума 12 декабря 1993 г., консти­туциях республик, уставах краев,

областей и иных субъектов Фе­дерации, а также некоторых других актах.

Административное право регулирует отношения, складываю­щиеся в процессе

государственного управления. Оно (в отличие от государственного) в основном

регулирует деятельность Прави­тельства Российской Федерации и иных

исполнительных органов Федерации и ее субъектов, порядок прохождения

государственной службы, а также устанавливает систему административных

про­ступков и порядок применения административной ответственнос­ти к виновным

лицам. Нормы административного права содержатся в Конституции Российской

Федерации, в Кодексе об административных право­нарушениях, иных федеральных

законах, а также в указах Прези­дента Российской Федерации, в постановлениях

Правительства России, в приказах и инструкциях федеральных министерств и

ведомств, актах органов субъектов Российской Федерации, ре­шениях органов

местного самоуправления. Финансовое право представляет собой

совокупность норм, ре­гулирующих отношения по накоплению и распределению

финан­сов. Его составной частью служат нормы, предусматривающие формирование

государственного бюджета, бюджетные права фе­деральных органов государственной

власти Российской Федера­ции, органов субъектов федерации и местного

самоуправления, порядок составления и утверждения бюджета, контроль за его

выполнением. Значительную часть финансового права составляют нормы, которыми

устанавливаются обязательные платежи и налоги, по­рядок их взимания,

кредитование, имущественное и личное стра­хование, а также регулируются

отношения в сфере государствен­ного финансирования капитального строительства,

социально-культурных мероприятий, расходов на управление и оборону Финансовое

право содержит и нормы, закрепляющие правовые основы денежного обращения и

порядок осуществления валютных операций на территории Российской Федерации и за

рубе­жом. Нормы финансового права содержатся в Конституции Россий­ской

Федерации, законах о государственном бюджете, налогах и сборах, в указах

Президента Российской Федерации, постановле­ниях Правительства России и в

других источниках. Земельное право — это совокупность норм,

регулирующих отношения, складывающиеся по поводу распоряжения и управ­ления

земельными ресурсами, находящимися в собственности государства или в частном

владении, в связи с их использованием и охраной. В них устанавливаются

компетенция федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов

субъ­ектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере

регулирования земельных отношений, порядок предо­ставления, использования и

изъятия земельных участков, особен­ности использования земель

сельскохозяйственного, городского, промышленного и иного назначения, земель

водного и лесного фонда, порядок разрешения земельных споров. Земельные

отношения регулируются Земельным кодексом, иными федеральными законодательными

актами, указами Прези­дента Российской Федерации, нормативными решениями

Прави­тельства России, а также законами субъектов Российской Феде­рации и

решениями органов местного самоуправления. Гражданское право объединяет

нормы, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота,

основания возникновения и порядок осуществления права собственнос­ти и других

вещных прав, регулирует договорные, другие имуще­ственные и связанные с ними

личные неимущественные отноше­ния. Участниками гражданских правоотношений

выступают чаще всего граждане и юридические лица. В Российской Федерации

имущественные отношения регули­руются не только гражданским, но и

административным, финан­совым и другими отраслями права. В отличие от этих

отраслей права предмет гражданского права специфичен в силу того, что участники

гражданских отношений занимают равноправное по­ложение, они сами (в

установленных законом рамках) определяют свое поведение по отношению друг к

другу. Это, так сказать, "горизонтальные" отношения, в которых участники не

подчинены | друг другу. Гражданское право закрепляет правовое положение

государст­венной, частной и иной собственности (на основе и в развитие норм

государственного права), регулирует различные имущест­венные сделки, вопросы

наследования, авторства, изобретатель­ства и др. Трудовое право

объединяет систему норм, которые регулируют трудовые отношения рабочих и

служащих (работников) с пред­приятиями, организациями, учреждениями. Трудовое

право регу­лирует такие вопросы, как порядок заключения и расторжения трудового

договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, трудовая дисциплина и

материальная ответственность, раз­решение трудовых споров. В трудовом праве

имеется подотрасль — право социального обеспечения, которым

регулируются пенсионные отношения граждан по возрасту, в случае утраты

трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях.

Основным актом трудового права является Кодекс законов о труде, законы,

регулирующие пенсионные отношения, и другие акты. Природоохранительное

право регулирует общественные отно­шения в сфере освоения, использования и

охраны обществом, государством, предприятиями, гражданами окружающей природ­ной

среды. Основная задача данной отрасли сводится к сохране­нию природных богатств

и естественной среды обитания челове­ка, предотвращению экологически вредного

воздействия хозяйст­венной и иной деятельности, оздоровлению и улучшению

каче­ства окружающей природной среды. Нормы природоохранительного права

закрепляют права граж­дан на здоровую и благоприятную природную среду,

устанавли­вают экологический и юридический механизм ее охраны, порядок

проведения государственной экологической экспертизы и осу­ществления

экологического контроля за соблюдением требований природоохранительного

законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Основным

актом природоохранительного права является Закон РСФСР "Об охране окружающей

природной среды". Семейное право представляет собой совокупность норм,

регу­лирующих отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье:

порядок вступления в брак, основания его прекращения, взаимные права и

обязанности супругов, родителей детей, а также других членов семьи,

условия и порядок усынов­ления, установления опеки и попечительства. В основе

семейного права Российской Федерации лежит Кодекс о браке и семье. 1

Уголовное право объединяет нормы, которыми устанавливают­ся основания

уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируются понятие

преступления и цели наказания, виды уголовных санкций и порядок их применения,

определяется круг общественно опасных деяний, которые признаются преступными.

Источником уголовного права Российской Федерации является Уголовный кодекс.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18