бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по ТГП бесплатно рефераты

социального общения. Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по

своему значению, юридической природе, удельному весу, само­стоятельности,

степени воздействия на общественные отноше­ния, но в то же время они подчинены

некоторым общим законо­мерностям, характеризуются единством. Понятия правовой

системы и правовой надстройки очень близки, но не идентичны, не

взаимозаменяемы. Правовая систе­ма более гибко и полно отражает структуру

правовой материи, все ее мельчайшие связи, «капилляры», в то время как правовая

над­стройка традиционно понимается как единство трех компонен­тов: взглядов,

отношений, учреждений. Правовая система и правовая надстройка различаются по

своему содержанию, элементному составу, гносеологическим функциям, социальному

назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными и

иными факторами, генезису. Правовая система — более дробная и более

диф­ференцированная категория; она многоэлементна, полиструк­турна, иерархична.

Право, как уже подчеркивалось, — эпицентр правовой систе­мы. Юридические нормы,

будучи обязательными эталонами об­щественно необходимого поведения, опираясь на

возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и

цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие кон­струкции правовой

системы, без которых она могла бы превра­титься в простой конгломерат

элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом.

Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере

ос­лабленными. Особенно это касается конституционных норм, играющих в правовой

системе опорную приоритетную роль. Сама Конститу­ция венчает собой все

законодательство, выступает правообразующим ядром, устанавливает виды

юридических актов, их соотно­шение, субординацию, способы разрешения коллизий

между ними, служит главным ориентиром в деле организации правового

регулирования в стране2. Нормы права вместе с порождаемыми ими

правоотношения­ми — это необходимые крепления, связки правовой системы. Но

право — тоже система, и притом наиболее устойчивая и дисцип­линирующая,

содержащая в себе четкие оценочные критерии. Это — базовая система в системе.

Являясь первичными клеточками правовой системы, юридические нормы и составляют

ее пер­вооснову, придают ей жизненные силы. Именно через эти нормы достигаются

прежде всего основные цели правового регулиро­вания. Право доминирует в

правовой системе, играет в ней роль кон­солидирующего фактора, «центра

притяжения». Все другие ее элементы являются фактически производными от права.

И вся­кие изменения в нем неизбежно порождают изменения во всей правовой

системе или по крайней мере во многих ее частях. Иными словами, правовая

система общества не охватывается и не может быть охвачена понятием права даже и

в широком (социологическом) смысле, подобно тому как политическая сис­тема не

исчерпывается понятием государства. Безусловно, «для характеристики правовой

системы решающее значение имеет сущность и содержание права, но из этого не

следует, что любую правовую систему достаточно свести к праву»

25. Классификация правовых систем. Основные правовые семьи народов.

Исторически в каждой стране действуют свои право­вые обычаи, традиции,

законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового

менталите­та, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позво­ляет говорить

об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему —

совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений,

право­сознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле).

Однако наряду с особенностями, отличиями в этих правовых системах можно

заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют группировать их в

"правовые семьи" (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько

родственных в правовом отноше­нии стран. Существует несколько критериев

объединения, клас­сификации правовых систем различных государств. 1.

Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря,

системы связаны между собой ис­торически, имеют общие государственно-правовые

корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же

правовых началах, принципах, нормах). 2. Общность источников, форм

закрепления и выраже­ния норм права. Речь идет о внешней форме права, о

том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях,

обычаях), об их роли, значении, соот­ношении. 3. Структурное единство,

сходство. Правовые систе­мы стран, входящих в одну правовую семью, должны

обла­дать сходством структурного построения нормативно-пра­вового материала.

Как правило, это находит выражение на микроуровне — на уровне строения нормы

права, ее эле­ментов, а также на макроуровне — на уровне строения круп­ных

блоков нормативного материала (отраслей, суботрас­лей, других подразделений).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних

странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности

правосудия и т.д., в других — теологические, религиозные начала (например,

мусульманские страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические

идеи и т.п. 5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а

также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом

отношении страны обыч­но используют тождественные или сходные по своему

зна­чению термины, что объясняется единством их происхож­дения. По этой же

причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке

правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, спосо­бы

построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации. С учетом

изложенного в науке выделяют следующие правовые системы: 1) англосаксонскую

(Англия, США, Ка­нада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германскую

(страны континентальной Европы, Латинской Амери­ки, некоторые страны Африки, а

также Турция); 3) рели­гиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве

госу­дарственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социа­листическую (Китай,

Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и

Мадагаскар).

26. Преемственность в праве. Рецепция права.

27. Понятие нормы права. Признаки правовой нормы, отличающие её от других

разновидностей социальных норм.

В современной юридической литературе под нормой права понимается

общеобязательное формально-опреде­ленное правило поведения, установленное и

обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликован­ное в

официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем

определения прав и обя­занностей их участников. Можно выделить следующие

существенные признаки правовых норм. 1. Норма права есть мера свободы

волеизъявления и по­ведения человека. 2. Это форма определения и закрепления

прав и обязан­ностей. 3. Норма права представляет собой правила поведения

общеобязательного характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в каком

направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо

действовать тому или ино­му субъекту; б) предписывает правильный с точки

зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ

действий; в) носит общий характер, выступает в каче­стве равного, одинакового

масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия. 4. Это

формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы

проявляется в содержа­нии, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на

по­следствия ее нарушения. Внешняя определенность заключа­ется в том, что

любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа —

нормативно-правовом акте. 5. Норма права есть правило поведения,

гарантирован­ное государством. 6. Она обладает качеством системности, которое

прояв­ляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации

норм различных отраслей и институтов права. Правовыми можно считать нормы,

которые: • исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев,

традиций, прецедентов, не противоречащих общегуманистическим идеалам и

признанных государством; • исходят непосредственно от общества (страны),

тер­риториального образования и выражают волю всего населе­ния или его

большинства, т.е. нормы, принятые путем все­народного голосования

(референдума), предусмотренного Конституцией; • изданы легитимными органами

государства, избран­ными или назначенными в соответствии с Конституцией, и не

противоречат международно-правовым актам, закрепля­ющим естественные права

человека; закреплены в договорах, заключенных между субъек­тами права в

соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и

нормами международно­го права.

28. Структура нормы права.

Будучи "клеточкой" права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее

собственную структуру. Традиционно считается, что норма права состоит из трех

элементов: гипотезы, диспози­ции и санкции. Гипотеза указывает на

конкретные жизненные обстоя­тельства (условия), при наличии или отсутствии

которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств,

обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной

называют гипотезу, которая свя­зывает действия нормы с одним из нескольких

перечислен­ных в статье нормативного акта обстоятельств. По форме выражения

гипотезы классифицируются на абстрактные и казуистические. Абстрактные –

указывая на условия действия нормы, акцентируют внимание на их общих, родовых

признаках. Казуистическая – связывает реализацию юридической нормы,

возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с

отдельным, строго определённым частным случаем. Диспозиция содержит

само правило поведения, соглас­но которому должны действовать участники

правоотноше­ния. По способу изложения диспозиция может быть прямой,

альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность

участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных

нормой. Блан­кетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме,

отсылая субъекта реализации к другим пра­вовым нормам. Санкция

указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения

диспозиции право­вой нормы. По степени определенности санкции подразделя­ются

на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно

определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные

(лишение сво­боды на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до

одного года, или штраф). Таким образом, структура правовой нормы есть

логи­чески согласованное ее внутреннее строение, обусловлен­ное фактическими

общественными отношениями, харак­теризуемое наличием взаимосвязанных и

взаимодейству­ющих элементов, реально выраженное в нормативно-пра­вовых актах.

29. Содержание правовых норм. Позитивное обязывание, дозволения и запреты в

содержании правовых норм.

30. Виды норм права.

Классификация правовых норм: 1. По субъектам правотворчества различают нормы,

ис­ходящие от государства, и непосредственно от гражданско­го общества. В

первом случае это нормы органов представи­тельной государственной власти,

исполнительной государ­ственной власти и судебной государственной власти (в тех

странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нор­мы принимаются

непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский

сход и .т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12

декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской

Федерации. 2. По социальному назначению и роли в правовой систе­ме нормы можно

подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила

поведения), ох­ранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные

(нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), де­финитивные

(нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные

(нормы-инструменты). Учредительные нормы отражают исходные начала

пра­вового регламентирования общественных отношений, право­вого положения

человека, пределов действия государства. Например, норма, закрепленная в ст. 2

Конституции Российской Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы

являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод

человека и граждани­на — обязанность государства". Регулятивные нормы

непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих

между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них

обязанностей. В зависимости от характе­ра субъективных прав и обязанностей

различают три основ­ных вида регулятивных норм: управомочивающие

(предос­тавляющие своим адресатам право на совершение положи­тельных действий);

обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных

действий); зап­рещающие (устанавливающие запрет на совершение дей­ствий и

поступков, которые определены законом как право­нарушения). Охранительные

нормы фиксируют меры государствен­ного принуждения, которые применяются за

нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и поря­док

освобождения от наказания. Обеспечительные нормы содержат предписания,

гаран­тирующие осуществление субъективных прав и обязаннос­тей в процессе

правового регулирования. Социальная цен­ность их зависит от того, насколько

эффективно они спо­собствуют созданию механизмов и конструкций

беспрепят­ственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных

нормативных актах, связанных между собой. Декларативные нормы обычно

включают в себя поло­жения программного характера, определяют задачи право­вого

регулирования отдельных видов общественных отно­шений, содержат нормативные

объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: "Наименования

Россий­ская Федерация и Россия равнозначны". Дефинитивные нормы

формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия

преступ­ления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.).

Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие противоречия между

правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: "В случае противоречия

указа Прези­дента Российской Федерации или постановления Правитель­ства

Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий

Кодекс или соответствую­щий закон". Оперативные нормы устанавливают

даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п. 3. По

предмету правового регулирования различают нор­мы конституционного,

гражданского, уголовного, админист­ративного, трудового и иных отраслей права.

Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессу­альные. Первые

являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания,

устанавливающие процеду­ру применения этих правил. 4. По методу правового

регулирования выделяются им­перативные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не

допускающий. отклонений в ре­гулируемом поведении. Это, как правило, нормы

админист­ративного права. Диспозитивным нормам присущ автономный

характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим до­говориться по

вопросам объема, процесса реализации субъек­тивных прав и обязанностей или

использовать в определен­ных случаях резервное правило. Они реализуются

преиму­щественно в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные нормы

обычно адресуются негосу­дарственным предприятиям, устанавливают варианты

же­лательного для государства поведения. По этому же основанию нормы можно

разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные. 5. По сфере действия

вычленяются нормы общего дей­ствия, нормы ограниченного действия и локальные

нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граж­дан и

функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия

имеют пределы, обус­ловленные территориальными, временными, субъективны­ми

факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в

состав Российской Федера­ции, или нормы, исходящие от представительных или

ис­полнительных органов краев, областей и др. Локальные нормативные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18